Научная статья на тему 'Собственные дома и квартиры архитекторов: краткая историография'

Собственные дома и квартиры архитекторов: краткая историография Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
105
50
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СОБСТВЕННЫЙ ДОМ АРХИТЕКТОРА / ИСТОРИОГРАФИЯ

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Корпачев О. С.

Домам и квартирам, спроектированным архитекторами для себя, посвящено несколько зарубежных монографий. Эта тема привлекает большое внимание и в России: в архитектурных журналах все чаще публикуются статьи о жилищах зодчих, однако нет монографий на русском языке.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Собственные дома и квартиры архитекторов: краткая историография»

Сохранение

архитектурного наследия

------ЖИЛИЩНОЕ ---

строительство

Научно-технический и производственный журнал

УДК

О.С. КОРПАЧЕВ, архитектор ([email protected]), Научно-исследовательский институт теории и истории архитектуры и градостроительства РААСН(НИИТАГ) (Москва)

Собственные дома и квартиры архитекторов: краткая историография

Домам и квартирам, спроектированным архитекторами для себя, посвящено несколько зарубежных монографий. Эта тема привлекает большое внимание и в России: в архитектурных журналах все чаще публикуются статьи о жилищах зодчих, однако нет монографий на русском языке.

Ключевые слова: собственный дом архитектора, историография.

Собственное жилище архитектора как архитектурно-историческое явление стало предметом внимания искусствознания и получило освещение в европейской и американской литературе во второй половине ХХ в. Его осмысление осуществлялось в исследованиях историко-культурологической направленности. Среди источников информации по данной теме необходимо отметить монографии, посвященные домам и квартирам архитекторов, монографии, посвященные творчеству зодчих, а также архитектурные журналы.

Всегда интересно взглянуть на собственный дом человека, проектирующего дома для других людей. Находясь в месте пересечения таких областей человеческой деятельности, как архитектура, психология и философия, жилище зодчего, будучи своеобразным автопортретом, помогает раскрыть его личность и мотивы творчества. В ХХ в. появилось мно-

Рис. 1. Дом Йоже Плечника. Любляна, Словения. 1924—1930 гг.

жество домов и квартир архитекторов, в которых творческие концепции их авторов и тенденции развития архитектуры частного жилья в целом, выразились очень ярко. Интерес к этой теме возник и в России во второй половине 1990-х гг.: все чаще в журналах появляются статьи о жилищах зодчих.

Одной из первых монографий, посвященных исследованию истории жилищ, стала книга Роберта Винклера «Дома архитекторов» (1955 г.), которая опубликована на английском, французском и немецком языках и включает описание 44 домов архитекторов из 13 стран. Автор считает, что от архитектора, проектирующего дом для себя, можно ожидать реализации его личных архитектурных замыслов с большей непосредственностью, чем тогда, когда он проектирует для заказчика. Архитекторы обнаруживают особенную разборчивость при проектировании и строительстве своих домов, будь то местоположение, архитектура, планировка, цветовое решение или выбор материалов. Р. Вин-клер отмечает, что принципы, принятые в архитектурном мире, так же как и региональные традиции, более очевидно проявляются именно в домах архитекторов. Выявляя основные особенности жилищ архитекторов, их проблемы, автор задает стандарты для последующих монографий на эту тему [1].

Наиболее широко тема домов архитекторов исследована в книге Адриано Корнольди «Дома архитекторов. Словарь персоналий от Возрождения до наших дней» (2001 г.), где представлены 390 архитекторов со всего мира, построивших для себя жилища, от Возрождения до наших дней, даны краткие описания их домов и квартир [2]. Исследование включает в себя многие наиболее видные в истории архитектуры фигуры: от Браманте до Макинтоша. Здесь есть первопроходцы современной архитектуры, величайшие мастера, такие как Фрэнк Ллойд Райт, Бруно Таут, Йоже Плеч-ник (рис. 1), и современные мастера: Тадао Андо, Карло Моллино и Альдо Росси. В книге приводятся высказывания Франческо Петрарки, Иоганна Вольфганга Гете, Фридриха Ницше, Марка Твена, Зигмунда Фрейда, Карла Густава Юнга, Мартина Хайдеггера, Сальвадора Дали и других выдающихся людей, которые в своих сочинениях внесли важный индивидуальный вклад в определение такого понятия как «дом». В своем доме архитектор максимально выража-

38

3'2012

Научно-технический и производственный журнал

-------ЖИЛИЩНОЕ ---

СТРОИТЕЛЬСТВО

Сохранение архитектурного наследия

Рис. 2. Дом Р. Вентури и Д. Скотт Браун. Филадельфия, США. 1972г.

ет философию своей жизни, свой стиль в теории и практике. Неслучайно дома таких архитекторов как Виктор Орта, Эйлин Грей, Эрно Голдфингер и Алвар Аалто стали музеями - важными документами жизни, идей и привычек, индивидуальностей, оказавшими влияние на развитие европейской культуры.

Жилища европейских архитекторов исследованы в монографии Жана-Луи Андре «Интерьер, экстерьер. Архитекторы и их дома» [3], в которой проведен эксперимент по выявлению особенностей жилищ архитекторов. В проекте приняли участие 17 архитекторов из разных стран. Это представители различных стилей и архитекторы, не принадлежащие ни к какому течению. Среди них такие выдающиеся архитекторы как Пол Чеметов, Понтер Домениг, Массимилиано Фуксас, Ричард Роджерс, Бернар Чуми, Роберт Вентури и Дэниз Скотт Браун (рис. 2). Автор монографии отмечает, что в доме архитектора угадывается его типаж. Одни архитекторы строят для себя так же, как и для своих клиентов, другие, напротив, воплощают в своих домах утопию, воплощению которой обычно препятствует и общество и заказчик. Есть архитекторы, которые не заботятся о теоретической основе своих жилищ и строят традиционные дома.

Монография «Сто домов для ста архитекторов» [4] под редакцией Пеннаро Постильоне (2004 г.) представляет собой сборник статей, посвященных жилищам наиболее влиятельных архитекторов Европы второй половины Х1Х-ХХ вв. В предисловии П. Постильоне определяет важность этой книги для понимания ценности культуры частного жилища на примере домов архитекторов. Ее задача в том, чтобы

Рис. 3. Дом Огюста Перре. Париж, Франция. 1929—1932 гг.

описать частное жилище как область культуры, которая до недавнего времени была почти не исследована, и способствовать возникновению общественного уважения и оценки этой культурной собственности, а также помочь обеспечить сохранение этого наследия зодчества. Большинство резиденций, представленных в монографии, отражают новое, межнациональное и межкультурное измерение, в котором взаимные влияния и тематические диалоги превалируют над национальными традициями. Частные пространства не только отражают многочисленные жизненные потребности определенного времени, но и являются также передатчиками и приемниками влияний, стилей и их пересечений. Среди них квартиры и дома Огюста Перре (рис. 3), Ле Корбюзье, Эриха Мендельсона, Йорна Утзона (рис. 5) и др. В домах архитекторов более прочная связь между обитателем и жилищем позволяет установить реальный, фактический замысел, преобладающий в организации повседневного жизненного и частного рабочего пространства. Дома архитекторов всегда занимают две линии интереса: они являются их произведениями и предоставляют биографическое свидетельство их творцам.

Жилища американских архитекторов исследованы в монографиях Барбары Пламб «Дома, где живут архитекторы» [5] и Майкла Уэбба «Собственные дома архитекторов» [6]. Б. Пламб, предупреждая вопросы читателей о том, почему дома, в которых живут архитекторы, собраны в одну книгу и какое значение имеют эти прецеденты проектирования, пишет, что собственные дома архитекторов порождают множество идей, которые, проникают в общественное сознание и оказывают влияние на интерьер част-

Сохранение

архитектурного наследия

------ЖИЛИЩНОЕ ---

строительство

Научно-технический и производственный журнал

ного жилища в целом. Автор отмечает, что в отличие от большинства людей, взявшихся за постройку своего дома, архитекторы хотят рисковать, испытывая свои экспериментальные концепции в лабораториях, которыми становятся их дома. Если эти концепции практически и эстетически работают, со временем они реализуются в домах их клиентов. Архитекторы экономят бюджет, возводя свои дома на сложных участках земли, которые никто другой не хочет покупать. Они уверенно чувствуют сущность пространства, планировки, колористики и меблировки и создают комфортные и привлекательные интерьеры. В лучших примерах своих построек архитекторы избегают претенциозности, ложной привлекательности и признают достоинство неформального, изящного и недорогого проектирования.

Книга Майкла Уэбба содержит описание, историю и иллюстративный материал по 41 дому и 5 квартирам в Соединенных Штатах и одному дому из Канады. Первая глава описывает шесть домов, которые являются выдающимися примерами модернизма. Каждое здание было лабораторией новых идей, расширяющих понятие «дом». Построенные в период между 1921 и 1949 гг., эти здания показали, каким разным может быть модернизм. Среди них дома Рудольфа Шиндлера, Ричарда Нейтры, Вальтера Гро-пиуса, Филиппа Джонсона (рис. 5) и др. Став образцами стиля, они и сейчас вдохновляют архитекторов на новые эксперименты. Для подтверждения этого исследуются наиболее яркие примеры домов американских архитекторов 1970-1990 гг.

Информация о домах зарубежных и российских архитекторов есть в монографиях, посвященных их творчеству. Среди них книги о таких архитекторах XX в. как Чарльз Макинтош, Фрэнк Ллойд Райт (рис. 6), Огюст Перре, Ле Корбюзье, Федор Шехтель, Константин Мельников, Моисей Гинзбург и многих других.

Наиболее полное описание в России получил собственный дом архитектора К.С. Мельникова. В книге С.О. Хан-Магомедова [7] «Константин Мельников» дому посвящена целая глава, где приводятся и общие размышления о собственных домах архитекторов, представляющие ценность для исследования этой темы. По мнению С.О. Хан-Магомедова, собственные дома архитекторов - это особый жанр в архитектуре, пожалуй, единственный случай в творческой практике любого архитектора, когда он, выступая одновременно как проектировщик, заказчик и потребитель, может позволить себе максимальную свободу формотворчества. У каждого архитектора всегда есть заветные композиционные идеи, которые он не всегда может реализовать. Когда новая творческая идея не дает покоя архитектору, он нередко ставит эксперимент на себе и осуществляет ее в собственном доме. Достаточно проанализировать собственные дома крупнейших архитекторов ХХ века (Нимейера, Райта, Джонсона и др.), чтобы убедиться в этом.

В России, несмотря на некоторое количество искусствоведческих и культурологических публикаций, посвященных жилищу архитектора, эта тема до настоящего времени не подвергалась комплексному изучению.

Автором статьи проведено исследование, в котором собственный дом архитектора выступает как феномен частной культуры, определяется его роль в истории зодчества и обосновывается необходимость сохранения этих

Рис. 4. Дом Йорна Утзона. Майорка, Испания. 1971 г.

Рис. 5. Дом Филиппа Джонсона. Нью Хэйвен, США. 1946—1949 гг.

Рис. 6. Дом Фрэнка Ллойда Райта. Тэйлизин-Западный, Скоттс-дейл, США. 1939-1959 г.

зданий как объектов культурного наследия. Трудность данной темы состоит, в том, что отсутствует традиция цельного исследования подобных вопросов, есть только отрывочные публикации. Даже архитекторы равной величины могут проявлять разный интерес к обсуждению собственной резиденции. Они могут в разной степени выносить на публику свою частную жизнь и поэтому быть в большей или меньшей степени объектом внимания биографов.

40

32012

Научно-технический и производственный журнал

-------ЖИЛИЩНОЕ ---

строительство

Сохранение архитектурного наследия

Рис. 7. Дом Алексея Воронцова. Московская обл. 2005—2009 г.

Есть также различия, связанные с меняющимися условиями общественного устройства, в которых приходилось работать архитекторам. Например, в СССР зодчие, в отличие от европейских и американских коллег, почти не занимались индивидуальным жильем, которое было вытеснено государственной идеологией на периферию общественных интересов, поэтому основным вариантом собственного жилья была квартира, зачастую в жилом доме, который они сами спроектировали. Некоторым удавалось построить за городом небольшой дачный дом. После распада Советского Союза, с возобновлением в экономике рыночных отношений, объемы строительства частного жилья значительно увеличились. За последние годы многие ведущие российские архитекторы построили себе дома, среди них Владимир Плоткин, Михаил Филиппов, Тотан Кузембаев, Юрий Григорян, Алексей Воронцов и др.

А.Р. Воронцов, соавтор Олимпийского велотрека в Крылатском, реконструкции Павелецкого вокзала, автор торгового центра на Лубянской площади, многофункционального комплекса на проспекте Академика Сахарова, культовых сооружений на Кубе и в Иордании и других крупных сооружений, построил собственный небольшой загородный дом в пос. Радищево (рис. 7). Динамика объемно-пространственной композиции и использованные материалы придают дому сходство с кораблем. Сделанный из соснового бруса, он предназначен для круглогодичного проживания. Витражное остекление создает у жителей дома ощущение цельности интерьера и природы, придает зданию современный вид. Дом состоит из двух разных по форме и функции объемов, соединенных между собой остекленным холлом, в котором расположена лестница. Выступающие из кровли мансардные окна создают активный ритм, усиливающий динамику образа [8].

Архитекторы строят свои дома по-разному: это может быть дом-манифест, в котором сочетаются профессиональное кредо и творческая смелость зодчего, или традиционный дом, где его авторский стиль едва угадывается.

Архитекторы публикуют фото своих жилищ в архитектурных журналах, демонстрируя публике свое понимание домашней культуры и быта. Дом, спроектированный для себя, становится инструментом познания мира через произведение автора, и может помочь в оценке всего его творче-

ства, или только жилых проектов, или творчества конкретного периода. Но самый важный элемент в проекте и реализации жилища - это люди, живые личности со своими привязанностями, без которых не существует архитектура дома.

Список литературы

1. Winkler, Robert. Architects' Homes, Des Haus Des Architekten, La Maison De L'Architecte. Zurich, Girsberger, cop. 1955. 223 p.

2. Cornoldi, Adriano. Le case degli architetti. Dizionario privato dal Rinascimento ad oggi. Venice: Marsilio Editori S.p.A. 2001. 480 p.

3. Andre, Jean-Louis. Intérieur, Extérieur. Les Architectes Et Leur Maison. Les Editions du Chene - Hachette Livre, 1999. 191 p.

4. One Hundred Houses for One Hundred Architects. Peter Gossel (ed.). Gennaro Postiglione. Koln: Taschen, 2004. 480 p.

5. Plumb, Barbara. Houses architects live in. New York, 1977. 168 p.

6. Webb, Michael. Architects House Themselves: Breaking New Ground. The preservation press - national trust for historic preservation. Washington, 1994. 224 p.

7. Хан-Магомедов С.О. Константин Мельников. М.: Архи-тектура-С, 2006. 296 с.

8. Корпачев О.С., Банцекин В.Н. Деревенский конструктивизм. Собственный дом архитектора Алексея Воронцова // Архитектура и строительство России. 2011. № 4. С. 28-33.

25-28 АПРЕЛЯ 2012

СОЧИ. Морпорт Выставочные павильоны

СПЕЦИАЛИЗИРОВАННЫЕ О ВЫСТАВКИ

АРХИТЕКТУРА. СТРОИТЕЛЬСТВО. БЛАГОУСТРОЙСТВО. ЖКХ ¿Si МАТЕРИАЛЫ И ТЕХНОЛОГИИ ДЛЯ СТРОИТЕЛЬСТВА СПОРТИВНЫ* ОБЪЕКТОВ Ф КЛИМАТИЧЕСКИЕ СИСТЕМЫ. ТЕПЛО-. ГА30-. ВОДОСНАБЖЕНИЕ ЭНЕРГОСНАБЖЕНИЕ И ЭЛЕКТРОТЕХНИКА В СТРОИТШЬСТВЕ СТРОЙСПЕЦТЕХНИКА. ДОРОГА ТОННЕЛЬ «Л- ДОН. ДАЧА. КОТТЕДЖ. ДЕРЕВЯННОЕ ДОМОСТРОЕНИЕ. ЛАНДШАФТНЫЙ ДИЗАЙН © ДИЗАЙН ИКГЕРЬЕРА. ЭКСТЕРЬЕРА. ДЕКОР ЭКОЛОГИЯ. БЕЗОПАСНОСТЬ

AS) Выставочная компания «Сочи-Экспо ТПП г. Сочи»

СПЧИЭКСПО 1ел'/факс: (8622) 648-700, 642-333, (495} 745-77-09 e-mail; [email protected]; www.sochi-expo.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.