Научная статья на тему 'Соборность музыки в русской религиозной философии конца XIX - начала XX века'

Соборность музыки в русской религиозной философии конца XIX - начала XX века Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
155
26
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СОБОРНОСТЬ / СОБОРНОЕ ТВОРЧЕСТВО / МУЗЫКА

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Решетило Наталья Сергеевна

В статье рассматриваются взгляды русских религиозных философов конца XIX начала XX века на сущность музыкального искусства и его тесную взаимосвязь с началом соборности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Соборность музыки в русской религиозной философии конца XIX - начала XX века»

80 "Культурная жизнь Юга России"

№ 1 (39), 2011

Трибуна молодого ученого

Н. С. РЕШЕТИЛО

СОБОРНОСТЬ МУЗЫКИ В РУССКОЙ РЕЛИГИОЗНОЙ ФИЛОСОФИИ

КОНЦА XIX - НАЧАЛА XX ВЕКА

В статье рассматриваются взгляды русских религиозных философов конца XIX - начала XX века на сущность музыкального искусства и его тесную взаимосвязь с началом соборности.

Ключевые слова: соборность, соборное творчество, музыка.

В последней трети XIX - первых десятилетиях XX века в русской религиозной философии получила широкое развитие идея соборности. Трансформированная А. С. Хомяковым из религиозного феномена в философскую категорию, она была сформулирована им как «единство во множестве», основанное на общей любви к Богу и всем абсолютным ценностям [1]. Идея соборного единства для русской философии оказалась «одной из универсальных гипотез, раскрывающей внутренний смысл бытия» [2], понятием, отражающим понимание вечных и неизменных принципов, которые делают возможным существование общества как целостного единства.

Широко разработанная С. Л. Франком в его социальной философии как объективно существующая духовная реальность, находящая свое проявление во всех сферах человеческого бытия, соборность стала также способом осмысления различных сторон человеческой жизни. По замечанию Н. О. Лосского, принцип соборности приобрел значение «не только для церковной жизни, но и для разрешения многих вопросов в духе синтеза индивидуализма и универсализма» [3].

Идея соборности, лежащая в основе мировоззренческой позиции русских религиозных философов, определила их взгляды на природу искусства и художественного творчества. Эстетическим ценностям была отведена особая роль в общественной жизни как посредникам на пути к восхождению от земной жизни к полноте бытия, богочеловеческому всеединству, соборности. Искусство, возникшее и развивающееся в тесном контакте с религией, на этой основе ориентированное на высшие духовные ценности, было призвано осуществлять творчески преображающие задачи. Личное, индивидуальное творчество при этом признавалось способным к преобразованию мира, если оно органично вписано в структуру соборного сознания человечества.

В эстетическом смысле понятие соборности наиболее полно было разработано Н. О. Лосским в работе «Мир как осуществление красоты». По Лосскому, искусство как область духовного в человеческой деятельности позволяет приблизиться к полноте божественной совершенной жизни. Но пока существует материальный мир, абсолютная соборность недостижима в силу действующих отталкивающих сил между личностями. К со-

борному единству можно только приближаться, преодолевая эгоизм, злоупотребление свободой. Произведения искусства через соприкосновение с божественной истиной, через отражение скрытых смыслов мира помогают развитию личности в ее стремлении к Царству Божьему, к соборности.

Музыка как искусство, менее всего связанное с материальными ограничениями, позволяет соприкасаться с нездешним миром, выражать идеи, подлинную сущность вещей. «Музыка <.. .> самое загадочное из всех искусств <...> Звук есть одно из самых непосредственных выражений внутренней жизни, чувств, настроений, волевых устремлений и отвращений, побед и поражений» [4]. Музыкальный язык есть предельно всеобщий и универсальный язык, способный отражать не только явления чувственного, материального мира (выражая человеческие чувства, отображая действительность), но и обращаться к сверхчувственным, надматериальным сущностям.

Так, В. Соловьев считал высшей целью искусства «совершенное воплощение духовной полноты в нашей действительности, осуществление в ней абсолютной красоты или создание вселенского духовного организма» [5]. Осуществлению этой высшей цели более других искусств способствует музыка. Она живо и непосредственно приближает и улавливает отблески абсолютной красоты, связанной с понятием идеального как глубинного и основополагающего закона бытия, изначального порядка, единства всего сущего. Предварение, «антиципация» совершенного бытия в музыкальном творчестве, по мнению В. Соловьева, осуществляется магически, когда на иррациональном уровне содержание, выраженное в произведении искусства, непосредственно совпадает с подлинной сущностью вещей.

По утверждению Н. О. Лосского, музыка сильнее и непосредственнее, чем другие искусства, выражает внутреннюю жизнь человека. Однако ей доступно отражение содержания иного уровня -«психоидной» жизни упрощенных, «потенциальных» личностей, «гиперпсихической» жизни личностей более высокого порядка. Музыка «непосредственно вводит нас во внутреннюю жизнь стихий, химических и физических процессов, в жизнь кристаллов, пылинок, танцующих в лучах солнца, в жизнь растений и животных, рек, ручьев и морей, может быть, даже в жизнь планет и сол-

№ 1 (39), 2011 "Культурная жизнь Юга России"

нечных систем и, наконец, даже в жизнь Царства Божия» [6].

Итак, музыка по своей природе способна отражать внутренний смысл бытия, его божественную основу, связанную с идеей единства, соборности. Лосский отмечал, что величайшие музыкальные произведения особенно непосредственно и глубоко связаны с религиозными основами мира, а их красота «часто бывает источником глубокого религиозного опыта» [7]. Музыкальные произведения, рождаясь в условиях земного, материального мира, не могут полностью воплощать соборность, но дух этой идеи в определенной степени может просвечивать в них. Произведения соборного творчества возникают в результате «единодушного взаимодействия творческих сил» [8], так как обособленные деятели не способны к совершенному творчеству. Творения, отмеченные духом соборности, отличаются высокой степенью органичности, целостности, гармоничности.

Музыкальное искусство немыслимо вне общения, взаимодействия друг с другом творческих сил композитора, исполнителя, слушателя. Чем больше участников вовлекается в процесс жизни музыкального произведения, чем единодушнее их усилия, направленные на воссоздание высшего смысла, изначально заложенного в произведе-

нии, тем отчетливее выявляется соборное начало. Неслучайно В. Иванов ощущал дух соборного воссоединения, слияния всех в единый мистический коллектив в симфониях Л. Бетховена, драмах Р. Вагнера, в мистерии А. Скрябина. В их монументальных произведениях, ориентированных на большой исполнительский состав, обращенных к широкой слушательской аудитории, Иванов видел предвосхищение «новой органической эпохи» [9], когда индивидуальность раскроется в соборности.

Литература

1. Хомяков А. С. Сочинения: в 2 т. Т. 2. М., 1994.

2. Холодный В. И. А. С. Хомяков и современность: зарождение и перспектива соборной феноменологии. М., 2004. С. 5.

3. Лосский Н. О. История русской философии. М., 1991. С. 958.

4. Лосский Н. О. Мир как осуществление красоты. Основы эстетики. М., 1998. С. 326.

5. Соловьев В. С. Сочинения в 2 т. Т. 2. М., 1990. С. 398.

6. Лосский Н. О. Мир как осуществление красоты ... С. 327.

7. Там же. С. 302.

8. Там же. С. 89.

9. Иванов В. И. Родное и вселенское. М., 1994. С. 39.

N. S. RESHETILO. cONdLIARISM OF MuSic IN RuSSIAN RELIGIOuS PHILOSOPHY OF THE END OF THE XIX - BEGINNING OF THE XX CENTURY

The article is dedicated to the study of Russian religious philosophers' views of the end of the XIX - beginning of the XX century on the essence of musical art and its close connection with the beginning of conciliarism. Key words: conciliarism, conciliar creative work, music.

И. И. ПАСИЧНИК

ДУХОВАЯ МУЗЫКА В СОВРЕМЕННОЙ РОССИИ КАК ФАКТОР ПАТРИОТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ

Автор рассматривает значение духовой музыки в воспитании патриотизма у молодежи.

Ключевые слова: духовая музыка, военный оркестр, музыкальный фестиваль, патриотическое воспитание.

В начале 1990-х годов глобальные изменения в развитии российского общества привели к смене ценностной ориентации в молодежной среде. Так, в поведении школьников стали чаще проявляться негативизм, демонстративное отношение к взрослым, жестокость. Многие дети оказались вне круга педагогического воздействия - в жестких условиях так называемого уличного воспитания. В результате было потеряно целое поколение, представители которого при других условиях могли бы стать истинными патриотами и достойными гражданами нашей страны.

Посткризисные явления в социально-экономической, политической, культурной и других сферах общественной жизни диктуют необходи-

мость реформ в сфере воспитания и образования подрастающего поколения, актуализируют вопросы гражданско-патриотического воспитания на основе культурных традиций. Эта проблематика нашла отражение в ряде государственных документов последнего десятилетия. Среди них -Государственная программа «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2001-2005 годы», Федеральная целевая программа «Молодежь России (2001-2005 гг.)», Национальная доктрина развития образования в РФ до 2025 года, Концепция модернизации российского образования на период до 2010 года [1].

Одним из факторов патриотического воспитания является духовая музыка. Массовые ме-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.