Научная статья на тему 'СОБЛЮДЕНИЕ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКИХ ПРАВ ГРАЖДАН КАК ИМПЕРАТИВ СНИЖЕНИЯ БЕДНОСТИ В ХАБАРОВСКОМ КРАЕ'

СОБЛЮДЕНИЕ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКИХ ПРАВ ГРАЖДАН КАК ИМПЕРАТИВ СНИЖЕНИЯ БЕДНОСТИ В ХАБАРОВСКОМ КРАЕ Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
71
23
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРАВА ЧЕЛОВЕКА / БЕДНОСТЬ / НАСЕЛЕНИЕ / ХАБАРОВСКИЙ КРАЙ / ПРОЖИТОЧНЫЙ МИНИМУМ / UMAN RIGHTS / POVERTY / POPULATION / THE KHABAROVSK TERRITORY / LIVING WAGE

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Чесницкий Игорь Иванович

В статье представлен анализ состояния и проблем реализации социально-экономических прав населения Хабаровского края как приоритетного направления снижения бедности. Обращено внимание органов власти на ситуацию с бедностью в ряде северных муниципальных районов, где население испытывает сложности в реализации своих социально-экономических прав из-за отсутствия рабочих мест. Выражена озабоченность социально-экономическими правами лиц, освобожденных из мест лишения свободы. Уполномоченный по правам человека в Хабаровском крае с учетом изучения ситуации в регионе излагает свое видение решения вопроса по снижению уровня бедности в Хабаровском крае и вносит предложения, которые, по его мнению, могут быть использованы краевыми органами государственной власти для достижения показателей, установленных Президентом Российской Федерации.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

RESPECT FOR THE SOCIAL AND ECONOMIC RIGHTS OF CITIZENS AS AN IMPERATIVE TO REDUCE POVERTY IN THE KHABAROVSK TERRITORY

The article presents an analysis of the state and problems of implementing the socio-economic rights of population of the Khabarovsk territory as a priority area for reducing poverty. Attention of the authorities was drawn to the situation of poverty in a number of northern municipalities, where the population is experiencing difficulties in realizing their socio-economic rights due to the lack of jobs. Concern was expressed about the socio-economic rights of persons released from the places of deprivation of liberty. The Commissioner for human rights in the Khabarovsk territory, taking into account the study of situation in the region, sets out his vision for solving the problem of reducing poverty in the Khabarovsk territory and makes proposals that, in his opinion, can be used by the regional state authorities to achieve the indicators set by the President of the Russian Federation.

Текст научной работы на тему «СОБЛЮДЕНИЕ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКИХ ПРАВ ГРАЖДАН КАК ИМПЕРАТИВ СНИЖЕНИЯ БЕДНОСТИ В ХАБАРОВСКОМ КРАЕ»

DOI 10.22394/1818-4049-2020-93-4-161-169 УДК 316.344.233(571.62)

И. И. Чесницкий

Соблюдение социально-экономических прав граждан как императив снижения бедности в Хабаровском крае

В статье представлен анализ состояния и проблем реализации социально-экономических прав населения Хабаровского края как приоритетного направления снижения бедности. Обращено внимание органов власти на ситуацию с бедностью в ряде северных жуниципальнъх районов, где население испытывает сложности в реализации своих социально-экономических прав из-за отсутствия рабочих мест. Выражена озабоченность социально-экономическими правами лиц, освобожденных из мест лишения свободы Уполномоченный по правам человека в Хабаровском крае с учетом изучения ситуации в регионе излагает свое видение решения вопроса по снижению уровня бедности в Хабаровском крае и вносит предложения, которые, по его мнению, могут быть использованы краевыми органами государственной власти для достижения показателей, установленных Президентом Российской Федерации.

Ключевые слова: права человека, бедность, население, Хабаровский край, прожиточный минимум

Постановка проблемы. Бедность населения в Российской Федерации и, в частности, в Хабаровском крае является острой социальной проблемой. В соответствии с национальными целями развития Российской Федерации поставлена задача добиться к 2030 г. снижения уровня бедности в два раза по сравнению с показателем 2017 г. (13,2%)1.

Эта задача достаточно сложная и решать её предстоит совместными усилиями всех органов, входящих в единую систему публичной власти. В соответствии с утвержденными направлениями деятельности органов власти «повышение реальных доходов населения будет обеспечиваться в первую очередь за счет устойчивого и динамичного экономического развития страны, стабильного эко-

номического роста при сохранении инфляции на низком уровне и сопутствующего увеличения трудовых доходов граждан»2. В субъектах Российской Федерации имеются планы социально-экономического развития на среднесрочную и долгосрочную перспективу, в которых содержится не только перечень перспективных видов экономической деятельности, но и показатели роста реальных денежных доходов населения и снижения бедности.

Важно отметить, что «уровень бедности» в регионе является одним из показателей для оценки эффективности деятельности высших должностных лиц субъектов Российской Федерации, утвержденных Указом Президента Российской Федерации от 25 апреля 2019 года № 1933.

К сожалению, число людей, живущих

1 Указ Президента Российской Федерации от 21 июля 2020 года Ш 474 «О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года. URL: http://publication.pravo.gov.ru/Docu-ment/View/0001202007210012.

2 Основные направления деятельности Правительства Российской Федерации на период до 2024 г. URL: http://government.ru/news/34168/

3 Указ Президента Российской Федерации от 25.04.2019 Ш 193 «Об оценке эффективности деятельности высших должностных лиц (руководителей высших исполнительных органов государственной власти) субъектов Российской Федерации и деятельности органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации». Основные направления деятельности Правительства Российской Федерации на период до 2024 г. URL: http://government.ru/news/34168/http://publication. pravo.gov.ru/Document/View/0001201904260005?rangeSize=1]

Игорь Иванович Чесницкий - Уполномоченный по правам человека в Хабаровском

крае, Правительство Хабаровского края (680000, Россия, г. Хабаровск, ул. Муравьева-

Амурского, д. 56). Е-шай: upch27@pravo.khv.ru

за чертой бедности, в крае не уменьшается. По данным Хабаровскстата, по итогам 2018 г.-2019 г. доля населения с доходами ниже прожиточного минимума составляла 12,2 процентов, а это более 160 тысяч жителей края. Как видим, положительная динамика отсутствует (табл.1).

Однако эти показатели не отражают истинного положения дел, поскольку в реальности доля бедных значительно больше в численности населения. Очевидно, что установленный прожиточный минимум сегодня не позволяет человеку нормально существовать, так как расходы на самые первоочередные нужды значительно выше. Отсюда и высокая закредитован-ность населения, которая, к сожалению, из года в год только увеличивается. По данным Центробанка России показатель долговой нагрузки на 1 апреля 2020 г. вышел на новый исторический рекорд и

достиг 10,9%. При этом рост происходит не за счёт новых кредитов, а в результате резкого падения доходов.

Снижение бедности как предметная область государственного управления. Проблема бедности населения многогранна, потому рассмотрим лишь несколько аспектов. Хабаровский край ещё совсем недавно был одним из благополучных субъектов Российской Федерации. Однако в 2019 г. в рейтинге регионов Российской Федерации по уровню благосостояния семей он опустился по сравнению с 2018 г. на 17 позиций, заняв 36 место. Среди субъектов Дальневосточного федерального округа Хабаровский край находится на 8 из 11 позиций, что свидетельствует о недостаточной эффективности проводимой работы (табл. 2).

На сегодняшний день Хабаровский край является одним из «дорогих» для

Таблица 1

Динамика социально-экономического индикатора уровня жизни населения Хабаровского края

Численность населения с денежными доходами ниже величины прожиточного минимума 2014 г. 2015 г. 2016 г. 2017 г. 2018 г. 2019 г.

тыс. человек 179,7 189,3 173.7 166,6 161,7 161,8

в процентах от общей численности населения 13,4 14,1 13,0 12,5 12,2 12,2

Источник: составлено автором по данным Хабаровскстата. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://habsta.tgks.ru

Таблица 2

Рейтинг субъектов Дальневосточного федерального округа Российской Федерации по уровню благосостояния семей

Субъекты Рейтинг Максимально возможный остаток средств среднестатистической семьи после минимальных расходов в 2019 году (руб. в месяц)

2017 г. 2018 г. 2019 г. с двумя детьми с одним ребенком

Сахалинская область 2 3 1 72 720 86 218

Магаданская область 3 2 2 56 365 71 345

Чукотский автономный округ 1 1 3 55 103 68 568

Республика Саха (Якутия) 4 4 4 43 571 57 779

Камчатский край 5 5 5 31 622 45 434

Амурская область 7 7 6 30 216 42 531

Забайкальский край 8 8 7 25 853 39 292

Хабаровский край 6 6 8 22 592 35 377

Республика Бурятия 9 10 9 21 276 33 641

Приморский край 10 9 10 20 750 33 386

Еврейская автономная область 11 11 11 12 190 25 131

Источник: Рейтинг российских регионов по благосостоянию семей. [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://ria.ru/20200615/1572734818.html

проживания регионов России. При этом доходы населения не успевают за ценами, которые растут буквально на всё, включая продукты питания, товары первой необходимости, услуги ЖКХ и т. д. По данным социологического мониторинга4, это вызывает у более половины опрошенных жителей Хабаровского края обоснованную тревогу и беспокойство, мотивируя одну его часть - на миграцию в более благополучные регионы страны либо за рубеж, другую, не имеющую таких возможностей - опускаться по шкале потребностей на «социальное дно», пополняя ряды бедных.

Следует отметить, что благополучие людей связано с возможностью беспрепятственной реализации ими социально-

экономических прав, особое значение которых определяется достойным качеством жизни. Одним из индикаторов этого благополучия являются обращения граждан (табл. 3).

Из года в год более половины обращений граждан к Уполномоченному по правам человека в Хабаровском крае составляют вопросы, затрагивающие социально-экономические права. Из них 23% - это обращения, связанные с низким уровнем материального обеспечения граждан, необходимостью их социальной защиты (табл. 4).

В Хабаровском крае проводится значительная работа по социальной поддержке граждан. Об этом свидетельствует общение с людьми во время рабочих поездок

Таблица3

Структура обращений граждан, поступивших к Уполномоченному по правам человека в Хабаровском крае (% от общего количества обращений)

Виды прав %

Социально-экономические права 56

Конституционные гарантии и личные права 36

Политические права 5

Культурные права 2

Перенаправлены по компетенции 1

Источник: составлено автором по данным статистики Уполномоченного по правам человека в Хабаровском крае.

Таблица 4

Структура вопросов в сфере защиты социально-экономических прав граждан, поступивших к Уполномоченному по правам человека в Хабаровском крае (в % от общего количества обращений в сфере защиты

социально-экономических прав)

Виды вопросов %

Жилищные вопросы 30

Социальная защита и социальное обеспечение 23

Экономические вопросы 13

Защита трудовых прав 13

Охрана здоровья и получение медицинской помощи 11

Вопросы семьи, материнства и детства 9

Иные вопросы 1

Источник: составлено автором по данным статистики Уполномоченного по правам человека в Хабаровском крае.

4 Социологический мониторинг удовлетворенности деятельностью органов исполнительной власти Хабаровского края в 2017-2019 гг. Выборочная совокупность репрезентативна по отношению к населению Хабаровского края от 18 лет и старше по полу, возрасту и типу населенного пункта. Опросы в 19 муниципальных образованиях, в том числе 2 городских округах и 17 муниципальных районах края (п=7000). Дальневосточный институт управления - филиал РАНХиГС.

по краю и на личных приемах граждан Уполномоченным по правам человека. Работники центров социальной поддержки населения и других социальных служб хорошо знают проблемы и трудности жителей муниципальных образований, помогая им справиться со сложными жизненными ситуациями.

Решение проблем жителей края в тесном взаимодействии с Министерством социальной защиты населения края, Отделением Пенсионного фонда Российской Федерации в Хабаровском крае и Еврейской автономной области, региональным отделением Фонда социального страхования и другими государственными структурами позволяет помочь многим людям: а именно, пересмотреть пенсию, предоставить адресную или иную помощь, поставить на очередь в дом-интернат и т. д.

Большинству граждан, обратившихся к Уполномоченному по правам человека в Хабаровском крае за защитой своих прав, оказывается квалифицированная юридическая помощь, даются исчерпывающие консультации. В то же время приходится сталкиваться и с тем, что иногда граждане не получают положенные им меры поддержки из-за банального незнания своих прав и отсутствия заявления, так как многие из них традиционно предоставляются в заявительном порядке. Это свидетельствует о том, что у граждан не всегда есть возможность реализовать своё право ввиду отсутствия необходимой информации.

При посещении различных социальных организаций видно, что работа по информированию населения проводится, в общественных местах имеются различные памятки, буклеты. Однако жизнь показывает, что этого недостаточно, так как кто-то их взял и воспользовался, а кто-то и не понимает для чего они нужны и какая от них польза.

В этой связи все социальные службы, а именно органы социальной защиты населения края, территориальные органы Пенсионного фонда Российской Федера-

ции, Фонда социального страхования и другие структуры, должны максимально информировать граждан обо всех мерах поддержки, предусмотренных для них.

Кроме того, общая задача органов государственного управления - максимально учесть всех граждан, которые имеют право на помощь государства; должна быть уверенность в том, что все 100 процентов бедных охвачены, что до каждого дойдут специалисты соответствующих служб и предложат возможную помощь.

Для этого необходимо объединить усилия разных ведомств, чтобы выявление малообеспеченных осуществлялось комплексно: через образовательные организации, учреждения здравоохранения, органы социальной защиты, Пенсионный фонд, органы местного самоуправления и другие организации, в том числе через социально ориентированные некоммерческие организации. В этих целях необходимо наладить оперативный межведомственный обмен полученной информацией. Активное выявление нуждающихся граждан, составление полноценного реестра лиц, имеющих низкие доходы, а не только получателей мер социальной поддержки, будет способствовать всесторонней работе с такими гражданами.

С учетом компетенции Уполномоченного по правам человека в Хабаровском крае, установленной федеральным5 и ре-гиональным6 законодательством, в рамках правового просвещения проводится и будет продолжаться работа по информированию населения о предусмотренных мерах государственной поддержки, всячески оказываться содействие тому, чтобы соответствующие заинтересованные государственные органы и ведомства также проводили эту работу.

Важно обратить внимание на лиц, отбывших наказание в виде лишения свободы, так как после освобождения они, как правило, сталкиваются со значительными трудностями при адаптации в обществе и, зачастую, пополняют армию безработных, а соответственно - бедных.

5 Федеральный закон от 18 марта 2020 года Ш 48-ФЗ «Об уполномоченных по правам человека в субъектах Российской Федерации». URL: http://uw>w.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_347911/

6 Закон Хабаровского края от 31.07.2006 Ш 44 «Об уполномоченном по правам человека в Хабаровском крае». URL: http://www.consultant.ru/online/

Из учреждений уголовно-исполнительной системы в Хабаровском крае в 2019 г. освободилось более 3,6 тысяч человек и почти половина из них остались в нашем регионе (табл. 5).

Ежегодно в адрес Уполномоченного по правам человека в Хабаровском крае поступает более 300 обращений по вопросам оказания содействия в получении помощи при освобождении из исправительных учреждений. Многие, к большому сожалению, находят выход из сложной жизненной ситуации в совершении нового преступления. Так, в 2019 г. более 68% всех преступлений в крае было совершено лицами, ранее преступавшими закон, что выше общероссийского показателя (табл. 6).

Предложения по изменению системы ресоциализации осужденных вносятся Уполномоченным по правам человека в Хабаровском крае в региональное Правительство и краевым депутатам с 2015 г., однако, по сути, ничего не сделано. Хотя в других субъектах Российской Федерации накоплен положительный опыт, которым целесообразно воспользоваться для решения этой проблемы в Хабаровском крае.

Россия, провозглашая себя социальным государством, политика которого

направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека, берёт на себя обязательства государственной поддержки семей с детьми, инвалидов, пожилых граждан и иных лиц, нуждающихся в помощи.

Однако важно отметить, что решение проблемы бедности - это не только раздача денег. Государственные гарантии и льготы не должны расслаблять людей, которые могут работать. Финансовая помощь должна идти только тем, кто в силу объективных причин (по состоянию здоровья, в связи с материнством, в силу пожилого возраста) не может трудиться. Имевшая ранее в социальной политике доминирующая роль государственной поддержки в виде различных пособий теряет свою актуальность, и упор делается на развитие трудового потенциала человека.

Очевидно, что без социально-экономического развития сокращение бедности, а тем более её ликвидация, невозможны. В этой связи одним из основных инструментов в этом направлении является увеличение занятости. В первую очередь необходимо принять меры по легализации скрытой занятости. Это застарелая проблема, которая не только

Таблица 5

Количество лиц, освободившихся из учреждений уголовно-исполнительной системы в Хабаровском крае

Количество лиц 2018 г. 2019 г.

Всего (чел.) 3 196 3 619

из них: чел. % чел. %

ранее отбывавшие наказание в виде лишения свободы 1 604 50,0 2 000 55,0

оставшиеся после освобождения в крае 2 013 63,0 1 715 47,0

Источник: составлено автором по данным Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Хабаровскому краю.

Таблица 6

Доля преступлений, совершенных лицами, ранее преступавшими закон

в % от числа расследованных)

2018 г. 2019 г.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Российская Федерация 58,3 58,7

Хабаровский край 67,5 68,6

Источник: составлено автором по материалам Информационного центра УМВД России по Хабаровскому краю.

влияет на показатель уровня бедности, но ещё и влечёт нарушения трудовых прав граждан. На протяжении десятилетий государство мирится с такой ситуацией. Как результат, из-за отсутствия стажа и официального заработка нет права на пенсию, соответственно при достижении определённого возраста человек автоматически попадает в категорию бедных, и государство вынуждено ему помогать. Допуская нелегальную занятость, фактически создаются условия для последующего роста «армии бедных» [Байков, 2020].

Для искоренения этой ситуации необходимо применять жёсткие меры к работодателям, допускающим привлечение граждан к трудовой деятельности без оформления трудовых отношений с ними и, конечно же, повышать правосознание самих граждан. Не исключено, что ответственность за работу без оформления трудового договора может быть возложена и на работников.

Для решения этой проблемы действий только региональных властей недостаточно, и требуется нормативно-правовое регулирование на федеральном уровне. Необходимость совершенствования федерального законодательства в этой сфере неоднократно обсуждалась на различных площадках с участием уполномоченных по правам человека. В результате соответствующие предложения внесены через Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации Т. Н. Москалькову в федеральные

органы с учетом их компетенции. Объединение усилий и совместная работа в этом направлении будут и дальше способствовать снижению доли бедного населения.

Также необходимо обратить внимание на проблемы отдалённых труднодоступных сел, особенно в северных районах. Именно для этих территорий края наиболее острыми и болезненными остаются вопросы социальной сферы. Среди них:

- низкий уровень жизни, обусловленный маленькими зарплатами и пенсиями, высокими ценами, сокращением рабочих мест и ухудшением условий оплаты труда, отсутствием круглогодичной работы;

- сложности с получением установленных государством компенсационных мер и другие проблемы.

Северные территории Хабаровского края стремительно теряют жителей за счёт естественной убыли и миграционного оттока населения в другие регионы страны. Люди уезжают в поисках работы, лучших условий жизнедеятельности (табл. 7).

Особенно тревожит отток молодежи, которая редко возвращается на родные территории после получения профессионального образования, что ведет к «опустыниванию» территорий [Березутский, 2019]. Если уровень поддержки и нормативная база не изменятся, то через десять или двадцать лет на Севере будут работать только вахтовым способом

Таблица 7

Динамика численности населения в отдельных северных районах Хабаровского края

(на 1 января каждого года)

Территории 1990 г. 2002 г. 2020 г. Изменение по отношению к исходному периоду

(01.01. 1990)

чел. %

Хабаровский край 1 619 663 1 436 570 1 315 643 - 304 020 18,8

Аяно-Майский район 4 802 3 271 1 873 - 2 929 61,0

Охотский район 19183 12017 6121 - 13 062 68,1

Тугуро-Чумиканский 3610 2860 1971 - 1639 45,4

район

Источник: составлено по даннымХабаровскстата. https://habstat.gks.ш/

приезжие люди. И такой прогноз абсолютно реален, так как полное отсутствие трудовой занятости как в бюджетной сфере, так и в бизнесе не оставляет жителям шансов у себя дома работать, получать доход, материально обеспечивать себя и свои семьи и попасть в «ловушку бедности». По оценкам экспертов, «так называют ситуацию, когда человеку выгоднее не работать, а жить на социальное пособие. Чтобы его получить, нужно лишь нигде не работать. Люди не видят смысла пахать на работе и платить государству - социальные выплаты не облагаются налогом и чаще больше минимальной зарплаты» [Майорова, 2018].

Результаты мониторинговых исследований населения Хабаровского края путём опроса свидетельствуют, что более половины опрошенных жителей относят свои семьи к семьям со средним уровнем материального благополучия, который соответствует состоянию жизни «от зарплаты до зарплаты, когда денег хватает на самое необходимое». Порядка трети

опрошенных относят себя к категории «живущих на грани бедности», когда денег не хватает даже ни питание. Доля жителей, «живущих без материальных забот», составляет менее десятой части опрошенного населения. В ряде северных муниципальных районов Хабаровского края эта ситуация намного сложнее и подтверждает данные статистики (табл. 8).

В сложившейся ситуации следует найти соответствующие решения, которые исключили бы деградацию отдалённых труднодоступных сел. Назрела острая необходимость разработки комплексного регионального правового акта, направленного на повышение качества жизни населения отдалённых районов края, в том числе северных территорий. Это предложение год назад Уполномоченным по правам человека в Хабаровском крае уже вносилось, но, к сожалению, не было поддержано. При этом Правительство края в 2016 г. проводило работу по разработке программы

Таблица 8

Оценки жителями уровня материального обеспечения своих семей

(в % от числа опрошенных)

Территория

к

а

к

X

е ч е п с е

ю

о

г

8 1

0

2

г

9 1

0

2

ая го

8 Я И ц

2 » чр

г

8 1

0

2

г

9 1

0

2

ае X д

я в ао X & X ^ е

V в

V 2 в я

« 9

ее

ю & О «

ая

« « л п

г

8 1

0

2

г

9 1

0

2

г

8 1

0

2

г

9 1

0

2

я а

К X

е ч е п с е

ю

о

е

К

г

8 1

0

2

Хабаровский край

0,8

0,9

5,4

5,4

58,7

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

55,2

28,5

29,5

3,3

Аяно-Майский район

2,0

75,0

51,0

18,8

39,0

2,4

Тугуро-Чумиканский район

7,1

3,0

59,6

62,0

28,3

28,0

1,0

Охотский район

1,5

1,0

4,6

2,0

50,5

51,5

31,6

34,7

6.1

0

0

0

0

0

Источник: Оценка населением эффективности деятельности органов исполнительной власти Хабаровского края. Выборочная совокупность репрезентативна по отношению к населению Хабаровского края от 18 лет и старше по полу, возрасту и типу населенного пункта. Опрос проведен в 19 муниципальных образованиях, в том числе 2 городских округах и 17 муниципальных районах края (п=7000). Дальневосточный институт управления - филиал РАНХиГС, 2018-2019 гг.

развития северных территорий7 но этот документ, как нормативный правовой акт, так и не был принят8. В то же время такой опыт имеется в других субъектах Российской Федерации.

Заключение. Новая экономическая реальность показала необходимость поиска новых источников и факторов экономического роста. Одним из возможных вариантов является развитие на этих территориях производства с опорой на естественные ресурсы. Это могут быть сельскохозяйственные предприятия (растениеводство, животноводство), организации по переработке леса, биоресурсов и др. Важно отметить, что это должны быть государственные предприятия или организации на основе государственно-частного партнерства, основной задачей которых было бы не только получение прибыли, но и выполнение социальных функций - создание высокооплачиваемых рабочих мест для местного населения и в особенности для молодежи, а также наполнение местных бюджетов.

Кроме того, для заинтересованности бизнеса в местных трудовых ресурсах следует рассмотреть вопрос о профессиональной переподготовке граждан за счёт средств органов занятости населения под конкретные проекты, реализуемые бизнес-структурами на территории определённого муниципального образования. Ведь не секрет, что приходящие в край крупные компании не всегда могут привлечь местных жителей в силу отсутствия у них специальных знаний.

Достаточный туристско-рекреацион-

ный потенциал, сосредоточение на территории региона уникальных объектов культурного и исторического наследия могут стать основой для развития этнографического и экологического туризма, что также будет способствовать повышению уровня жизни местного населения.

Важно ещё раз подчеркнуть, что для достижения задач снижения бедности, необходим комплексный подход. Для его реализации требуется разработка региональной программы по снижению доли населения с доходами ниже прожиточного минимума на период до 2030 года, учитывающая и обозначенные в статье предложения.

Список литературы:

1. Байков Н. М. Бедность населения как угроза его маргинальности: дальневосточный ракурс // Бедность как феномен научного познания и предмет государственного управления: материалы круглого стола, 28 сентября 2020 г. Хабаровск: Дальневосточный институт управления - филиал РАНХиГС, 2020. С. 4-10.

2. Березутский Ю. В. Социальная активность молодежи региона: социологический анализ : монография. Хабаровск: Дальневосточный институт управления - филиал РАНХиГС, 2019. 174 с.

3. Майорова К. Что такое ловушка бедности и как из неё выбраться. 07.09.2018. URL: https://journal.tmkoff. ru/kb/lovushka/

Библиографическое описание статьи

Чесницкий И. И. Соблюдение социально-экономических прав граждан как императив снижения бедности в Хабаровском крае // Власть и управление на Востоке России. 2020. № 4 (93). С. 161-169. РО! 10.22394/1818-4049-2020-93-4-161-169

7 Концепцию развития северных территорий разработают в Хабаровском крае. URL: https:// www.dinovosti.ru/khab/2016/07/20/53228/

8 На развитие северных районов Хабаровского края за пять лет направят более четырех миллиардов рублей. URL: https://www.dvnovosti.ru/khnb/2017/03/30/64331/

Igor I. Chesnitskiy - Commissioner for human rights in the Khabarovsk territory, Government of the Khabarovsk Territory (33, Muravyev-Amurskiy Str., Khabarovsk, 680000, Russia). E-mail: upch27@pravo.khv.ru

Respect for the social and economic rights of citizens as an imperative to reduce poverty in the Khabarovsk territory

The article presents an analysis of the state and problems of implementing the socioeconomic rights of population of the Khabarovsk territory as a priority area for reducing poverty. Attention of the authorities was drawn to the situation of poverty in a number of northern municipalities, where the population is experiencing difficulties in realizing their socio-economic rights due to the lack of jobs. Concern was expressed about the socio-economic rights of persons released from the places of deprivation of liberty. The Commissioner for human rights in the Khabarovsk territory, taking into account the study of situation in the region, sets out his vision for solving the problem of reducing poverty in the Khabarovsk territory and makes proposals that, in his opinion, can be used by the regional state authorities to achieve the indicators set by the President of the Russian Federation.

Keywords: human rights, poverty, population, the Khabarovsk territory, living wage.

References:

1. Baykov N. M. Poverty of the population as a threat to its marginality: the Far Eastern perspective. Poverty as a phenomenon of scientific knowledge and a subject of public administration: materials of a round table, September 28, 2020 Khabarovsk: Far Eastern Institute of Management - branch of RANEPA,

2020, pp. 4-10.

2. Berezutskiy Yu. V. Social activity of youth in the region: sociological analysis: monograph. Khabarovsk: Far Eastern Institute of Management - branch of RANEPA, 2019, 174 p.

3. Mayorova K. What is the poverty trap and how to get out of it. 09/07/2018. URL: https://journal.tinkoff.ru/kb/lo-vushka/

Reference to the article

Chesnitskiy I. I. Respect for the social and economic rights of citizens as an imperative to reduce poverty in the Khabarovsk territory // Power and Administration in the East of Russia. 2020. No. 4 (93). Pp. 161-169. DOI 10.22394/1818-4049-2020-93-4-161-169

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.