Налоги и налогообложение
Правильная ссылка на статью:
Иманшпиева М.М. — Снижение масштабов «теневой» экономики: региональные аспекты (по материалам Республики Дагестан) // Налоги и налогообложение. - 2021. - № 4. DOI: 10.7256/2454-065X2021.4.35578 URL: https ://nbpubMLcom/fcary_read_article.php?id=35578
Снижение масштабов «теневой» экономики: региональные аспекты (по материалам Республики Дагестан)
Иманшапиева Мазика Мусабековна
кандидат экономических наук доцент, Дагестанский государственный университет народного хозяйства 367014, Россия, г. Махачкала, уп. Дачная, 95
И [email protected] Статья из рубрики "Расследование преступлений в сфере налогообложения"
DOI:
10.7256/2454-065X.2021.4.35578
Дата направления статьи в редакцию:
25-04-2021
Аннотация: Целью исследования является выявление направлений по снижению масштабов «теневой» экономики и улучшению контроля за легализацией доходов субъектов малого и среднего бизнеса в субъектах РФ и выявлению резервов налогового потенциала регионов в отдельных отраслях экономики в современных условиях. Предмет исследования. В статье раскрываются место и роль легализации теневого бизнеса как фактора стимулирования экономической активности регионов. В статье рассматриваются (особенности) различные подходы экспертов к определению «теневая» экономика в современных условиях.Исследованы особенности развития «теневой экономики» в отдельных отраслях экономики (как строительство, оптовая и розничная торговля, производство алкогольной продукции и т.д.) в регионах страны (на примере Республики Дагестан), а также проведен сравнительный анализ различных показателей в субъектах СКФО и РФ. Особое внимание автор в статье уделяет мероприятиям, направленным на снижение масштабов «теневой» экономики и улучшения контроля за легализацией доходов предпринимательской деятельности, в части повышения налоговых поступлений от субъектов малого и среднего предпринимательства и выявлению резервов налогового потенциала регионов. Результаты. С учетом проведенного исследования автором предложены рекомендации по снижению масштабов «теневого сектора» экономики, повышению налоговых поступлений от субъектов малого и среднего предпринимательства и выявлению резервов налогового потенциала региона, в отдельных отраслях экономики, а также предложены рекомендации по стимулированию
экономической активности субъектов малого предпринимательства в пределах экономической безопасности.Выводы. По результатам исследования предложены рекомендации, направленные на легализацию «теневого сектора» экономики в отдельных отраслях экономики, повышению эффективности мер межведомственного взаимодействия налоговых, правоохранительных и регистрирующих органов, направленных на выявление резервов налогового потенциала регионов в современных условиях.
Ключевые слова: экономика, регион, занятость, бюджет, доходы, налоги, активность, теневая, потенциал, резервы
В современных условиях, учитывая необходимость обеспечения стабильного уровня развития экономики в посткризисный период и устойчивого роста в дальнейшей перспективе, важнейшим направлением являются научные исследования и практические разработки по легализации «теневой» экономики, направленные на повышение
экономической активности региона
«Теневая» экономика возникла с появлением государства, присутствует в каждом государстве в различной степени и имеет свои специфические особенности, в зависимости от той или иной экономической системы.
По данным Международного института изучения рынка, в государствах с развитой рыночной экономикой размер теневого сектора в начале 2000-х гг. достигал 25% ВВП (в США 8,4%, в Германии — 16,8%, в Италии — 25,7% ВВП), а в странах с переходной экономикой — более половины ВВП (в Беларуси — 50,4%, в Украине — 54,7%, в Грузии — 68% ВВП). В России по расчетам Росстата, доля теневой экономики составляет примерно 25% ВВП, без учета криминальной деятельности, а с ее учетом — примерно
48,7%
«Теневая» экономика является одной из актуальных проблем сдерживающей развитие экономической системы, за счет отрицательного воздействия на доходы бюджетной системы и формирование конкурентной среды.
По расчетам Росфинмониторинга объем «теневой» экономики в России в 2018 году составил 20 триллионов рублей или 20% от ВВП, что превышает расходы федерального бюджета в 2019 году
По информации Центра социально-политического мониторинга РАНХиГС «теневой» сектор в России охватывает приблизительно 40% занятого населения. Другие российские оценки этой доли колеблются в пределах 25-30%. Численность занятых в нем работников, составляет от 20 до 33% от работоспособного населения I19!.
Недостаточное финансирование мероприятий социального характера отражается на финансовых возможностях предприятий и организаций. В свою очередь для выживания или выполнения своих стратегических задач предприятия начинают прибегать к различным формам сокрытия доходов, что создает замкнутый круг. Кроме того, увеличивается налоговая нагрузка на официальную экономику, что ведет к социальной напряженности. Таким образом, «теневая» экономика является целостной, самоорганизованной структурой, постоянно развивающейся и взаимодействующей с официальными структурами, субъектами и экономическими агентами.
«Теневая» экономика охватывает сферу нелегального производства товаров и услуг, в целях уклонения от уплаты налогов и других обязательных платежей в бюджет страны, а также избежание контрольных мероприятий со стороны налоговых, надзорных и правоохранительных органов.
В наибольшей степени «теневая» экономика оказывает влияние на сферу производства, торговли и кредитно-финансовых отношений. При этом, наиболее коррупционными налогами являются налог на добавленную стоимость, налог на прибыль организаций и налог на доходы физических лиц.
«Теневая» экономика не зависит от уровня социально-экономического развития государства и других показателей уровня жизни населения. К причинам возникновения «теневой» экономики можно отнести противоречивость понимания принципов хозяйственной деятельности и их правового проявления.
В современной экономической науке отсутствует единое мнение содержания и причин возникновения «теневого» сектора экономики.
Вначале 1990 годов советский экономист Т. Корягина под «теневой» экономикой понимала неучитываемые официальной статистикой и неконтролируемые обществом
производство, потребление, обмен и распределение материальных благ -191. В составе теневой экономики учитываются также серый импорт, сокрытие доходов от уплаты налоговых и таможенных платежей, выплата серых зарплат.
Известный перуанский экономист Эрнандо де Сотто считает, что «теневая экономика есть реакция граждан на систему, которая ставит их в положение своеобразных жертв правового беспредела» [27].
Ученые Московского университета МВД РФ Ю.В. Латов и С.Н. Ковалев называют «теневой» экономикой хозяйственную деятельность, существующую за пределами государственного учета и контроля, и не отражающуюся в официальной статистике 13Ш.
Среди отечественных ученых исследовавших генезис «теневой» экономики в России выделим таких как Л. Косалс, Г. Р. Семина, М. П. Ушивый Г8,26,311.
В трудах отечественных исследователей отмечаются следующие причины развития «теневой» экономики в России: «деловой» союз представителя власти и предпринимателя, доминирование государственной власти, скрытые формы монополизма, высокое налогового бремя, специфический характер перехода к рыночным отношениям в России -181.
Кандидат экономических наук М. П. Ушивый, отмечает, что «размеры и обороты теневой деятельности в России в отдельных отраслях настолько велики, что невозможно
неприкрытие их власть держателями и контролирующими органами»1311. Государственные служащие также участвуют в «теневых» явлениях в результате «обеления» незаконным путем полученных денежных средств через подставные коммерческие фирмы, зачастую пользуясь служебным положением.
На взгляд автора под «теневой» экономикой следует понимать срытую от государственных органов предпринимательскую деятельность физических и юридических лиц, которая приносит им необлагаемые налогами и сборами денежные доходы или имущество, или позволяет им снизить свои расходы в виде налогов и сборов.
В настоящее время «теневая» экономика стала неотъемлемой частью жизни российского населения, войдя во все отрасли экономики.
К неформальной экономике (теневой сектор) Росстат относит неформальный рынок труда и скрытую оплату труда. По методике Росстата,к лицам занятым в неформальном секторе относятся официально незарегистрированные субъекты предпринимательства и не соответственно, не уплачивающих в бюджет налоги, сборы и другие обязательные платежи (домохозяйства, лица, торгующие своей продукцией и оказывающие услуги (врачи, юристы, строители, парикмахеры, косметологи, портные, репетиторы и т.д.), за исключением лиц, осуществляющих противозаконную деятельность. При этом, в соответствии с международной практикой продукция и услуги неформального сектора учитываются Росстатом при расчете ВВП ¿З^.
Таблица 1
Характеристика экономически активного населения в РФ за 2017-2019 годы
Пока з а те ль 2017 2018 2019 Отклонение 2019-2018
Численность экономически активного населения, млн чел, 76 285,0 76 190,0 75 398,0 -792,0
в то м чис ле :
занятые в экономике млн чел, 72 316,0 72 532,0 71 933,0 -599,0
безработные, 3 969,0 3 654,5 3 485,2 -169,3
млн. чел,
Общий уровень безработицы, в % 5,2 4,8 4,6 -0,2
Источник: https ://rosstat.gov.ru/folder/14036
Сектор «теневой» экономики в РФ по данным Росстата, в 2019 году вырос и составил 15,25 млн. человек или 21,3% от общей численности занятых. Для сравнения, в США доля «теневой» экономики оценивается 12%, в развитых странах Европы в пределах только 5-10% -1321.
По мнению исследователей НИСИПП основными причинами перевода части предпринимательской деятельности в «теневой» сектор экономики являются: недостаток финансовых средств и высокий процент банковского кредита, недостаточный спрос на внутреннем рынке и высокий уровень налогообложения.
По данным Росстата из числа занятых в неформальном секторе (14,2 млн человек):
9,4 млн человек работают по найму у физических лиц, индивидуальных предпринимателей, в фермерском хозяйстве;
3,6 млн человек осуществляют предпринимательскую деятельность без образования юридического лица (в том числе самозанятые);
1,1 млн человек зарабатывают на собственном домашнем хозяйстве, охотой или
рыболовлей I32!.
Таким образом, преимущественное число лиц, осуществляющих «неформальную» деятельность подпадают под категорию субъекты малого и среднего предпринимательства.
По данным Росстата, количество субъектов малого и среднего предпринимательства в России, включая микропредприятия, в 2019 году уменьшилось на 124 тыс ед или на 2,0% к предыдущему году и составив 5 916,9 тыс ед., при этом число малых и средних организаций в 2019 году уменьшилось на 6,8% к 2018 году и составило 2528,7 тыс ед.
Таблица 1
Структура субъектов малого и среднего предпринимательства, зарегистрированных в ЕГРН в разрезе федеральных округов РФ за 2018-2019 годы
Всего ЮЛ и ИП -субъектов МСП ЮЛ ИП Всего ЮЛ и ИП -субъектов МСП ЮЛ ИП
2018 2019
РФ 6 041 195 2 715 388 3 325 807 5 916 906 2 528 711 3 388 195
Центральный ФО 1 866 670 958 797 907 873 1 821 752 869 197 952 555
СевероЗападный ФО 707 495 376 865 330 630 692 465 347 056 345 409
Южный ФО 709 427 207 168 502 259 694 492 196 194 498 298
СевероКавказский ФО 201 326 48 397 152 929 200 256 48 053 152 203
Приволжский ФО 1 080 648 469 667 610 981 1 058 398 449 933 608 465
Уральский ФО 517 901 232 484 285 417 510 075 219 744 290 331
Сибирский ФО 642 811 294 143 348 668 628 271 275 146 353 125
Дальневосточный ФО 314 917 127 867 187 050 311 197 123 388 187 809
Источник: данные Единого реестра МСП. https://ofd.nalog.ru/statistics.html
В 2019 г. число занятых в секторе малого и среднего предпринимательства упало до 18,8 млн, т.е. уменьшилось почти на полмиллиона человек. Доля сектора малого и среднего предпринимательства в ВВП снизилась с 21,9% в 2017 г. до 20% в 2018 году
Оборот сектора субъектов малого и среднего предпринимательства в целом вырос за 2017-2018 годы, но в 2019 г. - существенно снизился. Отношение оборота субъектов малого и среднего предпринимательства к ВВП выросло с 2015 по 2017 годы (с 61 до 75%), но за 2018-2019 годы данный показатель снизился до 72% [22].
Таблица 2.
Оборот организаций (юридических лиц) в РФ за 2019 год, млн рублей
Наименование
Оборот
Оборот
предприятий всего, в то м ч ис ле : организации (без субъектов МСП) Оборот субъектов МСП (без ИП)
Всего по организациям , из них : 226210014,2 167104505,6 59105509
сельское, лесное хозяйство, 4 164 770 2 778 615 1 386 155
охота, рыболовство и
рыбоводство
добыча полезных ископаемых 18 498 292 18 130 319 367 973
обрабатывающие производства 52 809 342 46 123 843 6 685 499
обеспечение электрической 10 445 599 10 111 055 334 543
энергией, газом и паром;
кондиционирование воздуха
водоснабжение; водоотведение, 1 418 903 1 004 399 414 504
сбор и утилизация отходов,
ликвидация загрязнений
строительство 11 432 450 5 672 018 5 760 432
торговля оптовая и розничная; 88 171 148 55 222 725 32 948 423
ремонт автотранспортных средств
и мо тоцикло в
транспортировка и хранение 14 962 354 12 298 689 2 663 665
деятельность гостиниц и 1 641 700 693 840 947 860
предприятий общественного
пита ния
деятельность в области 4 885 426 3 832 906 1 052 520
информации и связи
деятельность по операциям с 4 636 299 2 124 556 2 511 743
не дв иж имым имуще ств о м
деятельность профессиональная, 8 878 915 6 877 737 2 001 178
научная и техническая
деятельность административная и 2 250 400 1 174 881 1 075 520
сопутствующие дополнительные
услуги
государственное управление и 51 416 51 416 0
обеспечение военной
безопасности; социальное
обеспечение
образование 38 194 4 231 33 962
деятельность в области 871 864 353 076 518 788
здравоохранения и социальных
услуг
деятельность в области культуры, 515 263 367 659 147 604
спорта, организации досуга и
развлечений
предоставление прочих видов 282 538 282 538 0
услуг
Источник: Российский статистический ежегодник, 2019. и^
https ://rosstat.gov.ru/folder/14036
В целом в 2019 г. в России наблюдались негативные тенденции развития сектора малого и среднего предпринимательства, связанные с повышением ставки по НДС, введением онлайн-касс и низким уровнем роста доходов населения.
По данным Росстата в 2019 г. доля субъектов малого и среднего предпринимательства составляла 26,1% от оборота всех организаций по всем видам деятельности, а по отдельным видам деятельности - выше 50% ¿321.
Таким образом, снижение неформальных отношений в секторе малого и среднего предпринимательства является актуальным направлением развития национальной экономики на современном этапе (таблица 2).
Профессор НИУ ВШЭ Симон Кордонский связывает рост доли неформального сектора экономики с сокращением числа малого и среднего предпринимательства «сравните с числом закрываемых бизнесов, малых предприятий. Кто-то переходит в микропредприятия, а кто-то завязывает с государством и становится самозанятым» I24!.
По данным Росстата, оборот субъектов малого и среднего предпринимательства с учетом индивидуального предпринимательства в сфере торговли за 2019 г. составил 57,7% к общему объему оборота субъектов малого и среднего предпринимательства, в
строительстве в 2019 г. этот показатель равен 8,3% ¿321 (Таблица 3).
Таблица 3.
Удельный вес субъектов МСП в общем объеме оборота субъектов МСП по отдельным
в ида м д е я те льно с ти в Р Ф в 2019 г.
В иды де я те льно сти Оборот МСП в % к общему обороту Оборот СП в % к общему обороту Оборот МП в % к общему обороту Оборот Микропредприятий в % к общему обороту Выручка ИП в % к общему обороту
Сельское хозяйство, охота и лесное хозяйство, рыболовство, рыбоводство 2,5 0,5 0,8 0,4 0,6
Обрабатывающие производства 9,8 2,1 4,2 2,5 1,0
Строительство 8,3 0,7 3,4 3,5 0,7
Оптовая и розничная торговля; ремонт автотранспортных средств, мотоциклов, бытовых изделий и личных предметов 57,7 3,4 22,3 17,7 14,2
Транспортировка и хранение 4,6 0,3 1,5 1,7 1,1
Гостиницы и рестораны 1,8 0,0 0,6 0,6 0,5
Деятельность в области информации и связи 1,8 0,1 0,6 0,6 0,4
Операции с недвижимым имуществом, аренда и предоставление услуг 4,8 0,2 1,4 1,7 1,5
Деятельность профессиональная, научная и 3,4 0,2 1,0 1,4 0,8
10.7256/2454-065X2021.4.35578 [техническая_
Источник: Российский статистический ежегодник, 2019. URL
https ://rosstat.gov.ru/folder/14036
Ключевыми отраслями развития субъектов малого и среднего предпринимательства являются оптовая и розничная торговля (60,4% общего оборота), обрабатывающие производства (10,4%), строительство (7,5%). Структура оборота субъектов малого и среднего предпринимательства в течение последних нескольких лет меняется несущественно: незначительно сокращается доля торговли и ремонта, несколько растет доля обрабатывающих производств и интернет-сервисов, развиваются услуги доставки, различные интернет-сервисы, информационные технологии, дистанционное образование, телемедицина.
Несмотря на принимаемые меры поддержки малого бизнеса и увеличение их объема в кризисный 2019 г., отмечается рост «теневой» экономики.
По данным современных исследований, несмотря не реализуемых государством мероприятия по поддержке малого и среднего предпринимательства в нашей стране, в 2020 году уровень «теневой» экономики достигает в отдельных отраслях экономики 5560% (торговля, сфера общественного питания, производство пищевых продуктов, строительство и др.)
Однако, условия для развития предпринимательства, а соответственно, и указанные тенденции развития в российских регионах существенно различаются. Проведение более взвешенной государственной политики руководством субъектов РФ, может позволить учесть региональные особенности развития предпринимательства.
Таким образом, необходимо разработать комплекс мероприятий, реализация которых способствовала бы максимальному снижению масштабов «теневой» экономики в России, с учетом особенностей каждого субъекта РФ. Но при этом, целесообразно создавать благоприятные условия для законопослушных субъектов предпринимательства, стимулировать развитие официального бизнеса.
Добиться увеличения численности занятых в секторе малого и среднего предпринимательства можно преимущественно за счет вывода предпринимателей из «тени» и легализации самозанятых. В целом в России более 8,5 млн незарегистрированных самозанятых, (разница между числом всех занятых в неформальном секторе и уже зарегистрированных индивидуальных предпринимателей). При этом более 30 процентов от потенциального числа самозанятых приходится на 10 крупнейших регионов страны (Таблица 5),.
Так, по итогам за 2019 год наибольшая доля неформальной экономики в общем количестве работающих наблюдается в следующих регионах: Чеченская Республика -65,5%, Дагестан - 56,9%; Ингушетия - 50,2%; Кабардино-Балкария - 44,9%; Республика Северная Осетия - 37,8%, Республика Алтай и Крым - 37,5%; Калмыкия - 33,0%,
Ивановская область - 31,1%; Ставропольский край - 30,9% l-32!. В указанных регионах в ВВП превалирует доля сельского хозяйства, вносящего наряду с торговлей и строительством существенный вклад в неформальную экономику.
Таблица 5
Занятые в неформальном секторе в субъектах РФ в 2019 г
Регион Занятые в неформальном секторе, в % в общей ч ис ле нно с ти занятого населения Занятые в неформальном секторе , тыс.чел Занятые в неформальном с е кто ре , з а вычетом ИП, тыс .ч е л
РФ 20,1 14193,9 8915,8
Лидеры по числу занятых в неформальном секторе за вычетом ИП
Республика Дагестан 56,9 610,8 583
Краснодарский край 29,9 762,8 503,9
Ростовская область 29,1 559,5 344,6
Республика Башкортостан 24,6 417,8 301,2
Чеченская республика 65,5 328 397
Ставропольский край 30,9 374,1 270
Нижегородская область 18,4 299,4 232
Республика- Крым 35,7 295,1 204,4
г. Санкт-Петербург 12,4 389,3 198,6
Республика Татарстан 17,0 324,4 184,5
Лидеры по доле занятых в неформальном секторе
Республика Ингушетия 50,2 88,5 71
Кабардино-Балкарская Республика 44,9 160 140,7
Республика Северная Осетия - Алания 37,8 107,7 94,2
Республика Алтай 37,5 30,7 23,5
г. Севастополь 33,1 59,3 39,2
Республика Калмыкия 33,0 36,1 25,7
Ивановская область 31,1 139,4 88,4
Пензенская область 30,8 183,4 118,9
Республика Хакасия 30,2 70 38,9
Республика Адыгея 30,2 40, 45,6
Источник: составлено автором по данным Росстата
Уменьшение объёма теневого оборота являются первостепенной задачей стоящей перед государственной политикой любой страны, но при этом необходимо тщательным образом подбирать средства его снижения. Необходимо избирательно находить меры регулирования деятельности субъектов хозяйствования.
Большая доля неформального сектора в республиках Северного Кавказа обусловлена недостаточным количеством официальных рабочих мест, отмечает Кордонский - «там просто работать негде, официальной работы просто нет. И в то же время люди там
трудятся, но не ставят об этом в известность государство»
В Республике Дагестан на конец 2019 г. число малых предприятий снизилось по отношению к 2018 году на 2,1%, снижение среднесписочной численности занятых на малых предприятиях в РД составило к предыдущему году - на 552 тыс чел или на 0,34 %.
Таблица 6.
Характеристика занятости населения в РФ и РД за 2017-2019 годы
Показатель 2017 2018 2019
РФ РД РФ РД РФ РД
Чис ле ннос ть экономически активного населения, всего 76285 1302 76190 1270 75398,0 1220,4
Занятые в экономике 72316,0 1202,8 72532,0 1202,4 71933,0 1237,7
Безработные 3969 164,7 3654,5 175,6 3485,2 179,3
Общий уровень безработицы,% 5,2 12,6 4,8 13,8 4,6 15,7
Источник: Росстат, 2019
По официальным данным налоговых органов в Едином реестре МСП по итогам 2019 года в Республики Дагестан зарегистрировано всего 36 569 субъектов МСП.
В 2019 году среднесписочная численность работников субъектов малого и среднего предпринимательства составила 45,6 тыс. человек. На 1 зарегистрированный субъект МСП в России приходится 2,6 работников, в СКФО - 1,7 работников, а в республике - 1,2 работников или соответственно в 2 раза меньше. Что свидетельствует о том, что около 1/2 занятого населения в республики не зарегистрированы и работают в «теневом» бизнесе.
Выявление, регистрация и постановка на учет в целях налогообложения, лиц осуществляющих деятельность без постановки на налоговый учет являются важнейшим направлением легализации «теневой» экономики в Дагестане.
Согласно данным Единого реестра МСП в субъектах РФ за 2017-2019 годы численность работников субъектов малого и среднего предпринимательства в Республике Дагестан в процентах составляет 1,0% , что является одним из наименьших показателей среди субъектов СКФО (в Ставропольском крае - 2,1%, в Карачаево-Черкесской Республике -
1,7%, в Республике Северная Осетия-Алания - 1,8% и т.д.^33^, что свидетельствует о низком уровне занятости населения субъектов МСП в РД, а также о низком уровне реально не функционирующих малых и средних предприятий среди зарегистрированных.
Указанные выше обстоятельства, еще раз подтверждают высокий уровень теневой экономики в Республике Дагестан среди субъектами мало и среднего бизнеса.
Субъектами малого и среднего предпринимательства зачастую занижаются или скрываются количественные показатели финансово-хозяйственной деятельности в целях снижения налоговой нагрузки или соответственно избежание налогообложения. В результате в статистических данных по Республике Дагестан отражаются не полные сведения о реальном количестве малых предприятий и финансовых оборотах субъектов мало и среднего бизнеса.
Таблица 7
Чис ле ннос ть з аня тых в с е кто ре МСП согласно данным Единого реестра субъектов МСП за 2017-2019 гг.
Субъект РФ Среднесписочная численность работников с уб ъе кто в МСП , ч е л Число МСП, ед
2017 2018 2019 2017 2018 2019
РФ, тыс чел 16106,6 15873,6 15321,8 6 039,2 6 041,2 5 916,9
Республика Адыгея 34560 34229 31789 16 816 17 106 16146
Республика Калмыкия 13693 13038 11743 9 390 8 994 8903
Краснодарский край 562869 549561 539273 281 417 282 016 276 897
Астраханская область 81129 75877 71947 32 298 31 795 30 800
Волгоградская область 206297 198158 184789 82 377 80 357 77 835
Ростовская область 424280 421377 402450 177 409 177 454 174 209
Крым 158169 166522 171637 87 795 87 378 85 804
Республика Дагестан 38171 40027 45653 32 603 35 526 36 569
Республика Ингушетия 3939 4290 4873 3 575 4 333 4 730
Кабардино-Балкарская Республика 30052 30462 18496 19 415 19 111 18 496
Карачаево-Черкесская Республика 17665 18037 18460 11 208 11 079 10 861
Республика Северная Осетия-Алания 26851 27216 26241 15 441 15 051 14 981
Чеченская Республика 10756 12317 13499 14 910 14 583 14 143
Ста в ропольс кий край 230933 222618 214492 102 351 101 643 100 476
Источник: данные Единого реестра МСП. https://ofd.nalog.ru/statistics.html
Одной из причин высокого уровня «теневой» экономики на протяжении многих лет в Республике Дагестан, является необходимость значительных расходов на первоначальном этапе развития бизнеса и высокая налоговая нагрузка для начинающих предпринимателей, что зачастую вынуждает их уклоняться от уплаты налогов.
По данным УФНС России по Республике Дагестан сумма налогов, поступивших от деятельности субъектов малого и среднего предпринимательства в консолидированный бюджет Республики Дагестан в рамкам специальных налоговых режимов составила в 2017 году - 1 606,9 млн. рублей, в 2018 году — 1 621,2 млн. рублей, в 2019 году - 1 865,5 млн. рублей, в 2020 году - 2 008,3 млн. рублей. При этом, задолженность по налогам, сборам и пеням в бюджеты всех уровней по состоянию на 1 января 2021 года составляет 11,5 млрд. рублей или 95% от показателя предыдущего года ¿331.
Вместе с тем, индекс налогового потенциала Республики Дагестан и бюджетной обеспеченности на душу населения один из самых низких среди субъектов СКФО и РФ. Для сведения, в индекс налогового потенциала Республике Дагестан 0,225, в Республике Северная Осетия - 0,377, в Ставропольском крае - 0,458[34].
Удельный вес «теневой» экономики в отдельных отраслях по разным оценкам экспертов (А.Ш. Ахмедуева) в Республике Дагестан составляет около 40% от ВРП, при этом его влияние на хозяйственную жизнь Республики Дагестан намного выше и достигает 60%, а
в отдельных сферах, например, в торговле, доходит до 2/3
В Республике Дагестан «теневой» бизнес получил широкое распространение в отдельных отраслях экономики, как оптовая и розничная торговля, строительство, оборот горюче-смазочных материалов, оборот алкогольной продукции и сфере услуг, в которых многие предприниматели не только скрывают реальные объемы своей финансово-хозяйственной деятельности и сумму прибыли, но и вовсе не регистрируют свою деятельность, что приводит к значительным недопоступлениям в региональный бюджет.
Отчетные данные статистических органов свидетельствуют о том, что в Республике Дагестан в отраслях экономики налоговая нагрузка ниже норм установленных ФНС России (Приказ от 30 мая 2007 г. N ММ-3-06/333@) и ниже средних показателей по РФ и Северо-Кавказскому федеральному округу.
Так, за 2019 год поступления НДФЛ на одного занятого в экономике в среднем по РФ составили 55,1 тыс. рублей, по СКФО - 19,7 тыс. рублей, а по Республике Дагестан -16,4 тыс. рублей, в Карачаево-Черкесии, Северной Осетии и Ставропольском крае этот показатель составил в пределах от 22,1 до 24,7 тыс. рублей [32,33].
В Республике Дагестан во многих районах и городах торговля и услуги сейчас занимают первое место по денежному обороту. При значительных объемах оборота оптовой и розничной торговли (свыше 658 млрд. рублей в 2019 г.) доля налоговых поступлений в обороте составляет 0,7% значение показателя в целом по РФ - 1,9 %, по субъектам СКФО - 1,0%. При этом, норма налоговой нагрузки по расчетам ФНС России в данной
отрасли должна составить 3,2% [33].
В 2019 году оборот розничной торговли в Республике Дагестан составил 557,9 млрд рубл ей и на 49,9% формировался торгующими организациями и индивидуальными предпринимателями, осуществляющими деятельность вне рынка; доля розничных рынков и ярмарок составила 50,1% [32].
Поступления налогов по виду деятельности розничная торговля за 2019 год в республике составили 1,2 млрд рублей, а доля налогов в обороте розничной торговли -
0,21 % (значение показателя по РФ - 1,75%, по СКФО - 0,4%) [32].
Оборот оптовой торговли в Республике Дагестан за 2019 год составил 101,5 млрд. рублей, налоговые поступления - 3,2 млрд. рублей, доля налогов - 3,1 % (значение
показателя по РФ - 1,8%, по СКФО - 2,0%) [32].
По оценке Минфина России налоговый потенциал Республики Дагестан по специальным налоговым режимам, применяющими субъектами малого и среднего предпринимательства составляет 6,4 млрд рублей. При этом поступления налогов по специальным налоговым режимам в республике за 2019 год составили 1,8 млрд рублей
или 25 % от оценочных данных Минфина России I34!.
Серьезной проблемой является неформальная занятость населения в Республике Дагестан. Для страхования неработающего населения из регионального бюджета ежегодно направляются значительные денежные средства в ФОМС.
Для снижения неформальной занятости следует усилить работу по выявлению незарегистрированных трудовых отношений и «теневой» занятости, уточнению данных о численности граждан относящихся к работающему и неработающему населению, мониторингу деятельности субъектов малого и среднего предпринимательства.
По оценке Росстата доля занятых в неформальной экономике в субъектах СКФО в 2019 голу составляет 42% от работающего населения (в среднем по РФ - 20,7%), без учета индивидуальных предпринимателей этот показателей составляет порядка 35% (в РФ -12%).
В Республике Дагестан по данным статистики за 2019 год в структуре денежных доходов населения 58% составляют «другие источники» (включая «скрытые», от продажи валюты, денежные переводы и пр.) значительная часть из которых остается неучтенной
при налогообложении НДФЛ (по СКФО - 37%, в РФ - 12%) Г32,331.
При этом на оплату труда приходится лишь 10,5% денежных доходов населения, на социальные выплаты 11,9%. Для сравнения, в целом по Российской Федерации в структуре денежных доходов населения основную долю занимает оплата труда - 57,1%, на социальные выплаты - 22,9% и около 10,1% приходится на другие доходы (включая «скрытые», от продажи валюты, денежные переводы и пр.) [32,33].
Результатом распространения неформальной занятости является недополученные собственные доходы бюджетов и социальная незащищенность граждан в условиях нестабильности экономической ситуации.
Среди субъектов СКФО по итогам 2019 года в Республике Дагестан по отстает по заработной плане и имеет самый низкий уровень среднемесячной начисленной заработной платы - 27,8 тыс. рублей (в СКФО - 29,1 тыс. руб., в РФ - 47,8 тыс. руб.) Г32.331.
С распространениям теневого сектора связана проблема низкой собираемости ресурсоснабжающими организациями, а также выделяются такие промышленные кластеры которые полностью или частично работают в «теневом» сегменте как строительство, производство обуви и мебели.
Эти кластеры обеспечивают реальной занятостью населения, являются доходоформирующими для значительной части домохозяйств и имеют свою специфику.
Строительный комплекс республики - один из наиболее динамичных и успешно развивающихся в последние годы секторов экономики республики. Статистически оценить масштабы «теневизации» и потенциал развития этих кластеров остаточно сложно.
По данным Дагестанстата в 2019 году по республике объем выполненных работ по виду деятельности «строительство» составил 125,1 млрд рублей, в том числе без учета жилых
домов построенных населением - 113,4 млрд рублей -1321.
Сравнительный анализ налоговых поступлений в строительной отрасли по субъектам
СКФО свидетельствует о низкой налоговой нагрузке в данной отрасли в Республике Дагестан. Так, за 2019 год сумма налоговых поступлений строительной отрасли в бюджет республики составила 3,0 млрд рублей или 2,6 % от объема выполненных работ, когда в среднем по РФ данный показатель равен 9,6 %, по СКФО - 3,9 %, а в Ингушетии -8,7%
В бюджет республики от строительной отрасли поступления НДФЛ за 2019 год составили 460,8 млн рублей, а количество занятых в данной отрасли составило 136,5 тыс. работников. таким образом при средней заработной плате по региону в размере 27,8 тыс рублей и минимальным размером оплаты труда в размере 12,8 тыс рублей поступления по НДФЛ должны быть в 5-6 раз больш [32,33]. Что свидетельствует о высоком уровне и неформальных отношений среди занятых в указанной отрасли и достижении «теневой» экономики в строительной отрасли в Дагестане до 70%.
Есть также проблемы в части регистрации объектов недвижимости и актуализации сведений баз данных регистрирующих и налоговых органов. В результате в Республике Дагестан в настоящее время не сформирована полная актуальная база данных о земельных участках и объектах капитального строительства, что отрицательно отражается на налоговых поступлениях по соответствующим налогам. Так, по состоянию на 1 января 2020 года количество земельных участков, внесенных базу данных налоговых органов республики, составляет 643,7 тыс. ед. (56,2 % от их общего количества в государственном кадастре недвижимости), а объектов капитального строительства - 546,2 тыс. ед. (70,7 % от общего количества).
Анализ налогообложения в сфере производства алкогольной продукции показывает, что экономика республики несет потери из-за неполной загруженности производственных мощностей, поскольку не все предприятия данного сектора экономики эффективно используют имеющийся производственный потенциал, а также из-за сокрытия реальных объемов производства и реализации алкогольной продукции, нарушений законодательства о налогах и сборах.
Использование производственных мощностей, предприятиями-производителями алкогольной продукции за 2019 год составило:
- производство коньяка - 30,5 % (или на 23,2 % меньше, чем за 2018 год);
- шампанского - 33,4 % (или на 3,3% меньше);
- вина виноградного - 17,9 % (или на 17,9 % меньше);
- водки - 4,5% (или на 6,0 % меньше).
Снижение коэффициента использования мощностей по всем видам производимой продукции может связано в первую очередь с тем, что произошло снижение объемов производства продукции за 2019 год в сравнении с уровнем 2018 года: шампанского -
на 0,4%, коньяка - на 20,8%, вина виноградного - на 29,3%, водки - на 30,1% [33].
Другой причиной является то, что некоторые предприятия увеличили свои производственные мощности. Это такие предприятия как: АО «Кизлярский коньячный завод», АО «Дербентский коньячный комбинат», АО «им. Н. Алиева», ООО «Дербентский винно-коньячный завод». А также введены новые мощности на ООО «Агролайн», ООО Коньячный завод «Дербент», ООО «Дербентская винодельческая компания». Все это привело к увеличению годовых мощностей по производству всех видов продукции.
Вместе с тем, решения по увеличению производственных мощностей могут быть приняты и являются экономически обоснованными при наличии большого спроса и высокой загруженности имеющихся мощностей.
В связи с этим, приведенные отчетные данные могут не соответствовать фактическому уровню загрузки производственных мощностей и объемы производимой алкогольной продукции занижены.
Вышеприведенные значения показателей сектора малого и среднего предпринимательства в Республике Дагестан, указывают на то, что часть денежных доходов населения республики формируется за счет «теневых» доходов.
При этом отвлеченные из официального оборота ресурсы, в случае их легализации могут стать мощным резервом для экономического роста.
Необходимо отметить, что в целом по России не применяется единая унифицированная методика оценки масштабов «теневой» экономики, а также отсутствует комплексный подход по устранению последствий функционирования «теневого» сегмента, имеет место использования результативных методов борьбы и выявления «теневизации» лишь в отдельных отраслях экономики, при этом не учитываются региональные и национальные особенности.
На взгляд автора в целях улучшения контроля за легализацией доходов предпринимательской деятельности целесообразно разработать методику оценки масштабов «теневизации» в Российской Федерации по всем отраслям экономики, проведение анализа влияния «теневой» экономики на все сферы общественной жизни и разработать комплекс мероприятий, направленных на перенос экономических и финансовых ресурсов в легальную экономику страны.
В целях снижения «теневой» экономики необходимо объединение усилий всех федеральных и республиканских органов государственной власти и органов местного самоуправления в реализации мероприятий направленных на развитие малого и среднего предпринимательства, расширение налоговой базы по имущественным налогам, постановки предпринимателей на налоговый учет, выявлению незарегистрированных трудовых отношений и «теневой» занятости и т.д.
При решении такой важнейшей задачи государственной политикой каждой страны как легализация «теневого» сектора необходимо применять разносторонние методы выявления, пресечения и борьбы с «теневой» экономикой, избирательно использовать меры регулирования деятельности субъектов хозяйствования с учетом интересов бизнеса и государства в части пополнения бюджета.
На взгляд автора, особое внимание при реализации мер по легализации бизнеса необходимо уделять созданию благоприятных условий ведения предпринимательской и инвестиционной деятельности, оказывать государственную поддержку бизнесу, в том числе в форме предоставления налоговых преференций и льгот для вновь созданных субъектов малого и среднего предпринимательства и инновационных предприятий в первые два года их деятельности.
Например, в отстающих регионах, гденаблюдается негативная динамика развития малого и среднего предпринимательства, предлагается реализация мер, направленных на создание массового предпринимательства и легализации неформальной занятости, в том числе за счет снижения налогового бремени (например, отмена налоговых платежей для
самозанятых в сельской местности и инновационных предприятий), а также грантовская поддержка бизнеса в приоритетных отраслях экономики, повышение уровня доступности финансовых услуг, инфраструктурная поддержка, поддержка в части сбыта продукции, субсидирование внедрения инновационных технологий, поддержка производителей экспортируемой продукции, совершенствование таможенных процедур, снижение тарифов по перевозке и т.д.;
В дальнейшем прямые финансовые меры в виде поддержки малого и среднего предпринимательства могут сменяться мерами, направленными на формирование комфортных условий для устойчивого роста малых и средних предприятий. К методам данного экосистемного подхода относятся: институциональные реформы, формирование стимулов для взаимодействия с другими экономическими агентами (крупный бизнес, посредники, вузы, финансовых институтов, НКО, институтов развития и госкомпаний, международных компаний и информационных агентств, аудиторских и консалтинговых фирм для создания и развития кластеров), стимулирование инновационного бизнеса, отдельно поддерживать компаний, действующих на территориях технопарков, технополисов, акселераторов и индустриальных парков.
Таким образом, на взгляд автора эффективность всей системы управления малым и средним предпринимательством зависит от рационального сочетания методов и инструментов государственной поддержки субъектов данного сектора экономики, от своевременности и эффективности проводимых мер поддержки, в части сочетания смешивания отраслевых, региональных и национальных особенностей.
При этом, отметим что реализация мероприятий по борьбе с «теневой» экономикой в России в некоторых отраслям экономики требует отдельного внимания. В качестве направлений снижения масштабов «теневой» экономики и повышения налоговых поступлений от субъектов малого и среднего предпринимательства в субъектах РФ автором выделяются следующие:
1 . Совершенствование налогового законодательства в части введение норм, направленных на повышение ответственности лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без регистрации в налоговых органах, в особенности для тех, кто неоднократно допускает нарушение законодательства. В частности, предлагается установление суммы штрафа за осуществление предпринимательской деятельности без регистрации в налоговых органах в размере от двух до десяти МРОТ в зависимости от частоты нарушения законодательства;
2. Создание выгодных экономических условий (в пределах норм экономической безопасности) для предпринимателей по выводу бизнеса из «тени», направленных на снижение издержек законного ведения бизнеса (предоставление льгот и преференций, повышение уровня доступности финансовых услуг (снижение процентной ставки по кредитам на 5% для впервые зарегистрированных субъектов МСП), развитие инфраструктуры в районе инновационных площадок, поддержка в части сбыта продукции, упрощенный порядок регистрации бизнеса и др);
3. Проведение ежеквартального сравнительного мониторинга уровня налоговых поступлений и заработной платы в разрезе отраслей экономики с аналогичными показателями в других регионах РФ, в целях легализации доходов предпринимательской деятельности по косвенным признакам;
5. В целях достоверного учета выполненных работ и легализации «теневой» экономики в строительной отрасли предлагается:
- осуществление региональными и местными властями ежемесячного мониторинга уровня заработной платы и уплаты налогов подрядными организациями, осуществляющими строительство объектов за счет инвестиций из федерального бюджета и бюджета субъектов РФ в разрезе заказчиков-застройщиков в целях предотвращения занижения налогооблагаемой базы по НДФЛ и УСН и уклонения от уплаты налогов;
- проведение анализа объемов строительно-монтажных работ, выполненных непосредственно генеральными подрядными организациями, а также с привлечением других строительных организаций на условиях субподряда. Подготовка предложения по снижению объемов выполнения работ субподрядными организациями с целью недопущения применения ими схемы ухода от налогообложения, в том числе предусматривающие обязательное согласование генподрядчиками подрядчиками с государственными заказчиками-застройщиками вопроса привлечения субподрядчиков (с обоснованием технологической и производственной необходимости, объемов выполняемых по договорам субподряда работ и т.д.);
- информирование налоговых органов о победителях подрядных торгов (идентификационные данные, ежемесячные объемы выделенных бюджетных средств по установленной форме и в сроки, согласованные с налоговым органом) в целях их дальнейшего налогообложения;
- обеспечение региональными и местными властями освоения выделенных бюджетных средств в разрезе подрядных организаций и объектов строительства, а также контроля за перечислением налоговых и иных обязательных платежей в соответствующий бюджет;
- проверка налоговыми органами предприятий и физических лиц, осуществляющие предпринимательскую деятельность в отрасли «строительство», на предмет правомерности применения ими соответствующих режимов уплаты налоговых, иных обязательных платежей и государственные внебюджетные фонды и принятие своевременных мер;
6. В целях снижения неформальной занятости населения предлагается:
- проведение налоговыми органами выездных проверок в отношении налогоплательщиков, выплачивающих заработную плату ниже уровня минимального размера оплаты труда в целях легализации «теневой» занятости и доначисления налогов;
- на основе проведенного анализа косвенных показателей (как оборотные средства организации, выпуск продукции, объем употребляемой электроэнергии и др.) выявление недобросовестных работодателей, допускающих выплату в своих организациях (на предприятиях) «теневой заработной платы» привлечение к административной и финансовой ответственностии применению к ним мер наказания, предусмотренных законодательством за использование «конвертных» схем выплаты заработной платы,
- обеспечение систематической сверки данных о заработной плате лиц, отраженных в отчетах предпринимателями в целях налогообложения и сведений, указанных в базе данных Отделения Пенсионного фонда России по субъекту РФ;
7. Повышение эффективности деятельности и взаимодействия налоговых, правоохранительных и других контролирующих органов, в том числе в целях противодействия коррупции, повышения уровня собираемости налогов, снижения налоговой задолженности, легализации «теневой» экономики и др.;
8. Проведение налоговыми, регистрирующими и правоохранительными органами с участием органов местного самоуправления работ по инвентаризации коммерческих объектов и земельных участков, выявлению и постановке на налоговый учет лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без соответствующей регистрации в налоговых органах в разрезе городов и районов в целях легализации «теневой» экономики в результате составления карты дислокации коммерческих объектов с размещением на сайте налоговых органов;
9. Контроль и выявление причин, налоговыми органами совместно правоохранительными органами, несвоевременной и неполной уплаты крупными организациями налоговых и иных обязательных платежей в бюджет (в том числе в результате анализа косвенных показателей эффективности деятельности организаций (объём оборотных средств организации, объем выпуска продукции, объем употребляемой электроэнергии, сопоставимость сведений от контрагентов и др.) и при необходимости применение соответствующих мер ответственности;
10. Реализация мер, направленных на погашение задолженности по налогам и сборам субъектами малого и среднего предпринимательства, в том числе в результате подписания совместного акта сверки данных налогоплательщиками с налоговыми органами, списания задолженности по страховым сборам, возникших в результате некорректной передаче сведений из баз данных Пенсионного фонда РФ в налоговые органы в 2007 году и погашения подтвержденной задолженности по налога и сборам согласно графикам погашения;
11. Проведение информационной работы с гражданами о существующих преимуществах и возможностях развития предпринимательства при осуществлении деятельности в рамках правового поля с соответствующей регистрацией в налоговых органах, широкое информирование граждан о принимаемых мерах по защите прав и законных интересов предпринимателей, подготовке кадров, консультационному и информационному обслуживанию начинающих и действующих предпринимателей.
Итак, реализация вышеуказанных мероприятий будет способствовать легализации «теневой» экономики, повышению роли налоговых поступлений от субъектов малого и среднего бизнеса в формировании доходной части бюджетов субъектов РФ, а также увеличению числа новых рабочих мест и уровня жизни населения.
Библиография
1. Налоговый кодекс РФ. Справочно-поисковая система «Консультант Плюс». [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.consultant.ru/ document/cons_doc_LAW_19671/ (дата обращения: 15.06.2020).
2. Основные направления бюджетной, налоговой и таможенно-тарифной политики на 2021 год и плановый период 2022 и 2023 годов. Режим доступа:
https ://www.minfin.ru/ru/statistics/docs/budpol_taxpol/ (дата обращения: 30.06.2020).
3. Алиев Б.Х. , Мусаева Х.М. Налоговые системы зарубежных стран [Электронный ресурс]: учебник для студентов вузов, обучающихся по направлению «Экономика» / Б.Х. Алиев, Х.М. Мусаева. М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2013. 215 с. Режим доступа: http://www.iprbookshop.ru/20975.html (дата обращения: 07.04.2020).
4. Ахмедуев А.Ш. Иляшенко С.В. Теневая экономика Дагестана: проблемы и пути легализации// Региональные проблемы преобразования экономики. 2013. № 1 (35), С. 120-127.
5. Буров В.Ю. Теневая деятельность субъектов малого предпринимательства и пути ее легализации / В.Ю. Буров. — Изд-во LAMBERT Academic Publishing GmbH & Co. KG Dudweiler Landstrae 99 D-66123Saarbrucken, Germany, 2011. Германия. C. 326.
6. Голованов Н.М. Теневая экономика и легализация преступных доходов / Н.М. голованов, В.Е. Перекислов, В.А. Фадеева. СПб.: Питер, 2003. С.24.
7. Иманшапиева М.М. Легализация теневого сектора экономики как фактор повышения экономической активности регионов (по материалам Республике Дагестан) //Финансы и кредит, 2013.-№31(559). С. 61-68.
8. Косалс Л. Теневая экономика, как особенность российского капитализма // Вопросы экономики. 1998. № 10. С.12.
9. Корягина Т.И. Услуги теневые и легальные // ЭКО: Экономики и организация промышленного прозводства. 1989. С.60
10. Климанов В.В. Михайлова А.А. Совершенствование регулирования бюджетных высокодотационных регионов // Финансы. №7. 2018. С.11.
11. Купрещенко Н.П. Противодействие теневой эконо-мике в системе обеспечения экономической безопасности России (теоретико-методологический подход): Авторефе-рат. ... д-ра экон. наук / Н.П. Купрещенко. М.: Аэб МВд РФ, 2008. С.121.
12. Липатова И. Инструменты налогового регулирования экономики субъектов РФ // Налоги и финансы. 2017, 4(41). С.12.
13. Малис Н.И.. Повысить собираемость налогов в современных условиях можно и нужно. // Финансы. 2010. С.42.
14. Мельник А.М. Малый бизнес и региональное развитие в индустриальных странах. М.; 2009. С.25.
15. Мусаева ХМ. Алиев Б.Х., Кадиева Р.А. Налоговое регулирование политики занятости как фактор стимулирования экономической активности регионов// Финансовая аналитика: проблемы и решения. М., 2012. №6(96). С.16.
16. Мусаева Х.М., Иманшапиева М. М. Налоговый механизм стимулирования развития субъектов малого предпринимательства: практика применения и пути его совершенствования (по материалам Республики Дагестан) // Региональная экономика: теория и практика. 2012. №31(262). С. 22-29.
17. Остались в тени: как пандемия повлияла на «серый» рынок труда // Газета известия. Режим доступа: www.iz.ruhttps://iz.ru/1089847/evgeniia-priemskaia/ostalis-v-teni-kak-pandemiia-povliiala-na-sery (дата обращения: 22.04.2021.).
18. Пансков В.Г. О пополнении доходной части бюджетной системы // Финансы. №8, 2017. С.6.
19. Портал социологических данных РАНХиГС: www.social.ranepa.ru. Режим доступа: https ://social.ranepa.ru/tsentry-i-instituty/tsentr-sotsialno-politicheskogo-monitoringa (дата обращения: 11.01.2021)
20. Ремиханова Д. А. Бюджетное право. Под редакцией Д.А. Ремихановой , Г.Б. Поляка, Н.Д. Амаглобели, В.Д. Фетисов и др. Москва, ЮНИТИ, 2010. С.49.
21. Романовский М.В. Финансы, кредит и денежное обращение. Под ред., Романовского М.В. , Врублевской О.В., Иванова Н. Г. М: 2018. 504 с.
22. Российская экономика в 2019 году: тенденции и перспективы. 2019. 125 с.
23. Россолов П.Г. Основные подходы к определению доли теневого сектора в экономике / П.Г. Россолов // Terra Economicus. 2011. Т. 9. № 3. ч. 3. С.21.
24. Росстат сообщил о росте неформальной занятости в России: www.rbc.ru . Режим
доступа: https://www.rbc.ru/economics/05/09/2019/5d6e74fb9a794709eeba4f8c
25. Рябко С.А., Тишкевич И.В. Разработка инструментов анализа эффективности администрирования налогов на уровне региона // Современные тенденции развития науки и технологий. 2017. №2-8. С.102.
26. Семина Г. Р. Теневая экономика и фискальный механизм ее легализации: дисс. ... канд. экон. наук. Уфа, 2003. С.64.
27. Сотто Э. де. Иной путь: невидимая революция в третьем мире: Исследования нелегальной экономики в Перу / э. де Сотто. М.: Catallaxy, 1995. С.31-35.
28. Социально-экономическое положение РД. Стат. сборники за 2014-2019 гг. Мах.: ТОФСГС по РД, 2020.
29. Степичева О.А. о сущности и содержании категории «теневая» экономика / О.А. Степичева // Вестник Тамбовского государственного университета. Вып. 8 (52). 2007. С.14.
30. Теневая экономика: учеб. пособие / Ю.В. Латов, С.Н. Ковалев; Под ред. В.Я. Кикотя и Г. М. Казиахмедова. М.: Норма, 2006. С.18.
31. Ушивый М.П. Государственное воздействие на сокращение объемов теневого сектора в экономике: дисс. ... канд. экон. наук / М.П. Ушивый. СПб.: СЗАгС, 2004. С.51-55.
32. Официальные данные сайта Федеральной службы государственной статистики (Росстат): www.gks.ru. Режим доступа: http://www.gks.ru/wps/wcm/ (дата обращения: 11.07.2020)
33. Официальные данные сайта ФНС РФ: www.nalog.ru. Режим доступа: http://www.nalog.ru/nal_statistik/statistic/budjet/ (дата обращения: 22.09.2020.).
34. Официальные данные сайта Минфина России: www.minfin.gov.ru. Режим доступа: https ://minfin.gov.ru/ru/perfomance/regions/.
Результаты процедуры рецензирования статьи
В связи с политикой двойного слепого рецензирования личность рецензента не раскрывается.
Со списком рецензентов издательства можно ознакомиться здесь.
Функционирование теневой экономики представляет серьезную проблему для многих государств. Россия здесь не является исключением. По разным оценкам масштаб теневой экономики в России составляет от 20 до 30% ВВП. При этом в отдельных регионах и отраслях доля теневой экономики составляет свыше 50%. Такой уровень теневого сектора существенно тормозит развитие, социальные программы, экономический рост. Теневая экономика при этом составляет как нелегальный сектор, так и неформальный. Их следует отличать, поскольку нелегальный - он в принципе запрещен на законодательном уровне, а неформальный - это разрешенные виды деятельности, однако бизнес в них работает без государственной регистрации или декларирует результаты деятельности не в полном объёме.
Представленная статья посвящена проблемам теневой экономии и поиска механизмов снижения ее объемов в региональном разрезе на примере Республики Дагестан. В заголовке статьи необходимо устранить грамматическую ошибку.
В статье разделы не выделены, что не соответствует требованиям журнала. Считаем выделение разделов статьи обязательным к исправлению, поскольку материал требует структурирования.
В исследовании использованы известные общенаучные методы: анализ, синтез,
сравнение, восхождение от абстрактного к конкретному, логический метод и т.д. Автор активно использует статистический анализ, результаты которого способствуют обоснованию полученных выводов, что является несомненным преимуществом статьи. Выбранная тема исследования чрезвычайно актуальна. В России теневой сектор по различным оценкам составляет до 30% ВВП, соответственно, такова и доля непоступающих налоговых доходов, то есть это и объем средств, которые могли бы быть направлены на реализацию программ социально-экономического развития. С учетом экономической спирали для государства теневая экономика - это серьезные упущенные возможности. Кроме того, теневая экономика включает и нелегальный сектор, то есть запрещенные виды деятельности, которые помимо экономического урона наносят серьезные социальные потери для государства. Теневая экономика представляет сложный предмет для изучения, поскольку прямому наблюдению она не подвержена. Сегодня государство предпринимает серьезные меры для снижения объемов теневой экономики. В первую очередь, за счет введения лояльных налоговых режимов -патентной системы налогообложения, режима налогообложения для самозанятых граждан и льгот для вновь зарегистрированных организаций и индивидуальных пре дпринима те ле й.
Статья обладает практической значимостью. Автор дает практические рекомендации по снижению объёмов теневого сектора экономики, предложенные рекомендации подкреплены соответствующим обоснованием.
Проведенное исследование обладает элементами научной новизны. Представляется, что она состоит в формировании подхода к определению теневой экономики на региональном уровне, а также исследовании потенциала малого и среднего предпринимательства в экономике и налоговых доходах региональных бюджетах. Вместе с тем, автор не конкретизирует элементы приращения научного знания. Представляется, что статью следует дополнить авторским видением научной новизны. Это повысит привлекательность исследования для широкой читательской аудитории журнала. Стиль статьи является научным и соответствует требованиям журнала. Вместе с тем, автору необходимо исключить грамматические ошибки и опечатки, например, «оказывает влияние на сферу производство», «осуществляют деятельность в сфере предпринимательской деятельности», «свидетельствует о низкой налоговой нагрузки», «гденаблюдается» и пр.
Также следует уточнить формулировку: «При этом более трети потенциальных самозанятых приходится на 10 крупнейших регионов (Таблица 5), а наибольшее число в слаборазвитых регионах с неблагоприятными экономическими условиями», так ка не ясно, что имеется ввиду.
Библиография представлена 34 источниками, что соответствует требованиям журнала. Библиография сформирована отечественными и зарубежными исследованиями, а также статистическими данными по теневой экономике. Библиографический аппарат в настоящей статье позволил развернуть научную полемику, отсутствуют апелляции к оппонентам. Корректно ли по тексту дана ссылка на автора: Кандидат экономических наук М.П. Ушивов? Вероятно, необходимо М.П. Ушивый.
К преимуществам статьи следует отнести следующее. Во-первых, актуальность и значимость выбранного направления исследования. Во-вторых, иллюстрацию результатов исследования широким использованием статических данных. В-третьих, наличием иллюстрирующих выводы таблиц. В-четвертых, сформированными рекомендациями по снижению объемов теневой экономики в Республике Дагестан. К недостаткам отнесем следующее. Во-первых, отсутствие выделенных разделов статьи и структурирования материала. Во-вторых, отсутствие формулировок научной новизны проведенного исследования. В-третьих, отдельные грамматические ошибки и опечатки.
Указанные недостатки требуют устранения.
Заключение. Представленная статья посвящена проблемам теневой экономии и поиска механизмов снижения ее объемов в региональном разрезе на примере Республики Дагестан. Статья отражает результаты авторского исследования и может вызвать интерес читательской аудитории. Статья может быть принята к публикации в журнале «Налоги и налогообложение».
Результаты процедуры повторного рецензирования статьи
В связи с политикой двойного слепого рецензирования личность рецензента не раскрывается.
Со списком рецензентов издательства можно ознакомиться здесь.
Предмет исследования обозначен в заголовке статьи и связан с региональными аспектами снижения масштабов теневой экономики.
Методология исследования базируется на обработке статистических данных, критическом анализе имеющихся публикаций по теме исследования.
Актуальность статьи автор связывает с тем, что теневая экономика является одной из актуальных проблем сдерживающей развитие экономической системы, за счет отрицательного воздействия на доходы бюджетной системы и формирование конкурентной среды. И с таким обоснованием можно согласиться. Тематика статьи соответствует направлению журнала «Налоги и налогообложение», поскольку нелегальное производство товаров и услуг, сопряжено с уклонением от уплаты налогов и других обязательных платежей в бюджетную систему и снижение масштабов теневой экономики водит в задачи налоговых, надзорных и правоохранительных органов. Научная новизна представленного исследования, по мнению рецензента, заключается в обобщении подходов к изучению теневой экономики, анализе и интерпретации статистических данных, изложении собственной точки зрения о путях решения рассматриваемой в статье проблемы.
В статье приведены различные точки зрения отечественных и зарубежных ученых на теневую экономику, проведено их сопоставление и сформулировано собственная авторская интерпретация теневой экономики, под которой «следует понимать срытую от государственных органов предпринимательскую деятельность физических и юридических лиц, которая приносит им необлагаемые налогами и сборами денежные доходы или имущество, или позволяет им снизить свои расходы в виде налогов и сборов».
Рассматривая различные подходы к оценке масштабов теневой экономики, авторы приводят сведения официальной государственной статистики о численности экономически активного населения, численности занятых и безработных в РФ за 20172019 годы и отмечают, что «...сектор «теневой» экономики в РФ по данным Росстата, в 2019 году вырос и составил 15,25 млн. человек или 21,3% от общей численности занятых». Этот уровень сравнивается с североамериканским и западноевропейским. На основе изучения и анализа статистических данных о развитии малого и среднего предпринимательства и оборота организаций, занятых в различных сферах деятельности, авторы приходят к выводу о том, что «снижение неформальных отношений в секторе малого и среднего предпринимательства является актуальным направлением развития национальной экономики на современном этапе», отмечают необходимость разработки комплекса мероприятий по снижению масштабов «теневой» экономики в России с учетом особенностей каждого субъекта РФ.
Для читателей могут представлять интерес приведенные в статье данные о численности занятых в неформальном секторе в субъектах РФ в 2019 г. и их удельный вес в
численности занятого населения. Авторы показывают, что в Республике Дагестан эти показатели одни из самых высоких в стране и проводят сравнительную характеристику занятости населения в РФ и РД за 2017-2019 годы. В статье отмечается, что в Республике Дагестан в отраслях экономики налоговая нагрузка ниже норм, установленных Федеральной налоговой службой России, и средних показателей по РФ и Северо-Кавказскому федеральному округу. В статье также сформулированы направления снижения масштабов «теневой» экономики и повышения налоговых поступлений от субъектов малого и среднего предпринимательства в субъектах РФ. Стиль изложения материала в целом соответствует применяемым в научных журналах подходам. По тексту статьи имеются адресные ссылки на многочисленные используемые литературные источники, что свидетельствует о наличии апелляции к оппонентам. Однако, рецензируемая статья не лишена недоработок.
Во-первых, в ней не выделены общепринятые структурные компоненты: Введение, Материал и методы, результаты и их обсуждение, Выводи или Заключение. Во-вторых, выражение «наиболее коррупционными налогами являются налог на добавленную стоимость, налог на прибыль организаций и налог на доходы физических лиц» предлагается отредактировать, поскольку коррупционными являются не сами налоги, а деятельность недобросовестных плательщиков тих налогов, уклоняющихся от исполнения законов.
Библиографический список включает 34 источника, среди которых законодательные и нормативно-правовые акты, учебная и научная литература, диссертации, материалы статистических сборников, публикации в периодических журналах и материалы сети инте рне т.
Актуальность темы статьи, ее соответствие тематике журнала, возможный интерес со стороны потенциальных читателей, наличие элементов приращения научного знания, анализ обширной статистической информации, свидетельствуют о возможности опубликования рецензируемой статьи.