Научная статья на тему 'Соблюдение первокурсниками строительного университета здорового образа жизни'

Соблюдение первокурсниками строительного университета здорового образа жизни Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
70
9
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЗДОРОВЫЙ ОБРАЗ ЖИЗНИ / ПЛАВАНИЕ / СТУДЕНТЫ / ОПРОС / СОН / ПИТАНИЕ / ВРЕДНЫЕ ПРИВЫЧКИ / ДАВЛЕНИЕ / ПУЛЬС / HEALTHY LIFESTYLE / SWIMMING / STUDENTS / INTERVIEW / SLEEP / NUTRITION / BAD HABITS / PRESSURE / PULSE

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Бумарскова Наталья Николаевна, Никишкин Василий Александрович

Представлены результаты опроса первокурсников строительного университета, целью проведения которого являлось выявление отношения молодежи к здоровому образу жизни, в частности, к занятиям плаванию. Выявлены факторы, оказывающие влияние на соблюдение правил ЗОЖ.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Бумарскова Наталья Николаевна, Никишкин Василий Александрович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

COMPLIANCE WITH FIRST-YEAR STUDENTS, OF MGSU HEALTHY LIFESTYLES

The results of the survey of first-year students of the construction university are presented, the purpose of which was to identify the attitude of young people to a healthy lifestyle, in particular, to swimming. Identified factors that influence the observance of the rules of healthy lifestyles.

Текст научной работы на тему «Соблюдение первокурсниками строительного университета здорового образа жизни»

УДК 796.011:371.71

СОБЛЮДЕНИЕ ПЕРВОКУРСНИКАМИ СТРОИТЕЛЬНОГО УНИВЕРСИТЕТА ЗДОРОВОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ

Н.Н. Бумарскова, В.А. Никишкин

Представлены результаты опроса первокурсников строительного университета, целью проведения которого являлось выявление отношения молодежи к здоровому образу жизни, в частности, к занятиям плаванию. Выявлены факторы, оказывающие влияние на соблюдение правил ЗОЖ.

Ключевые слова: здоровый образ жизни, плавание, студенты, опрос, сон, питание, вредные привычки, давление, пульс.

Проблема формирования здорового образа жизни (ЗОЖ) и поддержания здоровья студентов по -прежнему остаётся приоритетным направлением в системе высшего образования. Особое внимание к состоянию здоровья студенческой молодежи обусловлено, во -первых, определенной важностью данного периода для всей последующей жизни человека, во-вторых, наличием негативных тенденций в развитии российской молодежи, в-третьих, тем, что молодое поколение представляет собой потенциал трудового и популяционного ресурсов будущего России.

ЗОЖ - это коррекционная структура (регуляторная система), предоставляющая собой освоенное умение принимать оптимальные решения и готовность следовать им в ситуациях, связанных с оздоровительной деятельностью и направленных на преодоление избыточных степеней свободы в поведении индивида [4].

Одним из лучших и действенных мотиваторов ведения ЗОЖ являются занятия физической культурой и спортом, а в частности занятия плаванием.

Плавание - одно из составляющих ЗОЖ, которое оказывает общеукрепляющее и оздоровляющее воздействие на организм, является наиболее популярным способом закаливания организма и регулятором деятельности центральной нервной системы. Закаливающее воздействие объясняется свойствами воды, а именно, ее высокой теплопроводностью.

Плавание тренирует механизм теплоотдачи организма и устойчивость к перепадам температур, тем самым повышает иммунитет. Температура воды всегда ниже температуры тела человека. Этим объясняется то, что тело, находящееся в воде, выделяет на 50-80 % больше тепла, чем на воздухе. Всего за 15 мин в воде человек теряет около 100 ккал тепла. Гигиеническое действие воды обусловлено ее воздействием на поверхность кожи (1,5-2 м2), которая улучшает ее питание и дыхание, очищая от выделений потовых и сальных желез, делая ее эластичной [6]. Регуляция деятельности нервной системы, ощущение

бодрости на весь день, повышение работоспособности происходят благодаря воздействию, тонизированию воды на комплекс рецепторов (гидростатическое давление) и нервные центры. Регулярные занятия плаванием успокаивают нервную систему, улучшают кровоснабжение мозга. При неврастении и повышенной раздражительности рекомендуется преодоление достаточно протяженных дистанций в спокойном темпе. При снижении эмоционального тонуса (психастении) - спокойный темп плавания с постепенным наращиванием общего объема и интенсивности выполняемых упражнений. Чередование плавательных упражнений для крупных мышечных групп (вызывающие возбуждение в центральной нервной системе) с дыхательными упражнениями на расслабление мышц (усиливают процессы торможения) восстанавливает сбалансированную деятельность нервной системы. Наравне со значимостью регуляции нервного механизма огромное значение имеет гуморальный механизм [3]. Во время плавания в кровь выделяются гормоны, которые улучшают работу сердца, при этом в мышцах образуются метаболиты, которые расширяют артериолы и улучшают их кровоснабжение. Лечебное плавание воздействует в данном случае на весь организм. Ферментативная активность крови обусловлена увеличением количества лейкоцитов, эритроцитов, гемоглобина в момент нахождения в воде, что, в свою очередь, увеличивает защитные свойства организма и сопротивляемость простудным и вирусным заболеваниям. Происходит укрепление кардиореспираторной системы благодаря отличному питанию и снабжению кислородом мышц и органов. Продвижению крови к сердцу помогают давление воды на поверхность тела, работа больших мышц, присасывающее действие диафрагмы вследствие глубокого дыхания. Экспериментально подтверждено, что при интенсивных плавательных упражнениях частота сердечных сокращений (ЧСС) достигает более 200 уд/мин, увеличивая объем крови до 35-40 л/мин [1]. Регулярные занятия плаванием приводят к постепенному снижению ЧСС в покое до 40-60 уд/мин, повышению экономичности работы сердца, увеличению эластичности сосудов и газообмена в тканях.

С целью выявления отношения молодежи к ЗОЖ, к его отдельным составляющим и, в частности, к занятиям плаванием нами проведен опрос, в котором приняло участие 84 студента 1-го курса НИУ МГСУ в возрасте 18-20 лет. Предметом анализа являлась информация, характеризующая отношение молодежи к ЗОЖ. Студенты отвечали анонимно на вопросы, связанные с поддержанием здоровья, деятельностью вне учебного расписания, проведением досуга в период осеннего семестра 2018 г.

На вопрос: «Ведете ли вы ЗОЖ?» около 50 % респондентов ответили, что нет. Это обусловливается нерегулярным питанием, ненормируемым сном, отсутствием занятий спортом и т. д. При этом стоит отметить, что разница в количестве студентов, между ведущих и не ведущих ЗОЖ невелика - 43 % серьезно относятся к своему здоровью.

Также следует отметить, что 9 % опрошенных стараются соблюдать, но не всегда получается в связи с нерегулярным расписанием занятий и личными особенностями. По данному вопросу можно сделать промежуточный вывод, что студенты условно разделились на две примерно равные группы - ведущих и неведущих здоровый образ жизни.

На вопрос: «Во сколько вы ложитесь спать?» 15 % студентов ответили, что ложатся спать в 22-23 ч, 24 % - в 23-24 ч и остальные 61 % опрошенных ложатся в полночь или позже. Соответственно у большинства учащихся сдвинут режим сна, так как они засыпают позже полуночи, что связано с выполнением домашнего задания, например, написанием рефератов, курсовых работ.

На вопрос: «Во сколько вы просыпаетесь по будням и выходным?» студенты дали ответы, представленные на рис. 1 и 2.

40

35

30

25

<и 20

Т

15

10

5

0

35

18:00-9:00 ■ 9:00-10:00 ■ 10:00-11:00 ■ 11:00-12:00 ■ 12:00 и позже

Рис. 1. Время пробуждения студентов по выходным дням

30

25

20

28

ш 15

10

16:00-7:00 «7:00-8:00 «8:00-9:00 ■ 9:00-10:00

Рис. 2. Время пробуждения студентов по будничным дням

27

5

0

По ответам можно предположить, что студенты все еще адаптируются к социально-психическим нагрузкам по программе обучения в вузе, вследствие чего нарушен режим сна.

На вопрос: «Соблюдаете ли вы режим питания?» 54 % респондентов разделились поровну на тех, кто ответил положительно, и тех, кто дал ответ: «Больше да, чем нет», 30 % опрошенных ответили «Больше нет, чем да» и остальные ответили отрицательно. Большинство учащихся пытаются соблюдать режим питания, но чаще не получается в связи с нестабильным распорядком дня. Лишь 15 % студентов не соблюдают режим вовсе, из чего можно сделать вывод, что значительная часть опрашиваемых все-таки хотят и стараются поддерживать ЗОЖ в питании.

На вопрос: «Употребляете ли вы алкоголь?» большая часть студентов признались, что употребляют алкоголь хотя бы один раз в месяц, при этом лишь пятая часть анкетируемых никогда его не пробовала. Несмотря на результаты опроса, эта тема не является проблемой подрастающего поколения на данный момент, так как все опрашиваемые, употребляющие алкоголь, признались, что в будущем хотят свести к минимуму или вовсе прекратить его потребление, так как понимают отрицательное воздействие на организм спиртных напитков.

На вопрос: «Курите ли вы?» 75 %, прошедших опрос, ответили, что нет. Соотношение положительных и отрицательных ответов указывает, что наблюдается тенденция к снижению курящих студентов, многие учащиеся отказываются от курения или относятся к курению резко негативно.

На вопрос: «Каким видом спорта вы занимаетесь?» опрашиваемые дали ответы, представленные на рис. 3:

16 15

1 2 3 4 5 6 78 9 10

Рис. 3. Популярные виды спорта и физические упражнения

среди студентов:

1 - легкая атлетика; 2 - баскетбол; 3 - футбол; 4 - плавание; 5 - волейбол; 6 - гимнастика; 7 - борьба; 8 - общая физическая подготовка; 9 - гандбол; 10 - не занимаются спортом

Исходя из ответов, можно сделать вывод, что большинство опрашиваемых активно занимаются. Так, 93 % студентов занимаются различными спортивными видами, среди которых наиболее популярными являются плавание и игровые виды спорта, а также занятия общей физической подготовкой.

На вопрос: «Посещаете ли вы бассейн?» респонденты в количестве 20 % ответили да, а остальные 80 % - нет. Исходя из предыдущих ответов, можно судить, что в связи с ненормированным распорядком дня и загруженностью в университете студенты не располагают достаточным количеством свободного времени для занятий спортом, в том числе и для посещения бассейна.

Ответы на вопрос: «Хотели бы Вы посещать различные занятия в бассейне НИУ МГСУ?» показали, что 25 % из опрошенных хотели бы посещать отделение бассейна в качестве обязательных занятий по физической культуре, 36 % готовы посещать бассейн в качестве дополнительных занятий, 30 % обучающихся считают плавание непривлекательным средством физической активности и 5 % затрудняются ответить на данный вопрос. Можно сделать вывод, что большинство студентов готовы и хотят заниматься плаванием, если бассейн будет располагаться в непосредственной близости к университету, так как большинство обучающихся живут в общежитии, расположенном на территории НИУ МГСУ.

На вопрос: «Каким стилем плавания вы умеете плавать?» 34 % респондентов ответили, что брассом, 27 % сказали, что плавают кролем, практически одинаковое количество процентов набрали варианты ответа «баттерфляй» - 8 % и «по-лягушачьи» - 6 %, 14 % опрошенных затрудняются дать ответ на поставленный вопрос. Соответственно студенты умеют плавать различными стилями, что оказывает положитель -ное влияние на все группы мышц, так как чередование разных техник в плавании способствует равномерному развитию организма.

На вопрос: «Имеются ли у вас вредные привычки?» 55 % респондентов ответили, что они имеются, но большинство привычек никак не связаны с ЗОЖ, а относятся к недостаткам характера, например, такие как лень, несобранность и т. д. Но исходя из заданных раннее вопросов, можно заметить, что 75 % студентов употребляют алкоголь и 20 % курят, соответственно вредные привычки есть у достаточно большого количества человек.

На вопрос: «Какой у вас пульс?» 52 % респондентов не смогли дать ответ, 30 % студентов ответили, что имеют пульс 70-80 уд/мин, 6 % -меньше 70 уд/мин, 12 % - больше 80 уд/мин.

Вопрос: «Какое у вас давление?» показал, что 68 % человек не знают ответа и лишь третья часть студентов знают свои показатели, из которых 4 % имеют повышенное давление, 7 % - пониженное, а 21 % опрошенных - нормальное.

Мы видим, что большинство респондентов не задумываются об этом аспекте. Но необходимо отметить, что в учебном заведении, где проводился опрос, на занятиях физической культуры студенты зачастую проходят тестирования, включающие измерения частоты сердечных сокращений и артериального давления. Подобные мероприятия проводятся с целью развития у студентов самоконтроля, который необходим для поддержания здоровья [5].

На вопрос: «Подрабатываете ли вы?» 68 % студентов дали отрицательный ответ, а положительный - 32 % респондентов. Так как большинство опрашиваемых студентов не работают, можно исключить возможность влияния этого аспекта на ненормируемый режим сна.

На вопрос: «Какой ваш любимый предмет в школе?» респонденты дали ответы, в которых лидирующие позиции заняли математика, физика и физкультура. Соответственно можно сделать вывод, что университет, в котором обучаются студенты, выбран ими исходя из собственных предпочтений и, значит, что психологический фактор неправильного выбора дальнейшего обучения не влияет на качество психофизического состояния [4].

На вопрос: «Какие баллы вы получили по ЕГЭ?» опрашиваемые дали следующие ответы: 10 % респондентов набрали менее 190 баллов, 39 % опрошенных - 190-200 баллов, 18 % набрали 200-210 баллов, 21 % -210-220 баллов и 12 % студентов набрали более 220 баллов. Опрос показал, что большинство опрошенных студентов набрали более 200 баллов за сдачу ЕГЭ. Также можно судить о том, что большинство абитуриентов, выбравших данных вуз, осознают сложность направлений подготовки, подходят ответственно к сдаче экзаменов и прикладывают все усилия, чтобы поступить на желаемую специальность [2]. При этом, говоря о самом университете, такие баллы для поступления показывают высокий рейтинг учебного заведения, а значит, и хороший уровень преподавания дисциплин, что способствует лучшему самочувствию, так как многие современные исследования определили положительное влияние качественного образования на организм человека.

Таким образом, проблема сохранения здоровья и ведение здорового образа жизни очевидна и особенно актуальна для молодежи. На примере студенческой аудитории можно констатировать наличие в массовом сознании как минимум двух трактовок ЗОЖ - минималистской и максималистской, которые различаются степенью соблюдения тех или иных компонентов ЗОЖ. Понимание компонентов ЗОЖ в среде студенческой молодежи соответствует общепринятым, но осознается большинством респондентов как декламируемая ценность. Актуальность здорового образа жизни для представителей молодежной аудитории невысока, преимущественно в силу отсутствия проблем со здоровьем.

Все виды спорта полезны для укрепления здоровья человека, но плаванию, на наш взгляд, следует отводить особое место. Этот вид физической активности развивает одновременно все группы мышц, улучшая гибкость, эластичность мышц и выносливость. Также плавание укрепляет костный скелет, суставы и связки. Происходит ускорение обмена веществ, снижается риск развития сахарного диабета. Улучшается работа мозга сердца, дыхания. К сожалению, исходя из опроса, основная часть студен -тов НИУ МГСУ не посещают плавательные бассейны в силу отсутствия свободного времени, неудобства расположения плавательных сооружений, а также недостаточной финансовой возможности оплачивать занятия.

Список литературы

1. Бумарскова Н.Н. Анализ сомнологических показателей у студентов-спортсменов строительной специальности // Университетский олимпийский спорт: две модели - одна цель?: сборник тезисов докладов конф. Междунар. федерации студ. спорта. Казань, 2013. С. 587-588.

2. Бумарскова Н.Н., Лазарева Е.А., Никишкин В.А., Многоуров-невый контроль физического состояния студентов в учебном процессе по физической культуре // Педагогическое образование в России и зарубежом. 2016. № 4(24). С. 172-175.

3. Власов Е.А., Воробьева Е.В., Цыренов В.Е. Организация спортивного физического воспитания, направленного на формирование профессионального здоровья будущих специалистов // Теория и практика физической культуры. 2019. № 1. С. 68-69.

4. Изотов Е.И., Куванов В.А., Коростелев Е.Н. Взаимосвязь профессиональной мотивации преподавателей и мотивации студентов к занятиям по физической культуре // Теория и практика физической культуры. 2018. № 12. С. 43-44.

5. Оплетин А.А. Саморазвитие студентов в аспекте психологического сопровождения занятий по физической культуре // Теория и практика физической культуры. 2019. № 1. С. 56-58.

6. Эффективность дополнительных самостоятельных физ -культурных занятий девушек с использованием межпредметных знаний /

B.С. Быков [и др.] // Теория и практика физической культуры. 2019. № 1.

C. 53-55.

Бумарскова Наталья Николаевна, канд. биол. наук, доц., BumarskovaNN @mgsu.ru, Россия, Москва, Национальный исследовательский Московский государственный строительный университет (НИУМГСУ),

Никишкин Василий Александрович, проф., зав. кафедрой, Niki.shkina.mg.su.ru, Россия, Москва, Национальный исследовательский Московский государственный строительный университет (НИУ МГСУ)

COMPLIANCE WITH FIRST-YEAR STUDENTS, OF MGSU HEALTHY LIFESTYLES

N.N. Bumarskova, V.A. Nikishkin

The results of the survey of first-year students of the construction university are presented, the purpose of which was to identify the attitude of young people to a healthy lifestyle, in particular, to swimming. Identified factors that influence the observance of the rules of healthy lifestyles.

Key words: healthy lifestyle, swimming, students, interview, sleep, nutrition, bad habits, pressure, pulse.

Bumarskova Natalya Nikolaevna, candidate of biological sciences, assistant professor, BumarskovaNN@,mgsu. ru, Russia, Moscow, National Research Moscow State University of Civil Engineering (MGSU),

Nikishkin Vasily Alexandrovich, [email protected], Russia, Moscow National Research Moscow State University of Civil Engineering (MGSU)

Reference

1. Bumarskova N.N. Analiz somnologicheskih pokazatelej u studentov-sportsmenov stroitel'noj special'nosti // Universitetskij olimpijskij sport: dve modeli - odna cel'?: sbornik tezisov dokladov konf. Mezhdunar. federacii stud. sporta. Kazan', 2013. S. 587-588.

2. Bumarskova N.N., Lazareva E.A., Nikishkin V.A., Mnogourov-nevyj kontrol' fizicheskogo sostoyaniya studentov v uchebnom processe po fizicheskoj kul'ture // Pedagogicheskoe obrazovanie v Rossii i zarubezhom. 2016. № 4(24). S. 172-175.

3. Vlasov E.A., Vorob'eva E.V., Cyrenov V.E. Organizaciya sportivnogo fizicheskogo vospitaniya, napravlennogo na formirovanie professional'nogo zdorov'ya budushchih specialistov // Teoriya i praktika fizicheskoj kul'tury. 2019. № 1. S. 68-69.

4. Izotov E.I., Kuvanov V.A., Korostelev E.N. Vzaimosvyaz' professional'noj motivacii prepodavatelej i motivacii studentov k zanyatiyam po fizicheskoj kul'ture // Teoriya i praktika fizicheskoj kul'tury. 2018. № 12. S. 43-44.

5. Opletin A.A. Samorazvitie studentov v aspekte psihologicheskogo soprovozhdeniya zanyatij po fizicheskoj kul'ture // Teoriya i praktika fizicheskoj kul'tury. 2019. № 1. S. 56-58.

6. Effektivnost' dopolnitel'nyh samostoyatel'nyh fizkul'turnyh zanyatij devushek s ispol'zovaniem mezhpredmetnyh znanij / V.S. Bykov [i dr.] // Teoriya i praktika fizicheskoj kul'tury. 2019. № 1. S. 53-55.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.