Научная статья на тему 'Духовая музыка в современной России как фактор патриотического воспитания'

Духовая музыка в современной России как фактор патриотического воспитания Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
1318
164
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ДУХОВАЯ МУЗЫКА / ВОЕННЫЙ ОРКЕСТР / МУЗЫКАЛЬНЫЙ ФЕСТИВАЛЬ / ПАТРИОТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Пасичник Игорь Игоревич

Автор рассматривает значение духовой музыки в воспитании патриотизма у молодежи.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Духовая музыка в современной России как фактор патриотического воспитания»

№ 1 (39), 2011 "Культурная жизнь Юга России"

нечных систем и, наконец, даже в жизнь Царства Божия» [6].

Итак, музыка по своей природе способна отражать внутренний смысл бытия, его божественную основу, связанную с идеей единства, соборности. Лосский отмечал, что величайшие музыкальные произведения особенно непосредственно и глубоко связаны с религиозными основами мира, а их красота «часто бывает источником глубокого религиозного опыта» [7]. Музыкальные произведения, рождаясь в условиях земного, материального мира, не могут полностью воплощать соборность, но дух этой идеи в определенной степени может просвечивать в них. Произведения соборного творчества возникают в результате «единодушного взаимодействия творческих сил» [8], так как обособленные деятели не способны к совершенному творчеству. Творения, отмеченные духом соборности, отличаются высокой степенью органичности, целостности, гармоничности.

Музыкальное искусство немыслимо вне общения, взаимодействия друг с другом творческих сил композитора, исполнителя, слушателя. Чем больше участников вовлекается в процесс жизни музыкального произведения, чем единодушнее их усилия, направленные на воссоздание высшего смысла, изначально заложенного в произведе-

нии, тем отчетливее выявляется соборное начало. Неслучайно В. Иванов ощущал дух соборного воссоединения, слияния всех в единый мистический коллектив в симфониях Л. Бетховена, драмах Р. Вагнера, в мистерии А. Скрябина. В их монументальных произведениях, ориентированных на большой исполнительский состав, обращенных к широкой слушательской аудитории, Иванов видел предвосхищение «новой органической эпохи» [9], когда индивидуальность раскроется в соборности.

Литература

1. Хомяков А. С. Сочинения: в 2 т. Т. 2. М., 1994.

2. Холодный В. И. А. С. Хомяков и современность: зарождение и перспектива соборной феноменологии. М., 2004. С. 5.

3. Лосский Н. О. История русской философии. М., 1991. С. 958.

4. Лосский Н. О. Мир как осуществление красоты. Основы эстетики. М., 1998. С. 326.

5. Соловьев В. С. Сочинения в 2 т. Т. 2. М., 1990. С. 398.

6. Лосский Н. О. Мир как осуществление красоты ... С. 327.

7. Там же. С. 302.

8. Там же. С. 89.

9. Иванов В. И. Родное и вселенское. М., 1994. С. 39.

N. S. RESHETILO. cONdLIARISM OF MuSic IN RuSSIAN RELIGIOuS PHILOSOPHY OF THE END OF THE XIX - BEGINNING OF THE XX CENTURY

The article is dedicated to the study of Russian religious philosophers' views of the end of the XIX - beginning of the XX century on the essence of musical art and its close connection with the beginning of conciliarism. Key words: conciliarism, conciliar creative work, music.

И. И. ПАСИЧНИК

ДУХОВАЯ МУЗЫКА В СОВРЕМЕННОЙ РОССИИ КАК ФАКТОР ПАТРИОТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ

Автор рассматривает значение духовой музыки в воспитании патриотизма у молодежи.

Ключевые слова: духовая музыка, военный оркестр, музыкальный фестиваль, патриотическое воспитание.

В начале 1990-х годов глобальные изменения в развитии российского общества привели к смене ценностной ориентации в молодежной среде. Так, в поведении школьников стали чаще проявляться негативизм, демонстративное отношение к взрослым, жестокость. Многие дети оказались вне круга педагогического воздействия - в жестких условиях так называемого уличного воспитания. В результате было потеряно целое поколение, представители которого при других условиях могли бы стать истинными патриотами и достойными гражданами нашей страны.

Посткризисные явления в социально-экономической, политической, культурной и других сферах общественной жизни диктуют необходи-

мость реформ в сфере воспитания и образования подрастающего поколения, актуализируют вопросы гражданско-патриотического воспитания на основе культурных традиций. Эта проблематика нашла отражение в ряде государственных документов последнего десятилетия. Среди них -Государственная программа «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2001-2005 годы», Федеральная целевая программа «Молодежь России (2001-2005 гг.)», Национальная доктрина развития образования в РФ до 2025 года, Концепция модернизации российского образования на период до 2010 года [1].

Одним из факторов патриотического воспитания является духовая музыка. Массовые ме-

о о "Культурная жизнь Юга России"

№ 1 (39), 2011

роприятия с привлечением местных творческих коллективов должны стать одним из направлений воспитательной работы, а на роль антрепренера массовой культуры более других подходит духовой оркестр - как военный, так и гражданский. Его звучание несет большую энергетическую и эмоциональную нагрузку. Звуки бравурной музыки заставляют человека подтянуться, а фанфары придают мероприятию праздничность и торжественность. Стройное звучание труб и флейт притягивает внимание и служит отличным способом объединить слушателей. Именно поэтому стало традицией привлечение духовых оркестров к музыкальному сопровождению культурно-массовых, юбилейных и спортивных мероприятий [2].

На современном этапе развития музыкальной культуры духовой оркестр представляет собой уникальный коллектив, выгодно отличающийся красотой, силой звука, а главное - мобильностью. Для его выступлений не нужно создавать специальные сценические и технические условия. Такой творческий коллектив способен давать разноплановые концерты высокого уровня с большим набором музыкальных произведений различных стилей и жанров. А дефиле и плац-концерты (исполнение произведений в красочных костюмах с фигурными перестроениями в движении) могут украсить собой как праздничное мероприятие, так и сводный концерт.

В России возрождается традиция музыкальных фестивалей с участием духовых оркестров. Ярким примером служит ежегодный фестиваль военных духовых оркестров в Санкт-Петербурге, который с 2008 года проводится в рамках празднования Дня города. Это неповторимое музыкальное шоу собирает на одной сцене представителей разных стран - Австрии, Англии, Бельгии, Германии, Италии, Турции, Финляндии, Швейцарии, Молдовы, Украины и др. Наряду с зарубежными оркестрами в фестивале участвуют ведущие военные духовые оркестры Москвы и Санкт-Петербурга. Высоко отработанная техника, исполнительское мастерство участников помогают создать в городе праздничную атмосферу [3].

Подобные мероприятия, способствующие распространению классической и народной музыкальной культуры, проводятся и на региональном уровне. В числе наиболее популярных - «Кубанская музыкальная весна». В мае 2008 года 42-й фестиваль искусств под этим названием открылся в Краснодарской филармонии концертом симфонического оркестра и солистов Мариинского театра под управлением Валерия Гергиева. В течение трех недель на лучших сценах и концертных площадках Краснодара выступали творческие коллективы со всей Кубани. В концертах приняли участие прославленные оркестры, художественные и

музыкальные коллективы края, учащиеся Краснодарского музыкального колледжа, воспитанники детских школ искусств, актеры краснодарских театров. Праздничную эстафету подхватили города Анапа, Ейск, Армавир, Сочи, Новороссийск, станицы Афипская, Каневская, Елизаветинская, Кущевская и др.

В наши дни наблюдается пристрастие к легкому жанру (компоненту массовой культуры), а высокая музыкальная культура (классическая, народная и др.), играющая большую роль в формировании общечеловеческих ценностей, у молодежи часто не востребована. В этом сказывается влияние среды: «Что слушают другие, то буду слушать и я». Факторами, влияющими на формирование общечеловеческих ценностей у школьной молодежи, являются мода и престиж. Рок-фестивали в наше время собирают не меньшее число зрителей, хотя традиции их проведения существуют сравнительно недавно.

Какой бы популярностью ни пользовалась массовая музыкальная культура, применяющая технологические достижения в сфере развития компьютерных технологий, она никогда не заменит слушателю живого исполнения, личного мастерства и индивидуального творчества. Вот почему духовая музыка остается востребованной как нечто вечное [4]. Ведь она способна вызвать искренний отклик в нашей душе и подарить настоящий праздник. Руководители оркестров постоянно следят за основными направлениями в современной музыке, стараясь при подборе репертуара учитывать вкусы аудитории, особенно молодежи. Обновление жанрово-выразительных возможностей и пополнение концертного репертуара происходит в основном за счет включения в программы концертов как эстрадных и джазовых, так и популярных классических произведений.

Таким образом, именно культура (в том числе и музыкальная) является одним из приоритетных направлений в патриотическом воспитании молодежи. Духовые оркестры, с их способностью обращать на себя внимание слушателя, являются эффективным средством приобщения молодежи к отечественной культуре и, следовательно, могут рассматриваться как фактор патриотического воспитания.

Литература

1. Исторический клуб «Вертикаль». URL: http://www.vertikal.lang-sch4.edusite.ru

2. Духовность и культура - слагаемые патриотизма. URL: http://www.mos.ru/wps/portal

3. Духовой оркестр в современных условиях. URL: http://ngdo.ru/index.html

4. Тутунов В. И. История военной музыки России. М., 2005. С. 480.

i. i. pasichnik. wind music in modern Russia as a factor of patriotic education

The author considers the meaning of wind music in patriotic education of youth. Key words: wind music, military band, musical festival, patriotic education.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.