Научная статья на тему 'Со-бытийная общность школы-колонии "Красные Зори". '

Со-бытийная общность школы-колонии "Красные Зори". Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
321
79
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПОЛИТЕХНИЧЕСКОЕ ОБРАЗ / СОЕДИНЕНИЕ ТРУДА И ХУДОЖЕСТВЕННО-ЭСТЕТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ / ЛИЧНОСТЬ / СО-БЫТИЙНАЯ ОБЩНОСТЬ / POLYTECHNICAL EDUCATION / WORK / AESTHETIC EDUCATION / PERSON / COMMUNITY

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Скурская Н. В.

Соединение политехнического образования и художественно-эстетического воспитания в школе-колонии «Красные Зори» под Петроградом оказало влияние на формирование всесторонне и гармонически развитой высоконравственной личности подростка из неблагополучных семей Петрограда 20-40-х гг. XX в.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Community of the school-colony "Krasnie Zori"

Combination of polytechnical education, work and aesthetic education in the school-colony "Krasnie Zori" influenced forming of harmonically developed personalities of teenagers from unfortunate families of Petrograd in the 1920s-1940s.

Текст научной работы на тему «Со-бытийная общность школы-колонии "Красные Зори". »

Н. В. Скурская

СО-БЫТИЙНАЯ ОБЩНОСТЬ ШКОЛЫ- КОЛОНИИ «КРАСНЫЕ ЗОРИ»

Работа представлена кафедрой истории педагогики Санкт-Петербургской академии постдипломного педагогического образования. Научный руководитель - доктор философских наук, профессор М. В. Захарченко

Соединение политехнического образования и художественно-эстетического воспитания в школе-колонии «Красные Зори» под Петроградом оказало влияние на формирование всесторонне и гармонически развитой высоконравственной личности подростка из неблагополучных семей Петрограда 20-40-х гг. XX в.

Ключевые слова: политехническое образование, соединение труда и художественно-эстетического воспитания, личность, со-бытийная общность.

Combination of polytechnical education, work and aesthetic education in the school-colony “Krasnie Zori” influenced forming of harmonically developed personalities of teenagers from unfortunate families of Petrograd in the 1920s-1940s.

Key words: education, work, aesthetic education, person, community.

В ноябре 1919 г. под Петроградом рядом со Стрельной в бывшей великокняжеской усадьбе «Михайловка», принадлежавшей Михаилу Романову - брату последнего русского царя Николая II, трудами педагогов-подвижников во главе с Игнатием Вячеславовичем Иони-ным рождается со-бытийная педагогическая общность, просуществовавшая там до 1941 г. и развившаяся до коллектива в 500 человек, имеющего: детский сад, общеобразовательную школу-десятилетку с системой подготовки к поступлению в институты города; систему дополнительного образования, состоящую из кружков, ячеек, коллективов художественной самодеятельности, четырех оркестров (двух симфонических, духового и народных инструментов), трех театров (кукольного, драматического) и др.; систему самоуправления из ячеек, комиссий, советов; агропедте-хиикум с четырьмя отделениями, для выпускников школы, выбравших профессию педагога-биолога, организатора такой же школы-колонии; и большое хозяйство на территории в 100 га, организованное на научной основе, закрепленного по классам по отраслям хозяйства и дополненного системой научноисследовательских лабораторий и станций, опытнических участков и кабинетов по отраслям хозяйства, а также ремесленных мастерских: столярной, слесарной, сапожной, швейной, механической; электростанцией, водонапорной башней и паровой водокачкой.

Все это материальное и педагогическое великолепие служило одному делу - всестороннему гармоническому развитию личности воспитанника на основе политехнизации образования, соединенного с трудом и художественноэстетическим воспитанием. Симфонию всех видов воспитания (физического, филологического, естественнонаучного, художественно-эстетического, трудово-

го), успешно осуществляемого в школе-колонии «Красные Зори» уникальным педагогическим коллективом, венчало выдающееся по своим результатам нравственное воспитание, осуществляемое в живом самоуправляющемся коллективе детей и взрослых, в духе общего единении для созидания совершенного человека совершенного общества в преображающейся после революции стране. В Красных Зорях была реализована идея К. Д. Ушинского о необходимости овладения учащимися в процессе образования шестью культурами: духовно-нравственной, трудовой, физической, филологической, естественнонаучной, художественно-эстетической, стержневой из которых должна была стать духовно-нравственная культура. Прообразом таких школ-интернатов, осуществляющих всесторонне образование на основе ценностей родной культуры, когда-то были приюты, открытые И. Г. Песталоцци в Швейцарии, и сельские школы С. А. Рачинского в России.

Первые 10 лет советской власти 20-30-е гг. XX в. были наполнены энтузиазмом строительства светлого будущего не только в этой школе. По всей стране открывались экспериментальные школы, колонии для беспризорников, загородные школы-колонии для сирот и детей из неимущих семей, школы-коммуны. На волне революционного подвижничества в педагогике И. В. Ио-нин, выпускник естественнонаучного факультета Петроградского университета, и его единомышленники организовали сначала загородный дом отдыха детей из малоимущих семей и сирот, который в первый же год преобразовался в загородную школу-колонию круглогодичного пребывания. Возможно, И. В. Ионину с единомышленниками удалось осуществить то, что до них в мире никто еще не делал, организовав уникальный образовательный эксперимент по созданию

школы-поселения, где уровень образования на основе принципа политехнизации и духовно-нравственного воспитания на основе труда и самоуправления достиг очень высоко уровня. До сих пор в Стрельне летом в первое воскресенье июля проходят встречи красно-зорьцев, с которыми можно пообщаться и лично убедиться в их личностных качествах и педагогических достижениях Красных Зорь как со-бытийной педагогической общности.

На русской почве эти идеи соединения всестороннего образования с производительным трудом начали развивать социалисты-революционеры

Н. Г. Чернышевский, Д. И. Писарев и др. В послереволюционной России специальным постановлением Совета народных комиссаров все учебные заведения были переданы Народному комиссариату просвещения. В выработке новой образовательной политики молодого Советского государства большую роль сыграли А. В. Луначарский и Н. К. Крупская, опиравшиеся на опыт педагогов подвижников, детских психологов и педологов. В 1920 г. Наркомпрос опубликовал учебный план единой трудовой школы, который имел отличительные особенности по сравнению с учебными планами школ дореволюционной России:

• разносторонний состав учебных предметов, включающий гуманитарные, физико-математические и естественные науки;

• большое количество учебных часов на язык и литературу, математику и естественные науки;

• значительное количество часов на физическое воспитание.

С помощью образования предполагалось решить острые социальные проблемы: сначала обучение всех граждан грамоте, затем - повышение уровня образованности населения, подготовка профессиональных кадров для всех от-

раслей производства и культурной сферы. Школе был четко сформулирован социальный заказ: воспитание человека нового типа, что определило впоследствии, когда атмосфера в стране начала меняться в сторону тоталитаризма с 30-х гг. XX в., переход к жесткой нормативноохранительной системе воспитания: введение единой детской организации (пионерской), идеологизация воспитательной и учебной работы. Но 20-30-е гг. были еще полны революционной свободы и энтузиазма в социальном строительстве. В эти годы создавали свои уникальные педагогические системы А. С. Макаренко, С. Т. Щацкий, В. П. Терский и другие выдающиеся педагоги.

Развитие педагогической теории в это время в России имело ряд характерных особенностей: основная педагогическая идея того времени - идея единой трудовой школы, основывалась на принципах коллективизации, политехничности и индустриализации. Важнейшей проблемой для молодой советской педагогики Н. К. Крупская называла разработку условий социализации молодежи на принципах марксизма-ленинизма в специально организованном детском коллективе. Чувство коллективизма, по мнению Н. К. Крупской, основа нравственного воспитания, а общественно полезная работа детей в коллективе должна и может стать эффективным средством воспитания при условии хорошей организации, соответствия работы знаниям и умениям детей. Вопросы формирования детского коллектива и творческой целеустремленности личности разрабатывались в трудах практически всех крупных ученых-педагогов того времени.

Так, одного из них, П. П. Блонского, называли «советским Песталоцци», он оказал большое влияние на развитие советской педагогической теории в 2030-х гг. XX столетия, сформулировав

основополагающие педагогические идеи; обучение и воспитание должно осуществляться на основе знаний закономерностей развития ребенка, уважения к личности ребенка, учета его потребностей и интересов; на основе разностороннего развития личности ребенка (умственного, нравственного, эстетического и трудового). Исследования Блонского основывались на двух главных принципах: идее развития и целостном подходе к изучению ребенка. Он попытался дать полную картину жизни ребенка, рассматривая его как «естественное целое». В учебнике «Педология» (1936 г.) Блонский дал представление о своеобразии разных возрастных периодов и связанных с ним особенностей воспитания и обучения. Он также выдвинул оригинальную теорию памяти, рассматривая различные ее виды как ступени развития мнемической функции; высказал гипотезу о происхождении внутренней речи ребенка; изучая эмоциональную сферу, считал ее фундаментом поведения человека.

П. П. Блонский первым сформулировал принцип индустриализации в образовании - тесной связи школы с производством, трудовым профессиональным обучением. Он писал, что «трудовая школа - есть орудие выработки нового человека и новой культуры пролетариата, основанной на условиях общественного труда». Эти идеи нашли отражения в создании нового типа школ, так называемых ФЗУ. С. Т. Шацкий также отмечал, что «центром, основой педагогической работы является детский труд, существенно отличающийся от взрослого тем, что он должен быть общеобразовательным». Вопросы трудового и социального воспитания рассматривались в трудах А. С. Макаренко.

Большое значение придавала Н. К. Крупская и развитию принципа политехничности. Политехнический прин-

цип заключался в том, что трудовые занятия любого специального вида являются средством изучения общих основ производства. Поэтому основатель школы-колонии «Красные Зори» И. В. Ионин организует сельско-хозяйственный труд учащихся на основе изучения ими последовательно всех отраслей сельского хозяйства, с привлечением детей к участию вместе с трудом в научно-исследовательской работе по выведению новых сортов сельско-хозяйственной продукции и научной организации производства. Над оранжереей в Красных Зорях висел лозунг: «Сделаем наше учебное хозяйство образцовой лабораторией политехнической школы».

Первых 27 воспитанников И. В. Ионии пригласил в усадьбу со словами; «Дальше поедет тот, кто не боится трудиться». И в дальнейшем одним из главных лозунгом в коллективе был лозунг: «Кто не работает - тот не ест». Показательно, что в школе не существовало ни одного вида наказаний за недобросовестный труд, что очень всегда удивляло многочисленных иностранных гостей. Настолько был здоров моральный климат коллектива, что, как признавались воспитанники, было просто стыдно идти обедать вместе со всеми, если ты не работал. Так воспитанница В. П. Гусарова вспоминала, что она «не знала другой школы, где труд был столь созидательным и интересным».

Организация труда была продумана так, чтобы у детей оставалось достаточно времени учиться в школе, заниматься в кружках, участвовать в общественной работе, в научно-исследовательской работе, результаты которой отмечались даже на ВДНХ в Москве, выезжать в город в театры и музеи, ходить на многочисленные экскурсии, главная из которых - экскурсия выпускников школы в Крым.

Проблема новеньких тоже решалась очень просто. Когда прибывало

много новых ребят, И. В. Ионин задумывал какие-нибудь большие дела, где новички в общем деле на общую пользу сразу включались в жизнь коллектива, принимая его нормы и традиции. Так, например, он сломил сопротивление самых отпетых хулиганов, поручив им в прудах развести элитную форель, а для этого эти пруды нужно было еще вычистить. Надо было видеть, с каким энтузиастом они принялись за работу, так как вдохновлял их своим примером сам заведующий. Все в колонии помнили, как однажды И. В. Ионин первым в белоснежном костюме зачерпнул навоз для удобрения поля, назвав его при этом «черным золотом». После этого всем остальным ничего не оставалось, как последовать его примеру.

В первую же зиму, чтобы выжить, организовали общежитие-коммуну. В беседах у печки И. В. Ионин разъяснял, что жить коммуной - это значит дружно, коллективно, все делать сообща, не для себя только, а для всех. Перед воспитанниками была им поставлена цель: «Вы должны стать новыми людьми и показать своим примером, каковы настоящие коммунары». Во всех воспоминаниях воспитанников Ионина, Макаренко и других отечественных педа-гогов-новаторов мы обращаем внимание на описания ими момента возникновения общности, как момента обращения педагога к их духовно-нравственному началу личности, «духовно-му-Я», начатку Добра методом он-то-диалога, глубинного, совестливого диалога. Если такое обращение к внутреннему миру ребенка достигало цели -пробуждало его «душевно-духовное чувствилище», по И. А. Ильину, то возникала взаимосвязь между «духовным-51» педагога и «духовным-Я» ребенка, атмосфера совестливости, поле совестливого отношения, устанавливались «глубинные» (по Г. С. Батищеву)

отношения взаимного трепетного доверия, откровенности

Способ организации со-бытийной педагогической общности похож на способ организации семьи по принципу свободного взаимного выбора. Ученик (ученики) свободно выбирают учителя, осуществляя свой дар ученичества, естественного желания ребенка найти истинного учителя жизни, а учитель, одаренный даром учительства, пробуждает в детях их совестливое начало личности,. так взаимный свободный выбор создает поле открытости, доверия и взаимопритяжения, в котором организуется со-бытийная общность. Имея в начале своего рождения свободный выбор каждого из ее членов, она становится педагогической средой дальнейшего свободного духовно-нравственного становления личности всех ее участников.

Под со-бытийной общностью мы понимаем особый тип самоорганизующейся в традиции среды взаимодействия старших и младших в общетворческой заботе-служении об окружающих людях, мире, себе как товарище других людей. Как показали наши исследования, результатом воспитания в таких общностях в истории отечественной педагогики является то, что в со-бытийной общности у всех участников формируется стремление к постоянному духовно-нравственному самосовершенствованию через идеалы, ценности и образы личностного развития, представленные в традиции.

Педагогическую общность, родившуюся в Красных Зорях, по праву можно назвать со-бытийной и самоорганизующейся, так как можно проследить этапы ее самоорганизации от момента зарождения до этапов адаптации, самоконтроля (саморегулирования), самоорганизации, самовыражения и самореализации. Завершается развитие Красных Зорь в созданных из воспитанников

школы в блокадном Ленинграде и в эвакуации новых педагогических общностях, которые возглавили ученики И. В. Ионина.

На первом этапе (адаптации) в сентябре 1919 г. И. В. Иониным были написаны тезисы, в которых он описал модель будущей школы, а ребята включались в жизнь коммуны через общеполезный труд и самообслуживание, когда выжить - было задачей всех. На втором этапе (саморегуляции) с октября 1920 г. на общих собраниях ребята пытаются наладить работу органов самоуправления, начиная с этого года школа строит свое учебное хозяйство, налаживается быт и обучение.

На третьем этапе (самоорганизации) с 1923 г. школа представляет из себя уже сложную иерархически устроенную систему «общей жизни», организованную через систему самоуправления, состоящую из совета бригадиров, собирающегося каждый день; классных дежурных по отраслям, выбираемых на неделю; комиссий: агрономической, учебной, библиотечной, бельевой, санитарной; сети ячеек: литературно-издательской, библиотечной, комсомольской и др. Через ячейки и разные дежурства проходили практически все воспитанники. Это являлось хорошей школой воспитания навыков общественной работы, воспитывало вкус и интерес к ней, воспитывались навыки к самоорганизации, аккуратности, исполнительности и ответственности за порученное дело. На всех участках ребята сами планировали, организовывали, управляли и сами учитывали результаты своей деятельности.

Закономерен н четвертый этап (самовыражение), с 1925 г. в таком динамично развивающемся, возглавляемом мудрыми наставниками коллективе хозяйство начинает приносить доход и у ребят появляется все больше времени и возможностей после работы и учебы за-

ниматься в разветвленной сети кружков дополнительного образования, когда школа берет на себя ответственность за воспитание самых маленьких, организуя для них детский сад. А с другой стороны, уровень педагогических кадров, результаты научно-исследовательской и учебной деятельности, подтвержденные успехами учащихся, были настолько высоки, что Красные Зори открывают при себе агропедтехникум, который начинает готовить кадры - учителей агрономов организаторов пришкольных участков и учебных хозяйств, с правом преподавания биологии в школе (единственное на тот момент учебное заведение) подобного рода. И первый же выпуск агропедтехникум а в 1933 г. - это свидетельство того, что лучшие ученики школы поднялись на пятую ступень самоорганизации (самореализации), когда сами уже могли становиться организаторами подобных Красным Зорям учебных заведений.

Уникальность Красных Зорь как педагогической системы заключалась не только в том, что в ней усилиями педагогов родилась живая самоорганизующаяся со-бытийная педагогическая

общность, но и в том, что в школе талантливые и самоотверженные педагоги, каждый из которых помимо своего учебного предмета вел еще и занятия в научных кабинетах и кружках дополнительного образования, проявились все компоненты жизнедеятельности такой общности: «базисные», конструирующие компоненты: деятельность, общение, организация, глубинные ценностно-смысловые отношения; «надстроечные», вторичные компоненты, производные от организации деятельности и отношений - общественное мнение, ценности, идеалы и эталоны поведения коллектива, его самочувствие и традиции; компоненты, связанные с самой личностью, - товарищеская мотивация в

деятельности и поведении, братские отношения, духовно-нравственные ценностные ориентации.

Учебные планы школы были проработаны так, чтобы учебное хозяйство стало конкретным материалом для освоения основ наук и политехнизации образования. Так, например, чтобы сохранить внутреннюю логику естествознания, как предмета в учебном плане школы, классы последовательно прикреплялись к отдельным отраслям хозяйства сроком на год: 4-й класс - птицеводство, 5-й класс - огородничество, 6-й класс - животноводство и рыбоводство, 8-й класс - кормодобывание и учет, а девятиклассники занимались общей организацией хозяйства. Вся эта система дополнялась сетью научных лабораторий и кружков по направлениям деятельности и способствовала формированию у детей постоянной потребности в непрерывном совершенствовании своих знаний, что и предполагал принцип политехнизации образования.

Благодаря такой разнообразной структуре деятельностей и органов самоуправления в колонии перед педагогами не стояло вопроса, как исполнить поставленную перед ними заведующим цель «переделать разрушительный инстинкт воспитанников в созидательный». Ребята все делали сами по самообслуживанию и организации жизни колонии, а если происходили сбои, то взрослые личным примером всегда помогали. Педагоги в колонии были особенные, как отмечали все воспитанники. И. В. Ионин, принимая на работу педагога, всегда спрашивал: «А что вы умеете еще делать, чему можете научить ребят кроме своего предмета?»

Основные характерные особенности со-бытийной педагогической общности в Красных Зорях, которые роднят ее с аналогичными отечественными педагогическими общностями России: до-

верие, открытость и глубокое взаимо-приятие друг друга в отношениях; радостная атмосфера совместного труда, обучения и творчества; уважение и почитание авторитета учителя и доброжелательное подчинение друг другу; единый жизненный уклад, с высоким нравственными нормами человеческого общежития; сложная система микроколлективов и иерархия в отношениях; чувство единения в деятельности на общую пользу и»совместном досуге; чувство уверенности и защищенности, взаимоуважения и взаимной требовательности; общая цель и жизненные ценности; возможности для полноценного всестороннего гармонического развития всех сторон личности и способностей каждого воспитанника и взрослого.

Начиная с самого раннего детства жизнь человека протекает одновременно в трех сферах бытия: в сфере природного существования, в сфере социально-культурной жизни и в сфере духовно-нравственной жизни, и для немногих - в сфере религиозной жизни. Нравственное начало, как универсальная реальность человеческой жизни, присутствует во всех этих сферах бытия и выполняет важнейшую онтологическую функцию формирования структуры бытия человека через систему его отношений с миром. Формирование -это то, что противостоит закону распада, что ведет к преодолению хаоса и к оформлению жизни в устойчивую и целостную структуру. Конкретными факторами преодоления принципа распада и формирования жизни на прочных онтологических основаниях являются:

• в сфере природного существования - овладение человеком процессами собственного поведения и формирование его отношений к природе и миру;

• в сфере социально-культурной жизни - осуществление принципов этического отношения к человеку;

• в сфере духовно-нравственной жизни - осуществление своей представ-лен-ности перед высшими ценностями бытия через посредничество культуры его народа,

• в сфере религиозной церковной жизни - достижение личностью сверхъестественной Божественной благодати.

Все первые три сферы бытия были актуализированы и задействованы в Красных Зорях в процессе образования воспитанников, только для четвертой в революционное время не было места. Академик РАО И. П. Иванов, анализируя опыт Красных Зорь, сказал, что «это был прорыв в наше будущее».

Можно сделать вывод о том, что в Красных Зорях усилиями педагогического коллектива школы, возглавляемого И. В. Иониным, была создана уникальная по своей эффективности и результатам (система «общей жизни» и личности воспитанников) со-бы-тийная педагогическая общность, воплотившая в своей практике большинство лучших отечественных традиций воспитания и новейших педагогических идей и достижений в образовании как зарубежных, так и отечественных, до сих пор, по нашему мнению, еще не превзойденная по своим достижениям.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.