Научная статья на тему 'События. Факты. Прогнозы. Бюджет-2007: приоритеты правительства в поддержке регионов, развитии образования, здравоохранения, национальной обороны'

События. Факты. Прогнозы. Бюджет-2007: приоритеты правительства в поддержке регионов, развитии образования, здравоохранения, национальной обороны Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
48
10
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «События. Факты. Прогнозы. Бюджет-2007: приоритеты правительства в поддержке регионов, развитии образования, здравоохранения, национальной обороны»

Деловая хроника

СОБЫТИЯ. ФАКТЫ. ПРОГНОЗЫ

Бюджет-2007: приоритеты правительства в поддержке регионов, развитии образования, здравоохранения, национальной обороны

6 октября в Кремле Президент России В. В. Путин встретился с министром финансов РФ А. Л. Кудриным. Предлагаем вашему вниманию стенографический отчет.

В. ПУТИН: Первый вопрос — работа над бюджетом 2007 г. Второе чтение должно пройти. Как Вы оцениваете совместную работу с депутатами?

Второй вопрос — это бюджет текущего года. Есть соответствующие поправки. Сразу хотел бы обратить Ваше внимание на то, что некоторые вещи действительно требуют особого внимания со стороны правительства, имею в виду инфляционные процессы и другие составляющие реальной экономической жизни — это разница на ГСМ, на транспортные расходы, в том числе и в бюджетной сфере. Но сразу хотел бы обратить внимание на то, что одна из приоритетных задач правительства — это борьба с ростом инфляции, поэтому, когда будете обсуждать с коллегами эту часть совместной работы над бюджетом 2006 г., не забывайте про это.

Я знаю, что Ваше ведомство как раз много делает для того, чтобы удержать инфляцию, вместе с Центробанком, но нужно, чтобы наши коллеги прониклись необходимостью решения этой задачи совместными усилиями.

Следующий вопрос — продпаек. Применительно в том числе к военным пенсионерам. Я дал соответствующее поручение. Знаю, что Вы работали над этим. Хотелось бы узнать, что сделано.

И вчера, и сегодня я разговаривал с Председателем Центробанка. Мы фиксируем очень большой приток иностранной валюты, иностранного частного капитала. По предварительным оценкам, за первые девять месяцев текущего года — это 27 млрд долл.. Это частный капитал, без всяких усилий государства. Усилий в том смысле, что это не государственные деньги.

Это, наверное, результат снятия ограничений на валютные операции в соответствии с законом о валютном регулировании. Это — совершенно очевидно — повышение доверия граждан России к национальной валюте, потому что сокращаются накопления наших граждан в иностранной валюте и увеличиваются — в рублях. Как Вы оцениваете процесс? Чего нам от этого ждать, где здесь «плюсы», где здесь «минусы» и что Вы по этому вопросу думаете?

А. КУДРИН: На следующей неделе — второе чтение бюджета. Идет конструктивная работа со всеми профильными комитетами Государственной Думы. К сегодняшнему, к вечеру, дню завершились заседания всех профильных комитетов, и в начале следующей недели пройдет заседание профильного комитета по бюджету, который обобщит эти предложения ко второму чтению.

Сразу могу сказать: очень много было разных предложений и от депутатских групп, и от комитетов — перераспределить расходы с одних отраслей на другие. Но сегодня можно уже смело сказать, что в целом приоритеты, предложенные правительством по всем основным направлениям, — это прежде всего поддержка регионов, поддержка образования, национальной обороны, здравоохранения и другие, — они поддержаны. И тем самым основные пропорции бюджета по направлениям сохранены. Тем самым перераспределения будут минимальными или практически они будут несущественными. Это предмет второго чтения.

В третьем чтении будем рассматривать вопросы внутри каждого раздела, каждого направления. Я встретился не только с «Единой Россией», но и КПРФ, встречался и выступал у них на фракции. Мы ведем работу параллельно со всеми фракциями, пытаемся ответить на все вопросы, дать разъяснения. Я хотел бы обратить внимание, что у нас в этом году

есть серьезные новые расходы, которые получили дополнительное внимание. Прежде всего — это поддержка атомной отрасли. И здесь государство в первую очередь должно участвовать в этой работе — это 18 млрд руб. Это борьба с перекрестным субсидированием в железнодорожном транспорте, в электроэнергетике. Прежде всего, получат поддержку те регионы, которые находятся на Дальнем Востоке, на Севере. Это связано с высокими издержками на дизельное и другие виды топлива при производстве электроэнергии именно в этих регионах.

Если говорить о продпайке, то мы выполнили Ваше поручение и включили в бюджет следующего года новую норму. Она также будет продублирована и в законе об обороне в связи с тем, что продпаек как категория для всех военнослужащих — отменяется. Вводится денежная выплата, которая будет с учетом индексации с 1 декабря следующего года больше тысячи рублей для каждого военнослужащего, но это не отменяет права министра обороны вводить в отдельных частях и для отдельных подразделений продовольственный паек в натуральном виде, исходя из особенностей службы в этих подразделениях.

В. ПУТИН: Там, где это необходимо.

А. КУДРИН: Там, где это необходимо. Но в связи с тем, что теперь вместо натурального расчета или натуральной «корзины» каждому военнослужащему будет выделена денежная компенсация, с 1 декабря следующего года выплата составит больше тысячи рублей, — это будет принято и в расчет пенсий для пенсионеров. Тем самым этот фактор повлияет на размер пенсии, а впредь эта составляющая, как и все денежное довольствие, будет индексироваться. И пенсии также будут индексироваться. То есть та проблема, которая для военных пенсионеров была до сих пор в связи с тем, что денежная компенсация для военнослужащего не индексировалась в течение нескольких лет, — будет преодолена, как Вы поручали.

Если говорить о бюджете этого года, то, действительно, традиционно в конце года мы подправляем бюджет. У нас в предыдущие годы объем таких поправок был существенным. Нам хотелось разделить все дополнительные доходы, которые поступают. Но это существенно искажало приоритеты бюджета. По сути, это было исправлением недостаточно качественной плановой работы. Мы должны впредь более четко планировать бюджет на год, чтобы минимально менять его в течение года. То есть заранее договариваться обо всех основных направлениях, всех объектах инвестиционной программы.

Поэтому я поддерживаю только те изменения, которые связаны с индексацией отдельных статей

расходов бюджета, связанных не предусмотренными, скажем, ценами на бензин или транспортными расходами, связанными опять же с этими ценами. То есть это минимальный круг вопросов, которые не были учтены или по факту оказались несколько иными. Остальные расходы не должны касаться новых обязательств, новых объемов строительства. Это все должно предусматриваться в плановом порядке.

Тогда нам удастся избежать синдрома четвертого квартала, как мы его называем иногда, когда приходится менять бюджет в ноябре и потом эту сумму — она иногда была больше 100 млрд, — в декабре пытаться успеть израсходовать. Это снижает эффективность средств, а в январе-феврале мы получаем всплеск инфляции. Нам, конечно, в этом году надо этой составляющей избежать.

Ну и конечно, мы имеем в этом году выше, чем мы ожидали, цены на нефть. Мы планировали бюджет из 40 долл. за баррель. Затем назвали новый прогноз, что в этом году будет примерно 65 долл. за баррель. Сейчас она фактически с начала года — около 63. То есть это все равно больше, чем 40 долл., которые мы планировали.

Это означает, что если за восемь месяцев прошлого года приток валюты был таков, что Центральный банк выкупил и увеличил свои золотовалютные резервы на 25 млрд, то уже за этот год за восемь месяцев — на 77 млрд. Это, конечно, увеличило денежные предложения, которые осуществил Центральный банк, выкупая эту валюту, поэтому у нас денежная масса приросла больше, чем даже в прошлом году за это время — на 45 %. У нас есть некоторое беспокойство. Создается фон давления в виде инфляции, поэтому мы не должны добавлять к этому уже произошедшему увеличению денежной массы еще и расходы, которые бы ухудшили ситуацию по инфляции. Наша задача — наоборот, сдержать приток, оставить его под контролем. И здесь хочу сказать: в ближайшее время Минфин совместно с Минэкономразвития внесет предложения по дополнительным мерам сдерживания инфляции в конце года. Тенденция лучше, чем в прошлом году, но все равно у нас есть еще беспокойство, поэтому мы будем принимать дополнительные меры.

Сейчас наметившееся снижение цен на нефть компенсируется дополнительным притоком валюты в виде притока капитала. 27 млрд долл. — это сальдо притока. Это разница между оттоком и притоком, которая сложилась в частном секторе. Самый большой приток за последние много лет оказался во втором квартале. Сумма притока — 17,6 млрд долл. И в третьем квартале.

В. ПУТИН: А планировали отток?

A. КУДРИН: А планировали отток суммарно по году.

B. ПУТИН: Примерно 3 млрд?

А. КУДРИН: Примерно 3 млрд. Сейчас суммарный приток, сальдо, около 27 млрд долл. Этот приток отразился в общих инвестициях, в том числе в прямых инвестициях. Могу сказать, что за этот же период прошлого года у нас было прямых инвестиций 18,1 млрд долл., а в настоящий момент — 20,8 млрд долл. Должен сказать, что Россия по прямым инвестициям обогнала такие страны, как Япония, Канада и ряд других ведущих стран мира.

Прямых инвестиций мы теперь имеем больше, чем некоторые развитые страны, что говорит о том, что идет модернизация экономики, модернизация промышленных предприятий. Конечно, наша задача — увеличивать приток инвестиций именно в перерабатывающие отрасли, чему мы посвящаем в последнее время работу Правительства. Это связано и с оттоком денег населения из долларов в «чулках» или «матрасах», как мы говорим, в рубли, со своих валютных вкладов в рублевые вклады в банках.

В этом году такой отток составил 10,3 млрд долл., за аналогичный период прошлого года — всего было 2,9 млрд долл. То есть доверие к новому курсу, к конвертируемости рубля, к уверенному поведению рубля в отношении других валют укрепляется, рубль становится все более надежным вложением. В нем можно сберегать, и это позитивно влияет, также сдерживает инфляцию.

Чем больше люди доверяют рублю, тем больше операций будет проходить в рублях и тем больше наша экономика будет монетизироваться. Это означает, что количество денег в экономике даже можно будет увеличивать. Пока что количество денег в нашей экономике, которое мы можем себе позволить, не такое высокое, как в других странах. Монетизация нашей экономики составляет 27% — это уровень денежной массы к ВВП. У развитых стран этот показатель больше за счет того, что экономика больше впитывает, больше прокручивает через свои финансовые институты.

У нас сейчас монетизация экономики растет, но пока еще медленно — это связано с тем, что нам надо развивать и финансовые институты, и проводить структурные реформы. В целом либерализация валюты с 1 июля оказала позитивное влияние, но это означает, что экономическая политика и макрополитика должны быть очень консервативны, сдержанны, не давать ложных сигналов о притоке и оттоке краткосрочных капиталов. Это всегда раскачивает и курс, и экономику, поэтому

здесь должна быть стабильная, продуманная, взвешенная работа.

В. ПУТИН: С Центральным банком разберитесь по поводу прогноза укрепления национальной валюты на следующий год — от 0 до 10 % планировать — сегодня в течение дня все возможно — это что за прогноз? В этом году все-таки выходят на 9, на 9,5, а в следующем году планируют уже 10 %.

A. КУДРИН: Центральный банк — независимая структура. Это означает, что Центральный банк оставляет за собой такую вилку в связи с пока еще ожидаемой реакцией на дополнительные расходы государства — как государство поведет себя, используя дополнительные доходы от нефти. Если государство будет больше тратить от нефти — укрепление будет больше. Поэтому сегодня это признак некоторой неопределенности, которую Центральный банк ощущает в действиях правительства.

B. ПУТИН: Надеюсь, что та твердая позиция, которую Вы мне только что сообщили в связи с возможными изменениями в бюджете 2006 г., будет способствовать дальнейшему росту стабильности российской экономики.

В Государственной думе

Госдума на пленарном заседании 11 октября приняла во втором чтении проект федерального бюджета на 2007 г. Согласно принятым поправкам, раздел «Общегосударственные вопросы» был сокращен на 10,6 млрд руб. За счет этих средств были увеличены расходы на другие разделы бюджета. В частности, на финансирование национальной экономики дополнительно направлено 1,9 млрд руб., на финансирование ЖКХ — 2,3 млрд руб., на межбюджетные трансферты — 2,5 млрд руб.

Госдума приняла также в первом чтении законопроект, устанавливающий порядок резервирования земельных участков для государственных или муниципальных нужд и поправки в Земельный кодекс РФ, предоставляющие казенным предприятиям субъектов РФ земельные участки в бессрочное пользование. Законопроект направлен на приведение Земельного кодекса РФ в соответствие с законом «О государственных и муниципальных унитарных предприятиях».

В Минэкономразвитии России

Рост ВВП России за девять месяцев 2006 г. — 6,6 %, сообщил 20 октября министр экономического развития и торговли Герман Греф. Он также

отметил, что за девять месяцев 2006 г. рост промышленного производства был равен 4,2 %, а в сентябре оно увеличилось на 4,1 % по сравнению с сентябрем прошлого года.

Накопленная инфляция с начала текущего года по 16 октября этого года составила 7,4 %, сообщил министр. Минэкономразвития прогнозирует инфляцию в октябре на уровне 0,4 %, сообщил заместитель министра экономического развития и торговли РФ Андрей Белоусов.

Новости фирмы «1С»

Во исполнение городского государственного заказа города Москвы фирма «1С» поставляет в школы-новостройки программное обеспечение для управления образовательным процессом школы.

Качество обучения наших детей в школе зависит не только от квалификации преподавательского состава, но и от правильной организации образовательного процесса учреждения образования. Для сдачи в эксплуатацию новой школы в Москве необходимо произвести ее полное техническое оснащение. К привычному понятию оснащенности, включающему в себя обеспечение мебелью, наглядными пособиями, компьютерами, лабораторным оборудованием, теперь добавляется внедрение современных информационных технологий, важным элементом которых является система управления образовательным учреждением.

Для реализации описанного подхода к оснащению школ-новостроек Департамент образования города Москвы в 2005 г. провел конкурс на право заключения государственного контракта на поставку мебели, учебного и спортивного оборудования, компьютерной техники, программного обеспечения и элементов оформления интерьера для оснащения школ и детских садов, строящихся в рамках реализации инвестиционной программы капитальных вложений. В ходе проведения конкурса лучшим предложением по лоту «Программное обеспечение для автоматизации работы управления школой» был признан заявленный фирмой «1С» комплекс программных продуктов, состоящий из разработанной на платформе «1С:Предприятие» многофункциональной информационной системы «1С:ХроноГраф Школа 2.0» и редактора расписания «ХроноГраф 3.0 Мастер».

Этот комплекс обеспечивает возможность автоматизации административной деятельности сотрудников образовательных учреждений (директора, завуча, диспетчера расписания, классного руководителя, учителя) и служит основой формирования единого информационного образовательного пространства.

Программы комплекса обеспечивают возможность хранения и анализа информации о преподавательских кадрах, учащихся, их успеваемости, обеспечивают создание и ведение расписания занятий. Ввиду широкого распространения сетевых технологий функционирует поддержка работы пользователей через Интернет. Поставка в школы программного обеспечения сопровождается обязательной методической поддержкой.

За годы существования на рынке программные продукты «1С:ХроноГраф Школа» и редактор расписания «ХроноГраф 3.0 Мастер» получили высокие оценки от школьных администраторов.

Вот как отзывается о работе этих продуктов один из непосредственных пользователей, завуч школы №2000 Южного административного округа города Москвы, Т. В. Люборец: «Незаменимым помощником при работе с огромным количеством исходных данных, которые раньше приходилось держать в голове, или на большом числе разрозненных листочков, а потом значительное время выверять, стал постоянно, но ненавязчиво присутствующий механизм контроля от механических ошибок, связанных с усталостью или забывчивостью: существенную помощь оказывает программа, контролируя информацию об учебных часах, занятости кабинетов, не позволяя потерять часы у классов и учителей и не допуская накладок одновременной занятости учителей и кабинетов».

Это не первый успех программных продуктов фирмы «1С» в области автоматизации управления образовательным процессом. Выиграв конкурсы 2002 и 2003 гг., фирма «1 С» успешно поставила программный продукт «1С:ХроноГраф Тарификация» в 491 школу города Москвы и за два года обучила работе с этим пакетом более 263 администраторов. Став победителем тендера 2004 г. на поставку программного обеспечения для школьных библиотек, фирма «1С» автоматизировала 163 рабочих места библиотекарей с помощью информационно-библиотечной системы «1С:Школьная Библиотека».

За дополнительной информацией обращайтесь к Игорю Кузоре, тел.: (495) 688-8929, (495) 258-44-08, факс: (495) 681-4407, электронная почта: qzri@1c. ru.

Фирма "1С"

123056, Москва, а/я 64

Отдел продаж: Селезневская ул. , д. 21

Телефон: (495) 737-9257

Факс: (495) 681-4407

www. 1c. ru, obr. 1c. ru 1c@1c.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.