Научная статья на тему 'Снижение административных барьеров, влияющих на развитие малого предпринимательства в России: институционально-правовой анализ'

Снижение административных барьеров, влияющих на развитие малого предпринимательства в России: институционально-правовой анализ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
1561
101
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Terra Economicus
WOS
Scopus
ВАК
RSCI
ESCI
Область наук

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Сосунов С. В.

Современный уровень развития малого и среднего предпринимательства в России остается на уровне середины 90-х годов и с тех пор сохраняется без кардинальных изменений, что проявляется в медленном росте количества субъектов малого предпринимательства и их вкладе в ВВП. Причиной такого положения является неразвитость институциональной среды малого предпринимательства, то есть отсутствие или неадекватность формальных и неформальных ограничений, в рамках которых малое предпринимательство может инвестировать средства в собственное развитие и общественные блага.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Снижение административных барьеров, влияющих на развитие малого предпринимательства в России: институционально-правовой анализ»

СОСУНОВ C.B.

СНИЖЕНИЕ АДМИНИСТРАТИВНЫХ БАРЬЕРОВ, ВЛИЯЮЩИХ НА РАЗВИТИЕ МАЛОГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА В РОССИИ: ИНСТИТУЦИОНАЛЬНО-ПРАВОВОЙ АНАЛИЗ

Современный уровень развития малого и среднего предпринимательства в России остается на уровне середины 90-х годов и с тех пор сохраняется без кардинальных изменений, что проявляется в медленном росте количества субъектов малого предпринимательства и их вкладе в ВВП. Причиной такого положения является неразвитость институциональной среды малого предпринимательства, то есть отсутствие или неадекватность формальных и неформальных ограничений, в рамках которых малое предпринимательство может инвестировать средства в собственное развитие и общественные блага. Несо-вершенство институционального пространства малого предпринимательства проявляется в наличии административных барьеров на пути развития малого предпринимательства как препятствий, связанных с необходимостью выпол-нения предпринимателями обязательных процедур и правил, предусмотренных законодательными и подзаконными актами.

Административные барьеры - это установленные решениями законода-тельных и исполнительных органов власти правила, соблюдение которых является обязательным условием ведения хозяйственной деятельности на соответствующих рынках товаров и услуг. В соответствии с данными пра-^ вилами устанавливаются платежи за прохождение процедур, без которых легальное продолжение 2 деятельности затруднительно или практически невозможно. Целесообразно рассматривать административные барьеры как особый институт, поскольку институты (в соответствии со складывающейся в ^ рамках новой ин-ституциональной экономики исследовательской концепцией) рассматриваются как

□ набор формальных и неформальных правил, подкрепленных обеспечивающим их соблюдение мехами низмом. Отдельные компоненты данного института создаются не только осознанно на основе пред-^ видимых группами специальных интересов распределительных последствий, но и как побочный результат существующей практики институциональных изменений, отражающих взаимодействие меж-£ ду организациями по поводу поддержания и изменения системы правил и/или механизмов, обеспе-ё чивающих их соблюдение.

^ В результате хозяйствующим субъектам приходится нести трансакционные издержки приведе-

§ ния своей деятельности в соответствие с правилами федеральных, региональных и муниципальных

^ органов, для формального испол-нения которых они осуществляют официальные и теневые выплаты.

2 Наличие административных барьеров не только оказывает негативное влияние на деловую активность, но и является проявлением всей общей проблематики развития малого предпринимательсва в России.

£ Эти обстоятельства требуют аналза и разработки механизмов снижения административных барьеров,

££ влияющих на развитие малого предпринимательства в России.

< Положительной тенденцией в преодолении барьерного характера экономики являются законо-

о дательные инициативы Правительства РФ, выработанные по результатам переговоров с субъектами

^ предпринимательской деятельности в федеральных округах и учитывающие пожелания действующих

о хозяйствующих субъектов.

о Необходимость снижения административного регулирования хозяйственной деятельности зало-

СО

£ жена в проекте "Основных направлений социально-экономической политики Правительства Россий-о ской Федерации на долгосрочную перспективу 2002-2010 гг.". Основной задачей дерегулирования ^ экономики признано "ослабление бюрократического давления на бизнес, повышение уровня эконо-¡Е мической свободы для всех участников хозяйственной деятельности" [1, с.85]. ф Решение этой задачи предполагает принятие следующих ключевых мер:

- снижение барьеров входа на рынок;

* - устранение излишнего и неэффективного административного регулирования предприниматель-

® ской деятельности;

- обеспечение согласованности действий федеральных и региональных органов власти. Проблема снижения административных барьеров является также предметом рассмотрения региональных и местных властей. В ряде регионов в этих целях созданы межведомственные комиссии по устранению административ-ных барьеров. Правовой основой для создания таких комиссий послу-

о х О

О

жил Указ Президента Российской Федерации от 29 июня 1998 г. № 730 "0 мерах по уст-ранению административных барьеров при развитии предпринимательства". Нормативно-правовыми актами субъектов Федерации определяются цели, за-дачи, функции, основные права, процедура деятельности межведомственных комиссий. Сравнительный анализ региональных положений о деятельности межведомственных комиссий по устранению административных барьеров показывает, что цели деятельности этих комиссий определяются субъектами Фе-дерации неоднозначно. Так, Нижегородская, Саратовская и Ярославская об-ласти в качестве цели определили "формирование благоприятных условий для развития предпринимательства". В Республике Коми целью комиссии является реализация "государственной политики в области развития и поддержки малого предпринимательства, устранения административных барьеров на пути его развития и ускорения рыночных преобразований". В городах Москва и Новосибирск цель комиссии определяется как содействие "преодолению не-благо-приятных тенденций при развитии предпринимательства".

Другие субъекты Российской Федерации следующим образом детализировали цель деятельности комиссии:

- в Кемеровской области - оказание "содействия развитию и поддержке предпринимательства и координации деятельности органов исполнительной власти, осуществляющих функции по лицензированию, контролю и государственному регулированию предпринимательской деятельности";

- в Костромской области - выявление и разработка "предложений по устранению административных барьеров, возникающих перед хозяйствующими субъектами, связанных с деятельностью органов контроля и надзора, лицензирования, сертификации, регистрации и иных органов государственного регулирования и координации деятельности органов государственной власти и органов местного самоуправления;

- в Ростовской области - осуществление "координации и обеспечения четкого взаимодействия лицензирующих, налоговых, контрольных, надзорных органов, а также структурных подразделений

СО

органов государственной власти и органов местного самоуправления, правоохранительных органов, □

выполняющих контролирующие функции на территории области по отношению к хозяйствующим О субъектам";

- в Томской области - устранение "административных барьеров, возникающих перед хозяйству- ^ ющими субъектами, связанных с деятельностью органов надзора и контроля, лицензирования, серти- а фикации, регистрации и иных органов государственного регулирования и координация деятельности ® органов государственной власти области и органов местного самоуправления"; о

- в г.Казань - организация и совершенствование "системы контроля за деятельностью субъектов ®

СО

малого предпринимательства (СМП) на территории г.Казани, а также координация деятельности кон- | тролирующих органов по вопросам проведения проверок СМП". ^

В Ростовской области в соответствии с Постановлением Главы Админи-страции области № 349 о от 24.09.99 г. в целях координации деятельности и взаимодействия контрольных органов, упорядоче- ^ ния проведения проверок хо-зяйствующих субъектов на территории области, обеспечения благопри- ^ ятного предпринимательского климата и устранения различных административных барьеров, препят- ^ ствующих эффективному развитию и функционированию предпринимательства, была создана Меж- ^ ведомственная комиссия при Правительстве Ростовской области по устранению нормативно-правовых, административных и организационных барьеров на пути развития предпринимательства. 0дним из результатов деятельности комиссии, направленной на устранение необоснованных административных препятствий, координацию вопросов исследования проблем субъектов малого предпринимательства, сокращения количества проверок, стало принятие Закона Ростовской области "0 проверках хозяйствующих субъектов на территории Ростовской области" № 73-ЗС от 10.05.2000 г. Предметом данного документа является установление порядка проведения проверок, координации деятельности и взаимодействия с контролирующими организациями, действующими на территории Ростовской области, в целях выработки и осуществления единой стратегии проведения проверок деятельности областных хозяйствующих субъектов.

Законом определен порядок проведения проверок и органы, координирующие деятельность контролирующих организаций. Законодательно утверждено наличие и образец журнала учета контрольных проверок, регламентированы права и обязанности как хозяйствующих субъектов, так и должностных лиц контролирующих организаций.

Вместе с тем на муниципальном уровне существует возможность реально воздействовать на

о

01 г

03 □

□ си

о

I—

ф

ситуацию в малом предпринимательстве. Малый и средний бизнес для муниципальных властей является естественным союзником в процессе формирования и проведения политики муниципального финансово-экономического протекционизма. Примером такого сотрудничества и взаимодействия может служить выполнение муниципальных программ поддержки малого бизнеса в г.Ростове-на-Дону.

В рамках реализации "Муниципальной комплексной целевой программы развития и поддержки малого предпринимательства в г. Ростове-на-Дону на 2000-2002 годы", утвержденной Решением Ростовской-на-Дону городской Думы № 265 от 20.04.2000г., одной из мер по поддержке предпринимательства была законодательно закреплена реализация "Программы по ликвидации административных барьеров". Она включает следующие элементы:

- устранение излишних административных барьеров, определение единых критериев предоставления поддержки малого предпринимательства на территории города, что улучшит климат доверия между представителями малого бизнеса и поддерживающими структурами, привлечет к активной работе с предпринимателями крупные предприятия и финансовые организации;

- исключение дублирования функций, обеспечение взаимодействия на горизонтальном уровне элементов инфраструктуры.

На заседании городской комиссии утвержден проект "Разработка механизма сокращения административных барьеров при развитии малого пред-принимательства", который включает в себя следующие направления:

исследование, обобщение и анализ проблем предпринимателей, связанных с разрешительной практикой, лицензированием, сертификацией, регистрацией, проблемами в сфере аренды помещений и землеотвода для предпринимательской деятельности, дублированием функций контролирующих орга-нов;

изучение опыта других городов и регионов в вопросах преодоления административных барьеров при развитии предпринимательства;

разработка комплекса мер и нормативных документов, определяющих действия органов местного самоуправления в целях сокращения административных барьеров.

Действительно, опрос ростовских предпринимателей (2164 респондентов) показал, что, по их мнению, наличие административных барьеров является негативным фактором, препятствующим эффективному развитию малого предпринимательства, находясь на третьем месте после таких факторов, как высо-кий уровень налогообложения и несовершенство нормативно-правовой базы (рис. 1).

о

а

ф

о о

о а

о

<

>

о о

о о сь

о ф

о ф

о

X

о

о

Рисунок 1 - Структура ответов руководителей малых предприятий на вопрос "Какие, по вашему мнению, факторы, препятствуют эффективному развитию малого предпринимательства" [2, с. 25]

В настоящее время в Ростовской области Областным законом от 26.12.05 № 423-3С утверждена третья по счету областная целевая программа развития малого предпринимательства на 2006-2008 гг. Программа предусматривает ряд мер по нормативно-правовому, информационному, образовательному, финансово-кредитному обеспечению субъектов малого предпринимательства. На момент разработки Программы в малом секторе экономики Ростовской области действовали 29 тыс. малых предприятий и 103,5 тысячи индивидуальных предпринимателей, а также 15,7 тысяч крестьянских (фермерских) хозяйств. Сформировалась система взаимодействия органов власти с предпринимателя-ми, инфраструктура поддержки субъектов малого предпринимательства - в 39 муниципальных районах и городских округах из 55 действуют более 100 объектов инфраструктуры. В их числе микрофинансовые организации - это кредитные кооперативы, фонды поддержки малого предпринимательства и местного развития, микрофинансовые организации, информационные, консульта-ционные организации, учебно-производственные площадки для начинающих предпринимателей, информационно-консалтинговые организации по обслу-живанию малого агробизнеса, крестьянских хозяйств и ЛПХ, инновационно-технологические центры, бизнес-инкубаторы и технопарки.

Известно, что существуют разнообразные формы барьеров: непредусмотренные действующим законодательством запреты на создание новых предприятий, на осуществление отдельных видов деятельности, введение дополнительного сертифицирования (обязательного или добровольного), проведение всевозможных согласований и экспертизы, не предусмотренных действующим законодательством, введение в практику непредусмотренной отчетности, соз-дание неравных условий деятельности конкурирующих хозяйствующих субъектов, отказ в выделении материальных и иных ресурсов при их наличии, не-допущение к пользованию бюджетными средствами при наличии такой воз-мож-ности. 4

Существенными факторами, сдерживающие развитие предпринимательства и деловой активнос- ^ ти, являются также большое количество контролирующих органов и дублирование их функций и действия, регламентируемые разнообразными нормативными актами многочисленных местных органов □ власти и их служб. Этому также способствует несовершенство налоговой системы, изобилие устарев- О ших государственных стандартов и норм, не соответствующих требованиям современной экономики.

Так, для развития предпринимательства в г.Ростове-на-Дону необходима реструктуризация сис- ^ темы аренды муниципальных помещений, которая может стать реальным методом поддержки и раз- а вития малого предпринимательства. Из 10 тыс. действующих малых предприятий города (при 29 тыс. ® зарегистрированных в Ростовской области) только 35% имеют собственные площади, остальные вы- о нуждены арендовать их у различных организаций, часто по дого-ворам о совместной деятельности. ®

СО

В результате арендная плата и соответствующие налоги не доходят до городского бюджета. |

Одним из вариантов решения данной проблемы является создание деловых центров, в которых ^ малые предприятия получат более комфортные условия, чем при аренде площадей у крупных фирм, о не приспособленных для размещения малого бизнеса. ^

Другой возможный вариант решения проблемы обеспечения помещения-ми малых предприятий ^ по доступным ценам определен Постановлением Мэра г. Ростова-на-Дону № 70 от 16.01.2001 г., в ^ соответствии с которым для субъектов малого предпринимательства, производство собственной про- ^ дукции ко-торых составляет не менее 75% общего объема реализуемых ими товаров и услуг, приме- о няются льготные ставки при расчете арендной платы за использова-ние нежилого фонда муниципаль- 0 ной собственности г. Ростова-на-Дону. о

Следующим институциональным барьером является дублирование контрольноревизионных фун- т кций, выполняемых десятками контролирующих органов. Проведенный анализ их деятельности по- £ зволяет сделать вывод о том, что в число организаций, допущенных к осуществлению контрольных £ функций, плановых и других видов проверок деятельности субъектов малого пред-принимательства, ;= входят те, в ведении которых находятся вопросы: ^

- лицензирования; £

- регистрации; >|

- землепользования; о

- стандартизации, метрологии и сертификации; |

- санитарно-эпидемиологического надзора; ^

- охраны природы; о

- налогообложения; О

- охраны правопорядка;

- противопожарной безопасности;

- жилищно-коммунального хозяйства;

- градостроительства и архитектуры;

- безопасности дорожного движения;

- торговой деятельности и т.д.

Из указанного перечня ясно, что одно среднестатистическое предприятие может проверяться различными контролирующими органами в течение года чаще, чем раз в месяц.

Все вышеперечисленные проблемы анализируются и подлежат решению созданной в соответствии с Постановлением Мэра г. Ростова-на-Дону № 2955 от 24.10.2000 г. Межведомственной комиссией при Администрации г. Ростова-на-Дону по устранению и ликвидации административных, нормативно-правовых и организационных барьеров на пути развития предпринимательства. Ее основными задачами являются:

1.Сбор и анализ информации об административных барьерах и разработка предложений для их устранения:

- анализ нормативноправовой базы, регламентирующей деятельность контролирующих органов, действующих на территории города, выработка предложений по оптимизации их деятельности;

- информационно-аналитическое обеспечение деятельности администрации города по вопросам, затрагивающим сферу взаимоотношений с контролирующими органами, независимо от их правового статуса и отраслевой принадлежности;

- разработка предложений о разграничении функций по лицензированию, контролю и государственному регулированию между различными орга-нами исполнительной власти.

2.Сокращение административных барьеров при осуществлении предпринимательской деятель-

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

□I

ности:

- устранения дублирования контрольных функций различных органов исполнительной власти д в отношении субъектов предпринимательской деятельности;

□ - обеспечение и защита прав граждан в сфере предпринимательства, предоставленных норма-

^ тивными и законодательными актами РФ.

-<> З.Координация и обеспечение взаимодействия контролирующих организаций для проведения

совместных плановых проверок хозяйствующих субъектов на территории города. ® 4.Подготовка предложений по развитию приоритетных направлений и форм поддержки малого

и предпринимательства в рамках реализации региональных и муниципальных программ поддержки ф малого предпринимательства.

| В рамках работы данной Комиссии разработаны и утверждены Мэром г. Ростова-на-Дону "Ме-

роприятия по упрощению и ликвидации административных и организационных барьеров на пути о развития предпринимательства города". В настоящее время ведется активная работа по реализации Ее указанных мероприятий.

ЕЕ Таким образом, можно сделать вывод о том, что помимо принятия мер на федеральном уровне,

о. необходимо на местном уровне с учетом региональной специфики предпринимать конкретные дей-< ствия по упорядочению проверок, устранению административных барьеров при развитии и поддерж-^ ке предпринимательства с соблюдением прав и интересов как предпринимателей и потребителей, с о одной стороны, так и государства в целом, с другой.

о Безусловно, процесс институциональных изменений не может ни осуще-ствляться, ни отслежи-

^ ваться в течение краткосрочного периода. Но важным является наличие самой тенденции институ-£ циональной эволюции, определение ее вектора, указывающего направление социального развития. £ В настоящее время такой вектор в сторону формирования институтов, снижающих административные барьеры находится в стадии формирования. Существующий в настоящее время (в основном на феде-^ ральном уровне) значительный импульс в сторону дерегулирования сдерживается инерцией существуем ющей институциональной структуры, если не будут задействованы действительно заинтересованные >| институциональные инноваторы.

5 Первоочередной задачей здесь является функционирование широкой организации предприни-

® мателей, имеющей форму некоммерческого объединения или общественного движения. Такая орга-2 низация может реально, а не декларативно, действовать в направлении внедрения институтов, сни-§ жающих трансакционные издержки от различного рода ограничений конкуренции на товарных рын-<т) ках. Так, в мае 2006г руководители объединений предпринимателей, в частности А.Иоффе (Общероссийская общественная организация "Российская ассоциация развития малого и среднего предприни-

мательства", С.Борисов (Общероссийская общественная организация малого и среднего предпринимательства "ОПОРА РОССИИ"), С.Зангеева (Национальный (экспертный) Совет по развитию малого и среднего предпринимательства), А.Попов (Российский профсоюз работников среднего и малого бизнеса) и многие другие (всего 30 организаций) обратились к Президенту Российской Федерации В.В.Путину с предложением придать развитию малого предпринимательства статус национального проекта [3, с. 2-3]. В обращении отмечено, что успешное развитие малого предпринимательства возможно при наличии политической воли государства сформировать для этого благоприятные социальные, экономические, правовые и другие условия. Инициативной группой выделены основные блоки комплекса мер, направленных на достижение этих условий, в частности, минимизация административно-разрешительной практики.

Целесообразно, на наш взгляд, наряду с существующими федеральными инициативами и региональными межведомственными комиссиями по устранению административных барьеров, создавать отраслевые согласительные комиссии, состоящие из представителей администраций всех уровней, с одной стороны, и организаций, представляющих предпринимательство, с другой, что позволит усилить мотивационные механизмы по снижению административных барьеров.

Таким образом, проблема деблокирования административных барьеров в современной российской экономике может быть успешно решена с учетом траектории предыдущего развития институциональной структуры экономики, а также реализации интересов заинтересованных групп и индивидов, участвующих в хозяйственных процессах. Снижение административных барьеров приведет к минимизации трансакционных издержек на национальных рынках, способствуя повышению их эффективности, открывает благоприятные пер-спективы для усиления деловой активности населения и развития малого предпринимательства в России. 4

□I

7.

Литература.

1.Аузан А., Крючкова П. Административные барьеры в экономике: задачи деблокирования // □ Вопросы экономики. 2001. С. 85. О

2.Проблемы и перспективы развития малого предпринимательства (по итогам социологического опроса). Ростов-на-Дону: ООО "Лео". 2004.С. 25. ^

3.Придать развитию малого предпринимательства статус национального проекта (обращение а объединений предпринимателей к Президенту РФ В.В. Путину) // Региональная экономика: теория и ®

практика. 2006. № 6 (33). С. 2-3. о

а

_ ®

ей

ЛИТВИНЕНКО М.И. I

МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ФОРМИРОВАНИЯ РЕГИОНАЛЬНОЙ ИНВЕСТИЦИОННОЙ о

ПОЛИТИКИ |

Для полноценного развития экономики любого хозяйствующего субъекта (предприятия, регио на, страны) необходимы финансовые ресурсы. Главным инструментом по их привлечению в регион 2 призвана стать грамотно разработанная региональная инвестиционная политика.

В экономической литературе имеется множество подходов и толкований по определению сущ- о ности региональной инвестиционной политики, однако среди них с нашей точки зрения наиболее о современным можно считать следующее. Региональная инвестиционная политика представляет собой комплекс мероприятий по организации и управлению инвестиционными процессами в регионе, направленными на обеспечение оптимальных объемов и структуры инвестиционных активов, рост их прибыльности при допустимом уровне риска, развитие производственного потенциала, социально культурной сферы, природоохранных объектов, обеспечивающих экологическую безопасность. Она предполагает формирование системы целевых ориентиров инвестиционной деятельности, выбор наиболее эффективных способов их достижения [1, стр. 436]. ?

При формировании региональной инвестиционной политики необходимо учитывать следующие требования:

- основным объектом данной политики должны стать региональные инвестиции, реализуемые на

О

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.