нее вредными совершенно бесспорно. Однако приходится считаться с фактом применения в настоящее время некоторых токсических веществ (например, бензола, метилового спирта). Поэтому необходимо особое внимание уделить вентиляционным установкам, так как употребление даже сравнительно' менее токсических веществ (например, бензина) вызывает необходимость в устройстве местных вентиляционных установок для непосредственного отсоса вредных газов. Отсюда вытекает обязательность обеспечения всех процессов по намазке и сушке рациональными местными отсасывающими установками.
9. Необходимо разработать рациональный тип банок для клеев и растворителей.
Проф. С. СКУНДИНА (Москва)
Снижение временной нетрудоспособности по малярии за 1939 г. на Горьковском автомобильном заводе им. Молотова
Из кафедры социальной гигиены Горьковского государственного медицинского
института
Разработанные кафедрой социальной гигиены Горьковского государственного медицинского института материалы по временной нетрудоспособности на Автомобильном заводе имени Молотова за 1939 г. свидетельствуют о снижении заболеваемости рабочих, инженерно-технических работников, служащих и младшего обслуживающего персонала по всем основным группам болезней.
Исключительное значение имеют достигнутые на автозаводе успехи по борьбе с малярией, так как территория Автозаводского района раньше была сильно заболоченной. Уже в 1935 г. в результате мероприятий, проведенных госсанинспекцией, удалось снизить временную нетрудоспособность по малярии1. Однако приток новых рабочих из районов, пораженных малярией, и недостаточная акрихинизация маляриков вновь вызвали повышение временной нетрудоспособности по малярии в 1937 и 1938 гг.
Таблица 1
Показатели временной нетрудоспособности по малярии по Горьковскому автомобильному заводу в целом за 1935, 1938 и 1939 гг.
Годы Мужчин Женщин Обоего пола Средняя продолжительность 1 случая в оплаченных днях
на 100 работающих
случаев оплаченных дней случаев оплаченных дней случаев оплаченных дней мужчины женщины обоего пола
1935 ......... 1938 ......... 1939 ......... 1939 г. в % к 1938 г. . 1939 г. в о/о к 1935 г. . 6,4 8,4 4,9 58,3 76,6 71,7 85,4 39,6 46,4 55,2 6,5 . 6,9 4,2 60,9 64,6 71,1 72,7 37,7 51,9 53,0 6.5 7,8 4.6 59,0 70,8 71,5 80,4 38,8 48,3 54,3 11,2 10,2 8,0 78,4 71,4 10,9 10,6 9,0 84,9 82,6 11,0 10.3 8,4 81,5 76.4
1 См. статью проф. С. С к у н д и в о й, Сдвиги во временной нетрудоспособности по малярии на Горьковском автомобильном заводе им. Молотова, «Гигиена и санитария», № 6, 1937 г.
В 1939 г. достигнуто снижение временной нетрудоспособности не только по сравнению с 1938, но и с 1935 г. (табл. 1). Несмотря на значительное увеличение на заводе количества рабочих и служащих, число оплаченных дней вследствие заболеваний малярией в 1939 г. оказалось на 16 651 меньше, чем в 1938 г.
Закономерность показателей табл. 1 справедлива и для основных производственных групп завода.
В 1939 г. снизилась нетрудоспособность по малярии по таким цехам завода, как опытные мастерские, прессовый, кузнечный, литейный, рессорный, колесный, механический, сборочный, штамповый и инструментальный, отдел главного механика.
Снижение, заболеваний малярией особенно ярко можно иллюстрировать на примере кузницы, колыбели бусыгинского движения в стране (табл. 2).
Таблица 2
Показатели временной нетрудоспособности по малярии у рабочих кузнечного цеха за 1935, 1938 и 1939 гг.
Годы Мужчин | Женщин | Обоего пола Средняя продолжительность 1 случая в оплаченных днях
на 100 работающих
случаев оплаченных дней случаев оплаченных дней случаев оплаченных дней мужчины женщины обоего пола
1935 ........ 1938 ........ 1939 ......... 1939 г. в % к 1938 г. . 1939 г. в о/0 к 1935 г. . 5,7 9.5 3.6 23,9 63,2 58,7 129,7 27,6 21,3 47,0 5,5 3,7 2,3 62,2 41,8 61,3 31,7 23,3 73,5 38,0 5,6 7,3 3,1 42,5 55,4 59,5 93,3 26,0 27,9 43,7 10,3 13,7 7,7 56,2 74,7 11,2 8,6 10,1 117,4 90,2 10,6 12,8 8,4 65,6 79,3
Значительное снижение отмечается и по рессорному цеху. Так, в 1939 г. у рабочих мужчин временная нетрудоспособность по малярии упала по сравнению с 1938 г. по числу случаев на 100 работающих — на 60,7%, а по числу дней — на 65,4%, у женщин — на 53,8% по числу случаев и на 32,3% по числу дней.
В сборочном цехе у мужчин число случаев на 100 работающих снизилось на 48,1%, число дней — на 62,9%, в механическом цехе соответственно на 36,6% и 47,8%, в колесном — на 42,1% и 33,1%.
Таким образом, по всем основным, решающим цехам Горьковско-го автозавода в 1939 г. резко снизилась временная нетрудоспособность по малярии, что имеет огромное значение как показатель улучшения здоровья рабочих и сохраняет стране крупные резервы рабочей силы.
Динамика временной нетрудоспособности по малярии по основным промышленным районам Горьковской области за время с 1932 по 1940 г. дает нам более благополучные показатели по такому важнейшему промышленному центру не только области, но и всего Советского Союза, как Горьковский автозавод.
Из всех районов Горьковской области наибольшее распространение малярии отмечается в группе индустриальных районов, расположенных в волжско-окском треугольнике. 75% всех случаев заболеваний малярией падает на центральные районы области, прежде всего на Гидроторф, Картонную фабрику, Гогрэс, Решетинскую фабрику, Бумкомбинат, Стеклозавод, показатели которых значительно выше, чем на автозаводе. Это частично объясняется тем, что размах гидротехнических работ в Автозаводском районе значительно шире, чем в любом другом. Так, в 1939 г. из 1 942 га осушенных болот по всей Горьковской области 748 приходится на автозавод, который не
снизил объема осушительных работ по сравнению с предыдущим годом, в то время как по области он сократился на 35%. Из 350 км каналов, вырытых в целях борьбы с малярией по всей Горьковской области за последние 6 лет, 185 км приходится на Автозаводский район.
Определенную роль сыграла также профилактическая акрихиниза-ция (за 1939 г. она здесь не проводилась) и несколько большее снабжение населения пологами.
Решающее значение в снижении заболеваемости малярией на Горь-ковском автозаводе имела большая работа, проведенная госсанинспекцией Автозаводского района, особенно ее сотрудником инж. Бронниковым. Этот положительный опыт заслуживает всеобщего внимания.
Сильная заболоченность территории Автозаводского района, ранее изобиловавшего непроходимыми трясинами общей площадью свыше 4,5 тыс. га, являющимися основными очагами малярийных комаров, остро ставила вопрос об осушке этих болотных массивов.
Инженер Бронников уже с 1929 г. систематически проводит гидрологические обследования грунтовых и поверхностных вод, а также гидрометрические наблюдения на болотах и на специальном створе из 15 буровых наблюдательных скважин. Анофелогенными оказались все основные болота Автозаводского района: Гнилицкое, Стри-гинское, Доскинское, Татьянкино, Гонобобельное, Чудиновское, Долгое, Боковое и Горелое.
В 1930 г. по проекту инж. Бронникова для осушки болот и спуска ливневых вод в Оку Автостроем был вырыт пятикилометровый Хмелевский канал, а затем—главный западный Бронниковский канал в 4 м глубиной и 9 м шириной.
С 1933 г. госсанинспекция Автозаводского района приступила к осушке болот в пятикилометровой зоне. Противомалярийные гидротехнические работы проводились за счет средств по бюджету областной малярийной станции и автозавода. Госсанинспекцией был разработан план осушки территории от центра автозавода к малонаселенной периферии района с учетом зараженности болот и уровня заболеваемости населения малярией, при этом были широко использованы данные малярийной станции Автозаводского района.
За время с осени 1933 по 1940 г. территория района покрылась густой сетью осушительных-каналов общим протяжением в 185 км. Для их устройства пришлось извлечь 290 ООО м3 земли. В результате удалось осушить 4 460 га болотных массивов.
Заслуга инж. Бронникова заключается и в том, что он ежегодно добивался перевыполнения установленного плана гидротехнических работ. Так, в 1933 г. план был выполнен на 123%, в 1934 г. на 133%, в 1935 г. на 144%, в 1936 г. на 162%, в 1937 г. на 140%, в 1938 г. на 140%, в 1939 г. на 165%, а в среднем за все годы план выполнен на 144%.
Для полного использования кредитов, полученных в конце года, инж. Бронников проводил гидротехнические работы и зимой. В своем официальном отчете он отметил положительный эффект этого мероприятия.
На осушку болот по Автозаводскому району израсходовано с 1933 по 1940 г. 1360 000 рублей.
В результате проведенной работы количество комаров на зимовках снизилось, по данным энтомологов, на 81%. А это не могло не сказаться на снижении заболеваемости малярией. Так, по данным госсанинспекции Автозаводского района, первичная обращаемость по малярии непрерывно падает с 1938 г. В 1935 г. на 10 000 населения приходилось 5 673 первичных обращения, в 1936 г.— 516, в 1937 г.—
647, в 1938 г.—442, в 1939 г.—316. Таким образом, в 1939 г. мы имели снижение на 28,5% по сравнению с 1938 г. и на 53% по сравнению с 1935 г.
Определенную роль здесь сыграла и работа, проделанная малярийной станцией. Так, в 1939 г. ею было обследовано на малярию 45 816 человек, причем выявлено около 4 ООО маляриков.
Из 3 969 амбулаторных посещений свежих заболеваний оказалось 1 795. Лечебно-профилактической акрихинизацией охвачено 4 398 человек. Площадь обработанных водоемов (главным образом посредством авиаопыления парижской зеленью) составила 1605,5 га. Заделано сетками окон общей площадью 2 347 м2. Население снабжено 1 464 пологами. Проводилась работа по уничтожению комаров на дневках и зимовках.
Было прочитано 104 лекции, в том числе 11 — по радио. 57 раз демонстрировался специальный антималярийный кинофильм для населения района.
Однако успокаиваться на достигнутых результатах нельзя, так как в 1939 г. автозавод имел значительные потери вследствие временной нетрудоспособности рабочих и служащих в результате заболеваний малярией.
Большим злом является недостаточное лечение маляриков и преждевременное прекращение лечения. Это относится как к заводской поликлинике, так и ко всей внебольничной сети района. Отдельные цеховые здравпункты стоят в стороне от борьбы с малярией.
Взятие на строгий учет всех маляриков завода, обследование на паразитоносительство всех вновь прибывающих, обеспечение проти-ворецидивной акрихинизации и тщательного систематического лечения каждого малярика — вот задача, стоящая перед всеми лечебными учреждениями Автозаводского района и особенно перед заводской поликлиникой.
К концу третьей пятилетки госсанинспекции необходимо полностью реализовать план ликвидации всей заболоченности в районе.
Нужно значительно шире развернуть санитарно-просветительную работу и поднять на борьбу за ликвидацию малярии как массового заболевания всю сеть здравоохранения и население района.
Инж. И. И. НИКОЛАЕНКО (Уральск)
Оздоровление города Уральска
Уральск, насчитывающий до 70 тыс. населения, является административным и культурным центром Западно-Казахстанской - области. За весь 340-летний период его существования о городском благоустройстве заботились очень мало, и только при советской власти Уральск начал преображаться. Ряд новых прекрасных зданий (театр, педагогический институт, больница, родильный дом, многочисленные школы и жилые дома) изменили лицо старого города.
Однако до последнего времени Уральск оставался еще недостаточно благоустроенным. Отсутствие стока и мостовых делало улицы непроходимыми весной и осенью, а летом они утопали в пыли. Дворы были загрязнены различного рода отбросами и навозом. Окружавшие город болота являлись рассадниками малярийного комара.
Между тем здоровый воздух степных просторов, правильно разбитые и прямые улицы, быстрый Урал с притоком р. Чаганом со-