Научная статья на тему 'Моделирование налоговой стратегии хозяйствующего субъекта'

Моделирование налоговой стратегии хозяйствующего субъекта Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
1012
94
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ФИНАНСОВАЯ СТРАТЕГИЯ / НАЛОГОВАЯ СТРАТЕГИЯ / ДЕНЕЖНЫЕ ПОТОКИ / МЕТОДЫ ОЦЕНКИ ИНВЕСТИЦИОННЫХ ПРОЕКТОВ / ОПТИМИЗАЦИЯ / ИМИТАЦИОННОЕ МОДЕЛИРОВАНИЕ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Пешкова Александра Александровна

Поскольку стратегическое налоговое планирование на предприятии является производной долгосрочных управленческих решений, связанных, прежде всего, с инвестиционной деятельностью, то моделирование процессов налогового планирования целесообразно основывать на использовании показателей и методов оценки инвестиционных проектов в сочетании с показателями, характеризующими налоговую ситуацию на предприятии. Осуществляемая на основании предложенной имитационной модели оптимизация налоговой стратегии допускает качественно иной подход к формированию финансовой стратегии и организации бизнеса в целом, основанный на уточненной концепции чистой приведенной стоимости предприятия, когда к обычным критериям формирования стратегии добавляется и постоянно учитывается критерий минимизации налогов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Моделирование налоговой стратегии хозяйствующего субъекта»

А.А. ПЕШКОВА

МОДЕЛИРОВАНИЕ НАЛОГОВОЙ СТРАТЕГИИ ХОЗЯЙСТВУЮЩЕГО СУБЪЕКТА

Поскольку стратегическое налоговое планирование на предприятии является производной долгосрочных управленческих решений, связанных, прежде всего, с инвестиционной деятельностью, то моделирование процессов налогового планирования целесообразно основывать на использовании показателей и методов оценки инвестиционных проектов в сочетании с показателями, характеризующими налоговую ситуацию на предприятии.

Осуществляемая на основании предложенной имитационной модели оптимизация налоговой стратегии допускает качественно иной подход к формированию финансовой стратегии и организации бизнеса в целом, основанный на уточненной концепции чистой приведенной стоимости предприятия, когда к обычным критериям формирования стратегии добавляется и постоянно учитывается критерий минимизации налогов.

Финансовая стратегия, налоговая стратегия, денежные потоки, методы оценки инвестиционных проектов, оптимизация, имитационное моделирование.

Основная задача стратегического налогового планирования - тщательное, всестороннее исследование на основе тенденций развития налоговой системы таких моделей и вариантов осуществления финансово-хозяйственной деятельности экономических субъектов, которые в наибольшей мере отвечали бы глобальным стратегическим ориентирам предприятия с учетом прогнозов изменений во внешней экономической (налоговой) среде.

Процесс налоговой стратегии на предприятии должен включать в себя следующие этапы:

- исследование факторов внешней налоговой среды и налоговой политики государства;

- определение стратегических целей деятельности предприятия в области налогового планирования и общего периода формирования налоговой стратегии;

- разработка системы организационно-экономичес-ких и экономико-правовых мероприятий по обес -печению реализации налоговой стратегии;

- оценка эффективности разработанной налоговой политики.

В данное время для оценки эффективности инвес-тиционных проектов используются специальные методы, среди которых:

1) методы, не учитывающие изменение стоимости во времени;

2) методы, основанные на дисконтировании денеж-ных потоков.

Первая группа методов основана на использовании таких критериев, как срок окупаемости (Payback Period - PP), дисконтированный срок окупаемости (Discount Payback Period - DPP), учетная прибыльность или коэффициент эффективности инвестиций (Accounting Rate of Return - ARR) [1].

Методы управления потоком денежных средств основаны на целесообразности практических действий. Они позволяют определять финансовые последствия от выбора предприятием альтернативных схем налогообложения и учитывать текущие корректировки налогового законодательства на протяжении отчетного периода. При этом принятие решений зависит от действия двух факторов: распределения во времени сроков погашения всех (в т.ч. налоговых)

долговых обязательств и поступления выручки на счет предприятия; неопределенности этих потоков.

Для учета этих факторов используются методы планирования потоков денежных средств (дисконтирования). Анализ эффективности инвестиционных проектов на основе методов дисконтирования денежных потоков основывается на исчислении суммы нас -тоящей (текущей, приведенной) стоимости будущих чистых денежных поступлений и их сравнении с суммой будущей стоимости чистых инвестиций - с будущей стоимостью чистых денежных поступлений. Анализ основан на использовании таких основных критериев, как чистый приведенный эффект, или чистая приведенная стоимость (Net Present Value - NPV), внутренняя прибыльность (Internal Rate of Return -IRR), индекс рентабельности (Profitability Index - PI), или доход на единицу расходов [1].

Вышеприведенные критерии оценки эффективное -ти инвестиционных проектов основаны на анализе величин, связанных с планом денежных потоков (CF). Поэтому важнейший этап в процессе принятия инвестиционных решений - оценка прогнозируемого денежного потока. Налоги являются необходимыми отрицательными денежными потоками, которые могут оказывать значительное влияние на оценку ожидаемых денежных потоков. Во многих случаях влияние налогов может стать определяющим в расчете эффективности планируемой инвестиционной деятельности предприятия. Поэтому методику анализа процессов стратегического налогового планирования целесообразно основывать на показателях налогового бремени, которые рассчитываются на этапе исследования эффективности тактического налогового планирования, и использовать данные показатели для оценки возможности получения неотъемлемых результатов чистой приведенной стоимости долгое рочных проектов предприятия.

Основной стратегической целью налогового планирования как итерационной деятельности, направ -ленной на совершенствование процесса управления предприятием и состоящей в упорядочении его финансово-хозяйственной деятельности в контексте действующего налогового законодательства, является

максимизация рыночной стоимости предприятия с помощью оптимизации его налогового портфеля.

Одним из наиболее эффективных способов достижения данной цели может стать имитация производственной, инвестиционной и хозяйственной деятельное -ти в виде экономико-математической модели, позволяющей определить влияние уровня налогообложения на инвестиционное поведение предприятия, и на основании выявленных закономерностей оптимизировать управление его налоговыми потоками. Применение имитационного моделирования для анализа механизма налогового планирования предприятия как экономической системы со значительным количеством начальной информации и причинно-следственных связей дает возможность абстрагироваться от множества второстепенных факторов и выделить наиболее существенные аспекты проблемы. Имитация является гибким и ценным методом решения задач, эффективным в использовании на всех уровнях планирования - от стратегического до текущего оперативного, поскольку предоставляет широкий круг возможностей для проведения экспериментов со сложными системами, а также выявления их специфических закономерностей.

Поскольку стратегическое налоговое планирование на предприятии является производной долгосрочных управленческих решений, связанных, прежде всего, с инвестиционной деятельностью, то моделирование процессов налогового планирования целесообразно основывать на использовании показателей и методов оценки инвестиционных проектов в сочетании с показателями, характеризующими налоговую ситуацию на предприятии. При этом в качестве основного показателя, который служит критерием прибыльности проекта, возможно использование чистой приведенной стоимости (Net Present Value - NPV), в расчете которой влияние налогов учитывается с максимальной полнотой, а наиболее емким показателем, характеризующим налоговую ситуацию на предприятии, можно считать налоговое бремя (Tax Burden - ТВ).

Целью моделирования процессов налогового планирования на предприятии в широком понимании яв-ляется изучение влияния налогообложения на стратегическое поведение хозяйствующего субъекта, или, другими словами, оценка зависимости между уровнем налогового давления на предприятие и его стратегическими решениями.

При этом возможны два варианта выбора направления анализа - количественный и качественный.

Первый связан с исследованием эффекта масштаба проекта, когда, например, необходимо выбрать наиболее оптимальный проект, при котором целевые критерии NPV и ТВ достигают своего оптимума: NPV ^ max, TB ^ min.

При прочих равных условиях: один и тот же объект вложения (или эквивалентные объекты); технология производственного цикла идентична;

интенсивность притока денежных средств одинакова; сроки окупаемости (продолжительность) проектов равны; цена на продукцию одинакова и т.д.

Изменения ключевого показателя - объема продаж в единицах продукции, а соответственно, и выручки от реализации - могут быть связаны исключительно с

масштабными уровнями проектов (величина инвестиций по одному проекту большая, чем по другому). В условиях неограниченности доступа к источникам средств проблема выбора инвестиционного проекта решается в пользу более масштабного: «Крупные инвестиции требуют значительных, но всегда оправ -данных расходов» [3].

Тем не менее если рынок капиталов несовершенен и доступность финансовых средств ограничивает инвестиции, наиболее существенным будет выбор другого варианта анализа - изучение влияния налоговой стратегии предприятия на изменение структуры инвестиций.

Пусть принято решение о запуске инвестиционного проекта с определенной суммой первичных капиталовложений, т.е. заданным масштабом (или принято п проектов с одинаковым масштабом). В этом случае задачей исследования является определение наиболее эффективного использования вкладываемых в производство средств путем выбора оптимального по структуре направления инвестирования. При данном подходе, рассматривая предприятие как замкнутую экономическую систему, анализу подвергается возможность повышения стабильности путем соответствующих изменений в самой системе. Не имея возможности контролировать экономичес -кую среду, в которой действует предприятие, оно может изменять элементы своей системы.

В области налогового планирования на предприятии данная идея имеет следующее воплощение: в условиях несовершенства рынка капиталов и актуальной для большинства предприятий проблемы ограничения объемов и доступности финансовых средств в центре исследования должно находиться изучение влияния налоговой стратегии предприятия на изменение не масштаба, а структуры инвестиций. В данном случае задачей исследования является определение наиболее эффективного использования средств путем выбора оптимального по структуре направления инвестирования.

Инвестициями являются финансовые вложения в увеличение производственных ресурсов, которые, в свою очередь, характеризуются двумя основными показателями - производственными фондами и численностью работников. Поэтому задачей модели является поиск на стадии разработки инвестиционного решения таких путей распределения соотношения вложений в основные факторы производства - труд и капитал, которые обеспечили бы при заданном объеме первичных инвестиций, отсутствии возможности варьирования масштабами капиталовложений и устанавливаемых государством налоговых ставках максимизацию его рыночной стоимости, минимизируя при этом сумму уплачиваемых предприятием налогов и сопутствующих им налоговых расходов.

В рамках дальнейшей формализации процессов управления налоговыми потоками предприятия определим первичные условия модели:

1) модель рассматривается не для действующего

экономического субъекта с постоянной структурой

расходов и прогнозируемым объемом продаж, а

для планируемого производства и финансово-

хозяйственной деятельности некоторого предприятия - представителя промышленной сферы;

2) предприятие действует в условиях совершенной конкуренции и максимизирует рыночную стоимость, сталкиваясь с фиксированными факторными ценами м для расходов на труд (Ь) и г расходов на капитал (К);

3) анализируется один проект, который генерирует один денежный поток. Новый проект не влияет на существующие денежные потоки фирмы;

4) не рассматриваются инфляционное влияние на денежный поток, а также дисконтированная сумма потерь;

5) предприятие платит три налога: налог на прибыль (Ті), налог на заработную плату (отчисления на социальные мероприятия) (Тм>) и НДС (Ту);

6) оно выпускает продукцию, которая полностью реализуется на протяжении расчетного периода. Остатков незавершенного производства, готовой и отгруженной продукции нет.

Используемые ограничения упрощают модель, тем не менее она содержит достаточную информацию, позволяющую довольно точно описать изучаемые процессы и выработать адекватные управленческие решения.

На основе указанных начальных предпосылок реализацию модели налогового планирования на промышленном предприятии необходимо проводить в следующей последовательности.

1. Расчет планируемой суммы инвестиционных вложении. Промышленное предприятие принимает инвестиционное решение, которое требует вложения средств в объеме 1о- Величина начальных инвестиций І0 состоит из суммы вложений в увеличение производственных ресурсов, которые характеризуются двумя основными показателями - производственными фондами (К0) и численностью работников (Ь0). Поскольку проект требует вложений как в основные, так и в оборотные средства, величина начальных инвестиций в капитал К0 представлена двумя составляющими - основным капиталом (К0*) и оборотным капиталом (К0**):

Ко = Ко* + Ко**. (1)

Соотношение между оборотными средствами и количеством основных фондов задано особенностями технологических процессов предприятия, является постоянной величиной на протяжении срока действия проекта и в стоимостном выражении определяется следующим образом:

К **

X , 0<Х<1. (2)

Ко

Тогда первичные инвестиции в капитал предприятия составят:

Ко = К*(1 + А)(1 +гг ), (3)

где Ту - ставка входного НДС.

Инвестиционные вложения в трудовые ресурсы ІЬ математически могут быть представлены следующим выражением:

Іь = мЬо(1 + ГиХ (4)

где м - средняя ставка зарплаты одного рабочего к

вычету налогов; Ь0 - численность промышленно-

производственного персонала; tw - ставка отчислений в социальные фонды.

Таким образом, общая величина первичных инвес -тиционных вложений должна быть запланирована на уровне:

J0 = К* (1 + А)(1 + тг) + wL0(1 + rw), І0 = const. (5)

2. Расчет стоимости производимой продукции. Стоимость произведенной предприятием товарной продукции при условии использования двух взаимозаменяемых факторов - капитала и труда -описывается формулой производственной функции типа Кобба-Дуглас а:

Y * = АК,ац1~а, (б)

где Yj* - стоимость продукции; А - производственный параметр; К, - затраты капитала; L, - затраты труда; а - коэффициент частной эластичности производства;

i - вариант расчетов [З].

3. Расчет фондовооруженности производства. В двухфакторной производственной функции типа Кобба-Дугласа (формула 12) оценка взаимосвязи ресурсов при используемой агрегированной экономической технологии проводится на основе показателя зависимости между количеством капитала и труда, которые израсходованы на производство продукции, т.е. на запуск производственного цикла. Данное соотношение, выступающее характеристикой нулевого по -рядка производственной функции типа Кобба-Дугласа, является одним из традиционных показателей -фондовооруженности и определяет значение объема основных фондов, приходящихся на одного работника, следующей формулой:

К *

тг = К-, (7)

Li

где т, - фондовооруженность производства.

Ограничение на изменение значений К, и Lj можно представить в следующем виде:

К,* є(0; К>max ]

I* є(0;IT*],

где Кmax и Lmax - предельно возможные величины затрат основного капитала и труда, которые являются допустимыми при технологических условиях производства, сложившихся на предприятии.

4. Расчет выручки от реализации производимой продукции. Поскольку промышленное предприятие является плательщиком НДС, то его выручка от реализации Y, рассчитывается как стоимость продукции с учетом налога:

Yj = Y*(1+V). (В)

5. Расчет прибыли предприятия. Прибыль предприятия i-го периода P, составит разность между стоимостью произведенной продукции (без НДС) и расходами производственных ресурсов:

Pi = Y* - wlj(1 +%)-<d-К*Х-V , (9)

где d - норма амортизационных отчислений; r - цена капитала, вложенного в инвестиции.

6. Расчет сумм налогов, которые платятся предприятием. Данный этап предусматривает динамичес-кое моделирование обязательств предприятия по трем группам налогов - на прибыль, НДС и на зарплату (отчислений на социальные мероприятия).

В условиях данной модели налог на прибыль взимается в конце отчетного периода , из прибыли, рассчитанной согласно формуле (9), причем только в том случае, когда эта прибыль налогооблагаемая. Тогда сумма Т1 налога на прибыль составит:

\Рл,, если], > 0

Т = I ■ п , , (Ш)

' [0,еслиЦ < 0

где т,- - ставка налога на прибыль предприятия.

Расчет обязательств по НДС (Ту) проводится

кредитным методом:

Ту = ¥*Ту - К*(1 +Х)Ту . (11)

Налог на заработную плату (отчисления на социальные мероприятия) ТV, рассчитывается исходя из размера фонда оплаты труда и ставки начислений на зарплату и составляет:

Тщ = ■н’Цту . (12)

Суммарные обязательства по данным группам налогов Т1, являются совокупностью обязательств предприятия по каждому из них:

ТЦ = Т + Ту1+ Тг_. (13)

7. Расчет налогового бремени. Величина налогового бремени предприятия (ТВ) определяется как отношение суммы налогов, начисленных за расчетный период i, к вновь созданной за данный период стоимости:

ТВ, = ТЦ/(У* - - К,*Ъ 0 < ТВ, < 1, (14)

где Ы2, - материальные затраты за период ,.

8. Расчет величины трансакционного коэффициента. Использование в модели трансакционного коэффициента обусловлено экономическим смыслом данного показателя, основанного на теории трансакционных расходов неоинституциональной экономической парадигмы [2]. Налоговые расходы предприятия можно разделить на две основные группы - непосредственные и сопутствующие. Непосредственными налоговыми расходами являются суммы налогов, начисленные за определенный период по результатам финансово-хозяйственной деятельности и обязательные для перечисления предприятием в бюджет государства. Помимо рестрикционной составляющей налоговой системы промышленное предприятие в современных условиях сталкивается с наличием высоких трансакционных расходов ведения бизнеса, основной удельный вес которых приходится на налоговое администрирование, имеющее достаточно сложную структуру и методику взимания налоговых платежей.

Налоговое планирование способно сгладить либо элиминировать институциональные риски, т.е. сопутствующие налоговые расходы, возникающие в связи с налогообложением деятельности промышленных предприятий, а также уменьшить отрицательное действие высокой налоговой нагрузки (как относительного показателя непосредственных налоговых расходов).

Представленный коэффициент является функцией от налогоемкости производства, которая выражается через показатель налогового бремени на предприятии и учитывает трансакционные расходы, связанные с проведением мероприятий по налоговому планированию:

к, =ф(ТВ), (15)

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

где кг - трансакционный коэффициент; кг е[0;1], ф -функциональная зависимость.

В свою очередь, к отражает влияние налогового бремени на два основных фактора, связанных с проведением мероприятий по налоговому планированию: расходы налогового администрирования и расходы риска налоговых проверок. Совокупность данных факторов способна оказывать корректирующее действие на инвестиционное решение, основанное на соображениях об ожидаемой прибыльности. к позволяет оценить налоговую рискованность инвестиций, а затем определить, является ли уровень ожидаемой прибыльности достаточным для компенсации предвиденного риска.

9. Расчет совокупного денежного потока предприятия. Совокупный денежный поток Д - это доход предприятия, который остается в его распоряжении после обязательных выплат - налогов, инвестиционных доходов вкладчиков и др., и рассчитывается следующим образом:

Д = У - ТЦ -10г . (16)

10. Расчет чистого денежного потока предприятия. Величина чистого денежного потока рассчитывается как разность между всеми положительными и отрицательными денежными потоками, которая остается в распоряжении предприятия в конце расчетного периода,:

АД, = Д - К> - К*А-VI, (1+% ) - к?Ц . (17)

При этом в предлагаемой модели традиционный расчет чистого денежного потока скорректирован на сумму дополнительных транс акционных налоговых расходов кТ1, связанных с осуществлением мероприятий по налоговому планированию на предприятии.

11. Расчет чистой приведенной стоимости инвестиционного проекта. Чистая приведенная стоимость рассчитывается следующим образом:

^(1 + Г<), , (18) (1 + Г)'

где г* - эффективная банковская процентная ставка; г - цена капитала проекта.

Рассчитывая ЫРУ.,, сделаем предположение, что риск, связанный с денежными потоками проекта, и риск, который связан с банковскими депозитами, равны. В этом случае банковскую процентную ставку г* как цену капитала, который вложен в банк, можно брать как норму дисконтирования проекта по цене капитала, вложенного в инвестиционный проект, т.е. для данного проекта г = г*.

При предположении г = г* формула (18) примет следующий вид:

NPV,

NPV=

AD,.

(19)

12. Определение целевой функции модели. Целевой функцией (ЦФ) исследуемой модели является максимизация чистой приведенной стоимости инвестиционного решения:

F = NPV, ^ max. (20)

Влияние фондовооруженности на чистую приведенную стоимость инвестиционного проекта без учета транс акционных налоговых расходов дает возможность сделать выводы о двойственности поведения целевой функции модели при к1 = 0. Первичное наращивание фондовооруженности сопровождается соответствующим увеличением значений целевой функции, т.е. чем больше капиталоемкость производства, тем больше чистый денежный поток и, соответственно, чистая приведенная стоимость, генерируемая проектом. Но после достижения критической точки максимума характер зависимости значений функции и аргумента изменяется: дальнейшее увеличение фондовооруженности приводит к сокращению налоговых обязательств предприятия, тем не менее уменьшается и величина чистой приведенной стоимости. Поскольку целью налогового планирования является не уменьшение налоговых обязательств субъекта, а увеличение ЛРУ, то дальнейшее наращивание капиталоемкости производства невозможно, поскольку приведет предприятие к кризисному финансовому состоянию.

Каждый уровень фондовооруженности определяет величину налогового бремени предприятия (ТВ) для каждого варианта эксперимента и соответствующее этой величине значение трансакционного коэффициента (к) которое изменяется при вариативных изменениях уровней налогового бремени. Оптимальным для предприятия будет такое объединение непосредственных и сопутствующих налоговых расходов, при котором изменение налогового бремени не вызовет чрезмерного роста трансакционного коэффициента, а факторы расходов рисков налоговых проверок и налогового администрирования будут взаимоуравнены.

Тем не менее в основе предложенного механизма налогового планирования лежит моделирование синхронного влияния фондовооруженности и трансакционного коэффициента на финанс овый результат принятия конкретного инвестиционного решения.

Однако когда оптимизация целевой функции проводится исключительно на основе уровня фондовооруженности, без учета трансакционных налоговых расходов, при моделировании совокупного влияния факторов на поведение функции ее максимум оказывается смещенным вниз. Эю вызвано корректировкой величины чистого денежного потока при расчете чистой приведенной стоимости как целевого критерия модели на сумму транс акционных налоговых расходов. Подобный подход позволяет объективно оценить уровень благосостояния предприятия, поскольку трансакционный коэффициент по своей экономической природе является показателем, в котором уже учтено влияние не только налогового бремени как показателя непосредственных налоговых расходов, но и сопутствующих налоговых расходов администрирования и проверок.

Таким образом, кривая налогового планирования является параболой, на исследуемом отрезке данных сначала восходящей к своему экстремуму, когда увеличение фондовооруженности и трансакционного коэффициента сопровождается ростом целевой функции, преломляемой в точке максимума и нисходящей

в дальнейшем при продолжении тенденции роста аргументов.

Явно выражена зависимость между характером из -менения целевой функции и динамикой двух основ -ных ее аргументов - фондовооруженностью и трансакционным коэффициентом. Рост фондовооруженности, сопровождаемый аналогичным увеличением трансакционного коэффициента, позволяет максимизировать значение целевой функции лишь до определенной границы, после которой дальнейшее наращивание фондовооруженности, а соответственно, и транс акционных расходов, вызовет падение уровня целевого критерия, т.е. приведет предприятие к нежелательным финансовым потерям.

Таким образом, целью предлагаемой модели, предназначенной для принятия эффективного стратегичес -кого инвестиционного решения, является поиск такого соотношения капитала и труда при заданном объеме первичных инвестиций, которое обеспечило бы максимально возможное значение ЛРУ с учетом налоговых последствий.

Предложенная имитационная модель, помимо достижения основной ее цели, позволит также улучшить понимание процессов реализации инвестиционного решения, формирования и погашения налоговых обязательств предприятия, проверки возможных стратегий поведения данной системы при разных первичных условиях, проследить динамику налоговых отчислений во взаимодействии с потоками денежных средств на предприятии.

Имитация механизма налогового планирования показывает, что принятие стратегических инвестиционных решений без учета связанных с ними налоговых последствий для предприятия является малоперспективным. Наиболее эффективно применение комплексного подхода, когда моделирование налогового планирования основано на анализе совокупного действия двух аспектов - соотношения капитала и труда и трансакционного коэффициента - на параметры целевой функции при фиксированном объеме инвестиций.

Система налоговых стратегических целей, отраженных в предложенной модели, позволяет предприятию обеспечивать высокорентабельное использование инвестиционных вложений, оптимизацию налогового портфеля, приемлемость уровня налоговых рисков в процессе осуществления будущей финансово-хозяйственной деятельности.

Эффективность налоговой стратегии находится в прямой зависимости от ее способности регулировать фондовооруженность производства в направлении увеличения доли капитала в общей структуре капиталовложений, достигая такого рационального уровня налогового бремени, при котором трансакционные налоговые расходы, возникающие вследствие проведения мероприятий по налоговому планированию, не превышают размеров возможных финансовых потерь.

Осуществляемая на основе предложенной имитационной модели оптимизация налоговой стратегии допускает качественно иной подход к формированию финансовой стратегии и организации бизнеса в целом, основанный на уточненной концепции чистой приведенной стоимости предприятия, когда к обычным

критериям формирования стратегии добавляется и пос -тоянно учитывается критерий минимизации налогов.

ЛИТЕРАТУРА

1. Бригхэм Юджин Ф. Энциклопедия финансового менеджмента / Пер. с англ. 5-е изд. М.: Экономика, 2006.

2. Ильчук В.П. Влияние рисков на процесс реального инвестирования // Финансы. 2009. №3.

3. Крушвиц Л. Финансирование и инвестиции. Неоклассические основы теории финансов / Пер. с нем. СПб.: Питер, 2007.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.