УДК 377.5
DOI 10.52575/2712-7451-2022-41-2-289-296
Структурно-функциональная модель системы формирования межкультурных коммуникативных компетенций у студентов строительного колледжа
Серяпина Л.В., Михелькевич В.Н.
Самарский государственный технический университет, Россия, 443100, г. Самара, ул. Молодогвардейская, 244 E-mail: lyubovzhavoronkova@gmail.com; j918@yandex.ru
Аннотация. В строительных компаниях различных регионов Российской Федерации работает большое число иностранных рабочих. Для создания в многонациональном коллективе комфортного и благоприятного психологического климата специалист/техник-строитель должен обладать достаточными знаниями культуры и истории народов, с представителями которых он ежедневно общается и работает, с их традициями и обычаями, нормами и правилами этики, обладать межкультурными коммуникативными компетенциями. При этом федеральный государственный стандарт среднего профессионального образования по специальности 08.02.01 «Строительство и эксплуатация зданий и сооружений» не содержит требований к формированию у техников-строителей этого вида неординарных профессиональных компетенций. В научной литературе этот вопрос освещен с недостаточной полнотой. Отвечая на вызов времени, целью исследования мы поставили разработку модели системы формирования у студентов строительного колледжа - будущих специалистов среднего образования межкультурных коммуникативных компетенций. Разработанная структурно-функциональная модель системы формирования межкультурных коммуникативных компетенций содержит девять функциональных, взаимосвязанных, последовательно и преемственно реализуемых блоков. Дано описание функционального предназначения, содержания и структуры каждого блока модели. Модель системы формирования у студентов межкультурных коммуникативных компетенций апробирована и используется в учебном процессе подготовки техников-строителей в Колледже Самарского государственного технического университета.
Ключевые слова: студенты строительного колледжа, межкультурные коммуникативные компетенции, модель, моделирование, транснациональные строительные компании
Для цитирования: Серяпина Л.В., Михелькевич В.Н. 2022. Структурно-функциональная модель системы формирования межкультурных коммуникативных компетенций у студентов строительного колледжа. Вопросы журналистики, педагогики и языкознания, 41(2): 289-296. DOI: 10.52575/2712-7451-2022-41-2-289-296
Structural and Functional Model of the System of Forming Intercultural Communicative Competences of Construction College Students
Lyubov V. Seriapina, Valentin N. Mikhel'kevich
Samara State Technical University 244 Molodogvardeyskaya St, Samara 443100, Russia E-mail: lyubovzhavoronkova@gmail.com; j918@yandex.ru
Abstract. Construction companies in various regions of the Russian Federation employ a large number of foreign workers. To create a comfortable and favorable psychological climate in a multinational team, a specialist/construction technician must have sufficient knowledge of the culture and history of the peoples with
whose representatives he/she daily communicates and works, with their traditions and customs, norms and rules of ethics, have intercultural communicative competences. At the same time the federal state standard of secondary vocational education for the specialty 08.02.01 "Construction and operation of buildings and constructions" doesn't contain requirements to the development of uncommon professional competences in construction technicians of this type. This issue is covered with insufficient completeness in the scientific literature. Responding to the challenge of the time, we set the goal of the research to develop a model of the system of forming intercultural communicative competences of construction college students - future specialists of secondary education. The developed structural and functional model of the system of forming intercultural communicative competences contains nine functional, interrelated, consistently and successively realized blocks. The functional purpose, content and structure of each block of the model are described. The model of the system of forming intercultural communicative competences in students is tested and used in the educational process of building technicians training at the College of Samara State Technical University.
Keywords: construction college students, intercultural communicative competences, model, modeling, transnational construction companies
For citation: Seriapina L.V., Mikhel'kevich V.N. 2022. Structural and Functional Model of the System of Forming Intercultural Communicative Competences of Construction College Students. Issues in Journalism, Education, Linguistics, 41(2): 289-296 (in Russian). DOI: 10.52575/2712-7451-2022-41-2-289-296
Введение
В строительных организациях Самарской области и других регионов Российской Федерации работает большое число иностранных рабочих и специалистов из стран ближнего зарубежья: Кыргызстана, Узбекистана, Казахстана, Таджикистана, Армении [Серя-пина, 2020]. В этих условиях техникам-строителям - выпускникам Колледжа Самарского государственного технического университета (Колледжа СамГТУ), работающим в этих же строительных компаниях в первичных структурных подразделениях в должностях бригадиров, мастеров, старших мастеров, приходится повседневно общаться и трудиться с людьми других государств, других национальностей, другой культуры, разных конфессий, различных уровней образования и квалификации. Результаты проведенных собеседований и анализ опыта работы техников-строителей - выпускников колледжа в строительных компаниях свидетельствуют, что незнание культуры и истории народов, представители которых трудятся в производственном коллективе, незнание национальных обычаев и традиций, норм и правил поведения и этикета, малейшая дискриминация по национальному признаку либо в распределении трудовых функций внутри бригады, либо в оплате труда являются источником возможного возникновения межличностных, духовно-нравственных или внутрибригадных социальных конфликтов [Назаров, 2009; Мукомель, 2017; Ходжиев и др., 2017; Макарова, 2018], не способствует созданию в производственном коллективе комфортной и благоприятной психологической среды [Грошева, 2019].
Во избежание подобных негативных явлений техник-строитель должен обладать особыми межкультурными коммуникативными компетенциями. В то же время федеральный государственный стандарт среднего профессионального образования по специальности 08.02.01 «Строительство и эксплуатация зданий и сооружений», являясь универсальным нормативным документом, не содержит требований к формированию у техников-строителей этого вида неординарных профессиональных компетенций - межкультурных коммуникативных компетенций 1.
Вместе с тем вопросы формирования у студентов учреждений среднего профессионального образования межкультурных коммуникативных компетенций и в монографиче-
1 Федеральный государственный образовательный стандарт среднего профессионального образования по специальности 08.02.01 - «Строительство и эксплуатация зданий и сооружений»: приказ Минобрнауки РФ от 10.01.2018 № 2. URL: https://docs.edu.gov.ru/document/4392a8b3617c455548e0f47a4fea9f97/ download/880/ (дата обращения: 14.11.2021).
ской периодической литературе, и в периодических педагогических изданиях пока отражены с недостаточной полнотой. Учитывая высокую актуальность и востребованность проблемы формирования у студентов строительного колледжа межкультурных коммуникативных компетенций, авторы избрали в качестве цели исследования разработку модели системы формирования межкультурных коммуникативных компетенций у студентов строительного колледжа, подготавливаемых для работы в строительных компаниях.
Методы и материалы исследования
Авторы опирались на основополагающие теоретико-методологические положения современной отечественной и зарубежной психолого-педагогической науки и использовали метод экспертных исследований и компаративного анализа. Моделирование - одно из широко используемых и высокоэффективных методов исследования сложных психолого-педагогических процессов и систем [Загвязинский, Атаханов, 2007; Писаренко, 2019; Ки-десюк, 2020]. При этом средством моделирования является модель исследования процесса (объекта, системы) [Костенко и др., 2020]. Сущность модели и её практическая ценность для исследования и изучений свойств объекта достаточно полно и доступно определена известным ученым в области логики Н.И. Кондаковым: «Модель - искусственно созданный объект в виде схемы, чертежа логико-математических знаковых формул, физической конструкции и т.п., который, будучи аналогичен (подобен, сходен) исследуемому объекту, отображает и воспроизводит в более простом, уменьшенном виде структуру, свойства, взаимосвязи и отношения между элементами исследуемого объекта, непосредственное изучение которого связано с какими-либо трудностями, большими затратами средств и энергии или просто недоступно, и тем самым обеспечивает процесс получения информации об интересующем нас предмете» 1.
Результаты исследования
Разработанная структурно-функциональная модель системы формирования межкультурных коммуникативных компетенций у студентов строительного колледжа представлена в графической форме (см. рисунок). Из рисунка видно, что в структурной модели содержится девять взаимосвязанных, последовательно и преемственно реализуемых функциональных блоков.
Исходный блок-1 — целеполагание - определяет цель создания и функционирования системы: сформированность у студентов межкультурных коммуникативных компетенций.
Блок-2 отражает необходимость разработки и научного обоснования совокупности межкультурных коммуникативных компетенций [Исакова, 2017; Нужная, 2017; Зеленина, Митрофанова, 2019]. В наших исследованиях совокупность межкультурных коммуникативных компетенций была выявлена и обоснована с использованием метода экспертных оценок с участием в качестве экспертов высококомпетентных специалистов строительных организаций, ученых и преподавателей строительного колледжа и университета [Серяпи-на, Михелькевич, 2021].
Обоснованная оптимизированная совокупность содержит в своей структуре три межкультурные коммуникативные компетенции (МКК):
1) МКК-1 выпускника колледжа - это его общие способности комфортно жить и работать в поликультурном обществе и успешно решать поставленные перед ним задачи в соответствии со спецификой жизненной ситуации, основанные на межкультурных знаниях, опыте общения с людьми разных культур, национальностей, конфессий, социальных групп, разных жизненных ценностей и традиций;
1 Кондаков Н.И. 1975. Логический словарь-справочник. М., Наука. 720 с.
Целеполагание: сформировать у студентов межкультурные коммуникативные компетенции
I
Обоснование совокупности межкультурных коммуникативных компетенций
Разработка критериев и требований к уровням сформированности межкультурных коммуникативных _компетенций_
Л
Информационно-тактическая база формирования межкультурных коммуникативных компетенций
Содержание учебных документов Содержание пособий по учебным проектам Содержание программ производственных практик
J
Интенсивные технологии формирования межкультурных коммуникативных компетенций
Проектные технологии Диалоговые технологии Игровые технологии
гщ-
8 Самокоррекция
Процедуры контроля
Да
I
Результат: сформированные у студентов межкультурные коммуникативные компетенции
1
2
3
4
5
6
7
Структурно-функциональная модель формирования межкультурных коммуникативных компетенций у студентов строительного колледжа Structural and functional model of intercultural communicative competence formation
among construction college students
2) МКК-2 выпускника колледжа - это его владение различными видами и способами речевого взаимодействия (монолог, диалог, дискуссия, полемика, спор) с коллегами по работе - людьми разных национальностей, разных конфессий, разных социальных групп, представителей других государств на русском и иностранных языках;
3) МКК-3 выпускника колледжа - это его умение уважительно относиться к мнениям и суждениям людей других культур, к их праву высказывать иную точку зрения, иметь иные взгляды на вещи и события, способность понимать различия и ценности культур
других народов и их продуктивного использования в производственной и обыденной деятельности трудового коллектива.
Блок-3 отражает исследование по разработке критериев и требований к уровням сфор-мированности у студентов межкультурных коммуникативных компетенций. В рамках реализации этого блока модели были разработаны критерии оценивания сформированности каждой из трех межкультурных коммуникативных компетенций на трех уровнях (высоком, повышенном и базовом (пороговом)) и соответствующие им контрольные тесты.
Блок-4 отражает состав информационно-дидактической базы формирования межкультурных коммуникативных компетенций. Эта база синтезирована из фрагментов и модулей ряда гуманитарных, социально-экономических и общепрофессиональных учебных дисциплин, учебного плана подготовки техников-строителей по специальности 08.02.01 «Строительство и эксплуатация зданий и сооружений»; из содержания рабочих производственных практик студентов на предприятиях строительной отрасти; из содержания учебно-методических пособий по курсовым и дипломным проектам.
Блок-5 содержит описание используемых для формирования у студентов межкультурных коммуникативных компетенций интенсивных образовательных технологий - проектной, диалоговой, игровой [Полушкин и др., 2004; Герасимов, 2009; Галицков, Михель-кевич, 2014; Современные образовательные..., 2016].
Блок-6 отражает процедуры тестового контроля сформированности у студентов межкультурных коммуникативных компетенций. На рисунке он изображен в форме компаратора, в котором сравниваются фактические уровни сформированности у студентов межкультурных коммуникативных компетенций (Р) с заранее установленными, требуемыми уровнями сформированности (Т). В процессе сравнения на выходе компаратора имеется либо позитивный результат (на рисунке «Да»), когда фактические уровни сформированности компетенций оказываются больше требуемых (Р > Т), либо отрицательными (на рисунке «Нет»), когда уровень сформированности компетенций у какого-то из студентов оказывается ниже требуемого (Р < Т).
В блоке-7 содержатся позитивные результаты функционирования системы: сформированные у студентов межкультурные коммуникативные компетенции на трех требуемых уровнях.
Блоки 8 и 9 выполняют функции отрицательной обратной связи и работают только при обнаружении в процессе тестового контроля отрицательного результата. Блок-8 отражает процесс индивидуальной самокоррекции студентом своего уровня сформированно-сти межкультурной коммуникативной компетенции, оказавшегося при тестировании ниже базового (порогового) уровня, с доведением его до требуемого уровня сформированности.
Блок-9 модели предусматривает возможность коррекции учебного процесса ведущими преподавателями, либо пополнение или частичное изменение информационно-дидактической базы формирования межкультурных коммуникативных компетенций, либо усовершенствование какой-то технологии формирования совокупности межкультурных коммуникативных компетенций.
Заключение
Рассмотренная структурно-функциональная модель системы формирования у студентов строительного колледжа межкультурных коммуникативных компетенций имеет большую практическую ценность и теоретическую значимость. Практическая ценность модели состоит, во-первых, в том, что она использовалась авторами и может применяться другими исследователями в качестве алгоритма/навигатора траектории последовательного и преемственного выполнения исследований и разработки отдельных структурных блоков, начиная с обоснования цели создания системы и заканчивая ее апробацией и практической реализацией. Во-вторых, её практическая ценность заключается в том, что
она позволяет выявить и определить влияние каждого функционального блока системы на конечный/итоговый результат ее функционирования.
Теоретическая значимость созданной модели формирования у студентов строительного колледжа межкультурных коммуникативных компетенций прежде всего состоит в том, что она дополняет и расширяет теоретико-методологическую базу современной педагогической науки по проблемы профессиональной подготовки специалистов среднего звена, работающих в неординарной трудовой среде - в многонациональном производственном коллективе. Модель представляет значительный интерес для разработчиков и пользователей аналогичных педагогических систем, поскольку она способствует наглядно-образному и холистическому восприятию процесса формирования межкультурных коммуникативных компетенций как целостной целенаправленной системы.
Модель апробирована и используется в учебном процессе подготовки специалистов среднего профессионального образования по специальности 08.02.01 «Строительство и эксплуатация зданий и сооружения» в Колледже СамГТУ. Проведенное тестирование по результатам апробации технологии формирования межкультурных коммуникативных компетенций свидетельствует, что выпускники строительного колледжа при взаимодействии с коллегами - представителями других национальностей способны успешно выстраивать деловые и внеслужебные коммуникации, уважительно относиться к мнениям, суждениям и традициям людей других культур.
Список литературы
Галицков С.Я., Михелькевич В.Н. 2014. Проектирование: технологии обучения. Самара, Изд-во СамГАСУ, 104 с.
Герасимов Б.Н. 2009. Интенсивные образовательные технологии. Самара, Изд-во НОАНО ВПО СИБиУ, 479 с.
Грошева Л.И. 2019. Развитие стереотипов в многонациональной среде трудовых коллективов.
Primo Aspectu, 1 (37): 54-59. Загвязинский В.И., Атаханов Р. 2007. Методология и методы психолого-педагогического
исследования. М., Академия, 208 с. Зеленина Л.Е., Митрофанова К.А. 2019. Обучение межкультурной коммуникации в системе профессионального образования: подготовка специалистов в сфере здравоохранения. Педагогическое образование в России, 1 (86): 50-54. DOI: 10.26170/po19-01-07. Исакова А.А. 2017. Ретроспектива формирования коммуникативной компетенции. Интеграция
образования, 1 (86): 46-53. DOI: 10.15507/1991-9468.086.021.201701.046-053. Кидесюк И.Н. 2020. Метод моделирования как элемент универсальных учебных действий (на примере иноязычной подготовки). Мир науки, культуры, образования, 4 (83): 196-198. DOI: 10.24411/1991-5497-2020-00728. Костенко А.А., Моц А.Н., Соколова О.В., Тарасьян Н.А. 2020. Психолого-педагогические основы инновационной деятельности педагогов профессионального образования. Новое в психолого-педагогических исследованиях, 2 (58): 126-132. Макарова И.К. 2018. Использование иностранной рабочей силы в России и управление интернациональными коллективами: стратегия и безопасность. Международное сотрудничество евразийских государств: политика, экономика, право, 2 (15): 98-108. Мукомель В.И. 2017. Мигранты на российском рынке труда: адаптация, интеграция, дискриминация. В кн.: Трудовая миграция на постсоветском пространстве: тренды, проблемы, возможности регулирования. Сборник материалов Международной научно-практической конференции, 5-6 апреля 2017, Уфа. Под ред. И.В. Фроловой. Уфа, Мир печати: 18-35.
Назаров В.В. 2009. Проблемы трудовых мигрантов в строительной отрасли: социологический аспект. Вестник Челябинского государственного университета. Выпуск 11: Философия. Социология. Культурология, 11 (149): 157-163. Нужная Л.В. 2017. Формирование межкультурной коммуникативной компетенции студентов. В кн.: Теория и методика преподавания иностранных языков в условиях поликультурного
общества. Материалы V Всероссийской научно-практической конференции с международным участием, посвященной 70-летию факультета иностранных языков, 5-6 декабря 2016, Красноярск. Под ред. И.А. Майер. Красноярск, Красноярский государственный педагогический университет им. В.П. Астафьева: 225-230.
Писаренко В.И. 2019. Моделирование в современной педагогике. Общество: социология, психология, педагогика, 12 (68): 146-154. DOI: 10.24158/spp.2019.12.24.
Полушкин И.А., Михелькевич В.Н., Ионесов В.И. 2004. Диалоговые технологии гражданского образования. Самара, Самарский региональный лингвистический научный центр «Диалог культур», 173 с.
Серяпина Л.В. 2020. Возможности использования цифровых технологий в процессе формирования у студентов межкультурной коммуникативной компетентности. Известия Самарского научного центра Российской академии наук. Социальные, гуманитарные, медико-биологические науки, 22 (75): 92-98. DOI: 10.37313/2413-9645-2020-22-75-92-98.
Серяпина Л.В., Михелькевич В.Н. 2021. Содержание межкультурных коммуникативных компетенций студентов строительного колледжа, подготавливаемых для работы в транснациональных строительных компаниях. В кн.: Образование в изменяющемся обществе: новый взгляд на теорию и практику (Девятые Лозинские чтения). Сборник трудов международной научно-методической конференции, 29-30 апреля 2021, Псков. Псков, Псковский государственный университет: 136-140.
Современные образовательные технологии. 2016. Под ред. Н.В. Бордовской. М., КНОРУС. 432 с.
Ходжиев М., Измеров Н.Ф., Бухтияров И.В. 2017. Изучение социально-психологических факторов формирования профессионального стресса у трудовых мигрантов. Анализ риска здоровью, 3: 109-117. DOI: 10.21668/health.risk/2017.3.13.
References
Galitskov S.Ya., Mikhel'kevich V.N. 2014. Proektirovanie: tekhnologii obucheniya [Design: learning technologies]. Samara, Publ. SamGASU, 104 p.
Gerasimov B.N. 2009. Intensivnye obrazovatel'nye tekhnologii [Intensive educational technologies]. Samara, Publ. NOANO VPO SIBiU, 479 p.
Grosheva L.I. 2019. The development of stereotypes in the multinational environment of labor collectives. Primo Aspectu, 1 (37): 54-59 (in Russian).
Zagvyazinskiy V.I., Atakhanov R. 2007. Metodologiya i metody psikhologo-pedagogicheskogo issledovaniya [Methodology and methods of psychological and pedagogical research]. M., Publ. Akademiya, 208 p.
Zelenina L.E., Mitrofanova K.A. 2019. Teaching intercultural communication in the system of professional education: training of specialists in healthcare. Pedagogical Education in Russia, 1: 50-54 (in Russian). DOI: 10.26170/po19-01-07.
Isakova A.A. 2017. Retrospective analysis of communicative competence development. Integration of Education, 1 (86): 46-53 (in Russian). DOI: 10.15507/1991-9468.086.021.201701.046-053.
Kidesyuk I.N. 2020. Modeling method as an element of universal educational actions (with reference to foreign language training). Mir nauki, kul'tury, obrazovaniya, 4 (83): 196-198. DOI: 10.24411/1991-5497-2020-00728.
Kostenko A.A., Mots A.N., Sokolova O.V., Taras'yan N.A. 2020. Psychological and pedagogical foundations of innovative activities of teachers of vocational education. Innovation in psychological and pedagogical studies, 2 (58): 126-132 (in Russian).
Makarova I.K. 2018. The use of foreign labor in Russia and the management of international groups: strategy and security. Mezhdunarodnoe sotrudnichestvo evraziyskikh gosudarstv: politika, ekonomika, pravo, 2 (15): 98-108.
Mukomel' V.I. 2017. Migranty na rossiyskom rynke truda: adaptatsiya, integratsiya, diskriminatsiya [Migrants in the Russian labor market: adaptation, integration, discrimination]. In: Trudovaya migratsiya na postsovetskom prostranstve: trendy, problemy, vozmozhnosti regulirovaniya [Labor migration in the post-Soviet space: trends, problems, opportunities for regulation]. Proceedings of the International Scientific and Practical Conference, April 5-6, 2017, Ufa. Ed. I.V. Frolova. Ufa, Publ. Mir pechati: 18-35.
Nazarov V.V. 2009. The problems of labor migrants an the constructive sphere: sociological aspect. Vestnik Chelyabinskogo gosudarstvennogo universiteta. Is. 11: Filosofiya. Sotsiologiya. Kul'turologiya, 11 (149): 157-163.
Nuzhnaya L.V. 2017. Formirovanie mezhkul'turnoy kommunikativnoy kompetentsii studentov [Formation of intercultural communicative competence of students]. In: Teoriya i metodika prepodavaniya inostrannykh yazykov v usloviyakh polikul'turnogo obshchestva [Theory and Methods of Teaching Foreign Languages in a Multicultural Society]. Proceedings of the V All-Russian Scientific-Practical Conference with international participation, dedicated to the 70th anniversary of the Faculty of Foreign Languages, December 5-6, 2016, Krasnoyarsk. Ed. I.A. Mayer. Krasnoyarsk, Publ. Krasnoyarskiy gosudarstvennyy pedagogicheskiy universitet im. V.P. Astafeva: 225-230.
Pisarenko V.I. 2019. Modeling in modern pedagogy. Obshchestvo: sotsiologiya, psikhologiya, pedagogika, 12 (68): 146-154. DOI: 10.24158/spp.2019.12.24.
Polushkin I.A., Mikhel'kevich V.N., Ionesov V.I. 2004. Dialogovye tekhnologii grazhdanskogo obrazovaniya [Dialogue technologies of civic education]. Samara, Publ. Samarskiy regional'nyy lingvisticheskiy nauchnyy tsentr «Dialog kul'tur», 173 p.
Seryapina L.V. 2020. Using digital technologies for developing intercultural communicative competence of students. Izvestiya of the Samara Science Centre of the Russian Academy of Sciences. Social, humanitarian, medicobiological sciences, 22 (75): 92-98. DOI: 10.37313/2413-9645-2020-22-75-92-98.
Seryapina L.V., Mikhel'kevich V.N. 2021. Soderzhanie mezhkul'turnykh kommunikativnykh kompetentsiy studentov stroitel'nogo kolledzha, podgotavlivaemykh dlya raboty v transnatsional'nykh stroitel'nykh kompaniyakh [The content of intercultural communicative competencies of construction college students preparing to work in transnational construction companies]. In: Obrazovanie v izmenyayushchemsya obshchestve: novyy vzglyad na teoriyu i praktiku (Devyatye Lozinskie chteniya) [Education in a Changing Society: A New Look at Theory and Practice (Ninth Lozin Readings)]. Proceedings of the International Scientific and Methodical Conference, April 29-30, 2021, Pskov. Pskov, Publ. Pskovskiy gosudarstvennyy universitet: 136-140.
Sovremennye obrazovatel'nye tekhnologii [Modern educational technologies]. 2016. Ed. N.V. Bordovskaya. M., Publ. KNORUS, 432 p.
Khodzhiev M., Izmerov N.F., Bukhtiyarov I.V. 2017. Examination of social and psychological factors casuing occupational stress in labor migrants. Health Risk Analysis, 3: 109-117 (in Russian). DOI: 10.21668/health.risk/2017.3.13.
Конфликт интересов: о потенциальном конфликте интересов не сообщалось. Conflict of interest: no potential conflict of interest related to this article was reported.
Поступила в редакцию 24.03.2022 Received March 24, 2022
Поступила после рецензирования 6.04.2022 Revised April 6, 2022 Принята к публикации 10.06.2022 Accepted June 10, 2022
ИНФОРМАЦИЯ ОБ АВТОРАХ
Серяпина Любовь Владимировна, аспирант кафедры педагогики, межкультурной коммуникации и русского языка как иностранного, Самарский государственный технический университет, г. Самара, Россия
Михелькевич Валентин Николаевич, профессор педагогики, межкультурной коммуникации и русского языка как иностранного, Самарский государственный технический университет, г. Самара, Россия
INFORMATION ABOUT THE AUTHORS
Lyubov V. Seryapina, PhD student, Department of Pedagogy, Intercultural Communication and Russian as a Foreign Language, Samara State Technical University, Samara, Russia
Valentin N. Mikhelkevich, professor of pedagogy, intercultural communication and Russian as a foreign language, Samara State Technical University, Samara, Russia