Научная статья на тему 'Снижение трудозатрат на бизнес-планирование для горнодобывающих предприятий'

Снижение трудозатрат на бизнес-планирование для горнодобывающих предприятий Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
219
158
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Назаров С. Г.

В статье анализируются существующие методики бизнес-планирования на горнодобывающих предприятиях. В результате этого анализа выявляется общий значительный недостаток указанных методик: прямая зависимость между степенью эффективности составляемого бизнес-плана и величиной трудозатрат на его формирование. Также в статье рассмотрены теоретические основы новой методики – методологии поэтапного комплексного бизнес-планирования, применимой на горнодобывающих предприятиях и лишѐнной указанного недостатка. Библиогр.4.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Reduction of Manhours for Business Planning at Enterprises in Mining Industry

The article analyses existing methods of business-planning at enterprises in mining industry. The analysis reveals common significant defect of the methods: direct dependence between the level of efficiency for the developed business plan and amount of manhours for its elaboration. The article considers theoretical bases of the new method for business planning which is applicable at enterprises in mining industry and deprived of this defect. This method is a methodology of integrated step-by-step business planning. Ref. – 4.

Текст научной работы на тему «Снижение трудозатрат на бизнес-планирование для горнодобывающих предприятий»

Мим НУЧНЫХ ТПД0120И

СНИЖЕНИЕ ТРУДОЗАТРАТ НА БИЗНЕС-ПЛАНИРОВАНИЕ ДЛЯ ГОРНОДОБЫВАЮЩИХ ПРЕДПРИЯТИЙ

С.Г. Назаров

Введение

Бизнес-план - это детализированный план ведения бизнеса на определенный период. Он должен включать количественные результаты расчетов ожидаемой эффективности ведения бизнеса - финансово-экономические показатели эффективности бизнес-плана. На практике при разработке бизнес-плана может быть составлено несколько его вариантов, в качестве утверждаемого к реализации варианта в этом случае выбирается тот, у которого лучше значение финансово-экономического показателя эффективности, выбранного приоритетным.

Оптимальный вариант бизнес-плана - это такой вариант бизнес-плана, реализация которого обеспечит максимальную эффективность ведения конкретного бизнеса по заданному финансовоэкономическому показателю эффективности в заданных условиях.

Задача-максимум бизнес-планирования - это разработка бизнес-плана, максимально приближенного к оптимальному варианту (в идеале - совпадающего с ним).

Задача-минимум бизнес-планирования - это разработка бизнес-плана, у которого значение выбранного приоритетным финансово-экономического показателя эффективности не должно быть хуже изначально определенного уровня.

Структура бизнес-плана горнодобывающего предприятия

Основная деятельность предприятия горнодобывающего комплекса включает добычу (а также, возможно, обогащение) одного или нескольких полезных ископаемых и сбыт продукции. Соответственно, двумя из основных разделов бизнес-плана такого предприятия должны быть производственный план (добыча и обогащение) и маркетинговый план (сбыт), при этом маркетинговый план показывает предполагаемую доходность бизнеса. Предполагаемые затраты ведения бизнеса определяет третий основной раздел бизнес-плана - план закупок (обеспечение производства необходимыми ресурсами), а предполагаемые источники привлечения денежных средств показывает четвертый раздел бизнес-плана -план финансирования производства.

Таким образом, бизнес-план горнодобывающего предприятия должен включать следующие четыре раздела: маркетинговый план, производственный план, план закупок и план финансирования производства. При этом первичным является план, на основе которого формируется производственный план, затем составляется план закупок. План финансирования производства формируется четвертым.

Также, помимо упомянутых четырех разделов, бизнес-план должен содержать пятый раздел - расчет предполагаемой финансово-экономической эффективности от его реализации, то есть расчет ключевых финансово-экономических показателей, один из которых выбирается приоритетным. Приоритетный показатель используется также для сравнения вариантов бизнес-плана. Количество же формируемых вариантов зависит от применяемого метода бизнес-планирования.

При этом описанная структура бизнес-плана предприятия горнодобывающей промышленности и последовательность формирования ее этапов постоянны и не зависят от используемого метода бизнес-планирования.

Существующие методы бизнес-планирования на горнодобывающих предприятиях

Бизнес-планирование на горнодобывающих предприятиях сопряжено с рядом проблем, в том числе:

• как правило, наличие огромного количества существенно различающихся по прогнозируемой эффективности потенциально возможных к реализации вариантов бизнес-плана для конкретного предприятия в конкретной ситуации;

• сложность и трудоемкость формирования каждого из потенциально возможных к реализации вариантов бизнес-плана.

Существование этих проблем породило использование специфических методик бизнес-планирования на горнодобывающих предприятиях, которые различаются количеством рассматриваемых вариантов бизнес-плана и решаемыми задачами бизнес-планирования.

В настоящее время на предприятиях горнодобывающей промышленности применяют три основных метода бизнес-планирования [1]:

3. Первый метод направлен на формирование потенциально наиболее эффективного варианта бизнес-плана (задача-максимум). Он заключается в составлении многих вариантов бизнес-плана и последующем выборе одного из них. Чем больше вариантов будет рассмотрено, тем плотнее они охватят диапазон возможных управленческих решений и тем сильнее один из них приблизится к оптимальному бизнес-плану. Однако, в силу широты указанного диапазона, а также длительности и сложности формирования каждого варианта бизнес-плана, использование этого метода требует значительных трудозатрат.

2. Второй метод направлен на формирование только одного варианта бизнес-плана, который должен обеспечить финансово-экономическую эффективность не хуже некоторого изначально-определенного уровня (задача-минимум). Учитывая сложность и масштабность производства на горнодобывающих предприятиях, применение этого метода отличается крайне низкой степенью формализации, что обуславливает высокую степень влияния человеческого фактора на результаты бизнес-планирования.

3. Третий метод представляет собой комбинацию двух первых. В этом случае разрабатывается несколько вариантов бизнес-плана, как правило, достаточно существенно различающихся, после чего следует сравнение этих вариантов и выбор одного из них. Иными словами, это - «компромисс» между недостатками первого и второго методов бизнес-планирования.

Первый и второй методы на практике используются редко. Чаще всего используется третий метод, в котором «доли участия» первого и второго методов могут быть различными.

Оценка предполагаемой эффективности бизнес-плана

При использовании любого метода, в конце формирования варианта бизнес-плана осуществляют расчет одного или нескольких ключевых показателей финансово-экономической эффективности. В качестве примеров таких показателей можно рассмотреть четыре [2]:

1. Чистый дисконтированный доход (Net Present Value, NPV) - это разница между всеми суммарными дисконтированными положительными денежными потоками и всеми суммарными дисконтированными отрицательными денежными потоками. Иными словами, чистый дисконтированный доход может быть рассчитан по формуле:

, У +CFn _ V -ГСп

~n=0 (1+0° п=0 (1+0П

где N - количество периодов, на которые разбит бизнес-план;

+ CFn - суммарный положительный денежный поток за n-й период;

- CFn - суммарный отрицательный денежный поток за n-й период;

i - ставка дисконтирования.

Чистый дисконтированный доход и денежные потоки выражаются в денежных единицах, ставка дисконтирования - это безразмерная величина.

В приведенной формуле большое значение имеет использование ставки дисконтирования. Из общих соображений ясно, что, в силу инфляции и трудностей прогнозирования ситуации на длительный период времени, денежные средства будут тем более значимы, чем раньше они будут выручены или затрачены. В финансово-экономических расчетах это учитывается посредством использования ставки дисконтирования i: денежный поток n-го периода расчета дисконтируется, то есть умножается на дисконтирующий фактор, равный 1/(1+i)n

Величину ставки дисконтирования (как правило, она находится в пределах 0,05<i<0,2 или 5%< i<20%) определяют исходя из прогнозируемого уровня инфляции, процентных ставок по банковским кредитам и др.

2. Индекс прибыльности (Profitability Index, PI) -это отношение суммы дисконтированных положительных денежных потоков к сумме дисконтированных отрицательных денежных потоков:

И-Z^/Z^

п=о (1+0/ п=о (1+0

Таким образом, индекс прибыльности показывает кратность окупаемости вложенных денежных средств за период бизнес-планирования.

3. Дисконтированный период окупаемости (Discount Payback Period, DPP) - это период, за который суммарные положительные денежные потоки бизнес-плана в точности компенсируют первоначальные инвестиции. Иными словами, DPP=N, при котором первоначальные инвестиции 10 будут равны:

l0~a=0 (1+0“

Здесь CFn - суммарный положительный денежный поток за n-й период. DPP выражается в соответствующих временных периодах (как правило, это годы и месяцы).

4. Внутренняя ставка дохода (Internal Rate of Return, IRR) - это величина ставки дисконтирования, при которой будет иметь место равенство суммарных дисконтированных положительных и отрицательных денежных потоков. Иными словами, IRR=i, при которой бизнес-план находится в точке безубыточности:

К

V +CFn V -Ста

npv = 2* —те - 2ч тгтй =0

п=0 (1+0 п=0 (1+0

Если используемая методика бизнес-планирования подразумевает рассмотрение нескольких вариантов бизнес-плана, то их сравнение производят путем сопоставления значений того показателя финансово-экономической эффективности, который выбирается приоритетным исходя из стратегических целей бизнес-планирования:

• если целью является достижения максимальной прибыли, то выбирается вариант с максимальным значением NPV;

• если целью является достижение максимального отношения прибыли к затратам, то выбирается вариант с максимальным значением PI;

• если предприятие находится «в долгах» и целью является как можно более быстрое достижение окупаемости бизнеса, то выбирается вариант с максимальным значением DPP;

• если имеет место крайне нестабильная макроэкономическая ситуация (например, высокие темпы инфляции), то выбирается вариант с максимальным значением IRR.

Методология поэтапного комплексного бизнес-планирования

Задачу нахождения потенциально наиболее эффективного варианта бизнес-плана можно представить как задачу однокритериальной оптимизации по ключевому показателю эффективности бизнеса, то есть поиска глобального экстремума целевой функции Б (хь х2, ..., хп), где Б - указанный показатель, а хь х2, ..., хп - исходные данные, используемые при планировании.

При использовании методологии поэтапного комплексного бизнес-планирования (далее - методологии ПКБП) решение задачи поиска глобального экстремума целевой функции Б (хь х2, ..., хп) разбивается на последовательное решение задач поиска глобальных экстремумов целевых функций:

Б1 (х1, х2, ..., ха), Б2 (Бь х1, х2, ..., хь), Бз (Бь Б2, х1, х2, ..., хс) и Б4 (БЬ Б2, Бз, х1, х2, ..., хп), где 1<а<Ь<с<п,

Б1, Б2, Б3 и Б4 - целевые функции оптимизации маркетингового плана, производственного плана, плана закупок и плана финансирования производства соответственно. Нахождение глобального экстремума функции Б1 позволит определить оптимальные значения аргументов х1, х2, ., ха, и при нахождении глобального экстремума функции Б2 соответствующие величины будут уже известными константами и т. д. Это позволит сократить количество рассматриваемых сочетаний аргументов при поиске глобального экстремума целевой функции Б(х1, х2, ., хп).

Таким образом, методология ПКБП является разновидностью метода последовательного улучшения плана [3], так как при ее реализации позволяет пошагово «отбрасывать» значительные группы вариантов бизнес-плана, разделы которых не соответствуют поэтапно определяемым потенциально наиболее эффективным вариантам предшествующих разделов. Это выгодно отличает указанную методологию от применяемых в настоящее время методик бизнес-планирования на горнодобывающих предприятиях.

Методология ПКБП на горнодобывающих предприятиях

Методология ПКБП для горнодобывающих предприятий предусматривает следующие этапы [4]:

1. Определение наиболее целесообразного объема производства продукции на основании геологической и маркетинговой информации.

2. Определение наиболее целесообразных основных производственных показателей работы предприятия на основании объема производства.

3. Определение наиболее целесообразной структуры и объема капитальных вложений на основании производственных показателей.

4. Определение наиболее целесообразной структуры и объема операционных затрат на основании структуры и объема капитальных вложений.

5. Определение наиболее целесообразных источников привлечения денежных средств и размеров привлекаемых средств на основании структур и объемов капитальных вложений и операционных затрат.

6. Определение финансово-экономических показателей эффективности сформированного бизнес-плана на основании результатов выполнения предыдущих этапов.

Выполнение первого этапа позволит создать маркетинговый план, второго этапа - производственный план, третьего и четвертого этапов - план закупок, пятого этапа - план финансирования производства. Выполнение шестого этапа позволит оценить эффективность бизнес-плана.

Ключевой особенностью, обуславливающей возможность применения методологии ПКБП на горнодобывающих предприятиях, является возможность определения оптимального варианта бизнес-плана по каждому из этапов без использования в качестве исходных данных результатов выполнения последующих этапов. На горнодобывающих предприятиях указанная возможность реализуется в силу их специфических особенностей. Так, например, ограниченное количество потенциальных клиентов и номенклатуры возможной к производству продукции, а также заранее установленный диапазон экономически и технически приемлемых объемов производства делают возможным формирование приближенного к оптимальному варианта маркетингового плана без разработки остальных разделов бизнес-плана.

Заключение

Резюмируя все сказанное, необходимо отметить, что существующие методики бизнес-планирования на горнодобывающих предприятиях, с точки зрения трудозатрат, имеют значительный недостаток: прямую зависимость между степенью эффективности составляемого бизнес-плана и величиной трудозатрат на его формирование. По сравнению с этими методиками методология ПКБП характеризуется отсутствием этой зависимости, а также предельной формализованностью и, следовательно, перспективностью автоматизации процессов планирования.

Литература

1. Назаров, С.Г. Методология поэтапного комплексного бизнес-планирования для предприятий горнодобывающей промышленности / С.Г. Назаров, А.Я. Фридман, В.А. Цукерман // Горный информационно-аналитический бюллетень. - М.: Изд-во «Горная книга», 2010. -№1. - С. 304-313.

2. Пешкова, М.Х. Экономическая оценка горных проектов / М.Х. Пешкова. - М.: Изд-во Московского государственного горного университета, 2003. - 422 с.

3. Канторович, Л.В. Математически оптимальное программирование в экономике / Л.В. Канторович, А.Б. Горстко. -М.: Знание, 1968.

4. Назаров, С.Г. Автоматизация бизнес-

планирования на предприятиях горнодобывающей промышленности / С.Г Назаров // 111-я Всероссийская научная конф. Теория и практика системной динамики, Апатиты, 30 марта - 2 апреля 2009 г. Тр. конф. - Апатиты, КНЦ РАН, 2009. - С. 153-159.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.