С. Г. Гутова, канд. филос. наук, доцент, зав. кафедрой культурологии, философии и социальных наук, Нижневартовский государственный университет,
г. Нижневартовск, Россия, [email protected]
ВЕЧНОСТЬ, ВРЕМЯ И СУДЬБА ЧЕЛОВЕКА В ФИЛОСОФИИ НИКОЛАЯ БЕРДЯЕВА
В статье на примере творчества Николая Бердяева рассматриваются так называемые вечные вопросы философии, затрагивающие смысл и основы человеческого бытия. Судьба человека представлена как проблема, поскольку имеет двойственный и даже парадоксальный характер. С одной стороны, судьба укоренена в истории и подчинена времени, с другой — устремлена к вечности и обращена к Богу. Преодоление рабства и страха смерти для личности одновременно связано с возможностью ее индивидуального спасения, эсхатологическим концом истории, борьбой за свободу, обретением своей цельности и выходом за пределы объективированного, материального мира. В работе анализируются ключевые для русской философии серебряного века понятия духовности, свободы и творчества, представленные в учении Николая Бердяева как глубокая экзистенциальная трагедия, определяющая судьбу человека. Ключевые слова: время и вечность, страх смерти, проблема свободы и творчества, судьба, философия существования, русская философия, экзистенциальная трагедия, религиозное мышление.
Философское наследие Н.А. Бердяева (1874—1948), безусловно, обладает актуальностью для современного критически мыслящего человека. Действительно, во многом пророческие в социальном плане идеи ученого и его живой интерес к духовной жизни личности востребованы обществом, находящемся в настоящее время в состоянии саморефлексии и переоценки фундаментальных ценностей. Стремление познать внутренний мир человека ставит русского философа в один ряд с наиболее выдающимися представителями экзистенциализма и персонализма XX века. Несомненно, Николай Бер- : дяев — мыслитель мирового уровня и одновременно он «глубоко русский мыслитель», поскольку его идеи произрастали и питались отечественной культурой1.
Проблема времени, вечности и человеческой судьбы рассматривается Николаем Бердяевым в тесной взаимосвязи с проблемой творчества. Именно в творческом
процессе происходит созидание чего-то нового, чего не было прежде, а следовательно, речь идет о формировании контура будущего.
Философские труды Николая Бердяева обладают цельностью и внутренним единством мысли и чувства. Он последовательно ставит в центр своего учения идеи творчества и свободы. Для его философских размышлений характерно глубокое погружение во внутренний мир человека, искания человеком Духа внутри себя. Проблема времени, вечности и человеческой судьбы рассматривается Николаем Бердяевым в тесной взаимосвязи с проблемой творчества. Именно в творческом процессе происходит созидание чего-то нового, чего не было прежде, а следовательно, речь идет о формировании контура будущего. В то же время творчество немыслимо без погружения в глубины культурного наследия, то есть прошлого. Таким образом, истинное существование челове-
ДИСКУССИЯ !
журнал научных публикаций
ка, находящегося в свободном, творческом поиске, оказывается напрямую связанным с переживанием и осмыслением времени.
Размышляя о предназначении человека, Николай Бердяев -делает вывод, что для человека основная проблема существования — это проблема времени. По мнению русского философа, особое место этому вопросу уделяется в философии существования: «Для нее проблема времени есть проблема человеческой судьбы»2. Очевидно, что время способно разрушать и его главная сила — в уничтожении внешнего, материального мира, во власти над физическими объектами. Однако Николай Бердяев убежден, что благодаря творчеству человек имеет возможность не только выходить за пределы времени, но и окончательно победить его, обретая, таким образом, бессмертие. Но сама победа требует от него немалых усилий, связанных с развитием личности, ее стремлением к свободе и обращением к своему внутреннему миру. Мысль человека о том, что его судьба подчинена времени, порождает в нем глубокое чувство трагизма бытия и одновременно — желание преодолеть свою ограниченность в этом мире.
Николай Бердяев, отмечая парадоксальность человеческого бытия, настаивает на том, что человек существует на пересечении двух миров, один из которых — «мир объективации, детерминизма, отчужденности и вражды, закона». Другой, или, как называет его философ, «иной» мир — это «мир духовности, свободы, любви, родственности»3. Переход из одного состояния в другое не может быть связан с пассивным ожиданием, он требует свободного действия, цель которого состоит в творческом преображении мира. Рассуждая о том, что судьба не проявляет себя как неизбежность, а напротив, предопределяет человечество к свободному выбору, Николай Бердяев неоднократно обращается к твор-
Благодаря творчеству человек имеет возможность не только выходить за пределы времени, но и окончательно победить его, обретая, таким образом, бессмертие.
Пребывая в мире иллюзий, созданных внешним благополучием технической цивилизации, человек не забывает о своей смертности. Бессознательно испытывая тревогу и неудовлетворенность, он вынужден «оглядываться» на культуру в поисках спасения своей души.
честву Ф.М. Достоевского, наставляя читателя на сложный путь поиска смысла своего бытия и всех тех внутренних противоречий, которые являются следствием нравственно- го обновления личности. Русский философ видит спасение в самой творческой природе человека. Он настойчиво стремится убедить нас в том, что мир духовности постепенно сози-= дается благодаря человеческому творчеству: «Человек переходит от рабства к свободе, от раздробленности к целостности, от безличности к личности, от пассивности к творчеству, то есть переходит к духовности»4. Такова эволюция внутреннего мира человека, пытающегося преодолеть свою несвободу, выйти из мира объективации и, таким образом, обрести подлинность своей судьбы.
Но одновременно с подобными оптимистическими утверждениями в творчестве Николая Бердяева присутствует и безжалостная критика современной культуры, теряющей свой духовный стержень и постепенно перерождающейся в цивилизацию, подчиненную культу прагматизма и техники. Творческое начало, являясь духовным стержнем культуры, постепенно отрицается стремлением к практической организации жизни, а бескорыстие культуры разрушается эгоистической цивилизацией. За последние полвека прогнозы русского мыслителя во многом оправдались, и эта еще одна важная причина, по которой, на наш взгляд, сегодня стоит внимательно вчитываться в его тексты.
Пребывая в мире иллюзий, созданных внешним благополучием технической цивилизации, человек не забывает о своей смертности. Бессознательно испытывая тревогу и неудов-= летворенность, он вынужден «оглядываться» на культуру в поисках спасения своей души. В духе Достоевского русский философ замечает: «Духовная победа есть не только победа над элемен-
тарной зависимостью человека от материи. Еще более трудна победа над обманными иллюзиями, ввергающими человека в рабство, наименее сознаваемое. Зло в человеческом существовании является не только в открытом виде, но и в обманном образе добра»5.
Размышляя о судьбе человека, Николай Бердяев в своих трудах часто обращается к теме смерти и бессмертия в их взаимосвязи с временем и вечностью. Безусловно, человек живет во времени и в ожидании смерти, даже продукты его творчества становятся частью объективированного мира. И как уникальный, свободный индивид, способный существовать на границе миров, он чувствует свою ограниченность и страдает от этого. Смерть господствует только в историческом времени, в мире феноменов, но в экзистенциальном времени — это лишь часть человеческого опыта, необходимого для окончательного преображения личности.
Предлагая свое видение конечной природы бытия всех вещей в материальном мире, Николай Бердяев говорит о том, что смерть, как это ни парадоксально звучит, является важной частью самой жизни, а не только чем-то внешним по отношению к ней. Действительно, смерть — это главное и неотвратимое событие в жизни человека, его судьба, только она дает по-настоящему глубокий мистический опыт и наполняет смыслом жизнь. «Смерть есть самый глубокий и самый значительный факт жизни, возвышающий самого последнего из смертных над обыденностью и пошлостью жизни. И только факт смерти ставит в глубине вопрос о смысле жизни. Жизнь в этом мире имеет смысл именно потому, что есть смерть...»6. Таким образом, именно в человеческой судьбе, по мнению русского философа, смерть обретает свой единственно подлинный, и даже в некотором роде положительный смысл. Довольно сложно однозначно принять и понять высказывание Николая Бердяева о том, что смерть — это не только наша трагическая судьба, но и надежда человека, особенно если не видеть выстраиваемую им прямую зависимость между такими
Необходимость, лишающая нас свободы, рождается в мире объективированном, вторичном, а сама вечность представляется как бесконечность времени.
понятиями, как творчество, вечность, свобода, и конечностью всего сущего.
В творчестве Николая Бердяева сильное экзистенциальное переживание страха смерти непосредственно связывается с творческой активностью духа и является главным порывом к духовному преображению личности. Невозможно победить страх смерти и обрести подлинную свободу, считает философ, без божественного участия, совместного творения, поэтому человечество нуждается в религиозном откровении. В действительности страх перед смертью превращает человека в раба, поэтому человечество не может быть окончательно свободным, пока не осознает взаимосвязь смерти, творчества и смысла своего существования. Как религиозный мыслитель Николай Бердяев утверждает, что мир имеет божественную природу и творится в вечности. Необходимость, лишающая нас свободы, рождается в мире объективированном, вторичном, а сама вечность представляется как бесконечность времени. Философ последовательно убеждает нас в том, что вечность как перспектива возможна для человека как форма религиозного спасения, и как следствие она обретает нравственное значение. Таким образом, если рассматривать судьбу человека в религиозном ключе, то основная проблема времени состоит в невозможности согласования в нашем сознании смерти и воскресения конкретной личности, с одной стороны, и конца и воскресения всего мира, с другой.
Судьба человеческого существования осуществляется во времени, говорит философ, но и начало и конец выходят за его пределы, это становится понятно в контексте эсхатологической истории, когда конец мира и есть его начало. В результате человек, обретая преображенный и просветленный, творчески свободный мир, должен помнить, что это лишь один из множества возможных миров, в которых продолжается духовный путь человека7. Такое мистическое понимание будущего никак не противоречит современному рациональному восприятию мира, особенно если речь идет о будущем информационного общества.
ДИСКУССИЯ .
журнал научных публикаций
Николай Бердяев, размышляя о времени как трагическом переплетении жизни и смерти, обращает наше внимание на вопрос о его конкретном нравственно-религиозном содержании. Правда, делает он это не совсем в традиционном для отечественного православия понимании, а скорее с опорой на свои глубоко личные мистические переживания. Действительно, смерть связана с пространством и временем, она возможна именно потому, что время бесконечно, а будущее объективированно. Но человек в процессе творчества имеет возможность погружаться в вечность, а следовательно он способен противостоять смерти, возвышаясь над временем. Подобные мысли можно встретить у многих русских мыслителей. Так Е. Н. Трубецкой в работе «Смысл жизни» отмечает, что «сознать течение во времени можно только поднявшись над временем ... самоё время может быть сознано не иначе как в форме вечности»8. Рассуждая далее о парадоксах времени, Николай Бердяев остается верен себе, для него данная проблема не может быть решена рациональной метафизикой, а становится темой человеческой судьбы.
Для человека проблема настоящего и прошлого имеет двойственный характер, так как, с одной стороны, дает ему постоянное ощущение утраты и, как следствие, трагизма бытия, а с другой — наполняет его жизнь глубоким нравственным содержанием. Именно человеческая память дает возможность избирательно сохранять и творчески воспроизводить всё лучшее в нашей прошлой жизни. Однако то, что нас угнетает, тоже перемещается в настоящее, оно заставляет острее переживать реальность и таким образом стано- =
вится важной частью творческого акта. Логично предположить, что нравственное совершенствование лично -сти в результате связано с сохранением в памяти настоящего только того, что способствует ее про- :
светлению и одухотворению.
Действительно, для Николая Бердяева, как и для большинства русских религиозных философов, результат нравственного
Находясь между временем и вечностью, человек делает самый важный выбор в своей жизни - остаться ли ему в мире объективации и необходимости или обрести свою подлинную судьбу, победив смерть.
преображения — это всегда новая личность, существующая в гармонии как с внешним материальным миром, так и с духовной, божественной реальностью. Ощутить подобное перерождение в полной мере можно через акт мистического переживания — это своего рода духовный экстаз, позволяющий личности ощутить свою цельность, что, в свою очередь, невозможно без внутренней осознанной свободы. Мистический взгляд на природу человека предполагает, что такая свобода и есть главное условие для творчества.
Свобода человека как основа его творчества выражается в том, что он может творить новый мир вместе с Богом, давая жизнь только лучшему, оставляя в прошлом пережитые страдания и свое ощущение греховности, подавленности и оторванности от Бога. Николай Бердяев высказывает смелую для человека религиозного мысль о том, что: «Творчество есть ответ человека на призыв Бога. Для дела искупления и спасения можно обойтись без творчества. Но для Царства Божьего творчество человека необходимо»9. В творческом процессе человек способен осуществить свою судьбу и реализовать всю полноту личности во времени, преодолевая его как разрыв и смерть. Эта принадлежность к иному миру проявляет себя в активном творческом акте, позволяющем человеку освободиться от власти времени, поскольку творение есть бесконечный процесс. В словах Николая Бердяева звучит искренняя убежденность в высшем духовном предназначении человека: «Духовная жизнь совершается вне времени, вне пространства, вне материи. . В духовной жизни, в духовном опыте дано внутреннее единство моей судьбы, судьбы мира, судьбы Бога»10.
= В современном обществе, где процветает прагматизм и существует культ потребления, слова Николая Бердяева о творчестве как важнейшем условии человеческой свободы остаются актуальными.
= Находясь между временем и вечностью, человек делает самый важный выбор в своей жизни — остаться ли ему в мире объективации и необходимости или обрести свою подлинную судьбу, победив
смерть. Именно в процессе творчества происходит постепенное движение от времени к вечности. Благодаря этому каждая отдельная личность может стать цельной и осознать единство своего «я», стать соучастником в творении мира и себя, преодолевая в результате конечность своего бытия. ^
Литература
1. Гайденко П. Мистический революционаризм Н.А. Бердяева / Бердяев Н.А. О назначении человека. М.: Республика, 1993. С. 7.
2. Бердяев Н. А. Философия свободного духа. М.: Республика, 1994. С. 283.
3. Бердяев Н.А. О рабстве и свободе человека. Опыт персоналистической метафизики. М.: Республика, 1995. [Электронный ресурс]. URL: http://www.vehi.
net/berdyaev/rabstvo/index.html (дата обращения: 12.02.2014).
4. Там же.
5. Там же.
6. Бердяев Н.А. О назначении человека. М.: Республика, 1993. С. 216.
7. Бердяев Н. А. Истина и откровение. Пролегомены к критике Откровения. [Электронный ресурс]. URL: http://modernlib.ru/books/berdyaev_nikolay_ aleksandrovich/istina_i_otkrovenie_prolegomeni_k_ kritike_otkroveniya/read/ (дата обращения 12.02.2014).
8. Трубецкой Е.Н. Смысл жизни. М.: Республика, 1994. С. 72.
9. Там же.
10. Бердяев Н. А. Экзистенциальная диалектика божественного и человеческого. М.: АСТ: Астрель: По-лиграфиздат, 2011. С. 31.
ETERNITY, TIME AND DESTINY OF HUMAN IN THE PHILOSOPHY OF N. A. BERDYAEV
S. G. Gutova, Candidate of Philosophy, Docent, Culturology, Philosophy and Social Sciences Department Head, Nizhnevartovsk State University, Nizhnevartovsk, Russia,
By the example of creative work by N. A. Berdyaev this article considers the so called eternal questions of philosophy connected with sense and basics of human being. The destiny of human is presented as problem because it has dual and even paradoxical character. On the one hand destiny is implanted in history and submitted to time, but on the other hand it strived for eternity and turned to God. Overcoming of slavery and fear of death for personality it is connected with possibility of its individual rescue, eschatological end of history, fight for liberty, acquisition of personal integrity and way out of objectified boundaries, material world. This work analyzes the crucial for Russian philosophy of Silver Age the term of spirituality, liberty and creativity, presented in Berdyaev's teaching as existential tragedy which defines human's destiny.
Key words: time and eternity, the fear of death, the problem of freedom and creativity, fate, philosophy of existence, Russian philosophy, existential tragedy, religious thinking.
References
1. Berdiaev N.A. O naznachenii cheloveka. [The Destiny of Man]. Moscow, Respublika Publ., 1993. 383 p.
2. Berdiaev N. A. Filosofiia svobodnogo dukha [The philosophy of the spirit]. Moscow, Respublika Publ., 1994. 480 p.
3. Berdiaev N.A. O rabstve i svobode cheloveka. Opyt per-sonalisticheskoi metafiziki [About Slavery and Freedom. Experience personalistic metaphysics]. Available at: http://www.vehi.net/berdyaev/rabstvo/index.html. (accessed 22.02.2014)
4. Berdiaev N.A. O rabstve i svobode cheloveka. Opyt per-sonalisticheskoi metafiziki [About Slavery and Freedom. Experience personalistic metaphysics]. Available at: http://www.vehi.net/berdyaev/rabstvo/index.html. (accessed 22.02.2014)
5. Berdiaev N.A. O rabstve i svobode cheloveka. Opyt per-sonalisticheskoi metafiziki [About Slavery and Freedom. Experience personalistic metaphysics]. Available at:
http://www.vehi.net/berdyaev/rabstvo/index.html. (accessed 22.02.2014)
6. Berdiaev N.A. O naznachenii cheloveka. [The Destiny of Man]. Moscow, Respublika Publ., 1993. 383 p.
7. Berdiaev N. A. Istina i otkrovenie. Prolegomeny k kritike Otkroveniia. [Truth and revelation. Prolegomena to criticism of Revelation]. Available at: http://modernlib.ru/ books/berdyaev_nikolay_aleksandrovich/istina_i_otk-rovenie_prolegomeni_k_kritike_otkroveniya/read/. (accessed 22.02.2014)
8. Trubetskoi E.N. Smysl zhizni [Meaning of life]. Moscow, Respublika Publ., 1994. 432 p.
9. Trubetskoi E.N. Smysl zhizni [Meaning of life]. Moscow, Respublika Publ., 1994. 432 p.
10. Berdiaev N. A. Ekzistentsial'naia dialektika bozhest-vennogo i chelovecheskogo [Existential dialectic of the divine and human]. Moscow, AST: Astrel': Poligrafizdat Publ., 2011. 640 p.