Научная статья на тему 'Смыслы патриотизма в представлениях коренных малочисленных народов Якутии и Чукотки'

Смыслы патриотизма в представлениях коренных малочисленных народов Якутии и Чукотки Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
23
0
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
патриотизм / гражданственность / этническая идентичность / коренные малочис-ленные народы Севера / Республика Саха (Якутия) / Чукотский автономный округ / patriotism / citizenship / ethnic identity / indigenous peoples of the North / Republic of Sakha (Ya-kutia) / Chukotka Autonomous Okrug

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Ольга Валерьевна Васильева

Данная статья является результатом пилотного исследования Института гуманитарных исследований и проблем малочисленных народов Севера Сибирского отделения Российской академии наук по проблемам анализа взаимосвязей проявления этнического феномена и российского патриотизма. В насто-ящее время особенно актуализируются научные задачи, связанные с исследованием проблем укрепления единства многонационального народа России, соотношения гражданственности и этнической принадлежно-сти в сознании людей, уровня межнационального согласия в условиях этнического и языкового разнообразия, изучением связей указанных аспектов с распространением патриотизма в стране. Применение качественных методов исследования, а именно глубинного полуструктурированного интервью, позволило оценить спектр мнений населения относительно указанных вопросов и прояснить, какие факторы оказывают влияние на уро-вень патриотизма в русском обществе, понимаемого как эмоционально переживаемое чувство общности и нравственный принцип, регулирующий поведение жителей страны, в том числе представителей коренных ма-лочисленных народов Севера.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по социологическим наукам , автор научной работы — Ольга Валерьевна Васильева

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The Meanings of Patriotism in the Views of Indigenous Peoples of Yakutia and Chukotka

This article is the result of a pilot study of the Institute for Humanitarian Research and North Indigenous Peoples Problems of the Siberian Branch of the Russian Academy of Sciences on the problems of analyzing the relationship between the manifestation of ethnic phenomenon and Russian patriotism. Currently, sci-entific tasks related to the study of the problems of strengthening the unity of the multinational people of Russia, the correlation between citizenship and ethnicity in people’s consciousness, the level of interethnic harmony in the context of ethnic and linguistic diversity, and the study of the links between these aspects and the spread of patri-otism in the country are particularly relevant. The use of qualitative research methods, namely in-depth semi-struc-tured interviews, allowed us to collect a range of opinions of the population and to clarify what factors influence patriotism as an emotionally experienced sense of community and a moral principle that regulates the behavior of people in the representatives of small indigenous peoples of the North.

Текст научной работы на тему «Смыслы патриотизма в представлениях коренных малочисленных народов Якутии и Чукотки»

Научная статья

УДК 316.752:172.15

https://doi.org/10.24158/tipor.2023.12.7

Смыслы патриотизма в представлениях коренных малочисленных народов Якутии и Чукотки

Ольга Валерьевна Васильева

Институт гуманитарных исследований и проблем малочисленных народов Севера Сибирского отделения Российской академии наук, Якутск, Россия, Ovasileva.igi@mail.ru, https://orcid.org/0000-0001-9992-4163

Аннотация. Данная статья является результатом пилотного исследования Института гуманитарных исследований и проблем малочисленных народов Севера Сибирского отделения Российской академии наук по проблемам анализа взаимосвязей проявления этнического феномена и российского патриотизма. В настоящее время особенно актуализируются научные задачи, связанные с исследованием проблем укрепления единства многонационального народа России, соотношения гражданственности и этнической принадлежности в сознании людей, уровня межнационального согласия в условиях этнического и языкового разнообразия, изучением связей указанных аспектов с распространением патриотизма в стране. Применение качественных методов исследования, а именно глубинного полуструктурированного интервью, позволило оценить спектр мнений населения относительно указанных вопросов и прояснить, какие факторы оказывают влияние на уровень патриотизма в русском обществе, понимаемого как эмоционально переживаемое чувство общности и нравственный принцип, регулирующий поведение жителей страны, в том числе представителей коренных малочисленных народов Севера.

Ключевые слова: патриотизм, гражданственность, этническая идентичность, коренные малочисленные народы Севера, Республика Саха (Якутия), Чукотский автономный округ

Финансирование: статья подготовлена в рамках реализации программы фундаментальных и прикладных научных исследований, связанных с изучением этнокультурного многообразия российского общества и направленных на укрепление общероссийской идентичности 2023-2025 гг. (поручение Президента Российской Федерации № Пр-71 от 16.01.2020 г.), руководитель - акад. РАН В.А. Тишков.

Для цитирования: Васильева О.В. Смыслы патриотизма в представлениях коренных малочисленных народов Якутии и Чукотки // Теория и практика общественного развития. 2023. № 12. С. 70-79. https://doi.org/10.24158/tipor.2023.12.7.

Original article

The Meanings of Patriotism in the Views of Indigenous Peoples of Yakutia and Chukotka

Olga V. Vasilyeva

Institute for Humanitarian Research and North Indigenous Peoples Problems of the Siberian Branch of the Russian Academy of Sciences, Yakutsk, Russia, Ovasileva.igi@mail.ru, https://orcid.org/0000-0001-9992-4163

Abstract. This article is the result of a pilot study of the Institute for Humanitarian Research and North Indigenous Peoples Problems of the Siberian Branch of the Russian Academy of Sciences on the problems of analyzing the relationship between the manifestation of ethnic phenomenon and Russian patriotism. Currently, scientific tasks related to the study of the problems of strengthening the unity of the multinational people of Russia, the correlation between citizenship and ethnicity in people's consciousness, the level of interethnic harmony in the context of ethnic and linguistic diversity, and the study of the links between these aspects and the spread of patriotism in the country are particularly relevant. The use of qualitative research methods, namely in-depth semi-structured interviews, allowed us to collect a range of opinions of the population and to clarify what factors influence patriotism as an emotionally experienced sense of community and a moral principle that regulates the behavior of people in the representatives of small indigenous peoples of the North.

Keywords: patriotism, citizenship, ethnic identity, indigenous peoples of the North, Republic of Sakha (Yakutia), Chukotka Autonomous Okrug

Funding: The article was prepared within the framework of the Program of Fundamental and Applied Scientific research related to the study of the ethnocultural diversity of Russian society and aimed at strengthening the all-Russian identity in 2023-2025 (instruction of the President of the Russian Federation No. Pr-71 dated 01/16/2020), head - acad. RAS V.A. Tishkov.

© Васильева О.В., 2023

For citation: Vasilyeva, O.V. (2023) The Meanings of Patriotism in the Views of Indigenous Peoples of Yakutia and Chukotka. Theory and Practice of Social Development. (12), 70-79. Available from: doi: 10.24158/ti-por.2023.12.7 (In Russian).

Введение. В настоящее время особенно актуализируются научные задачи, связанные с исследованием проблем укрепления единства многонационального народа России, определения соотношения гражданственности и этнической принадлежности в сознании людей, уровня межнационального согласия в условиях этнического и языкового разнообразия населения страны. Такая значимость обусловлена, с одной стороны, большой заинтересованностью органов власти в сохранении этнического многообразия, особенно в национальных регионах, олицетворяющих культурную уникальность России, с другой - желанием сохранить гармоничные взаимоотношения этнических групп. Создано исследовательское направление со специализированной методологией в области изучения потенциала этнической и гражданской идентичностей, ориентированное главным образом на сферу межнациональных отношений. Однако вопрос взаимосвязи патриотизма и этнического феномена пока не получил достаточно глубокого изучения в исследовательской среде. Сегодня в условиях пересмотра общественно-политического устройства мира и активного информационного давления на Россию со стороны недружественных государств эта тема приобретает особую научную и практическую значимость. Ведь в настоящее время даже в открытых зарубежных источниках отмечается, что информационно-психологические атаки в отношении населения России преимущественно направлены на этнические группы с призывом «деколонизировать» государство, активизировать в нем сепаратистские настроения.

В этих условиях задаются новые векторы общественного развития страны, происходит поиск актуальных драйверов, механизмов социального воспроизводства, где патриотизму, являющемуся отражением высокой морали, этических идей и традиционных ценностей, отводится особая роль. В этой связи важно прислушаться к голосам представителей этнических групп, составляющих тело единого народа России. Думается, что понимание особенностей отношения к патриотизму внутри партикулярных этнических сообществ России может дать часть ответов и для интеграции населения новых территорий в единое пространство страны.

Теоретические подходы к проблеме соотношения этнической принадлежности и патриотических чувств. Проблема соотношения этнической идентичности и государственного патриотизма актуализировалась в ХХ в., когда начавшийся процесс деколонизации стран третьего мира, мобилизовавший большие массы населения, повсеместно пробудил их самосознание. Основная проблема при этом состояла в том, как сдержать начавший распространяться среди малых народов вирус микронационализма, поскольку все большее их число стало стремиться отстоять свою национальную самобытность и тем самым получить право на самоопределение (Валлерстайн, 2003: 121). В этом свете проблемы соотношения значимости этнической идентичности и лояльности к тем или иным политическим образованиям, в том числе в виде чувства патриотизма, стали одним из объектов интереса исследователей (Dwyer-Ryan, 2010).

Существует множество трактовок патриотизма и его соотношения с этнической принадлежностью, что свидетельствует о сложности и неоднозначности сущности патриотического дискурса. Так, Б. Андерсон понимает патриотизм как явление, возникающее в ходе формирования государств-наций. Он отмечает, что «нации внушают любовь, часто глубоко самоотверженную любовь» (Anderson, 2006), при этом, не видя в феномене патриотических чувств негатива. В свою очередь М. Биллиг напрямую отождествляет патриотизм и национализм, заявляя, что «патриоты -это всего лишь националисты, которые воспринимают свой собственный национализм как наиболее существенный, полезный и необходимый» (Billig, 1995).

Р. Брубейкер указывает, что патриотизм и национализм - это пересекающиеся и гибкие политические языки, охватывающие способы формирования политических аргументов путем обращения к отечеству, стране, нации (Brubaker, 2004).

Таким образом, так или иначе в исследованиях особое значение придается теме власти и роли государства.

В настоящее время западные ученые уделяют пристальное внимание анализу ситуации в России (Blackburn, 2021). При этом они указывают на значительное пересечение патриотического и этнического дискурса: «Возникновение национализма в России можно понимать с точки зрения этнизации повседневных патриотических практик» (Goode, 2017). Представляется, однако, что суть происходящих в России процессов западными исследователями трактуется несколько искаженно.

Отечественные ученые также уделяют значительное внимание проблеме соотношения этнической идентичности и государственного патриотизма (Магомедова, 2012; Семенова, 2016; Трапш, 2017). В их работах представлен анализ проблемы формирования патриотизма в условиях поликультурной среды в отдельных национальных регионах. Формирование особых чувств

в отношении родины, отождествляемой с государством, рассматривается как важная задача, стоящая перед современной российской властью. Как правило, при этом отмечается, что высокий уровень значимости этнической принадлежности для жителей полиэтнического российского общества в целом не препятствует развитию гражданского патриотизма.

Соотношение гражданской и этнической идентичности в сообществах коренных малочисленных народов Севера было затронуто в исследовательском проекте «Ресурсы идентичности, языка и культуры коренных малочисленных народов Севера Республики Саха (Якутия): современное состояние, локальный и глобальный контекст трансформаций» (Идентичность, язык и культура молодежи коренных народов Севера: итоги исследования в Якутии ..., 2022), который зафиксировал более высокий уровень значимости этнической идентичности для респондентов из числа коренных малочисленных народов Севера, проживающих в Якутии.

Тем не менее тема формирования патриотических чувств коренных малочисленных народов Севера пока не получила освещения в исследованиях отечественных ученых, хотя она, без сомнения, представляет значительный научный интерес. Он определяется в том числе той исследовательской традицией, которая сложилась в отношении коренных малочисленных народов Севера. А именно - укоренившейся в общественном сознании этнографии Сибири, которая построена на антиномии государства и коренных малочисленных народов Севера и связана с дискурсивным утверждением, что представители последних находятся вне временных и пространственных рамок (пределов) государства. Как утверждают исследователи, обитатели северных окраин в научном дискурсе с начала XIX в. представляли собой наиболее последовательно сохраняемые антиподы современного значения российскости (Ссорин-Чайков, 2012). Данное обстоятельство порождает многочисленные вопросы о том, каким образом связаны этническая принадлежность, гражданская идентичность и патриотические чувства у представителей коренных малочисленных народов Севера России. В этой связи интерес представляет исследование сферы патриотических чувств, и смыслов, вкладываемых в них представителями коренных малочисленных народов Севера и позволяющих им ощущать себя частью единого гражданского сообщества России.

Методы. Так как исследование проблемы патриотизма связано с выявлением субъективных эмоционально переживаемых чувств и представлений на индивидуальном уровне, в нашей работе были применены качественные методы исследования, а именно - глубинное полу-струк-турированное интервью.

Настоящая пилотная работа направлена на выявление основных смыслов, закладываемых представителями коренных малочисленных народов Севера в понятие «патриотизм», изучение собственно проявлений патриотических чувств и тех событий в жизни информантов, которые сделали эти чувства наиболее яркими и запомнившимися. В гайде интервью содержалось 11 открытых вопросов, которые подразделялись на части, касающиеся восприятия понятия «Родина», определения его границ, характеристики чувств и ассоциаций, возникающих у информанта; представлений о содержании патриотизма в отношении малой и большой Родины; позиции информанта относительно исследуемого понятия вообще и эмоциональных переживаний, испытываемых в связи с ним в частности. Интервьюер имел возможность задавать уточняющие вопросы. Выборка исследования, в связи с характером метода исследования, а также сутью объекта изучения, была довольно компактной: на была представлена 16 информантами, которые являлись представителями коренных малочисленных народов Севера (эвенков, эвенов, чукчей), проживающих в Республике Саха (Якутия) и в Чукотском автономном округе. Исследование было проведено в августе - сентябре 2023 г. В Республике Саха (Якутия) были опрошены жители с. Хатыстыр и Тяня, в Чукотском автономном округе - с. Уэлен, Провидение, Ламутское, г. Анадырь, г. Певек:

- информант 1 - женщина, чукчанка, 1960 г. р., с. Уэлен Чукотского автономного округа;

- информант 2 - мужчина, чукча, 1991 г. р. пос. Провидение Чукотского автономного округа;

- информант 3 - женщина, смешанная национальность, 1991 г. р., г. Певек Чукотского автономного округа;

- информант 4 - мужчина, эвенк, 1977 г. р., пос. Хатыстыр Республики Саха (Якутия);

- информант 5 - мужчина, чукча, 1991 г. р., с. Уэлен Чукотского автономного округа;

- информант 6 - женщина, эвенкийка, 1991 г. р., с. Хатыстыр Республики Саха (Якутия);

- информант 7 - женщина, 1978 г. р., г. Анадырь Чукотского автономного округа;

- информант 8 - мужчина, эвен, 1973 г. р., с. Ламутское Чукотского автономного округа;

- информант 9 - мужчина, эвенк, 1979 г. р., с. Тяня Олекминского района Республики Саха (Якутия);

- информант 10 - мужчина, эвенк, 1968 г. р., с. Тяня Олекминского района Республики Саха (Якутия);

- информант 11 - женщина, эвенкийка, 1990 г. р., с. Тяня Олекминского района Республики Саха (Якутия);

- информант 12 - мужчина, эвенк, 1966 г. р., с. Тяня Олекминского района Республики Саха (Якутия);

- информант 13 - женщина, эвенкийка, 1980 г. р., с. Тяня Олекминского района Республика Саха (Якутия);

- информант 14 - мужчина, эвенк, 1950 г. р., с. Тяня Олекминского района Республика Саха (Якутия);

- информант 15 - женщина, эвенкийка, 1971 г. р., с. Хатыстыр Республики Саха (Якутия);

- информант 16 - мужчина, эвенк, 2003 г. р. с. Хатыстыр Республики Саха (Якутия).

Тема патриотизма в представлениях коренных малочисленных народов Якутии и

Чукотки. В исследованиях, построенных на использовании количественных методов, - массовых опросах - нет возможности узнать, что люди имеют в виду, говоря о патриотизме. Интервью позволяет ее реализовать, а его результаты репрезентируют представление о спектре мнений и смыслов, которые люди вкладывают в само изучаемое понятие. В ходе реализации нашего исследования, несмотря на небольшую выборку, мы столкнулись с широким спектром мнений. Мы просили информантов дать ключевое определение патриотизма, и, как оказалось, у большей части опрошенных понятие патриотизма связано не только с любовью к Родине, но также с глубоким чувством ответственности.

Информант 1: «Понятие "патриотизм" - это то, что когда ты встаешь со всеми за ценности своего государства, Родины, за свой народ, за будущее наших детей, - вот это вот всё вкупе».

Информант 2: «Патриотизм - это любить свою Родину, страну свою любить. Стараться поступать во благо страны своей».

Информант 7: «Патриотизм - это же что? Это не только воспоминания о 9 мая. Это готовность человека, извините за высокие слова, жизнь отдать за свою Родину, за свой народ, за своих товарищей. Ведь этому людей учить надо».

Информант 8: «Это прежде всего ответственность за свои поступки по отношению к этой земле, на которой ты живешь, по отношению к людям твоей национальности или не твоей национальности, ответственность, которую ты берешь на себя по защите этой страны, по защите культуры, культуры своего народа, культуры вообще государства нашего. Это ответственность».

В указанном контексте надо признать, что современные представители коренных малочисленных народов во многом разделяют общее смысловое ядро изучаемого понятия с другими россиянами. При этом волевой компонент патриотизма в нарративах представителей коренных малочисленных народов Севера выходит на первый план, вытесняя большую часть спектра патриотических переживаний. Связано данное обстоятельство, по всей видимости, и с тем, что в настоящее время в дискурсе активно обсуждается проблема самоопределения граждан России в контексте таких тем, как защита родного дома, края, Отечества. Во всяком случае схожий тренд умонастроений был зафиксирован на общероссийской выборке в рамках исследований, предпринятых Институтом социологии РАН. По результатам их было определено, что в обществе идут активные процессы переосмысления цивилизационной модели, триггером для этого послужила специальная военная операция на Украине (Российское общество и вызовы времени. Книга шестая ..., 2022). Информанты нашего исследования также указывали на значительное влияние на их нынешние взгляды текущих событий.

Информант 3: «У меня самая большая вспышка патриотизма случилась в 2022 году в феврале, когда весь мир начал желать всяких нехороших вещей, всем, кто вот в России живёт. И тут вдруг вот проснулось "А вы там не объелись каши случайно?". И как-то это. вопреки. Патриотизм у меня случился вопреки, потому что мир повернулся, и надо как-то защищаться. Вот тогда у меня что-то проснулось, а до этого у меня всегда трава зеленее была в другом месте».

Информант 15: «Сейчас патриотизм, по-моему, - это главное не быть предателем. Ну, а так, патриотизм должен исходить изнутри человека. Он выражается в любви, уважении - во всем этом».

Информант 11: «Например, в прошлом году была мобилизация. И очень много было добровольцев. У меня очень много знакомых поехало. И я подумала, оказывается, у нас есть патриоты, то есть во время угроз, войн - во времена ВОВ (Великой Отечественной войны) или когда интервенты на нас нападали во время царской власти - Минин, Пожарский, создавались ополчения. очень много людей встали на защиту, я испытываю гордость: Россия может объединиться против одного врага или для защиты своей Родины».

Таким образом, современная геополитическая ситуация и обострение международного давления на страну вызвало волну эмоциональных реакций в обществе, в том числе актуализацию патриотических чувств, хотя ранее они могли быть вовсе не проявляемы субъектом. В научной литературе встречается мнение, что первоисточником любого эмоционального отношения к Родине, в том числе негативного (например, ненависти), всегда является любовь (Малинкин, 1999). Данное утверждение, по всей видимости, имеет под собой определенные основания, поскольку на

вопрос, что может препятствовать формированию патриотических чувств, мы получили довольно эмоционально окрашенные ответы, в которых звучала обида на государство, власть и на некую заброшенность в отношениях с ними.

Информант 15: «Мешают различные сообщения, новости негативные, они оседают в сознании, и ты начинаешь думать, действительно ли так. Может, и такое, что наша обыденная жизнь, ее качество как-то отталкивает от таких позитивных мыслей. Взять, например, нас. Тут дорог нет, старые драги так и лежат. А в центре где-то там все развивается. У нас, хотя бы в Алдане здесь, благоустройства нет до сих пор. Работы мало, зарплата низкая. Даже в Хатыстыре так, нет больницы, клуба. Осознание всего этого тоже воспрепятствует патриотическим чувствам».

Информант 7: «Ну, прошли те времена, прошли безвозвратно, может, и хорошо, что они прошли, когда всё-таки государство над человеком довлело, над личностью. Всё-таки государство и человек должны жить в гармонии друг с другом. И коли человек готов отдать своё здоровье, жизнь за государство, государство тоже должно предпринять немалые усилия для того, чтобы этого человека поддержать, его семью, его близких и так далее. Чтобы это не только слова были, а чтобы это действительно были такие действенные поступки».

Здесь надо отметить, что многие исследования фиксируют: такие понятия, как патриотизм, социальная справедливость и равенство в России входят в число ключевых относительно формирования национальной идеи (Назаров, 2014). Соответственно, они рассматриваются не только как рядоположенные, но и как взаимосвязанные, иными словами, патриотизм в некоторой мере обусловлен тем, насколько в обществе реализована идея социальной справедливости.

Информант 4: «Влияют обстоятельства в стране, каждый день происходит что-то непонятное. Вот даже доходы среднего человека и депутата разнятся в 50 раз, наверное. Вот, осознание таких вещей мешает проявляться патриотическим чувствам».

Информант 3: «По-моему, в первую очередь это [экономическое положение и патриотические чувства] взаимосвязано, особенно в детский период, потому что ты ребенку будешь говорить: "Вот, наша Родина такая хорошая", а ребенок будет недоедать. будет видеть другую картину, то это уже будет карикатурный патриотизм. То есть, в первую очередь, ты должен жить в достатке, тогда ты сможешь любить свою Родину. Твои базовые потребности должны быть перекрыты».

Информант 7: «Вот мне кажется, что это чувство патриотизма вообще мало связано, если вообще не связано, с тем, как мы живем, лучше или хуже. Мне кажется, что чем мы лучше живём, тем мы дальше от этого патриотизма. Потому что, знаете, на весах уже "ага, сколько же я потеряю, блин". "У меня там - извините - на счету, 10 тысяч у.е., а тут вам, здрасьте, патриотизм". Слишком много на кону в у.е. Поэтому тут вот, эх, мне кажется, оно вот не совсем друг с другом бьётся».

В каждом из указанных отрывков интервью угадывается желание жить в обществе, построенном на более справедливом распределении доходов. Данное представление в настоящее время невозможно реализовать без участия государства, поскольку именно оно имеет распределительную функцию. Таким образом, говоря о патриотизме, сложно избежать разговора и о государстве. Возможно, данное обстоятельство и определяет позицию информантов. По этому поводу исследователи пишут, что «"государственничество" - давно знакомая черта российской культуры, которая не исчерпывается политической прагматикой, имеет место и у народов Севера» (Ссорин-Чайков, 2012: 159). В этом контексте особую роль для интерпретации данных интервью приобретают установки традиционного общества, которые были широко распространены среди коренных народов Севера. Как известно, перераспределительные отношения были моральной основой традиционного общества коренных народов Севера и во многом являлись созвучными ценностям советского общества. Формирование патриотических чувств в отношении государства происходит при отождествлении индивидом себя с обществом или страной, и здесь выявились различные представления среди участников исследования. Часть информантов принимает государство и родину в полноте всех ее исторических периодов.

Информант 8: «Мы через историю связаны с этим государством, с нашим государством. Мои предки тоже служили, были, ну, когда вошли в подданство русского царя, всё, они дали ему клятву, всё, мы связаны уже с этим государством, с нашим государством, с империей. И с того времени это вот и пошло, то есть мы связаны уже исторически. Смешались, и культура, через культуру, через менталитет. Вот это связь с государством. То есть, мы уже несём ответственность, все вместе, знаете, такую, коллективную, мы коллективное сознание, что это наше всё».

Другая часть информантов, в особенности старшего возраста, непосредственно заявляла о том, что они связывают свой патриотизм с советским государством.

Информант 1: «Наверное, это ещё с тех времен, когда это понятие нам закладывали во времена моей молодости. Я всё-таки взращена в других реалиях, мы же были самой великой страной. Мы и были ею. Да, мы были действительно таким народом крепким, нас все боялись, но это нас подпитывало. Например, вот этот патриотизм, может, у него какие-то свои понятия в глубине, но вот то, что нам говорили "партия", "правительство", "октябрята", "пионеры", "комсомольцы" - вот, знаете, верилось, и, оказывается, это нужно для общества-то. На самом деле оно сплачивает».

Информант 7: «Я себя считаю человеком патриотичным. И вот это чувство ко мне пришло ещё в детстве, потому что нас так воспитывали. А начиная с постсоветского периода этот момент идеологический был потерян».

Информант 10: «Если вновь будет Советский Союз, то все станут патриотами, если вновь возродится советская идеология, общие ценности солидарности, коллективности. Сейчас все дети растут индивидуально, соответственно, думают только о себе, все вырастают индивидуалистами».

Информант 14: «Раньше (в советское время) все были патриотами, сейчас не так. Есть те, кто не хочет идти в армию, раньше такого совершенно не было. Сейчас все в собственных интересах, все только ради и для себя. Сейчас все на всем готовом, все есть, главное, чтобы были деньги - все можно купить».

При этом подчеркивается такая черта современного общества, как индивидуализм: по мнению информантов, он является чуждым для россиян и противоречит целям государства по взращиванию в молодом поколении патриотизма. Как указывают отечественные исследователи, российское общество перешло в фазу нарастающей индивидуализации еще в советское время, а в настоящем эти процессы ускоряются: «для определенной части населения, особенно молодежи, характерным стал нарциссизм, желание утвердить себя, невзирая на общественную норму ... Примерно половина старшеклассников рассматривает возможность эмиграции из страны. При этом 11,9 % из них намерены по достижении соответствующего возраста и уровня образования покинуть Россию навсегда, обосновавшись в одной из более благополучных, с их точки зрения, стран» (Черныш, 2023: 91). В Якутии таких миграционных намерений не обнаруживалось (Оси-пова, Маклашова, 2014), однако с учетом общего смыслового ядра российского общества рост схожих тенденций может быть делом времени.

Информанты склонны рассматривать обозначенные процессы в контексте отсутствия идеологии, национальной идеи. Здесь надо отметить, что патриотические чувства во многом формируются под влиянием внешних условий в процессе их интернализации. Данный процесс в значительной степени находится под внешним контролем агентов социализации: семьи, школы, общественного окружения, наконец, государства. Именно эти институции условно предлагают набор символов, в которых отображаются характеристики общности, с которой отождествляет себя человек. В настоящее время оценка работы государства по формированию патриотических чувств информантами в основном негативная:

Информант 4: «Патриотизм - это новомодное слово. К патриотизму не нужно призывать, патриотов надо воспитывать, оно должно исходить изнутри человека. А не как сейчас это делают - через призыв и навязывание, сейчас это как-то схоже с маркетингом что ли».

При этом вырисовывается мнение, что заставить с помощью лозунгов и призывов полюбить Родину нельзя, тут должны быть задействованы иные механизмы, которые через усваиваемые ценности, общие эмоции, коллективные идентичности будут превращаться в свободный выбор индивида. В этом отношении патриотизм оказывается глубоко укоренен в человеческой свободе (Малинкин, 1999).

Информант 7: «Для меня патриотизм, понимаете, - это то, что ты понимаешь, что можешь куда-то выехать за рубеж, тебе там будет лучше, а ты остаешься на родине, для меня это тоже патриотизм».

Информант 2: «Наверное, выражается сильный патриотизм, если человек отказывается для себя от некоторых таких вещей в пользу, так сказать, Родины, страны».

Информант 5: «Патриотизм - это гордость за страну, малую, большую Родину. Мне кажется вот именно гордость».

Еще одним важным элементом беседы с информантами стала проблема соотнесения этнической идентичности и патриотизма в контексте государства. Здесь надо отметить, что мнения разделились. Примечательно, что слово «русский» воспринималось опрошенными без этнической окрашенности, скорее, как понятие наднациональное.

Информант 1: «Вот "я русский", вот это вот понятие "русский", да, оно казалось бы сейчас, несколько другой, оттенок, что ли, имеет. Не то, что ты там в седьмом поколении русич, да.. Оно уже наднациональное. Вот это вот понятие оно нас и подпитывает. Ну, опять же, я к этому патриотически отношусь. Хоть там я буду чуванка, самая мелкая народность эскимосов, но я представитель нашей России. Я русская. Да. Вот эти песни, которые сейчас звучат, они вот глубоко вот в унисон моему отношению».

Информант 7: «Мне кажется, то, что было упущено много лет, оно сейчас настолько нашло отклик в людях, вот это "русский-россиянин", то есть народ, общество консолидировалось на теме патриотизма, СВО, внешней вот этой агрессии в виде санкций и так далее».

Однако не все, как оказалось, разделяют мнение о патриотизме как об исключительно гражданском единении, часть информантов высказала мнение, что патриотизм для них этнически окрашен.

Информант 6: «Ну, для меня, например, патриотизм в первую очередь проявляется больше через свой народ, эвенков, нежели через гражданскую позицию. Считаю, что с патриотизмом я столкнулась уже в зрелом возрасте, когда переехала, увидела, как буряты, тувинцы сохраняют и поддерживают свои традиции, как они возвышают свой народ».

Информант 12: «Патриот, как я понимаю, это человек, посвящающий свой труд Родине, это отношение к труду, к оленеводству. Это преданность Родине, я и воспитываю своих внуков, чтобы и они были преданы своей родной земле, в том числе сохраняли культуру и традиции родного народа, традиционную хозяйственную деятельность, оленеводство - то, чему я посвятил свою жизнь и труд».

Информант 16: «Патриотизм - это для меня, когда человек, несмотря на современное развитие, выбирает сохранять традиционный образ жизни (оленеводство)».

Как можно заметить, во многом в этом случае патриотические чувства связаны с тем, чем человек ежедневно занят, что составляет основу его жизни, и тем, за что человек несет определенную ответственность. При этом наиболее ярко запомнившееся первое переживание патриотических чувств также оказывается связано с традиционными видами хозяйствования.

Информант 9: «Впервые ярко пережил патриотические чувства, когда мы с Амурской области в Тяню пригнали оленей, а потом это стадо закрепили за нами. За последующие 5 лет стадо возросло с 230 оленей до свыше 800 оленей. Это было достижение, нам дали Почетную грамоту, или медаль, на уровне республики отметили. В те времена был спад оленеводства в районе, а у нас - рост поголовья в несколько раз. Вот тогда мы ощутили себя патриотами Тяни. Можно сказать, это повлияло на наше самосознание».

Информант 16: «Это был 14-й слет оленеводов в Якутске. Тогда я больше всего возгордился тем, что оленеводы Якутии на высоком уровне показывали свое мастерство, и я подумал, что нас [народы Якутии] ожидает процветание».

Надо отметить, что здесь государственные награды и поощрения играют непосредственную роль в формировании патриотических настроений в отношении Республики. Исследователи, действительно, отмечали, что официальные и почетные советские государственные звания, такие как «Кадровый оленевод» «Победитель социалистического соревнования», обладали некой притягательностью для коренных народов Сибири. Отмечалось, что эвенкам эти звания давались за успех в борьбе с собственной «отсталостью», инаковостью (Ссорин-Чайков, 2012: 172). Представляется, однако, что дело здесь не столько в этом, сколько в поддержке и поощрении труда и жизненной траектории людей, которые формируют представление о встроенности человека в социальную жизнь государства, а также понимание ими своей деятельности как важной государственной задачи.

Размышления. Материалы интервью не только проливают свет на смыслы, ценности и идеи, которые формируют патриотические чувства коренных малочисленных народов северо-востока России. Они приводят нас к более четкому пониманию взаимоотношений государства и общества на его окраинах. Через размышления о патриотических чувствах приходит понимание, что символы и институты государства глубоко вплетены в жизнь сообществ и отдельных людей там, где не всегда ожидаешь. В этом отношении северо-восток страны, считающийся окраиной российского государства, представляется не территорией свободы от него, а одной из составных частей, где формы проявления патриотизма, однако, имеют как общие, так и специфические черты.

Надо отметить, что в словах информантов не наблюдается тенденции рассматривать себя и свои патриотические чувства вне своих представлений о государстве, какие бы эмоции это не вызывало. В этом, по всей видимости, проявляется традиция «государственничества», которую фиксируют многие исследователи (Черныш, 2023: 95). Академик В.А. Тишков писал о лояльности к государству как об одном из важнейших показателей российской идентичности (Тишков, 2023: 38).

Безусловно, человек осмысляет себя в масштабе как повседневной личной жизни (среду его социального бытования здесь формирует семья, близкое окружение, профессиональные группы, локальные территориальные общности), так и отдельной страны или всего мира в целом, когда, например, происходит оценка положения государства в системе международных отношений. Поэтому часть символов и представлений, укорененных в сознании граждан, условно связана с интимным миром человека, с тем, что представители феноменологической социологии, а вслед за ними и Ю. Хабермас, называют «жизненным миром» (Хабермас, 2022). Другая же их часть формируется под влиянием системы социальных отношений и ее центрального элемента - государства. В точке сопряжения этих миров формируется целостная идентичность человека, которая при определенных обстоятельствах может дифференцироваться, в связи с его принадлежностью к какой-либо значи-

мой для него группе, на профессиональную, конфессиональную, этническую и т.д. Этническая идентичность респондентов в нашем исследовании не оказала существенного влияния на формирование отрицательного отношения к общегражданской идентичности. Однако не подтвердился и вывод зарубежных исследователей о том, что возникновение национализма в России можно трактовать с точки зрения этнизации повседневных патриотических практик (Ко№, Blakkisrud, 2016).

Достойны внимания тезисы, которые содержатся в монографии «Воспитание патриотизма в условиях социальных перемен: теоретико-методологические и прикладные основы» (Вырщи-ков, 2007). Идентичность рассматривается при этом как центральное явление самосознания индивида, как относительно устойчивое, тождественное самому себе существование субъекта в системе социальной целостности. При этом идентификация предполагает способность человека к интериоризации - переведению трансцендентного (внешнего) в имманентное (внутреннее) (Вырщиков, 2007: 301). В этом контексте нельзя отрицать значение теории социального конструктивизма, однако при этом следует отметить, что это не простой процесс навязывания элитой идей сверху, а имеющий свои особенности.

Интериоризация некоторых идей, ценностей и поведения происходит как результат действия человеческого мышления. В свою очередь оно учитывает наш опыт. Если ранее считалось, что мышление абстрактно, нематериально и универсально, то в настоящее время когнитивная наука говорит о том, что наше мышление является воплощенным. Это значит, что структуры, организующие человеческую концептуальную систему, имеют своим источником чувственный опыт и осмысляются в его терминах. Ядро нашей концептуальной системы непосредственно основывается на восприятии и практике физического и социального характера. Способность воображения, которая позволяет нам мыслить абстрактно, также является косвенно воплощенной, потому что метафора, метонимия и ментальные образы, которые используются воображением, базируются на опыте и преимущественно чувственном (Лакофф, 2011).

В этом контексте понятным становится представление о Родине, исходя из так называемого патриотизма снизу. Он начинается не с бюрократических директив, а с конкретных дел на местах, с сопереживания людьми тем проблемам, которые их непосредственно касаются (Миронов, 2022). В этом отношении ясно, что следует учитывать и опыт взаимодействия государства и общества, который имеет выраженные отличия от опыта западных колониальных государств. Следовательно, подходы, применяемые к его исследованию и интерпретации должны быть несколько иными.

Заключение. Задача данной статьи состояла в том, чтоб показать содержательное наполнение этнического дискурса патриотизма на северо-востоке России. Исследование позволило проанализировать спектр мнений населения и прояснить содержательное наполнение понятия «патриотизм» как эмоционально переживаемого чувства общности и нравственного принципа, регулирующего поведение людей, в том числе и представителей коренных малочисленных народов Севера. Выявленные мнения помогают понять процессы, происходящие на современном этапе в контексте консолидации российского общества. Исследование зафиксировало, что высокая значимость этнической идентичности, позволяющая сохранять ориентацию на традиционные ценности, сбережение этнического и культурного многообразия России сочетаются с позицией некоего государственничества. Информантами отмечается ценность идеи коллективизма, обеспокоенность индивидуализацией современного общества. Понятие патриотизма содержит различные смысловые компоненты, но доминирующей следует назвать идею ответственности и деятельного участия в развитии населенного пункта, региона, страны.

В настоящее время исследование взаимодействия коренных малочисленных народов Севера с российским государством, в отношении которого испытываются патриотические чувства, часто рассматривают в контексте дискурса колониализма (Ко№, Blakkisrud, 2016). Представляется, что это не совсем верно. Невозможно применять к анализу российской действительности те наработки, которые предложены исследователями колониальных отношений, поскольку здесь мы обнаруживаем иной социальный контекст. В этой связи мы считаем, что именно патриотические чувства могут быть фактором, значимым для снижения эффективности внешнего информационного воздействия на население России, нацеленного на рост этнических конфликтов в ней. В связи с этим предполагаем, что анализ смыслового ядра российского патриотизма среди этнических групп должен сопровождаться оценкой возможных рисков индоктринации идей и концептов дискурса «деколонизации» России.

Список источников:

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Валлерстайн И. После либерализма. М., 2003. 256 с.

Вырщиков А.Н. Воспитание патриотизма в условиях социальных перемен: теоретико-методологические и прикладные основы. М., 2007. 328 а

Идентичность, язык и культура молодежи коренных народов Севера: итоги исследования в Якутии / В.Б. Игнатьева [и др.]. Новосибирск, 2022. 272 с. https://doi.org/10.7868/978-5-02-041506-5.

Лакофф Дж. Женщины, огонь и опасные вещи: что категории языка говорят нам о мышлении. М., 2011. Книга 1: Разум вне машины. 512 с.

Магомедова М.А. Этническая идентичность и патриотизм как факторы сохранения общественно-политической стабильности Республики Дагестан. Махачкала, 2012. 176 с.

Малинкин А.Н. Понятие патриотизма: эссе по социологии знания // Социологический журнал. 1999. № 1-2. С. 87-117. Миронов Д.В. Образ родины и малой родины в контексте формирования целостной гражданской идентичности // Социология в постглобальном мире. СПб., 2022. С. 85-86.

Назаров М.М. К вопросу о политико-идеологических представлениях россиян // Власть. 2014. № 5. С. 65-70. Осипова О.В., Маклашова Е.Г. Молодёжь Арктики: миграционные намерения и социальные ожидания // Journal of Siberian and Far Eastern Studies. 2014. № 10. С. 6-44.

Российское общество и вызовы времени / М.К. Горшков [и др.]. М., 2022. 284 с. https://doi.org/10.55604/9785777708984. Семенова Г.П. Этническая идентичность и общегражданский патриотизм как парадигма воспитания в поликультурной среде современного образовательного учреждения // Проблемы психолого-педагогической работы с молодежью в поликультурной среде современного образовательного учреждения. СПб., 2016. С. 152-156.

Ссорин-Чайков Н.В. Гоббс в Сибири: социальная жизнь государства (из книги «Социальная жизнь государства в Северной Сибири») // Социология власти. 2012. № 4-5. С. 155-187.

Тишков В.А. Нация наций: о подходах к пониманию России. М., 2023. 69 с. https://doi.org/10.33876/978 -5-4211-02991/2023-12/1-69.

Трапш Н.А. Этническая идентичность и государственный патриотизм в Абхазии и на Северном Кавказе: традиционные представления в меняющемся социокультурном контексте // «Родина» как константа культуры. Майкоп, 2017. С. 35-39. Хабермас Ю. Теория коммуникативной деятельности. М., 2022. 880 с.

Черныш М.Ф. Социальные институты как фактор цивилизационной эволюции // Россия реформирующаяся. 2023. № 21. С. 67-97. https://doi.org/10.19181/ezheg.2023.3. Anderson B. Imagined Communities. L., 2006. 240 р. Billig M. Banal Nationalism. L., 1995. 208 p.

Blackburn M. Mainstream Russian Nationalism and the "State-Civilization" Identity: Perspectives from Below // Nationalities Papers. 2021. Vol. 49, iss. 1. Р. 89-107. https://doi.org/10.1017/nps.2020.8.

Brubaker R. Ethnicity Without Groups. Cambridge, 2004. 408 р. https://doi.org/10.4159/9780674258143. Dwyer-Ryan M. Ethnic Patriotism. Boston, 2010. 336 р.

Goode J. Everyday Patriotism and Ethnicity in Today's Russia // Russia Before and After Crimea: Nationalism and Identity. Edinburgh, 2017. P. 258-281. https://doi.org/10.1515/9781474433877-016.

Kolst0 P., Blakkisrud H. The New Russian Nationalism: Imperialism, Ethnicity and Authoritarianism 2000-2015. Edinburgh, 2016. 436 р. https://doi.org/10.3366/edinburgh/9781474410427.001.0001.

References:

Anderson, B. (2006) Imagined Communities. London. 240 р. Billig, M. (1995) Banal Nationalism. London. 208 p.

Blackburn, M. (2021) Mainstream Russian Nationalism and the "State-Civilization" Identity: Perspectives from Below. Nationalities Papers. 49 (1), 89-107. Available from: doi:10.1017/nps.2020.8.

Brubaker, R. (2004) Ethnicity Without Groups. Cambridge. 408 р. Available from: doi:10.4159/9780674258143. Chernysh, M. F. (2023) Social Institutions as a Factor of Civilizational Change. Rossiya reformiruyushchayasya. (21), 67-97. Available from: doi:10.19181/ezheg.2023.3. (In Russian)

Dwyer-Ryan, M. (2010) Ethnic Patriotism. Boston. 336 р.

Goode, J. (2017) Everyday Patriotism and Ethnicity in Today's Russia. In: Russia Before and After Crimea: Nationalism and Identity. Edinburgh, рр. 258-281. Available from: doi:10.1515/9781474433877-016.

Gorshkov, M. K., Tikhonova, N. E., Andreev, A. L., Karavai, A. V., Kolennikova, N. D., Latov, Yu. V., Latova, N. V., Sedova, N. N., Slobodenyuk, E. D., Sushko, P. E., Tyurina, I. O. & Sheregi, F. E. (2022) Rossiiskoe obshchestvo i vyzovy vremeni [Russian society and the challenges of the time]. Moscow. 284 р. Available from: doi:10.55604/9785777708984. (In Russian)

Ignat'eva, V. B., Vasil'eva, O. V., Tomaska, A. G., Maklashova, E. G., Stepanova, Yu. G. & Danilov, I. A. (2022) Identichnost, yazyk i kul'tura molodezhi korennykh narodov Severa: itogi issledovaniya v Yakutii [Identity, language and culture of the youth of the indigenous peoples of the North: the results of a study in Yakutia]. Novosibirsk. 272 р. Available from: doi:10.7868/978-5-02-041506-5. (In Russian) Khabermas, Yu. (2022) Teoriya kommunikativnoi deyatel'nosti [Theory of communicative activity]. Moscow. 880 р. (In Russian) Kolst0, P. & Blakkisrud, H. (2016) The New Russian Nationalism: Imperialism, Ethnicity and Authoritarianism 2000-2015. Edinburgh. 436 р. Available from: doi:10.3366/edinburgh/9781474410427.001.0001.

Lakoff, Dzh. (2011) Zhenshchiny, ogon'i opasnye veshchi: chto kategorii yazyka govoryat nam o myshlenii. Kniga 1: Razum vne mashiny [Women, fire and dangerous things: what categories of language tell us about thinking. Book 1: The Mind outside the machine]. Moscow. 512 р. (In Russian)

Magomedova, M. A. (2012) Etnicheskaya identichnost' i patriotizm kak faktory sokhraneniya obshchestvenno-politicheskoi stabil'nosti Respubliki Dagestan [Ethnic identity and patriotism as factors of preserving the socio-political stability of the Republic of Dagestan]. Makhachkala. 176 р. (In Russian)

Malinkin, A. N. (1999) Ponyatie patriotizma: esse po sotsiologii znaniya [The concept of patriotism: an essay on the sociology of Knowledge]. Sociological Journal. (1-2), 87-117. (In Russian)

Mironov, D. V. (2022) Obraz rodiny i maloi rodiny v kontekste formirovaniya tselostnoi grazhdanskoi identichnosti [The image of the motherland and the small homeland in the context of the formation of an integral civic identity]. In: Sotsiologiya vpostglob-al'nom mire. St. Petersburg, рр. 85-86. (In Russian)

Nazarov, M. M. (2014) K voprosu o politiko-ideologicheskikh predstavleniyakh rossiyan [On the issue of political and ideological representations of Russians]. Vlast'. (5), 65-70. (In Russian)

Semenova, G. P. (2016) Etnicheskaya identichnost' i obshchegrazhdanskii patriotizm kak paradigma vospitaniya v polikul'turnoi srede sovremennogo obrazovatel'nogo uchrezhdeniya [Ethnic identity and civil patriotism as a paradigm of education in the multicultural environment of a modern educational institution]. In: Problemy psikhologo-pedagogicheskoi raboty s molodezh'yu v polikul'turnoi srede sovremennogo obrazovatel'nogo uchrezhdeniya. St. Petersburg, рр. 152-156. (In Russian) Ssorin-Chaikov, N. (2012) Hobbes in Siberia: on the Social Life of the State. Sociology of Power. (4-5), 155-187. (In Russian) Tishkov, V. A. (2023) Natsiya natsii: o podkhodakh k ponimaniyu Rossii [Nation of nations: on approaches to understanding Russia]. Moscow. 69 р. Available from: doi:10.33876/978-5-4211-0299-1/2023-12/1-69. (In Russian)

Trapsh, N. A. (2017) Ethnic Identity and State Patriotism in Abkhazia and the North Caucasus: Traditional Ideas in a Changing Sociocultural Context. In: «Rodina» kak konstanta kul'tury. Maikop, рр. 35-39. (In Russian) Vallerstain, I. (2003) Posle liberalizma [Afterliberalism]. Moscow. 256 p. (In Russian)

Vasilieva, O. V. & Maklashova, E. G. (2014) Youth of the Arctic: Migration Intentions and Social Expectation. Journal of Siberian and Far Eastern Studies. (10), 6-44. (In Russian)

Vyrshchikov, A. N. (2007) Vospitanie patriotizma v usloviyakh sotsial'nykh peremen: teoretiko-metodologicheskie iprikladnye osnovy [Education of patriotism in conditions of social change: theoretical, methodological and applied foundations]. Moscow. 328 р. (In Russian)

Информация об авторе О.В. Васильева - кандидат политических наук, старший научный сотрудник отдела этно-социологии Института гуманитарных исследований и проблем малочисленных народов Севера Сибирского отделения Российской академии наук, Якутск, Россия. https://www.elibrary.ru/author_items.asp?authorid=615523

Конфликт интересов:

автор заявляет об отсутствии конфликта интересов.

Information about the author O.V. Vasil'eva - PhD in Political Science, Senior Research Fellow, Department of Ethnosociol-ogy, Institute for Humanitarian Research and North Indigenous Peoples Problems of the Siberian Branch of the Russian Academy of Sciences, Yakutsk, Russia. https://www.elibrary.ru/author_items.asp?authorid=615523

Conflicts of interests:

The author declares no conflicts of interests.

Статья поступила в редакцию / The article was submitted 02.11.2023; Одобрена после рецензирования / Approved after reviewing 30.11.2023; Принята к публикации / Accepted for publication 26.12.2023.

Автором окончательный вариант рукописи одобрен.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.