7. Усманова А. Гендер и культура в парадигме культурных исследований : учеб. пособие / ХЦГИ. СПб. : Алетейя, 2001. Ч. 1. С. 427-464.
8. Куренной В. Исследовательская и политическая программа культурных исследования // Логос. 2012. № 1(85). С. 14-79.
9. Андерсон Б. Воображаемые сообщества: размышления об истоках и распространении национализма / пер.
УДК 130.2
СМЫСЛЫ ПОНИМАНИЯ ЧЕЛОВЕЧЕСКОЙ СУДЬБЫ
В статье рассматриваются смыслы понимания судьбы человека как философской проблемы. Судьба - это концепт культуры, явление жизни человека, огромный пласт бытия. Смыслы понимания человеческой судьбы по-разному открываются в социокультурном контексте изменений.
Ключевые слова: человеческая судьба, социокультурный контекст, смыслы понимания судьбы.
Проблема судьбы в данной статье лишь только обозначается в постановочном плане как проблема философской антропологии и социальной онтологии, как проблема бытия человека и бытия общества. Научное решение проблемы обусловлено рядом спорных моментов, отсутствием широкомасштабных и протяженных во временном, территориальном и социокультурном континуумах дискуссий, недостаточной разработанностью устоявшегося рабочего определения понятия «судьба человека». Что, в свою очередь, стимулирует необходимость специального философско-антропо-логического исследования. Потребность в философском анализе судьбы осмысливается и трансформируется в проблему смыслов понимания человеческой судьбы.
Смысл в философском понимании есть разумное основание чего-либо; конечная цель; внутреннее содержание, сущность; идея, значение, постигаемое разумом. Смысл -субъективный образ, возникающий при понимании текста; структурное представление процессов понимания. В нашем случае речь идет о смыслах понимания человеческой судьбы как философской проблемы, рассматриваемой в историческом процессе социальных трансформаций. Смыслы судьбы становятся понятными и заключаются в общественной значимости индивидуальной жизни человека, которая включена в социокультурный контекст перманентных изменений.
Судьба - это концепт культуры, явление жизни человека, огромный пласт его бытия. Судьба, несмотря на смену представлений человека о самом себе, о мире, в котором он существует, осмысляется прежде всего в двух направлениях. С одной стороны, судьба - это представление о предопределенности, об обусловленности, о неотвратимости событий и поступков, определяющих бытие человека. С другой стороны, человек сам кузнец своего счастья и творец своей судь-
с англ. В. Г. Николаева, под ред. С. П. Баньковской. М. : Куч-ково поле, 2016. 416 с.
10. Иванов Д. В. К теории потоковых структур // Социологические исследования. 2012. № 4. С. 8-16.
11. Здравомыслова Е. А. Парадигма западной социологии общественных движений, СПб. : Наука, 1993. 172 с.
© Оводова С. Н., 2017
В. Г. Пузиков V. G. Puzikov
THE MEANINGS OF UNDERSTANDING OF HUMAN DESTINY
The article considers the meanings of understanding of the men's destiny as a philosophical problem. Destiny is a concept of culture, a phenomenon of human life, a huge layer of being. The meaning of understanding of human destiny opens up in different ways in the socio-cultural context of changes.
Keywords: human destiny, socio-cultural context, senses of destiny understanding.
бы, будущего - того, что произойдет, случится с ним. Вместе с тем в человеческой судьбе закреплен опыт философского понимания категорий свободы и необходимости применительно к общественному бытию, в них разум видит механизмы, которые управляют индивидуальным бытием.
На протяжении какого-то, возможно, длительного периода времени одинокой жизни человек предпринимает попытки прояснить неведомое, наполнить смысловым содержанием собственное индивидуальное бытие. Однако осуществить этот замысел в гордом одиночестве не представляется возможным. Требуется выход за пределы индивидуального бытия посредством общения, установления контактов, связей и отношений с другими индивидами, можно сказать, что этот выход образует совокупность взаимодействующих между собой людей - общество, общественное бытие. В реальности человек и общество существуют не одномоментно и полярно, а перманентно и интегративно как некое возникающее и выделенное в результате взаимодействия связующее звено под названием «социальное» в различных его формах, характеризующих общественное бытие, проявляющееся в социокультурном контексте перманентных изменений. Человек творит судьбу общества, а общество творит судьбу человека.
В процессе социальных трансформаций общества термин «судьба» подвергается переосмыслению, возникает необходимость приведения содержания понятий «судьба человека» или «человеческая судьба» в соответствии с теми изменениями, которые происходят в социальной реальности. Изучение человеческой судьбы продолжает оставаться актуальным независимо от политического строя, экономической и социокультурной ситуации. И в третьем тысячелетии существование человека по-прежнему связано с пробле-
матичностью таких феноменов, как гуманность, духовность, смысл и цель жизни, эта проблематичность влияет не только на судьбу конкретного индивида, отдельного локального территориально-этнического сообщества, но и всего «глобального человейника» (А. А. Зиновьев). При этом ряд негативных глобализационных процессов (доведение до положения нищих целых народов, неконтролируемая миграция, информационные войны, цветные революции и т. д.) оказывают негативное влияние на психику человека, вызывают необратимые изменения в индивидуальном и общественном сознании. В таких условиях человек повседневно пребывает в состоянии беспокойства, дискомфорта и опустошенности души, ощущает непреодолимую тревожность и безысходность.
Наиболее распространенная и устойчивая установка современного человека (яркий пример - «человек постсоветский») - жить по принципам: «моя хата с краю, я ничего не знаю», «после меня хоть потом», «мне все параллельно», «для меня настоящее не имеет смысла». Современный человек чувствует себя не хозяином своей судьбы, поскольку от него мало что зависит, и он прекрасно понимает, что не в силах изменить политические и экономические факторы общественной жизни. Вследствие этого человек отвлекается на развлечения и шоумагию медиакоммуникаций и погружается в засасывающее болото игры, отстраняясь от участия в конструировании социальной реальности, в построении своего будущего [1, с. 85-92]. Мало того, он не видит своего будущего, оно для него утрачивает всякий смысл. Между тем судьба как в настоящем, так и в будущем - это процесс раскрытия природы человека. «Хотя можно сказать, что у человека есть природа, гораздо важнее сказать, что человек конструирует свою собственную природу или, проще говоря, что человек создает самого себя» [1, с. 83].
Массовое сознание заражено иллюзиями, которые замещают истину онтологизацией кажимости истины. Опасность состоит в том, что вслед за этой иллюзорностью могут наступить времена, когда не будет места ни для истины, ни для человека. Однако до тех пор, пока этого не произошло, остается шанс, что человек как неповторимое существо и актор истории, субъект, обладающий совестью и умеющий слышать внутренний голос нравственного категорического императива, услышит «голос судьбы».
Поскольку судьба становится фактором социализации и личностной самоидентификации, постольку человек стремится к познанию своей судьбы, а следовательно, к познанию самого себя. Познавая себя, человек познает общество, просчитывает наиболее вероятные сценарии развития социокультурных событий, конструирует свой жизненный путь (индивидуальный маршрут) и модель судьбы. Специфика судьбы состоит в том, что та или иная установка на представления о судьбе находится в тесном контакте с социокультурными традициями народов, социокультурной ситуацией и временем, в которых находится «человек общественный». И в этом смысле следует иметь в виду, что социокультурное время накладывает отпечаток на содержание объектов философского анализа - судьбу и самого человека. Проникновение в глубинные основания содержания понятия судьбы позволяет сформировать представления о человеке.
Человек всегда пытался разгадать тайну сил природы, влияющих на него, действие которых он объяснял наличием
некой судьбы, рока, кармы или фортуны. Многие исследователи на протяжении веков связывали это с отказом древних людей признавать факт того, что власть судьбы проявляется именно в тот момент, когда люди впервые осознают, что они не могут силой своей воли управлять природными силами и что все они одинаково им подвластны (Гомер). Данные представления Гомера о судьбе по сей день остаются наиболее осмысленными из известных представлений прошлого.
Исторически представления о судьбе возникают в связи с религиозными представлениями, с верой человека в потусторонний, сверхъестественный мир. В течение жизни каждый человек задумывается о цели и смысле жизни, о доле, ему выпавшей. В истории культуры судьба представлена мифами, прогнозами, символическими знаками, ритуальными действами, гаданиями, народными приметами во всех формах мировоззрения. Судьба живет в коллективном и индивидуальном сознании.
В истории философской мысли судьба предстает непостижимой для человека предопределенностью поступков и событий. Некоторые аспекты обсуждения данного вопроса встречаются в трудах античных философов, которые обозначили две проблемы. Проблема первая: судьба дана человеку богами или она есть следствие законов природы? Проблема вторая: как соединить судьбу и волю человека?
В христианской теологии Средневековья существовало учение о судьбе, которое осмысливалась в форме божественного откровения и разносторонней деятельности людей.
Для философов-гуманистов Возрождения судьба представлялась как фортуна, которая действовала в логике случайности. Вместе с тем человека они наделяли статусом творца и определяли как созидателя своей судьбы.
В философии Г. В. Ф. Гегеля появилась концепция, в которой судьба человечества определялись этапами развертывания мирового духа в истории.
Ключевая проблема русской философии, имеющая отношение к судьбе - это проблема зла, преломляемая через призму философско-исторических концепций. Так, А. Ф. Лосев позиционировал судьбу как жизненное смыслообразую-щее понятие культуры, где отражается бытие человека.
Проблема судьбы - предмет междисциплинарных исследований советских ученых, рассматриваемая в различных аспектах: историческом, культурологическом, педагогическом, психологическом, религиоведческом, социологическом, эстетическом, философском. Советские философы второй половины ХХ века трактовали термин «судьба» как экзистенциал, который не получил статус философской категории, использовался в качестве метафоры, выступающей синонимом линии жизни. Судьбе как явлению посвящены немногочисленные монографии, диссертации, статьи.
На современном этапе развития философской мысли проблема судьбы по-прежнему не получила достаточного осмысления. В связи с чем нам представляется необходимым выполнение исследований смыслов понимания человеческой судьбы, рассматриваемых в условиях социальных трансформаций и в историческом контексте глобализации.
Процессы глобализации обусловили возникновение «длинного списка» всеобщих мировых проблем современности. Из этого числа проблем наиболее значимыми являются: насилие, экологический кризис и отчуждение.
Гуманитарные исследования • 2017 • №4 (17)
35
Зарубежные исследователи: Р. Атфилд, К. Инэда, X. Ролс-тон, Л. Уайт и др. пытаются определить исторические и социокультурные истоки нарушения баланса между человеком и природой. Эти проблемы неразрывно связаны в своем происхождении с феноменом отчуждения, который также должен исследоваться в связке со смыслами судьбы.
Фундаментальные исследования судьбы человека и смысла жизни также практически отсутствуют. Представляется, что одной из главных причин ограниченного количества исследований является не отсутствие исследовательского интереса к теме судьбы человека, а ограниченный выбор инструментов познания: теорий, подходов, методов.
В отечественной и зарубежной науке ХХ века проводились исследования по вопросам судьбоанализа. В частности, в одной из статей уральских ученых отмечается, что судьба - это выбор тех задач и направлений жизненного пути, которые помогут стать человеком [2]. Человек - это открытая возможность, «еще не установившееся животное» с незавершенностью человеческой природы [3]. Проблема незавершенности человеческой природы получила наиболее полное освещение в работе Карла Ясперса «Общая психопатология». В этой работе он отмечает, что человека никто не имеет права принуждать изменять маршрут жизненного пути, который он выбрал. Человек самостоятельно способен бесконечно меняться [4]. Его способности неограниченны, он сам способен предвидеть события и освещать свой путь не только утопическими, но и истинными целями. И тем самым человек может вернуться к своим природным истокам, проявить свою человеческую сущность, предопределить, а точнее сказать, предвосхитить, создать свою судьбу.
Появление новых исследовательских подходов в условиях постнеклассического этапа развития науки, возможно, приведет к изменению представлений и в понимании человеческой судьбы. В частности, использование синергетичес-кого подхода, где человек рассматривается как нелинейная, открытая, диссипативная структура, как самоорганизован-
УДК 001.2
ПОНЯТИЕ КАРТИНЫ МИРА В КОНТЕКСТЕ РАЗЛИЧНЫХ НАУК
В статье рассматривается понятие картины мира в контексте различных наук: философии, социологии, психологии, истории, педагогики и др. Рассмотрена также хронология зарождения данного понятия и основные особенности религиозной, философской и научной картины мира. Особое внимание уделено педагогической картине мира как миро-видению, которое должно сложиться у студентов педагогических вузов в рамках профессиональной подготовки в контексте современных требований к образованию.
Ключевые слова: картина мира, религиозная картина мира, философская картина мира, научная картина мира, педагогическая картина мира, мировоззрение.
ная система, расширяет исследовательский инструментарий, который создает новые возможности для объяснения тайн человеческой природы, проникновения в глубинные ее основания. К примеру, синергетический подход, в той или иной мере являясь предпосылкой и условием расширения горизонта познания, позволяет иначе взглянуть на судьбу человека, но вместе с тем данный подход имеет ограниченные объяснительные возможности, что не позволяет сформировать концептуальные представления о судьбе, его необходимо дополнить комплексом других исследовательских подходов.
Таким образом, можно сделать вывод, что теоретические исследования судьбы представлены фрагментарно, до конца не сформированы концептуальные контуры представлений о судьбе. В рамках различных традиционных воззрений судьба трактуется как представление о предопределенности и неотвратимости жизненных событий и поступков человека, как всеохватывающая, непреложная детерминация жизни человека, не имеющая какой-либо четкой определенности и относительно мало связанная с его поведением, как будущее - то, что произойдет, случится, как история существования определенного вида бытия.
1. Бергер П., Лукман Т. Конструирование социальной реальности. Трактат по социологии знания. М. : Медиум, 1995. 323 с.
2. Зонди Л. Вера как судьба // Психология судьбы. Екатеринбург : УрО РАН, 1994. Вып. 1. С. 63-69.
3. Ницше Ф. По ту сторону добра и зла. Казус Вагнер. Антихрист. Ессе Ното.Человеческое, слишком человеческое. Злая мудрость : [пер. с нем.]. Минск : Харвест, 2005. 879 с.
4. Ясперс К. Общая психопатология. М. : Практика, 1997. 288 с.
© Пузиков В. Г., 2017
T. K. Сaгитдиновa T. K. Sagitdinova
CONCEPT OF THE PICTURE OF THE WORLD IN THE CONTEXT OF DIFFERENT SCIENCES
The article deals with the concept of the picture of the world in the context of various sciences: philosophy, sociology, psychology, history, pedagogy, etc. The chronology of the origin of this concept and the main features of the religious, philosophical and scientific picture of the world are also considered in the article. Particular attention is paid to the pedagogical picture of the world as a vision of the world, which should emerge among students of pedagogical universities during professional training in the context of modern requirements for education.
Keywords: picture of the world, religious picture of the world, philosophical picture of the world, scientific picture of the world, pedagogical picture of the world, worldview.