\ СОБЫТИЕ\
Залп
«Авроры»
Наши корреспонденты побеседовали с Константином Шиловым, гендиректором НПО «Аврора» — крупнейшим в России разработчиком и производителем систем управления корабельными техническими средствами.
Светлана — Константин Юрьевич, как вы оцениваете участие
МОРГУНОВА, «Авроры» в Военно-Морском салоне 2009 года? Олег — Участие в таких крупных международных форумах
РОГОЗИН обязательно имеет политическую составляющую. Наш
главный заказчик — Военно-Морской флот РФ. Стенд «Авроры» посетил (даже дважды) Главком ВМФ адмирал Владимир Высоцкий, с которым удалось обсудить вопросы, имеющие непосредственное отношение к предприятию. Мы встретились с министром транспорта Игорем Левитиным, показали ряд разработок вице-премьеру правительства России Сергею Иванову.
На стенде были выставлены образцы продукции предприятия, которые вызвали интерес конструкторскими особенностями, дизайном. В дальнейшем они пойдут в произ-Константин водство, и было важно, чтобы их увидели специалисты.
ШИЛОВ, Благодаря участию в салоне мы приблизились к ре-
гендиректор шению нескольких коммерческих задач. Например, у нас
НПО «Аврора» были некоторые противоречия с украинским заводом
«Зори-Машпроект», производителем корабельных турбин. Здесь мы договорились с его руководителем г-ном Хоменко о том, что поставка в Индию турбин с нашими системами продолжится — еще на четыре корабля.
Еще одно весьма перспективное соглашение — с известной петербургской компанией «Транзас». Долгое время мы ощущали себя соперниками на рынке, но пришло понимание, что целесообразнее объединить усилия. В итоге были достигнуты договоренности об организации совместного консорциума. Сформирована рабочая группа, документы уже готовятся. Объявить о создании консорциума мы хотим на международной морской выставке «Нева» в сентябре этого года.
— На каком этапе сегодня находится формирование концерна «НПО «Аврора»?
— Создание концерна начато три года назад в соответствии с Указом Президента России. Поскольку головная компания — «Аврора» — на тот момент была Федеральным государственным унитарным предприятием (ФГУП), мы должны были пройти тернистый путь акционирования (100% капитала оставалось в руках государства» — ред).
— Расскажите о структуре создающегося концерна.
— В ходе подготовки его документов требовалось составить реестр государственного имущества, а он включает около 200 тыс. позиций, среди них 9 участков земли и 49 объектов недвижимости.
Головная компания располагается в Петербурге. В состав концерна войдет крупный ставропольский завод «Нептун» (приборостроение), нам передается контрольный пакет его акций — 51%. Еще во владение концерна перейдет 20% бумаг приборостроительного холдинга «Системы управления и приборы», наиболее крупное его предприятие находится в подмосковной Черноголовке. Так же в состав концерна войдет фирма, дислоцированная в индийском Мумбаи. Под вопросом пока присоединение владивостокского завода «Варяг» (машиностроение и металлообработка). Если там удастся консолидировать 25% пакет акций, он будет передан концерну... Вот такая география — Петербург, Индия, Подмосковье, возможно, Дальний Восток.
— Создание подобных объединений сегодня — это тенденция, инициированная правительством страны. Какие вы видите в этом плюсы и минусы?
— Во-первых, считаю, что разделение НПО «Аврора» в 1991 году на отдельные предприятия было ошибкой. Теперь это признано и на государственном уровне, поэтому принято решение об организации ОАО «Концерн «НПО «Аврора». Плюсы объединения, во всяком случае для меня, очевидны. Мы стремимся на международный рынок, поскольку внутреннее потребительское пространство для нас узковато. Больше $100 млн. в год с нашего рынка не выбрать. А на международном — перспективы есть. Продвинуться в Европу пока сложно, но есть другие секторы — Индия и Китай, государства ближнего зарубежья. Возможности поставлять туда нашу продукцию есть, так как качество ее высокое.
Но продвижение на тот или иной рынок стоит денег и немалых. Предприятие с оборотом до $100 млн. бюджет продвижения, который может достигать $10-15 млн., не потянет. А для того чтобы конкурировать, например, с компаниями «Самсунг» или «Сименс» — это минимум.
Другой плюс создания объединенного предприятия — возможность ликвидировать дублирующие подразделения и мощности и концентрированно заниматься перевооружением производства.
36 ПРЯМЫЕ ИНВЕСТИЦИИ / № 8 (88) 2009
\ РЕАЛЬНЫЙ СЕКТОР \
Отрицательный момент может возникнуть только в том случае, если предприятие объединяется не по технологическому принципу, а потому что так указали сверху. И, конечно, надо построить математическую модель целесообразности объединения до определенного этапа.
— «Аврора», как концерн, выходит на новый уровень — не только структурный, но и производственный. Какие стратегические решения вы намерены реализовать?
— Одно из важнейших направлений — создание тренажеров для дизельных подводных лодок. Сформирована научная школа: создан коллектив преподавателей, программистов, инженеров, морских офицеров, хорошо знакомых с подводным флотом. В нашем составе — даже вице-адмирал, возглавлявший флотилию на Северном флоте.
Другой важный момент — есть возможности для продвижения этой продукции на мировой рынок. Благодаря поддержке начальника Департамента маркетинга и развития Рособоронэкспорт Сергея Свечникова удалось сделать предложения ряду стран, где приняты на вооружение дизельные подводные лодки, когда-то построенные на российских верфях. Мы убедили оборонные министерства этих государств в том, что им необходимы учебные центры, технические средства обучения для подготовки и переподготовки кадров, эксплуатирующих подлодки. Один из наиболее серьезных проектов — организация крупного учебного центра в Юго-Восточной Азии. Рынок по созданию тренажеров только на ближайшие годы оценивается в $200 млн.
Другая наша стратегическая идея связана с ожиданием, что в России произойдет всплеск гражданского судостроения — транспортных, пассажирских, рыболовецких судов, морских объектов по добыче нефти и газа. Поэтому мы и заключили соглашение с «Трансазом» о создании консорциума. Уже намечена поставка нашей гражданской продукции на серию небольших судов, которые будут строиться на верфи «Янтарь» в Калининграде. Мы настолько уверены в оживлении гражданского судостроения в России, что приняли решение инвестировать порядка $6 млн. в строительство нового сборочного корпуса, организованного по совершенно иному принципу.
Там будет создано замкнутое интеллектуальное пространство, в котором объединят усилия разработчики, конструкторы, программисты. Логика заключается в том, что издержки на производство гражданской техники надо снизить раз в десять. Только при таком условии можно будет добиться коммерческого успеха. Если изделие получится недорогим и качественным, оно найдет своего покупателя.
До 1991 года «Аврора» поставила около 1 тыс. комплексов систем на гражданские суда, в том числе с атомными энергетическими установками — лихтеровоз «Сев-морпуть», серия атомных ледоколов. Начиная с середины 90-х, в России стали делать только «железяки» — корпуса судов, а на оснащение автоматикой их отправляли за рубеж. И все-таки я оптимист, иначе бы мы не разрабатывали комплекс для производства систем нового поколения для гражданских судов.
ПРЯМЫЕ ИНВЕСТИЦИИ / № 8 (88) 2009 37