V7Tk"791 09 1 9 IH IT\ 10,2021 Контент доступен по лицензии СС BY-NC 4.0
J AJV / LI .и/1 ./. |(cc) (jjCS) Tins is an open access article under the CC BY-NC 4.0 license
DOI' 10 26140/bgz3-2021-1004-0045 (https://creativecommons.org/iicenses/by-nc/4.o/)
СНИЖЕНИЕ УРОВНЯ СУБЪЕКТИВНОЙ НЕОПРЕДЕЛЕННОСТИ БУДУЩИХ СПЕЦИАЛИСТОВ СТРОИТЕЛЬНОЙ СФЕРЫ ПОСРЕДСТВОМ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ BIM-ТЕХНОЛОГИЙ
© Автор(ы) 2021 SPIN: 3256-1470 AuthorlD: 264819 Scopus ID:57202894714 ORCID: 0000-0003-4084-4008 АХМЕТЖАНОВА Галина Васильевна, доктор педагогических наук, профессор, заведующий кафедрой
педагогики и методик преподавания ФГБОУ ВО Тольяттинский государственный университет (445020, Россия, Самарская обл., г. Тольятти, улица Белорусская, 14)
SPIN: 9607-0550 AuthorlD: 560432 Scopus ID: 57225229608 ORCID: 0000-0002-9282-3295
ЕМЕЛЬЯНОВА Татьяна Витальевна, кандидат педагогических наук, доцент кафедры
педагогики и методик преподавания ФГБОУ ВО Тольяттинский государственный университет (445020, Россия, Самарская обл., г. Тольятти, улица Белорусская, 14)
SPIN: 7215-4281 AuthorID: 556717
ЮРЬЕВ Алексей Владимирович, аспирант
ФГБОУ ВО Тольяттинский государственный университет (445020, Россия, Самарская обл., г. Тольятти, улица Белорусская, 14, e-mail: pimp@tltsu.ru) Аннотация. Стремительный мировой процесс цифровизации всех сфер жизнедеятельности требует от выпускников системы среднего профессионального образования новых значимых знаний и умений, повышающих эффективность деятельности в условиях неопределенности изменяющейся профессиональной сферы. Для студентов ситуации неопределенности возникают на фоне недостаточного понимания функциональных и карьерных перспектив и неполного освоения новых технологий будущей профессиональной деятельности. Цель статьи - описание процесса преодоления ситуации личностной неопределенности будущих специалистов строительной отрасли за счет повышения уровня сформированности профессиональных компетенций посредством применения BIM-технологий. Уточнено, что BIM являются инструментом, процессом и системой, эффективно влияющей и на преодоление личностной неопределенности будущих специалистов, и на результативность работы выпускников строительных специальностей в постоянно обновляющихся условиях профессиональной деятельности. Даны примеры заданий на основе BIM-технологий, реализуемых в учебном процессе колледжа. Приведены данные, отображающие изменения уровня сформированности профессиональных компетенций (понимание стратегии строительной области, ориентирование в регламентах и стандартах, умение управлять изменениями в строительной области) будущих специалистов строительной отрасли. Авторы приходят к выводу, что необходимо проектировать методологическую основу образовательного процесса колледжа на основе BIM-технологий, разрабатывать способы преодоления консервативной практики подготовки будущих специалистов в системе среднего профессионально образования.
Ключевые слова: неопределенность, объективная неопределенность, субъективная неопределенность, строительная отрасль, будущие специалисты строительной отрасли, профессиональные компетенции, BIM-технологии, профессиональная подготовка, учебный процесс, среднее профессиональное образование.
REDUCING THE LEVEL OF SUBJECTIVE UNCERTAINTY OF FUTURE SPECIALISTS IN THE CONSTRUCTION SECTOR THROUGH THE USE OF BIM TECHNOLOGIES
© The Author(s) 2021
AKHMETZHANOVA Galina Vasilyevna, doctor of pedagogical sciences, professor, head of the department of
pedagogy and teaching methods of Togliatti State University EMELYANOVA Tatiana Vitalievna, candidate of pedagogical sciences, associate professor of the department of pedagogy and teaching methods of Togliatti State University YURYEV Alexey Vladimirovich, post-graduate student Togliatti State University (445020, Russia, Samara region, Togliatti, Belorusskaya st., 14, e-mail: pimp@tltsu.ru) Abstract: The rapid global process of digitalization of all spheres of life requires new significant knowledge and skills from graduates of the secondary vocational education system, which increase the efficiency of activities in the conditions of uncertainty of the changing professional sphere. For students, situations of uncertainty arise against the background of insufficient understanding of functional and career prospects and incomplete development of new technologies for future professional activity. The purpose of the article is to describe the process of overcoming the situation of personal uncertainty of future specialists in the construction industry by increasing the level of formation of professional competencies through the use of BIM technologies. It is clarified that BiM is a tool, process and system that effectively affects both overcoming the personal uncertainty of future specialists and the effectiveness of graduates of construction specialties in constantly updating professional conditions. Examples of tasks based on BIM technologies implemented in the educational process of the college are given. The data reflecting changes in the level of formation of professional competencies (understanding of the strategy of the construction field, orientation in regulations and standards, the ability to manage changes in the construction field) of future specialists of the construction industry are presented. The authors come to the conclusion that it is necessary to design the methodological foundations of the college educational process based on BIM technologies, to develop ways to overcome the conservative practice of training future specialists in the system of secondary vocational education.
Keywords: uncertainty, objective uncertainty; subjective uncertainty, construction industry, future specialists of the construction industry, professional competencies, BIM technologies, professional training, educational process, secondary vocational education.
Балтийский гуманитарный журнал. 2021. Т. 10. № 4(37)
ISSN print: 2311-0066; ISSN online: 2712-9780
ВВЕДЕНИЕ
Инновационные технологии оказывают существенное влияние на экономику и общество, изменяют способы общения и взаимодействия, трудовой и учебной деятельности, стимулируют создание и внедрение инноваций практически во все сферы жизни и деятельности человека [1-4]. Но, в то же время, их стремительное возникновение и распространение создает ситуацию неопределенности, влечет за собой огромное количество непонятных для человека ситуаций и неоднозначной информации.
В современных психолого-педагогических исследованиях неоднократно предпринимались попытки обобщения взглядов и подходов к неопределенности. Так, объективная неопределенность рассматривается как не зависящая от самого человека данность, масштабы которой возрастают вслед за усложнением мира [5]. Это характеристика условий, обстоятельств, факторов, среды, которые не позволяют человеку, по не зависящим от него причинам, в полной мере достичь целей своего личностного или профессионального развития. В свою очередь, субъективная неопределенность является следствием недостатка знаний, умений в той или иной области, нечеткости представлений о собственных действиях. Однако, по мнению Т.В. Корниловой, именно неопределенность выступает «полем взаимодействий», на котором в полной мере раскрывается активность человека, его способность отвечать на вызовы конкретной ситуации [6]. Ряд исследователей рассматривают понятие «неопределенность» в тесной взаимосвязи и взаимообусловленности с конкурентоспособностью и возможностью профессионального роста специалиста, обладающего способностью формулировать и решать профессиональные задачи в условиях неопределенности, минимизировать их негативные последствия [7; 8].
Вышесказанное относится практически ко всем существующим и даже пока еще не существующим профессиям. Однако с большой долей вероятности можно утверждать, что целый ряд специальностей будут востребованы и в будущем. К примеру, строительные специальности играют центральную роль и в прогрессе общества, и в развитии экономики государства. Согласно прогнозу GlobalData, рост мирового строительного производства увеличит с 3,2 % в 2020 г. до 3,4 % в 2023 г. [9]. От качества проектирования и постройки жилых, производственных и иных объектов, дорожного, гидротехнического, железно- и автодорожного строительства зависит возможность предотвращения техногенных катастроф или минимизация их последствий, рациональное использование природных ресурсов и, в целом, создание условий для улучшения жизни людей. Однако новым поколениям строителей предстоит работать с иными по своей конструкции и материалам зданиями, в совершенно иной среде, где рабочие процессы автоматизированы, руководство рабочими площадками осуществляется в онлайн-режиме, контракты заключаются не на бумаге, а с помощью смартфонов и электронных подписей. По мере развития этих процессов должны развиваться и сами строители, и система профессионального образования, их готовящая.
Такая ситуация может быть интерпретирована в двух аспектах:
1. Как объективная неопределенность (техническая, экономическая, управленческая и др.), для снижения уровня которой недостает знаний: исходных, накопленных в процессе предыдущей работы с конкретным объектом, или оперативных, текущих сведений об объекте.
2. Как субъективная неопределенность (восприятие и оценка ситуации субъектом), представляющая собой информационное пространство для реализации субъектом конкретных профессиональных знаний, выбора и принятия решений на основе выявления причин,
а также способов снижения уровня неопределенности [10; 11].
В первом случае, неопределенность информации может быть разрешена путем осуществления ряда мер организационного и технологического характера, например, посредством налаживания учета и систематизации данных. Субъективная же неопределенность характеризуется необходимостью осознанного, ответственного выбора и, как следствие, высокой степенью риска принятия неадекватного решения при выполнении того или иного действия.
В целом, отношение к неопределенности в научном мире неоднозначно. С одной стороны, она неконтроли-руема, делает невозможным управление и прогноз развития событий, структурирование причинно-следственных закономерностей по причине отсутствия информации и готовых алгоритмов ее интерпретации, т.е. представляет собой «смысловой абсурд», разрывающий связь внешнего, объективного мира и субъективного внутреннего мира личности [12]. С другой стороны, ситуации неопределенности обладают такой характеристикой, как новизна, что побуждает человека размышлять и действовать. В этом аспекте неопределенность выступает своеобразным «двигателем» образовательного процесса, мотивируя педагога к оперативному поиску ответов на вопросы «как учить?», «чему учить?» [13].
Как показывает опыт, именно субъективная неопределенность становится одной из основных причин того, что 43 % выпускников колледжей не работают по специальности (данные выборочного исследования Росстата, 2019 г.) [14]. Для студентов, будущих инженеров-строителей, такие ситуации связаны с негативным настроением, неуверенностью в своих возможностях и способностях, высокой степенью тревожности, и, как следствие, с сомнением в правильности выбора сферы трудовой деятельности. В то же время, эта ситуации напрямую зависит от самой системы образования: с одной стороны, она названа ВНИИ труда Минтруда России одной из наиболее стабильных сфер работы в стране, с другой - образование первым ощущает на себе экономические, социальные и иные преобразования, происходящие в обществе, и реагирует на них, а в целом уже не первое десятилетие находится в состоянии стабильной неопределенности.
Связано это, прежде всего, с объективными факторами, влекущими за собой пролонгированную «пересборку» некогда стабильной модели образования. К таким факторам, в первую очередь, относится стремительное развитие цифровых технологий, в корне меняющее способы создания, фиксации, передачи знаний и навыков. Еще один фактор - спрос на новые компетенции выпускников образовательных учреждений, требующий новых образовательных стандартов и форм обучения, которые, в свою очередь, быстро заменяют собой традиционные образовательные системы. Третий фактор - видоизмененная ценностная позиция «общества потребления»: во-первых, возрастает число обучающихся с низкой мотивацией к обучению, для которых образование не представляет особой ценности; во-вторых, обучающиеся, понимающие смысл саморазвития, не готовы довольствоваться готовым «пакетом знаний», они уверены в себе, предприимчивы, требовательны к образованию, легко осваивают технологии. Их будущее - еще несуществующие профессии. Современному педагогу СПО приходится готовить обучающегося к жизни, о которой ни одному, ни другому практически ничего не известно.
Для педагога неопределенность учебного процесса может выражаться в непрерывных качественных изменениях содержания и организации профессиональной деятельности: и в непредсказуемости действий обучающихся - представителей «цифрового поколения», и в стремительном переходе образовательных организаций на дистанционную форму обучения в условиях СОУГО-19, названного в новейшей учебной литературе
«средством, изменившим правила игры» [15], и в иных аспектах, когда педагог не имеет четких инструкций, а работа с помощью проверенного «инструментария» становится неэффективной.
Для студента ситуации неопределенности могут быть связаны и с видением будущей профессии, когда функциональные и карьерные перспективы не ясны, и с потенциальной «пользой» или «бесполезностью» осваиваемых в ходе обучения знаний, навыков, технологий в реальных профессиональных условиях. Наиболее явно это проявляется среди будущих строителей в эпоху циф-ровизации отрасли [16].
МЕТОДОЛОГИЯ
Цель статьи - описание процесса преодоления ситуации личностной неопределенности будущих специалистов строительной отрасли за счет повышения уровня сформированности профессиональных компетенций посредством применения BIM-технологий. Для реализации цели необходимо выполнение ряда задач, которые предполагают конкретизацию компетенций студентов СПО, обучающихся по направлению подготовки 08.02.01 «Строительство и эксплуатация зданий и сооружений», разработку дидактического материала, соответствующего содержанию выявленных компетенций, подбор диагностических методик и проведение диагностики с целью определения исходного уровня рассматриваемых компетенций и изменений их сформированности по результатам проделанной работы.
РЕЗУЛЬТАТЫ
Личностная неопределенность студентов, как было указано выше, в основе своей имеет недостаточный уровень освоенности знаний и практических навыков и, в целом, сформированности профессиональных компетенций. Для студентов СПО, обучающихся по направлению подготовки 08.02.01 «Строительство и эксплуатация зданий и сооружений», прежде всего, необходимо:
- понимание стратегии развития строительной отрасли: знание специфики развития строительных предприятий региона; умение проводить анализ внутренней и внешней среды профессиональной деятельности, определять сильные и слабые стороны строительных объектов относительно региональной специфики конструкций, материалов и пр.;
- умение управлять изменениями в строительной области: выявлять современные ресурсы и возможности для повышения конкурентоспособности строительных предприятий; выбирать оптимальный вариант стратегического плана строительства; разрабатывать план реальных действий по созданию определенного объекта и индикаторы успешности профессиональной деятельности; анализировать результаты выполнения мероприятий, корректировать цели и способы их достижения;
- способность ориентированность в регламентах и стандартах: умеет проверять и анализировать нормативную документацию, выбирать оптимальный способ решения профессиональных задач, учитывая действующие правовые нормы и имеющиеся условия, ресурсы и ограничения.
Указанные компетенции конкретизированы как приоритетные в ходе круглого стола с работодателями - представителями крупных строительных предприятий городского округа Тольятти (ООО «Капитальный проект», ООО «СтройМонтажТольятти» и др.) в Тольяттинском политехническом колледже в 2020 г.
С целью формирования данных компетенций и с учетом того, что технический прогресс сегодня предоставляет универсальные инструменты, обеспечивающие повышение производительности строительной отрасли, для реализации опытно-экспериментальной работы выбрана технология BIM (информационное моделирование зданий).
BIM сегодня является «универсальным языком» проектов строительной отрасли, позволяющим коллективу специалистов проектировать и документировать проек-
ты зданий и объектов инфраструктуры, сопровождать их на протяжении всего жизненного цикла: от планирования и проектирования до сноса.
В образовательном процессе реализация технологии BIM начинается с создания базового объекта - информационной 3D-модели, и одновременной разработки необходимой документации. При проектировании модели анализируются возможные, наиболее оптимальные варианты проекта, создается визуализация, помогающая обучающимся лучше понять, как будет выглядеть здание в реальных условиях. BIM в качестве образовательной технологии в процессе подготовки будущих специалистов строительной сферы - это возможность сформировать осмысленное, включенное отношения к деятельности, платформа для самовыражения, самопознания и самооценки себя как профессионала.
Преимущества BIM как инновационной строительной технологии заключаются в сокращении времени реализации проектов, в снижении затрат, повышении качества и, как следствие, в большей удовлетворенности клиентов. Преимущества для студентов при использовании BIM в учебном процессе колледжа в том, что:
- переход от традиционного моделирования на основе чертежей к использованию BIM - это не просто введение в образовательный процесс нового дидактического инструмента, а содержательно иная методология и, одновременно, мейнстрим в практике современной строительной сферы;
- BIM - инструмент, предоставляющий студентам возможность лучшего понимания рабочей информации о конструкции в процессе разработки деталей, материалов и соединений объекта и, в целом, его информационной модели в 3D формате [17].
Таким образом, BIM - это инструмент, процесс и система, оказывающая непосредственное эффективное влияние на ход и результат работы строительных организаций, а при использовании в образовательном процессе -позволяющая превратить учебный процесс в «яркую трехмерную интерактивную сцену, имитирующую строительную площадку» [18], сформировать профессионально необходимые компетенции и, тем самым, преодолеть ситуацию личностной неопределенности студентов.
В зарубежных системах подготовки кадров освоение BlM-технологий реализуется на специализированных курсах Autodesk Certified Professional (университет Колорадо, США), CAD / BIM technologies and Applications (Национальный университет Тайваня, КНР), La gestión de personas y equipos (Школа бизнеса IESE, университет Наварры, Испания) и др.
В отношении отечественной системы образования речь идет, как правило, о внедрении BIM в качестве образовательной технологии в образовательные программы вузов, а также в дополнительные профессиональные программы повышения квалификации. В качестве примера можно назвать курс повышения квалификации «Информационное моделирование (BIM) строительных объектов. BIM-технологии для проектирования зданий и сооружений» (ЦНТИ ПРОГРЕСС Санкт-Петербург / Москва). В то же время, согласно Постановлению Правительства Российской Федерации от 05.03.2021 № 331, начиная с 1 января 2022 года, все договоры, заключенные на строительство школ, больниц, детских садов и прочих объектов, финансируемых за государственный счет, должны содержать в себе положения о формировании и использовании BIM-модели. Соответственно, у заказчиков и исполнителей этих договоров должны быть в штате подготовленные специалисты, умеющие работать с информационной моделью. Это может быть достигнуто за счет внедрения BIM в систему средней профессиональной подготовки [19-22].
Использование BlM-технологий для проведения реформирования в отечественной системе среднего профессионального образования находится в стадии раз-
Балтийский гуманитарный журнал. 2021. Т. 10. № 4(37)
ISSN print: 2311-0066; ISSN online: 2712-9780
работки. В настоящее время «узким местом» является нехватка педагогов, владеющих программами BIM, а также методического и дидактического обеспечения образовательного процесса.
Пересмотр программ Тольяттинского политехнического колледжа в связи с внедрением BIM в образовательный процесс в настоящее время находится на стадии планирования в тесном сотрудничестве с участниками строительной отрасли. Задача состоит в том, чтобы представить BIM как педагогический инструмент, который может быть включен в образование на всех ступенях профессиональной подготовки будущих специалистов строительной сферы.
В ходе проведенной нами работы BIM применен в дисциплинах общепрофессионального цикла, таких как «Правовое обеспечение профессиональной деятельности», «Инженерная графика», а также в учебных курсах, включенных в профессиональный цикл и касающихся освоения знаний и навыков по проектированию конструктивных элементов объектов и выполнения работ по их строительству и реконструкции. В эксперименте были задействованы обучающиеся по направлению подготовки 08.02.01 «Строительство и эксплуатация зданий и сооружений», 3 курс, 48 человек. Временной период работы - сентябрь-март 2021 г.
В частности, задания, нацеленные на формирование понимания стратегии развития строительной отрасли, включают разработку таких базовых стратегий, как лидерство в издержках и стратегия фокусирования. Первая из указанных стратегий направлена на достижение конкурентных преимуществ объекта за счет низких затрат на отдельные конструктивные элементы. Стратегия фокусирования предполагает выбор ограниченной по масштабам строительной деятельности с конкретно очерченным кругом потребителей (определение рыночной ниши). В учебный процесс включались онлайн-обзоры объектов, построенных с применением BIM, в числе которых административно-деловой комплекс «Невская ратуша», «Лахта-Центр» (г. Санкт-Петербург) и др.
С целью формирования умения управлять изменениями в строительной области осваивались инструменты BIM-проектирования и построения виртуальных зданий и объектов, в частности, инструментарий для создания и редактирования чертежа (работа с текстом, размерами, выносками и другими инструментами анносирования чертежа), приобретался опыт распределения объектов по слоям, управления свойствами объектов, создания сложносоставных объектов на основе полилиний, использования AutoCAD и др. В частности, разрабатывалась BIM-модель надземного пешеходного перехода Revit (два вертикальных остекленных блока, лестничные сходы, армирование); BIM-модель автомобильной дороги Revit (комплексный проект с проработанными водопропускными трубами, лотками, надземными пешеходными переходами, дорожными знаками, инженерными коммуникациями и другими инженерными элементами); построение планов информационного моделирования для внутренних инженерных сетей посредством Revit MEP; 3Б-виды и визуализации. Для выявления преимуществ BIM применялся метод сравнения с расчетами в программе Robot Structural с последующим импортом данных в программу Lira.
В процессе формирования способности ориентироваться в регламентах и стандартах изучались правила организации процесса информационного моделирования, специфика коллективной работы над моделью, требования к моделям, методы извлечения данных из модели, формировались навыки составления стандартов, создавались рабочие библиотеки BIM-компонентов для систем отопления, вентиляции и кондиционирования.
Перед началом работы и по ее завершении проведены диагностические процедуры, цель которых - определение исходного состояния выявленных компетенций и изменений их сформированности по результатам иссле-
дования.
Применяемые методы диагностики:
1. Метод «Анализ проблем» (К. Исикава): определение сути проблемы, ее описание (суть, место, время, степень отклонения); получение ключевой информации по каждому из четырех пунктов описания для определения возможных причин возникновения проблемы; выделение наиболее вероятной причины, проверка выявленной причины проблемы на подлинность.
2. Метод «Оценка ситуации» (метод кейсов): анализ конкретных профессиональных ситуаций на основе фактического материала с целью принятия управленческие решения.
Результаты экспериментальной работы показали повышение уровня сформированности выявленных компетенций (Рисунок 1).
Рисунок 1 - Сравнительные показатели сформированности профессиональных компетенций будущих специалистов строительной сферы
Данные, приведенные на рисунке 1, показывают, что наибольшие изменения наблюдаются в отношении умения управлять изменениями в строительной области (увеличение на 18 %) и понимания стратегии развития строительной отрасли (повышение составило 12 %). Уровень ориентирования в регламентах и стандартах изначально был довольно высок (69 %), однако проделанная работа позволила поднять показатель еще на 7 %.
ВЫВОДЫ
Таким образом, применение BIM-технологий не только охватывает все стадии производства и жизнеобеспечения зданий, но и становится основой обучения современных специалистов строительной сферы, повышая их уровень профессиональной определенности за счет формирования профессионально значимых компетенций посредством комплексного освоения цифровых инструментов сбора данных, проведения проектных работ, строительства, оснащения, эксплуатации и ремонтных работ на объекте.
Работа с цифровыми моделями объекта позволяет в виртуальном режиме рассчитать, состыковать, собрать в единую конструкцию элементы и системы будущего сооружения, выявить их функциональную пригодность, эксплуатационные качества и жизнеспособность и, как следствие, сформировать у обучающихся ясное понимание стратегии развития строительной отрасли.
Проведенная работа показала необходимость интеграции BIM в структуру СПО с целью формирования компетенций, позволяющих снизить уровень личностной неопределенности студентов, - будущих специалистов строительной сферы. Следующий этап исследования - проектирование методологической основы образовательного процесса колледжа на основе BIM-технологий.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:
1. Асмолов, А. Г. Психология современности: вызовы неопределенности, сложности и разнообразия /А. Г. Асмолов // Психологические исследования, 2015. Т. 8. № 40. С. 1.
2. Al-Ashmori Y. Y. et al. BIM benefits and its influence on the BIM implementation in Malaysia //Ain Shams Engineering Journal. — 2020. — Т. 11. - №. 4. - С. 1013-1019.
3. Witt E., Kähkönen K. BIM-enabled education: a systematic
literature review //10th Nordic Conference on Construction Economics and Organization. - Emerald Publishing Limited, 2019.
4. Пашковская Е.Г. Цифровая трансформация деятельности субъектов малого бизнеса в контексте экономической безопасности. Экономика и управление. 2021;27(8):654-666. https://doi. org/10.35854/1998-1627-2021-8-654-666
5. Смирнов, С. Д. (2016). Прогностическая направленность образа мира как основа динамического контроля неопределенности. Психологический журнал, 37(5), 5—13.
6. Sampaio A. Z. Introduction of BIM methodology in education: Concept and application //4th International Conference on Higher Education Advances (HEAD'18). — Editorial Universitat Politécnica de Valencia, 2018. - С. 19-27.
7. Нови И.Н., Дубовой И.Г. Анализ методов повышения конкурентоспособности промышленных предприятий в условиях неопределенности //Вестник ТИУиЭ. 2020. №1 (31). С. 28-30
8. Погодина Т.В., Удальцова Н.Л. Стратегическое управление конкурентоспособностью промышленных компаний в нестабильных рыночных условиях // Вестник Удмуртского университета. Серия «Экономика и право». 2020. №1. С. 41-49
9. Цзинчэнь Юй Факторы, оказывающие влияние на развитие строительства России и Китая // Экономика и управление народным хозяйством. Экономические науки, 2019. № 12 (181). С.369-376. https:// doi.org/10.14451/1.181369
10. Макаева К.И., Серверова Э.И., Вефаева П.Р., Годгаев Д.Б., Умкеева Б.В., Очаева Д.Ц., Безрукова О.Г. Сущность рисков и неопределенности в менеджменте //Вестник Алтайской академии экономики и права. 2019. № 7-2. С. 38-47.
11. Witt E., Kahkonen K. BIM-enabled education: a systematic literature review //10th Nordic Conference on Construction Economics and Organization. - Emerald Publishing Limited, 2019.
12. Кочеулова О.А. Преодоление неопределенности внешнего и внутреннего миров человека // Человек в условиях неопределенности: сборник научных трудов в 2-х т. / Под общей и научной редакцией д.ф.н. Е.В. Бакшутовой, д.п.н. О.В. Юсуповой, к.псх.н. Е.Ю. Двойниковой. Т. 2. Самара: Самар. гос. техн. ун-т. 2018. С. 30-33.
13. Бегалинова К.К., Косенко Т.С., Наливайко Н.В. Принцип неопределенности в образовании как социально-философская проблема // Философия образования. 2016. № 2 (65). С. 122-128.
14. Три факта о трудоустройстве выпускников 2016-2018 годов // Федеральная служба государственной статистики. URL: https:// rosstat.gov.ru/folder/70843/document/88401
15. Farrell R., Sugrue C. Sustainable Teaching in an Uncertain World: Pedagogical Continuities, Un-Precedented Challenges. 2021. https://doi. org/10.5772/intechopen.96078
16. Maskuriy R., Selamat A., Maresova P., Krejcar O. and Olalekan O. D. Industry 4.0 for the Construction Industry: Review of Management Perspective. Economies 2019, 7, 68; doi:10.3390/economies7030068
17. Dong R.-R. The Application of BIM Technology in Building Construction Quality Management and Talent Training. EURASIA Journal of Mathematics Science and Technology Education. 2017 13(7):4311-4317 DOI: 10.12973/eurasia.2017.00860a
18. JinXu, Bin-KeLi, Su-Mei LuoPractice and Exploration on Teaching Reform of Engineering Project Management Course in Universities Based on BIM Simulation Technology// EURASIA Journal of Mathematics, Science and Technology Education, 2018, 14(5), 1827-1835. https://doi. org/10.29333/ejmste/85417
19. Крашакова, Т. Ю. Способы формирования ключевых компетенций цифровой экономики у будущих техников-строителей / Т. Ю. Крашакова, И. И. Тубер // Инновационное развитие профессионального образования. — 2021. — № 3 (31). — С. 47-54.
20. Shelbourn, M., Macdonald, J., McCuen, T., & Lee, S. Students' perceptions of BIM education in the higher education sector: A UK and US perspective //Industry and Higher Education, 2017. Т. 31. №. 5. Pp. 293-304.
21. Chowdhury T., Adafin J., Wilkinson S. Review of digital technologies to improve productivity of New Zealand construction industry. Journal of Information Technology in Construction. (2019). 24. 569-587. DOI:10.36680/j.itcon.2019.032
22. Awolusi, I., Marks, E., & Hallowell, M. (2018). Wearable technology for personalized construction safety monitoring and trending: Review of applicable devices. Automation in Construction, 85(July 2016), 96-106. http://doi.org/10.1016ij.autcon.2017.10.010
Статья поступила в редакцию 28.09.2021 Статья принята к публикации 27.11.2021