Мим НУЧНЫХ ТПД0120И
СНИЖЕНИЕ ТРУДОЗАТРАТ НА БИЗНЕС-ПЛАНИРОВАНИЕ ДЛЯ ГОРНОДОБЫВАЮЩИХ ПРЕДПРИЯТИЙ
С.Г. Назаров
Введение
Бизнес-план - это детализированный план ведения бизнеса на определенный период. Он должен включать количественные результаты расчетов ожидаемой эффективности ведения бизнеса - финансово-экономические показатели эффективности бизнес-плана. На практике при разработке бизнес-плана может быть составлено несколько его вариантов, в качестве утверждаемого к реализации варианта в этом случае выбирается тот, у которого лучше значение финансово-экономического показателя эффективности, выбранного приоритетным.
Оптимальный вариант бизнес-плана - это такой вариант бизнес-плана, реализация которого обеспечит максимальную эффективность ведения конкретного бизнеса по заданному финансовоэкономическому показателю эффективности в заданных условиях.
Задача-максимум бизнес-планирования - это разработка бизнес-плана, максимально приближенного к оптимальному варианту (в идеале - совпадающего с ним).
Задача-минимум бизнес-планирования - это разработка бизнес-плана, у которого значение выбранного приоритетным финансово-экономического показателя эффективности не должно быть хуже изначально определенного уровня.
Структура бизнес-плана горнодобывающего предприятия
Основная деятельность предприятия горнодобывающего комплекса включает добычу (а также, возможно, обогащение) одного или нескольких полезных ископаемых и сбыт продукции. Соответственно, двумя из основных разделов бизнес-плана такого предприятия должны быть производственный план (добыча и обогащение) и маркетинговый план (сбыт), при этом маркетинговый план показывает предполагаемую доходность бизнеса. Предполагаемые затраты ведения бизнеса определяет третий основной раздел бизнес-плана - план закупок (обеспечение производства необходимыми ресурсами), а предполагаемые источники привлечения денежных средств показывает четвертый раздел бизнес-плана -план финансирования производства.
Таким образом, бизнес-план горнодобывающего предприятия должен включать следующие четыре раздела: маркетинговый план, производственный план, план закупок и план финансирования производства. При этом первичным является план, на основе которого формируется производственный план, затем составляется план закупок. План финансирования производства формируется четвертым.
Также, помимо упомянутых четырех разделов, бизнес-план должен содержать пятый раздел - расчет предполагаемой финансово-экономической эффективности от его реализации, то есть расчет ключевых финансово-экономических показателей, один из которых выбирается приоритетным. Приоритетный показатель используется также для сравнения вариантов бизнес-плана. Количество же формируемых вариантов зависит от применяемого метода бизнес-планирования.
При этом описанная структура бизнес-плана предприятия горнодобывающей промышленности и последовательность формирования ее этапов постоянны и не зависят от используемого метода бизнес-планирования.
Существующие методы бизнес-планирования на горнодобывающих предприятиях
Бизнес-планирование на горнодобывающих предприятиях сопряжено с рядом проблем, в том числе:
• как правило, наличие огромного количества существенно различающихся по прогнозируемой эффективности потенциально возможных к реализации вариантов бизнес-плана для конкретного предприятия в конкретной ситуации;
• сложность и трудоемкость формирования каждого из потенциально возможных к реализации вариантов бизнес-плана.
Существование этих проблем породило использование специфических методик бизнес-планирования на горнодобывающих предприятиях, которые различаются количеством рассматриваемых вариантов бизнес-плана и решаемыми задачами бизнес-планирования.
В настоящее время на предприятиях горнодобывающей промышленности применяют три основных метода бизнес-планирования [1]:
3. Первый метод направлен на формирование потенциально наиболее эффективного варианта бизнес-плана (задача-максимум). Он заключается в составлении многих вариантов бизнес-плана и последующем выборе одного из них. Чем больше вариантов будет рассмотрено, тем плотнее они охватят диапазон возможных управленческих решений и тем сильнее один из них приблизится к оптимальному бизнес-плану. Однако, в силу широты указанного диапазона, а также длительности и сложности формирования каждого варианта бизнес-плана, использование этого метода требует значительных трудозатрат.
2. Второй метод направлен на формирование только одного варианта бизнес-плана, который должен обеспечить финансово-экономическую эффективность не хуже некоторого изначально-определенного уровня (задача-минимум). Учитывая сложность и масштабность производства на горнодобывающих предприятиях, применение этого метода отличается крайне низкой степенью формализации, что обуславливает высокую степень влияния человеческого фактора на результаты бизнес-планирования.
3. Третий метод представляет собой комбинацию двух первых. В этом случае разрабатывается несколько вариантов бизнес-плана, как правило, достаточно существенно различающихся, после чего следует сравнение этих вариантов и выбор одного из них. Иными словами, это - «компромисс» между недостатками первого и второго методов бизнес-планирования.
Первый и второй методы на практике используются редко. Чаще всего используется третий метод, в котором «доли участия» первого и второго методов могут быть различными.
Оценка предполагаемой эффективности бизнес-плана
При использовании любого метода, в конце формирования варианта бизнес-плана осуществляют расчет одного или нескольких ключевых показателей финансово-экономической эффективности. В качестве примеров таких показателей можно рассмотреть четыре [2]:
1. Чистый дисконтированный доход (Net Present Value, NPV) - это разница между всеми суммарными дисконтированными положительными денежными потоками и всеми суммарными дисконтированными отрицательными денежными потоками. Иными словами, чистый дисконтированный доход может быть рассчитан по формуле:
, У +CFn _ V -ГСп
~n=0 (1+0° п=0 (1+0П
где N - количество периодов, на которые разбит бизнес-план;
+ CFn - суммарный положительный денежный поток за n-й период;
- CFn - суммарный отрицательный денежный поток за n-й период;
i - ставка дисконтирования.
Чистый дисконтированный доход и денежные потоки выражаются в денежных единицах, ставка дисконтирования - это безразмерная величина.
В приведенной формуле большое значение имеет использование ставки дисконтирования. Из общих соображений ясно, что, в силу инфляции и трудностей прогнозирования ситуации на длительный период времени, денежные средства будут тем более значимы, чем раньше они будут выручены или затрачены. В финансово-экономических расчетах это учитывается посредством использования ставки дисконтирования i: денежный поток n-го периода расчета дисконтируется, то есть умножается на дисконтирующий фактор, равный 1/(1+i)n
Величину ставки дисконтирования (как правило, она находится в пределах 0,05<i<0,2 или 5%< i<20%) определяют исходя из прогнозируемого уровня инфляции, процентных ставок по банковским кредитам и др.
2. Индекс прибыльности (Profitability Index, PI) -это отношение суммы дисконтированных положительных денежных потоков к сумме дисконтированных отрицательных денежных потоков:
И-Z^/Z^
п=о (1+0/ п=о (1+0
Таким образом, индекс прибыльности показывает кратность окупаемости вложенных денежных средств за период бизнес-планирования.
3. Дисконтированный период окупаемости (Discount Payback Period, DPP) - это период, за который суммарные положительные денежные потоки бизнес-плана в точности компенсируют первоначальные инвестиции. Иными словами, DPP=N, при котором первоначальные инвестиции 10 будут равны:
l0~a=0 (1+0“
Здесь CFn - суммарный положительный денежный поток за n-й период. DPP выражается в соответствующих временных периодах (как правило, это годы и месяцы).
4. Внутренняя ставка дохода (Internal Rate of Return, IRR) - это величина ставки дисконтирования, при которой будет иметь место равенство суммарных дисконтированных положительных и отрицательных денежных потоков. Иными словами, IRR=i, при которой бизнес-план находится в точке безубыточности:
К
V +CFn V -Ста
npv = 2* —те - 2ч тгтй =0
п=0 (1+0 п=0 (1+0
Если используемая методика бизнес-планирования подразумевает рассмотрение нескольких вариантов бизнес-плана, то их сравнение производят путем сопоставления значений того показателя финансово-экономической эффективности, который выбирается приоритетным исходя из стратегических целей бизнес-планирования:
• если целью является достижения максимальной прибыли, то выбирается вариант с максимальным значением NPV;
• если целью является достижение максимального отношения прибыли к затратам, то выбирается вариант с максимальным значением PI;
• если предприятие находится «в долгах» и целью является как можно более быстрое достижение окупаемости бизнеса, то выбирается вариант с максимальным значением DPP;
• если имеет место крайне нестабильная макроэкономическая ситуация (например, высокие темпы инфляции), то выбирается вариант с максимальным значением IRR.
Методология поэтапного комплексного бизнес-планирования
Задачу нахождения потенциально наиболее эффективного варианта бизнес-плана можно представить как задачу однокритериальной оптимизации по ключевому показателю эффективности бизнеса, то есть поиска глобального экстремума целевой функции Б (хь х2, ..., хп), где Б - указанный показатель, а хь х2, ..., хп - исходные данные, используемые при планировании.
При использовании методологии поэтапного комплексного бизнес-планирования (далее - методологии ПКБП) решение задачи поиска глобального экстремума целевой функции Б (хь х2, ..., хп) разбивается на последовательное решение задач поиска глобальных экстремумов целевых функций:
Б1 (х1, х2, ..., ха), Б2 (Бь х1, х2, ..., хь), Бз (Бь Б2, х1, х2, ..., хс) и Б4 (БЬ Б2, Бз, х1, х2, ..., хп), где 1<а<Ь<с<п,
Б1, Б2, Б3 и Б4 - целевые функции оптимизации маркетингового плана, производственного плана, плана закупок и плана финансирования производства соответственно. Нахождение глобального экстремума функции Б1 позволит определить оптимальные значения аргументов х1, х2, ., ха, и при нахождении глобального экстремума функции Б2 соответствующие величины будут уже известными константами и т. д. Это позволит сократить количество рассматриваемых сочетаний аргументов при поиске глобального экстремума целевой функции Б(х1, х2, ., хп).
Таким образом, методология ПКБП является разновидностью метода последовательного улучшения плана [3], так как при ее реализации позволяет пошагово «отбрасывать» значительные группы вариантов бизнес-плана, разделы которых не соответствуют поэтапно определяемым потенциально наиболее эффективным вариантам предшествующих разделов. Это выгодно отличает указанную методологию от применяемых в настоящее время методик бизнес-планирования на горнодобывающих предприятиях.
Методология ПКБП на горнодобывающих предприятиях
Методология ПКБП для горнодобывающих предприятий предусматривает следующие этапы [4]:
1. Определение наиболее целесообразного объема производства продукции на основании геологической и маркетинговой информации.
2. Определение наиболее целесообразных основных производственных показателей работы предприятия на основании объема производства.
3. Определение наиболее целесообразной структуры и объема капитальных вложений на основании производственных показателей.
4. Определение наиболее целесообразной структуры и объема операционных затрат на основании структуры и объема капитальных вложений.
5. Определение наиболее целесообразных источников привлечения денежных средств и размеров привлекаемых средств на основании структур и объемов капитальных вложений и операционных затрат.
6. Определение финансово-экономических показателей эффективности сформированного бизнес-плана на основании результатов выполнения предыдущих этапов.
Выполнение первого этапа позволит создать маркетинговый план, второго этапа - производственный план, третьего и четвертого этапов - план закупок, пятого этапа - план финансирования производства. Выполнение шестого этапа позволит оценить эффективность бизнес-плана.
Ключевой особенностью, обуславливающей возможность применения методологии ПКБП на горнодобывающих предприятиях, является возможность определения оптимального варианта бизнес-плана по каждому из этапов без использования в качестве исходных данных результатов выполнения последующих этапов. На горнодобывающих предприятиях указанная возможность реализуется в силу их специфических особенностей. Так, например, ограниченное количество потенциальных клиентов и номенклатуры возможной к производству продукции, а также заранее установленный диапазон экономически и технически приемлемых объемов производства делают возможным формирование приближенного к оптимальному варианта маркетингового плана без разработки остальных разделов бизнес-плана.
Заключение
Резюмируя все сказанное, необходимо отметить, что существующие методики бизнес-планирования на горнодобывающих предприятиях, с точки зрения трудозатрат, имеют значительный недостаток: прямую зависимость между степенью эффективности составляемого бизнес-плана и величиной трудозатрат на его формирование. По сравнению с этими методиками методология ПКБП характеризуется отсутствием этой зависимости, а также предельной формализованностью и, следовательно, перспективностью автоматизации процессов планирования.
Литература
1. Назаров, С.Г. Методология поэтапного комплексного бизнес-планирования для предприятий горнодобывающей промышленности / С.Г. Назаров, А.Я. Фридман, В.А. Цукерман // Горный информационно-аналитический бюллетень. - М.: Изд-во «Горная книга», 2010. -№1. - С. 304-313.
2. Пешкова, М.Х. Экономическая оценка горных проектов / М.Х. Пешкова. - М.: Изд-во Московского государственного горного университета, 2003. - 422 с.
3. Канторович, Л.В. Математически оптимальное программирование в экономике / Л.В. Канторович, А.Б. Горстко. -М.: Знание, 1968.
4. Назаров, С.Г. Автоматизация бизнес-
планирования на предприятиях горнодобывающей промышленности / С.Г Назаров // 111-я Всероссийская научная конф. Теория и практика системной динамики, Апатиты, 30 марта - 2 апреля 2009 г. Тр. конф. - Апатиты, КНЦ РАН, 2009. - С. 153-159.