III
СОЦИОКУЛЬТУРНЫЕ ПРАКТИКИ: ИСТОРИЯ И СОВРЕМЕННОСТЬ
УДК 628.55:550.461 (470.341)
А.А. Гордин1, Е.Д. Гордина11 РАЗВИТИЕ СОЦИОКУЛЬТУРНОЙ СФЕРЫ СОЦГОРОДА ГОРЬКОВСКОГО АВТОЗАВОДА В 1930-Е ГОДЫ1
НИЖЕГОРОДСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ АРХИТЕКТУРНО-СТРОИТЕЛЬНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ1
НИЖЕГОРОДСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ТЕХНИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ
ИМ. Р.Е. АЛЕКСЕЕВА11
В центре внимания настоящей статьи - основные направления культурно-просветительской работы советского общества 1930-х годов на примере социокультурной сферы Соцгорода Горьковского автозавода. Выбор объекта исследования обусловлен рассмотрением Соцгорода в качестве идеальной модели формирования нового типа советского рабочего. Обозначены основные тенденции развития рассматриваемой социокультурной урбанистической системы
Ключевые слова: социокультурное развитие, урбанистика, советское общество, советская культура, культурно-просветительская работа..
Годы первых пятилеток ознаменовались гигантским промышленным строительством и колоссальными социокультурными изменениями, происходившими в Советском Союзе. В 1930-е годы заметно активизировались процессы урбанизации страны - рядом с промышленными центрами создавались новые города, начался процесс миграции жителей страны из сельской местности в города. «Вчерашние крестьяне» становились в ряды рабочего класса, меняя соху на станки. Уникальным явлением советской действительности 1930-х годов стали Социалистические города, как правило, возникавшие рядом с новыми заводами. Сегодня представляется важным постижение советского опыта развития и функционирования такой сложной социокультурной системы, как Социалистической город. Изучение Соцгорода требует использования междисциплинарного подхода. В отечественной научной литературе феномен Соцгорода рассматривался, прежде всего, с точки зрения развития советской архитектуры и градостроительства (С.О. Хан-Магометов, В.Э. Хазанова, О.В. Орельская, М.Г. Меерович и др.) [1-7]. С позиции социальной истории были рассмотрены различные аспекты развития советского общества (в том числе в рамках «рабочей истории») в 1930-е годы в работах А.К. Соколова, С.В. Журавлева, А.М. Маркевича, М.Ю. Мухина, Е. А. Осоки-ной [8-13]. В фундаментальном издании «Общество и власть. Российская провинция», на основе разноплановых документальных материалов, хранящихся в нижегородских архивах, раскрываются различные стороны взаимодействия властных структур и населения российской провинции, повседневная жизнь людей, их реакция на происходящие события на протяжении всего советского периода (1917 - 1991 гг.) [14].
1 Исследование выполнено при поддержке Министерства образования и науки Российской Федерации, согла-
шение №14.В37.21.0492 «Социалистический город как историко-культурный феномен советской эпохи (на материалах соцгорода Горьковского автозавода.1930 - сер. 1960-х гг.)».
В современной западной историографии уделяется пристальное внимание социокультурному развитию советского общества (в том числе - рабочего класса) в 1930-е годы (Ш. Фицпатрик, Л. Самуэльсон, В.З. Голдман, С. Дэвис и др.) [15-18]. Большое значение для анализа методологии и научных подходов в исследовании советского города представляет исследование Т. Бона [19].
Задача статьи - на основе анализа социокультурного развития Соцгорода раскрыть основные направления культурно-просветительской работы как важнейший элемент формирования «нового типа советского человека». Крупнейшим градостроительным проектом первых пятилеток был Социалистический город Горьковского автозавода. В 1929 году советское правительство решило построить современный автомобильный завод в районе Нижнего Новгорода [20, с. 10-11]. Уже в 1932 году с конвейера Горьковского автозавода сошли первые автомобили [21, с. 52-64]. Социалистический город автозавода рассматривался в качестве идеальной системы, в которой будет проходить процесс формирования нового типа советского рабочего. «Наш завод является первым предприятием в Советском Союзе, на котором организовано массовое производство автомобилей... Новое оборудование, новая техника, новая организация производства и труда требуют от нашего рабочего большей культурности, большей дисциплинированности, большей технической подготовки, чем на других заводах со старым оборудованием», - отмечал автозаводский инженер И.М. Ашавский [22, с.10-11]. Отметим, что на волне градостроительной дискуссии 1929 - 1930 годов [1, с.125-127], вопросам культуры и образования в социалистических городах уделялось самое пристальное внимание в теоретических разработках градостроителей, архитекторов, общественных и политических деятелей. А. Луначарский, подчеркивая принципиальную разницу капиталистической и социалистической культур, отмечал, что первая характеризуется индивидуализмом и конкуренцией, а вторая - коллективизмом и сотрудничеством [23, с.75]. В социалистических городах предполагалось создать разветвленную сеть дошкольных и школьных учреждений, причем школа - «это, прежде всего, хорошо оборудования мастерская. Это комбинация кабинетов, коллекций, складов, всякого рода орудий и пособий. Это место совместного труда» [23, с.78]. А. Луначарский писал: «мы рисуем себе основную жизненную ячейку города по преимуществу в форме дома-коммуны на 1,2,3 тысячи жителей. В этот общий очаг должны быть включены и клубные помещения, т.е., большие залы и небольшие кабинеты, предназначенные для собраний всего коллектива, для спектаклей, концертов, больших киносеансов» [23, с. 80-81].
В 1929 - 1930 годах прошел всесоюзный конкурс на проект Соцгорода автозавода [5, с. 39; 1, с. 150]. Победу в конкурсе одержала работа студентов МВТУ, выполненная под руководством архитектора А.Г. Мордвинова. «В принятом к осуществлению проекте МВТУ, -отмечала газета «Автогигант», - дом-коммуна решен как законченный жилой комбинат общей вместимостью в 1000 чел., в который входят жилые кабины на одного человека не менее
9 кв. м.» [24]. В дальнейшем проект МВТУ был доработан [25]. «Дома-коммуны чистого вида нашли преждевременными, поэтому шестьдесят процентов всех зданий стали строить с установкой на индивидуальные квартиры» [26, с. 61-62].
В городе для рабочих и инженеров автогиганта предполагалось организовать новый образ жизни. «Нам нужны новые основы жизни. Новый город должен быть. лабораторией нового быта. Миллионы людей учатся жить по-новому. Церковь, карты, пьянство и поп -вот что было «культурным» уделом рабочего при капиталистическом строе. Нам надо превратить наш город в школу культуры, политического воспитания тысяч людей, прибывших из разных краев, городов, деревень», - отмечал автозаводец И.М. Ашавский [22, с.15]. В процессе формирования нового человека труда, советского трудящегося важная роль отводилась культурно-просветительской работе. Значительная часть автозаводских рабочих была представлена выходцами из сельской местности. В 1933 г. по социальному происхождению большая часть рабочих автозавода был представлена выходцами из деревни (56,6%), из рабочей среды - 39 % , прочих - 4,4% [27, с. 98.]. Писатель и журналист М. Кольцов в очерке
1935 года, посвященном А.Г. Стаханову, прекрасно передал атмосферу массовой миграции крестьян в города в годы первых пятилеток: «Деревня прет», - говорили в заводских конторах, в правлениях трестов, в цехах, кто с тревогой, кто со злорадством. Когда промышленность. стала расти сотнями процентов, когда в открытые ворота заводов, в свежеотстроен-ные, еще сырые цехи хлынул поток крестьянской рабочей силы - многим казалось, что эти люди сомнут, исковеркают машины, может быть, лягут на них костьми, но не освоят их» [28, с.156]. Именно приобщение вчерашних малограмотных крестьян к образцам мировой художественной культуры и произведениям советских деятелей культуры и искусства выступало одним из главных механизмов в создании советского рабочего, который должен быть образован и просвещен.
С 1930 по 1937 год в районе было обучено 16 491 неграмотных и малограмотных. В 1937 году в школах и кружках в районе обучалось 1 750 неграмотных и 2 258 малограмотных [33]. Многие из них получили среднее образование, работали мастерами, техниками. Работница Большакова пришла в кузнечный цех неграмотной. После школы неграмотных она окончила курсы и стала мастером обрезного участка. Чернорабочий Клеменьтев не умел ни писать, ни читать, а после школы стал работать в кузовном цехе наладчиком, увлекся чтением произведений русских и мировых классиков [33].
В районе шел быстрый рост школ. В 1930 - 1931 годах в районе была одна школа [33], в 1939 году - уже 30 (табл. 1) [34, Ф.2561.Оп. 2. Д. 3.Л.31 - 31 об].
Таблица 1
Рост школ в Автозаводском районе
Типы школ 1934 г. 1935 г. 1936 г. 1937 г. 1938 г. 1939 г.
Начальные школы 12 16 16 18 16 15
Средние и неполные школы 6 8 10 11 14 15
Всего 18 24 26 29 30 30
Количество учащихся начальных, неполных средних и средних школ в районе выросло с 9 451 в 1935 году - до 16 382 человек в 1939 году (табл. 2) .
Таблица 2
Количество школьников в Автозаводском районе
Год Количество
1935 9 451
1936 10 786
1937 13 600
1938 15 695
1939 16 382
Количество учителей в 1934 - 1935 годах - 248, в 1939 году - 495 [34, Л. 32]. Важной особенностью 1930-х годов стало то, что именно в это время происходит активное изменение функций семьи, связанных с воспитанием детей и передачей им трудовых навыков, которые семья начала делить со специализированными детскими учреждениями (яслями, детскими садами, школами).
Особым типом учебного заведения, сориентированным на подготовку кадров для Горьковского автозавода, являлся Профтехкомбинат. В 1930-е годы в его состав входили семь различных учебных заведений: школа ФЗУ, автотехникум, производственно-
технические курсы, курсы по повышению квалификации инженеров, техников, мастеров, автошкола, рабфак, филиал Горьковского индустриального института им. Жданова [34].
Большая культурно-просветительская работа проводилась библиотекой автозавода, основанной еще во время строительства предприятия, 19 ноября 1931 года, и состоявшей сначала из двух ящиков книг. Спрос на книги был огромным. При этом особенно остро ощущалась нехватка художественной литературы [29-31]. Администрация завода периодически организовывала поездки за книгами в Москву, обращалась в ЦК профсоюзов РАТАП (работников авиационной, тракторной и автомобильной промышленности) и в правление Союза советских писателей с просьбой об оказании помощи книгами. Столичная библиотека иностранной литературы предоставила во временное пользование автозаводским коллегам одну большую книжную передвижку. В 1932 г. наряду с центральной библиотекой, читальным залом, передвижным фондом, детским отделением возникли также филиалы в корпусах завода и рабочих поселках [29, 30].
Для максимально успешного решения задачи организации библиотечной сети на автозаводе с 1935 г. действовал специальный консультпункт от Московского государственного библиотечного института [29, 30]. Библиотекой проводилось множество массовых мероприятий, рассчитанных на популяризацию книг и знакомство с ними малообразованных людей. Устраивались беседы, громкие читки, печатались специальные книги с крупным шрифтом. В 1934 году библиотечные работники приняли активное участие в Первомайской демонстрации, неся макеты книг, портреты писателей, лозунги, призывающие к чтению, содержащие информацию о книгах, пропагандирующие знания. Со специального красочно декорированного автомобиля разбрасывались листовки-приглашения в библиотеку с указанием адресов всех ее филиалов [29, 30]. Значительная работа с читателями была проведена накануне I Съезда советских писателей: изучались мнения рабочих завода о книгах, их суждения по вопросам литературы. Эти опросы показали, что наибольшей популярностью среди читателей пользуются произведения М. Горького, М. Шолохова, Ф. Панферова и А.С. Новикова-Прибоя. На основе собранных анкет, 200 отзывов о книгах, 300 высказываний о литературе, 250 предложений трудящихся автозавода был составлен «Наказ горьковского автозавода» Первому Съезду писателей, обсуждавшийся и корректировавшийся на 12 читательских собраниях [29, 30]. С 1933 года начал работать созданный усилиями библиотечных работников кабинет самообразования, содержащий фонд справочной и учебной литературы, периодику, энциклопедии. Под эгидой кабинета самообразования действовало несколько кружков по интересам (английского и немецкого языка и др.). Одним из самых любимых автозаводцами был кружок популяризации науки [29, 30].
Важной формой массовой работы с читателем в 1930-е годы был громкие читки. В 1934 г. на автозаводе были организованы двухмесячные курсы чтецов. С 1936 г. на заводе стали проходить литературные декады и месячники, частым явлением стали литературные вечера в честь какого-либо писателя [29, 30]. Отдельное внимание уделялось библиотекой работе с бусыгинцами - передовиками производства автозавода: выявлялся уровень грамотности, литературного кругозора и предпочтений рабочих, составлялись индивидуальные читательские планы [29, 30]. Большой интерес среди автозаводцев вызывали встречи с писателями. 24 сентября 1934 года состоялся вечер с участием А.С. Новикова-Прибоя, В.Г. Лидина и А.Г. Малышкина. Писатели читали отрывки из своих произведений, рассказывали о творческих планах, отвечали на вопросы аудитории. Особенно тепло рабочие приняли А.С. Но-викова-Прибоя, разговор продолжался до поздней ночи. Читателей интересовало пути развития советской литературы, главные ее направления, пути создания художественных произведений. Под конец беседы А.С. Новиков-Прибой уже сидел на столе, а вокруг теснились читатели, расспрашивая его о тех временах, когда он был матросом, о его жизни [29, 30]. В декабре 1934 года на Автозавод приехала группа писателей и художников: Д.С. Моор, М.В. Морозов, В.А. Фаворский, А.М. Герасимов и др., была организована их беседа «с рабкоровским и изокоровским активом завода» [35]. В результате было заключено соглашение о со-
вместной деятельности по организации выставки картин на автозаводе [35]. В Автозаводском районе г. Горького в 1937 году насчитывалось 17 библиотек (техническая при заводоуправлении, библиотека отдела подготовки кадров, совпартшколы и др.). Кроме того, в Социалистическом городе автозавода действовало 25 школьных библиотек. При центральной библиотеке, а также библиотеках подготовки кадров и Стройгаза работало 35 библиотек-передвижек. Книжный фонд библиотек Автозаводского района составлял 294 000 экземпляров (за исключением школьных библиотек) [33].
В 1937 году жители Социалистического города автозавода выписывали 20 841 экземпляров газет и 10 882 журналов (из них газеты «Правда» - 2 450 экземпляров, «Известия» -1 440, «Горьковская коммуна» - 3 637; журналов «Большевик» - 440 экземпляров, «Работница» - 597, «Роман-газета» - 146). Ежедневно через розничную сеть продавалось более
10 000 газет [33]. «Сейчас на каждых двух взрослых человек в нашем районе приходится одна газета», - писало издание «Автогиганат» в 1937 году [33]. В Автозаводском районе г. Горького действовала разветвленная сеть клубных учреждений и «баз культурного отдыха». В 1937 году «почти в каждом поселке района - Западном, Колхозном, в поселке Строителей, Гнилицах, Порту - имеются клубы, всего их 9» [33]. Кроме того, в Соцгороде автозавода располагался Центральный клуб, Щитковый театр. В 1937 году открылся киноконцертный зал [33]. «Летом свой отдых автозаводцы проводят на базах культурного отдыха. Их в районе три: в Стригинском бору, на Американском поселке и поселке Строителей. Шесть клубов района оборудованы звуковыми киноустановками», - писала газета «Автогигант» в 1937 году [33]. Отметим, что в целом советские рабочие интересовались вопросами литературы, о чем свидетельствует анализ читательской почты ГИХЛа 30-х годов. Рабочие являются несомненными лидерами по уровню читательской активности - от них была получена четверть всех писем [32, Ф. 613. Оп. 1. Д. 488. Л. 1-270].
Таким образом, можно констатировать, что в Соцгороде Горьковского автозавода проводилась огромная культурно-просветительская работа, включавшая в себя ряд основных направлений (развитие системы школьного и профессионального обучения, активная библиотечная деятельность, организация клубов, встречи с представителями творческой интеллигенции и др.). Шло активное формирование «нового советского человека», его сознания и образа жизни. Соцгород был типичной для советского общества 1930-х годов урбанистической микросистемой, в которой проходил интенсивный процесс культурной революции.
Библиографический список
1. Хан-Магомедов, С. О. Архитектура советского авангарда. В 2 кн. Кн. 2: Социальные проблемы [Текст] / С. О. Хан-Магомедов. - М.: Стройиздат, 2001. - 712 с.
2. Хазанова, В. Э. Клубная жизнь и архитектура клуба 1917-1941 [Текст] / В. Э. Хазанова. - М.: Жираф, 2000. - 159 с.
3. Хазанова, В. Э. Советская архитектура первой пятилетки [Текст] / В. Э. Хазанова. - М.: Наука, 1980. - 374 с.
4. Хазанова, В. Э. Советская архитектура первых лет Октября. 1917-1925 гг. [Текст] / В. Э. Хазанова. - М.: Наука, 1970. - 214 с.
5. Орельская, О. В. Архитектура советского авангарда в г. Нижнем Новгороде [Текст] / О. В. Орель-ская. - Н. Новгород: Промграфика, 2005. - 192 с.
6. Меерович, М. Г. Рождение Соцгорода. Градостроительная политика в СССР. 1926-1932 гг. (Концепция социалистического расселения - формирование населенных мест нового типа) [Текст] / М. Г. Меерович. - Иркутск : Изд-во ИрГТУ, 2008. - 472 с.
7. Меерович, М. Г. Рождение и смерть города-сада: Градостроительная политика в СССР. 1917-1926 гг. (От идеи поселения-сада к советскому рабочему поселку) [Текст] / М. Г. Меерович. - Иркутск. : ИрГТУ, 2008. - 340 с.
8. Соколов, А. К. Социальная история России новейшего времени: проблемы методологии и источниковедения [Текст] // Социальная история. Ежегодник, 1998-1999. - М., 1999. С. 39-76.
9. Соколов, А. К. Драма рабочего класса и перспективы рабочей истории в современной России [Текст] // Социальная история. Ежегодник, 2004. - М., 2005. - С. 7-52.
10. Маркевич, А. М. «Магнитка близ Садового кольца»: Стимулы к работе на Московском заводе «Серп и молот», 1883-2001 гг. [Текст] / А.М. Маркевич, А.К. Соколов. - М.: РОССПЭН, 2005. - 368 с.
11. Журавлев, С. В. «Маленькие люди» и «большая история»: иностранцы Московского электрозавода в советском обществе 1920-1930-х годов [Текст] / С. В. Журавлев. - М.: РОССПЭН, 2000. - 352 с.
12. Журавлев, С. В., М.Ю. Мухин «Крепость социализма» : Повседневность и мотивация труда на советском предприятии, 1928-1938 гг. [Текст] / С. В. Журавлев, М. Ю. Мухин. - М.: РОССПЭН, 2004. - 240 с.
13. Осокина, Е. А. За фасадом «сталинского изобилия». Распределение и рынок в снабжении населения в годы индустриализации. 1927 - 1941/ Е. А. Осокина. 2-е изд. доп. - М.: РОСПЭН, 1998.
14. Общество и власть. Российская провинция: 1917-1980-е г.: (по материалам нижегор. архивов) [Текст]. В 3 т. Т. 2 : 1930 г. - июнь 1941 г. / Ин-т рос. истории РАН и др. ; сост. А. А. Кулаков, В. В. Смирнов, Л. П. Колодникова. - М.; Н. Новгород : ИРИ РАН, 2005. - 1150 с.
15. Фицпатрик, Ш. Повседневный сталинизм. Социальная история советской России в 30-е годы: город [Текст] / Ш. Фицпатрик. - М.: РОССПЭН, 2001. - 336 с.
16. Самуэльсон, Л. Танкоград: секреты русского тыла, 1917 - 1953 [Текст] / Л. Самуэльсон. - М.: РОССПЭН; Фонд «Президентский центр Б. Н. Ельцина», 2010. - 375 с.
17. Голдман, В. З. Женщины у проходной. Гендерные отношения в советской индустрии (1917 - 1937 гг.) [Текст] / В.З. Голдман. - М.: РОССПЭН; Фонд «Президентский центр Б. Н. Ельцина», 2010. -358 с.
18. Дэвис, С. Мнение народа в сталинской России: Террор, пропаганда и инакомыслие, 1934 - 1941 [Текст] / С. Дэвис. - М.: РОССПЭН; Фонд «Президентский центр Б. Н. Ельцина», 2011. - 231 с.
19. Бон, Т. «Социалистический город» или «европейский город»: урбанизация и рурализация в Восточной Европе [Текст] / Т. Бон. // Российская история. - 2009. - № 1. - С. 65-76.
20. Горьковский автомобильный [Текст] / Редкол. И. И. Киселев, В. Я. Доброхотов, А. В. Новиков [и др.]. - М.: Мысль, 1981. - 303 с.
21. Гордин, А. А. Горьковский автомобильный завод. История и современность. 1932 - 2012 [Текст] / А. А. Гордин. - Н. Новгород, 2012. - 320с.
22. Ашавский, И. М. Соцгород Нижегородского автозавода [Текст] / И. М. Ашавский. - Н. Новгород: ОГИЗ, 1932. - 56 с.
23. Луначарский, А. Культура в социалистических городах // Города социализма и социалистическая реконструкция быта [Текст] / А. Луначарский. - М.: Работник просвещения. - С. 75 - 84.
24. Строим социалистический город. Результаты конкурса проектов //Автогигант. 1930. 31 марта.
25. Любимов, С. М. Воспоминания и раздумья [Текст] / С. М. Любимов // Музей истории ОАО «ГАЗ». С. 6.
26. Автомобильный гигант: сборник очерков / Бригада НАПП; А. Зубков и [др.] - Н. Новгород: ОГИЗ, 1931. - 160 с.
27. Два года борьбы за овладение передовой техникой. Материалы к отчету парткома автозавода им. Молотова на третьей заводской партконференции. Декабрь 1933 г. [Текст] // Музей истории ОАО «ГАЗ».
28. Кольцов, М. Восторг и ярость /М. Кольцов. - М.: Правда, 1990. - 480с.
29. История библиотеки ГАЗ [Текст] // Музей истории ОАО «ГАЗ».
30. Гордина Е. Д., Гордин А. А. Формы массовой работы с читателями библиотеки Горьковского автозавода в 1930-е годы [Текст] / Е. Д. Гордина, А. А. Гордин. // Библиотековедение. 2011. № 4. С. 6670.
31. Андронов. Шолохов и Толстой - в дефиците [Текст] // Автогигант. 1934. 2 января.
32. Государственное казенное учреждение Российский государственный архив литературы и искусства.
33. Наш район к двадцатой годовщине Октября [Текст] // Автогигант. 1937. 4 ноября.
34. Кузница кадров [Текст] // Автогигант. 1934. 26 ноября.
35. Р. Г. Встреча мастеров кисти и слова с мастерами автомобиля [Текст] // Автогигант. 1934. 20 декабря.