Формы для бизнеса
«Сегодня не то что два года назад. На рынке трудности», — резюмируют ведущие игроки российского рынка спецодежды главную тенденцию года. «Кризис ликвидности коснулся и нашей отрасли, — говорит Владимир Куликов, гендиректор ЗАО «ТД Тракт». — Недостаток денег заставляет руководителей предприятий, особенно небольших и средних, прежде всего направлять финансы на сырье и зарплаты, а закупку спецодежды, средств индивидуальной защиты (СИЗ) финансировать по остаточному принципу. Спрос есть, но падает.
Культура производства, а в свою очередь и потребность в более дорогих и качественных средствах защиты, в определенной мере зависит от темпов роста рынка — если денег нет, то потребители предпочтут более дешевую продукцию. И всем компаниям нужно перестраиваться, чтобы пережить этот период». Правда, по словам большинства руководителей отрасли, не все из них уж так активно планируют перестраиваться.
Тем не менее именно крупные клиенты (к таковым относят компании с числом ра-
ботников более 5 тыс. человек - «Прямые инВЕСТИции») увеличивают время отсроченных платежей за сделанный заказ: вместо одного месяца поставщики ждут два, вместо двух - три. Поток покупателей в магазины отстает от запланированной отметки. Банки же ужесточают требования при предоставлении кредитов, сократив количество доступных денег на пополнение оборотных средств и развитие. «Но это мировая проблема. Наша компания в Чехии столкнулась с теми же трудностями. И я бы не преувеличивал ее размеры, - не соглашается
Несмотря на кризис ликвидности и снижение темпов роста экономики российский рынок спецодежды и средств индивидуальной защиты - —продолжает расти, хотя и более низкими темпами, чем в «хлебные» 2005-2006 годы.
Игроки отрасли ^ возникшие трудности —пытаются использовать на пользу бизнесу, повышая уже не объем заемных средств, а эффективность своих компаний. Перед вами рассказ о ведущих российских игроках этого сектора.
Ирина ВОРОБЬЕВА
Сергей Ширяев, гендиректор группы компаний «Восток-сервис». - На нашем бизнесе это существенно не сказалось. Спрос, по моему мнению, упал менее чем на 10%. Можно предположить, что если в предыдущие годы рынок рос на 10—15%, то в этом он вырастет чуть меньше. Но это лишь предположение, поскольку основные закупки крупные предприятия планируют на зиму. Все последние годы рынок бурно развивался, при этом наиболее активным был рост в сегменте достаточно дорогих и инновационных средств защиты».
Российский рынок спецодежды и средств индивидуальной защиты эксперты оценивают в $1,5—1,7 млрд. Как минимум на такую сумму государственный и частный сектор закупают спецодежды для 30 млн. человек, по данным Госкомстата. При подсчете этого показателя учитываются нормы бесплатной выдачи сертифицированной спецодежды и средств индивидуальной защиты работникам российской экономики, установленные Министерством здравоохранения и социального развития РФ.
Георгий Жудро, начальник отдела маркетинга компании «Тракт»: «В целом бюджет предприятий на средства спецзащиты и спецодежду растет, но не такими темпами, как в 2005—2006 годах. Тогда вопросу безопасности уделялось больше внимания, крупнейшие холдинги выстраивали системный подход к охране труда на производстве, повсеместно вводился корпоративный стиль, спрос стал смещаться в сторону более дорогих высококачественных средств индивидуальной защиты, максимально отвечающих требуемому уровню безопасности».
Примерно 70% рынка составляют продажи так называемой одежды для защиты от общего производственного загрязнения (ОПЗ) и 30% — средства индивидуальной защиты (СИЗы — защиты рук, ног, дыхания и т.д.) и корпоративная одежда.
Покупатели самых больших партий продукции, причем наиболее дорогой, — газовики и нефтянники (на них, по общему мнению, приходится около 20% всех закупок), далее по списку — металлурги, строители, транспортная отрасль, ЖКХ, в целом все направления промышленно-хозяйственной деятельности страны. Крупные российские холдинги, такие как «Газпром», вернее, его оператор «Газкомплектим-пекс», «Роснефть», «ТНК-ВР», «Русский алюминий», «Северсталь», НЛМК, РЖД, работают со всеми ведущими игроками на рынке. У них стандартный набор услуг для клиентов такого уровня — скидки, возможности доставки, разработка корпоративного стиля, спецпошив по требованию, словом, набор, который мелкие игроки позволить не могут. Но среди клиентов производителей и продавцов спецодежды, не только корпоративные монстры. «Мы работаем и с небольшими клиентами, которым, скажем, может потребоваться лишь несколько халатов и пар обуви», — говорят в компаниях. Стоит заметить, что лидер рынка, компания «Восток-сервис», помимо оптовых продаж развивает еще и сеть розничных магазинов.
Как и в других секторах российской экономики, связанных со снабжением, «откаты» снабженцам — общепринятая практика, наличие которой не скрывают — таковы,
мол, правила игры на коррумпированном рынке. Правда, как говорят на рынке, ситуация все же меняется к лучшему — часть снабженцев вместо «откатов» соглашаются на большие скидки с последующей премией за выгодно проведенную для работодателя сделку.
Заметим, что лидеры, а всего их четверо, совместными усилиями контролируют около 40% рынка, работая в рамках всей страны, три из них - «Восток-сервис», «Техноавиа» и «Тракт» — имеют собственную региональную сеть. Компания «Урсу.С» предпочитает тесные отношения с дилерами. Доли остальных фирм несравнимо меньше, их можно отнести к компаниям локальным.
Кто идет с Востока
Безусловный лидер отрасли — группа компаний «Восток-сервис», занимающая более 25% рынка. По словам руководства, прирост выручки компании за восемь месяцев этого года — более 25%. Топ-менеджмент надеется как минимум на сохранение этих темпов до конца года. Консолидированный оборот «Восток-сервиса» за 2007 год составил $600 млн. (более 15 млрд. рублей).
Основали фирму в начале 90-х несколько студентов МАИ. Нынешнее количество акционеров компании в «Восток-сервисе» не раскрывают, публичная фигура среди них, он же основной владелец — депутат Госдумы и сопредседатель «Деловой России» Владимир Головнев. Компанию возглавляет 39-летний Сергей Ширяев, уроженец северо-запада Казахстана, выпускник МАИ, пришедший в компанию вскоре после окончания института.
Лидер более легко, чем остальные, переносит превратности жизни. Сергей Ширяев: «При интенсивном росте все хорошо у всех. Кризис же хорош и интересен тем, что именно в этой ситуации проявляются истинные возможности компании. Кризис — это показатель эффективности. Радикально мы своих планов не поменяли, если и отстаем по каким-то показателям, то менее чем на 10%. Компания планирует дальнейшую экспансию в страны Восточной Европы. В этом году мы поставили своей целью развивать бизнес в Польше, Венгрии и Прибалтике. В сентябре — октябре, вероятно, объявим о своих новых проектах и приобретениях в других странах. Иными словами, мы следуем в русле запланированной стратегии. Выросли банковские ставки — и это все проблемы».
«Восток-сервис» — единственный на рынке игрок с европейскими подразделениями. «В начале 2006 года, — продолжает Сергей Ширяев, — компания разработала новую стратегию, часть которой — решение
о о га с т в е н н
¡прямые инвестиции / №10 (78) £008 | реальный сектор
н
н
е
в
т
с
ю
о
с
развивать бизнес за пределами России: в СНГ и в странах Восточной Европы. Центр нашего развития за рубежом — чешская компания «Черва», приобретенная нами в 2006 году. Это крупнейший поставщик спецодежды, работающий на рынке 15 европейских стран с оборотом более $100 миллионов».
Помимо «Червы» среди европейских активов холдинга - две компании в Словакии. Названия других европейских компаний, которые станут частью российского холдинга в ближайшее время, пока не разглашаются.
Стоит пояснить, что на европейских рынках «Восток» продает соответствующую стандартам ЕС продукцию. Что касается России, то у «Восток-сервиса» семь собственных фабрик в европейской части России, на продукцию которых приходится около 20—22% продаж компании в России. Сергей Ширяев: «50% составляют продажи продукции других отечественных фабрик, остальное — преимущественно импортная продукция ведущих мировых производителей СИЗ — компаний 3М, АпБеИ, 1_|уех». «Восток-сервис» — крупнейший в Европе дистрибьютор этих компаний. Если говорить о портрете потребителя, доля продаж в России крупным корпоративным клиентам (предприятия с числом работников свыше 3—5 тыс. человек) в общей выручке компании превышает 50%, другая половина приходится на средние предприятия и розничные продажи.
Доля продаж компании в Европе — около 20% от российских продаж. Сергей Ширяев: «Наш бизнес в России развивается более интенсивно. Потребности этого сектора у нас настолько велики, что помимо собственных фабрик мы еще работаем и по давальческим договорам с несколькими десятками российских предприятий. Мы собираемся развивать бизнес и дальше,
оставаясь первым игроком, с темпами, соответствующими развитию рынка. В наших планах — активное развитие смежных направлений. Уже несколько лет мы активно развиваем компанию, специализирующуюся на продаже инструментов, а в этом году мы запустили проект по продажам противопожарного и аварийно-спасательного снаряжения, для развития которого ищем серьезных партнеров».
По словам нашего собеседника, производитель в частности в недостаточной степени озаботился созданием полноценного штата для поддержки и продвижения своего товара на рынке. «Среди клиентов
бизнес-деятельность с челночной доставки в Россию повседневной одежды из Индонезии.
В этом году оборот компании, по данным фирмы, останется на уровне прошлого года — около 4 млрд. руб. «Но выручка компании в 2007 году по сравнению с 2006-м, — рассказывает директор по маркетингу компании Сергей Голу-гаев, — увеличилась в 2,5 раза». В отличие от остальных коллег по цеху компания не развивает собственную филиальную сеть, предпочитая работать с федеральной сетью дилеров (у компании таковых 1 50). Непосредственно «Урсу.С» продает свою
Гендиректор группы компаний «Восток-сервис» Сергей Ширяев смог добиться безусловного и единоличного лидерства на рынке спецодежды
этого перспективного сектора — МЧС, все промышленные предприятия России. При этом ярко выраженного лидера федерального масштаба здесь нет. Есть же много хороших, но при этом локальных компаний. Мы считаем, что можем стать одним из игроков этого рынка благодаря такому преимуществу, как собственная сеть филиалов в 50 регионах России — 260 магазинов».
Территория Урсу
На втором месте самая неоднозначно оцененная коллегами по цеху компания «Ур-су.С». Сергей Урсу, президент и совладелец компании, вместе с братом Вадимом (вице-президентом компании) начинал свою
продукцию в Москве и области, на этот регион приходится около 1 млрд. руб. продаж (из них 40% продаж — заказы строительного сектора, остальная продукция востребована пищевой сферой, ЖКХ, 5% заказов — доля производства).
Именно в 2006 году, кстати, «Урсу.С» выступил с довольно эпатажной рекламой, разместив в Москве рекламные щиты с изображением рабочего на фоне слогана «Мы откатов не даем». «У этой рекламы был очень положительный эффект, — говорят рекламодатели, — напрямую звонили гендиректоры с предложением поработать».
«Гендиректоры, может, и звонили, а часть снабженцев наверняка занесла их в черный
«Тенноавиа» — единственная из ведущих российских компаний развивает собственное производство средств индивидуальной защиты
Экипировка участников известных экспедиций — стандартная рекламная акция производителей и продавцов спецодежды
список, — считает один из наших собеседников, — впрочем, насчет отказа от откатов, я думаю, они лукавили. Так или иначе, но оборот еще не показатель эффективности. «Урсу.С» выходил на рынок за счет низких цен, а низкие цены подразумевают низкое качество. Благодаря демпингу они заняли значительную долю рынка, но удержать ее с таким качеством, да еще в период спада, проблематично. У них уже вводилось внешнее управление, управленцы съехали из престижного офиса в Центр продаж на Дмитровке. В связи с этим не очень понятно, на что рассчитывает «Ур-сус.С», вложив деньги в еще один — третий — центр продаж в Москве». Так или иначе, но больше рынок компания не эпатирует. Рекламная акция этого года — экипировка байкальской экспедиции под руководством Артура Чилингарова.
обуви и средств защиты в общей выручке компании — около 20%.
Впрочем, сами представители компании признают, что рентабельность их бизнеса в этом году ниже, чем в прошлом. И связан сей факт не только с кризисом ликвидности. Сергей Голубев: «Компания не может спокойно, безболезненно перенести столь интенсивный рост выручки, поскольку появляются новые направления, бизнес-процессы, требующие оптимизации. В этом году перед нами не стоит задача роста оборота, главная цель — повышение рентабельности бизнеса. Мы оптимизировали ассортимент, сократив малопродаваемые товары, в частности, отказались от продаж инструментов. Ставка делается на дальнейшее развитие сектора одежды от общего производственного загрязнения (ОПЗ). Мы проинвестировали собственное
В компании Сергея и Вадима Урсу
«Урсу.С» признают, что рентабельность их бизнеса в этом году ниже, чем в прошлом, причем не только из-за кризиса ликвидности
В «Урсу.С» успех 2007 года объясняют качеством продукции, широтой ассортимента и лучшей ценой на рынке. Сергей Голубев: «В секторе одежды от общих производственных загрязнений, на которую приходится 80% продаж компании, у нас самый широкий ассортимент моделей. В 2007 году наша коллекция по функциональности (удобству и прочности), дизайну была лучшей на рынке. Данные продаж говорят, что любой клиент мог выбрать устраивающее его изделие по подходящей цене». Добавим, что доля
производство этой продукции. У компании четыре обувные линии в Нижегородской и Владимирской областях, Липецке (максимальный объем производства этих линий — 150 тыс. пар обуви в месяц)». Правда, для подстраховки «Урсу.С» все же заказал производство обуви в Китае, где преимущественно под заказ шьется одежда для компании. «Мы планируем развивать продажи крупным корпоративным клиентам, как именно — не раскрываем. Сейчас пока их доля в общей выручке — около 5%. В ус-
пехе этой затеи коллеги по цеху сомневаются, обращая внимание на то, что именно крупные клиенты требуют наиболее выгодных для себя условий, которые отнюдь не так выгодны поставщикам».
Партнер Du Pont
Третье место наши собеседники отдают компании «Техноавиа» — около 12—1 5%. Однако владелец компании оценивает свои позиции более скромно. По его словам, выручка «Техноавиа» за прошлый год — 2,5 млрд. руб. У «Техноавиа» четыре учредителя, все они и сегодня работают в компании. Возглавляет фирму один из ее отцов-основателей выпускник 1982 года Горь-ковского высшего военного училища (специальность - инженер-экономист).
Андрей Попов, гендиректор компании «Техноавиа»: «Сначала мы работали с авиапредприятиями, поставляя униформу для летного состава, но постепенно ассортимент расширился, поскольку в каждом аэропорту, в любой авиакомпании работает много людей сопутствующих специальностей — электрики, дворники, сантехники и т. д. В середине же 90-х стали работать на нефтегазодобывающие холдинги». Сейчас на авиаотрасль приходится около 15% заказов, по 20% — на нефтегазовый сектор, строительный, машиностроение, примерно 5% — доля продукции для транспортной сферы, оставшиеся 20% делят пищевая промышленность, сельское хозяйство, сфера обслуживания, банковский сектор. В целом долю крупных клиентов в общем объеме выручки гендиректор компании оценивает примерно в 10%. Доля СИЗов — около 30%, остальное — швейные изделия, обувь.
Руководство фирмы прогнозирует, что в этом году ее выручка увеличится как минимум на 12—15%. «В предыдущие годы прирост выручки доходил и до 30%, и превышал
Компания «Урсус.С» в отличие от коллег не развивает собственную филиальную сеть, предпочитая работать с дилерами
о о га о т в е н н
Компания «Восток-сервис» — единственный на рынке игрок с европейскими подразделениями
пря^^уинвЕстиции / №1 о [78] £008 | реальный сектор
X I
<u о
H
u
Ю □
u
эту планку, — рассказывает Андрей Попов. — Как изменение ситуации на рынке сказывается на планах нашей компании? В Европу мы и не собирались выходить, филиалы в России у нас уже есть (даже в Петропавловск-Камчатском). Сейчас сложно говорить точно о темпах роста в этом году, изменениях планов, поскольку впереди самые «хлебные» для нас месяцы. Инвест-бюджет на этот год мы не сокращали. В основном средства вкладываем в наши производственные мощности — у компании семь швейных предприятий и одно обувное. Уже третий год в нашей компании идет переоснащение швейного производства. В этом году на эти цели мы направили около $2,5 млн., купив в том числе для двух швейных фабрик в Смоленской области немецкий автоматический раскройный комплекс Mullner — единственный пока на всю российскую легкую промышленность. В конце сентября на наше обувное производство в Йошкар-Оле поступила немецкая литевая машина».
Если позиции двух других героев нашего материала — «Тракта» и «Урсу.С» — на рынке оцениваются неоднозначно, то относительно стабильности «Техноавиа» вопросов не возникает. Андрей Попов: «Очень трудно исчерпывающе объяснить, почему компания сильна на рынке. Во многом в силу жизненных принципов и чутья руководства. Мы много сил вкладываем в создание качественного и востребованного продукта. У нас есть собственная исследовательская лаборатория — Методический комплекс разработки и внедрения средств индивидуальной защиты (помимо продукции мировых производителей СИЗов, «Техноавиа» продает и собственные средства защиты — «Прямые инВЕСТИции»). Мы многому научились у зарубежных производителей СИЗов. Наша компания обладает сертификатом Du Pont, позволяющим из тканей этой компании шить средства защиты. Мы, кстати, 13-я компания в мире и единственная в России, получившая такой
сертификат за 200 лет работы Du Pont. Мы не просто производим и продаем, мы стараемся быть партнерами наших клиентов в их бизнесе. Сегодня специалисты уехали оценивать работу наших средств защиты в разных условиях на производстве одного многолетнего клиента, закупившего новое оборудование, под которое мы для них, вероятно, подберем наиболее подходящие СИЗы».
К развитию производства компания приступила в 1995 году, последнюю из восьми
шлом году на пять лет взяли 15 млн. руб. кредита в Сбербанке как раз для переоборудования швейного производства в Смоленской области. Две третьих кредитной ставки согласно областной дотационной программе кредитования нам компенсирует государство из бюджета Смоленской области и федерального бюджета. Я понимаю, что, возможно, новые условия в Сбербанке будут уже не такими благоприятными. Но будем вести переговоры. На состоявшемся в конце лета госсовете во главе
Для гендиректора и совладельца «Техноавиа» Андрея Попова
стратегически важно развитие собственного производства в России
фабрик купили в прошлом году. От пошива в Китае наш собеседник принципиально отказывается: «Нельзя объять необъятное. Когда другие лидеры рынка отправились шить в Китай, мы, представляя будущее своей компании через 10—15 лет, решили, что для «Техноавиа» стратегически важно развитие собственного производства в России. Наша команда считает, что мы выбрали правильный путь, хотя в чем-то он более затратный, больше ответственности перед людьми, но у меня дети и родители живут в России. Если все будут шить за границей, кто здесь будет работать? В ближайшие 5—10 лет мы не планируем менять стратегический путь».
Добавим, что гендиректор «Техноавиа» в целом оптимистично смотрит на развитие отечественной легкой промышленности, положительно оценивая госмеры, направленные на развитие отрасли. «В течение всех 17 лет существования компании мы работаем только со Сбербанком РФ. В про-
с Дмитрием Медведевым, посвященном положению легкой и текстильной промышленности, президент поручил банковскому сектору, бюджетному комитету рассмотреть возможности дотаций. По этому же вопросу состоялось совещание в торгово-промышленной палате».
Покорители белых вершин
На четвертом месте ЗАО «ТД Тракт», основанное в 1991 году компанией студентов Московского автомобильно-дорожного института. Его выручка в 2007 году — около 2 млрд. руб. Студенты, как и многие инициативные люди в начале 90-х, занимались куплей-продажей по взаимозачетной схеме. Однажды в качестве спецодежды подвернулись валенки, разошедшиеся на ура. К валенкам добавились рукавицы и кирзовые сапоги. Через год «Тракт» рассылал по почте потенциальным клиентам машинописные листы с предложениями 15 позиций товара. В 1995 году компания открыла первый
Ведущие российские компании на рынке спецодежды и средств индивидуальной защиты
• Место
• Компания
• Кто контролирует
• Выручка в 2007, млрд. руб.
* Консолидированная выручка.
«Восток-сервис»
Владимир Головнев, Сергей Ширяев
15,0*
«Урсу.С» Сергей и Вадим Урсу
4,0
«Техноавиа» Андрей Попов
2,5
«Тракт» Владимир Куликов
2,0
реальный сектор | прямые инвестиции / iniq [78] gq08|
филиал в Челябинске, через три года у фирмы насчитывалось уже 13 филиалов в горо-дах-миллионниках. Исторически «Тракт» работает по давальческой схеме, отправляя сырье на производство как в Россию, так и в Китай. С 1997 по 1999 годы лицо фирмы — Нонна Мордюкова, как говорят в компании, «хороший человек и прекрасная актриса, ее образ всегда ассоциировался с рабочим человеком, вызывая положительные эмоции». Фотопортреты Нонны Викторовны, одетой в телогрейку и косынку, то с бутылкой кефира в руке, то кокетливо поправляющей косынку перед зеркальцем, появлялись на обложках четырех каталогов и рекламных плакатах компании. На обложке последнего каталога — спасатель в высокотехнологичном костюме — в шлеме пожарного, с дыхательным аппаратом и газоанализатором. В снаряжении «Тракта» экспедиции Федора Конюхова штурмовали северные широты и проходили по Великому шелковому пути.
«Если учитывать комплекс таких параметров, как оборачиваемость, маржинальность, динамика роста продаж, то для нас локомотив — СИЗы, — поясняет гендиректор Владимир Куликов. - Что касается спецодежды, то у нас она немного до-
ледние два года, оборотных средств не хватает, кредитный лимит исчерпан.
В «Тракте» положение компании во многом из-за сложившейся на рынке ситуации оценивают как непростое, признавая, что с завоеванных пару лет назад 10% рынка она скатилась как минимум к 6%.
Георгий Жудро: «Два года назад мы хотели отказаться от работы с корпорациями и пойти по пути увеличения маржинальности, поскольку именно крупные клиенты требуют максимальных скидок, максимально лучших условий, и порой работа с ними носит чисто имиджевый характер. Но результаты были неутешительными. В прошлом году мы эту работу возобновили, сейчас продолжаем, наращиваем обороты. Корпоративный сектор сегодня для нас ценен и важен. В этом году он вырос примерно на 25—30% по сравнению с прошлым годом. На него приходится около 15% от оборота. Кризис ликвидности, конечно, повлиял на нашу компанию, тем более, что для нас очень непростыми были предыдущие годы. Но я думаю, несмотря на это, наша выручка в 2008 году вырастет примерно на 15%. К нам нет претензий со стороны кредиторов, мы выполняем свои обязательства. Да, у нас есть дефицит де-
Гендиректор ЗАО «ТД Тракт» Владимир Куликов оценивает положение компании как непростое, признавая, что с завоеванных пару лет назад 10% рынка она скатилась как минимум к 6%
роже, чем в среднем по рынку и более высокого качества. Мы отказались от продаж спецодежды низкого ценового сегмента. «Тракт» — прежде всего, инновационная, передовая компания, выводящая на рынок новые бренды, разрабатывающая новые продукты и товары. Мы вывели на рынок практически всех ведущих мировых производителей СИЗов — компанию MSA AUER, Uvex, 3М, MAPA Professionnel, Physioderm, Ansell». Правда, сейчас эти бренды за редким исключением продвигают все ведущие игроки. Тем не менее «Тракт» настаивает на стратегическом партнерстве по индустриальному рынку с компанией MSA AUER. «Это не так, — говорят в «Восток-сервисе», — на рынке много дистрибьютеров этой компании. Мы эту продукцию покупаем не в «Тракте».
Сейчас у «Тракта» 30 филиалов по стране, в каталоге более 5 тыс. позиций. Но некоторые конкуренты утверждают, что компания сильно сдала свои позиции за пос-
нег, как и у любой компании, в силу того, что дешевых кредитных денег стало меньше. В связи с этим мы отказались от возможного кредита, справляясь своими силами. Программу развития приходится корректировать. Если до кризиса мы планировали к 2010 году занять 10—15% рынка при сохранении ряда параметров — маржинальности, прибыли, то сейчас стоит задача не сдать имеющихся позиций, пережить этот период с наименьшим ущербом. Сейчас главная задача — провести реструктуризацию, оптимизацию бизнес-процессов, оптимизацию товарного запаса, бизнес-планирования, у нас создан специальный отдел управления активами. Иными словами, резких скачков не будет. Мы пока не готовы вкладывать средства в развитие филиалов, планируя развивать работающие точки, повышать эффективность, хотя у нас и в недостаточной степени охвачены Чукотка, Якутия, Сахалин. Мы можем пойти по пути завоевания рынка путем жесткой дем-
пинговой политики на тендерах. Это приведет кувеличению валового оборота, но в то же время уменьшит прибыль и маржинальность. Добавлю, что нам, на мой взгляд, сложнее переживать сложившуюся на рынке ситуацию, поскольку «Тракт» — единственная компания, работающая в «белую». Как раз сейчас вышел перечень поручений президента, где один из пунктов — жесткое урегулирование таможенного законодательства и абсолютный контроль над ввозом в страну сырья и спецодежды. Несмотря на трудности, мы работаем по новым правилам, занимая свое место на рынке. Мы к этому пункту готовы, наши конкуренты — не знаю».
Правда, несмотря на цвет зарплат и таможенных поставок, имена своих акционеров в компании не раскрывают. Гендиректор же Владимир Куликов, выпускник ЮжноУральского технического университета, пришел в компанию в 2007 году с поста директора торговой сети фирмы «Технони-коль» (строительные материалы). Его опыт управления и создания торговых подразделений оказался весьма кстати в связи с реструктуризацией компании.
В этом году, утверждают в компании, ее оборот должен достичь 2,2—2,4 млрд. руб. Андрей Попов: «Это сильная компания. Она переживает сложный период, отчасти связанный с изменениями в стратегии, но все через это проходили. Все ошибки делают».
Так или иначе, но серьезной ротации среди лидеров рынка наши собеседники не ожидают, хотя и говорят об оживлении региональных игроков. «Спецодежду, — говорит Андрей Попов, — только ленивый не шьет. Если раньше ее преимущественно поставляли из Москвы, то сейчас начинают шить в регионах, и правильно делают — возможностей четырех крупных компаний не хватает, чтобы полностью удовлетворить спрос. Нас это заставляет мобилизовываться, анализировать, как наиболее оптимально доставлять нужную одежду клиенту». «На региональном уровне топ-менеджеры могут уйти, — продолжают в «Тракте», — создать свою компанию и поставлять продукцию бывшим клиентам своих бывших работодателей, покупая товар у крупных игроков. Сменятся менеджеры у потребителей, и они уйдут с рынка».
Среди компаний второго эшелона ведущие игроки отметили «Росспейс», «Сириус», «Лигу спецодежды», питерскую компанию «Модерам», в основном специализирующуюся на производстве рабочей обуви и работе с крупными клиентами.
«Но при всех преимуществах, — продолжает Владимир Куликов, — это локальные игроки, чьи масштабы не сравнимы с федеральными компаниями». Ш
о о
га о
т в е н н
¡прямые инвестиции / №10 (78) £008 | реальный сектор