УДК 101.1:316
Ж.К. Накешев, В.Г. Пузиков Омская гуманитарная академия
ЧЕЛОВЕК И ЕГО СУДЬБА: СОЦИАЛЬНО-ФИЛОСОФСКИЙ АНАЛИЗ
Статья посвящена человеку и его судьбе как явлениям мировой культуры. Судьба понимается через призму категорий свободы и необходимости как причин, обусловливающих развитие истории и общества. Исторический смысл судьбы - в социальной значимости индивидуальной жизни человека, которая, как и его сущность, включена в контекст социальных трансформаций. Ключевые слова: человек, судьба, социальное и историческое развитие, социально-философский анализ.
Судьба относится к числу древнейших явлений и ключевых слов культуры, которые, несмотря на смену представлений человека о мире, а также изменений в самом мире и в самом человеке, остаются в языке и культуре. В судьбе запечатлен опыт всенародного осмысления категорий свободы и необходимости относительно человеческого бытия, в этой категории человеческий разум видит основания жизни и силы, которые управляют историей и обществом. Поэтому и возрастает интерес к данной проблеме.
Человек всегда стремился сделать мир понятным, осмысленным, наполнить смыслом собственное бытие. Будучи включенным в созданные обществом отношения, он не мог не замечать их исторической изменчивости, и тогда возникал вопрос о направленности и смысле этих отношений для человека, о месте личности в историческом процессе и о ее судьбе. По словам А. Бау1ёоу, проблема взаимодействия человека и общества явно или скрыто присутствует в любом философском рассуждении. Иначе и не может быть: ведь это две стороны единства, которые не существуют друг без друга. Как пишет этот автор, «они существуют в действительности только как два момента внутри исторического процесса, который есть нечто третье в их диалектике. Это также означает, что оба момента включают друг друга на каждом отрезке их бытия и становления, и что опосредующее поле для этого и есть вышеупомянутый «третий» момент» [1, с. 249]. Исторический смысл судьбы человека выражается как социальная значимость индивидуального бытия, как его сущность, включенная в контекст социально-исторических трансформаций.
Исследование судьбы не теряет своей значимости и актуальности независимо от социокультурной ситуации, политического строя, идейного состояния эпохи. Начало нового тысячелетия не является исключением. В XXI в. существование человека оказалось сопряжено с целым рядом вопросов, от решения которых зависит будущее цивилизации, ее выживание. К их числу относятся проблемы гуманности и духовности, смысла и целей жизни. Процессы глобализации на планете, связанные с неконтролируемым развитием техногенной цивилизации, с триумфом информационных технологий и перманентных информационных войн, с невероятным динамизмом в сфере телекоммуникаций, оказывают все более доминирующее влияние на человека. Террористические акты, вооруженные конфликты и гражданские войны, уносящие сотни и тысячи жизней, ощущение постоянной угрозы и незащищенности, страх перед будущим, которого может и не быть, - все это неизбежно вызывает изменения в массовом и индивидуальном самосознании, в социальной ориентации. Западная культура XX в. породила особое мировоззрение - неофатализм. В условиях нестабильности, хаоса и «безыдейности» постмодернистского общества человек и в XXI в. ощущает постоянную тревогу за будущее. Одна из основных установок постсовременного человека - жить сегодняшним днем, не пытаться заглянуть в далекое будущее. Он уже не хозяин своей судьбы, ибо многое в его жизни зависит от случая, везения, удачно сложившихся обстоятельств. Нахлынувшее с Запада повсеместное увлечение розыгрышами, лотереями, рулетками, всевозмож-
ными телевизионными шоу, цветными революциями, сопровождающимися свержением политических режимов и законных правительств, гуманитарными катастрофами, испытывающими судьбу человека и целых народов - вот атмосфера современной эпохи. Человек самозабвенно бросается в омут игры, отвлекая себя от тяжких дум о построении своего будущего. Поэтому в эпоху глобализации резко возрастает актуальность социально-философского подхода к проблеме судьбы человека.
Сегодня происходит универсализация тех ценностей, которые привели к глобальному кризису. Массовое сознание заражено иллюзиями, широко распространены эзотеризм и мистика. Вытеснение истины из культуры происходит на основе онтологизации «кажимости». Самое опасное, что может наступить эра, в которой нет ни истины Бога, ни истины Человека. Открытия в области генной инженерии, опыты клонирования поставили вопрос о ценности смерти как смысла, полагающего начала жизни. Человек стал претендовать «на место Бога», так как не только научился контролировать процесс рождения, но и учится «контролировать смерть».
С другой стороны, человек - единственное из природных существ, которое обладает совестью, способно прислушиваться к голосу нравственного закона. И это, в свою очередь, не позволяет ему как участнику истории полностью снять с себя ответственность за нереализованные творческие возможности, за пренебрежение к своей судьбе. Судьба является одним из способов самоидентификации личности, поэтому человек тянется к ее познанию и познанию самого себя. Он не оставляет попыток сгладить противоречие между «соблазном» плыть по течению судьбы и стремлением к свободе и самоутверждению.
Каждая эпоха, исходя из присущей ей культуры, накладывает свой отпечаток на содержание философских категорий и понимание самих объектов философского анализа. Особенность идеи судьбы заключается в том, что она затрагивает предельно общие мировоззренческие принципы и ориентации, присущие тому или иному социуму и культуре, включая сферы личностного, национального, конфессионального бытия. Определенная установка по отношению к представлениям о судьбе человека связана с культурной традицией народа, порождается особенностями исторических условий его существования. Через раскрытие содержания понятия судьбы может быть воссоздано представление о человеке, являющемся субьектом и объектом социокультурных процессов. Изучение понятия судьбы в тот или иной промежуток человеческого развития позволяет выявить стереотипы поведения человека, его отношение к окружающей реальности, оценку им его собственных сил и возможностей. Таким образом, само отношение к судьбе выступает как одна из важных характеристик типа личности, формируемого теми или иными обстоятельствами. В ходе развития общества термин «судьба» переосмысливался на каждом его этапе в соответствии с особенностями своего времени.
В данной статье проблема судьбы ставится как социально-философская проблема, то есть как проблема социального бытия человека и человечества вообще и как форма осмысления этого бытия. Актуальность и сложность научной разработки проблемы судьбы обусловлены также ее дискуссионностью и отсутствием общепринятых трактовок, что связано с недостаточной разработанностью самого понятия и также стимулирует необходимость специального социально-философского исследования.
Потребность в систематизации имеющегося знания о судьбе человека и ее рассмотрение в условиях изменяющегося социально-исторического контекста, в глубоком понимании перспектив развития человека обоснована необходимостью осуществления дальнейшей рефлексии судьбы человека на основе новых научных представлений о взаимодействии в системах «мир - человек», «человек - общество». Эта проблема в социальной философии осмысливается и вырастает в проблему судьбы человека и человечества.
С древних времен человек пытался разгадать тайну внешних сил, действующих на него, которые зачастую объяснял наличием некой судьбы, рока или фортуны. Дж. Фрезер свя-
зывает это с отходом человеческого рода от магических представлений: признание власти судьбы происходит в тот момент, когда люди впервые осознали то, что они не могут управлять по собственному произволу природными силами и что все одинаково подпали под власть силы, которую они бессильны направить. Гомеровские представления остаются наиболее осмысленными из известных на сегодня древнейших греческих представлений о судьбе. Поэтому многие ученые в своих исследованиях опираются главным образом на гомеровские труды. Размышления о судьбе мы можем встретить у Геродота, Плутарха, Цицерона, Боэция, Л. Альберти, В. Шекспира, Н. Макиавелли, А. Шопенгауэра, М. Метерлинка.
В современной научной литературе проблема судьбы является предметом междисциплинарных исследований и изучается в различных аспектах: философском, эстетическом, социологическом, культурологическом, психологическом, религиоведческом, историческом, педагогическом и др. Данному феномену посвящен ряд исследовательских работ: монографических, диссертационных, статейных. В них широко используются понятия «предопределенность», «провидение», «рок», «фортуна», «природа», «мир», «разум», «свобода», «свобода воли», «счастье», «трагедия», «природная необходимость», «цель жизни», «смысл жизни» в контексте проблемы судьбы.
Очевидно, что без представления о судьбе не могла бы возникнуть ни одна религия с верой в потусторонний, сверхъестественный мир. Вряд ли есть на земле человек, который когда-нибудь в своей жизни не задумывался о счастливой или несчастливой судьбе, о цели и смысле жизни, выполненном или невыполненном, достигнутом или недостигнутом, о доле, выпавшей на него. Судьба есть суть универсалия, она универсальна, присутствует во всех формах мировоззрения - мифологии и религии, философии и искусстве. Она живет в обыденном сознании людей - национальном и индивидуальном, представлена в истории культур мифами, персонификациями, притчами, аллегориями, астрологической и иной символикой, ритуальными действами, гаданиями, народными приметами, знаками и т.д.
В мифологии, в различных философских системах, а также в обыденном сознании судьба нередко предстает непостижимой для человека предопределенностью событий. Отдельные аспекты рассмотрения этого вопроса известны уже во фрагментах трудов античных философов. Они, по сути, поставили две проблемы, которые впоследствии обсуждались на протяжении всей истории философской мысли: во-первых, существует ли предназначенная богами судьба человека или она является следствием естественных законов природы? Во-вторых, как совместить судьбу и свободную волю человека?
Выдающиеся философы Древнего времени Гераклит и Демокрит проблему судьбы связывали прежде всего с философскими категориями необходимости и случайности. У Платона, Аристотеля, Эпикура, Сенеки судьба не является чем-то случайным и необязательным. Она управляет всем мирозданием, обобщая различные области космоса в персонифицированные образы природных стихий, богов и демонов.
В Средние века учение о судьбе существовало в рамках христианской теологии и осмысливалось в форме божественного провидения. Идея судьбы оказалась приспособленной для утверждения средневековой иерархии с подчинением каждого своему «жребию». В христианском мироощущении идея судьбы основана на противоположности необходимого и случайного, сущего и должного, объективного и субъективного, божественного предначертания и произвольной деятельности людей.
Рассмотрим философско-исторические концепции, способствующие более глубокому и ясному пониманию эволюции понятия судьбы. В эпоху гуманистов представления о судьбе отражены в представлениях мыслителей о фортуне, судьбе в аспекте случайности. Человек становится творцом своего жизненного пути. Идеи Просвещения и предшествующей философии, усвоенные и переработанные Георгом Вильгельмом Фридрихом Гегелем, привели к созданию его оригинальной концепции, где история и судьба человечества являются этапом развертывания мирового духа. Свобода и разум - сущность мирового духа, Абсолютной
Идеи и одновременно принципы истории. Представляют интерес работы Г. Зиммеля, О. Шпенглера, М. Вебера, Альбера Камю, Жана Поль Сартра, Ф. Энгельса, также интересен П.Тейяр де Шарден.
Одна из глобальных проблем русской философии, связанная с темой судьбы, - это проблема зла, осмысливающаяся в форме теодицеи и антроподицеи. Наиболее примечательные философско-исторические концепции принадлежат Н.А. Бердяеву, Л.П. Карсавину, С.Л. Франку, Е.Н. Трубецкому. А.Ф. Лосев рассматривал судьбу как важный смыслообра-зующий концепт культуры, в котором отражаются темы бытия человека в мире. Судьба есть абсолютно жизненная и совершенно реальная категория. Труды указанных авторов дают основу для выявления и сравнения религиозной и философской специфики понимания смысла жизни и счастья, позволяют уяснить предпосылки осознания индивидом указанных проблем и возможности их разрешения.
На современном этапе развития человеческого сознания проблема судьбы практически не получила достаточного социально-философского осмысления. В связи с чем представляются категорически необходимыми организация и проведение исследования, в котором следует акцентировать внимание на определении специфики исторического смысла судьбы человека в контексте глобализации как наиболее значимого феномена нынешнего мирового развития, на определении современного смысла судьбы человека в контексте социально-исторического развития.
Феномен глобализации обусловил возникновение глобальных проблем современности, делающих необходимой реализацию общечеловеческих ценностей в судьбе личности. Среди данных проблем особо выделены три: насилие, экологический кризис и отчуждение. К анализу истоков, сущности и возможностей разрешения первой из них обращены труды таких зарубежных авторов, как X. Госс-Майер, Ж. Нарвесон, Ж. Семлен, С. Хантингтон, Дж. Шарп. Они во многом базируются на идеях основоположников и практиков ненасилия -М. Ганди и М.Л. Кинга. Среди современных отечественных философов эту проблематику разрабатывают К.С. Гаджиев, А.А. Гусейнов, А.Ш. Назаретян, B.C. Степин. Зарубежными исследователями второй из указанных проблем - проблемы экологического кризиса в ее философском аспекте являются: Р. Атфилд, К. Инэда, X. Ролстон, Л. Уайт и другие, а также ей посвящена обзорная статья Л.И. Василенко. Все вышеперечисленные авторы пытаются определить исторические и социокультурные истоки нарушенного взаимодействия человека с природным целым и перспективы его гармонизации.
Упомянутые проблемы тесно связаны в своем происхождении с явлением отчуждения. Относительно последнего нужно отметить, что в настоящее время обнаруживается недостаточное количество исследований, где проблема отчуждения рассматривалась бы в своей многоаспектности и логике развития.
Тема судьбы и вопрос смысла жизни рассматриваются в контексте глобализации в работах С.Я. Балцевича, Э.В. Барковой, Б.Н. Бессонова, Э. Гидденса, Л.Н. Когана, В.В. Кожи-нова, В.А. Кутырева, Н.М. Мамедовой, В.М. Межуева, М.А. Можейко, А.Г. Спиркина, В.А. Титова, В.Э. Чудновского, М.И. Шахновича и др. Несмотря на представленность в трудах многочисленных зарубежных и отечественных авторов отдельных аспектов проблемы судьбы, фундаментальных исследований в этой области, включая исследование судьбы на материале современной литературы, мало.
Уже в течение ряда десятилетий в отечественной и зарубежной науке ведется работа по проблемам судьбоанализа. Уральские ученые подготовили и выпустили сборник статей «Психология судьбы», где Л. Зонди отмечает: «Судьба - это выбор задач, а именно: как стать человеком» [2, с. 66]. Рассматривая человека как нелинейную, открытую, диссипативную структуру, правомерно использовать синергетический подход к исследованию судьбы, в связи с этим необходимо отметить работы И. Пригожина, С.П. Курдюмова, Е.Н. Князевой, В.И. Аршинова, В.П. Бранского и др. [3].
Анализ этой и другой литературы позволяет сделать вывод о том, что в современной отечественной философии недостаточно широко и глубоко представлены исследования судьбы, и как таковые не сформированы концептуальные контуры представлений о ней. Именно этими обстоятельствами, в первую очередь, обусловлен выбор темы данной статьи.
Библиографический список
1. Davidov A. On the Problem of the Relation "Between" the Person and Society. The Place of the Person in Social Life, 1991, 249 p.
2. Психология судьбы // Сборник статей по глубинной психологии : в 3 кн. - М. : Полиграфист, 2004. - С. 66.
3. Пригожин И. Порядок из хаоса. Новый диалог человека с природой / И. Пригожин, И. Стенгерс. - М. : Прогресс, 1991 ; Пригожин И. Природа, наука и новая рациональность / И. Пригожин // В поисках нового миропонимания. - М., 1991 ; Пригожин И. Время, хаос, квант / И. Пригожин, И. Стенгерс. - М., 1994 ; Князева Е.Н. Законы эволюции и самоорганизация сложных систем / Е.Н. Князева, С.П. Курдюмов. - М. : Наука, 1994 ; Князева Е.Н. Антропный принцип в синергетике / Е.Н. Князева, С.П. Курдюмов // Вопросы философии. -
1997. - № 3 ; Князева Е.Н. Синергетика как новое мировидение: диалог с И. Пригожиным / Е.Н. Князева, С.П. Курдюмов // Вопросы философии. - 1992. - № 2 ; Князева Е.Н. Синергетический вызов культуре / Е.Н. Князева // Синергетическая парадигма: многообразие поисков и подходов.- М., 2000 ; Князева Е.Н. Случайность, которая творит мир / Е.Н. Князева // В поисках нового миропонимания. - М., 1991 ; Аршинов В.И. Синергетическое знание / В.И. Аршинов, В.Э. Войцехович // Синергетическая парадигма: многообразие поисков и подходов. - М., 2000 ; Бранский В.П. Теоретические основания социальной синергетики / В.П. Бранский // Вопросы философии. - 2000. - № 4 ; Рейхенбах Г. Философия пространства и времени / Г. Рейхенбах.- М. : Едиториал УРСС, 2003 ; Бергсон А. Опыт о непосредственных данных сознания : Собр. : в 4 т. / А. Бергсон -М. : Московский Клуб, 2001 ; Рассел Б. Человеческое познание: Его сфера и границы / Б. Рассел. - Киев : Ника-Центр, 2001 ; Постмодернизм : энциклопедия. - М. : Интерпрессервис, 2001 ; Фуко М. Археология знания / М. Фуко. - Киев, 1996 ; Фуко М. Жизнь: опыт и наука / М. Фуко // Философские науки. - 1998. - № 1 ; Трубников Н.Н. Проблема времени в свете философского мировоззрения / Н.Н. Трубников // Вопросы философии. -М., 1978. - № 2 ; Аскин Я.Ф. Проблема времени. Ее философское истолкование / Я.Ф.Аскин. - М., 1966 ; Кузьмин М.В. Самоорганизация и социоэволюция / М.В. Кузьмин // Философская и социальная мысль. - 1994 ; Кузьмин М.В. Экстатическое время / М.В. Кузьмин // Вопросы философии. - 1996. - № 2 ; Файдыш Е.А. Природа времени. Связь между настоящим и будущим / Е.А. Файдыш // Сознание и физическая реальность. -
1998. - № 4.
J.K. Nakeshev, V.G. Puzikov Omsk Academy of the Humanities THE MAN AND HIS FATE: THE SOCIALLY-PHILOSOPHICAL ANALYSIS
In the article examined fate of human beings as a phenomenon of culture. A fate is comprehended through the prism of categories of freedom and necessity, as management reasons by the fate of human. Historical sense of fate is in social meaningfulness of individual life of man and as his essence plugged in the context of social transformations.
Key words: man, fate, social and historical development, socially-philosophical analysis.
References
1.Davidov A. On the Problem of the Relation "Between" the Person and Society. The Place of the Person in Social Life, 1991, 249 p.
2.Psychology of fate. Collection of reasons on deep psychology. Moscow, 1994, p. 66.
3.Prigojin I., Stengers I. Order from chaos. New dialogue of man with nature, Moscow, Progress, 1991; Prigojin I. Nature, science and new rationality. In search of new attitude, Moscow, 1991; Prigojin I., Stengers I. Time, chaos, quantum. Moscow, 1994; Knyazeva E.N., Kurdumov S.P. Laws of evolution and самоорганизация of the difficult systems. Moscow, Science, 1994; Knyazeva E.N., Kurdumov S.P. Antropniy principle in a synergetics. Questions of philosophy, 1997, no. 3; Knyazeva E.N., Kurdumov S.P. Synergetics as new world view: dialogue with Prigojin I. Questions of philosophy, 1992, no. 2; Knyazeva E.N. Synergetics call to the culture. The Synergetics paradigm: variety of searches and approaches. Moscow, 2000; Knyazeva E.N. Chance that creates the world. In search of new attitude. Moscow, 1991; Arshins V.I., Voizehovish V.A. Synergetics knowledge. Is the Synergetics paradigm: variety of searches and approaches. Moscow, 2000; Branskiy V.P. Theoretical grounds of social synergetics. Are Questions of philosophy, 2000, Moscow 4; Reihenbah G. Philosophy of space and time, Moscow, 2003; Bergson A. Experience about immediate data of consciousness. Moscow, Moscow Club, 2001; Rassel B. Human cognition: His sphere and borders. Kyiv, 2001; Post-modernism. Encyclopedia. Moscow, 2001; Foucault М. Archaeology of knowledge. Kyiv, 1996; Foucault М. Life: experience and science. Philosophical sciences, 1998, no. 1; Trubnikov N.N. Problem of time in the light
of philosophical world view. Questions of philosophy, Moscow, 1978, no. 2; Askin Y.F. Problem of time. Her philosophical interpretation. Moscow, 1966; Kuzmin M.V. Self organization and socioevolution. Is the Philosophical and social idea, 1994; Kuzmin M.V. Ecstatic time. Is Questions of philosophy, 1996, no. 2; Faidish E.A. Nature of time. Connection between a present and future. Consciousness and physical reality, 1998, no. 4.
© Накешев Ж.К., Пузиков В.Г., 2014
Авторы статьи:
Жаслан Калелович Накешев, аспирант, Омская гуманитарная академия;
Владимир Георгиевич Пузиков, доктор философских наук, профессор, Омская гуманитарная академия, e-mail: [email protected].
Рецензенты:
А.В. Гидлевский, доктор философских наук, профессор, Омский государственный университет им. Ф.М. Достоевского;
Н.Н. Большаков, кандидат философских наук, доцент, Омская гуманитарная академия.
УДК 168
П.В. Ополев
Сибирская государственная автомобильно-дорожная академия
г. Омск
АРГУМЕНТАЦИЯ В МЕЖДИСЦИПЛИНАРНЫХ ИССЛЕДОВАНИЯХ:
ОТ ПРОСТОГО К СЛОЖНОМУ
Современная наука переживает кризис междисциплинарности, связанный с господством в науке дисциплинарного, монопредметного стиля аналитического мышления. В результате возникает противоречие между новым предметом исследования - организованной сложностью, формой существования научного знания и традиционными приемами научной аргументации и обоснования. Мы полагаем, что одним из ключевых этапов осмысления междисциплинарности должен стать этап, связанный с осмыслением особенностей, принципов и стратегий междисциплинарной аргументации.
Ключевые слова: анализ, аргументация, логика, междисциплинарность, синтез.
Междисциплинарность является формой объединения современного научного знания. Ускорение научно-технического прогресса, разнообразие когнитивных практик в современной науке способствуют междисциплинарному синтезу. Можно даже говорить о том, что «точки роста» современного научного знания формируются на стыках различных дисциплинарных областей науки. При всем при этом очевидное разнообразие междисциплинарных связей зачастую получает чисто дисциплинарную оценку, что не способствует междисциплинарному синтезу. Дисциплинарный подход к организации научного знания и ведения диалога между научными сообществами по-прежнему опирается на принципы методологического редукционизма, которые доказали свою эффективность в рамках классической науки.
В науках классического периода знание выстраивалось с помощью последовательного обобщения эмпирических данных и дальнейшего синтеза их объясняющих теоретических схем. Монопредметный стиль мышления оказывал существенное воздействие на особенности научной аргументации и обоснования. Поиск абсолютного обоснования - твердых и неоспоримых оснований для знания был одной из центральных тем для эпистемологии Нового времени. Тем не менее, дальнейшая практика научных исследований показала, что абсолютных оснований попросту не существует, а последовательное перенесение образцов обоснования из одной научной области в другую и вовсе недопустимо. В результате на первый план выходит проблема сравнительного обоснования научного знания. Речь идет о целой системе