НАУЧНАЯ ЖИЗНЬ: ТРУДЫ
СНОВИДЕНИЕ КАК ПРОСТРАНСТВО ДУХОВНОГО МИРА (ПО МАТЕРИАЛАМ ОТЕЧЕСТВЕННЫХ СПИРИТУАЛИСТОВ НАЧАЛА XX ВЕКА)1
Тихон Викторович Спирин2 Тема сновидений привлекала внимание спиритуалистов по двум причинам — во-первых, они рассматривали сон как форму внетеле-сного опыта, а во-вторых, они относили к числу «медиумических явлений» т.н. вещие сны. Утверждения о том, что во время сна ослабевает связь духа и тела, они обосновывали, привлекая теорию флюида, промежуточной между материей и духом субстанции. Возможность вещих сновидений обычно объяснялась характерными для спиритуалистов представлениями о пространстве и времени как категориях, не применимых к духовному миру. Наконец, переживание вещего сна спиритуалисты иногда наделяли статусом религиозного опыта, который мог убедить человека в существовании мира духов.
Спиритуализм пребывал в постоянном взаимодействии с религиозным и научным контекстами, которые оказывали влияние на мировоззренческие установки спиритуалистов, в том числе и на их представления о сне. Кроме того, во многих отношениях понимание сна русскими спиритуалистами соотносилось с теорией символизма, а ведущие символисты публиковались на страницах спиритуалистических журналов3. Отечественные спиритуалисты принимали участие в дискуссиях о феномене сновидения — обсуждали существующие теории, критиковали их и иногда предлагали альтернативы. Многие из них были знакомы
1 Статья подготовлена в рамках работы по научному проекту РГГУ «Православие и особенности русского спиритуализма конца XIX — начала XX столетия» (конкурс «Студенческие проектные научные коллективы РГГУ»).
2 Студент магистратуры Учебно-научного центра изучения религий РГГУ, Москва.
3 Эллис Г. Мир сновидений // Ребус. № 23. 1912. С. 3-5; см. также: Сербов. Конец одного сновидения // Ребус. № 43-44. 1906. С. 12. doi:10.23761/rrs2019-19.127-140 127
РелигиоВидчИскии исследоВания
с авторитетными в кругах зарубежных спиритуалистов сочинениями, в которых обсуждалась тема сновидений, тем более что некоторые из них были переведены на русский язык. Наиболее значимыми можно считать труды создателя учения французского спиритизма Аллана Кардека, астронома Камиля Фламмариона и философа Карла дю Преля. Отечественные спиритуалисты опубликовали большое количество описаний сновидений, однако, наибольший интерес представляет, по-видимому, единственное русскоязычное издание, в котором излагается спиритуалистическая «теория» сновидений — книга Анатолия Быкова «Сон и его значение в человеческой жизни».
Спиритуалистическая «теория» сна и критика материалистической науки
Отечественные спиритуалисты внимательно следили за современными публикациями по психологии, в том числе их интересовали те, что были посвящены теме сновидений. Спиритуалисты были не слишком увлечены теоретизированием на этот счет, и единственное, как кажется, исключение из этого правила представляет сочинение малоизвестного спиритуалиста Анатолия Быкова. К настоящему моменту нам ничего не известно о его биографии, кроме опубликованной им в журнале «Спиритуалист» статьи1 и нескольких отдельных публикаций, одна из которых специально посвящена вопросу о природе сновидений. В этой публикации он знакомит читателей с его «системой», которая имеет «гипотетический» характер, однако, по его мнению, объясняет невозможное с точки зрения материалистической науки явление, относящееся к области сновидений — возможность предвидения во сне.
Как и многие спиритуалисты, Быков был убежден, что сновидение — это место, в котором «дух» свободен от оков тела. Он полагал, что такое представление о сне свойственно как религиям древности, так и христианству: «Вступая во время сна в новую духовную жизнь,—жизнь одного лишь духа, не связанного с телом никакими узами — древние совершали специальные моленья, посвя-
1 Быков А. Теории спиритический явлений // Спиритуалист. № 2. 1912. С. 48-51.
щенные сну. В них они испрашивали себе мирный сон, в котором пусть боги ниспошлют им вдохновенье или откровенье того или другого рода. В наших христианских религиях мы видим то же самое.. .»^ Согласно Быкову, дух является «почти невещественной субстанцией»2, благодаря чему он может оказывать влияние на жизнь тела. Можно предполагать, что Быков придерживался характерной для отечественных спиритуалистов теории «флюида» как промежуточной субстанции между материей и духом, субстанции, позволяющей духу воздействовать на материю.
Говоря о природе сновидений, Быков предлагает специфическую трактовку отношения духа, тела и мышления. Он полагает, что человеческие мысли существуют объективно, независимо от деятельности мозга. Они находятся в «пространстве мысли», которое представляет собой их хранилище. С одной стороны, сновидения Быков предлагает трактовать как результат воздействия на душу мыслей других людей: «Выработанная мысль устремляется в пространство и встречает на своем пути массы летящих по всем направлениям мыслей. И всякая мысль, касающаяся хотя бы косвенно вопроса нашей мысли невольно, по непреодолимому закону примыкает к исходной точке ее, т. е. сперва к мозгу с реакцией в виде сновидения, а затем к духу, являясь его достоянием, его духовной кладью»3. С другой стороны, дух во время сна может воздействовать на мысль: «Итак, импульс мы знаем, знаем и его следствия. Неизвестным остается опять таки та же связь тела и духа, когда последний толкает мозг на мысль, как колебание или вибрацию. Мысли. во время сна идут в указанном духом направлении. Вернее, мысль остается достоянием духа, а волны ее, благодаря которым мы и воспринимаем эту мысль, выработанные уже мозгом, летят в пространство»4.
Таким образом, согласно Быкову, во время сна дух воздействует на мозг, а мозг, в свою очередь, порождает «мысленные
1 Быков А. Сон и его значение в человеческой жизни: психо-физиологический этюд. М.: Типография В. П. Быкова, 1910. С. 2.
2 Там же. С. 18.
3 Там же. С. 21.
4 Там же. С. 46.
волны», являющиеся своего рода средствами передачи мысли. «Мысленные волны» переносят мысль в «пространство мысли», где в соответствии с законом «подобное привлекает подобное»1 и законом «однозвучащих струн»2 она соприкасается с мыслями других людей. После этого мысленные волны возвращают мысли обратно к человеку в виде «сновидения».
Предложенная Быковым «теория сновидений» имела для него значимое практическое измерение. Быков был убежден, что человек может развить в себе особые способности, если он будет перед сном сосредотачиваться на определенной мысли. В своих попытках найти ответ на метафизический вопрос о соотношении мышления и духа он ориентировался на труды популяризатора раджа-йоги Вильяма Аткинсона (1862-1932), гипнотизера Гектора Дюрвиля (1849-1923) и астролога Карла Прахта (1864-1939). Их работы претендовали на то, чтобы дать практическое руководство как «оккультным путем воздействовать на расстоянии на окружающих... людей»3.
Кроме того, практика сосредоточения мыслей перед сном, по мнению Быкова, давала возможность узнать будущее: «Если бы отец. засыпая, думал, усиленно настойчиво думал о событиях будущего дня, он мог бы получить во сне полную картину его, включая сюда и падение его дочери, и вообще весь фатализм этого эпизода»4. Быков был убежден в возможности подобного предсказания, поскольку он считал, что в мире властвуют «логическая последовательность и причинная связь». В связи с вопросом о том, возможно ли предвидение во сне, Быков обращается к критике взглядов «материалистов», в частности, Альфреда Мори и Зигмунда Фрейда. Отечественные спиритуалисты естественным образом критически относились к теориям Фрейда. Их отношение к гипотезе «бессознательного» было амбивалентным, большинство спиритуалистов, знакомых с психологическими исследованиями,
1 Там же. С. 21.
2 Там же. С. 19.
3 Быков А. Как выработать в себе навык сосредоточивания мыслей. М.: Возрождение духа, 1912. С. 60.
4 Быков А. Сон и его значение в человеческой жизни. М.: Типография В. П. Быкова, 1910. С. 31.
ее принимали, однако, трактовка бессознательного, предложенная Фрейдом, не была для них приемлема. Некоторые спиритуалисты замечали, что понятие «бессознательное» замещает понятие «душа» в материалистических трактовках человеческой психики исключительно как следствия деятельности человеческого мозга: «Почему они назвали бессознательным "я",— душу свою, неужели из желания отвергнуть ее и почему им любовнее быть бессознательным, чем сознательно признать свое вечное существование?»1. Отечественные спиритуалисты предпочитали ориентироваться на труды отечественных психологов-спиритуалистов, например, Г. И. Челпанова2.
Отечественные спиритуалисты столь же критически относились к теории Фрейда о сновидениях. Сергей Дмитриевич Бобров подверг критике лекцию доктора Наума Генриховича Котика, которая, по его мнению, представляла «реферат труда проф. Фройнда о сновидениях»: «Нельзя говорить столь явный абсурд, что современный научный взгляд таков, что сон — ничто иное, как только продолжение деятельности раздраженного головного мозга. Это совсем не современный научный взгляд, а взгляд давно уже оставленного наивного материализма. Наука уже давно отошла от подобных воззрений.»3. Ключевые разногласия с Фрейдом сводились к тому, что, во-первых, согласно Фрейду, «... в настоящее время лишь весьма немногие из образованных людей сомневаются в том, что сновидение является продуктом психической деятельности самого видящего сон»4, а, во-вторых, «формула этих сновидений такова: они суть замаскированные исполнения вытесненных желаний. Любопытно отметить по этому поводу справедливость народного воззрения, рассматривающего сновидение как предсказание будущего. В действительности в сновидении проявляется не то будущее, которое наступит, а то, наступления которого мы желали бы; народный дух и здесь поступает так, как он привык поступать
1 Из сообщений «Оттуда» // Голос всеобщей любви. № 9. 1909. С. 138.
2 Сербов. О лекции Г. Котика // Ребус. № 3. 1909. С. 6.
3 Там же. С. 7.
4 Фрейд З. Толкование сновидений. М.: Эксмо, 2007. С. 431. Там же. С. 458.
в других случаях: он верит в то, чего желает»1. Спиритуалисты, напротив, считали, что воспоминания о сновидениях являются отражением вполне реального опыта, а их содержание — по крайней мере в некоторых случаях — не зависит ни от осознанной, ни от неосознаваемой воли и желаний индивида. В этом отношении рассуждения Быкова находились в русле скептического отношения спиритуалистов к теории Фрейда.
Поскольку в «Толковании сновидений» Фрейд приводит в пример библейский рассказ о сне фараона и его толковании Иосифом, Быков в своем сочинении предлагает альтернативную спиритуалистическую интерпретацию этого рассказа: «сущность сновидений. подчиняется лишь велениям духа; зависит от его духовной развитости, культуры и запросов»2. По его мнению, его интерпретация находится в рамках «спиритуалистической» традиции понимания сновидений, к которой он относит сочинения Якоба Бёме, Сен-Мартена и Юнг-Штиллинга и возводит их к трудам оккультистов XIII и XIV столетий3.
Согласно Быкову, главный недостаток объяснения Фрейда заключается в том, что оно не дает ответа, почему сны фараона оказались вещими. Предлагаемое им объяснение сна не исключает пророческих сновидений, которые он предлагает объяснить при помощи закона «подобное привлекает подобное». Причиной символизации Быков объявляет народные беспорядки, о которых постоянно думал перед сном фараон: когда фараон «заснул и когда, следовательно, его мысли были направлены сообразно его идеям, все касающееся прямо и косвенно этого вопроса, должно было встать в его мозгу под влиянием мыслей и соображений его сатрапов и губернаторов»4. Символизация фараоном народных беспорядков как «беззвучных коров» остается, по мнению Быкова, непонятной, и ей он отказывается давать какое-либо объяснение.
Хотя сочинения Быкова нельзя назвать оригинальными, они позволяют составить представление о том, какие подходы к интер-
1 Там же. С. 458.
2 Быков А. Сон и его значение в человеческой жизни. М.: Типография В. П. Быкова, 1910. С. 21.
3 Там же. С. 11.
4 Там же. С. 60.
претации феномена сновидения были востребованы отечественными спиритуалистами — исходя из содержания сочинения Быкова, можно заключить, что для отечественных спиритуалистов того времени имели значение идеи представителей движения «Новое мышление», а также взгляды тех психологов, которые допускали реальность существования души как субстанции, отличной от материи. Судя по имеющимся материалам, отечественные спиритуалисты не уделяли особого внимания разработке теории сновидений, предпочитая опираться на труды разных авторитетных авторов, поддерживавших их веру в существование особого духовного мира.
Спиритуалистические авторитеты: Кардек и Фламмарион
Отечественные спиритуалисты читали зарубежную литературу, посвященную сновидениям, однако, выборка зависела во многих отношениях от их личных интересов. Например, известный философ Карл дю Прель в «Философии мистики» посвящает раздел своего труда вопросу о сновидениях. Его сочинения высоко оценивались некоторыми русскими спиритуалистами, например, П. А. Чистяковым и С. Д. Бобровым. Однако, ввиду их философского характера, они не могли получить широкого распространения. Более значительное влияние на идеологию отечественного спиритуализма оказывали сочинения популярных авторов, из которых следует специально остановиться на трудах Аллана Кардека и Камиля Фламмариона.
В сочинении Кардека «Книга духов» приведены ответы на некоторые вопросы о природе сна и сновидений. Согласно учению Кардека, дух «никогда не бывает в бездействии. Во время сна узы, связующие его с телом, ослабляются, и так как тело не нуждается в нем, то он пробегает пространства и входит в более непосредственные сношения с другими духами»1. Кардек определяет сон как особого рода пространство, в котором дух может общаться как с его «небесными друзьями», так и с живущими на земле. Общение с духами Кардек характеризует как отдых души в ожидании ее окончательного освобождения — смерти тела.
1 Кардек А. Книга духов. Ростов-на-Дону: Феникс, 1995. С. 221.
Сновидения — это воспоминания о местах и предметах, которые видит дух во сне. Если сновидения не кажутся сколь-нибудь реалистичными, то, по мнению Кардека, «у вас часто остается только воспоминание смятения, сопровождающего удаление или возвращение к телу вашей души, и, кроме того, воспоминание
0 том, что вы делали или что занимает вас наяву.»1 Если человек говорит, что не видит снов, это означает, что «.дух его этой ночью находился в очень высокой сфере духовной жизни, и поэтому мозг его, будучи в полной беспомощности эти ощущения духа воспроизвести, показывает ему лишь полную пустоту и отсутствие этих ощущений, наподобие фотопленки, которая, если подвергнуть ее влиянию чрезмерного количества света, засвечивается и показывает нам лишь полную черноту»2. Таким образом, главная идея Кардека заключается в том, что человек во сне соприкасается с миром духов, пространство сновидения — это пространство, в которое человек попадет после смерти тела, так как оно, по меньшей мере, находится на границе между земным, материальным, и духовным миром.
Среди опубликованных в «Ребусе» рассказов о сновидениях можно обнаружить множество описаний встреч с умершими родственниками во сне. Например, подруге М. П. Сабуровой приснилось, что «.будто в нашу деревенскую залу входят трое — мой покойный отец, покойная мачеха и известный доктор-акушер, принимавший у меня детей и тоже давно покинувший наш земной мир. я слышала, как кто-то из них сказал: — "Помни 26-е июня!"... Потянулись года. Я всегда помнила 26-е июня и всегда особенно молилась в этот день. В 1902 г. муж сломал себе ногу в бедре, и, хотя нога срослась, но на месте образовалась опухоль, перешедшая в саркому. В мае 1904 мужу даже как будто полегчало. Так шло до половины июня. Начались странные галлюцинации и между ними одна, самая ужасная. Муж все видел какую-то "суженую". Бред усиливался, сознание терялось, и только 26-го июня он последний раз позвал меня, сознательно простился, а затем началась агония, затянувшаяся до 27-го июня»3.
1 Там же. С. 223.
2 Там же. С. 227.
3 Вещий сон // Ребус. № 27. 1905. С. 8.
Согласно учению Кардека, сновидение можно определить как жизнь духа, о которой человек забывает после пробуждения. Человек, хотя он того и не подозревает, может дружить во сне со многими людьми, которых он не знает в реальной жизни. Подобные отношения считались Кардеком возможными, поскольку «связи дружбы, как прежние, так и новые, соединяют часто таким образом различных духов, которые счастливы тем, что могут быть вместе»1. Отечественные спиритуалисты также верили в возможность таких отношений между миром спящих и духовным миром — они считали, что во сне душа человека может общаться с духами, населяющими другие планеты Солнечной системы, и может вспомнить об этих визитах, если только будет усердно молиться2. Рассказы о подобных случаях встречаются в «Ребусе». В одном из них, к примеру, повествуется о том, как к отцу рассказчика во сне явились двое мужчин и одна женщина, которые о чем-то беседовали, и в конце разговора сказали ему: «До свидания В., прямо отсюда мы отправляемся к Шитэн Мартэну»3, после чего они исчезли. Когда Шитэн Мартэн зашел в кузницу к отцу рассказчика, то сказал, что «я должен тебе сообщить один поразительный сон, касается он тебя, и я уверен, что ты будешь очень удивлен. только что описанные тобою лица явились и мне. Они мне сказали: мы только что были у В.— и прямо отсюда отправляемся на ярмарку в Монришар, где у нас назначено свидание с многочисленными друзьями»4.
Отечественные спиритуалисты также нередко ссылаются на популярные труды французского астронома, писателя и спиритуалиста Камиля Николя Фламмариона (1842-1925)5. Например, его сочинение «Мир сновидений» публиковалось на страницах журнала «Ребус», а собранные им примечательные сновидения переводились сотрудницей редакции П. М. Лавровой. На сегодняшний день трудно определить степень влияния взглядов Фламмариона
1 Кардек А. Книга духов. Ростов-на-Дону: Феникс, 1995. С. 228.
2 Карышев И. А. Жизнь, смерть и возрождение: (Медиум. сообщ.). СПб.: Тип. В. Демакова, 1902. С. 115.
3 Вещие сны // Ребус. № 22. 1912. С. 4.
4 Там же.
5 Пророческие сны // Ребус № 17. 1912. С. 7-8.
на взгляды отечественных спиритуалистов, однако, в некоторых случаях эти взгляды совпадали. К примеру, Фламмарион считал, что сны невозможно классифицировать, поскольку они обусловлены уникальным человеческим опытом: «Точно так же, как наяву человек постоянно то о том, то о другом думает, так и во сне ему постоянно что-нибудь снится. Сон есть подобие жизни. Сколько мыслей, столько и снов, и все попытки в классификации снов до сих пор ни к чему не приводили»1. Подобный взгляд характерен для лидеров Московского кружка спиритуалистов-догматиков — они критически относились к практике толкования сновидений при помощи сонников. По их мнению, «символические сны — дело индивидуальное. У каждого в большинстве случаев существует своя собственная символизация. Сонники лишь введут вас в заблуждение»2. В то же время известно, что некоторые отечественные спиритуалисты верили в существование универсальной системы символов3.
При этом Фламмарион полагал, что не все в сновидениях является символизацией опыта бодрствования, например он утверждал, что сны могут передаваться по наследству4. Кроме того, он говорил о том, что переживания, которые человек испытывает во сне, отличаются от подобных переживаний во время бодрствования, например, переживания, которые испытывает человек, когда ему снится полет, отличаются от переживаний, которые появляются у него, когда он летит на аэростате. Фламмарион, также как и многие спиритуалисты, был убежден, что существуют сновидения особого рода — телепатические5. Пример подобного сновидения представляет хорошо известный отечественным спиритуалистам сюжет «сон кассира»6: кассир просчитался, ему грозил вычет из зарплаты, но во сне он увидел все обстоятельства своего просчета и смог заблаговременно исправить свою ошибку. Наконец, Фламмарион признавал существо-
1 Фламмарион К. Мир сновидений // Ребус. № 25. 1903. С. 214.
2 Спиритуалист. № 10. 1906. С. 490.
3 Дудченко О. О пророческих сновидениях // Ребус. № 13. 1914. С. 5.
4 Фламмарион К. Мир сновидений // Ребус. № 25. 1903. С. 215.
5 В. К. Еще два телепатических сна // Ребус. № 2-3. 1906. С. 3-4.
6 Сон кассира // Ребус № 17. 1911. С. 7.
вание вещих снов1, которые, по мнению спиритуалистов, служили доказательством существования души. Открытость Фламмариона к «паранормальным» интерпретациям сновидений, вместе с исповеданием спиритуалистических убеждений, делала его сочинения востребованными отечественными спиритуалистами.
Представления спиритуалистов о сне и православие
Наряду с научными и паранаучными теориями сновидений, на позицию русских спиритуалистов оказывали влияние взгляды, представленные в текстах Библии и православных авторов. Православная традиция относилась к сновидениям двойственно: «во-первых, не на все сны надобно обращать внимание, но, во-вторых, не все сны надобно презирать, считать их пустыми»2. Сновидения, согласно Григорию Михайловичу Дьяченко (1850-1903), часто рассматриваются как средства предвидеть будущее, однако, подобного рода отношение противоречит требованию Бога «не гадать по снам» (Левит 19:26). В то же время, приводя пример из Библии со сном фараона, он также указывает, что иногда сны действительно могут предсказывать будущее, пусть и в аллегорической форме.
В православной традиции сновидение считалось одной из форм Божественного откровения (Чисел 12:6-8). Согласно мнению профессора и священника Павла Яковлевича Светлова (18611941/1945), пространство сна является особого рода местом, в котором «Божество приближается к людям. под покровом символов и загадок более, чем в других способах Своего Откровения»3. Учитывая двойственность отношения к сновидениям, православным рекомендовалось применять особого рода методы для того, чтобы отличить сновидения, ниспосланные Богом, от сновидений, источником которых является грех человека или Сатана. Г. М. Дьяченко предлагал следующий метод: «а) Если сны побуждают нас к добру и удерживают от зла, то считайте эти
1 Вещие сны // Ребус. № 31-32. 1915. С. 8.
2 Дьяченко Г. М. Из области таинственного. М.: Тип. т-ва А. Д. Сытина, 1900. С. 482.
3 Светлов П. Я. Пророческие или вещие сны. Киев: Тип. Г. Т. Корчак-Новицкого, 1892. С. 156.
сны перстом Божиим, указывающим вам на небо и отклоняющим вас от дороги к аду. б) Если же вы не уверены, или не имеете разумной причины думать, что сон происходит от Бога. тогда нет надобности обращать внимание на сны. в) Если. сон соблазняет человека на грех, то он есть следствие нашего испорченного. воображения. или . происходит от того, от кого да сохранит нас Бог Своею благодатию.»
Отечественные спиритуалисты, отождествлявшие себя с православием, обращались к православной литературе, посвященной этой теме, к примеру, читали рассказы о сновидениях православных подвижников. В некоторых случаях, наряду с ортодоксальным православием, на мировоззрение русских спиритуалистов оказывала влияние «народная религия» — они интересовались традицией толкования снов, а также обращались к фольклорным сюжетам
0 вещих снах. Например, некоторые спиритуалисты считали, что сны ниспосылаются ангелами-хранителями. По мнению Елены Ивановны Молоховец, в таком ниспосланном свыше сне она могла сделать то, что не могла во время бодрствования: «так что я не смогла сосредоточиться и сказала: Господи. дозволь мне хотя во сне помолиться. не могла долго уснуть, так что вышла из терпения и, обратясь вправо. сказала: Ангел Хранитель, прошу тебя, сделай, чтобы сейчас же заснула, чтобы видела сон и разбуди меня завтра в 9 часов, чтобы не опоздать к обедне.»2. Е. И. Молоховец внимательно относилась к учету собственных сновидений и записывала их содержание. По ее свидетельству, в одном из снов она получила указание о том, как спасти своего родственника и солдат его полка от неминуемой гибели3.
Известная спиритуалистка Варвара Васильевна Байкова-Семи-гановская также говорила о сне, который, с одной стороны, служил доказательством существования телепатической связи, а с дру-
1 Дьяченко Г. М. Из области таинственного. М.: Тип. т-ва А. Д. Сытина, 1900. С. 483.
2 Молоховец Е. И. Русской женщине о великом значении нашего времени и о будущности сынов ее. СПб.: Тип. П. Ф. Вощинской, 1909. С. 42-43.
3 Раздъяконов В. С. Религиозное учение Е. И. Молоховец и православная традиция // Вестник ПСТГУ Серия I: Богословие. Философия. 2019. Вып. 83. С. 131.
гой — легитимировал народные практики. Во сне, рассказанном ей племянницей, ее муж «сидит на высоком балконе, выходящем в сад. Лицо у него светлое и радостное; ангелы окружают его и поют "святый Боже!" Масса записок лежит с правой стороны столика (это записки жены его). Н. Н. С. говорит племяннице: "Ваших записок мало: вы подаете только по воскресеньям, а по средам и пятницам нет"»1.
Спиритуалисты верили, что священные места, например, пространство храма, являются подходящими местами для того, чтобы увидеть пророческие сновидения. К примеру, в заметке из «Петербургского листка», перепечатанной в «Ребусе», рассказывалось
0 том, как девушка Нина, когда уснула в православном храме, увидела во сне своего жениха, а также о том, как этот сон способствовал разрешению ее конфликта с родителями и позволил ей сделать правильный выбор между двумя мужчинами2. Кроме того, спиритуалисты верили, что во время церковных праздников появляется возможность вступить в отношения с духовным миром и увидеть вещие сны. Например, таких особых снов следовало ожидать в Страстной четверг, предварительно помолившись об их ниспослании3.
***
Феномен сновидений был в равной мере значим для науки эпохи модерна, для оккультизма и спиритуализма, христианской традиции и народной религиозности. Осмысление феномена сна давало еще одну возможность установить отношения тождества между научными и религиозными объяснениями, что в особенности было значимо для русских спиритуалистов, стремившихся сохранять православную идентичность. Отечественные спиритуалисты стремились показать, что опыт православной традиции не противоречит современным научным данным о природе сна.
Для спиритуалистов решающее значение имел личный опыт, поэтому для них было значимо, что опыт сновидения, в отличие
1 Байкова-Семигановская В. В. Два сновидения // Голос всеобщей любви. № 6. 1907. С. 110.
2 Вещие сны // Ребус. № 9. 1902. С. 94-95.
3 С. В. Пророческий сон // Ребус. № 49. 1910. С. 5.
РелигиоВедЧски* исследоВания
от других медиумических явлений, был общедоступным. Поскольку они рассматривали сон как форму внетелесного опыта — то есть, по сути опыта существования в качестве духа,—они могли апеллировать к личному опыту сновидений для указания на особенности устройства духовного мира. Русские спиритуалисты больше стремились делиться своим личным опытом, нежели создавать теории сновидений. Для них был важен вопрос о значении снов в повседневной жизни — многие из них призывали быть внимательными к увиденному во сне. В конечном счете, спиритуалистическая «теория сна» была призвана объяснить возможность предвидения во сне и подтвердить подлинность библейских сюжетов, историй святых, фольклорных сюжетов и личного опыта спиритуалистов.