Е.Г. Трещева. Событие и его участники
УДК 81'
СОБЫТИЕ И ЕГО УЧАСТНИКИ (по данным ассоциативных полей событийных стимулов)
Е.Г. Трещева
Саратовский государственный университет E-mail: [email protected]
Статья посвящена исследованию структуры события в том виде, как она отражается в ассоциативных полях имен событий. В центре внимания находится слот «Участники события», выделенный путем фреймового анализа ассоциативных полей событийных стимулов. Выясняется состав участников, характерный для разных типов событий, выделяются онтологические разновидности самих участников, а также роли, исполняемые ими в происходящем.
Ключевые слова: событие, имя события, участники события, ассоциативный словарь, ассоциативное поле, фрейм.
Event and Its Participants (Based on the Associative Fields of event stimuli) E.g. Treshcheva
The article deals with event structure in the form in which it is reflected in the associative fields of the event names. The emphasis is made on the slot «Event participants», marked out in the procedure of the frame analysis of event stimuli’s associative fields. Different types of events are shown to have their own typical sets of participants; further analysis is made to mark out the participants’ ontological varieties, as well as the roles performed by them in what is going on.
Key words: event, event name, event participants, associative dictionary, associative field, frame.
Категория события - одна из самых важных в сознании человека. Человек обязательно присутствует в каждом событии: он либо создает событие, является его участником, либо наблюдает его со стороны; без участия человека явление не может считаться событием. «События, - пишет Н.Д. Арутюнова, - не только происходят в жизни людей, но в них должны принимать участие люди. События личностны и социальны»1. Конечно, бывают такие явления, которые происходят стихийно, не контролируются человеком и, на первый взгляд, вообще исключают его участие: снегопад, буря, дождь и др. Однако именно событиями они становятся тогда, когда человек выступает их наблюдателем или переживает их последствия. К подобному выводу приходит Г.С. Романова2. В.Я. Шабес рассматривает событие как «частный случай отражения в сознании движущейся материи» и выделяет такие его черты, как цельность и ограниченность рамками объема внимания3. Таким образом, нечто считается событием, если есть человек, который его выделяет и квалифицирует как таковое.
Цель данной работы - выяснить, как вербальные реакции, полученные в свободном ассоциативном эксперименте, отражают структуру
событий и место человека в этой структуре. В качестве материала использованы данные Русского ассоциативного словаря (далее - РАС)4. Анализировались ассоциативные поля стимулов, являющихся именами событий: авария, бал, беседа, битва, бой1 (см. Бой 2,3 в Толковом словаре русского языка5), болезнь, буря, война, встреча, гулянка, диалог, дождь, драка, завтрак, захват, землетрясение, катастрофа, конфликт, маскарад, матч, митинг, обед, операцияі (см. Операция1 там же), операция2 (см. Операция2 1 там же), охота, поединок, поездка, пожар, полет, поході (см. Поход 1,2 там же), поход2 (см. Поход 3 там же), праздник, происшествие, пьянка, разводі (см. Развод3 1 там же), разговор, свадьба, свидание, сделка, скачки, случай, снегопад, событие, спектакль, спор, ссора, ужин, урок, экзамен, эксперимент (всего 50 ассоциативных полей6, общее количество реакций - 12 053).
Анализ ассоциативных полей имен событий показывает, что структура события сложна и неоднородна. В ней выделяются такие компоненты, как участники, стадии события, время и длительность протекания события, его место, связь с другими событиями, в том числе в прошлом и будущем, аксессуары и подробности события, разновидность события и действия, связанные с ним. Приведем пример построения событийного фрейма7 на материале ассоциативного поля соответствующего стимула-имени события. Рассмотрим, например, реакции на стимул бал. В структуре соответствующего фрейма можно выделить слоты:
1. Разновидность события: выпускной 5, новогодний 3, карнавальный, королевский, светский, школьный 1.
2. Действия: давать, танцевать 1.
3. Участники события: выпускников, *На-таша Ростова8, *сатаны 2, *золушка, королевы, *Наталья Ростова, *Ростова, *сатана 1.
4. Место: зала, круг, Москва, на экране, школа 1.
5. Время и длительность: вечер, давно 1.
6. Стадии события: в разгаре, кончен, начался, окончен 1.
7. Связь с другими событиями - совмещающиеся события: танцы 3, вальс 2, праздник 1.
8. Аксессуары и подробности события: платье 2, костюм, люстра, платья, шампанское 1.
Обратимся к анализу слота «Участники со-
© Трещева Е.Г., 2011
бытия». В структуре фреймов имен событий слот «Участники события» является одним из самых заполненных, а значит, для испытуемых этот компонент события действительно важен.
В зависимости от характера события меняется состав его участников. Как показывает материал ассоциативных словарей, если наступление события, называемого стимулом, неконтролируемо и/или если человек выступает только наблюдателем события, то ассоциативных реакций, называющих участников такого события, немного или же нет вообще. К примеру, это справедливо для фреймов таких событий, как авария, снегопад, пожар, землетрясение, буря и т.п. Такого рода реакции редки также и в ассоциативных полях слов-стимулов с общим событийным значением: событие, происшествие, катастрофа, случай и т.п.
Существуют события, которые являются неотъемлемой частью жизни человека и происходят довольно часто, - универсальные со -бытия. Они универсальны в том смысле, что их участники не специализированы. Большая часть таких событий основана на взаимодействии между людьми и является событиями коммуникативными (беседа, разговор, встреча, а также ссора, конфликт, спор и под.)9. Привычность и универсальность такого рода событий приводит к тому, что в сознании носителей языка в круг их потенциальных участников попадает множество людей. Это в определенной мере объясняет большое число реакций, заполняющих слот «Участники события» соответствующих событийных фреймов. Однако многообразие потенциальных участников тех или иных событий вовсе не означает, что в условиях ассоциативного эксперимента они будут отмечены испытуемыми с равной долей вероятности. Участники эксперимента называют не любых людей, а лишь тех, которые наиболее актуальны для них10. Чаще всего ими оказываются друзья, родные и близкие, несколько реже просто знакомые, коллеги и пр.: Разговор ^ с другом 6, друзей 5, с мамой 3, с сыном 2, с девушками, с любимой, с соседом и др.; Встреча ^ друзей 40, с другом 26, с любимым 8, с друзьями 6, с девушкой
3, со знакомым, с родными 2, брат, жена, знакомые и др.; Ссора ^ в семье, друзей, с другом 2, с дедом, с милым, с подругой и др.; Конфликт ^ в семье, с начальством, с родителями 3, с другом
2, в классе, в коллективе и др. Доля подобных реакций в ассоциативных полях составляет от 8 до 27%, а это немало, если учитывать тот факт, что во фрейме событийного стимула можно выделить более десятка слотов, а «Участники события» -лишь один из них.
Среди стимулов РАС есть и такие, которые называют неповседневные (хотя нередко также коммуникативные) события: поход, скачки, матч, спектакль, пьянка, урок, охота, эксперимент и др. Назовем такие события специализированны -м и . Специализированные события характеризуются определенным составом типичных для них
участников. Более того, эти участники часто имеют специальные номинации, выступая в событии не как обычное лицо, а в некотором позиционном или ситуативном статусе: охотник, турист, наездник, актер, собутыльник и др. (соответствующие реакции находим в ассоциативных полях рассматриваемых стимулов). Вообще реакции, полученные на стимулы-имена специализированных событий, называют лиц, животных, предметы, участие которых в данном событии типично или даже обязательно (не считая, конечно, реакций с общим значением «человек», «люди»). Например, Охота ^ охотник, король, собаки, с собаками, кони и др.; Поход ^ археологов, турист; Скачки ^ лошадь, лошади, кони, букмекер, наездник в кепке и др.; Матч ^ команда, толпа, с Марадоной и др.; Спектакль ^ актер, дети, артист, зритель, мхатовцев и др.; Пьянка ^ бауманец, компания, пьяницы, собутыльник, студентов и др.; Урок ^ учитель, дети, ученики, *класс и др.; Экзамен ^ абитуриент, комиссия, преподаватель и др. Доля реакций, входящих в слот «Участники события», варьируется в разных ассоциативных статьях от 1% (экзамен) до 60% (захват).
Участники событий, отмеченные ассоциативными реакциями, представляют собой неоднородное множество. Их типология, предлагаемая в данной работе, включает таксоны, которые могут пересекаться.
Во-первых, участники могут различаться ролью, которую они играют в событии. Участник может находиться в самом центре события и играть в нем ведущую роль; зачастую он сам и создает данное событие, - это «агенс», например: Скачки ^ наездник в кепке; Охота ^ охотник, король, браконьеров, отец; Операция ^ хирург, врач; Катастрофа ^ вулкан; Захват ^ группа, банда, *военный, мафия; Урок ^ учитель, преподаватель.
Есть и такие участники, которые, играя важную роль в том, что происходит, сами не создают и не контролируют событие, а сопровождают «агенса» и подчиняются ему. Тем не менее, эти участники значимы (иногда они даже более важны для события, чем участник-агенс) и без них событие утратило бы свою сущность. Предлагаем назвать их «участниками-исполнителями». Примерами реакций, выделяющих «исполнителей» события, могут послужить следующие: Охота ^ собаки, с собаками, кони; Скачки ^ лошадь, лошади, кони; Авария ^ машина, самолет, авто; Урок ^ *класс, дети, ученики. Если бы речь шла о высказывании, то с точки зрения семантических ролей такие участники классифицировались бы как второстепенные. Им соответствовали бы семантические роли пациенса, бенефицианта, экспе-риенцера, инструмента и др., хотя они и находятся в центре события-ситуации.
У события могут быть и «наблюдатели» -участники, которые либо следят за происходящим, либо оценивают, анализируют, интерпретируют
8
Научный отдел
Е.Г. Трещева. Событие и его участники
его: Авария ^ милиция, мент; Скачки ^ букмекер; Урок ^ мама; Спектакль ^ для детей, для господ, зритель, дети, для народа; Матч ^ толпа.
Кроме того, среди реакций на стимулы Захват, Землетрясение, Охота, Поході и Развод в слоте «Участники события» можно выделить реакции, называющие участников, которые присутствуют в событии поневоле и чьи интересы расходятся с интересами «агенса». Это своего рода «потерпевшие»: Захват ^ врага, заложников, войск, города; Землетрясение ^ жертвы; Охота ^ на лис, на волков, на уток, на кабана; Поході ^ на турок, *на Солзу, против персов; Развод ^ дети.
Важно отметить, что наличие в событийном фрейме участников с разными ролями характерно скорее для специализированных событий, чем для событий универсальных. Это связано с их сложной структурой и, возможно, с наличием определенных ритуалов, являющихся важной частью специализированного события. Универсальные события повседневны и поэтому просты, в них чаще всего участвуют только две стороны, играя, соответственно, две роли - «агенса» и «исполнителя» или даже одну симметричную роль «интерагенса»11. Примером последней могут служить роли ссорящихся, собеседников и под.
Во-вторых, можно говорить об онтологических разновидностях участников событий, т.е. о разновидностях, не определяемых прямо структурой события.
Так, участниками событий испытуемые могут представлять самих себя, на что указывают реакции «от первого лица», встречающиеся в ассоциативных статьях стимулов-имен событий. Эти реакции указывают на самого испытуемого или же на коллектив, частью которого он является: Случай ^ со мной; Болезнь ^ моя; Матч ^ наш; Митинг ^ для всех; Свадьба ^ моя; Развод ^ мой; Спор ^ между нами, наш; Пьянка ^ мы; Праздник ^ наш, общий, мой, всегда со мной; Разговор ^ между нами, мой; Эксперимент ^ я не кролик и т.п. Чаще реакциями отмечаются в качестве участников другие люди. Это могут быть родные и близкие испытуемых (Встреча ^ с любимым, с мамой, с друзьями, с близким; Болезнь ^ друга, близкого, бабушка, родных, отца; Обед ^ разделить с другом, готовить мужу, с другом, семья и др.), люди, которых испытуемые обычно видят каждый день в школе, на работе, у дома, по телевизору и т.д. (Спор ^ с учителем, студентов; Разговор ^ с девушкой, с соседом, с товарищем, соседи; Беседа ^ с преподавателем, с врачом, с учителем, начальник, с завкафедрой, с журналистом и под.).
Для событий специализированных характерны специализированные же участники (см. выше). Эти участники являются типичными для события, поэтому, зная их состав, можно понять, о каком событии идет речь. Кроме того, испытуемые могут называть не одно лицо, а сразу несколько, очерчивая таким образом не-
кий круг лиц, которые потенциально выступают участниками события: Встреча ^ друзей, людей, выпускников, близких, влюбленных, товарищей и др.; Беседа ^ женщины, с учащимися, коллеги и др.; Поединок^рыцарей, гладиаторов, борцов, лидеров; Митинг ^ студентов, рабочих, трудящихся; Разговор ^ друзей, с родителями и др.; Диалог ^ людей, друзей, педагогов и др.; Спор ^ друзей, людей, взрослых, знатоков, дураков, идиотов, студентов, супругов, ученых и др.; Ссора ^ друзей, идиотов, людей, подруг и др.; Конфликт ^ людей, отцов и детей, с родителями и др.; Драка ^ хулиганы, мужчины и др.; Поход ^ археологов, пионеров.
Кроме реакций, обозначающих расчлененное множество потенциальных участников, выделяются также реакции, которые обозначают целостные коллективы: Встреча ^ в верхах, верхи; Спор ^ группа, общество, семья, в компании; Конфликт ^ в семье, в коллективе, в классе; Сделка ^ кооператив; Захват ^ группа, банда, мафия, отряд; Матч ^ между командами, команда. Следовательно, можно говорить и о такой разновидности участников события, как участники-коллективы.
Как видно из приведенных примеров, реакции с общим компонентом значения «человек/ люди» многочисленны и разнообразны. Более того, такие реакции обязательно присутствуют в ассоциативных статьях событийных стимулов, что доказывает важность той роли, которую человек играет в событии.
Важное место в жизни человека отведено животным, поэтому неудивительно, что испытуемые видят и животных в качестве участников событий, обозначаемых стимулом: Бой ^ быков, петухов, петух, собаки; Поединок ^ зверей; Скачки ^лошадей, кони, кузнечиков, тараканов и др.; Землетрясение ^ собаки; Спор ^ петухов; Охота ^ собаки, кони, волки, на лис, лось, на зайцев и др.; Полет ^ птицы, голубей, кукушки, мухи, пчелы и др.; Эксперимент ^ крысы, я не кролик.
С точки зрения наивного сознания, отраженного ассоциативными реакциями, участниками событий могут быть и артефакты. В ряде случаев именно они оказываются в центре происходящего. В частности, это могут быть транспортные средства: Авария ^ машина, самолета, автомобиля и др.; Происшествие ^ автомобиль; Событие ^ воздушный шар; Война ^ танк; Битва ^ танк, военная техника; Поездка ^ поезд, электричка, в метро; Полет ^ самолет, навигатор, лайнер, ракета, ТУ-154 и др.; Катастрофа ^ авиалайнера, автомобиль, самолеты; Захват ^ самолета; Встреча ^ самолета.
Транспортные средства участвуют в ограниченном числе событий, в событийной структуре вообще они занимают незначительное место. То же справедливо и для такого типа участников, как технические устройства. Реакций, указывающих на них, в рассмотренных ассоциативных статьях
Лингвистика
9
еще меньше: Авария ^ трубопровод; Диалог ^ компьютер, с компьютером; Война ^ роботов.
Материал свободных ассоциативных экспериментов подтверждает, что в представлении испытуемых человек выступает главным элементом событий: слот «Участники события» - один из самых заполненных в событийном фрейме, а реакции, называющие человека или совокупность людей, составляют почти весь объем этого слота. При этом типичными, а точнее, наиболее актуальными для испытуемых участниками универсальных событий предстают люди из их окружения: родные и близкие, друзья, коллеги, преподаватели и т.п. Для каждого же из специализированных событий выделяются свои наборы типичных участников, в том числе имеющих номинации, специализированные по отношению к этим событиям.
Примечания
1 Арутюнова. Н.Д. Язык и мир человека: науч. изд. М., 1999. С. 509.
2 См.: Романова Г. Конструкции с общим значением событийности (на материале испанского, итальянского и французского языков): дис. ... канд. филол. наук. М., 1979. С. 153.
3 См.: Шабес В. Событие и текст. М., 1989. С. 16.
4 Караулов Ю., Черкасова Г., Уфимцева Н. и др. Русский ассоциативный словарь: в 2 т. Т. 1: От стимула к реакции. М., 2002.
5 Ожегов С., Шведова Н. Толковый словарь русского языка. М., 1999.
6 В пределах ассоциативной статьи, образованной реакциями на многозначный стимул, целесообразно разграничивать ассоциативные поля в соответствии с разными сферами референции слова-стимула. Например, в ассоциативной статье стимула операция присутствуют
как реакции, относящиеся к сфере «медицина», так и реакции, относящиеся к сфере «военные действия». Таким образом, рассматриваемое нами количество ассоциативных полей не тождественно количеству ассоциативных статей.
7 Кроме слотов, отражающих компоненты событийной структуры, во фрейме, построенном на основе ассоциативного поля событийного стимула, выделяются также слот оценочных реакций и различные слоты, связанные с функционированием слова-стимула в языке и речи. В частности, это такие слоты, как «Семантические корреляты стимула», «Толкование стимула», «Речь и речевые явления». Последний из них в свою очередь делится на подслоты «Прецедентные тексты», «Формальные реакции», «Типичные высказывания о событии» и др. (См. также Схему 1 в статье В.Е. Гольдина «Концептуальные переменные образа мира» (Компьютерная лингвистика и интеллектуальные технологии: По материалам ежегодной Международной конференции «Диалог» (Бекасово, 26-30 мая 2010 г.). Вып. 9 (16). М., 2010).
8 Звездочкой отмечены реакции, входящие более чем в один слот фрейма. Например, в данном случае реакция Наташа Ростова отнесен нами в слоты «Участники события» и «Прецедентные тексты». Другой пример: слово «класс» может обозначать как совокупность учеников (слот «Участники события»), так и учебную комнату (слот «Место события»).
9 Коммуникацию здесь мы понимаем в широком смысле как обмен информацией вербальными и невербальными средствами.
10 См.: Гольдин В. Концептуальные переменные образа мира // Компьютерная лингвистика и интеллектуальные технологии: По материалам ежегодной Международной конференции «Диалог» (Бекасово, 26-30 мая 2010 г.). М., 2010. Вып. 9 (16). С. 97-102.
11 Подобную разновидность Деятеля в структуре события выделяет В.Я. Шабес (Шабес В. Указ. соч. С. 61).
УДК 81' 366+81' 34
ВОКАЛЬНЫЕ МОРФОНОЛОГИЧЕСКИЕ СИСТЕМЫ В ИМЕННОМ СЛОВОИЗМЕНЕНИИ
н.И. данилина
Саратовский государственный медицинский университет E-mail: [email protected]
В статье предложены три автономные классификации исследуемых Vocal Morphonological systems in Nominal Inflection
систем. Структурная: 1) иерархичные полимодельные слаботипи-
зированные (русская, украинская, польская, чешская); 2) неиерар- N.I. Danilina
хичные полимодельные слаботипизированные (древнегреческая,
исландская, болгарская); 3) неиерархичные мономодельные вы- In the article three autonomous classifications of the systems under
сокотипизированные (английская, немецкая, латинская). Субстрат- investigation are offered. The structural one: 1) hierarchical poly-
ная: 1) архаичные (классические); 2) инновационные (современные model weakly typified (Russian, Ukrain, Polish, Check); 2) non-hier-
славянские, германские). Содержательная: 1) минимальные (гер- archical poly-model weakly typified (Old Greek, Icelandic, Bulgarian);
манские, кроме исландской); 2) медиальные (русская, латинская, 3) non-hierarchicalmono-model highly typified (English, German, Latin).
древнегреческая); 3) максимальные (остальные славянские). The substratum one: 1) archaic (classical); 2) innovational (modern
Ключевые слова: морфонология, сопоставление. Slavic, Germanic). The content one: 1) minimal (Germanic, except the
© Данилина Н.И., 2011