Научная статья на тему 'На пути к третьему Завету: догматический спиритуализм В. П. Быкова'

На пути к третьему Завету: догматический спиритуализм В. П. Быкова Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
357
77
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРАВОСЛАВИЕ / ИСТОРИЯ РЕЛИГИИ / СПИРИТУАЛИЗМ / СПИРИТИЗМ / В.П. БЫКОВ / ORTHODOXY / HISTORY OF RELIGION / SPIRITUALISM / SPIRITISM / V.P. BYKOV

Аннотация научной статьи по философии, этике, религиоведению, автор научной работы — Раздъяконов Владислав Станиславович

Предмет исследования история отечественного спиритуализма начала XX столетия. Объект исследования материалы, относящиеся к деятельности Московского кружка спиритуалистов-догматиков, всероссийского объединения христианских спиритуалистов под руководством В.П. Быкова. Цель исследования сформулировать концептуально значимые утверждения о сущности христианского спиритуализма начала XX столетия. Задачи исследования реконструировать основные события спиритуалистической деятельности В.П. Быкова; показать основные направления деятельности Московского кружка спиритуалистов-догматиков; определить особенности понимания В.П. Быковым «спиритуалистической философии» и ее отношение к спиритической практике. Основные тезисы исследования: невозможно определить точное время разрыва В.П. Быкова со спиритизмом как практикой, гипотетически разрыв состоялся во второй половине 1910 года; оккультизм служил для В.П. Быкова средством разрешения противоречия между христианским коллективизмом и коммерческим индивидуализмом; членами МКСД психометрия рассматривалась как альтернативная спиритизму практика, не противоречившая учению православной церкви; для членов МКСД оккультный национализм служил идеологической основой для реформы православной церкви; историософские представления членов МКСД позволяют характеризовать спиритуализм как христианское, экуменическое, милленаристское объединение; помимо определяющего влияния православного контекста, учения и практики отечественного спиритуализма испытали влияния со стороны учений евангельского христианства и православных народных представлений и практик.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

On the Road to the Age of the Holy Spirit: V.P. Bykov’s Spiritualistic Dogmatism

The study considers documents related to the activities of The Moscow Circle of «Spiritualist Dogmatists» (MCSD) under the leadership of Vladimir Pavlovich Bykov. The aim of the study is to conceptualize the features of Russian Christian spiritualism at the beginning of the XX century. Main objectives are to reconstruct the key events of Bykov’s spiritualist biography; to demonstrate main areas of activity of the MCSD; to delineate Bykov’s understanding of «spiritualist philosophy» and its relation to spiritualistic practice. Main theses: its impossible to define precisely the date of Bykov’s break with spiritualistic practice, most likely it took place at the second half of the 1910; occultism served for Bykov as a means to resolve contradiction between Christian collectivism and commercial individualism; psychometry was considered by members of MCSD as alternative practice to spiritualistic practice, because it didn’t contradict orthodox teaching; for members of MCSD occult nationalism served as ideological basis for the reform of the orthodox church; MCSD can be characterized as Christian, ecumenical, millennial group; orthodox context aside Russian spiritualism was influenced by evangelical Christianity and orthodox folk ideas and practice.

Текст научной работы на тему «На пути к третьему Завету: догматический спиритуализм В. П. Быкова»

ТЕМА НОМЕРА: ХРИСТИАНСКИЙ СПИРИТУАЛИЗМ ЭПОХИ МОДЕРНА В РОССИИ

НА ПУТИ К ТРЕТЬЕМУ ЗАВЕТУ: ДОГМАТИЧЕСКИЙ СПИРИТУАЛИЗМ В. П. БЫКОВА

Владислав Станиславович Раздъяконов1

ON THE ROAD TO THE AGE OF THE HOLY SPIRIT: V. P. BYKOV'S SPIRITUALISTIC DOGMATISM

Vladislav Razdyakonov

The study considers documents related to the activities of The Moscow Circle of «Spiritualist Dogmatists» (MCSD) under the leadership of Vladimir Pavlovich Bykov. The aim of the study is to conceptualize the features of Russian Christian spiritualism at the beginning of the XX century. Main objectives are to reconstruct the key events of Bykov's spiritualist biography; to demonstrate main areas of activity of the MCSD; to delineate Bykov's understanding of«spiritualist philosophy» and its relation to spiritualistic practice. Main theses: its impossible to define precisely the date of Bykov's break with spiritualistic practice, most likely it took place at the second half of the 1910; occultism served for Bykov as a means to resolve contradiction between Christian collectivism and commercial individualism; psychometry was considered by members of MCSD as alternative practice to spiritualistic practice, because it didn't contradict orthodox teaching; for members of MCSD occult nationalism served as ideological basis for the reform of the orthodox church; MCSD can be characterized as Christian, ecumenical, millennial group; orthodox context aside Russian spiritualism was influenced by evangelical Christianity and orthodox folk ideas and practice.

Рассказ В. П. Быкова об обращении в спиритуализм повторяет нарративный паттерн, характерный для многих исповедальных спиритуалистических историй. В. П. Быков вырос в православной семье, в которой религиозные практики были частью повседневности, к примеру, члены семьи собирались для совместного

1 Кандидат исторических наук, доцент Учебно-научного Центра изучения религий Российского государственного гуманитарного университета, Москва. doi:10.23761/rrs2019-19.19-43 19

чтения «Четьи-минеи»1. В середине 1870-х, после поступления в университет, В.П. Быков стал атеистом. Его обращение к Богу «вне зависимости от той или другой формы Его вероисповедания» в конце 1870-х годов было вызвано «тяжелым жизненным ударом» (по-видимому, речь идет о высылке в 1876 году в Смоленскую губернию в связи с ошибочно заведенным на него политическим делом) и совпало с «прямой необходимостью знакомиться с существующими формами религиозных деноминаций»2 «по поручению одного из высоко стоявших в делах управления русской господствующей церкви лиц»3. Позднее В. П. Быков указывал, что в течение многих лет занимался изучением «миссионерской и проповеднической деятельности в православии, старообрядчестве, в католицизме, в лютеранстве, в баптизме, среди методистских и веслеянских организаций»4.

Первое знакомство со спиритизмом состоялось в конце 1870-х годов благодаря А. Н. Аксакову, с которым В. П. Быков, изучавший хлыстовские радения, встретился у одного из петербургских сановников5. В. П. Быков начал активно участвовать в спиритическом движении с конца 1880-х годов6, а за 1890-е годы приобрел известность среди московских спиритуалистов, создав собственный кружок7, который стал первой «ячейкой» Московского кружка «спиритуалистов-догматиков» (далее — МКСД).

В. П. Быков указывал, что МКСД к 1907 году «неофициально существовал около десяти лет»8. В 1901 году он и «талантливый психограф» Елена Федоровна Сперанская приняли решение создать спиритуалистическое объединение, которое бы следовало

1 Быков В. П. Спиритизм перед судом науки, общества и религии. М.: Издание И. Е. Быковой, 1914. С. 295.

2 Быков В. П. Тихие приюты для отдыха страдающей души. М.: Издание И. Е. Быковой, 1913. С. 43.

3 Быков В. П. К чему мы пришли // Спиритуалист. № 1. 1912. С. 2.

4 Смелые мысли // Смелые мысли. № 16. 1910. С. 463.

5 Быков В. П. 1914. С. 358.

6 Быков В. П. 1913. С. 45; Быков В. П. 1914. С. 145.

7 Быков В. П. 1914. С. 309-313.

8 Из жизни Кружка «Спиритуалистов-Догматиков» // Спиритуалист. № 5. 1907. С. 245.

учению православной церкви и «схеме Аллан Кардека, но только схеме»1. Первые публичные свидетельства о спиритуалистической деятельности В. П. Быкова относятся к 1903 году, когда материалы о деятельности его кружка появились на страницах журнала «Ребус», причем было отмечено, что он и Е. Ф. Сперанская обладали «наибольшей медиумической силой»2. Известно также, что В. П. Быков и Е. Ф. Сперанская принимали участие в начале февраля 1905 года в московских сеансах известного медиума Я. Ф. Гузика в электро- и водолечебнице доктора Н. В. Слетова.

Важную роль в развитии спиритуалистической деятельности В. П. Быкова сыграл Александр Михайлович Марков. А. М. Марков значился со-издателем В. П. Быкова и руководил спиритическим кружком в Харбине3. Отвечая на слухи о происхождении А. М. Маркова и степени добровольности его пожертвований, В. П. Быков писал, что А. М. Марков — потомственный дворянин, курский помещик4. Согласно словам В. П. Быкова, летом 1905 года они отправились к недавно открытым мощам преподобного Серафима Саровского, где «случайно в мирной беседе» решили создать журнал и даже получили «указание» в Саровской обители о том, что их дело закончится успехом5.

После создания в сентябре 1905 года «Спиритуалиста» В. П. Быков организовал «при редакции» спиритуалистический кружок, регулярно публиковавший на страницах журнала сообщения духов (медиумы — А. Ф. Фомичева, Н. В. Комарова). О составе кружка на настоящий момент можно судить на основании публиковавшихся протоколов его заседаний: В. П. Быков, Е. Ф. Сперанская, Е. В. Капканщикова, М. В. Эллерт, Л. А. Нольде, В. И. Когинов и др6. Практики кружка представляли пример православного спи-

1 Доклад, читанный Е. Ф. Сперанскою 18 мая по новому стилю на всемирном съезде спиритуалистов в Брюсселе // Смелые мысли. № 19. 1910. С. 544.

2 Протокол медиумического сеанса в Москве // Ребус. № 10. 1903. С. 92.

3 Спиритуалист. 1906. С. 171 и 268.

4 Быков В. П. Редактору издателю журнала «Ребус» открытое письмо // Спиритуалист. № 9. 1907. С. 442.

5 Быков В. П. За четыре года // Спиритуалист. № 1. 1909. С. 30.

6 Из сеансов в кружке «Спиритуалистов-догматиков» // Спиритуалист. № 3. 1909. С. 143-144.

ритуализма, предполагавшего активное использование элементов христианской атрибутики при проведении спиритического сеанса1.

23 ноября 1906 года2 на его основе возник Московский кружок «спиритуалистов-догматиков», который просуществовал как минимум до 1912 года. В состав МКСД входили представители других городов Российской империи, где кружок открывал свои «отделения», например, Благовещенский кружок объявил себя «первым отделением» МКСД. По свидетельству Е. Ф. Сперанской в кружке «спиритуалистов-догматиков» по состоянию на 1910 год насчитывалось 800 членов «только в одной Москве», «где тесно сживаются с собой и лютеране, и католики, и православные, и кальвинисты, и баптисты, и грегориане-армяне, и представители англиканского вероисповедания»3. Целью кружка декларировалось изучение «для блага человечества, спиритизма, как высоко-нравственного духовного учения»4, а его деятельность заключалась в проведении периодических заседаний и организации всероссийских спиритуалистических мероприятий.

Ключевыми русскоязычными авторами, печатавшимися в изданиях В. П. Быкова, были лица, писавшие под псевдонимами — «Князь Инок», «Юм» и «Мистик». Определяющее влияние на идеологию МКСД имел «опытный друг и руководитель»5 В. П. Быкова, писавший от имени духа Князя Инока, которого неоднократно характеризовали как «чрезвычайно известного в русской духовной иерархии исследователя восточно-аскетического оккультизма»6. Следует

1 Баллас М. Аргонавты идеала. М.: Тип. А. А. Стрельцова, 1911. С. 15-26.

2 Устав Кружка «Спиритуалистов-Догматиков» в Москве. М.: Типография В. П. Быкова, 1911. С. 1.

3 Доклад, читанный Е. Ф. Сперанскою 18 мая по новому стилю на всемирном съезде спиритуалистов в Брюсселе // Смелые мысли. № 19. 1910. С. 549.

4 Устав кружка спиритуалистов-догматиков. Приложение к журналу Спиритуалист. № 11. 1906.

5 Быков В. П. Несколько слов нашим друзьям // Спиритуалист. № 2. 1911. С. 33.

6 Голос всеобщей любви. № 1. 1907. С. 32. Сохранилось свидетельство [Краснов-Левитин А., Шавров В. Очерки по истории русской церковной смуты. Kusnacht: Inst. Glaube in der 2. Welt, 1977. S. 29.] о том, что под этим псевдонимом публиковался А. А. Ухтомский, однако, в отсутствии подтверждающих материалов, это утверждение, на мой взгляд, представляется маловероятным, если принять во внимание биографические сведения о «Князе Иноке», о которых

отметить, что, хотя разочарование В. П. Быкова в спиритизме привело редакцию к расколу, и Князь Инок, и Е. Ф. Сперанская, публиковавшиеся в 1912 году в «антиспиритическом» журнале В. П. Быкова «Вифезда», поддержали его выбор.

Определить время поворота В. П. Быкова к ортодоксии трудно из-за противоречивости его слов и действий. В. П. Быков писал в 1912 году, что его вера в спиритизм была поколеблена еще в 1905 году1. Позднее он говорил о 1907 годе, как о времени, когда «начали наступать первые моменты просветления и вразумления», с одной стороны, из-за разочаровывающего содержания известных ему писем спиритуалистов, с другой — из-за влияния его умершей в том году матери, с третьей — из-за критического отношения его жены Е. И. Быковой, которая «никогда не сходясь во взглядах со мною на спиритизм, ненавидела его всеми силами своей души»2.

Среди других важных событий, повлиявших на его отношение к спиритизму, В. П. Быков указывает публичную лекцию «Друзья и враги христианства в XX столетии», которую он прочитал на закрытом заседании «Общества любителей духовного просвещения» в Московском епархиальном доме в начале 1910 года3. Кроме того, В. П. Быков говорил о важности в этом отношении поездки Валентины Владимировны Быковой и Е. Ф. Сперанской на спиритуалистический конгресс, проходивший в мае 1910 года в Бельгии4: его делегаты с удивлением узнали, что большинство европейских спиритуалистов не верит в божественную природу Иисуса Христа. Более того, «на этом же съезде» В. П. Быков выяснил, что Кардек не признает Христа «в пятом томе своих сочинений»5, и узнал о том, что в США существуют спиритические церкви, в которых совершаются «таинства», а среди представителей священства — женщины.

можно узнать из его книги «Из-за монастырской стены и из жизни» (1909).

1 Быков В. П. К чему мы пришли // Спиритуалист. № 1. 1912. С. 4.

2 Быков В. П. 1914. С. 7; Быков В. П. 1913. С. 47.

3 Быков В. П. 1913. С. 51-52.

4 Всемирный съезд спиритуалистов в Брюсселе 14-19 мая 1910 г. // Спиритуалист. № 4. 1910. С. 153 - 154.

5 Быков В. П. 1913. С. 56.

Однако, несмотря на все это В. П. Быков в 1911 году в «Спиритуалисте» продолжал публиковать сообщения из «кружка при редакции журнала»; редакция созданного Быковым журнала «Вифезда», осуждая в 1912 году оккультизм, продавала оккультный журнал «Смелые мысли» 1910 года издания1. Кроме того, известно, что при редакции «Спиритуалиста» были члены-корреспонденты, в том числе из США; Е. Ф. Сперанская хорошо знала французский язык; «Спиритуалист» публиковал сообщения, в том числе и из французских спиритических журналов; некоторые брошюры Кардека, например, «Демоны в спиритизме» (1906) содержали критические высказывания по отношению к церкви и прямо отрицали значимость некоторых важных идей православного учения. На мой взгляд, поворот к ортодоксии следует датировать второй половиной 1910 года, когда впервые мы встречаемся со свидетельством о «наметившемся повороте В. П. Быкова от спиритуализма к евангельскому христианству»2: «раз они вышли по проселочной дороге из чащи неверия по пути к Христу, им нет надобности в спиритуализме, как в таковом, и для них мы уже давно специально выпускаем наше второе издание "Смелые мысли"»3.

Достоверно можно утверждать, что разрыв В. П. Быкова со спиритизмом как практикой общения с умершими приходится на 1911 год. В предисловии к уставу МКСД декларируется его критическое отношение к спиритизму, оккультизму и теософии, подчеркивается, что МКСД исповедует «спиритуализм в буквальном смысле этого слова, как идеалистическую философию»4. В конце 1911 года В. П. Быковым были прочитана серия критических лекций о спиритизме «в аудиториях Московского Епархиального Дома и Исторического музея — в Москве, а затем в Соляном городке, в просветительном обществе «Маяк», в «Содружестве христианской учащейся молодежи» — в Петербурге»5.

1 Вифезда. № 4. 1912. С. 293-294.

2 Брачев В. С. Между мистикой и политикой. Русские масоны начала XX века. СПб.: Стомма, 2005. С. 99.

3 В. П. Б. Спиритуалистическая жизнь в России // Спиритуалист. № 6. 1910. С. 253.

4 Устав Кружка «Спиритуалистов-Догматиков» в Москве. М.: Типография В. П. Быкова, 1911. С. IV.

5 Быков В. П. 1914. С. 6.

Летом 1912 года В. П. Быков совершил паломническую поездку, посетив разных православных старцев, при особое значение он придавал посещению старца Нектария1. В 1913 и 1914 годах

B. П. Быков опубликовал две книги «анти-спиритуалистического христианского направления», в которых он определил «спиритизм, оккультизм и теософию» как «три формы современного богобор-ства падшего ангела с Божественным Промыслителем»2. С 1915 по 1917 годы В. П. Быков по благословлению «окормляющего его старца»3 издал серию брошюр на религиозно-нравственные темы «Тихие приюты» (1915-1917).

В 1918 году В. П. Быков стал священником, был протоиереем храма Ржевской Богоматери на Гоголевском Бульваре. После уничтожения храма в 1929 году он служил в надвратном храме Зачатьевского монастыря4. Последнее свидетельство о нем относится к 1931 году — это его интервью советским исследователям Л. Л. Васильеву, М. И. Шахновичу и др5. Судьба архива В. П. Быкова, в котором могло сохраниться «более 2000 описаний наших русских спиритических кружков с продолжительностью существования от 6 месяцев до 58 лет», а также несколько «психологических автобиографий бывших медиумов» остается неизвестной6.

1 Быков В. П. 1913. С. 225.

2 Быков В. П. 1914. С. 26-27.

3 Быков В. П. Тихие приюты для отдыха страдающей души. М.: Издание Е. И. Быковой, [1915-1917]. С. 1; см. также: Быков В. П. О чем говорят нам события жизни. Вып. III. Москва: книгоиздательство «На страже православия», 1914.

4 ЦИАМ Ф. 2303 Д. 226, 1921 г., представление, Л.3об.; Д. 176, 1923 г., список, лл.1-4; д. 177, 1923-1924 гг., письмо, Л.1. Цит по: Волобуева Т. И., Кузнецова О. П., Романова С. Н., Савостьянова Н. Ю., Столярова З. Н. Священно-цер-ковнослужители и ктиторы Московской епархии первой трети ХХ столетия. Тверь, 2013. С. 47.

5 Шахнович М. И. Петербургские мистики. СПб.: ТОО «Нев. Глашатай», 1996.

C. 223.

6 Аврех А. Я. сообщает, что согласно утверждениям московского градоначальника, Быков «является "мастером стула" в одной из лож, ... получив откуда-то пароли, знаки и мистерии "Ордена Розенкрейцеров", Быков за плату в 300 рублей, посвящает неофитов в эту обрядность» (Цит по: Аврех А. Я. Масоны и революция. М.: Политиздат, 1990. С. 250-251). В связи с тем, что дело, на которое ссылается А. Я. Аврех числится «выбывшим» из фондов ГАРФ, дальнейшая разработка «масонского следа» представляется затруднительной.

Между Богом и мамоной: феномен христианского оккультного рынка

Отношение отечественных спиритуалистов к прессе было двойственным. С одной стороны, они характеризовали ее как «один из признаков, предшествующих появлению на земле Антихриста»', в качестве подтверждения чему они указывали на многочисленные «порнографические» издания. С другой стороны, они были убеждены, что пресса является средством обращения людей в христианство, поэтому значительная часть их усилий была направлена на развитие издательской деятельности.

Идея создания «не спиритического, а спиритуалистического», «в духе истинно русского верования, в духе истинно-православной христианской религии» журнала появилась у В. П. Быкова в начале 1880-х годов2. Хотя В. П. Быков по идейным соображения отказался от приобретения «Ребуса» в 1900 году, через два года он вступил за него в борьбу с О. Ю. Стано и П. А. Чистяковым3. Проигрыш в этой борьбе поставил его перед необходимостью открытия собственного спиритуалистического печатного органа. К моменту начала спиритуалистической издательской деятельности В. П. Быков имел опыт управления журналом («Курсы железнодорожных знаний») и был знаком с издательским делом.

В 1905 году В. П. Быков и А. М. Марков создали книгоиздательское товарищество «Кардек» (1905-1909). Товарищество выпускало спиритуалистические журналы, публиковало отдельные брошюры и сочинения отечественных авторов, из которых наиболее значимым представляется труд Владимира Акатова «О позитивных основах новейшего спиритуализма» (1909). Наиболее крупным издательским проектом была публикация собрания сочинений Кардека, однако, из шести томов вышло только четыре. С 1909 года книгоиздательское товарищество стало называться «Возрождение духа» (1909-1912), оно публиковало отдельные брошюры с докладами, прочитанными в МКСД, переводы зарубежной литературы

1 Князь Инок. Блажен муж, иже не иде на совет нечестивых // Спиритуалист. № 9. 1908. С. 391.

2 Быков В. П. За четыре года // Спиритуалист. № 1. 1909. С. 28.

3 ОР РГБ Ф. 368. К.15. Ед. 23. Письма к Прибыткову В. И. [1900- е]. Л.6.-Л.6 об.

и отечественные сочинения, прежде всего, следует отметить труд Князя Инока «Из-за монастырской стены и из жизни» (1909). Последним знаковым предприятием «Возрождения духа» стал выпуск дешевой серии брошюр «Библиотека оккультных практических знаний "Талисман"».

О популярности изданий В.П. Быкова можно судить лишь на основании его свидетельств, которые, однако, должны быть признаны ненадежными. По его словам в 1907 году на четыре спиритуалистических печатных органа приходилось 20000 подписчиков1, а через пару месяцев — только подписчиков на журналы В. П. Быкова насчитывалось «до 25000»2; по словам Е. Ф. Сперанской, в начале их деятельности подписчиков было «до 35 тысяч человек»3; наконец, в 1914 году В. П. Быков говорил, что желающих подписаться на его издания было «до 50.000 человек»4. Стоит отметить, что спиритуалисты под руководством В. П. Быкова специально подчеркивали, что спиритуализм как религиозное движение перешагнул сословные границы, поскольку среди подписчиков «Спиритуалиста» числится много крестьян5. Трудно сказать, насколько издания В. П. Быкова имели успех, однако, по его словам, издававшиеся им журналы выписывались в Европу, Америку и Австралию.

Разные издания В. П. Быкова должны были удовлетворять разные потребности публики. Ежемесячный журнал «Спиритуалист» (1905-1912) был посвящен философской и духовно-нравственной составляющим спиритуализма; еженедельный «дешевый» и «социально-мистический» журнал «Голос всеобщей любви» (1906-1909) позиционировался как практический журнал, в котором будут даваться советы для организации сеансов и опытов6. Кроме того, в «Голосе всеобщей любви» можно было познакомиться с оценками московскими спиритуалистами социально

1 Быков В. П. Алчущие и жаждущие правды // Голос всеобщей любви. № 5. 1907. С. 82.

2 Спиритуалист. № 7. 1907. С. 344.

3 Доклад, читанный Е. Ф. Сперанскою 18 мая по новому стилю на всемирном съезде спиритуалистов в Брюсселе // Смелые мысли. № 19. 1910. С. 545.

4 Быков В. П. 1914. С. 77.

5 Голос всеобщей любви. № 15. 1906. С. 119.

6 Особое уведомление гг. подписчикам // Спиритуалист. № 4. 1906. С. 196.

значимых событий, около-политическими текстами и рецептами народной и «оккультной» медицины. В середине 1909 года Быков сменил название журнала на «Смелые мысли» (1910-1911), говоря об окончании революционных событий 1905-1907 годов и предлагая читателям новый ориентир: «необходимо вернуться назад и просмотреть,— нет ли чего не разгаданного, не раскрытого в нашей религии, которое с успехом могло бы указать богоискателям, что нового искать ничего не нужно, что это все есть»1. В рубрике «Смелые мысли» на постоянной основе печатались проповеди В. П. Быкова на религиозно-духовно-нравственные темы, а на страницах журнала публиковались зарубежные евангелические и баптистские проповедники. В 1907 году В. П. Быковым была создана единственная отечественная спиритуалистическая ежедневная газета «Оттуда» (1907-1911). Газета использовалась им для ознакомления массовой публики с деятельностью МКСД, на ее страницах публиковались отчеты обо всех проводимых кружком мероприятиях.

Издательская деятельность Быкова имела значимую коммерческую составляющую. В. П. Быков активно торговал оккультной, спиритической и православной атрибутикой. Среди его товаров — почтовая бумага «с изображением Господа Нашего Иисуса Христа», Евангелие, псалтырь, отпечатанный на полотне 90 псалом «Живый в помощи Вышняго», спиритическая линейка Е. А. Капканщиковой для музыкальных медиумических записей, черные кристаллы, шары и зеркала для развития ясновидения, алфавит для сидения с блюдечком, самогипнотизер или «автомагнетизер», экраны для самовнушения, походная планшетка, «аксаковская» планшетка, планшетка с зеркалом для наблюдения, пальмограф, сенситивометр, спиритоскоп и другие2.

Для привлечения внимания читателей Быков организовывал различные издательские акции, которые он анонсировал для публики как знаковые «события». Книгоиздательство обещало

1 От редакции // Смелые мысли. № 1. 1910. С. 5.

2 Блаз К. М. Тайна белой стены: спиритуалистический и оккультный роман и Каталог, и прейскурант книжного склада В. П. Быкова. Москва: Кн. скл. В. П. Быкова, [1911].

читателям, подписавшимся на все издания, дополнительные «бонусы», например, бесплатный шар для ясновидения, и рассылало в 1910-1911 годах бесплатный альманах с фотографиями «прино-сов» медиума Чарльза Балей. Кроме того, те из подписчиков, кто «приложат свой почерк, волосы, кусочек материи, носившегося некоторое время платья на теле, фотографическую карточку (последняя не обязательна), укажут точно год, месяц, день, час, место своего рождения и имя — получают бесплатно особым заказным письмом медиумический гороскоп своего прошлого, настоящего и будущего»1. Кроме того, Быков наладил сотрудничество с коммерческой фирмой, выпускавшей специальные фотографические аппараты для фотофиксации на спиритических сеансах (подписчикам «Спиритуалиста» была обещана скидка в 5%).

В отличие от конкурентных изданий — «Ребуса» и «Изиды» — В. П. Быков использовал журналы как площадки для общения спиритуалистов. «Голос всеобщей любви» и «Спиритуалист» имели собственную доску объявлений, которой могли пользоваться спиритуалисты, размещавшие свои предложения о работе, например, «спиритуалистка, окончившая консерваторию, опытная в преподавании музыки, готовит в консерваторию и делает уроки музыки у себя и на дому»2.

Кроме того, посредством журналов В. П. Быков предлагал читателям принимать участие в оккультных практиках. В 1907 году В. П. Быков открыл бюро для ответов от духов, ориентируясь на подобное предприятие медиума Уильяма Стэда. В бюро под его руководством работало, по его словам, до 22 кружков3, чьи медиумы определяли болезни и прописывали лекарства по письмам подписчиков. Сходная практика ответов на вопросы через письма была использована В. П. Быковым в мае 1908 года, когда было объявлено об открытии при журнале «Спиритуалист» отдела «оттуда», в котором предполагалось давать ответы на вопросы подписчиков через знакомую ясновидящую4.

1 Голос всеобщей любви. № 22. 1909. С. 271.

2 Голос всеобщей любви. № 31. 1907. С. 512.

3 Быков В. П. 1914. С. 226.

4 Оттуда // Спиритуалист. № 5. 1908. С. 238 -239.

Подписчики на журналы и газету Быкова могли вступить в организованную им «оккультно-ментальную организацию»1. Ее участники практиковали заочные коллективные и личные молитвы, например, в октябре 1906 года была объявлена общая молитва для успокоения революционной России. При редакции журнала «Спиритуалист» был создан специальный «ментальный отдел», который публиковал открытые письма подписчиков с признаниями ее результативности2.

Наконец, через журнал «Смелые мысли» в 1910 году было организовано «лечение на расстоянии»: подписчики могли получить материальные предметы, например, «намагнетизированный предмет для вызывания у себя желательных сновидений и для излечивания некоторых форм головной боли»3. Эта практика, несмотря на разгоревшуюся в последних номерах «Спиритуалиста» дискуссию

0 духовной медицине, считалась В. П. Быковым ортодоксальной и после его разрыва со спиритизмом4.

Книгоиздательская деятельность В. П. Быкова является примером коммерциализации религиозного рынка после реформ 1905 года. Из-за специфики религиозной идеологии, которую исповедовал В. П. Быков, эта деятельность опиралась одновременно на принципы индивидуализма и коллективизма. С одной стороны, В. П. Быков апеллировал к индивидуализму, указывая на инструментальное значение оккультных практик, например, говоря об их пользе для успеха человека в личной жизни. С другой стороны, В. П. Быков исповедовал христианское «евангельское учение», суть которого сводилась им к бескорыстному служению ближнему, а идеология созданного им объединения, несмотря на апелляцию к «древнему знанию», была демократичной: «дай Бог, чтобы возможно скорее ликвидировалось лицемерно-фарисейское мнение, утверждающее о том, что-де тайны духовных знаний могут быть доступны

1 Оккультно-ментальная организация (для новых подписчиков) // Голос всеобщей любви № 3. 1909. С. 48.

2 Оккультно-ментальная молитва о благосостоянии каждого из участников // Спиритуалист. № 8. 1908. С. 380.

3 Смелые мысли. № 2. 1910. С. 33.

4 Редакция Лечение на расстоянии (бесплатные опыты Редакции журнала «Вифезда») // Вифезда. № 8-9. 1912. С. 395- 404.

только лишь посвященным. Это — политика не христианского направления»1.

В. П. Быков разрешал христианское противопоставление мамоны и Бога посредством обращения к оккультизму (Г. Дюрвилль, К. Б. Прахт и Ш. Барле) и идеям движения «Новое мышление» (В. В. Аткинсон, Г. Дрессер, П. Малфорд). До своего обращения к ортодоксии В. П. Быков подчеркивал, что большинство христианских чудес, например, исцеления, являются следствием действия оккультных сил, которые действуют из мира «четвертого измерения» на мир материи. Поскольку мир управляется «божественным законом», этим же законом управляется и коммерческая деятельность: религиозные акции могли приносить материальный доход, который был легитимной наградой за «духовную работу». Оккультизм для

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

B. П. Быкова был средством, при помощи которого нужно было добиваться личного успеха с целью обретения всеобщего согласия: социальный порядок согласно В. П. Быкову держался именно на «культовых» личностях, которые собирали людей вокруг себя, в том числе посредством использования оккультных сил.

Спиритизм и «спиритуалистическая философия»

Отношение В. П. Быкова к спиритизму как к средству общения с душами умерших менялось, поэтому в его текстах можно обнаружить противоречащие друг другу оценки этой практики. История увлечения В. П. Быкова спиритуализмом представляет собой долгий и противоречивый развод с учением Кардека, которое он стремился примирить с учением православной церкви даже путем исключения из него спиритизма как практики общения с миром духов.

В конце 1905 года В. П. Быков заявил о приверженности идеям Кардека, который, «доказывая, что факты ложно называемые сверхъестественными, подчиняются законам... присоединяет их к обычным проявлениям природы и уничтожает таким образом последнее прибежище чудесного и одно из главных начал суеверия»2. Спиритизм рассматривался им как средство, необходимое

1 Юм. Беседы старого спирита. Воскресение души // Спиритуалист. № 4. 1908.

C. 187.

2 Быкова В. Аллан Кардек // Спиритуалист. № 1. 1905. С. 8.

тем, кому «как детям, нужны более реальные, более наглядные представления»1. Спиритизм определялся в его журнале как средство социальной работы и миссионерское средство борьбы с неверием, а также «материализмом, пантеизмом и буддизмом», которые «несмотря на всю их несостоятельность, возобладали над Божественным учением Христа»2.

Представляется важным, что один из центральных вопросов спиритуалистической дискуссии о т. н. «самоличности духов» — подтверждения того, что они являются именно теми, кем представляются — не интересовал В. П. Быкова. Защищая спиритизм, он и его сотрудники утверждали, что в том случае, если спиритические сообщения не расходятся с учением Церкви, ничего греховного в них быть не может. Отчасти это обстоятельство объясняет его последующий переход на ортодоксальную позицию и принятие альтернативных спиритуалистическим объяснений оккультного и научного характера.

В начале публичной спиритуалистической карьеры В. П. Быков предполагал назвать созданное им объединение «Первое русское общество спиритов-догматиков с секциею для научных обследований»3. В ответе М. Сизову в январе 1906 года редакция уже проводила четкую грань между «спиритизмом» как практикой и «чистым спиритуализмом» как целостной философией: «наш же журнал краеугольным камнем своих положений считает спиритуализм, в самом широком смысле этого слова, отводя место Спиритизму только лишь как частности его»4. В конечном счете, с точки зрения редакции, «спиритизм рассматривает только внешнюю, если так можно выразиться, осязаемую форму общения с потусторонним миром»5 и, более того, необходимо различать «спиритические» и «спиритуалистические» организации6.

1 Нашим читателям // Спиритуалист. № 1. 1905. С. 3.

2 Гродницкий С. Н. Религия с философской точки зрения и сопоставление учения христианской церкви с учением Спиритизма // Спиритуалист. № 1. 1905. С. 42.

3 От редакции // Спиритуалист. № 2. 1905. С. 50; Название «общество спиритуалистов-догматиков» появляется в: Спиритуалист. № 3. 1906. С. 148.

4 Ответы на вопросы подписчиков // Спиритуалист. № 2. 1906. С. 48.

5 Ответы на вопросы подписчиков // Спиритуалист. № 4. 1906. С. 195.

6 Быков В. П. Роль и значение единомыслия, согласия и гармонии в спиритиче-

Взгляд на «спиритизм» как на низшую форму спиритуализма сложился, по всей видимости, под влиянием авторитетного для В. П. Быкова французского спирита Леона Дени, который подчеркивал несовместимость спиритизма (как учения, получаемого от духов) и научных исследований, «пропитанных чисто материальными теориями», а также критиковал движение «психизма»1. «Физическое» понимание «спиритизма» использовалось в полемике с «Ребусом», редактора которого упрекали в непонимании различий между спиритизмом и спиритуализмом2, а также определяли как «лишь спирита», но не спиритуалиста3.

Такая «физическая» трактовка спиритизма имела значимое религиозное измерение, им пользовались спиритуалисты в полемике с православной критикой, говорившей о греховности и невозможности вызова духов умерших людей. Спиритуалисты утверждали, что «истинно-верующие спириты» лишь создают физические условия для появления духов на сеансе «на случай их желания проявиться в том или другом кружке»4. Поэтому В. П. Быков настаивал на различении спиритизма и спиритуализма: первый предполагает тот или иной вид материального посредничества между человеком и духовным миром, в то время как «спиритуалист рассматривает всякую форму общения с Богом и с людьми как сеанс» и именно поэтому «мы являемся сторонниками той формы общения с потусторонним миром, которая носит в своих основных элементах широко-спиритуалистические свойства, но не узко спиритические тезисы»5. По мнению того же автора, «приблизительно с 55-60 годов во Франции» появился новый тип кружков, в которых «почти никогда не прибегали к вызыванию физических феноменов и к исследованию их, а устанавливали психографическую форму общения с Духами»6.

ских и спиритуалистических организациях // Спиритуалист. № 7. 1907. С. 305.

1 Дени Л. В невидимом мире // Спиритуалист. № 4. 1908. С. 121.

2 Князь Инок. Школа спиритуализма // Спиритуалист. № 9. 1907. С. 394.

3 Быков В. П. Редактору издателю журнала «Ребус» открытое письмо // Спиритуалист. № 9. 1907. С. 441.

4 Юм. Беседы старого спирита // Спиритуалист. № 3. 1905. С. 104.

5 Юм. Беседы старого спирита // Спиритуалист. № 1.1906. С. 12.

6 Юм. Беседы старого спирита // Спиритуалист. № 2. 1906. С. 61.

В. П. Быков специально подчеркивает, что со второй половины 1909 года спиритические сеансы в созданном им кружке были заменены на «психометрические опыты»1 (по руководству Г. Фа-нега) и «психометрические анализы» материалов подписчиков2. В 1910 году он рекомендовал к изучению «Курсы практического медиумизма» Джеймса Бреддавея, которые позиционировались как первое «общедоступное руководство к систематической выработке в себе всех известных до настоящего времени форм и видов медиумических способностей»3, а фактически представляли собой адаптацию магнетического учения Бреддавея к православному контексту. Психографические исследования, по мнению В. П. Быкова, «дают наглядные доказательства существования в человеке бессмертного начала: как-то: ясновидение, яснослышание, яснозрение, телепатию, ментальную энергию, животный магнетизм. ни на одно мгновение не делая попыток чистого спиритизма, вызывания умерших, равно как и всякого рода гаданий, ибо это мерзость перед лицом Господа Бога Живого»4. По этой причине В. П. Быков спиритуалистами «чистой воды» считал лишь свой кружок, который «теперь года два как занят только лишь философскою стороною вопроса и исследованиями в области психометрических и магнетических феноменов с живыми людьми, но не с духами»5.

Язвительную критику со стороны редакции «Ребуса» вызвало определение «догматический», вынесенное в название созданного В. П. Быковым объединения6. Е. Ф. Сперанская говорила о том, что «догматический спиритуализм» — это спиритуализм, построенный «на догматах христианской церкви по схеме знаменитого французского спиритуалиста Ипполита Ривайля»7. Хотя участники кружка

1 Психометрические опыты // Спиритуалист. № 1. 1910. С. 37.

2 Психометрические анализы // Смелые мысли. № 8. 1910. С. 205.

3 Голос всеобщей любви. № 18. 1909. С. 240.

4 Устав Кружка «Спиритуалистов-Догматиков» в Москве. М.: Типография В. П. Быкова, 1911. с. ^-т

5 Всемирный съезд спиритуалистов в Брюсселе 14-19 мая 1910 г. // Смелые мысли. № 19. 1910. С. 539.

6 По пути // Ребус. № 49-50. 1906. С. 6.

7 Доклад, читанный Е. Ф. Сперанскою 18 мая по новому стилю на всемирном съезде спиритуалистов в Брюсселе // Смелые мысли. № 19. 1910. С. 543.

отмечали свою приверженность всеобщей спиритуалистической философии, они не хотели отказываться от христианства: «Спиритуалистическая философия... не видит различия между Божеством каждой религии, рассматривая верховное начало, как начало всего существующего вне зависимости от того или другого названия. Христианский спиритуализм в своем основании имеет только то существенное отличие от нехристианского спиритуализма, что истинным путем к совершенной вечной жизни признает Господа Нашего Иисуса Христа, без милосердного содействия Коего не спасется ни один из живущих»1. «Догматический спиритуализм», как переходный этап от спиритизма к чистому спиритуализму, предполагал сохранение религиозного культа2.

Оккультный национализм как средство реформы церкви «Спиритуалистическая философия» была инклюзивной: она утверждала существование разных религиозных путей к истине. На страницах журналов В. П. Быкова публиковались авторы, не разделявшие его взглядов, но утверждавшие один из основных принципов спиритуалистической философии — «все зависит от того, верен ли он (человек — прим. автора) основным учениям своей религии»3.

В. П. Быков был сторонником христианского экуменизма., который предполагал, что все христиане в одинаковой мере имеют доступ к дарам божественной благодати. Критиковались те христианские конфессии, которые настаивали на исключительности, поскольку они «отошли от основ истинного евангельского учения»4. Основы «общечеловеческой христианской религии» сводились к следующему: «Жизнь по учению Христа. Свет Божественной правды. И любовь к ближнему»5. В. П. Быков рассматривал деятельность своего кружка как часть «великой евангельской проповеди», которая «мощной волной распространяется по всему земному

1 Ответы на вопросы подписчиков // Голос всеобщей любви. № 10. 1907. С. 176.

2 Князь Инок. Школа Спиритуализма // Спиритуалист. № 9. 1907. С. 394.

3 Боянус Н. К. Универсальная религия // Спиритуалист. № 1. 1908. С. 17.

4 Князь Инок. Разоренные килиббы // Спиритуалист. № 11. 1909. С. 507.

5 Князь Инок. Три основные элемента всеобщей христианской религии // Спиритуалист. № 10. 1907. С. 505.

шару»1. Он был убежден, что все религии со временем объединятся в одну, однако, оставлял открытым вопрос о том, какой будет эта религия по своей форме.

В. П. Быков считал, что миссионерская деятельность не должна вестись христианами среди христиан, поскольку она будет способствовать расколу. Рассуждая о том, почему переход из одной конфессии в другую является нежелательным, Быков использовал оккультный и национальный аргументы. Хотя оккультная традиция универсальна, доступ к ней возможен лишь через культуру, к которой принадлежит человек по его рождению.

В. П. Быков был убежден, что национальный спиритуализм — это единственно возможный ответ на распространение западного рационализма, который, утверждая значение общего, отрицает значение частного, выбрасывая за борт всеобщей истории национальную историю. Само существование народа связано для В. П. Быкова с его религией2. Утверждая реальность этого общения посредством установленных национальных религиозных обрядов, спиритуалисты подчеркивали, что нация возникает как следствие почитания людьми ее великих религиозных деятелей.

В этом отношении на первый план у В. П. Быкова выходит почитание русских национальных святых и подвижников — прежде всего, Серафима Саровского, объявленного покровителем МКСД3, и Иоанна Кронштадтского, сочинение последнего «Мысли христианина» демонстрировало примеры «магнетизма, воспитанного религиозными догматами и ритуалами»4. В. П. Быков, и до, и после своего разрыва со спиритизмом, подчеркивал роль и значение старчества, с некоторыми аспектами деятельности которого спиритуалисты должны были знакомиться по «Руководству к духовной жизни Варсонофия Великого и Иоанна»5. Подвижники, старцы и иные

1 Быков В. П. Спиритуализм, оккультизм и их отношение к христианской религии // Спиритуалист. № 1. 1910. С. 25.

2 Быков В. П. Протоиерей о. Иоанн Ильич Сергеев (Кронштадский // Спиритуалист. № 1. 1909. С. 21.

3 Оттуда (газета). № 6. 1908. С. 5.

4 Наши лекарства в нас самих. М.: Возрождение Духа, 1908. С. 102-126.

5 Юм. Беседы старого спирита. Личный магнетизм с христианско-спиритуали-стической точки зрения // Спиритуалист. № 10. 1908. С. 447.

великие учителя определяли не только судьбу страны, но и судьбу человечества: Апокалипсис откладывается только «лишь потому, что в этой стране, в этом месте находятся те великие праведники, которых правосудный Судья всей земли не желает губить вместе с нечестивыми»1.

В. П. Быков указывал на отличия между русским спиритуализмом и спиритуализмом зарубежным, например, он говорил о «католическом оттенке» сообщений Кардека. Он также приветствовал появление первого кружка русских менталистов, потому что это был кружок, «людей, связанных между собою общими интересами, общими идеями»: В. П. Быков организовал в 1906 всероссийскую «оккультно-ментальную молитву», которая должна была способствовать социальному благополучию России в революционную эпоху. Описывая коллективное моление в романе В. И. Крыжанов-ской «Железный канцлер древнего Египта», редакция «Спиритуалиста» замечала, что после такой молитвы «пробившееся затем в египетском народе национальное самосознание способствовало его объединению, которое и дало наконец, ему возможность восстановить свое первенствующее значение в государстве»2. Идеология религиозного национализма была средством, при помощи которого христианские спиритуалисты соединяли универсальный «космополитический» спиритуализм и православную традицию.

Князь Инок считал, что «спиритуалистическая философия» может быть применена для объяснения православных обрядов, которые благодаря ей обретают необходимую целесообразность и смысл: «много народа последовательно отходят от древних традиций лишь только потому, что, постигая результаты этих традиций, они не могут постигнуть их внутреннего смысла»3. Таким образом, оккультизм, трактующий о скрытом смысле практик, превращался в средство защиты православия, поскольку он претендовал

1 Быков В. П. Протоиерей о. Иоанн Ильич Сергеев (Кронштадский) // Спиритуалист. № 1. 1909. С. 20.

2 Атоим. Из сообщений, полученных в одном из кружков, входящих в состав Петербургского кружка для исследований в области психизма // Спиритуалист. № 9. 1906. С. 408.

3 Князь Инок. Немногие делайтесь учителями // Спиритуалист. № 6. 1906. С. 252.

на объяснение действия «религии» как реальной силы, способной к трансформации физического и социального мира.

Главным средством объяснения был концепт «флюида», «всемирного тока», «астральной материи», «оры», который был призван обеспечивать рациональную легитимность целого спектра православных практик. Эти практики были частым предметом критики со стороны представителей разных направлений общественной мысли того времени, в том числе дискуссия велась в самой православной церкви в контексте движения за ее реформу. Флюидом объяснялись исцеления и видения рядом с мощами святых. Одежда священнослужителей не требовала «осовременивания», поскольку, она «является установлением чрезвычайно древних кодексов, добытых также при посредстве указаний свыше. свободное платье церковно-служителей, главным образом, рассчитано на то, чтобы не препятствовать свободному выделению каждому из них своих флюидов, своих астральных материй»'. Природа таинств имела свое объяснение, поскольку «материализация святого тела и крови Господа всегда была и будет понятна истинным сынам ученья Спиритизма»2. Молитву следовало понимать как «необходимую насущную пищу духовной субстанции человека»3, иконы — как средства, накапливающие «флюид» подвижников.

Таким же образом объяснялись разные народные православные практики — национальная коллективная память противопоставлялась рационалистической индивидуалистической и универсальной науке. Например, В. П. Быков рекомендовал читать 90 псалом «Живый в помощь Всевышнему» как «лучшее средство предохранить себя от всего злого» при выходе из дома. Псалом следовало выписать на бумагу и носить его с собой на кресте, поскольку считалось, что он может «поднять вашу веру в защиту Господа Бога» и «сосредоточить на себе ваши молитвенные помыслы»4.

1 Там же. С. 250.

2 О таинстве евхаристии, о способностях и соизмеримости // Спиритуалист. № 4. 1906. С. 170.

3 Князь Инок. Молитва как средство общения не только с миром отшедших, но и с миром живых // Спиритуалист № 10. 1907. С. 460.

4 Голос всеобщей любви. № 28. 1907. С. 464.

На стены сеансовой комнаты рекомендовалось повесить плакаты с христианскими изречениями, которые имели не только дидактическое, но и оккультное назначение — они использовались для «укрепления силы воли и духа посредством зрительных органов» :.В. В. Байкова-Семигановская, активная участница МКСД, сотрудничавшая по гомеопатическим вопросам с митрополитом Л. М. Чичаговым, советовала читателям такое средство народной медицины: «в светлый праздник попросить священника вынуть

0 здравии (имя) болящего одну частицу из особой просфоры, после обедни отслужить молебен Спасителю, Богородице и тому Святому, имя которого носит болящий. Не выходя из храма, больной должен съесть просфору и запить святой водой, в которой попросить священника заранее омыть святое копье»2.

Спиритуалисты учили, что материальные блага не должны являться целью оккультной практики, но они настаивали, что они являются их важным побочным следствием. «Христианско-ок-культный личный магнетизм» противопоставлялся ими методам американских оккультистов, нацеленным на получение личной материальной выгоды. Называя это убеждение «оккультным законом», они ссылались на Евангельское изречение «Ищите прежде всего царствия Божия и правды его, все же остальное приложится вам». Князь Инок призывал побывать в паломничестве, утверждая, что оно оказывает положительное влияние на физическое состояние человека. Таким образом, хотя следование православным обрядам переставало в христианском спиритуализме быть условием спасения, оно оказывалось условием личного благополучия.

В то же время спиритуалисты стремились подчеркнуть, что «принципы «личного магнетизма» в христианской религии приводятся в Евангелии, в апостольских наставлениях, в святоотеческой литературе, прежде всего, в «Добротолюбии», а также наставлениях старцев Василия Поляномерульского и Паисия Величковского3. Оккультную практику умной молитвы предлагалось изучать

1 Голос всеобщей любви. № 16. 1907. С. 126.

2 Голос всеобщей любви. № 2. 1907. С. 48.

3 Юм. Беседы старого спирита, личный магнетизм с христианско-спиритуали-стической точки зрения // Спиритуалист. № 9. 1908. С. 405.

по «Откровенным рассказам странника духовному своему отцу» (Казань, 1884), потому что «способы, рекомендуемые Отцами церкви, несравненно легче, проще и дают возможности постоянно пожинать те результаты, о которых трактуют оккультисты нашего времени»1. Несмотря на критическое отношение к монашеству из-за требования обязательного безбрачия, В. П. Быков был убежден, что отдельные подвижники, такие как Серафим Саровский, демонстрируют пример правильного применения аскетических практик.

Хотя В. П. Быков стремился сохранить православную обрядность, в он критически относился к русской церкви как к политическому институту, прежде всего, объектом его критики становились «старческие голоса кормчьих книг», а также представители «ортодоксально-охранительного» направления, например, И. Восторгов, за их сближение с политическим национализмом и непонимание цели и задач движения «духовного возрождения», к которому он относил спиритуалистические, оккультные и теософские кружки2. В. П. Быков выступал за свободу интерпретации библейского текста и не был готов «согласиться с доводами господствующей церкви о том, что грешно мирянам произносить самостоятельно молитвословия, читать, толковать Евангелие и проповедовать слово Божие без особого на то благословения»3. Кроме того, он считал, что церковь должна более активно заниматься миссионерской деятельностью и в качестве образца рассматривал евангелические молитвенные собрания. В. П. Быков утверждал, что нельзя запрещать людям открыто молиться Богу вне зависимости от вероисповедания, потому что молитва — это сила. Таким образом, запрет на публичную проповедь и молитву оказывался, с оккультной точки зрения, запретом на доступ к «духовной медицине».

Главными ориентирами в миссионерской деятельности для

B. П. Быкова были разные евангельские проповедники, прежде всего,

1 Юм. Беседы старого спирита. Поворот к старому руслу // Спиритуалист. № 12. 1907. С. 549.

2 Юм. Беседы старого спирита. Воскресение души // Спиритуалист. № 4. 1908.

C. 179.

3 Быков В. Смелые мысли // Смелые мысли. № 9. 1910. С. 272.

Рубен Торрей и Дуайт Муди. Положительно оценивая практику «гласной молитвы», в качестве примера В. П. Быков указывал на деятельность пастора петербургской баптистской общины В. А. Фетелера, устраивавшего ночные собрания для проституток. Кроме того, на страницах его журналов высоко оценивались действия «Армии спасения» Уильяма Бута1, а Князь Инок в качестве одного из примеров «догматического спиритуализма» указывал на сочинение Джона Баньяна «Путешествие пилигрима в небесную страну»2.

Идеологию христианского спиритуализма следует рассматривать в контексте движения за реформы в Русской православной церкви. В. П. Быков был убежден, что религиозная традиция имеет приоритет перед религиозным откровением, которое не может содержать в себе ничего нового по отношению к традиции. Именно по этой причине он полагал, что наука сейчас открывает то, что было известно давно, но хранилось в тайне в эзотерических орденах. По сути, он мог бы солидаризоваться со словами традиционалистов о том, что «традиция является совершенно неустранимым элементом в процессе развития нашего сознания, и что гносеологический индивидуализм с неизбежной последовательностью ведет к саморазрушительным выводам»3.

«Се Жених грядет в полунощи» В. П. Быков считал, что он живет в эпоху «христианского возрождения» — широкого распространения учения Христа по всему миру. Это возрождение, с одной стороны, было возвращением к «давно забытым формам христианства первых веков»4, с другой же было апокалиптическим предзнаменованием, указывавшим на проповедь Евангелия «по всей вселенной» как признак близкого Страшного суда. По мнению Князя Инока, человечество в своем

1 Юм. Беседы старого спирита // Спиритуалист. № 2. 1906. С. 67.

2 Князь Инок. Школа Спиритуализма // Спиритуалист. № 9. 1907. С. 396; Юм Беседа старого спирита // Спиритуалист. № 1. 1908. С. 61.

3 Холопов И. Д. Идеология церковной реформы. Киев: изд-е журнала «Христианская мысль», 1916. С. 7.

4 В. П. Б. Можно ли в наше время жить в духе христианского учения // Голос всеобщей любви. № 28. 1907. С. 460.

развитии проходит три стадии — спиритизма, догматического спиритуализма и чистого спиритуализма. В настоящий момент человечество находится на второй стадии, начало которой положил «Божественный Спаситель мира», а на третьей стадии «во всех жизненных формах проявит себя третья Ипостась Св. Троицы — Дух Святой; когда настанет третий завет, завет Царства Св. Духа»'.

Спиритуалистическая практика была, прежде всего, практикой герменевтической. Начиная с расшифровки автоматического письма и угадывания сообщений блюдечка и заканчивая повседневным отношением к миру как к божественному тексту, спиритуалисты стремились получить указания «оттуда», в соответствии с которыми они могли бы построить свою повседневную жизнь. Понимание мира как божественного текста придавало осмысленность любому материальному действию: спиритуалист «дешифрует каждое самое ничтожное событие в своей будничной жизни. Во всем он видит руководящий перст Верховного Существа, управляющего его судьбами. и во всем, и везде он видит. понятное ему и ощутимое им присутствие Бога»2.

Особое значение спиритуалисты придавали негативным событиям, рассматривая их как знаки приближающегося Страшного Суда3. Князь Инок именно так предлагал трактовать введение запретов на изображения Христа в общественных учреждениях и школах Франции и Америки: «неужели это начало конца, неужели это та эпоха, о которой предсказывал божественный Учитель Своим ученикам, свидетельствуя признаки кончины мира?»4. Осмысляя революционные события 1905 года как часть глобального эволюционного процесса, спиритуалисты использовали библейский текст как герменевтический инструмент, при помощи которого они объясняли происходящую на их глазах социальную катастрофу.

1 Князь Инок. Школа Спиритуализма // Спиритуалист. № 9. 1907. С. 397; Князь Инок. Молитва как средство общения не только с миром отшедших, но и с миром живых // Спиритуалист. № 10. 1907. С. 459.

2 Юм. Психология «неспокойных» домов и состояние «мятущихся» Духов // Спиритуалист. № 11. 1909. С. 489.

3 Быков В. Смелые мысли // Смелые мысли. № 32. 1910. С. 786; Быков В. Смелые мысли // Смелые мысли. № 41. 1910. С. 930.

4 Князь Инок. Под новый год // Спиритуалист. № 1. 1908. С. 3.

Наступление новой эпохи предполагало столкновение двух армий — армии Антихриста (из спиритуалистов о нем специально писали Ф. К. Бейнинген, И. А. Карышев, Е. П. Семенов) и «светлой и святой армии» Христа. Метафора «войны» была напрямую заимствована из евангелического христианства, олицетворением которого был Христос: «Я ничего не имею против всех известных форм исповедания христианской религии, для меня уже давным-давно люди разделены на два диаметрально-противоположенных лагеря: за Христа и против Христа»1. Социальные разделения снимались с помощью глобального противопоставления тех, кто спасется, тем, кто будет низвержен в геенну огненную.

Решающая роль в будущем эсхатологическом событии отводилась русскому народу, сохранившему благодаря православной церкви оккультную связь с миром духов. Некоторые спиритуалисты, например, Е. И. Молоховец, проводя параллели с библейскими пророчествами и судьбой еврейского народа, настаивали на его исключительной роли. Спиритуалисты-догматики, разделяя общий для спиритуалистов милленаристский пафос, придерживались менее радикальной позиции: утверждая, что к истине могут привести разные религии, они считали, что наиболее эффективный и короткий путь — это путь православной религии. В эпоху расцвета глобального историзма милленаризм, утверждавший переходный характер текущего исторического времени и предсказывавший скорое наступление нового исторического этапа в соответствии с христианской историософией, разрешал конфликт между историческим национальным прошлым и универсальным, но неизвестным, будущим.

1 Князь Инок. Икона // Спиритуалист. № 11. 1908. С. 483.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.