Научная статья на тему 'Религиозное учение Е. И. Молоховец и православная традиция'

Религиозное учение Е. И. Молоховец и православная традиция Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
345
65
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРАВОСЛАВИЕ / СПИРИТУАЛИЗМ / СПИРИТИЗМ / ИСТОРИЯ РЕЛИГИИ / ИСТОРИЯ РОССИИ / Е. И. МОЛОХОВЕЦ / Е. Ф. ТЫМИНСКАЯ / ORTHODOXY / SPIRITUALISM / SPIRITISM / HISTORY OF RELIGIONS / HISTORY OF RUSSIA / E. I. MOLOKHOVETS / E. F. TYMINSKAYA

Аннотация научной статьи по философии, этике, религиоведению, автор научной работы — Раздъяконов Владислав Станиславович

Предмет исследования настоящей статьи соотношение православной традиции и спиритуализма в отечественной культуре последней трети XIX начала XX в. Объектом исследования стали материалы, относящиеся к спиритуалистической деятельности Елены Ивановны Молоховец. Задачи исследования реконструировать основные события спиритуалистической деятельности Е. И. Молоховец, показать источники и средства, при помощи которых она создавала религиозное учение, продемонстрировать основные дискурсы учения. Цель статьи показать зависимость учения Молоховец от православного культурного контекста и на ее примере доказать главный тезис о его определяющей роли в процессе ассимиляции спиритуализма как культурного явления на русской почве. Основные тезисы статьи: религиозное учение Молоховец сформировалось к началу 1880-х гг., среди основных источников ее учения специфическая герменевтика священного текста и православного богослужения, автоматические сообщения, полученные медиумом Е. Ф. Тыминской, а также «сны» и «видения» Молоховец; выявленные дискурсы ее учения демонстрируют стремление Молоховец показать единство всех возможных противоположностей, прежде всего науки и веры, снимая характерный для второй половины XIX столетия конфликт между наукой и религией.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

RELIGIOUS TEACHING OF ELENA IVANOVNA MOLOKHOVETS AND ORTHODOX TRADITION

The topic of this article is the correlation of Orthodox tradition and spiritualism in the Russian culture of the last third of the 19th early 20th centuries. The object of the study are materials pertaining to the spiritualistic activity of Elena Ivanovna Molokhovets. The aim of the study is to reconstruct the main events of the spiritualistic activity of Molokhovets, to reveal the sources and means by which she was creating her religious doctrine, and to demonstrate the main aspects of this doctrine. The article also aims to show the dependence of this dosctine upon the Orthodox cultural context and prove through this example the main thesis about the decisive role of Orthodoxy in assimilating spiritualism as a cultural phenomenon on the Russian soil. The article proposes the following main ideas: the religious doctrine of Molokhovets had been shaped by the early 1880s; the most important sources of her doctrine are specific hermeneutics of the sacred texts and Orthodox liturgy, messages received by the medium E.F. Tyminskaya, as well as “dreams” and “visions” of Molokhovets; the topics of her doctrine reveal the desire of Molokhovets to show the unity of all possible extremities, above all of science and faith, and to get rid of the conflict between science and religion, characteristic of the latter half of the 19th century.

Текст научной работы на тему «Религиозное учение Е. И. Молоховец и православная традиция»

Вестник ПСТГУ

Раздъяконов Владислав Станиславович, канд. ист. наук, доцент Учебно-научного центра изучения религий РГГУ Российская Федерация, 125993, ГСП-3, г. Москва, Миусская площадь, д. 6 [email protected]

Серия I: Богословие. Философия.

Религиоведение.

2019. Вып. 83. С. 124-140

Б01: 10.15382Миг1201983.124-140

ОИСГО: 0000-0003-3073-6476

Религиозное учение Е. И. Молоховец

*

И ПРАВОСЛАВНАЯ ТРАДИЦИЯ В. С. Раздъяконов

Аннотация: Предмет исследования настоящей статьи — соотношение православной традиции и спиритуализма в отечественной культуре последней трети XIX — начала XX в. Объектом исследования стали материалы, относящиеся к спиритуалистической деятельности Елены Ивановны Молоховец. Задачи исследования — реконструировать основные события спиритуалистической деятельности Е. И. Молоховец, показать источники и средства, при помощи которых она создавала религиозное учение, продемонстрировать основные дискурсы учения. Цель статьи — показать зависимость учения Молоховец от православного культурного контекста и на ее примере доказать главный тезис о его определяющей роли в процессе ассимиляции спиритуализма как культурного явления на русской почве. Основные тезисы статьи: религиозное учение Молоховец сформировалось к началу 1880-х гг., среди основных источников ее учения — специфическая герменевтика священного текста и православного богослужения, автоматические сообщения, полученные медиумом Е. Ф. Ты-минской, а также «сны» и «видения» Молоховец; выявленные дискурсы ее учения демонстрируют стремление Молоховец показать единство всех возможных противоположностей, прежде всего науки и веры, снимая характерный для второй половины XIX столетия конфликт между наукой и религией.

Ключевые слова: православие, спиритуализм, спиритизм, история религии, история России, Е. И. Молоховец, Е. Ф. Тыминская.

Религиозное учение Елены Ивановны Молоховец (1831—1918, урожденная Бур-ман) уникально для истории отечественного спиритуалистического движения. В то время как у известных мне спиритуалистов, например у Н. П. Вагнера и П. А Чистякова, их ясно различимые правые убеждения и духовные откровения не пересекались, Е. И. Молоховец создала оригинальное «околоправославное» учение, утверждающее идею исключительного значения русского народа для всемирной истории и особой дарованной ему от духов эсхатологической миссии

* Автор благодарит аспирантку Центра изучения религий А. Р. Нургалиеву за техническую помощь, которую она оказала при переводе некоторых источников для настоящей статьи в электронный формат, копировании публикаций Е. И. Молоховец, а также при составлении библиографического списка ее сочинений.

по спасению человечества. Ее случай представляет пример феномена русского консервативного спиритуализма, утверждавшего необходимость сохранения дарованного Богом и подкрепленного откровением от духов монархического управления русским государством.

По признанию Молоховец, она обратилась в спиритуализм в 1862 г. после прочтения книги, в которой заключались «первоначальные откровения нашего времени», предсказанные, по ее словам, текстами Ветхого и Нового Заветов1. Хотя Молоховец не указывает название книги, известно, что в начале 1860-х гг. в Курске она была знакома с учением Ипполита Денизара Ривайля (Аллана Кардека) и вступила с ним в переписку. Ю. Эсслингер рассказывает, что в ответ на одно из писем Молоховец к Ривайлю с просьбой рекомендовать «через духов» лечение для раненого офицера, «вежливый француз» ответил: «Духи разделяются на высших и низших; первых Кардек не решается спросить о таком чисто материальном деле, как раненая нога, а вторые часто лгут и легко могут вместо пользы принести вред; поэтому он советует больному обратиться лучше к помощи хорошего хирурга»2.

Переехав в Петербург в 1866 г., Молоховец познакомилась с медиумом Евгенией Федоровной Тыминской (9 февраля 1815—190?)3. Е. Ф. Тыминская, по свидетельству Молоховец занимавшаяся спиритизмом с 1862 г., состояла в объединении столичных спиритов, возглавляемых в середине 1860-х гг. Аполлоном Петровичем Болтиным. Об этой спиритуалистической группе к настоящему моменту известно немного, кроме имен некоторых медиумов (Анна Болтина, Ша-бельский, Н. М. Муравьев, Е. Шокальская, Сабино Видулич) и содержания получаемых ими сообщений4. По указанию Молоховец, автоматические сообщения Е. Ф. Тыминской оказали на формирование ее мировоззрения значительное влияние: именно благодаря им и интерпретации библейского текста они вместе «поняли, что должны держаться самодержавия Царского» и что наступили времена «откровений Нового Иерусалима»5.

Судя по записям Е. Ф. Тыминской, основное содержание религиозного учения Молоховец формируется в 1870-е гг. В 1876 г. Молоховец печатает свою первую «церковно-патриотическую» брошюру, которая, однако, по неизвестным причинам «так и не увидела света Божьего», в то время как ее сын «соделался жертвою, возникшей уже тогда общественной эпидемии неверия, доведшего его до сумасшедшего дома»6. 12 апреля 1877 г., в день объявления царского манифеста

1 Молоховец Е. И. Русской женщине о великом значении нашего времени и о будущности сынов ее. СПб., 1909. С. 5.

2 Эсслингер Ю. Отрывок из моей автобиографии // Ребус. 1906. № 2—3. С. 8.

3 Отцом Е. Ф. Тыминской был Федор Зейман фон Езерский (?—1839). Точная дата рождения Тыминской установлена по ее собственным словам: «С 9 февраля мне наступил 70-ый год» в письме Аксакову (ИРЛИ. Ф. 2. Письмо Е. Ф. Тыминской А. Н. Аксакову от 14 марта 1885 г. Л. 2). Некоторые подробности о родственниках Е. Ф. Тыминской можно найти в архиве известного теософа начала века, родственника Е. Ф. Тыминской Ильи Смоленского (РГИА. Ф. 1057. Оп. 1. Д. 3: Генеалогия рода Смоленских).

4 ГА РФ. Ф. 1074. Оп. 1. Д. 523: Журнал русских спиритов (Выписки из спиритических книг и запись спиритических сеансов).

5 Молоховец Е. И. Русской женщине... С. 6—7.

6 Там же. С. 17.

о начале войны с Турцией, Молоховец увидела значимое для нее впоследствии видение, рассматривая его как доказательство божественного экзамена в любви и сострадании, который выдержала Россия, помогая своим братьям-славянам.

Знаковым для спиритуалистической деятельности Молоховец стал 1880 год, когда она при поддержке издателя Алексея Сергеевича Суворина (1834—1912) публикует свою единственную книгу «Судьбы Запада и Востока», в которой впервые открыто декларирует свои взгляды по духовным и политическим вопросам. Эта книга была, по ее словам, «вся уничтожена Синодом»7 из-за резкости суждений автора о современном ей православии, в ней она, помимо критики, утверждала, что спиритизм на Западе извращен, но только «перейдя, так сказать, в руки христиан православно-русских, он будет доведен до истины вполне божественной, святой»8. К этому времени относятся также первые свидетельства об увлечении Молоховец медициной, она публикует брошюру «Храм медицины», в которой, сравнивая храм медицины с храмом веры и храмом любви, она утверждала, что его «фундамент составляют аллопатические средства, стены — средства гомеопатические, а купол с крестом составит магнетизм»9. Магнетизм как средство воздействия на Дух человека рассматривался ею как «венец» медицины, дарованный человечеству Господом Богом и позволяющий устранить «зловредное влияние Духов» и побороть такие «душевные болезни», как «порчу, меланхолию, иппохондрию и бешенство». Еще одним направлением ее деятельности становится социальная педагогика, в брошюре «К русскому народу» среди множества «врачующих средств от различных болезней взрослых и детей» можно найти рекомендацию «вести вообще самую умеренную и воздержанную жизнь во всех отношениях, исполняя все законы Божественные и законы церкви православной»10.

В том же 1880 г. Молоховец и Тыминская соглашаются войти в организуемое Н. П. Вагнером «Русское идеалистическое общество», однако из-за решающего влияния К. П. Победоносцева этот проект, служивший делу объединения русских спиритуалистов, не получил одобрения со стороны Министерства внутренних дел11. Известно, что инициатором вступления в общество была Молоховец, которая хотела вести в нем активную миссионерскую деятельность: «Конечно, надеюсь на милосердие ко мне моего Господа, никакие волнения не поколеблют меня, но скольких отвлекут они от веры в Искупителя молодых людей, которые вступят в это общество! Вот чему я не хочу подавать руку. Хотя Елена Ивановна Молоховец доказывала мне, что, находясь в обществе, мы можем воспрепятствовать этому, можем обращать к Господу, но я не думаю о себе так много. Кто захочет меня слушать?»12. В 1881 г., по свидетельству Вагнера, в кружок Молохо-

7 РГАЛИ. Ф. 345. Оп. 1. Ед. 504. Л. 1: Письмо Е. И. Молоховец — О. А. Новиковой 18 апреля 1898 г.

8 Молоховец Е. И. Судьбы Запада и Востока. СПб., 1880. С. 74.

9 Молоховец Е. И. Храм медицины. СПб., 1880. С. 4.

10 Молоховец Е. И. Русскому народу. СПб., 1880. С. 3.

11РГИА. Ф. 797. Оп. 50. Отд. II. Ст. 3. Д. 215: Об учреждении в Петербурге Русского идеалистического общества.

12 PNP. Wagner Письмо Е. Ф. Тыминской Н. П. Вагнеру, 16 апреля [1880]. Л. 1.

вец и Тыминской входила сестра Тыминской — Юлия Федоровна Смоленская13. Относительно значимости этого кружка следует отметить, что крупные представители спиритуалистического сообщества России Вагнер и В. И. Прибытков интересовались медиумическими сообщениями, полученными Тыминской14.

Согласно позднейшему свидетельству Молоховец, в том же году 3 июля ей «пришел в голову» проект государственного строя, который «может удовлетворить всех без исключения, кроме евреев»15. Этот проект, по ее свидетельству, пользовался успехом у «студентов, чиновников, духовенства, военных, помещиков, предводителей дворянства, сенаторов и двух фрейлин»16, и в 1883 г. она, благодаря рекомендательному письму одной из фрейлин двора, «имела возможность получить в Париже за этот проект 300 000 рублей»17, однако отказалась из патриотических соображений. Позднее, в 1905 г., Молоховец выражала косвенную поддержку созданию Государственной думы, сообщая в письме к Александру Ивановичу Гучкову (1862—1936), что некоторые из требований ее государственного проекта уже воплощены в жизнь: «Кое-что уже проводится, как, например, Домовое, Приходское и Центральное Общество, иначе Государственная Дума, о необходимости которой я не переставала говорить с 1879 года»18.

Важную роль в формировании учения Молоховец сыграло убийство Александра II 1 марта 1881 г., которое она рассматривала как одно из ключевых событий созданной ею эсхатологической истории человечества и России — «первый день нового периода Царства Славы Господней»19. Можно утверждать, что к началу 1880-х гг. Молоховец в общих чертах сформировала свое религиозное учение, затрагивавшее широкий спектр вопросов — от космологии до государственного устройства.

О спиритуалистической деятельности Молоховец с 1880 по 1905 г. известно мало, кроме того, что она предпринимала попытки распространять свое учение, например обращаясь с просьбами к А. С. Суворину в 1890-е гг. напечатать ее статьи. О некоторых своих мистических воззрениях она сообщала на страницах «Подарка молодым хозяйкам», например в разделе, посвященном болезням, рассказывается о чудесной силе «божественного магнетизма»20. Трудно сказать, были ли дружескими отношения Молоховец и Тыминской в это время. Известно, что Молоховец давала ежемесячно Тыминской деньги «на прожитье» в размере 10 руб., однако по какой-то причине, которую Тыминская обозначает как «семейные обстоятельства», перестала это делать в 1886 или 1887 г.21 Более того, в 1891 г. Тыминская весьма резко написала А. Н. Аксакову о том, что «с Еленой Ивановной Молоховец, несмотря на многолетнее наше знакомство, я не могу

13 Письмо Н. П. Вагнера А. Г. Достоевской от 23 февраля 1881 // Неизвестный Достоевский. 2015. № 4. С. 28.

14 PNP. Wagner Письмо Е. Ф. Тыминской Н. П. Вагнеру, без даты [1880]. Л. 1.

15 РГАЛИ. Ф. 459. Оп. 1. Ед. хр. 2760. Л. 11. Письма Е. И. Молоховец А. С. Суворину.

16 ГА РФ. Ф. 555. Оп. 1. Д. 1001. Л. 1. Письма разных лиц к А. И. Гучкову.

17 Там же. Л.1 об.

18 Там же.

19 Молоховец Е. И. Русской женщине... С. 56.

20 Молоховец Е. И. Подарок молодым хозяйкам. Ч. III. СПб., 1888. С. 386—389.

21 ИРЛИ. Ф. 2. Письмо Е. Ф. Тыминской А. Н. Аксакову от 23 октября [без даты].

сходиться с ней ни в ее убеждениях, ни в ее взглядах и поэтому мы во всем расходимся с ней»22. Последнее из опубликованных Молоховец сообщений Тымин-ской датируется 6 июня 1901 г.23, в связи с чем можно предположить, что тетради полученных ею медиумических сообщений остались у Молоховец, поскольку в 1909 г., уже после смерти Тыминской, она пыталась опубликовать их, испрашивая помощи у А. С. Суворина, ссылаясь при этом на свою активную переписку с французскими спиритуалистами24.

Начиная с 1906 по 1915 г., вследствие снятия цензурных ограничений, Молоховец издала много отдельных брошюр, в том числе главное свое сочинение — «Краткая история домостроительства Вселенной с приложением карты, в красках. Ч. 1». Согласно Молоховец, она переслала это сочинение в сокращенном виде на «Конгресс обшечеловеческого мира» (Grand Congres de l'Humanite), находившийся «под покровительством Рузевельта и норвежского короля»25, и получила в ноябре 1907 г. почетный диплом. По словам Молоховец, к ее главному сочинению в России отнеслись прохладно: брошюру не раскупали. Положительно оценили ее русские теософы, в частности за то, что в ней она отрицала идею о вечности адских мук26. В то же время Молоховец в письме Суворину упоминает, что «архиепископ Волынский Антоний говорил, что меня следовало бы сжечь». Наибольшее негодование ее сочинения вызывали у черного духовенства, в то время как «все разумные наши священники относятся ко мне вполне сочувственно, и двое из них, несмотря на то что связаны черным Синедрионом, дали коротенький, но хороший отзыв в «Колоколе» и в «Церковном вестнике»27.

В 1909 г. Молоховец издает брошюру «Русской женщине...», в которой она публикует отрывки из своего «дневника», в том числе рассказы о снах и видениях, а также некоторые из сообщений Тыминской. На 1910 год приходится пик издательской деятельности Молоховец, когда она выпускает сразу семь брошюр, посвященных религиозной и социальной тематике. Из этих брошюр обращает на себя внимание «Тайна горя и смут нашего времени», в которой Е. И. Молоховец, предлагая свою типологию духов, объявляет, что человечество находится в процессе 6-го суда Бога над ним, в ходе которого на землю воплощаются «падшие ангелы», а через «несколько веков» его ждет последний, 7-й суд, в ходе которого «христианство Небесного Иерусалима» вступит в борьбу непосредственно с воплотившимся Сатаной.

Стремясь познакомить с собственным учением как можно большее количество лиц, Молоховец искала встречи с известными деятелями русской культуры. В 1911 г. состоялся ее визит к В. В. Розанову, однако известный публицист, хотя

22 Там же. Письмо Е. Ф. Тыминской А. Н. Аксакову от 14 октября 1891 г. Л. 3.

23 Молоховец Е. И. Русской женщине... С. 53.

24 РГАЛИ. Ф. 459. Оп. 1. Ед. хр. 2760. Л. 23. Письма Елены Ивановны Молоховец А. С. Суворину.

25 Там же. Л. 20.

26 Кудрявцев К. Краткая история домостроительства вселенной // Вестник теософии. 1908. № 4. С. 108-109.

27 РГАЛИ. Ф. 459. Оп. 1. Ед. хр. 2760. Л. 19 об. - 20. Письма Е. И. Молоховец А. С. Суворину. Без даты.

и отнесся к ней с сочувствием, не смог серьезно отнестись к ее откровениям28. Также Молоховец пыталась встретиться с известным православным проповедником И. И. Восторговым «для скорейшего спасения России, для скорейшего воскресения Христа-Бога в сердцах всего падшего человечества, для скорейшей победы православно-русского мира над всею вражьею силою, как земною, так и преисподнюю, нас чуть не всецело уже поработившую»29. В конце декабря 1913 г., в связи с переходом известного спиритуалиста Владимира Павловича Быкова к критике спиритуализма как практики общения с духами, Молоховец, сравнивая его с «обморочившим интеллигенцию» Иудой Искариотом, собиралась составить «против него возражения», которые обещала в скором времени напечатать30.

Начало Первой мировой войны Молоховец трактовала как знак Суда Бо-жия, говоря о том, что «объявление войны Австрией и Германией всему православному славянству — это последняя попытка сатаны уничтожить церковь Христову. последняя попытка перед победоносным воцарением Христа-Бога»31. В 1915 г. выходит последняя из известных опубликованных брошюр Молоховец, в которой она положительно отзывается о перспективах войны: «...эта война 1915 года — карательная, не нас уже, но врагов наших»32. Ее настойчивая проповедь продолжалась вплоть до смерти — последнее из известных ее писем было адресовано Всероссийскому Поместному собору Русской Православной Церкви 1917—1918 года33. Судьба архива Молоховец, прежде всего многочисленных медиумических сообщений Тыминской, автобиографии «Земное и небесное в жизни человека»34 и некоторых других ее авторских сочинений (например, «По поводу гибели крейсера Паллада») остается неизвестной.

Генезис учения Е. И. Молоховец

Главным источником своего учения Е. И. Молоховец называет библейский текст, из которого наибольшее значение имели для нее книги великих пророков (например, она оставила специальные толкования на Исайя:14 и Иезекииль:16) и книга пророка Даниила. События в этих книгах она интерпретировала аллегорически, как указывающие на географические места и события в истории человечества и России. Например, долина Иосафата распознается ею как «земля Балканских славян»,35 а 1848 год — год возникновения спиритизма в США (и, следует заметить, год ее выпуска из Смольного Института) — для нее был

28 Розанов В. В. Таинственная посетительница // Новое время. 1911. № 12628.

29 ОР РГБ. Ф. 59. К. 1. Ед. 18. Л. 1 об. - Л. 2. Письмо Е. И. Молоховец И. И. Восторгову. Без даты.

30 РГИА. Ф. 1057. Оп. 1. Д. 37. Л. 27-28. Письма разных лиц, адресованные И. Л. Смоленскому и Е. П. Богацкой.

31 Молоховец Е. И. Воззвание к православно-русским женщинам всех сословий (По поводу начавшейся войны с Турцией). Пг., 1914. С. 6.

32 Молоховец Е. И. Воинству всероссийскому, полагающему ныне души свои не только за освобождение славян, но и для спасения всего человечества. Пг., 1915. С. 15.

33 ГА РФ. Ф. 3431. Оп. 1. Ед. хр. 495. Л. 73-76. См.: Кравецкий А. Г. Тайная кухня Елены Молоховец // Коммерсантъ ДЕНЬГИ. 2014. № 37. С. 53.

34 РГАЛИ. Ф. 459. Оп. 1. Ед. хр. 2760. Л. 23 об. Письма Е. И. Молоховец А. С. Суворину.

35 Молоховец Е. И. Суд идет (по поводу событий нашего времени). Пг., 1914. С. 5-15.

предсказан в этих текстах как время духовного «второго пришествия», «пришествия Духа Истины», начала 70-летнего «переходного времени», которое должно окончиться в 1918 г.36 Следуя распространенному среди русских спиритов убеждению, что русский перевод библейского текста далек от совершенства37, Моло-ховец считала, что для правильного его истолкования нужно пользоваться «несколькими переводами Библии: русским, славянским, французским, немецким, польским и т. д., чтобы быть в состоянии более или менее правильно понять настоящий смысл самого текста»38.

Интерпретируя библейский текст, Молоховец пользовалась, по ее признанию, «языком соответствия», что говорит о влиянии на ее герменевтику системы толкования библейского текста Эммануила Сведенборга, который также различал в нем три вида смыслов — духовный, небесный и природный39. По-видимому, из сочинений Сведенборга Молоховец заимствовала характерный глоссарий — «Небесный Иерусалим», «наука Иеговы», а также отдельные идеи, например периодичность судов Бога над человечеством. Молоховец указывает, что «1750-е годы» — время активности Сведенборга как мистика — являются «временем божественных откровений Нового Иерусалима»40.

Согласно «доктрине соответствия», как ее понимала Молоховец, в мире существуют последовательности событий, которые могут быть соотнесены друг с другом при помощи особой цифровой комбинаторики. Например, трем периодам истории христианства (ветхозаветный, новозаветный, Нового Иерусалима) в учении Молоховец соответствуют три периода в истории медицины (аллопатический, гомеопатический, магнетизм), три периода «Домостроительства вселенной» (доисторический, исторический, поисторический), троичность устройства православного храма (притвора, помещения храма и алтаря)41 и даже три вида спиритизма (протестантский, католический, православный)42. Другая не менее востребованная Молоховец цифра — семерка, которой соответствуют, например, семь периодов истории (пять царств пророка Даниила, новозаветный и период Нового Иерусалима) и семь избираемых Богом «народов» (например, «золотому веку» соответствует «индусский» народ, новозаветному периоду — «европейские народы», седьмой период — «все народы земного шара», которые, однако, объединятся в «единое православно-русское христианство Нового Иерусалима»).

Помимо использования цифровой комбинаторики «доктрина соответствия» Молоховец предполагала существование «прообразов», в соответствии с которыми организованы разные события: например, «переходное время с 1848 по 1918» являет «как бы в миниатюре прообраз не только всего христиан-

36 Молоховец Е. И. Тайна горя и смут нашего времени. СПб., 1910. С. 6.

37 Болтин А. П. Догматы Христовой церкви, изложенные согласно спиритическому учению. СПб., 1864. С. 341-343.

38 Молоховец Е. И. Опыт истолкования XIV главы пророчества Исайи. СПб., 1910. С. 3.

39 Молоховец Е. И. Ветхозаветная история Иакова. СПб., 1906. С. 3; Молоховец Е. И. Суд идет... С. 10.

40 Молоховец Е. И. Краткая история домостроительства вселенной. СПб., 1906. С. 29.

41 Молоховец Е. И. Храм медицины. С. 13.

42 Молоховец Е. И. Монархизм, национализм и православие. СПб., 1910. С. 3-4.

ства новозаветного. но и прообраз истории будущего христианства Нового Иерусалима»43. Или, например, история отношений Моисея и народа Израиля трактуется ею как история отношений царя и русского народа «с конца царствия Николая 1-го»44. В конечном счете эти прообразы служили освящению повседневных вещей, участвовавших в ритуальных действиях, например Молоховец называет «ризок, крест, рубашечку», использовавшиеся при крещении, «прооб-разовательными принадлежностями»45.

Другой, важный, по мнению Молоховец, источник ее знаний — это православное богослужение, которое она использовала для подтверждения ее центральных историософских положений. Например, она предлагает понимать текст, читаемый на утрени в праздник Обрезания Господня «Будущаго непрестанную осмаго века жизнь изображает, / в нюже Владыка обрезася плотию» (песнь 4) как указание на восьмой период истории, который наступит после второго пришествия Христа «во плоти» и седьмого Страшного суда. Или, например, текст пасхального песнопения «Светися, светися, Новый Иерусалиме, слава бо Господня на Тебя возсия»46, которое, в свою очередь, восходит к тексту Исайя 60:1, указывает, по ее мнению, на начало седьмого периода истории. Наконец, даже идею перевоплощения Молоховец смогла обнаружить не только в текстах Нового завета, что характерно для христианских спиритуалистов, но и в тексте православной панихиды, которая, при правильном ее истолковании, «должна будет послужить основным поводом к присоединению всех Восточных народов к нашей православно-русской Церкви»47. Православная панихида, согласно Молоховец, содержит в себе описание основных этапов посмертного существования человека.

Помимо специфической герменевтики библейского текста и православного богослужения, Молоховец интерпретировала свои «сны» и «видения», в которых она усматривала предсказания о будущем России и человечества. Видение 12 апреля 1877 г. было приурочено к русско-турецкой войне, начало которой свидетельствовало, по ее мнению, о значимых событиях, происходящих в духовном мире. Фотографический снимок с неоконченной картины этого видения художника Александра Николаевича Выезжаева (1865-1918) сохранился в одном из последних опубликованных ею сочинений, в котором она связывает это видение уже с войной 1914 г.48

Молоховец насчитывала до 400 увиденных ею «вещих снов» и записывала их содержание. В брошюре, приуроченной к началу войны с Турцией в 1914 г., она рассказывает свой сон на 29 июня 1877 г., в котором ей было сказано, как следует действовать: «...надо отслужить молебен, чтобы Господь благословил

43 Молоховец Е. И. Тайна горя... С. 6.

44 Молоховец Е. И. Русской женщине. С. 49.

45 Молоховец Е. И. Значение обрядностей православных таинств Крещения и Миропомазания. СПб., 1910. С. 9.

46 Молоховец Е. И. По поводу недоразумений относительно проституции. СПб., 1910. С. 25.

47 Молоховец Е. И. Краткое толкование некоторых выдающихся текстов православной панихиды и чина церковного отпевания. СПб., 1910. С. 4.

48 Молоховец Е. И. Воинству Всероссийскому. С. 1.

ваши знамена». На следующий день она выяснила, что на войну отправляется Семеновский полк, в котором служил ее двоюродный брат Георгий Александрович Бурман. Узнав об этом, Молоховец купила для роты, в которой он служил, 200 образков, после чего начала «два-три раза в неделю ходить в церковь, подавая поминанье за здравие Георгия и пятой роты Семеновского полка. За неимением времени приходилось нередко на полчаса только заходить в церковь, лишь бы успеть подать поминанье до Херувимской»49. Все эти действия служили для Молоховец доказательством «важности молитвы, церковного поминовения и спасительного тайнодействия образков Казанской Божией Матери»50.

Главным источником ее откровений, по ее собственному признанию, были сообщения от духов, получаемые через медиума Тыминскую, которая пользовалась техникой автоматического письма, о чем мы узнаем из сохранившегося отрывка тетради с ее медиумическими сообщениями. Например, она пишет: «Я просила моего Ангела Хранителя благоволить придти ко мне, но рука чертила узоры, я спросила Во Имя Всемогущего Бога, кто пишет мне?»51. Судя по документу, Тыминская получала сообщения прежде всего от родственников, однако среди ее «духов» фигурирует, например, и Николай I, раскаивающийся в своей неправильной земной политике, и апостол Павел, указывающий на «обязанность их, христиан, верить безусловно Евангелию и не искать проникать в те тайны Мироправителя, которые должны быть сокрыты от людей»52. В позднем сочинении Молоховец пишет, что она и Тыминская долго не решались доверять сообщениям «высших духов», но экзегеза одного из апостольских посланий убедила их в необходимости такого доверия.

Сохранились примечательные свидетельства Тыминской о том, что она получила свои «откровения» и иным способом — посредством практики гипноза. Тыминская магнетизировала крестьянку Леву (полное имя — Алевтина Григорьевна Васильчакова), а А. Г. Васильчакова передавала сообщения духов. Руководство духов через Васильчакову началось в 1866 г.53 и продолжалось как минимум до 1883 г.: «Пересылая Вам прилагаемые листы, свидетельствуюсь Богом, что, записывая все со слов Левы, я не позволила себе изменить или переиначить не только какую-либо фразу, но ни единого слова сказанного ею, с таким глубоким чувством благоговения я отношусь к тому делу, хотя не понимаю еще вполне ни его значения, ни его окончательную цель»54. В письмах к А. Н. Аксакову и Н. П. Вагнеру Тыминская говорит о том, что ее критикуют за зависимость ее от духов, говоривших через Васильчакову: «У несчастной сестры моей никого нет в мире, кроме меня, притом я только у нее нахожу каждый раз приют и обед во время магнетического сна Левы. У нее же приводилось часто проводить несколько ночей, когда, вследствие прихода к Леве страждущих и добрых духов, я должна была, по приказанию Фео-

49 Молоховец Е. И. Воззвание. С. 3.

50 Там же. С. 4.

51 ГА РФ. Ф. 1074. Оп. 1. Д. 523. Л. 37. Журнал русских спиритов (Выписки из спиритических книг и запись спиритических сеансов).

52 Там же. Л. 68.

53 ИРЛИ. Ф. 2. Письмо Е. Ф. Тыминской А. Н. Аксакову от 17 апреля [1871]. Л. 1.

54 Там же. Письмо Е. Ф. Тыминской А. Н. Аксакову от 24 сентября 1883 г. Л. 1.

дора, оставлять собственную мою квартиру»55. Поскольку к настоящему моменту магнетический журнал Тыминской56 не обнаружен, остается невыясненным, насколько сообщения крестьянки Васильчаковой повлияли на содержание учения Молоховец, однако такую возможность не следует исключать.

Во взглядах Тыминской и Молоховец можно обнаружить сходство не только в их отношении к спиритизму: они одинаково высоко оценивали значение для России монархического устройства, православной веры и следования традициям русского народа. Тыминская от лица героини опубликованной в 1882 г. ее повести говорит: «Я читаю в ней (в петербургской газете. — В. Р.) передовую статью. Видно, что ее писал патриот, русский человек, надо думать, никогда не заразится свирепствующею у нас в настоящее время эпидемической болезнью — космополитизмом»57. В письме к А. Н. Аксакову Тыминская отмечает, что инородцы занимают привилегированное положение: «Горько плакалось от сознания, что потому только оно (спиритическое дело Тыминской. — В. Р.) кажется Вам недостойным Вашего внимания. во-первых, потому, что я не соответствую ему моим развитием, в чем Вы совершенно правы. во-вторых, еще более потому, что я русская. Будь я не только англичанка, француженка, итальянка, но будь я еврейка или татарка, то, конечно, дело это (нрзб., возможно «нашло». — В. Р.) бы полнейшее сочувствие со стороны всех имущих истину спиритов, тем более Ваше»58.

Тыминская, так же как и Молоховец, была преисполнена милленаристских ожиданий и критически относилась к православному духовенству: «В недалеком будущем, говорю это на основании всех полученных нами откровений, будет страшное событие, ввиду которого хотелось бы открыть глаза Духовенству — на их хладнокровие к пастве, а другим — на жалкое состояние их духа»59. Тыминская на взгляды Молоховец оказала сильное влияние, о чем сама Молоховец позднее неоднократно свидетельствовала, характеризуя ее как личность, «веровавшую в Иисуса Христа как Бога, преданную Церкви православной, чрезвычайно религиозную и высоконравственную»60.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Дискурсы учения Е. И. Молоховец

Молоховец утверждает, что разные противоположенности, например такие, как наука и вера, Восток и Запад, сатана и Небесный Иерусалим, нехристианские народы и народы христианские, примирятся и обретут единое «духовно-

55 ИРЛИ. Ф. 2. Письмо Е. Ф. Тыминской А. Н. Аксакову от 2 ноября 1883 г. Л. 2 об.

56 Там же. Письмо Е. Ф. Тыминской А. Н. Аксакову от 19 апреля [1871]. Л. 1—Л. 1 об. Упоминание о А. В. Васильчаковой есть также в письме 1880 г. к Н. П. Вагнеру: «Мне было приятно бы это знать, чтобы, если Господь разрешит дальнейшие сеансы, можно было делать вопросы Феодору посредством Левы» (PNP. Wagner. Письмо Е. Ф. Тыминской Н. П. Вагнеру от 8 мая 1880. Л. 1).

57 Тыминская Е. Ф. По публикации // Век. 1882. № 3. С. 347-388; № 4. С. 389-436; № 5. С. 591-654; № 6. С. 155-206.

58 ИРЛИ. Ф. 2. Письмо Е. Ф. Тыминской А. Н. Аксакову от 28 марта 1893 года. Л. 1 об.

59 Там же. Письмо Е. Ф. Тыминской А. Н. Аксакову от 6 мая, без даты. Л. 1.

60 Молоховец Е. И. Русской женщине. С. 6.

религиозно-нравственное» основание. Поскольку об этом «единстве» можно было узнать из сообщений духов и библейского текста, Молоховец старалась продемонстрировать системный и аналитический характер знания о духовном и земном мире61. Благодаря использованию современного языка науки, образования и политики, в сочинениях Молоховец сочетаются понятия различных, обычно не пересекающихся дискурсов.

Научный дискурс в идеологии Молоховец представлен понятиями биологии и физики, которые она вплетает в ткань своего повествования, наделяя эти понятия религиозным смыслом. Например, распространенный в идеологии спиритуалистов концепт «тока», заимствованный ими из учения о животном магнетизме, определяется Молоховец как «благодать»62. «Процесс» грехопадения она описывает следующим образом: «Духовно-вещественная оболочка духа, так тесно связанная с нервною системой, первая поддалась этому зловредному влиянию сатаны»63. Главным следствием грехопадения стало уплотнение «эфирного тела» человека, появление у него материального тела, вследствие чего в него стали проникать «бациллы», «инфузории и гады», которые стали его пожирать, так как кровь сгустилась у него и стала представлять для них «питательную среду»64. Научные понятия использовались Молоховец как средства для объяснения, они «показывали», как были устроены «изнутри» важнейшие события религиозной истории и современные религиозные явления. За счет такой «демонстрации», по ее мнению, можно было примирить «традиционные» факты и современные научные теории.

Как и для многих христиан того времени, идея прямолинейной эволюции для Молоховец была неприемлема. Согласно разработанному ею историческому учению, эволюция материи, о которой говорят естественные науки, происходит на первом этапе Творения Бога, в ходе которого формируются земля, планеты и создаются духи, которые, однако, под влиянием гордыни Сатаниила «ниспадают» в материальный мир. История, согласно Молоховец, благодаря приходу Христа обретает обратный вектор — люди получают возможность восстановить общение с духовным миром и совершенствоваться, поднимаясь все выше по ступеням духовной эволюции.

Согласно Молоховец, «благодаря вере расширяется и самая область науки и ей одновременно дается право завоевания все высших и высших надземных сфер»65. Отдельные изобретения ученых и в целом научный прогресс находятся в прямой зависимости от веры, брак с которой науки должен произвести на свет «науку Иеговы»: «Вера небес, как всегда, так и теперь, делает первый шаг к сочетанию ее с земною наукой, даруя ей новые Божественные откровения Нового Иерусалима»66. Спиритическая практика, претендуя на примирение знания и веры, позволяла Молоховец опровергнуть характерное для второй половины

61 Молоховец Е. И. О домостроительстве вселенной. С. 5.

62 Молоховец Е. И. Монархизм. С. 8.

63 Молоховец Е. И. По поводу недоразумений. С. 12.

64 Там же. С. 13.

65 Молоховец Е. И. О таинстве православного церковного брака как прообразе истории брака веры с наукой. СПб., 1910. С. 12.

66 Молоховец Е. И. О таинстве... С. 9.

XIX столетия представление о конфликте науки и религии. Сравнивая науку с невестой, а веру с женихом, Молоховец применяла известную метафору отношений Церкви и Иисуса Христа, при этом расходясь с распространенными в это время гендерными представлениями о том, что наука — это мужское занятие, а вера и даже легковерие — удел впечатлительных женщин.

Медицинский дискурс в сочинениях Молоховец также служит объяснению чудесных явлений. Психологические исследования того времени, в том числе психиатрия, продвинулись вперед в понимании природы психических заболеваний, и Молоховец была убеждена, что душа также может быть излечена, как может быть излечено тело. Молоховец говорит о Боге как о «Враче небесном», дававшем на протяжении истории человечества средства для исцеления болезней, среди которых она указывает аллопатические и гомеопатические средства, а также магнетизм. Последний она также предлагает разделить на три вида — природный, духовный и божественный. Божественный магнетизм она связывает с даром исцеления болезней, утверждая, что эта способность развивается посредством «веры, любви, молитвы и частого приобщения святых тайн, тела и крови Христовой»67.

Важное место в риторике Молоховец занимает образовательно-просветительский дискурс, к которому обращались многие спиритуалисты, рассматривая земную жизнь как школу для обучения духа. В сочинениях Молоховец духи должны получить аттестат зрелости, чтобы продолжить свою загробную карьеру. Все народы также должны выдержать «суды Божьи» или «экзамены», причем у одних народов они вступительные, а у других выпускные68. Метафора школы в спиритуалистическом дискурсе говорила, во-первых, о молодости и неопытности человечества, а во-вторых, показывала ему перспективу — развитие, продолжающееся во взрослой жизни духовного мира. Молоховец во всех процессах искала поступательное — от стадии к стадии — движение к совершенству и, как многие спиритуалисты, например М. П. Сабурова, сравнивавшая смерть с разрывом кокона бабочкой, видела в ней событие, открывающее путь к совершенствованию человека.

Политический, или «имперский», дискурс Молоховец декларирует скорое наступление новой эры, в которой главную роль будет играть «православно-русский народ». В сочинениях Молоховец православно-русскому помазанному Богом Царю отводится роль «безотчетного проводника воли Бога»69 и руководителя Церкви. Образ Александра II напрямую связывается ею с образом Иисуса Христа, когда она говорит, что его смерть в 1881 г. не только выводит человечество из «рабства материализма», но и сам он в качестве «жертвы» достигает своей цели — «спасения мира человеческого»70. Пользуясь доктриной соответствия, Молоховец устанавливала аналогии между событиями, происходившими с еврейским народом, и событиями актуальной истории России. Стоит отметить, что интерес русских спиритуалистов к созданию своего «национального спири-

67 Молоховец Е. И. Подарок молодым хозяйкам. С. 389.

68 Молоховец Е. И. Суд идет. С. IV.

69 Молоховец Е. И. Русской женщине. С. 45.

70 Там же. С. 49.

туализма» был характерным трендом того времени, о чем, например, свидетельствует В. П. Быков, осуждавший «католический» уклон в сообщениях Аллана Кардека: «Для русской спиритуалистической литературы чрезвычайно важны все такие сообщения, которые касательно вопросов верования и нравственности поступают в наших же русских кружках»71.

Молоховец много и регулярно говорит о женской судьбе и прежде всего об отношениях мужчин и женщин. В наибольшей степени она обеспокоена выбором мужчинами подходящего партнера: «Сыновья, братья, мужья стали увлекаться всеми наехавшими иностранками, считая их и более просвещенными, и более развитыми, не понимая того, что свет просвещения их был чисто фосфорический»72. Самая известная книга Молоховец была адресована молодым хозяйкам, которые по неопытности могли довести дело до расстройства их брака73. Решающая роль, однако, в его укреплении отводилась, по ее мнению, мужчинам, которые должны были своим примером, как отцы семейства, «внушать и вкоренять» любовь к Богу как в кругу семьи, так и в прислуге74.

Особое внимание Молоховец уделяет критике свободных половых отношений. Чистота и блаженство вследствие грехопадения сменились на «юдоль плача и печали», «когда чистая, невинная, законорожденная, райская, мировая семья, нарушив Божественный закон духовного брака, соделала все дальнейшее падшее человечество снова плотским, животным, следовательно, уже незаконорожденным»75. Понятие «брака», или «семьи», красной нитью проходит через все творчество Молоховец: в брак должны были вступать не только наука и вера, мужчина и женщина, но также страна и Государь, в конечном счете и революция определяется ею как последствие «духовной измены» страны западному материалистическому искушению. Интерпретируя стих из пророка Иеремии, Молоховец утверждает, что «женщины спасут мужчин», а «мужчины общими силами с нами — верующими женщинами русскими спасут Россию»76. Можно вспомнить, что консервативные православные спиритуалисты, например Быков, также видели в фигуре монарха «носителя христианских семейных начал»77, а движение феминизма оценивали негативно78.

Наконец, важное место в рассуждениях Молоховец занимает тема греховности людей, прежде всего русского народа. Грех противопоставляется ею «божественному закону», в соответствии с которым организованы все естественные и культурные отношения. Познав этот фундаментальный закон, можно понять, как должно вести себя в любой жизненной ситуации, а человеческий выбор в конечном счете заключается в том, чтобы либо следовать божественному закону,

71 Благовещенский Спиритуалистический Кружок-Братство имени Святителя Николая // Спиритуалист. 1909. № 4. С. 183.

72 Молоховец Е. И. Сокровенные истории: православной России, католичества и протестантства вообще: Свящ. война 1877-1878 г. СПб., 1906. С. 13.

73 Молоховец Е. И. Подарок молодым хозяйкам. СПб., 1901. С. I.

74 Там же. С. 216.

75 Молоховец Е. И. Райское человечество и его падение. СПБ., 1911. С. 15.

76 ГА РФ. Ф. 555. Оп. 1. Ед. хр. 1001. Л. 2. Письма разных лиц к А. И. Гучкову.

77 Быков В. П. За четыре года // Спиритуалист. 1909. № 1. С. 33.

78 Дени Л. Спиритизм и женщина // Спиритуалист. 1908. № 11. С. 461-462; № 12. С. 546.

либо идти против него, что неминуемо приведет человека к гибели — сначала социальной, потом физической и, наконец, духовной.

Православие и спиритуализм: случай Е. И. Молоховец

Хотя неортодоксальный характер учения Молоховец не вызывает сомнений, именно православие имеет наибольшее значение для определения места религиозного учения Молоховец в отечественной истории религии конца XIX — начала XX в. Характер отношений православия и спиритуализма в Российской империи недостаточно изучен и заслуживает специального исследования. Среди феноменов православной культуры, привлекавших внимание спиритуалистов, можно назвать явления святых, объяснявшиеся как «материализация»; учение о благодати, объяснявшейся как особого рода «духовный ток»; соборная молитва, называвшаяся некоторыми спиритуалистами «оккультно-ментальной молитвой»; вещие сны, доказывавшие, по мнению спиритуалистов, существование божественного Промысла и реальность души; поклонение мощам святых, исцеление у которых спиритуалисты объясняли особой «силой» молитвы79, утверждая, например, что чудо — это «не нарушение законов жизни, а восстановление их, приведение к норме, к правильности ослабевших или расстроенных функций организма»80; учение об ангелах, для объяснения природы которых спиритуалисты привлекали понятие «эфирное тело»; феномен христианских братств, по образцу которого некоторые спиритуалисты пытались создавать собственные поселения81. В конце концов, на страницах православной периодики того времени можно найти размышления — в свете астрономических открытий — о том, что «таким же неправильным взглядом можно было бы считать ту конечную катастрофу, которая, по св. Писанию, должна постигнуть нашу землю, кончиною всего мира, тем более что, как утверждают многие авторитетные богословы (например, тот же Иннокентий), прочие миры сотворены для духов и человеков, т. е. что они заселены»82.

Молоховец критически относилась к православному духовенству, считая, что оно в целом «приписало себе получение им лично, при таинстве священства, исключительной благодати понимания истины»83. В своих бедах она винит Синод, в частности митрополита Исидора, а также обер-прокурора К. П. Победоносцева84. По ее мнению, система управления Русской Церковью находит-

79 М. В. Исцеление у мощей преподобного Серафима Саровского // Спиритуалист. 1911. № 5. С. 129.

80 Нольде Л. О моей поездке к преподобному Серафиму // Спиритуалист. 1911. № 4. С. 104.

81 Из сообщений, полученных в Благовещенском спиритуалистическом кружке-братстве имени св. Николая // Спиритуалист. 1909. № 1. С. 42-43.

82 Гуляев Л. Грядущая судьба земли // Русский паломник. 1908. № 4. С. 50.

83 Молоховец Е. И. Голос русской женщины по поводу государственного и духовно-религиозно-нравственного возрождения России. СПб., 1906. С. 48.

84 РГАЛИ. Ф. 459. Оп. 1. Ед. хр. 2760. Л. 22 об. Письма Е. И. Молоховец А. С. Суворину, 13 марта 1909 г.

ся в упадке и скоро Синод будет «принужден передать свое первенство белому духовенству»85, на которое она возлагает большие надежды. При этом, следуя своей логике, она оправдывала такое положение тем, что действия духовенства — часть божественного Замысла, который специально «сдерживает Духовенство», для того чтобы «пододвинулось хотя малое количество мирян»86.

Судя по ее рекомендациям духовенству (составить катехизис, разъяснить непонятные места литургии, определиться с одеждой для священнослужителей и др.)87, ее сочинения следует рассматривать в контексте движения за реформы Русской Церкви начала XX в. В частном письме Молоховец прямо говорила, что медиумические сообщения представляют собой «продолжение посланий Апостольских, тем более что продиктованы по большей части теми же святыми Церкви торжествующей, как это было и обещано самим Господом, при земной жизни его, и Ап. Павлом в его Послании к Евреям, гл. 12, с. 22-29»88. Хотя Мо-лоховец не претендовала на то, чтобы быть религиозным реформатором, по сути она им являлась, провозглашая наступление новой исторической эры и свою прямую связь с отцами Церкви и ангелами. В ситуации, когда истолкование текстов Евангелия было поставлено под сомнение библейской критикой, спиритическая практика предлагала средство разрешения конфликта между традиционными убеждениями и утверждениями естественных и гуманитарных наук. В этом отношении и специфическая герменевтика Молоховец библейского текста и богослужения должны рассматриваться в контексте открыто дебатировавшихся в церковных изданиях вопросов о трудностях понимания богослужебного языка и необходимости подготовки современного перевода библейского текста.

На примере учения Молоховец мы видим, что в конце XIX — начале XX в. спиритуализм в ряде случаев ассимилировался носителями православной культуры. Многие русские спиритуалисты, определявшие себя как приверженцы Русской Православной Церкви, были, с их собственной точки зрения, в первую очередь православные и лишь во вторую — «спиритуалисты». Быть спиритуалистом для них означало не приверженность неким общим по отношению к учению Православной Церкви положениям, но углубленное, по их мнению, «духовное» понимание ее истории, учения и практик. Характерным образом православные спиритуалисты из «Ребуса» обозначили деятельность Смоленского теософского общества как «интересное явление преломления принципов теософии на почве русского христианского мистицизма»89. Случай Молоховец позволяет охарактеризовать русский спиритуализм как культурное движение, чьи представители стремились при помощи главных форм модерна, науки и образования обосновать необходимость следования учению и практике православной традиции.

85 Полемика о необходимости реформы института русского монашества была частым гостем на страницах православной периодики того времени (см.: А. К вопросу о старинной вражде между белым и черным духовенством // Церковный голос. 1906. № 42. С. 1148-1149).

86 Молоховец Е. И. История домостроительства вселенной. С. 24.

87 Молоховец Е. И. Голос русской женщины. С. 53-55.

88 РГАЛИ. Ф. 459. Оп. 1. Ед. хр. 2760. Л. 23. Письма Е. И. Молоховец А. С. Суворину, 13 марта 1909 г.

89 Л.Е.О. Теософическое Общество в Смоленске // Ребус. 1907. № 39. С. 38.

Список литературы

PNP. Wagner. Письма Е. Ф. Тыминской Н. П. Вагнеру 2 марта 1880 — 15 февраля [1890].

ГА РФ. Ф. 1074. Оп. 1. Д. 523: Журнал русских спиритов (Выписки из спиритических книг и запись спиритических сеансов).

ГА РФ. Ф. 555. Оп. 1. Д. 1001: Письма разных лиц к А. И. Гучкову.

ИРЛИ. Ф. 2. Оп. 16. Д. 38. 100 л. Письма Е. Ф. Тыминской А. Н. Аксакову, 15 января [1869] — 12 октября [1895] года. Почти все без даты.

ОР РГБ. Ф. 59. К. 1. ед. 18. 2 л. Письмо Е. И. Молоховец И. И. Восторгову. Без даты.

РГАЛИ. Ф. 459. Оп. 1. Ед. хр. 2760. 30 л. Письма Е. И. Молоховец А. С. Суворину, 8 апреля 1880 — 15 февраля 1910 года.

РГИА. Ф. 1057. Оп. 1. Д. 37. Л. 27—28. Письма разных лиц, адресованные И. Л. Смоленскому и Е. П. Богацкой.

Болтин А. П. Догматы Христовой церкви, изложенные согласно спиритическому учению. СПб., 1864.

Молоховец Е. И. Ветхозаветная история Иакова и семьи его как прообраз истории христианства новозаветного. СПб., 1906.

Молоховец Е. И. Воззвание к православно-русским женщинам всех сословий. Пг, 1914.

Молоховец Е. И. Воинству всероссийскому, полагающему ныне души свои не только за освобождение славян, но и для спасения всего человечества. Пг, 1915.

Молоховец Е. И. Значение обрядностей православных таинств крещения и миропомазания. СПб., 1910.

Молоховец Е. И. Краткая история домостроительства вселенной. Ч. 1. СПб., 1906.

Молоховец Е. И. Краткое толкование некоторых выдающихся текстов православной панихиды и чина церковного отпевания. СПб., 1910.

Молоховец Е. И. Монархизм, национализм и православие. СПб., 1910.

Молоховец Е. И. Небесное торжество русских воинов, павших в бою за освобождение славян: о религиозном видении Молоховец Е. И., случившемся 12 апреля 1877 г. в день объявления русско-турецкой войны, под влиянием медиума Тыминской Е. Ф. Пг., 1914.

Молоховец Е. И. О таинстве православного церковного брака как прообразе истории брака веры с наукой. СПб., 1910.

Молоховец Е. И. Опыт истолкования XIV главы пророчества Исаия. СПб., 1910.

Молоховец Е. И. По поводу недоразумений относительно проституции. СПб., 1910.

Молоховец Е. И. Подарок молодым хозяйкам. Ч. 3. Эта 3-я ч. заключает в себе: три плана домов; 1000 указаний, полезных в домашнем хозяйстве. СПб., 1888.

Молоховец Е. И. Подарок молодым хозяйкам. СПб., 1901.

Молоховец Е. И. Русской женщине о великом значении нашего времени и о будущности сынов ее. СПб., 1909.

Молоховец Е. И. Русскому народу: Собр. гигиен. и полезнейших, простых, домаш., врачующих средств от различ. болезней взрослых и детей. СПб., 1880.

Молоховец Е. И. Сокровенные истории: православной России, католичества и протестантства вообще: Свящ. война 1877—1878 г. СПб., 1906.

Молоховец Е. И. Суд идет: (По поводу событий нашего времени). Пг, 1914.

Молоховец Е. И. Судьбы Запада и Востока. СПб., 1880.

Молоховец Е. И. Тайна горя и смут нашего времени. СПб., 1910.

Молоховец Е. И. Храм медицины. СПб., 1880.

Молоховец Е. И. Райское человечество и его падение. История Христа бога, как врача от последствий грехопадения. СПб., 1911.

Кравецкий А. Г. Тайная кухня Елены Молоховец // Коммерсантъ ДЕНЬГИ. 2014. № 37. С. 49-55.

Письмо Н. П. Вагнера А. Г. Достоевской от 23 февраля 1881 // Неизвестный Достоевский. № 4. 2015. С. 28.

Тыминская Е. Ф. По публикации // Век. 1882. № 3. С. 347-388; № 4. С. 389-436; № 5.

С. 591-654; № 6. С. 155-206. Эсслингер Ю. Отрывок из моей автобиографии // Ребус. 1906. № 2-3.

Vestnik Pravoslavnogo Sviato-Tikhonovskogo

gumanitarnogo universiteta.

Seriia I: Bogoslovie. Filosofiia. Religiovedenie.

2019. Vol. 83. P. 124-140

DOI: 10.15382/sturI201983.124-140

Vladislav Razdyakonov, Candidate of Sciences in History, Russian State University for the Humanities, 6 Miusskaya sq., Moscow, GSP-3, 125993, Russian Federation, [email protected] ORCID: 0000-0003-3073-6476

Religious Teaching of Elena Ivanovna Molokhovets and Orthodox Tradition

V. Razdyakonov

Abstract: The topic of this article is the correlation of Orthodox tradition and spiritualism in the Russian culture of the last third of the 19th — early 20th centuries. The object of the study are materials pertaining to the spiritualistic activity of Elena Ivanovna Molokhovets. The aim of the study is to reconstruct the main events of the spiritualistic activity of Molokhovets, to reveal the sources and means by which she was creating her religious doctrine, and to demonstrate the main aspects of this doctrine. The article also aims to show the dependence of this dosctine upon the Orthodox cultural context and prove through this example the main thesis about the decisive role of Orthodoxy in assimilating spiritualism as a cultural phenomenon on the Russian soil. The article proposes the following main ideas: the religious doctrine of Molokhovets had been shaped by the early 1880s; the most important sources of her doctrine are specific hermeneutics of the sacred texts and Orthodox liturgy, messages received by the medium E.F. Tyminskaya, as well as "dreams" and "visions" of Molokhovets; the topics of her doctrine reveal the desire of Molokhovets to show the unity of all possible extremities, above all of science and faith, and to get rid of the conflict between science and religion, characteristic of the latter half of the 19th century.

Keywords: Orthodoxy, spiritualism, spiritism, history of religions, history of Russia, E. I. Molokhovets, E. F. Tyminskaya.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

References

Kravetskii A. (2014) "Tainaia kukhnia Eleny Molokhovets" [Hidden Agenda of Elena Molokhovets]. Kommersant» DEN'GI, 2014, vol. 37 (in Russian).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.