Научная статья на тему 'Соблюдение законности при производстве дознания и неотложных следственных действий таможенными органами (на примере Северо-Западной оперативной таможни)'

Соблюдение законности при производстве дознания и неотложных следственных действий таможенными органами (на примере Северо-Западной оперативной таможни) Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
146
17
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Соблюдение законности при производстве дознания и неотложных следственных действий таможенными органами (на примере Северо-Западной оперативной таможни)»

Ъ'чв'яив змтекъ

возможно применение данного вида взыскания. Предупреждение вообще не применяется.

Приведенный анализ позволяет поставить вопрос о совершенствовании судебного порядка рассмотрения дел об административных правонарушениях в области таможенного дела, так как не применение санкций в виде конфискации предмета административного правонарушения связано с несовершенством процедуры судебного рассмотрения подобных дел. Фактическое неиспользование такой санкции КоАП РФ как предупреждение свидетельствует о сложившейся практике рассмотрения дел об административных правонарушениях, связанной во многом как с несовершенством материально-технической базы отделов, так и сложившимися традициями правоприменения сотрудниками таможенных органов. Использование всего арсенала санкций позволит таможенным органам более эффективно осуществлять превенцию административных правонарушений в области таможенного дела.

С. В. Каретникова

Соблюдение законности при производстве

дознания и неотложных следственныхдействий

таможенными органами

(на примере Северо-Западной оперативной

таможни)

Процессуальная деятельность подразделений дознания СевероЗападного региона в 2007 году значительно усложнилась после введения в действие федеральных законов от 06.06.2007 № 90-ФЗ и от 05.06.2007 № 87-ФЗ, которые существенно изменили действовавший порядок расследования преступлений органами предварительного расследования.

Вступивший в силу с 09.06.2007 Федеральный закон № 90 «О внесении изменений в Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации», органам дознания предоставил право производить дознание не только по уголовным делам, возбужденным в отношении конкретных лиц, но и по уголовным делам, возбужденным по неочевидным преступлениям. Существенно расширились полномочия начальника подразделения дознания. Кроме того, законодатель значительно увеличил срок дознания (с 30 суток до 12 месяцев). В связи с этим фактическая нагрузка на дознавателей по расследуемым уголов-

ным делам увеличилась многократно.

После вступления в силу указанного закона от 80 до 90% уголовных дел, возбужденных дознавателями, принимаются ими к своему производству для расследования в форме дознания. При этом практика длительного и полноценного расследования уголовных дел у дознавателей начала нарабатываться только с вступлением в силу указанного закона.

С 07.09.2007, в соответствии с Федеральным законом от 5 июня 2007 г. № 87-ФЗ «О внесении изменений в Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации» и Федеральный закон «О прокуратуре Российской Федерации», органам предварительного расследования (в т. ч. и органам дознания) было возвращено право самостоятельно возбуждать уголовные дела без согласования с прокурором.

Этим же Федеральным законом многие надзорные полномочия прокурора в отношении органов предварительного следствия были делегированы руководителям следственных органов. В то же время прокурорский надзор в отношении органов дознания остался в прежнем объеме.

За 12 месяцев 2007 г. подразделениями дознания Северо-Заиад-ного региона в порядке ст. 144 УПК РФ рассмотрен 1391 материал с признаками преступлений, отнесенных к компетенции таможенных органов, что на 2,6% больше показателя аналогичного периода 2006 г. (1356 материалов).

Из представленной диаграммы № 1 видно, что значительный рост зарегистрированных сообщений о преступлениях произошел в Архангельской, Балтийской, Санкт-Петербургской, Себежской, Сор-тавальской и Северо-Западной оперативной таможнях.

Количество зарегистрированных сообщений о преступлениях существенно снизилось в Великолукской, Вологодской, Костомукшс-кой и Псковской таможнях.

По фактам контрабанды наркотических средств, психотропных, сильнодействующих, ядовитых, радиоактивных веществ, оружия, культурных ценностей и других видов товаров, в отношении которых установлены специальные правила перемещения через таможенную границу Российской Федерации (часть 2 ст. 188 УК РФ), возбуждено 78 уголовных дела, что на 6 уголовных дел меньше показателей 2006 года (84). Однако при этом значительно возросли количественные показатели изъятых товаров.

Доля решений о возбуждении уголовного дела в общем числе решений, принятых дознавателями Северо-Западного региона по материалам с признаками преступлений, составляет 70%.

Ъ'чв'яив затеки

Диаграмма № 1

250

□ 2007 год ■ 2006 год

Динамикарассмотрения материалов с признаками преступлений подразделениями дознания Северо-Западногорегиона

Деятельность таможенных органов Северо-Западного региона при производстве дознания по уголовным делам и материалам с признаками таможенных преступлений

В отношении конкретных лиц за 12 месяцев 2007 года таможнями региона возбуждено 160 уголовных дел (за 2006 г. — 132). Рост составил 21%.

Прокурорами после утверждения обвинительных актов в суды направлено 40 уголовных дел. Этот показатель более чем в 3 раза превышает показатель 2006 г. (12).

За 12 месяцев 2007 г. в порядке ст.ст. 91, 92 УПК РФ дознавателями произведено задержание 19 лиц, подозреваемых в совершении преступлений. Из них в отношении И избрана мера пресечения в виде заключения под стражу (ст. 108 УПК РФ), в отношении остальных лиц избраны меры пресечения, не связанные с лишением свободы. Фактов незаконного задержания лиц не выявлено.

Дознавателями региона прекращено 13 уголовных дел. Из них: по пункту 1 части 1 ст. 24 УПК РФ (за отсутствием события преступления) - 6 уголовных дел (Псковская — 2, Пулковская — 2, Кингисеппская — 1, С.-Петебургская — 1);

по пункту 2 части 1 ст. 24 УПК РФ (за отсутствием в деянии состава преступления) - 3 уголовных дела (Псковская, Кингисеппская и Выборгская таможни);

по пункту 3 части 1 ст. 24 УПК РФ (за истечением сроков давности уголовного преследования) — 4 уголовных дела.

Приостановлено 140 уголовных дел, из них:

- по пункту 1 части 1 ст. 208 УПК РФ (лицо, подлежащее привлечению в качестве обвиняемого, не установлено) — 123 уголовных дела;

- по пункту 2 части 1 ст. 208 УПК РФ (местонахождение подозреваемого или обвиняемого не установлено) — 4 уголовных дела;

по пункту 3 части 1 ст. 208 УПК РФ (в связи с отсутствием реальной возможности участия в деле подозреваемого или обвиняемого) — 12 уголовныхдел;

по пункту 4 части 1 ст. 208 УПК РФ (в связи с временным тяжелым заболеванием подозреваемого или обвиняемого) — 1 уголовное дело.

Акты прокурорского реагирования на решения дознавателей о прекращении или приостановлении уголовных дел надзирающими прокурорами в таможни региона в 2007 г. не вносились.

Взаимодействие подразделений дознания с оперативными подразделениями осуществляется в соответствии с разработанной ФТС России «Инструкцией об организации и порядке взаимодействия ГУБК и курируемых им подразделений с подразделениями дознания таможенных органов в раскрытии и расследовании преступлений», утвержденной приказом ФТС России от 19.07.2006 № 669 дсп. Уровень взаимодействия в таможнях Северо-Западного региона можно считать удовлетворительным. По уголовным делам, возбужденным подразделениями дознания региона, оперативные подразделения осуществляют сопровождение уголовных дел. Кроме того, по уголовным делам, находящимся в производстве дознавателей, разрабатываются совместные планы проведения следственных действий и оперативно-розыскных мероприятий. Сотрудниками оперативных подразделений поручения дознавателей в основном исполняются в установленные законом сроки (10 суток — ч.1 ст. 152 УПК РФ) и в требуемом объеме.

В 2007 г. дознавателями подразделений дознания Северо-Западного региона в порядке статьи 144 УПК РФ проведена проверка по 1391 материалу и по ним приняты процессуальные решения в соответствии со ст. 145 УПК РФ.

Вместе с тем, следует отметить, что при незначительном росте (на 2,2%) сообщений о преступлениях, зарегистрированных в таможенных органах региона, выросло количество возбужденных уголовных дел и снизилось количество материалов, по которым вынесены постановления об отказе в возбуждении уголовных дел, что свидетельствует о некотором улучшении качества работы дознавателей.

Ъ'чв'яив змтекъ

После вступления в силу Федерального закона № 90 (09.06.2007) резко увеличилось количество уголовных дел, по которым дознавателями производится расследование в форме дознания (с 84 дел в 2006 г., до 434 - в 2007, т.е.в5 раз).

По предложению СЗОТ, с учетом изложенного, в 2008 г. СЗТУ запланировано перераспределение штатной численности подразделений дознания в сторону увеличения на 27 единиц.

В заключение следует отметить, что, несмотря на многократное увеличение нагрузки на дознавателей и усиление прокурорского надзора, подразделения дознания Северо-Западного региона при недостаточной для сложившейся ситуации штатной численности, не допустили снижения показателей работы и ее качества. Количество возбужденных уголовных дел, а также оконченных производством и направленных в суды, в 2007 г. возросло. При этом дознавателями не были допущены грубые нарушения действующего законодательства, которые повлекли бы вредные последствия интересам граждан, общества и государства.

В. В. Лихацкий

О некоторых проблемах, возникающих при работе с материалами проверок по таможенным преступлениям в Северо-Западной оперативной таможне

По статистике правоохранительными подразделениями ФТС России в 2007 г. возбуждено 4413 уголовных дел, относящихся к компетенции таможенных органов. Изъято имущества и материальных ценностей на сумму 3,5 млрд. рублей, иностранной валюты более 1,5 млн. долларов США (по курсу ЦБ РФ).1 Из общего количества уголовных дел по таможенным преступлениям свыше 3800 возбуждены по фактам контрабанды.

Контрабанда предусмотрена нормами ст. 188 УК РФ, объектом этого преступления является финансовая система государства, то есть общественная опасность контрабанды заключается в том, что она наносит вред финансовой системе государства, поскольку в государственный бюджет не поступают пошлины, установленные на ввозимые товары.2

1 www.customs.ru (официальный сайт ФТС России).

2 Уголовное право России. Части Общая и Особенная / Под общ. ред. А. И.Рарога. - М.: «Проспект», 2007. С. 446.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.