УДК 72.036.
АСТАФЬЕВА МАРИЯ ВИКТОРОВНА, магистрант, fedotomasha@yandеx.ru
ПОЛЯКОВ ЕВГЕНИЙ НИКОЛАЕВИЧ, канд. архит., доцент, [email protected]
Томский государственный архитектурно-строительный университет, 634003, г. Томск, пл. Соляная, 2
«ОРГАНИЧНЫЕ» АСПЕКТЫ В ТВОРЧЕСТВЕ ФРЭНКА ЛЛОЙДА РАЙТА
Статья посвящена «органичным» аспектам в творческом наследии американского архитектора Фрэнка Ллойда Райта (Frank Lloyd Wright, 1867-1959 гг.). Изложена авторская интерпретация этого понятия, показаны основные этапы творческой биографии зодчего («дома прерий», «текстильный» стиль, «органическая» архитектура, «юсонианский» стиль). Рассмотрены наиболее характерные приемы визуальной взаимосвязи его построек с окружающим ландшафтом - рельефом местности, растительностью, водными источниками. Отмечен вклад Ф.Л. Райта в усовершенствование конструкций фундаментов, стен, кровель жилых домов. Показаны варианты использования в его объектах естественных строительных материалов (дерево, камень, кирпич), возможностей естественного и искусственного освещения внутреннего пространства.
Ключевые слова: Фрэнк Ллойд Райт; «органическая» архитектура; основные принципы «органичного» направления; проекты жилых зданий; визуальная взаимосвязь с ландшафтом; природные строительные материалы; естественное и искусственное освещение внутреннего пространства.
MARIA V. ASTAFIEVA, Undergraduate Student,
fedotomasha@yandеx.ru
EVGENII N. POLYAKOV, PhD, A/Professor,
Tomsk State University of Architecture and Building, 2, Solyanaya Sq., 634003, Tomsk, Russia
ORGANIC ARCHITECTURE IN CREATIONS BY FRANK LLOYD WRIGHT
The paper is devoted to organic architecture in creative activity of Frank Lloyd Wright (1867-1959), the American architect. The paper presents the author's interpretation of organic architecture coined by Frank Lloyd Wright, the main stages of his biography (Prairie Style, Textile Block Houses, organic architecture, Usonian Houses). Construction methods used by Wright represent his vision of America, integrating spiritual harmony and material prosperity across a seamless, unspoiled landscape. Wright improved the structures of foundations, walls, and roofs of residential houses. The paper describes the use of such natural materials as wood, stone, brick in different constructions and interior natural and artificial illumination.
Keywords: Frank Lloyd Wright; organic architecture; residential houses; unspoiled landscape; natural construction materials; natural and artificial illumination.
Обращение к творческому наследию американского архитектора Фрэнка Ллойда Райта (1867-1959) (рис. 1) для нас не было случайным.
© Астафьева М.В., Поляков Е.Н., 2014
Рис. 1. Фрэнк Ллойд Райт в своем кабинете (Талиесин-Вест, г. Скоттсдейл, штат Аризона, 1937 г.). (Frank Lloyd Wright): Taliesin West, Scottsdale, Arizona 1937) (www.franklloydwright.org/about/TaliesinWestTours.html)
Зодчий, живший в переходный период становления «новой архитектуры», является автором более трехсот шестидесяти построек, создателем оригинальной методики практического обучения молодых архитекторов - «Та-лиесинского товарищества». Но нас в данном случае интересует его теоретическое наследие, а точнее - теория «органичной» архитектуры. Интерес к данной теме вызван тем, что она имеет прямое отношение к архитектурной бионике и довольно часто упоминается в публикациях Ю.С. Лебедева как «направление сложное, противоречивое и достойное специального глубокого рассмотрения» [1]. Творчество Фрэнка Ллойда Райта уже анализировалось нами в статье [2]. Там было выявлено два самостоятельных направления в архитектурном наследии американского мастера - «органическое» и «органичное». М.В. Астафьевой, магистрантом архитектурного факультета Томского государственного архитектурно-строительного университета, собран дополнительный материал по этой тематике, в том числе публикации А.В. Аниси-мова [3], Н.В. Койновой [4], Л.А. Красиловой [5], Г.А. Птичниковой [6], Ш.М. Шукурова [7]. В ее докладе на LX студенческой научно-технической конференции Томского государственного архитектурно-строительного университета (24 апреля 2014 г.) было рассмотрено первое из этих направлений -«органическое». Сделанный ею доклад был рекомендован к публикации [8]. Поэтому резонно более подробно рассмотреть второе направление в творческом наследии Ф.Л. Райта - «органичное».
Прежде чем приступить к анализу этой теории, попытаемся разобраться в ее названии.
Во всех своих публикациях и публичных выступлениях Ф.Л. Райт именовал свою теорию словосочетанием «organic architecture» [9]. В переводе
с английского - «органическая архитектура». Именно так это направление именуется во всех российских энциклопедических изданиях. В то же время сам автор теории был категорически против подобного толкования. Дело в том, что термин «organic» может трактоваться двояко:
«Органический» - обладающий живым началом или подобный природному организму.
«Органичный» (греч. harmonic, гармоничный) - имеющий глубокие корни, цельный, естественный, закономерный.
Судя по всему, Ф.Л. Райт скорее склонялся ко второй трактовке, всячески «открещиваясь» от первой. Например, в интервью американскому телевидению он заявил: «Мы не употребляем слово "organic" в смысле «принадлежащий к растительному или животному миру». "Органичное" - значит существенное, внутреннее... целостность в философском смысле... где природа материалов, природа всего осуществляемого становится ясной, выступая как необходимость...» [9, с. 32]. Следует отметить, что свою проектную практику Ф.Л. Райт начал в фирме «Adler and Sullivan» (г. Чикаго)1, а его первым учителем и «любимым мастером» был Луис Генри Салливен (1856-1924) - один из пионеров рационализма в архитектуре. Преподанные им уроки правдивости, естественности и целостности в решении архитектурных задач Райт усвоил навсегда.
В 1894 г. он покидает офис Д. Адлера и Л.Г. Салливена и начинает работать самостоятельно. За короткое время строит ряд жилых домов, в которых отразилось своеобразие его творческого почерка. Здание, вписанное в природу, его внешний облик, вытекающий из внутреннего содержания, отказ от традиционных законов формы - вот характерные признаки свойственного ему архитектурного языка, который можно определить понятием «органической» архитектуры. Этот термин уже появлялся у Л.Г. Салливена, который обозначал им соответствие функции и формы. Им он пользовался в своих трудах по архитектуре, чтобы отмежеваться от эклектики, господствовавшей в искусстве и архитектуре того времени. Понятие «органической» архитектуры очень многозначно и едва ли поддается точному определению. Однако к подражанию органическим формам оно никакого отношения не имеет. Правильнее истолковать его суть так: архитектор должен творить так, как это делает природа. Для Райта оно, прежде всего, означало включение архитектуры в природное окружение, применение естественных природных материалов (дерево, камень и др.), внимательное отношение к потребностям людей и к их чувствам.
Для того чтобы полнее оценить сущность теории «органической» архитектуры, создателем которой по праву считается Ф.Л. Райт, мы сделаем краткий обзор архитектурных стилей, которые пользовались его симпатиями.
1 Данкмар Адлер (1844-1900), уроженец Германии, работал в различных чикагских фирмах. В 1871 вместе с Эдвардом Бурлингом открыл офис, в котором они спроектировали и построили более ста зданий. Открыв свой собственный офис, он пригласил к себе в 1880 г. чертежника Луиса Салливена, ставшего впоследствии всемирно известным архитектором. Вместе они построили много чикагских зданий, вошедших во все архитектурные хрестоматии. Среди них здания Чикагской фондовой биржи и знаменитого театра Auditorium Building. Фирма «Adler and Sullivan» также приняла участие в восстановлении центра Чикаго после пожара 1871 г. В этом офисе начал свою карьеру в качестве чертежника Ф.Л. Райт.
Примечательно, что к их числу относятся только те стили, в которых использован минимум декоративных средств и в которых строительный материал наиболее полно раскрывает свой конструктивный и архитектурно-художественный потенциал [10].
Немалое влияние на Ф.Л. Райта оказало зодчество североамериканских поселенцев, которые строили одноэтажные дома с расчлененным планом, без декора, прямо и непосредственно выражая в архитектурной форме применяемые строительные материалы: неоштукатуренную каменную кладку, дощатую обшивку каркаса и пр. Впоследствии это направление в творчестве Райта получило наименование «стиль прерий» (Prairie) - первый этап в становлении и развитии теории «органической» архитектуры. Зигфрид Гидион писал: «Еще до конкретного ознакомления с творчеством Райта я стал понимать, каким образом мастер воспринимает внутреннее пространство, посетив случайно охотничий домик, где в центре ничем не разделенного помещения находился огромный камин. Отделены от этого помещения были только спальня и кухня. Не было, собственно, и потолка. Со стропил свешивались звериные шкуры...» [11, с. 236].
В зодчестве Древнего Египта периода Нового царства американского зодчего привлекло изящество скульптурной обработки камня, плавность линий и форм, величественный покой каменных масс. Египетская архитектура, по его мнению, представляла собою «каменное тело в облагороженном виде, языческую песнь архитектуры человеческих очертаний». Эта же величественность и гигантский масштаб тщательно обработанных каменных блоков свойственны зодчеству доколумбовой Америки. Архитектура народов майя и инков была воплощением мощи, «выражением силы величия первобытных чувств формы». Горизонтальные линии террас, шероховатая поверхность каменной кладки, довольно условный орнамент были взяты Райтом на вооружение, превратившись в так называемый «текстильный» (точнее, «текстурный») стиль (20-е гг. ХХ столетия). Этот стиль стал вторым, наиболее трагическим, этапом в творческой биографии американского зодчего.
Арочные и купольные сооружения Византии и Ирана привлекли американского зодчего своей «правдивостью», лаконизмом, минимумом декораций, светотеневой пластикой: «Это было поклонение природе, осуществляемое с помощью тяжелых строительных материалов, мастерского выполнения и обилия света. Кроме того, в персидской архитектуре большое значение придавалось «одухотворенности, чувству отвлеченной формы. постепенно утерянному, которое никогда уже не будет превзойдено.» [9, с. 51]. Абстрактное («отвлеченное») решение архитектурных масс, стремление к минимуму украшений - черты, присущие лучшим произведениям Ф.Л. Райта.
В зодчестве Древнего Китая Райту нравилось философское отношение строителей к своему труду: «То, что делалось в раннем Китае, делалось не столько для того, чтобы смотреть на него, сколько для того, чтобы смотреть в него. Во всем, что делал китаец, была глубина чувства, дававшего совершенное выражение родства с красотой естественного мира, окружающего человека. Это - архитектура, в которой тело как таковое не живет. Произведения искусства раннего Китая воздушно легки.» [Там же, с. 45].
К идее нерасчлененного внутреннего пространства, главенства интерьера над фасадом Ф.Л. Райт пришел самостоятельно. Она стала основным стержнем «органической» архитектуры - третьего, наиболее плодотворного, этапа в творчестве Ф.Л. Райта. Подтверждение своим мыслям зодчий нашел в трактате «Дао дэ цзин» (IV-III вв. до н. э.). Его создатель, философ Лао-Цзы (VI-V вв. до н. э.) утверждал, что «реальность здания заключается не в четырех стенах и крыше, но во внутреннем пространстве, предназначенном для жизни в нем» [12].
Наиболее яркое выражение этой концепции Райт видел в японской архитектуре, которой он всегда восхищался и которую считал высшим проявлением «органичности» в архитектуре: «Разумеется, эти художники позволяли дереву быть деревом... От камня никогда не требовалось ничего иного, кроме того, чтобы он был камнем. Современный процесс стандартизации. уже много столетий назад был известен в Японии и использовался в интересующем нас жилище с художественным совершенством.» [9, с. 36]. Японское жилище отличается предельной простотой архитектурно-планировочного и конструктивного решения. Его внутреннее пространство расчленено легкими подвижными перегородками из бамбука или тростника, специальной «оконной» бумагой, реже - деревянными щитами. Подвижные окна-створки японского дома (сёдзи), оклеенные бумагой, пропускают свет внутрь центрального помещения и могут быть легко раздвинуты. Это делает жилище более открытым и теснее связывает его с окружающим ландшафтом. Иногда вместо раздвижных перегородок использовались подъемные ширмы либо жалюзи. Все эти приспособления создавали иллюзию ограждающих стен, которые не препятствовали включению живописного пейзажа в интерьер здания. Иногда в доме капитальные стены были разрисованы пейзажами, которые развивали оптическую иллюзию «растворения» внутреннего пространства.
К концу 1930-х гг. относится серия так называемых юсонианских («U.S.O.N.A.», от United States of North America - США) домов Ф.Л. Райта. Это - четвертый, завершающий, этап в развитии его теории «органической» архитектуры. Он как бы подтверждает американское происхождение этой теории. Юсонианский стиль был реализован в наиболее известных постройках зодчего, получившего заслуженное признание у себя на родине. Постройки этого стиля имеют легкие конструкции и целостную, как бы «сливающуюся» систему помещений.
Следует отметить, что в мировой архитектуре с древнейших времен сосуществуют две тенденции. Первая развивается в сторону рационального, а вторая - в сторону эмоционального восприятия окружающей среды. Одни города, к примеру, имеют четкую, регулярную структуру, а другие разрастаются хаотично, подобно деревьям. Даже в современном искусстве и архитектуре существует разница между органическим и геометрическим восприятием. Так вот, восприятие Ф.Л. Райта с самого начала было именно органическим.
Итак, уточним теперь все то, что было заимствовано Райтом из мирового архитектурного наследия:
- пластичность формы (Древний Египет);
- горизонтальные членения, грубо обработанная поверхность естественного камня (доколумбова Америка);
- движение формы изнутри наружу (Древний Китай);
- минимум декораций, светотеневая пластика фасадов (Византия, Иран);
- выявление естественной структуры строительных материалов и конструкций (североамериканское народное зодчество);
- гибкая планировка интерьера, его органичная связь с окружающим пейзажем (Япония).
Из приведенного перечня видно, что американский зодчий относился к мировому архитектурному наследию творчески, отбирая из него только то, что могло найти применение в его проектной практике, прямо или косвенно подтверждая правоту его концепции «органической» архитектуры: «Должно быть столько же стилей домов, сколько существует разных людей. Человек, который обладает индивидуальностью, имеет право на свое выражение в его собственной среде...» [13].
Разобравшись с симпатиями и антипатиями Ф.Л. Райта в архитектурном наследии прошлого, можно начать анализ теории «органичной» архитектуры, созданной Райтом в противовес «функциональной» архитектуре того времени.
Еще раз повторим, что в своих многочисленных публикациях Ф.Л. Райт так и не смог раскрыть существа своей теории, т. е. сформулировать ее как творческий метод. Вот образец его формулировки: «Слово "органичное" относится к сущему, целостности; потому, наверное, лучше было бы употреблять слова "интегральное" или "внутренне присущее". В том виде, в каком оно первоначально употреблялось в архитектуре, слово "органичное" означает: часть относится к целому, как целое к части. Таким образом, сущее как интегральное бытие есть то, что в действительности означает слово "органичное". Внутренне присущее.» [9, с. 176]. То есть Райт придает архитектурному произведению всеобъемлющий характер одной из субстанций материального бытия, «непогрешимого» в своей сути. Отсюда следуют две версии - либо «органична» любая архитектура, независимо от своего качества (ведь любое сооружение является частью материи!), либо «органичны» лишь отдельные произведения гениальных зодчих, к которым Райт без ложной скромности причислял себя. Вероятно, именно к этой второй версии склонялся американский зодчий, превративший слово «organic» в символ абсолютного совершенства, основанного на «научной организации строительства и одушевлении его духом подлинной человечности» [14, с. 50]. Иначе говоря, «органичная» архитектура - «правильная, истинная» архитектура. В своей книге А.Ф. Гольдштейн обвинил Райта в том, что он, именуя свою архитектуру «органичной», пытается поставить ее выше творческих достижений других его зодчих-современников [15, с. 132]. Скорее всего здесь критик не совсем прав. «Органичное», действительно, приравнивается к идеалу, но из множества своих реализованных объектов Райт выделил лишь несколько, которые по своим качествам приближаются к нему.
Попытаемся теперь на примере жилых построек Ф.Л. Райта конкретизировать важнейшие принципы «органичной» архитектуры:
1. На равнинах восточной части США зданию намеренно придавалась горизонтальная протяженность («дома прерий», 1900-1915 гг.). Подчеркивались линии и плоскости, параллельные земле (карнизы, террасы, ленточные окна). В холмистой же местности западной части США Ф.Л. Райт вписывал постройки в складки рельефа так, что они составляли единое целое с окружающей природой. Широко использовал внутренние дворы (патио). Они стали визуальным продолжением горизонтальных плоскостей полов и террас усадебного дома, как бы «вытекающих» за его пределы.
2. В большинстве усадебных домов, выполненных по проектам Ф.Л. Райта, нет традиционных фундаментов и подвалов. Их заменила низкая каменная платформа (цоколь), приподнятая над землей. Строительная площадка дренировалась с помощью траншей, наполненных щебнем. Под платформой устраивалось щебеночное основание толщиной 5-6 дюймов (12-15 см). В нем размещалась разветвленная система отопления, обогревающая полы комнат. Поверх устраивался бетонный подстилающий слой толщиной до 10 см. Подпольное отопление использовалось не только из-за своей экономичности и гигиеничности, но и потому, что оно становилось неотъемлемой частью постройки.
3. Ощущение крова, убежища и защиты Ф.Л. Райт стремился выразить тем, что его дом имел массивное ядро из кирпича или естественного камня, вокруг которого размещались помещения. Каменные стены были оставлены в кухне, санитарных узлах и в некоторых других зонах. Сюда же входила дымовая труба камина. Этим снижалась суммарная нагрузка здания на платформу. Кроме того, каменное ядро придавало зданию визуальную устойчивость. Оно возвышалось над другими частями здания и символизировало покой, незыблемость домашнего очага. Все прочие стены были деревянными. Они состояли из трех слоев досок, проложенных пергамином, и обладали достаточной несущей способностью благодаря своим изломам в плане. Деревянные стены и оконные рамы собирались на строительной площадке из стандартных щитов и блоков.
4. Все покрытия, в том числе и скатные, не имели чердаков. Потолок подшивался отделочной фанерой либо строгаными досками, покрытыми прозрачным лаком. Плоская или двускатная крыша («символ дома», согласно Ф.Л. Райту) имела широкие свесы. Нижние поверхности выступов крыши были плоскими и окрашенными в светлые тона, чтобы создать в этом месте рассеянный отраженный свет, проникающий в верхние комнаты. Здесь не было водосточных труб и желобов, водослив был свободным. Райт представлял здание не как пещеру, а как кров, «прозрачный» навес. Согласно его концепции, плоские кровли, параллельные земной поверхности, визуально «сливаются» с землей, образуя с ней единое целое. Широкие свесы кровли также защищали постройку от солнца и осадков. Нередко навес над окнами выполнялся в виде консольной решетки (перголы), украшенной вьющимися растениями. Это гарантировало защиту комнат от перегрева летом, когда растения покрыты листвой, и их лучшую освещенность зимой. Даже если вьющиеся растения не были предусмотрены, ширина и частота планок решетки подбирались таким образом, чтобы обеспечить тень.
5. Жилые дома Ф.Л. Райта обычно включали три зоны - спальню с санузлами, кухню с местом для приема пищи и общую комнату. Традиционную кухню здесь заменило «рабочее пространство», освещенное лентой окон под потолком и совмещенное с общей комнатой. Традиционных дверей не было. Этим достигалось композиционное единство внутреннего пространства дома, центром которого служила общая комната. Это было целое, замкнутое пространство, пронизанное воздухом и дающее ощущение единства: «Пространство должно рассматриваться как архитектура, иначе мы не будем иметь архитектуры». Общая комната была связана с садом - ее пол продолжался наружу и переходил в террасу, отделенную стеклянной стеной. Стена эта включала дверные ширмы, которые визуально соединяли интерьер с природным окружением, садом.
6. Ф.Л. Райт одним из первых ввел в архитектуру обильное остекление («Свет придает красоту зданиям»). Многие стены и окна в его домах были превращены в прозрачные решетки (ширмы). В его постройках остекление было либо ленточное, либо на всю высоту стены (витраж), либо устраивалось в потолке. Окно в виде прямоугольного проема в стене было исключением («Дырявить стены - это насилие»). Стены, потолки и пол должны были «перетекать» друг в друга. Они формировали единое пространство, залитое светом и открытое для обзора. Нередко потолки были соединены со стенами с помощью широкой горизонтальной оштукатуренной полосы над окнами, окрашенной так же, как и потолок. Это расширяло поверхность потолка до верха окон. Однако порою зодчий намеренно уменьшал размеры окон для придания дому большего уюта, замкнутости, ощущения защиты и убежища. Поэтому в некоторых «домах прерий» естественного освещения было недостаточно. В 30-е гг. Райт стал делать стены, обращенные к улице и на север, глухими, лишь с узкой полосой остекления под потолком. Зато стены, обращенные к саду, внутреннему двору или просто на юг, - сплошь стеклянные от пола до потолка (традиционный опыт Китая и Японии).
7. Размеры жилого дома, его дверных и оконных проемов были пропорциональны росту человека. Свободная планировка и уменьшение высоты комнат сделали интерьер более удобным для проживания людей. В одноэтажных жилых домах помещения нередко имели разную высоту. В местах перепада кровли устраивались клерестории2 - проемы для верхнего освещения и естественной вентиляции. При этом более низкая кровля могла «войти» внутрь здания в виде «световой полки». В домах Ф.Л. Райта порою вообще не было люстр и светильников. Их заменяли самые различные источники искусственного освещения, встроенные и скрытые в стенах, полу или кровле.
8. Ф.Л. Райт избегал комбинирования различных материалов и, по возможности, использовал в постройке лишь один материал. Идея цельности («интегральности») является основой «органической» архитектуры. Зодчий
2 Клерестории - окна с вертикальным остеклением, смонтированные на крыше. Они очень эффективны для освещения и обогрева северных комнат и настоятельно рекомендуются для Лос-Аламоса. Клерестории должны рассматриваться как часть системы прямого солнечного обогрева. По своим характеристикам превосходят мансардные окна, т. к. через них не происходит теплопоступления в летнее время.
стремился к тому, чтобы сооружение производило впечатление как бы высеченного из единого блока, а не собранного из многочисленных частей и деталей. Поэтому он избегал декоративных украшений, не вытекающих из природы материала.
9. Зодчий охотно пользовался стандартными строительными конструкциями и изделиями («Прямые линии и геометрические формы соответствуют работе машины в строительстве, так что интерьер естественно принимает характер машинного производства. Нужно избавляться от усложнений в конструкциях и использовать преимущества заводского производства, исключать, по мере возможности, работы на строительной площадке, которые всегда дороги»). Выступая против дробности форм, он положил начало одному из важнейших принципов современной архитектуры и дизайна - упрощению: «Одна вещь вместо многих вещей; большая вещь вместо набора малых» [13].
10. Интеграция систем отопления, освещения и водоснабжения со строительными конструкциями, органичное включение их в структуру здания. Элементы технического оборудования обрели здесь архитектурное качество: «Нужно укрупнять и упрощать устройства инженерного оборудования отопления, освещения, сантехники» [Там же]. Несмотря на большие световые проемы и стеклянные стены, жилые постройки Ф.Л. Райта по-домашнему уютны. Этому способствует использование в отделке комнат дерева, обилие ковров и тканей (в том числе и для покрытия полов), общая мягкая, теплая тональность интерьера, наличие глухих стен.
11. Конструкционные строительные материалы (камень, кирпич, дерево, бетон) не маскируются отделочными материалами. Этим стремлением к органическому единству с природой может быть частично объяснено предпочтение, отдаваемое Райтом естественным необработанным материалам: шероховатым каменным блокам, неотшлифованным гранитным полам, тяжелым, грубо отесанным бревнам. Обычно зодчий пользовался отделочными материалами, резко контрастирующими своим цветом и фактурой. Например, рядом с широкой кирпичной стеной камина он размещал светлоокрашенные стены с темными деревянными перегородками. Очень рано Райт ввел в интерьер грубую фактуру стены из естественного камня. Обнажением естественной фактуры материала достигается впечатление цельности и естественности. Райт проповедовал комплексный подход к строительству. Внутреннее пространство домов Райта диктовало их внешнюю форму. Даже мебели архитектор стал уделять особое внимание: «За исключением редких случаев, я с болью наблюдал, как жильцы, въезжая в новый дом, тащили в него за собой весь ужас старого.» [9, с. 119]. После этого Райт начал сам проектировать мебель, рисунки витражей на окнах. Он стремился к тому, чтобы каждая деталь интерьера подчеркивала создаваемый им образ. Столы, кровати, диваны, шкафы, книжные полки стали неотъемлемой частью дома. Они изначально предусматривались в чертежах и монтировались в ходе строительства как составные части здания. Мебель, по возможности, делается встроенной, все лишнее убиралось («Нужное прячется, ненужное устраняется») [13].
12. Ф.Л. Райт всегда избегал декоративных украшений («завитушек и цветочков») как снаружи, так и внутри здания. Он считал художественным
идеалом «простые, сильные формы и чистые, яркие цвета»: «Если форма действительно следует функции, то нужно совершенно отбросить прочь то, что насильственно навязывается стоечно-балочной системой. Чтобы не было никаких балок, никаких колонн, никаких карнизов и прочих деталей, никаких пилястров и антаблементов» [16]. Зодчий стремился делать здание простым, начиная с его объемно-пространственной и конструктивной основы и кончая деталями. Японский дом послужил ему образцом того, как следует при проектировании устранять все ненужное и несущественное. Он придавал художественную выразительность функциональным элементам, тогда как последующее поколение архитекторов предпочитало искать эстетическое начало в конструкциях.
А теперь сделаем краткое обобщение рассмотренного материала.
1. Отмечено, что в течение всей творческой жизни Фрэнка Ллойда Райта и даже после его смерти не утихают споры вокруг его загадочной теории «органической» архитектуры. Его считают своим и конструктивисты, и функционалисты, и представители самых различных «бионических» направлений в архитектуре. Богатейшее творческое наследие мастера дает информацию к размышлению апологетам самых разнообразных творческих течений и школ. Выступая в роли пророка «загородного индивидуализма», Ф.Л. Райт последовательно проповедовал «возвращение к природе». В данной работе была сделана попытка раскрыть «природную» подоснову его теории, имеющей два самостоятельных ответвления - «органичная» и «органическая» архитектура. Эти направления ни в коей мере не следует смешивать или противопоставлять друг другу, как это делало большинство исследователей творчества Ф.Л. Райта у нас в стране и за рубежом. Впрочем, как и сам Райт. Он многократно возвращался к одним и тем же темам, вновь и вновь развивая их.
2. Показано, что «органичная» архитектура, которой Райт придал роль своеобразного творческого идеала, является второй составляющей его теоретического и практического наследия. В отличие от «органической» архитектуры, «органичная» достаточно абстрактна. Она не имеет ярко выраженных деталей, напоминающих природные формы. Однако в ней заложены более глубинные и фундаментальные природные законы, которые определяют гармонию развития мира. В своей совокупности они подчиняются закону гармоничного равновесия природных масс - «мимесису», открытому Аристотелем. Этот закон получил многогранное толкование и развитие в японской архитектуре, которую американский зодчий признавал за высшее проявление «органичности» в искусстве. Ф.Л. Райт не является единственным автором теории «органичной» архитектуры - он всего лишь продолжил и развил богатейшие традиции мировой философии и зодчества. Его заслуга заключается в том, что он самостоятельно пришел к пониманию этого основополагающего принципа развития мироздания и одним из первых начал широко использовать его в современной архитектуре.
3. В настоящей работе были систематизированы основные принципы «органичной» архитектуры Ф.Л. Райта, которые он реализовал в своих проектах усадебных домов 1900-1940 гг. Среди них учет особенностей рельефа местности и характера растительности, использование внутренних дворов
(патио); использование в роли фундаментов низких каменных платформ, оснащенных системой обогрева полов; сочетание массивного каменного «ядра» (кухня, санузлы) с легким деревянным ограждением; плоские широкие кровли, окрашенные в светлые тона, отсутствие чердаков; композиционное единство внутреннего пространства дома, центром которого служила общая комната, связанная через террасу с садом; широкое использование нестандартных приемов естественного и искусственного освещения комнат; снижение высоты помещений; широкое использование в архитектуре естественных строительных (конструкционных) и отделочных материалов, стандартных строительных конструкций и изделий; интеграция систем отопления, освещения и водоснабжения со строительными конструкциями, органичное включение их в структуру здания; использование в отделке комнат дерева, обилие ковров и тканей, общая мягкая, теплая тональность интерьера, наличие глухих стен; минимум декоративных украшений.
Библиографический список
1. Лебедев, Ю.С. Архитектура и бионика / Ю.С. Лебедев. - 2-е изд.. - М. : Стройиздат, 1977. - 221 с.
2. Поляков, Е.Н. «Органичное» и «органическое» в творчестве Фрэнка Ллойда Райта / Е.Н. Поляков. - М., 1990. - 17 с. - Деп. ВНИИТАГ № 857.
3. Анисимов, А.В. Памяти великого архитектора. Фрэнк Ллойд Райт / А.В. Анисимов // Academia. Архитектура и строительство, 2007. - № 4. - С. 24-28. - Условия доступа : http://elibrary .ru/item. asp?id=10026251.
4. Койнова, Н.В. Развитие экологических взглядов в органической архитектуре Фрэнка Ллойда Райта / Н.В. Койнова // Известия Уральского федерального университета. Серия 1: Проблемы образования, науки и культуры. - 2013. - Т. 113. - № 2. - С. 239-248. -Условия доступа : http: //elibrary.ru/ contents.asp?issueid=1132189.
5. Красилова, Л.А. Некоторые тенденции развития односемейных жилых домов в западной архитектуре в ХХ веке / Л. А. Красилова // Вестник Иркутского государственного технического университета. - 2011. - Т. 53. - № 6. - С. 53-57. - Условия доступа : http://elibrary.ru/contents.asp?issueid= 940917.
6. Птичникова, Г.А. «Идеальный город» Фрэнка Ллойда Райта / Г.А. Птичникова // Academia. Архитектура и строительство, 2007. - № 4 - С. 20-23. - Условия доступа : http://elibrary.ru/contents.asp?issueid=452050.
7. Шукуров, Ш.М. Фрэнк Ллойд Райт. Проблема архитектурного цитирования / Ш.М. Шу-куров // Искусствознание, 2009. - № 1-2. - С. 363-386. - Условия доступа : http://elibrary.ru/contents.asp?issueid=591990.
8. Астафьева, М.В. «Органические» аспекты в творчестве Фрэнка Ллойда Райта / М.В. Астафьева, Е.Н. Поляков // Материалы 60-й университетской научно-технической конференции студентов и молодых ученых [Электронные текстовые данные]. - Томск : Изд-во Том. гос. архит.-строит. ун-та, 2014. - С. 778-787.
9. Райт, Ф.Л. Будущее архитектуры: [пер. с англ.]. - М. : Госиздат литературы по строительству, архитектуре и строительным материалам, 1960. - 247 с.
10. Поляков, Е.Н. Особенности использования природных мотивов в античной архитектуре / Е.Н. Поляков, Т.А. Гыбина, И. А. Платонова. - М., 1989. - 9 с. - Деп. ВНИИТАГ № 775.
11. Гидион, З. Пространство. Время. Архитектура: [пер. с нем.]. - М. : Стройиздат, 1984. -455 с.
12. Поляков, Е.Н. Природная символика в архитектуре средневекового Китая и Японии / Е.Н. Поляков. - М., 1990. - 11 с. - Деп. ВНИИТАГ № 807.
13. 10 архитектурных уроков от Фрэнка Ллойда Райта. - Условия доступа : http://syndyk.by/article/gurnal/10_arhitekturnih_urokov_ot_frenka _lloyda_rayta-20726.html.
14. Мастера архитектуры об архитектуре. Зарубежная архитектура конца Х1Х-ХХ века / под общ. ред. М.Г. Бархина. - М. : Искусство, 1972. - 590 с.
15. Гольдштейн, А.Ф. Фрэнк Ллойд Райт / А.Ф. Гольдштейн. - М. : Стройиздат, 1973. - 136 с.
16. Паперный, В. «Миниатюра» Фрэнка Ллойда Райта. - Условия доступа : http://www.admagazine.rU/inter/18661_miniatyura-frenka-lloyda-rayta.php#artheader.
References
1. Lebedev Yu.S. Arkhitektura i bionika [Architecture and bionics]. 2nd edition. Moscow : Stroyizdat Publ., 1977. 221 p. (rus)
2. Polyakov Е.М. 'Organichnoe' i 'organicheskoe' v tvorchestve Franka Lloida Raita ['Harmonic' and 'organic' in Frank Lloyd Wright creativity]. Arkhitektura i gradostroitel'stvo [Architecture and town planning]. Moscow : VNIITAG Publ., 1990. 17 p. (rus)
3. Anisimov A. V. Pamyati velikogo arkhitektora. Frenk Lloid Rait [In memory of outstanding architect. Frank Lloyd Wright]. Academia. Arkhitektura i stroitel'stvo, 2007. No. 4. Pp. 24-28. Available at : http://elibrary.ru/item.asp?id=10026251 (rus)
4. Koinova N.V. Razvitie ekologicheskikh vzglyadov v organicheskoi arkhitekture Frenka Lloida Raita [Development of ecological views in organic architecture of Frank Lloyd Wright]. Izves-tia Ural Federal University Journal. Series 3. Social and Political Sciences. 2013. T. 113. No. 2. Pp. 239-248. Available at : http: //elibrary.ru/ contents.asp?issueid=1132189 (rus)
5. Krasilova L.A. Nekotorye tendentsii razvitiya odnosemeinykh zhilykh domov v zapadnoi arkhitekture v ХХ veke [Tendencies of one-family residential houses in western architecture in the 20th century]. Vestnik Irkutskogo gosudarstvennogo tekhnicheskogo universiteta. 2011. V. 53. No. 6. Pp. 53-57. Available at : http://elibrary.ru/contents.asp?issueid= 940917 (rus)
6. Ptichnikova G.A. 'Ideal'nyi gorod' Frenka Lloida Raita [Ideal city of Frank Lloyd Wright]. Academia. Arkhitektura i stroitel'stvo, 2007. No. 4. Pp. 20-23. Available at : http://elibrary.ru/contents.asp?issueid=452050 (rus)
7. Shukurov Sh.M. Frenk Lloid Rait. Problema arkhitekturnogo tsitirovaniya [Frank Lloyd Wright. The problem of architectural citation]. Iskusstvoznanie, 2009. No. 1-2. Pp. 363-386. Available at : http://elibrary.ru/contents.asp?issueid=591990 (rus)
8. Astafeva M. V., Polyakov E.N. 'Organicheskie' aspekty v tvorchestve Frenka Lloida Raita [Or-gani aspects in creativity of Frank Lloyd Wright]. Proc. 60th Int. Sci. Conf. of Students and Young Scientists, Tomsk : TSUAB Publ., 2014. Pp. 778-787. (rus)
9. Wright F.L. The future of architecture. Мoscow : State Publishing House of Books on Construction, Architecture and Construction Materials, 1960. 247 p. (transl. from Engl.)
10. Polyakov ЕЖ, Gybina Т.А., Platonovа 1А. Osobennosti ispol'zovaniya prirodnykh motivov v antichnoi arkhitekture [The use of natural motives in Classic architecture]. Moscow : VNIITAG Publ., 1989. 9 p. (rus)
11. Giedion S. Space, Time & Architecture. Moscow : Stroyizdat Publ., 1984. 455 p. (transl. from Germ.)
12. Polyakov ЕЖ Prirodnaya simvolika v arkhitekture srednevekovogo Kitaya i Yaponii [Natural symbolism in architecture of medieval China and Japan]. Moscow : VNIITAG Publ., 1990. 11 p. (rus)
13. 10 arkhitekturnykh urokov ot Frenka Lloida Raita [Ten architectural lessons from Frank Lloyd Wright]. Available at : http://syndyk.by/article/gurnal/10_arhitekturnih_urokov_ot_frenka _lloyda_rayta-20726.html. (rus)
14. Barkhin M.G. Mastera sovetskoi arkhitektury ob arkhitekture [Soviet architectures about architecture]. Zarubezhnaya arkhitektura kontsa XIX-XX veka. Moscow : Iskusstvo Publ., 1972. 590 p. (rus)
15. Gol'dshtein A.F. Frank Lloyd Wright. Moscow : Stroyizdat Publ., 1973. 136 p. (rus)
16. Papernyi V. 'Miniatyura' Frenka Lloida Raita [Miniature by Frank Lloyd Wright]. Available at : www.admagazine.ru/inter/18661_miniatyura-frenka-lloyda-rayta.php#artheader. (rus)