Научная статья на тему 'О некоторых особеностях производства дознания таможенными органами'

О некоторых особеностях производства дознания таможенными органами Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
379
70
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «О некоторых особеностях производства дознания таможенными органами»

25.Исаев И.А. История государства и права России: Полный курс лекций. М.Д994.С.319.

26. Иванов В. А. Механизм массовых репрессий в Советской России в конце 20-х-40-х гг (на материалах Северо-Запада РСФСР). Дисс. докт. наук СПб., 1998.С. 10-11.

27. Курс советского уголовного права.Т..Л.,1970.С.193; Курс советского уголовного права.Т.З.М.,1970.С.26.

28. Курс советского уголовного права.Т..Л.,1970.С.193; Ной И.С. Вопросы теории наказания в советском уголовном праве. Саратов,1962.С.155; Курс советского уголовного права.Т.З. М., 1970. С.29-30; Полубинская C.B. Цели уголовного наказания.М.,1990. С. 6-8 и др.

29.Курляндский В.И. Уголовная ответственность и мара общественного воздействия.М.,1965.С.ЗО.

30. Новое уголовное право России. Общая часть. М., 1996. С.95.

31. Зубкова В.И. Уголовное наказание и его социальная роль: теория и практика.М.,2002.

32.Гулиев В.Е. Отмена смертной казни - непротивление злу насилием // Юридический мир. 2002. №1. С.11-12.

33. Квашис В.Е. Отмена моратория не защитит общество // Юридический мир. 2002. №7. С.7.

34. Бабаев М.М. Смертная казнь - последняя надежда общества? // Юридический мир. 2002. №10. С.13.

Е.А. Белоусова

О некоторых особенностях производствадознания таможенными органами

Согласно п.8 ст.5 УПК РФ дознание - это форма предварительного расследования, осуществляемая дознавателем (следователем) по уголовному делу, по которому производство предварительного следствия необязательно. Дознание производится в порядке, установленном гл. 22 и 24-29 УПК РФ с изъятиями, предусмотренными гл. 32 УПКРФ.

Смысл выделения дознания, как особой формы расследования, состоит в том, чтобы по относительно несложным с точки зрения их расследования преступлениям подготовка дел к судебному производству производилась более быстро. Дознание подчинено идее ускорения уголовного процесса, которое - при условии соблюдения достаточных гарантий прав и законных интересов личности - является

объективной тенденцией новейшего развития уголовно-процессуального права во всем мире.1

Таможенные органы, в соответствии с п.5 ч.З ст.151 УПК РФ, осуществляют дознание по ч.1 ст.188 и ст.194 УК РФ, а по ч.ч.2-4 ст.188, ст.ст.189, 190, 193 и 194 УК РФ, согласно п.З ч.2 ст.157 УПК РФ производят неотложные следственные действия.2

Очевидно, что закон не только не внес ясности в вопрос о соотношении дознания и предварительного следствия, но и создал новые проблемы.

Прежде всего, на наш взгляд, возникает проблема производства дознания по преступлениям, совершенным в условиях неочевидности. Согласно 4.2 ст.223 УПК РФ уголовные дела о преступлениях, предусмотренных ч.З ст.150 УПК РФ, возбуждаются только в отношении конкретных лиц, и закон не определяет порядка возбуждения и расследования уголовных дел о таких преступлениях, по которым лица, их совершившие, не установлены.

На практике единообразие в решении данного вопроса отсутствует:

1) уголовное дело возбуждает и расследует следователь;

2) уголовное дело возбуждает дознаватель. Прокурор дает согласие на возбуждение уголовного дела и направляет его по подследственности следователю;

3) уголовное дело возбуждает дознаватель. Прокурор дает согласие на возбуждение уголовного дела и направляет его по подследственности в органы дознания, после чего дознаватель, не проводя следственных действий, передает дело следователю или в течение 10-и суток проводит неотложные следственные действия и передает дело следователю, либо в течение 20-и суток проводит дознание и передает

1 См.: Смирнов A.B., Калиновский К.Б. Уголовный процесс: Учебник для вузов / Под общ. ред. А.В.Смирнова. СПб., 2004. С. 472.

2 Осуществление полномочий органа дознания в соответствии с требованиями УПК РФ по производству дознания и неотложных следственных действий по уголовным делам о преступлениях, отнесенных к компетенции таможенных органов, кроме того, регулируется Инструкцией о порядке представления Главным управлением по борьбе с контрабандой в Управление таможенных расследований и дознания материалов для решения вопроса о возбуждении уголовного дела, а также о взаимодействии Главного управления по борьбе с контрабандой и Управления таможенных расследований и дознания при расследовании уголовных дел, которая утверждена приказом ГТК РФ от 04.12.2001 г. № 1150; Приложением 2 к Приказу ГТК РФ от 12.05.2003 г. № 490 «Об утверждении типовых положений об отделе административных расследований оперативной таможни, отделе дознания таможенного органа и о внесении изменений в нормативные и иные правовые акты ГТК России; Приказом ФТС РФ от 25.10.2004 г. № 197 «Об утверждении Положения об Управлении таможенных расследований и дознания»; Приложением 2 к приказу ФТС РФ от 16.08.2005 г. № 747 «Об утверждении типовых положений о подразделении административных расследований таможни, таможенного поста, подразделении дознания, криминалистическом подразделении и учетно-регистрационном подразделении таможни» и др.

дело следователю.

Неменьшие проблемы связаны и с производством дознания по очевидным преступлениям. Установленный 20-дневный срок дознания во многих случаях недостаточен для окончания расследования, поскольку оно проводится по широкому кругу преступлений средней тяжести, доказывание которых в ряде случаев является достаточно сложным. Можно с некоторой долей уверенности утверждать, что продление прокурором данного срока на 10 суток по многим делам грозит превратиться в пустую формальность.

Однако даже в отведенный законом 30-дневный срок окончание дознания проблематично по нескольким причинам, как объективным, так и субъективным.

К причинам объективного характера следует отнести длительность проведения экспертиз (например, судебно-медицинской, психиатрической, наркологической), технического исследования документов (в среднем 15 суток), а также получение справок о наличии судимости (25-30дней).

К причинам субъективного характера относится непроведение в силу ряда обстоятельств дознавателями в положенный срок необходимых следственных действий.3

Наиболее оптимальным решением данной проблемы является увеличение срока производства дознания до 30-и суток с возможностью продления прокурором на один месяц, при этом возможно возбуждение уголовных дел и производство дознания в случаях неизвестности лица, но при условии, что дознание должно проводиться в процессуальном порядке, общем как для предварительного следствия, такидлядознания.

Кроме того, представляется, что установленная УПК РФ процедура дознания нарушает и права участников уголовного судопроизводства. Поскольку роль постановления о привлечении лица в качестве обвиняемого по таким делам выполняет обвинительный акт, отсутствие требования разъяснения сущности обвинения, содержащегося в этом документе, существенно нарушает право на защиту.

Более того, привлечение лица к уголовной ответственности без предъявления обвинения может отрицательно отразиться на полноте и объективности установления обстоятельств совершения преступления.4

Рассматривая особенности производства дознания таможенными органами по делам о контрабанде, необходимо отметить, что информация о совершенном или готовящемся преступлении дозна-

3 См.: Химичева Г.П. Досудебное производство по уголовным делам: концепция совершенствования уголовно-процессуальной деятельности. М., 2003. С. 41-42.

4 См.: Там же. С.43-44.

вателю может поступать из различных источников, основными из которых являются: заявления и сообщения граждан, подразделений таможенных органов, осуществляющих таможенное оформление и таможенный контроль, оперативно-розыскную деятельность, а также сообщения средств массовой информации.

Получив материалы указанного характера, составленные при проведении таможенного контроля, либо при производстве по делам об административных правонарушениях или из оперативных подразделений таможенных органов, сотруднику подразделения дознания прежде всего следует установить, что все поступившие документы соответствуют требованиям законодательства России.

Кроме того, изучив материалы, следует оценить возможность использования имеющихся вещественных доказательств, которыми могут быть:

- товары, являющиеся непосредственными объектами нарушения законодательства;

- транспортные средства со специально изготовленными тайниками, использованными для перемещения через таможенную границу России с сокрытием предметов;

- документы и средства идентификации, использованные для незаконного перемещения товаров и транспортных средств через таможенную границу России;

- иные предметы, сохранившие на себе следы, которые могут свидетельствовать о совершенном противоправном деянии и способствовать выявлению лиц, его совершившего, а также установлению фактических обстоятельств дела.5

В ходе проведения проверки сотрудник подразделения дознания таможенного органа в обязательном порядке должен направить поручение с копиями транспортных, товаросопроводительных и иных документов в отдел таможенных платежей для определения стоимости контрабандного товара.

При наличии повода и основания для возбуждения уголовного дела сотрудник подразделения дознания выносит соответствующее постановление и согласия прокурора возбуждает уголовное дело, в этом же постановлении указывая, что принимает дело к своему производству. Уголовное дело, согласно ст. 146 УПК РФ, считается возбужденным с момента получения согласия прокурора на его возбуждение.

Рассматривая особенности проведения следственных действий по преступлениям, связанным с перемещением контрабандных това-

5 См.: Жбанков В.А., Козловский А.Ю. Правоохранительная деятельность таможенных органов Российской Федерации. М., 2004. С. 141-142.

ров, необходимо отметить, что ключевую роль здесь играет не только правильность оформления процессуальных документов.

При проведении таких следственных действий, как осмотр места происшествия, освидетельствование и допрос свидетеля, значительная роль отводится тактике их проведения.

Порядок производства осмотра места происшествия предусмотрен ст. 177 УПК РФ, при этом необходимо отметить, что в соответствии со ст. 176 УПК РФ осмотр места происшествия в случаях, не терпящих отлагательств, может быть произведен до возбуждения уголовного дела.

По уголовным делам о контрабанде производство данного следственного действия имеет свои особенности, при этом основными задачами являются: фиксация обстановки; выяснение способа перемещения контрабанды и применяющихся для этого приспособлений, устройств, тайников; анализ всей совокупности фактических данных о характере события и его участниках; построение необходимых версий и принятие решения о дальнейшем расследовании; получение данных для организации оперативно-розыскных мероприятий и проведения других следственных действий.6

При расследовании дела о контрабанде освидетельствование производится тогда, когда имеются основания полагать, что на теле обыскиваемого могут быть обнаружены предметы контрабанды, а также при наличии сведений о том, что он хранил их в специальных поясах, под повязками или наклейками. Данное следственное действие имеет целью обнаружение на теле освидетельствуемого следов и микрочастиц, оставшихся в результате контактного воздействия с этими поясами, повязками, наклейками и находившимися под ними или в них предметами контрабанды.

При освидетельствовании следует строго соблюдать нормы уголовно-процессуального законодательства (ст.ст. 179, 180 УПК РФ).

При планировании освидетельствования следует определить:

- какие следы или особые приметы могут быть установлены в процессе освидетельствования;

- какие научно-технические средства и приемы потребуются для обнаружения, фиксации и изъятия следов преступления и установления особых примет;

- какие специалисты, кроме врача, должны участвовать в освидетельствовании;

- где и когда следует проводить освидетельствование;

- характер и последовательность действий всех участников освидетельствования.

6 См.: Жбанков В.А., Козловский А.Ю. Указ. соч. С. 146.

С поверхности кожи в местах возможного соприкосновения с ней предметов контрабанды, а также поясов, повязок и наклеек берутся пробы.

В последнее время контрабандисты, перевозящие наркотические вещества, все чаще используют в качестве «контейнеров» различные полости своего тела, поэтому при подозрении на перевозку наркотиков в полостях тела необходимо провести рентгенографию или ультразвуковое исследование на предмет наличия в них посторонних предметов. Такого рода освидетельствование должно проводиться врачом.7

Определяя круг возможных свидетелей по уголовным делам о контрабанде, дознаватель должен знать, что ими, в первую очередь, являются лица, обнаружившие признаки контрабанды, и допрашиваемые об обстоятельствах обнаружения товаров или иных предметов, незаконно перевозимых подозреваемым лицом.

Порядок производства и фиксации результатов допросов определен УПК РФ (ст.ст. 187-191).

По делам о контрабанде в случаях задержания подозреваемого с поличным при попытке переместить предметы контрабанды через таможенную границу его допрос целесообразно произвести безотлагательно, чтобы в полной мере использовать его неподготовленность для оказания противодействия следователю или дознавателю.

В тех случаях, когда имеет место контрабанда, совершенная группой лиц, допрос организатора контрабанды следует проводить после допросов других причастных лиц.

В качестве свидетелей допрашивают лиц, располагающих сведениями, интересующими органы расследования.. В первую очередь обычно допрашиваются очевидцы обнаружения предметов контрабанды: инспекторы таможни, военнослужащие контрольно-пропускных пунктов пограничных войск, работники транспорта, члены туристических групп и делегаций и др. Часто контрабанду обнаруживают сотрудники таможенных органов, проводившие таможенное оформление и контроль, в том числе таможенный досмотр.

При обнаружении «бесхозной» контрабанды допросу подлежат лица, ответственные за отправку и оформление груза, водители колесного транспорта, экипажи морских и речных судов загранплава-ния, обслуживающий персонал поездов, где находились предметы контрабанды.

Особого внимания и подготовки требуют допросы лиц, в ведении которых находились транспортные средства, сопровождавших грузы,

7 См.: Расследование контрабанды: Практическое пособие/Под ред. К.Ф.Скворцова. М„ 1999. С. 112-113.

где обнаружены предметы контрабанды, и лиц, оказавшихся рядом с местом их укрытия. Не исключено, что среди них окажутся и причастные к преступлению.8

Очевидно, что от уровня борьбы с контрабандой в значительной степени зависит безопасность и благосостояние государства, в связи с чем огромное значение имеет обеспечение высокого уровня расследования по такого рода уголовным делам.

Л.Ф. Уварова

Теоретические и юридические аспекты реорганизации и банкротства предприятий

В ходе продолжающегося реформирования общества органы государственной власти Российской Федерации постоянно совершенствуют рыночную экономическую политику. В настоящее время в этой области пройдены важные этапы и получены позитивные результаты: проведена либерализация экономики, осуществлена приватизация объектов государственной собственности, снижена инфляция, стабилизировался обменный курс рубля, снижаются процентные ставки за пользование кредитными ресурсами, в основном определена законодательная база (Трудовой, Налоговый, Бюджетный, Административный и Арбитражный кодексы).

Создание макроэкономических условий для экономического роста еще не до конца переломило негативные тенденции и лишь обозначило реальные предпосылки для преодоления промышленного кризиса.

Недостаточное влияние органов государственной власти на проведение активной микроэкономической политики и не всегда адекватная компетентность самих руководителей предприятий еще тормозят налаживание более гармоничного развития рыночного механизма. Причины недостаточной эффективности реализации потенциала экономической реформы, по нашему мнению, состоят в следующем:

1. Низкая эффективность функционирования системы управления предприятиями.

2. Недостаточный уровень ответственности руководителей перед учредителями и собственниками за последствия принимаемых решений в части сохранности имущества и эксплуатации инвестиций

8 См.: Там же. С. 126-127.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.