Э01 10.22394/1818-4049-2020-90-1-83-91 УДК 330.59(571.62)
С. С. Халикова И. В. Шугаева
Поведенческие стратегии населения Хабаровского края в борьбе с бедностью
Статья посвящена анализу проблемы бедности населения Хабаровского края с точки зрения объективного и субъективного подходов. Представленный анализ проведен на основе социологического исследования и отражает основные тенденции, происходящие в регионе. В статье проанализированы субъективные оценки состояния материального положения, представлены ограничения и действия, которые будут предприняты населением с целью преодоления бедности. На основании результатов исследования и проведенного анализа определены поведенческие стратегии населения Хабаровского края по преодолению сложных жизненных ситуаций и борьбе с бедностью. Представленная динамика распространенности различных поведенческих стратегий по улучшению своего материального положения показывает, что далеко не каждый человек может и готов адаптироваться к происходящим событиям и находить выход из сложившейся ситуации. Данные исследования также свидетельствуют о недостаточности мер, предпринимаемых на государственном уровне.
Ключевые слова: бедность, стратегия выживания, неравенство, уровень бедности, социологическое измерение бедности.
Введение. Преодоление бедности в России является приоритетным направлением социальной политики государства и рассматривается как необходимое условие национальной безопасности. Проблема бедности признается социально опасной для любого социума и государства в целом, так как сопровождается рядом негативных явлений, таких как безработица, преступность, социальная и экономическая нестабильность, а также рядом других социальных проблем, которые являются серьезным препятствием в развитии и благополучии страны. Именно поэтому в 2018 г. на национальном уров-
не была поставлена задача планомерного снижения уровня бедности в два раза (до 6-7%) к 2024 г.1 По итогам 2019 г. уровень бедности уменьшился на 0,3 п.п. и составил 12,3% населения, однако по прогнозам экспертов происходящие события в мире и нашей стране, связанные с падением цен на нефть и пандемией, могут крайне негативно отразиться на реальных доходах населения и привести к росту уровня бедности уже в первом полугодии 2020 г.2
Показатель «уровень бедности» является одним из пятнадцати показателей обязательных для оценки эффективности
1 О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года : Указ Президента Российской Федерации от 07.05.2018 г. № 204. URL: http://www.kremlin. ru/acts/bank/43027
2 Правительство не выполнило целъ по снижению бедности в 2019 году. URL: https://www.rbc.ru/econ omics/27/03/2020/5e7e19859a7947ecaeed5ae1
Светлана Сергеевна Халикова - канд. социол. наук, доцент, доцент кафедры государственного и муниципального управления и служебного права, Дальневосточный институт управления - филиал РАНХиГС (680000, Россия, г. Хабаровск, ул. Муравьева-Амурского, д. 33). E-mail: [email protected]
Ирина Владимировна Шугаева - канд. социол. наук, доцент кафедры экономической теории и национальной экономики, Тихоокеанский государственный университет (680035, Россия, г. Хабаровск, ул. Тихоокеанская, д. 136). E-mail: irina. [email protected]
деятельности высших должностных лиц субъектов Российской Федерации3. Для улучшения данного показателя в субъектах РФ разработаны планы мероприятий, в рамках которых предлагается провести многомерный анализ причин и структуры бедности на региональном уровне и в разрезе муниципальных образований, выявить основные факторы и причины бедности граждан и семей. И хотя от принятых решений на региональном уровне будет зависеть благосостояние населения данного субъекта РФ, все же основные инструменты снижения бедности должны быть утверждены на федеральном уровне. С целью снижения уровня бедности Правительством РФ предусмотрены следующие мероприятия: повышение минимального размера оплаты труда в соответствии с ростом прожиточного минимума; поддержание уровней соотношений средней заработной платы отдельных категорий работников бюджетной сферы со среднемесячным доходом от трудовой деятельности, установленных Указами Президента Российской Федерации от 2012 г.; индексация заработной платы работников организаций бюджетной сферы; ежегодное увеличение страховых пенсий темпами, превышающими инфляцию предшествующего года; индексация социальных выплат и пособий4.
Официальные представления о бедности в России основываются на концепции абсолютной бедности, предполагающей формальное соответствие доходов официально установленному прожиточному минимуму. В настоящее время в среднем на душу населения Хабаровского края он составляет 14417 руб.5 То есть, если у человека доход будет чуть больше, то в группу бедных он уже не будет включен. Методика расчета прожиточно-
го минимума, лежащего в основе определения статистических «границ бедности», неоднократно подвергалась пересмотру, так как в условиях инфляционных процессов, реструктуризации основных расходов в бюджетах семей и динамичных изменений в структуре потребления официальный норматив бедности разрабатывался на основе Федерального закона от 24.10.1997 № 1Э4-ФЗ «О прожиточном минимуме в Российской Федерации»6. Поэтому, рассматривая такой показатель как прожиточный минимум, можно увидеть динамику и сопоставить результаты данных исследований с проблемой бедности, а также определить уровень жизни, при котором доходы населения будут обеспечивать ему достойный образ жизни. И хотя, по мнению многих экспертов, данный подход не показывает реальный уровень бедности в стране, официальная статистика строится именно на нем [Шугаева, 2016].
Наряду с концепцией абсолютной бедности социологами используются и другие подходы, такие как относительный и субъективный.
Относительная бедность рассматривается исходя из фиксированной доли среднего дохода, т. е. бедным будет признан человек, у которого материальное положение ниже среднего. Данный подход не предполагает заданного минимума, а исходит, прежде всего, от образа потребления в данной социальной среде и установившихся стандартов общества. В рамках такого подхода выделяется концепция относительной депривации, которая предполагает, что если человек лишен возможности удовлетворять свои жизненно необходимые потребности, то он является бедным. Депривация в данном случае рассматривается как лишение,
3 Об оценке эффективности деятельности высших должностных лиц (руководителей высших исполнительных органов государственной власти) субъектов Российской Федерации и деятельности органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации : Указ Президента РФ от 25 апреля 2019 г. № 193. URL: http://pubücation.pravo.gov.ru/Document/View/0001201904260005.
4 Основные направления деятельности Правительства РФ на период до 2024 года. URL: http:// government.ru/news/34168/
5 Постановление губернатора Хабаровского края от 12 марта 2020 года № 20 "О величине прожиточного минимума на душу населения и по основным социально-демографическим группам населения в Хабаровском крае за IV квартал 2019 г.". URL: https://rg.ru/2020/03/13/habarovsk-post20-reg-dok.html
6 О прожиточном минимуме в Российской Федерации : Федеральный закон от 24.10.1997№ 134-ФЗ (вред. 49-ФЗ от 01.04.2019 г.). URL: http://pravo.gov.ru/proxy/ips/?docbody=&nd=102049769
недополучение социальных благ.
Субъективный подход основан на исследовании общественного мнения населения об уровне доходов, т. е. характеризует материальное положение человека по его собственным оценкам.
Каждый из этих подходов может дать абсолютно разные показатели уровня бедности населения. Поэтому для получения объективных данных необходимо комбинировать разные методики, например, к денежному методу (концепция абсолютной бедности) добавить депривацион-ный. При таком расчете уровень бедности в России составляет 24,8-25,2%7.
Социологическое измерение бедности населения Хабаровского края и выбор адаптационных стратегий поведения. В современных условиях актуальным становится вопрос: как выживать в сложившихся кризисных условиях. И здесь важным условием является выбор стратегии социально-экономического поведения или социально-экономической адаптации значительной части трудоспособного населения. От того, какова стратегия выбора, во многом будет зависеть материальное положение населения.
В сложившихся условиях гораздо сложнее выработать модель адаптационного поведения, так как все сложнее становится преодолевать материальные трудности, которые связаны напрямую со снижением уровня жизни населения. Формирование адаптационной стратегии населения должно строиться посредством использования различных действий и поступков, среди которых реализация и укрепление адаптационных ресурсов. На наш взгляд, наиболее полной концепцией адаптационного поведения бедного населения является точка зрения Г. Гутмана, который выделяет эффективные формы адаптации бедного населения к современным условиям жизни [Гутман, 2002].
Неоднородность российского общества определяется разнообразием адаптаци-
онных стратегий, ресурсы будут неодинаковы, что влечет за собой разную степень их применения. В современных условиях успешность выбора стратегии зависит от самого формирования личности индивида. Важнейшим условием модернизации российского общества является эффективная социально-экономическая адаптация бедных. Все это определяет необходимость социологического осмысления уровня и качества жизни бедных слоев населения и используемых ими адаптационных стратегий.
Главным показателем формирования социального и экономического благополучия общества является соотношение доходов и расходов населения. Одна из ключевых социально-экономических проблем общества - избыточность социальных неравенств, которая влечет за собой разнообразные формы ее проявления. Неравенство в российском обществе ведет к дифференциации доходов населения, при которой происходит формирование различных социальных групп. В XIX в. прусский статистик Эрнст Энгель вывел закономерность, что абсолютные расходы на питание будут увеличиваться лишь тогда, когда будет происходить увеличение доходов, но при этом доля в общих расходах будет снижаться.
В социологическом исследовании, проведенном в 2019 г., авторами была изучена субъективная оценка материального положения населения Хабаровского края, которая формирует выбор стратегии в условиях экономического кризиса. Опрошено население старше 18 лет в трех населенных пунктах: г. Хабаровск, г. Бикин, г. Амурск8.
Респондентам было предложено самостоятельно оценить свой материальный достаток. Для большинства респондентов основным источником дохода является заработная плата, поэтому распределение происходит неравномерно (рис.1). Из всего числа опрошенных - 27,6% респондентов, у которых «нет материаль-
7 Бедность в России: десятки миллионов за чертой. URL: https://www.gazeta.ru/business /2018/05/09/11745109.shtml.
8 Социологическое исследование «Поведенческие стратегии населения Хабаровского края по преодолению бедности». Ген. совокупность - население Хабаровского края старше 18 лет. Тип выборочной совокупности - квотный в разрезе двух характеристик (пол, возраст), случайный на этапе отбора респондентов, n=620. Доверительный интервал - 95%. Научный руководитель - Шугаева И.В., 2019 г.
Рис. 1. Оценка материального положения респондентов, в %
ных проблем», свой доход оценили как «высокий»; еще 70,8% респондентов материальное положение оценивают как «выше среднего». Респонденты, которым приходится экономить (вынуждены экономить на всем), оценили материальное положение как «низкое» и в целом это составило 86,5%.
Оценка восприятия своего материального положения во многом определяет удовлетворение своих базовых потребностей, а именно определенных аспектов жизни. Опираясь на свое материальное положение, респондентам в четырех группах предлагалось дать оценку по каждому виду товаров и услуг разбитых по трехбалльной шкале (практически нет; часто; постоянно), которые представлены в таблице 1.
На фоне развивающегося экономического кризиса, который влечет за собой непосредственное увеличение тарифов на товары и услуги, население ждет новая волна роста цен. В среднем рост цен на продовольственные товары будет проходить на уровне 3-5%9, поэтому, удовлетворяя свои физиологические потребности, респонденты, у которых нет материальных трудностей (84,7%), особо не ощутят
на себе повышение цен. Что касается респондентов, чье материальное состояние не обеспечивает им нормального существование (37,2% и 52,8%), то они будут постоянно находиться в режиме жесткой экономии. Ситуация с растущими тарифами на ЖКХ тяжелым бременем ложится на группу бедных, у которых около 40% уходит на оплату коммунальных услуг. Во многих регионах рост цен планируется и в транспортной структуре, который повлечет за собой увеличение цен на билеты, поэтому респонденты будут экономить на транспортных услугах (41,7%); с этим соглашаются респонденты, у которых иногда возникают материальные трудности (34,4%). Доступность медицинской помощи для бедных выглядит неблагополучно. Так, 73,3% опрошенных «приходится экономить» на медицинских услугах.
Снижение уровня дохода характеризуется скорее экономическим поведением домохозяйств в целом. Стратегию выживания можно рассматривать и в количественных, и в качественных (специфических) показателях. В рамках депривационного подхода бедность рассматривается со стороны как самого процесса, так и его результата. Необходимо
9 Министерство экономического развития РФ. ЦЯЬ: https://www.economy.gov.ru/material/directions/ гефопа1пое_га2уШе/
Источник: составлено автором на основе социологического исследования «Поведенческие стратегии населения Хабаровского края по преодолению бедности», 20198.
Таблица 1
Ограничение (экономия) расходов респондентов
по основным группам товаров и услуг (в % от числа, выбравших данный вариант ответа)
Группа товаров повседневного спроса Шкала оценки Группа респондентов (мате риальное благосостояние)
Материальных проблем нет Иногда возникают материальные трудности Приходится экономить (самое необходимое) Не хватает на самое необходимое
Продовольственные товары Практически нет 84,7 56,8 29,5 13,0
Часто 8,2 38,4 33,3 34,2
постоянно 7,1 4,8 37,2 52,8
Непродовольственные товары Практически нет 75,5 55,6 12,5 9,5
Часто 14,3 36,9 37,2 25,3
постоянно 10,2 7,5 50,3 65,2
Коммунальные услуги Практически нет 80,6 59,4 25,6 13,0
Часто 11,2 34,2 44,3 30,4
постоянно 5,1 6,4 30,1 56,6
Обучение и воспитание детей Практически нет 81,4 47,5 17,9 13,0
Часто 10,2 39,1 39,8 27,4
постоянно 8,2 13,4 42,3 59,6
Транспорт Практически нет 85,5 56,3 27,9 21,7
Часто 12,3 34,4 30,8 41,7
постоянно 2,2 9,3 41,3 36,6
Медицинские услуги Практически нет 85,8 64,4 26,7 10,6
Часто 12,3 29,8 34,9 16,8
постоянно 1,9 5,8 38,4 72,6
Досуг, отдых Практически нет 78,1 57,8 22,5 4,3
Часто 14,8 24,4 23,9 17,4
постоянно 7,1 17,8 53,6 78,3
подчеркнуть, что для количественного измерения масштабов бедности в нашей стране используется абсолютный подход, который базируется в сравнении среднедушевых доходов граждан с показателями регионального прожиточного минимума. Депривационный подход означает невозможность гражданина поддерживать «нормальный», приемлемый образ жизни в социально-экономическом обществе. Проанализируем стратегии поведения респондентов различных категорий в случаях ухудшения своего финансового положения (табл. 2).
Пессимистично на эту ситуацию реа-
гируют респонденты, кому приходиться экономить (не хватает на самое необходимое). Их действия соответствуют резкому сокращению расходов (52,6% и 21,7%), а также они планируют обратиться за помощью к близким родственникам (7,7% и 8,7%). Значительно выше доля тех респондентов, которые при ухудшении финансового положения будут искать дополнительные источники доходов (45,6% и 56,9%).
В повседневной жизни существуют различные классификации социально-экономических стратегий домохозяйств. Для этого необходимо определить их ре-
Источник: составлено автором на основе социологического исследования «Поведенческие стратегии населения Хабаровского края по преодолению бедности», 20198.
Динамика представления бедных об (при ответе можно было выбрать
Таблица 2 изменении финансового положения несколько вариантов ответа, в %)
и о а в о СО
Варианты ответов
Материальных проблем нет
Иногда возникают материальные трудности
Приходится экономить, хватает только на самое необходимое
Не хватает даже на самое необходимое
постараетесь найти дополнительные источники дохода
45,'
56,'
37,2
21,7
резко сократите расходы, будете экономить на всем
12,2
25,6
52,6
21,7
е р
п
д
е
т * в в е и н е
положитесь на заботу со стороны других членов семьи, близких
3,1
7,5
7,7
8,7
р
п о б
возьмете кредит в банке
4,1
8,1
1,3
4,3
н
К
возьмете в долг у близких, друзей
8,2
15,0
5,1
8,7
обратитесь за пособием
0,0
3,1
3,8
8,7
будете тратить сбережения
3,1
4,4
,4
0,0
продадите часть имущества
1,0
2,5
1,3
0,0
используете свою недвижимость
2,0
1,3
2,6
0,0
обратитесь за денежной помощью к своему работодателю
3,1
1,3
0,0
8,7
с
И
затрудняетесь ответить.
18,4
10,0
7,7
8,7
другое
5,1
1,3
4,3
сурсный потенциал. В ходе исследования респондентам задавался вопрос: «Какие попытки для улучшения для своего материального положения вы предпринимали?» (табл. 3).
Как видно из таблицы 3, четко прослеживается тенденция роста доли тех, кто предпринимал определенные действия для улучшения своего материального положения, что составила среди респондентов 68,3% и 51,6%. Эта группа характеризуется преимущественными возможностями, направленными на активизацию своей деятельности в системе рыночных отношений. Данная группа характеризуется представителями более молодого поколения (от 20-45 лет), которые более активно проявляют себя в стратегии дополнительной занятости, а также готовы проявить себя в стратегии альтернативных действий.
Респонденты со второй группы выбрали более пассивную стратегию (48,6% и
70,9%), которая характеризуется неуверенностью улучшения жизненной ситуации или полным отсутствием необходимости предпринимать определенные усилия для улучшения своего материального положения. Возрастной ценз респондентов данной группы как правило - от 45 лет и выше. Пессимизм этой группы отражает принципиальную невозможность добиться значимых успехов в своей жизни, поскольку за последние годы так и не удалось улучшить жилищные условия, повысить уровень образования, получить повышение на работе и т. д.
Выводы. Результаты исследования показали, что на сегодняшний день основным источником доходов респондентов остается заработная плата по основному месту работы или пенсия. Респонденты исследуемых групп демонстрируют более сдержанные оценки своих возможностей для улучшения материального благополучия, так как в большей степени
Таблица 3
Динамика распространенности различных действий по улучшению материального положения бедных (в % от числа опрошенных)
Вопрос
Вариант ответов
о р
п
3 "
л « л К
(3 | s <
Л» е
ате
§
, «
ее 3
* я
Я л Я
и -з ь
паи
ва атер
I &
К ä
g В
Я 8
е
н о
ев g
си
л
т
я я g
ро
Б Я
и §
* ¡3
о ю
я о
Л
<
а н
g
, и
и
н ю
ео ае тн а
g 8 g
-S 5
X и
предпринимали или не предпринимали действия, чтобы улучшить материальное положение?
да, предпринимал, получилось
68,3
51,6
18,5
0,0
да, предпринимал, не получилось_
15,1
28,6
48,6
70,9
нет, не предпринимал
10,3
12,8
19,7
20,4
затрудняюсь с ответом
6,3
7,2
13,2
8,7
Источник: составлено автором на основе социологического исследования «Поведенческие стратегии населения Хабаровского края по преодолению бедности», 20198.
присутствуют более пессимистические настроения. Связано это с безысходностью, поскольку опыт мобилизации собственных возможностей не дает определенных перспектив на улучшение своего положения. Для них более привычным становится стратегия «выживания», которая предполагает определенную консервацию своего существования, поэтому уменьшается доля тех респондентов, кто готов прибегнуть к конкретным действиям, которые могли бы изменить их жизнь к лучшему. В чем-то они виноваты и сами, а в чем-то и наше общество, в котором существуют определенные барьеры и ограничения, препятствующие формированию эффективных стратегий выхода из бедности.
Таким образом, в условиях провозглашенной на государственном уровне стратегической задаче по снижению бедности в ближайшие пять лет и ряда мер, предпринимаемых с целью ее реализации, субъективные оценки населения показывают пока недостаточную результативность мероприятий. После провозглашенного Послания Президента РФ - 202010, в котором большая часть была отведена именно проблемам бедности и низкого уровня жизни населения, было предпринято ряд мероприятий,
которые должны сократить количество бедного населения в регионах страны. Результаты проводимой политики мы сможем оценить через какой-то период времени, а пока, по оценкам респондентов, им приходится находить различные варианты поведенческих стратегий, предпринимать различные действия, которые не всегда приводят к желаемому результату.
Список литературы:
1. Гутман Г., Дигилина О., Старостин В., Чукин Н. Экономический рост и проблемы бедности в регионе. М. : Дашков, 2002. 204 с.
2. Сидорова Н. П. Повышение уровня жизни граждан как основа борьбы с бедностью // Послание Президента Российской Федерации Федеральному Собранию - 2020 и его значение для развития Дальнего Востока России : материалы круглого стола 5 февраля 2020 года / Под ред. д-р. социол. наук, профессора Н.М. Байкова, канд. социол. наук, доцента Ю.В. Березутского. - Хабаровск : Дальневосточный институт управления - филиал РАНХиГС, 2020. С. 81-85.
3. Овчарова Л. Н. Сокращение бедности в 2 раза к 2024 году
10 Послание Президента Федеральному Собранию. 15.01.2020. URL: http://kremlin.ru/events/ president/news/62582
- национальный приоритет развития России. URL: https://isp.hse. ru/data/2018/11/01/1142772387/ Ovtcharova_RU.pdf
4. Шугаева И. В., Лях П. П. Бедность, как перспектива, в оценках россиян разных поколений / / Вестник ТОГУ. 2015. № 3 (38). С. 245-252.
5. Шугаева И. В. «Новые бедные» в со-
циальной структуре современного российского общества : на материалах г. Хабаровска : диссертация ... канд. социол. наук : 22.00.04 / Шугаева Ирина Владимировна. Хабаровск, 2016. 152 с.
6. Халикова С. С. Оценка уровня бедности населения Хабаровского края // Власть и управление на Востоке России. 2018. № 4 (85). С. 127-136.
Библиографическое описание статьи
Халикова С. С., Шугаева И. В. Поведенческие стратегии населения Хабаровского края в борьбе с бедностью // Власть и управление на Востоке России. 2020. № 1 (90). С. 83-91. БОТ 10.22394/1818-4049-2020-90-1-83-91
Svetlana S. Khalikova - Candidate of Sociology, associate professor, associate professor of the public and municipal administration and the office right chair, the Far-Eastern institute of management - branch of RANEPA (33, Muravyev-Amurskiy Str., Khabarovsk, 680000, Russian Federation ). E-mail: [email protected]
Irina V. Shugaeva - Candidate of Sociology, Associate Professor of the economic theory and national economics chair, the Pacific State University (136, Tikhookeanskaya Str., Khabarovsk, 680035, Russian Federation). E-mail: [email protected]
Behavioral strategy of the population of the Khabarovsk territory in the fight against poverty
The article is devoted to the analysis of the problem of poverty of the population of the Khabarovsk territory from the point of view of the objective and subjective approaches. Presented analysis is based on a sociological study and reflects the main trends taking place in the region. The article analyses the subjective assessments of the state of material situation, presents restrictions and actions that will be taken by the population to overcome the poverty. Based on the results of the study and the analysis carried out, behavioral strategies of the population of the Khabarovsk region to overcome the difficult life situations and combat poverty have been determined. Presented dynamics of the prevalence of different behavioral strategies to improve their material situation shows that not everyone can and is ready to adapt to the events and find a way out of the situation. The study also shows that the State-level measures are insufficient.
Keywords: poverty, survival strategy, inequality, poverty level, sociological dimension of poverty.
References:
1. Gutman G., Digilina O., Starostin V., Chukin N. Economic growth and poverty in the region. M.: Dashkov, 2002, 204 p. (In Russian).
2. Sidorova N. P. Improving the standard of living of citizens as the basis of the fight against poverty Poslaniye Prezi-denta Rossiyskoy Federatsii Federal'nomu Sobraniyu - 2020 i yego znacheniye dlya razvitiya Dal'nego Vostoka Rossii : mate-rialy kruglogo stola 5 fevralya 2020 goda [Message of the President of the Russian
Federation to the Federal Assembly -2020 and its significance for the development of the Russian Far East: materials of the round table on February 5, 2020] / Ed. dr. sociol. sciences, professors N.M. Baykova, Cand. sociol. sciences, associate professor Yu.V. Berezutsky. Khabarovs: Far Eastern Institute of Management -Branch of RANEPA, 2020, рр. 81-85. (In Russian).
3. Ovcharova L. N. Poverty reduction by 2 times by 2024 - a national priority for the development of Russia. URL: https://isp. hse.ru/data/2018/11/01/1142772387/
Ovtcharova_RU.pdf (In Russian).
4. Shugaeva I.V., Lyakh P.P. Poverty as a perspective, in the estimates of Russians of different generations Vestnik TOGU [Bulletin of Pacific national university], 2015, no 3 (38), pp. 245-252. (In Russian).
5. Shugaeva I. V. "The New Poor" in the social structure of modern Russian society: on the materials of the city of
Khabarovsk: dissertation ... cand. soci-ol. Sciences: 22.00.04 / Shugaeva Irina Vladimirovna. Khabarovsk, 2016. 152 p. (In Russian).
6. Halikova S. S. Assessment of the poverty level of the population of the Khabarovsk Territory Vlast' i upravleniye na Vostoke Rossii [Power and management in the East of Russia], 2018, no. 4 (85), pp. 127-136. (In Russian).
Reference to the article
Khalikova S.S., Shugaeva I.V. Behavioral strategy of the population of the Khabarovsk territory in the fight against poverty // Power and Administration in the East of Russia. 2020. No. 1 (90). Pр. 83-91. DOI 10.22394/1818-4049-2020-90-1-83-91