5 Там же.
6 Там же. Ф. Р-92. Оп. 2. Д. 448. Л. 19.
7 Там же.
ГАВРИЛОВ Сергей Владимирович —
заместитель начальника кафедры общественных наук и военно-гуманитарных дисциплин Военной академии тыла и транспорта имени генерала армии А.В. Хрулёва, кандидат исторических наук, доцент, полковник
(199034, г. Санкт-Петербург, наб. Макарова, д. 8)
СНАБЖЕНИЕ РУССКОЙ АРМИИ В ВЕНГЕРСКОМ ПОХОДЕ 1849 года
В феврале 1848года вспыхнула революция во Франции, король Луи-Филипп был низложен, и эта страна стала республикой. Российский император Николай! безуспешно пытался склонить Австрию и Пруссию к вооружённой интервенции против революционной Франции. Весной 1848года волна буржуазно-демократических революций охватила германские государства, Австрию, Италию, Валахию и Молдавию. В письмах наместнику Царства Польского князю генерал-фельдмаршалу И.Ф.Паскевичу Николай1 писал, что надо бы «унять мерзавцев»1.
В начале 1849года началась революция в Венгрии, находившейся в составе Австрийской империи. В начале мая 1849года в Венгрию была направлена русская армия под командованием И.Ф.Паскевича.
Вмешательство России в дело подавления Венгерской революции было обусловлено прежде всего опасением за спокойствие её собственных окраин, в частности Польши. Предугадывая желание Николая1 и не видя другой возможности справиться с революционным движением, австрийское правительство обратилось к России с просьбой оказать помощь в восстановлении порядка.
Учитывая негативный опыт боевого использования и снабжения русской армии австрийским правительством в ходе Итальянского и Швейцарского походов генерал-фельдмаршала А.В.Суворова (1799г.) и войн первой четверти ХЕХвека, российское руководство выдвинуло ряд требований: «1.Русские войска действуют отдельно от австрийских; 2.Сила наших отрядов должна быть значительна для развития самостоятельных действий; З.База русской армии устраивается в Галиции»2.
Кроме этого, согласно конвенции, заключённой 23мая 1849года* в Варшаве, Австрия брала на себя обязательства «продовольствовать нашу армию во время нахождения ея в австрийских владениях всеми предметами, положенными по тарифу, без всякого вознаграждения обязуясь доставлять бесплатно: подводы, дрова и солому для лагерей, квартиры с освещением и отоплением, пекарные печи для печения хлеба, пастбища,
помещения для госпиталей и всё необходимое для успокоения и лечения больных и раненых. Сверх того возвратить все издержки, которые будут сделаны Россией для продовольствия наших войск»3.
Для решения поставленных задач Россия выделила следующие силы: 2-й корпус генерал-лейтенанта П.Я.Купреянова — 4, 5, 6-я пехотные, 2-я лёгкая кавалерийская и 2-я артиллерийская дивизии (48967человек); 3-й корпус генерал-адъютанта Ф.В.Редигера — 7, 8, 9-я пехотные, 3-я лёгкая кавалерийская и 3-я артиллерийская дивизии (44928); 4-й корпус генерала от инфантерии М.И.Чеодаева — 10, 11, 12-я пехотные, 4-я лёгкая кавалерийская и 4-я артиллерийская дивизии (52274); 5-й корпус генерал-адъютанта А.Н.Лидерса — 14 и 15-я пехотные, 5-я лёгкая кавалерийская и 5-я артиллерийская дивизии и 3-й казачий Донской полк (28676). Всего 174841человек4.
Пока в Варшаве велись переговоры об условиях российского пребывания, положение дел в Австрии осложнилось до предела. По просьбе австрийского канцлера Шванценберга срочно была отправлена 9-я дивизия генерал-лейтенанта Ф.С.Панютина, которую перевезли по варшавско-венской железной дороге из Кракова в Унгариш-Градиш. Объём перевозки составил: 14532человека, 1993лошади и 40орудий (с 464 зарядными и фурштатскими фурами и 88быками) на расстояние 281версту (около 300км)5. Это был первый опыт передислокации русских войск на театре военных действий по железной дороге.
Дивизия имела запас провианта в ранцах солдат на 4дня, водки и фуража в вагонах — на 4—5суток. Кроме этого выдали «особую» сумму, так называемые продпутевые деньги (штаб-офицерам — по 1рублю, обер-офицерам — по 50копеек, а нижним чинам — по 10копеек в сутки)6.
* Все даты приводятся по старому стилю. <...>
Полный вариант статьи читайте в бумажной версии «Военно-исторического журнала» и на сайте Научной электронной библиотеки http:www.elibrary.ru
Примечания
1 История дипломатии. М., 1941. Т. 1. С. 426.
2 История русской армии. М., 2006. С. 403.
3 ЗатлерФ.К. Записки о продовольствовании войск в военное время. СПб: Тип. Товарного дома С.Струговщикова, Г.Похитова, И.Водова и Ке, 1860. Ч. 1. С. 162.
4 Российский государственный военно-исторический архив (РГВИА). Ф. 480. Д. 1. Л. 1, 2.
5 Квист А. Железные дороги в военном отношении. Ч. 1. Перевозка войск по железным дорогам. СПб., 1868. С. 144.
6 Вещиков П.И. История продовольственной (провиантской) службы Вооружённых сил России. М., 2008. Кн. 2. С. 164.
ЛОКАЛЬНЫЕ ВОЙНЫ И ВООРУЖЁННЫЕ КОНФЛИКТЫ ХХ—XXI вв.
БОЧКОВ Евгений Анатольевич —
начальник кафедры общественных наук и военно-гуманитарных дисциплин Военной академии тыла и транспорта имени генерала армии А.В. Хрулёва, полковник, доктор исторических наук, доцент (199034, г. Санкт-Петербург, наб. Макарова, д. 8;
Е-mail: [email protected])
«вряд ли Германия и Польша выступят против нас без участия в войне Японии»
Советско-японское вооружённое противостояние на Дальнем Востоке во второй половине 1930-х годов
В первой половине 1930-х годов у советского военно-политического руководства существовало убеждение, что основная военная опасность для СССР исходит от Германии и Польши. При этом в Наркомате обороны СССР и Генеральном штабе РККА понимали — Япония не упустит шанс расширить свои территориальные владения на Дальнем Востоке за счёт Советского Союза. В сентябре 1934года народный комиссар обороны СССР К.Е.Ворошилов, выступая перед руководителями Центрального Комитета КП(б) Белоруссии, заявил: «Мы имеем сведения не только газетные, но более основательные, что между Германией и Польшей, с одной стороны, и Японией — с другой происходят какие-то закулисные и весьма серьёзные разговоры насчёт совместного содействия против Советского Союза. Эта комбинация вполне правдоподобна и реальна. Нападение на [Дальний] Восток оттянет туда много сил и тем самым создаст для наших западных соседей больше возможностей»1. Эту же точку зрения разделял и М.Н.Тухачевский. В своей записке К.Е.Ворошилову от 25февраля 1935года он подчёркивал, что «вряд ли Германия и Польша выступят против нас без участия в войне Японии»2. Правильность этих оценок позднее в основном подтвердилась.
Японцы, реализуя свои агрессивные планы в отношении советских и монгольских территорий, на протяжении второй половины 1930-х годов неоднократно устраивали вооружённые провокации на границах с СССР и Монгольской народной республикой