Сохранение
архитектурного наследия
------ЖИЛИЩНОЕ ---
строительство
Научно-технический и производственный журнал
УДК 643/645
О.С. КОРПАЧЕВ, архитектор ([email protected]), Научно-исследовательский институт теории и истории архитектуры и градостроительства
РААСН(НИИТИАГРААСН) (Москва)
Собственный дом архитектора как феномен индивидуального частного жилья в ХХ веке
Проблема индивидуального жилого дома заняла одну из ключевых позиций в развитии и становлении новых стилей и творческих направлений в архитектуре, что особенно хорошо видно на примере собственных домов архитекторов. Являясь творческими лабораториями для исследования новых возможностей формообразования, эти здания становились автопортретами, визитными карточками их создателей, а зачастую и демонстрационно-экспериментальными образцами стилевых предпочтений, формируемых и (или) развиваемых архитекторами.
Ключевые слова: собственный дом архитектора, феномен, индивидуальное частное жилье.
В статье «Утопические унификации и творческий поиск в архитектуре ХХ в. (К.С. Мельников)» В.Л. Хайт писал о важности анализа построенных по проектам выдающихся архитекторов-художников индивидуальных жилых домов и особенно их собственных домов для понимания взаимодействия унифицирующих и индивидуализирующих тенденций в зодчестве ХХ в. Автор отмечает, что направленность полемики в архитектурном сообществе в это время во многом определялась отношением к индивидуальному жилищу, ведь в индивидуализации образов, возможно, более чем в иных характеристиках, проявляется художественная сущность архитектуры именно как искусства [1].
До промышленной революции методы решения задач архитектуры основывались на традиции, закреплявшей опыт многих поколений зодчих. Результаты длительного отбора оптимальных решений соединялись с опытом стиле-образования. На первый план выступала эстетика как интегрирующая ценность. В ХХ в. постепенное развитие традиционных систем прервано массированным натиском нового. Следствием этих изменений стало пресечение преемственности традиций. Менялась форма, в которую выливалась профессиональная мысль: место трактатов заняли изложения творческих концепций, несущих отпечаток индивидуальности, предметом которых стало утверждение принципов профессиональной деятельности, основанных на определенной гражданской позиции [2]. Одним из путей утверждения этих принципов для архитектора в ХХ в. стал его собственный дом. Реализуя свое профессиональное кредо и индивидуальное понимание домашней культуры, он мог ставить и решать не только архитектурные задачи, но и поисковые, формально-образные, а иногда программно-стилевые.
Идея прогресса породила идею самодостаточности новизны, выразившуюся в разнообразии жилья в ХХ в. К главным характеристикам архитектуры этого периода относится не стиль, а множественность путей развития [3]. Поэтому одним из приоритетных направлений в архитектуре стал поиск новых и преобразование традиционных форм
в малоэтажном жилищном строительстве, а проблема индивидуального дома заняла одно из ключевых мест в развитии и становлении новых стилей и творческих направлений в архитектуре, что особенно хорошо видно на примерах собственных домов архитекторов.
С.О. Хан-Магомедов считает собственные дома архитекторов «особым жанром в архитектуре» и отмечает, что это уникальный случай в творческой практике любого зодчего, когда он, выступая одновременно как проектировщик, заказчик и потребитель, может позволить себе макси-
Рис. 1. Дом-мастерская Виктора Орты (разрез). Брюссель, Бельгия. 1898-1911 гг.
52
5'2012
Научно-технический и производственный журнал
-------ЖИЛИЩНОЕ ---
СТРОИТЕЛЬСТВО
Сохранение архитектурного наследия
Рис. 2. Дом-мастерская Рихарда Нейтры. Лос-Анджелес, США. 1932-1939 гг.
в
\ \
Рис. 3. Дома-мастерские Фрэнка Ллойда Райта: а — Оук-Парк, Чикаго, шт. Иллинойс, США. 1889—1898 гг.; б — «Талиесин Восточный», Сприн-Грин, шт. Висконсин, США. 1911—1925гг.; в — «Талиесин Западный», Скоттсдэйл, шт. Аризона, США. 1939—1959 гг.
мальную свободу формотворчества [4]. Проводя параллели между различными творческими профессиями, собственный дом архитектора можно сравнить с автопортретом художника или автобиографией писателя. Именно он, как наиболее полное и непосредственное свидетельство о личности автора, лучше любой другой работы способен помочь понять творчество зодчего. Собственные дома архитекторов следует рассматривать как феномен индивидуального частного жилья. В этом аспекте можно по-новому
взглянуть на культурное наследие частной жизни архитекторов, понять его уникальность и ценность для будущих поколений. В этой связи необходимо вспомнить дома Фрэнка Ллойда Райта, Чарлза Ренни Макинтоша, Виктора Орты (рис. 1), Рудольфа Шиндлера, Алваро Аалто, Вальтера Гро-пиуса и Виктора Васнецова, ставшие музеями и являющиеся важными элементами научных исследований и туристических маршрутов.
Собственные дома многих видных архитекторов ХХ в. полностью отражают индивидуальные стилевые характеристики архитектурных образов и имеют некоторые отличия от домов, построенных ими для своих клиентов. Знания, опыт, личные убеждения и желание продемонстрировать свое творческое кредо побуждают архитекторов рисковать и пробовать спроектировать для себя нечто необычное. Жесткий бюджет, контроль местных комиссий, оценивающих проект, перспектива проживания в доме, который построили (или реконструировали), дисциплинируют фантазию архитекторов. Из этой смеси свободы и принуждения появляются смелые решения.
Говоря об особенностях домов архитекторов, необходимо отметить искусное вписывание архитектурных объемов в ландшафт. Как большим, так и скромным по размерам, им присуща сложность объемно-пространственных построений, стилевое разнообразие, нежелание придерживаться канонических форм. В отличие от большинства людей, взявшихся за сооружение своего дома, архитекторы хотят рисковать, испытывая свои экспериментальные концепции в творческих лабораториях, которыми становятся их дома, и если эти концепции практически и эстетически работают, со временем они реализуют в домах их заказчиков [5].
Характерной планировочной особенностью домов архитекторов является наличие рабочего кабинета, личной архитектурной мастерской или мастерской-офиса, где работают сотрудники. Рабочая зона часто занимает значительную часть здания, как в случае с домами Фрэнка Ллойда Райта, Виктора Орты, Огюста Перре, Алваро Аалто. Часто используются такие приемы, как перепады уровней пола и высоты потолков, а также размывание границ между комнатами и открытыми пространствами. Неотъемлемой составляющей интерьеров многих домов архитекторов, особенно первой половины ХХ в., является мебель, созданная по их эскизам, как в домах Фрэнка Ллойда Райта, Анри ван де Вельде, Чарлза Макинтоша, Гектора Гимара, Йоже Плеч-ника, Алвара Аалто, Чарлза и Рэй Имз. В наши дни в интерьерах часто можно встретить как антикварную мебель, так и реплики мебели, созданной Ле Корбюзье, Эйлин Грей, Мис ван дер Роэ, Арне Якобсеном, Элиэлем Саариненом и другими видными архитекторами и дизайнерами ХХ в. В ко-лористике интерьеров и экстерьеров часто встречается белый цвет и естественные оттенки натуральных материалов. Благодаря применению панорамных окон природа, окружающая дом, является важным элементом интерьера, что иллюстрируют дома Филиппа Джонсона, Оскара Нимейера, Рихарда Нейтры (рис. 2).
Индивидуальное частное жилье в ХХ в. прошло путь от модерна до минимализма. Являясь плодом творческих поисков, дом архитектора иногда становится ярким примером определенного стиля или метода в архитектуре. Разные стили подарили истории архитектуры признанные шедевры: модерн - дома Анри ван де Вельде и Виктора Орты;
5'2012
53
Сохранение
архитектурного наследия
ц м .1
Научно-технический и производственный журнал
функционализм - дома Рудольфа Шиндлера, Огюста Пер-ре и Вальтера Гропиуса; органическая архитектура - дома Фрэнка Ллойда Райта и Алваро Аалто; неофункционализм - дома Филиппа Джонсона, Оскара Нимейера, Чарлза и Рэй Имз; постмодернизм - дома Чарлза Мура и Чарлза Дженкса; деконструктивизм - дома Фрэнка Гери и Гюн-тера Доменига.
Особенно интересно наблюдать эволюцию представлений о собственном жилище в рамках творчества одного архитектора. Ярким примером являются три дома Ф.Л. Райта (США), построенные в период с 1889 по 1939 г. и отразившие важные этапы творчества и личной жизни архитектора.
Дом в Оук-Парке, пригороде Чикаго, был построен в традиционном для того времени гонтовом стиле. Райт прожил в нем со своей первой женой Кэтрин Тобин 20 лет, где у них появилось шестеро детей. За эти годы здание разрослось: были пристроены архитектурная мастерская, библиотека, новая кухня, расширена столовая (рис. 3, а). В 1909 г. он уходит из семьи и через два года строит в Висконсине, где провел детство, дом в созданном им самим стиле «домов прерий» в рамках концепции «органической архитектуры», идеалом которой является целостность и единение с природой. В честь мифологического волшебника и барда из Ирландии, родины предков Райта, он называет его Тали-есин (позднее получивший приставку Восточный). В 1937 г., Райт начинает строительство Западного Талиесина, почти в 3 тыс. км от Восточного в пустыне штата Аризона (врачи посоветовали ему проводить зимнее время года в более теплом климате). Дом был построен почти целиком вручную, силами учеников архитектора из материала, названного Райтом «пустынным бетоном» - смеси песка и камней, найденных на участке строительства; кроме того, в строительстве использованы дерево, стекло и брезент (рис. 3, в). Это здание было также создано в рамках концепции «органической архитектуры». Туда вместе с Талиесинским сообществом он ежегодно переезжал на протяжении последних 20 лет своей жизни [6]. Все три дома Ф.Л. Райта стали музеями и важными образовательными и культурными центрами, привлекающими студентов и туристов со всего мира.
Алваро Аалто построил себе два дома: первый - основной в Мунккиниеми, Хельсинки (1935-1936 гг.), второй - летний дом в Мууратсало (1952-1954 гг.). Двухэтажный дом в Мунккиниеми был задуман одновременно как индивидуальный жилой дом и архитектурная мастерская. В основе конструкции трубчатый стальной каркас, наружные стены из беленого кирпича, в отделке интерьеров и экстерьера использовано дерево. Аалто спроектировал плоские кровли и террасу, связывающую жилые комнаты и студию (рис. 4). Дом в Мунккиниеми стал музеем, функционирующим как информационный и образовательный центр Фонда Алваро Аалто.
Жилища Ле Корбюзье, от парижских апартаментов (1931-1933 гг.) (рис. 5, а) до скромного летнего домика Ка-банон (1951-1952 гг.) (рис. 5, б), дают нам представление о его образе жизни, силе творческого и мыслительного напряжения и демонстрируют эволюцию его представлений о собственном доме.
До начала ХХ в. собственный дом был частным случаем в практике архитектора, едва ли оказывавшим какое-то влияние на архитектурные процессы в мире. Революционные изменения в сферах строительства и технологии, а также в области общественного устройства подвигли зодчих на эксперименты, в ходе которых их дома станови-
54 -
Рис. 4. Дом-мастерская Алваро Аалто. Мунккиниеми, Хельсинки, Финляндия. 1935-1936 гг.
Рис. 5. Жилища Ле Корбюзье: а — «24 Н.К.» многоквартирный дом с апартаментами, Париж, Франция. 1931—1933 гг.; б — «Хижинка» (Кабанон), Кап-Мартен, Рокебрюн, Франция. 1951—1952 гг.
лись творческими лабораториями для исследования новых возможностей формообразования. Благодаря этому собственные дома архитекторов стали демонстрационно-экспериментальными «образцами» стилевых предпочтений, формируемых и (или) развиваемых архитекторами - лидерами стилей. Европейские и американские мо-
5 2012
Научно-технический и производственный журнал
-------ЖИЛИЩНОЕ ---
строительство
Сохранение архитектурного наследия
Рис. 6. Дом-мастерская К.С. Мельникова в Москве. 1927—1929 гг.
нографии, посвященные домам архитекторов, зафиксировали интерес архитектурной критики, возникший во второй половине ХХ в., и продемонстрировали, каким может быть индивидуальный частный дом, что позволило этим постройкам оказывать влияние на развитие и распространение стилей, творческих направлений и методов в архитектуре [7].
Эти здания не всегда можно отнести к определенному стилю, так как зачастую их архитектура выходит за рамки какого-либо стиля или существенно расширяет его границы. Личность архитектора-новатора всегда бросает вызов обществу, мыслящему стереотипами. Проектируя здание-манифест, создавая максимально индивидуализированные формы и пространства, используя весь актуальный арсенал своих средств, зодчий часто ломает традиционное представление обывателя о том, каким может быть жилище. Фантазия авторов проявляется в разнообразии объемно-пространственных и конструктивных решений, интерьерных и световых эффектов. Примером является широко известный дом-мастерская К.С. Мельникова, изначально рассматривавшийся как опытно-показательное сооружение (рис. 6). Большой интерес представляет также дом одного из основателей экологического движения Бакминстера Фуллера. В 1960 г. он обосновался для преподавания в Карбондейле (штат Иллинойс, США), где по его проекту за 7 ч был возведен дом, в котором он прожил 11 лет (рис. 7). Строение представляет собой геодезический купол, запатентованный им в 1954 г. как решение для безопасного, комфортного и доступного массового жилья. В 2011 г. Фонд Дома Бакминстера Фуллера начал реставрацию здания, чтобы сделать его частью университетской музейной экспозиции.
Рис. 7. Дом Бакминстера Фуллера. Карбондейл, шт. Иллинойс, США. 1960 г.
Прослеживая историю собственных домов и квартир архитекторов от Возрождения до конца ХХ века, итальянский исследователь А. Корнольди выявил несколько фактов, значимых для понимания места этих зданий в истории архитектуры. При создании собственного жилища человеческая природа архитектора, в силу жизненной необходимости объекта его работы, вовлечена в создание произведения гораздо сильнее, чем у писателей, художников и музыкантов. В отличие от представителей других творческих профессий о частной жизни и человеческой природе архитекторов обычно известно очень немногое, а чаще ничего. Многие дома, построенные для себя, обладают неповторимым очарованием. Можно констатировать возрастающий интерес к биографиям архитекторов при изучении архитектуры. Наибольший интерес к проектированию дома связан со сплоченностью с семьей, с профессией родителей (среди которых много священников и ремесленников) или с созданием собственной семьи [8].
Изучение собственных домов архитекторов как феномена индивидуального частного жилья дает возможность раскрыть различные аспекты творческого поиска в проектировании малоэтажного дома, являющегося основной областью деятельности архитекторов в большинстве стран.
Список литературы
1. Хайт В.Л. Об архитектуре, ее истории и проблемах: Сб. научных статей. М.: Едиториал УРСС, 2003. С. 281.
2. Иконников А.В. Функция, форма, образ в архитектуре. М.: Стройиздат, 1986. 288 с.
3. Иконников А.В. Архитектура ХХ века. Утопии и реальность. Издание в двух томах. Т. 1. М.: Прогресс-Традиция, 2001. 656 с.
4. Хан-Магомедов С.О. Константин Мельников. М.: Архи-тектура-С, 2007. 296 с.
5. Plumb B. Houses architects live in. Reprint of the 1977 ed. published by The Viking Press, New York. 168 р.
6. Frank Lloyd Wright. Architect. New York: The Museum of Modern Art. Cop. 1994.
7. Корпачев О.С. Собственные дома и квартиры архитекторов: краткая историография // Жилищное строительство. 2012. № 3. С. 38-41.
8. Cornoldi A. Le case degli architetti. Dizionario privato dal Rinascimento ad oggi. Venice: Marsilio Editori S.p.A., 2001. 480 p.
5 2012
55