Научная статья на тему '"ВРЯД ЛИ ГЕРМАНИЯ И ПОЛЬША ВЫСТУПЯТ ПРОТИВ НАС БЕЗ УЧАСТИЯ В ВОЙНЕ ЯПОНИИ". СОВЕТСКО-ЯПОНСКОЕ ВООРУЖЁННОЕ ПРОТИВОСТОЯНИЕ НА ДАЛЬНЕМ ВОСТОКЕ ВО ВТОРОЙ ПОЛОВИНЕ 1930-Х ГОДОВ'

"ВРЯД ЛИ ГЕРМАНИЯ И ПОЛЬША ВЫСТУПЯТ ПРОТИВ НАС БЕЗ УЧАСТИЯ В ВОЙНЕ ЯПОНИИ". СОВЕТСКО-ЯПОНСКОЕ ВООРУЖЁННОЕ ПРОТИВОСТОЯНИЕ НА ДАЛЬНЕМ ВОСТОКЕ ВО ВТОРОЙ ПОЛОВИНЕ 1930-Х ГОДОВ Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
58
20
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОЗЕРО ХАСАН LAKE HASAN / СОПКА ЗАОЗЕРНАЯ A HILL OF ZAOZERNAYA / СОПКА БЕЗЫМЯННАЯ A HILL BEZIMYANNAYA / Г.М. ШТЕРН G.M. STERN / В.К БЛЮХЕР V.K. BLUCHER

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Бочков Евгений Анатольевич

В статье рассматриваются боевые действия 39-го стрелкового корпуса в районе озера Хасан 29 июля - 11 августа 1938 года, в ходе которых был нанесен серьезный удар по захватническим планам Японии на Дальнем Востоке. In article operations of 39th shooting case around lake Hasan on July, 29th - on August, 11th, 1938 in which course serious blow has been struck to aggressive plans of Japan in the Far East are considered.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «"ВРЯД ЛИ ГЕРМАНИЯ И ПОЛЬША ВЫСТУПЯТ ПРОТИВ НАС БЕЗ УЧАСТИЯ В ВОЙНЕ ЯПОНИИ". СОВЕТСКО-ЯПОНСКОЕ ВООРУЖЁННОЕ ПРОТИВОСТОЯНИЕ НА ДАЛЬНЕМ ВОСТОКЕ ВО ВТОРОЙ ПОЛОВИНЕ 1930-Х ГОДОВ»

5 Квист А. Железные дороги в военном отношении. Ч. 1. Перевозка войск по железным дорогам. СПб., 1868. С. 144.

6 Вещиков П.И. История продовольственной (провиантской) службы Вооружённых сил России. М., 2008. Кн. 2. С. 164.

ЛОКАЛЬНЫЕ ВОЙНЫ И ВООРУЖЁННЫЕ КОНФЛИКТЫ XX—XXI вв.

БОЧКОВ Евгений Анатольевич —

начальник кафедры общественных наук и военно-гуманитарных дисциплин Военной академии тыла и транспорта имени генерала армии А.В. Хрулёва, полковник, доктор исторических наук, доцент (199034, г. Санкт-Петербург, наб. Макарова, д. 8;

E-mail: be57@yandex.ru)

«вряд ли Германия и Польша выступят против нас без участия в войне Японии»

Советско-японское вооружённое противостояние на Дальнем Востоке во второй половине 1930-х годов

В первой половине 1930-х годов у советского военно-политического руководства существовало убеждение, что основная военная опасность для СССР исходит от Германии и Польши. При этом в Наркомате обороны СССР и Генеральном штабе РККА понимали — Япония не упустит шанс расширить свои территориальные владения на Дальнем Востоке за счёт Советского Союза. В сентябре 1934года народный комиссар обороны СССР К.Е.Ворошилов, выступая перед руководителями Центрального Комитета КП(б) Белоруссии, заявил: «Мы имеем сведения не только газетные, но более основательные, что между Германией и Польшей, с одной стороны, и Японией — с другой происходят какие-то закулисные и весьма серьёзные разговоры насчёт совместного содействия против Советского Союза. Эта комбинация вполне правдоподобна и реальна. Нападение на [Дальний] Восток оттянет туда много сил и тем самым создаст для наших западных соседей больше возможностей»1. Эту же точку зрения разделял и М.Н.Тухачевский. В своей записке К.Е.Ворошилову от 25февраля 1935года он подчёркивал, что «вряд ли Германия и Польша выступят против нас без участия в войне Японии»2. Правильность этих оценок позднее в основном подтвердилась.

Японцы, реализуя свои агрессивные планы в отношении советских и монгольских территорий, на протяжении второй половины 1930-х годов неоднократно устраивали вооружённые провокации на границах с СССР и Монгольской народной республикой

(МНР). Только в 1936—1938годах здесь произошло 231нарушение, в том числе 35 крупных боевых столкновений. Главной целью этих вооружённых акций было выяснение боеспособности дислоцированных на Дальнем Востоке советских войск и перспектив крупномасштабной войны с Советским Союзом. Позднее главнокомандующий Квантунской группировкой войск О.Ямада3 признавал, что «начиная с 1937—1938гг. Квантунская армия имела конкретные планы ведения наступательных военных операций против Советского Союза»4.

Об агрессивных планах японского военно-политического руководства в отношении СССР говорят и документы, раскрывающие взаимоотношения Японии и Германии в конце 1930-х годов. 7июня 1939года посол Германии в Японии генерал-майор Э.Отт в телеграмме сообщал статс-секретарю министерства иностранных дел Германии Э.Вайцзеккеру: «По сведениям, полученным мною в доверительном порядке от безусловно надёжного источника из армейских кругов, 5июня вечером послу Осима телеграфом направлена инструкция. В соответствии с ней Япония должна быть готовой к тому, чтобы автоматически вступить в любую войну, начатую Германией, при том условии, что Россия будет противником Германии»5.

Однако вопрос о реальных сроках начала войны с такой крупной державой, как Советский Союз, требовал тщательной проработки, а сама агрессия — длительной подготовки.

В Северной и Северо-Восточной Маньчжурии в непосредственной близости от границ СССР японцы сосредоточили 6дивизий — основные силы Квантунской армии. К весне 1938года численность японских войск в Маньчжурии была доведена до 350тыс. человек. На их вооружении находились 1052орудия полевой артиллерии, 585танков и 355самолётов. Действия Квантунской армии готовы были поддержать японские части, дислоцированные в Корее (более 60тыс. человек, 264 артиллерийских орудий, 34танка и 90самолётов)6. На границе с СССР и МНР японцами было построены 11 укреплённых районов7.

Боевая подготовка японских войск проводилась в обстановке, приближенной к природным и климатическим условиям советского Дальнего Востока.

Замысел будущей войны излагался в документе «Основные принципы плана по руководству войной против Советского Союза», разработанном в августе 1936года генеральным штабом японских вооружённых сил. В марте 1938года штаб Квантунской армии подготовил и направил высшему военно-политическому руководству страны документ «Политика обороны государства», которым предусматривалось силами Квантунской и Корейской армий нанести основной удар по советскому Приморью с целью отсечения Особой Краснознамённой Дальневосточной армии (ОКДВА) от войск Забайкальского военного округа (ЗабВО) и последующего её разгрома.<...>

Полный вариант статьи читайте в бумажной версии «Военно-исторического журнала» и на сайте Научной электронной библиотеки http:www.elibrary.ru

ПРИМЕЧАНИЯ

1 Цит. по: Кен О.Н. Мобилизационное планирование и политические решения (конец 1920-х — середина 1930-х годов). СПб., 2002. С. 270.

2 Там же.

3 Ямада Отодзо (1881—1965) — японский военачальник, генерал (1940). На военной службе с 1901г. Окончил военное училище (1903), академию сухопутных войск (1912). Командовал кавалерийским полком, был офицером штаба Корейской армии, начальником отделения генштаба. В 1934—1937гг. — начальник академии генштаба. С 1937г. служил в японских войсках в Китае, командовал дивизией и корпусом в Маньчжурии. С 1939г. — главнокомандующий группой экспедиционных войск Японии в Центральном Китае. С июля 1944г. командовал Квантунской армией, разгромленной советскими войсками в августе 1945г. В 1945—1956гг. находился в плену в Советском Союзе. В 1956г. репатриирован в Японию.

4 Цит. по: Зимонин В.П. Почему Япония в ходе Второй мировой войны не желала безоглядно следовать курсом фашистской Германии: историко-геополитический анализ // Воен.-истор. журнал. 2004. № 7. С. 21.

5 Год кризиса 1938—1939. Документы и материалы: в 2 т. Т.2. М., 1990. С.11.

6 На границе тучи ходят хмуро... (к 65-летию событий у озера Хасан). Жуковский; М., 2005. С. 10.

7 Там же.

ГОНЧАРОВ Александр Иванович —

старший научный сотрудник Института военной истории МО РФ, подполковник (119330, г. Москва, Университетский пр-т, д. 14)

Причины обострения этноконфессиональной ситуации в Ираке в 1990-е годы

Межконфессиональный конфликт, проблемы этнических и религиозных меньшинств, которые имеют место в современном Ираке1, обусловлены, с одной стороны, историческим ходом формирования иракского многонационального государства, а с другой — внутренней политикой С.Хусейна в 1980—1990 гг.

Уже после Первой мировой войны разнородные этнические, религиозные, племенные и локальные сообщества начали активно участвовать в процессе политической консолидации Ирака. Наличие трёх крупных обособленных групп (южное шиитское большинство, политически лидирующие сунниты центра и курдский север) не отражало полностью всей этноконфессиональной ситуации в стране, поскольку все эти группы были разделены и внутри себя. Четвёртую группу, ещё более обособленную от вышеназванных, составляли ассирийцы-христиане.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.