Научная статья на тему 'НАЦИОНАЛЬНО-КУЛЬТУРНЫЕ ОБЪЕДИНЕНИЯ РЕСПУБЛИКИ САХА (ЯКУТИЯ) КАК ИНСТИТУТЫ ГРАЖДАНСКОГО ОБЩЕСТВА'

НАЦИОНАЛЬНО-КУЛЬТУРНЫЕ ОБЪЕДИНЕНИЯ РЕСПУБЛИКИ САХА (ЯКУТИЯ) КАК ИНСТИТУТЫ ГРАЖДАНСКОГО ОБЩЕСТВА Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
27
12
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Казачество
ВАК
Ключевые слова
РЕСПУБЛИКА САХА / ЯКУТИЯ / ГРАЖДАНСКОЕ ОБЩЕСТВО / НАЦИОНАЛЬНО-КУЛЬТУРНЫЕ ОБЪЕДИНЕНИЯ / НАЦИОНАЛЬНАЯ КУЛЬТУРА / ОБЫЧАИ / ТРАДИЦИИ / Republic of Sakha / Yakutia / civil society / national cultural associations / national culture / customs / traditions

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Брагина Д.Г., Ноев А.И.

В постсоветский период в многонациональной Республике (Саха) (Якутия) началось активное формирование национально-культурных объединений и общин. В настоящей статье уделяется внимание такой актуальной и мало изученной теме как деятельность национально-культурных объединений в системе гражданского общества. Авторы обращают внимание на проявления общего и особенного в данных объединениях, как самоорганизующихся организациях населения. С этой целью авторы выделяют основные направления деятельности национально-культурных объединений в Якутии. Общественно-политическая активность якутов в 90-е годы ХХ в. проявляется через деятельность национально-этнических движений и объединений как центров объединения якутов вокруг национальной идеи. Деятельность общественной организации русского населения первоначально сводилась к защите социальных, политических и культурных прав, в последующем больше внимания обращается пропаганде историко-культурных традиций русского народа. Авторы обращают внимание также на создание национально-культурных объединений этнографических и социальной групп русского народа. В статье показывается активная деятельность представителей малочисленных народов Севера и их объединений. Украинцы, белорусы, татары и представители других национальностей также создают национальные общины, пропагандирующие национальные традиции и культуры, духовность народов республики, ратующие за восстановление исторической памяти народов, населяющих республику. Авторы статьи отметили зарубежные диаспоры, которые создают и развивают свои общественные национально-культурные объединения. В статье показывается особое положение литовской общины «Гинтарас» (Янтарь), Финского культурного общества г. Якутска, польского общественного объединения «Полония», как потомков ссыльных в Якутии. Статья посвящается созданным в постсоветский период национально-культурным объединениям, многое сделавших для налаживания межнационального диалога и согласия в многонациональной республике, активно участвовавших в формировании и развитии гражданского общества в Якутии.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

NATIONAL-CULTURAL ASSOCIATIONS OF THE REPUBLIC OF SAKHA (YAKUTIA) AS INSTITUTIONS OF CIVIL SOCIETY

In the post-Soviet period, the multinational Republic (Sakha) (Yakutia) began the active formation of national cultural associations and communities. This article focuses on such an urgent and little-studied topic as the activities of national cultural associations in the civil society system. The authors pay attention to the manifestations of the general and special in these associations, as self-organizing organizations of the population. To this end, the authors identify the main activities of national cultural associations in Yakutia. The socio-political activity of the Yakuts in the 90s of the twentieth century is manifested through the activities of national-ethnic movements and associations as centers of unification of the Yakuts around the national idea. Russian Russian public organizations initially focused on the protection of social, political and cultural rights, and later more attention is paid to the promotion of historical and cultural traditions of the Russian people. The authors also pay attention to the creation of national-cultural associations of ethnographic and social groups of the Russian people. The article shows the active activity of representatives of the small peoples of the North and their associations. Ukrainians, Belarusians, Tatars and representatives of other nationalities also create national communities promoting national traditions and cultures, spirituality of the peoples of the republic, advocating for the restoration of the historical memory of the peoples inhabiting the republic. The authors of the article noted foreign diasporas that create and develop their public national and cultural associations. The article shows the special position of the Lithuanian community “Gintaras” (Amber), the Finnish Cultural Society of Yakutsk, the Polish public association “Polonia” as descendants of exiles in Yakutia. The article is devoted to the national-cultural associations created in the post-Soviet period, which did a lot to establish interethnic dialogue and harmony in the multinational republic, actively participated in the formation and development of civil society in Yakutia.

Текст научной работы на тему «НАЦИОНАЛЬНО-КУЛЬТУРНЫЕ ОБЪЕДИНЕНИЯ РЕСПУБЛИКИ САХА (ЯКУТИЯ) КАК ИНСТИТУТЫ ГРАЖДАНСКОГО ОБЩЕСТВА»

Брагина Д.Г.

Доктор исторических наук. Академия наук Республики Саха (Якутия).

Ноев А.И.

Кандидат педагогических наук. Академия наук Республики Саха (Якутия).

Национально-культурные объединения Республики Саха (Якутия) как институты гражданского общества

Введение

В многонациональной Республике (Саха) (Якутия) в начале ХХ1 вв. якуты, её коренное население составляют большинство в общей численности населения республики. На численность якутов не влияет рост и распространение межнациональных браков и семей, так как при выборе своей национальности молодёжь из этих семей предпочитают якутскую национальность [2, с. 82-83]. В Республике Саха (Якутия) в 1995 г., раньше, чем в Российской Федерации была принята Концепция государственной национальной политики, определившая принципы и направления деятельности государственных органов в области национальных отношений. В многонациональной Якутии одной из особенностей формирования гражданского общества является общественная активность её населения, проявляющаяся в создании с 90-х годов ХХ в. национально-культурных объединений, организаций, общин.

К 2000 году насчитывалось более тридцати национально-культурных объединений и общин. Специальное исследование показывает, что, в этот период по рейтингу популярности культурные общины по национальному признаку оказались на втором месте и этому больше способствуют люди среднего и пожилого возраста [7, с. 28, 30].

При всем многообразии национально-культурных объединений основные направления их деятельности сводятся к сохранению, развитию национальной и традиционной культур, популяризации и пропаганде народного творчества, патриотическому воспитанию, привлечению молодежи к участию в работе национально-культурного объединения, сохранению национальной самобытности и духовных ценностей народов, проживающих в Якутии.

Статья посвящена актуальной и мало изученной теме как деятельность национально-культурных объединений в системе гражданского общества [1, 6, 7]. Авторы данной статьи обращают внимание на проявления общего и особенного в данных объединениях, как самоорганизующихся организациях населения. С этой целью авторы выделяют основные направления деятельности национально-культурных объединений в Якутии с целью показать их влияния на формирование и развитие гражданского общества в Республике Саха (Якутия). Авторами поставлена задача, рассмотреть состояние гражданского общества в современной Якутии на примере национально-культурных объединений. При написании работы авторами применены методы полевого исследования с целью сбора первоначального материала, также использовались источники Министерства по внешним связям и делам народов Республики Саха (Якутия).

Основная часть

Общественно-политическая активность якутов в 90-е годы ХХ в. проявляется через деятельность таких национально-этнических движений и объединений как: «Конгресс народа саха», «Саха омук»(Якутский народ), «Саха аймах» (Якутское землячество), «Саха кэскилэ»(Судьба якутов), выступивших как центры объединения якутской интеллигенции вокруг национальной идеи. На муниципальном уровне активно работает национально-культурное объединение «Саха омук» села Тулагино, пригорода столицы Якутска. Основное внимание общества направлено на возрождение национальных обычаев, традиций и культуры, ознакомление с обычаями, традициями и культурой других народов, проживающих в России и т.д.

Сегодня на региональном уровне активно действует общественное объединение якутов «ТeрYт эйгэ» (Родной мир ), созданное в 2015 г., деятельность которого сводится в основном к развитию межнационального сотрудничества среди населения, сохранению и защите самобытности, культуры, языка и традиций народа саха. При объединении создан Молодежный совет, ведущий целенаправленную работу по развитию системы духовно-нравственного воспитания с учетом специфики историко-культурных ценностей, обычаев и традиций не только народа саха, но и народов, проживающих в г. Якутске.

В целом таких же направлений придерживаются и другие на-

■ ционально-культурные объединения. Так, в Мирнинском про-

мышленном многонациональном районе, в котором преобладает русское население работает общественная организация по развитию якутской национальной культуры «Сардана», созданная в 2011 года, действующая на муниципальном уровне. При этой общественной организации создан детский ансамбль хомусистов «Ирелях». В многонациональном, промышленном районе Нерюн-гринском в 2014 г. была зарегистрирована созданная еще в 1985 г. общественная организация «Саха аймах» (Якутское землячество) г. Нерюнгри. Необходимость создания этой организации создатели видели в потребности в общении в привычной этнической среде, осознании необходимости обучения детей родному языку и приобщения их к культуре и истории своего народа. Общество продолжает работать по следующим направлениям: сохранение и пропаганда национальной культуры и традиций, сохранение мира и согласия между народами. В целях патриотического воспитания особое внимание уделяется ветеранам Великой Отечественной войны и труженикам тыла.

Что касается русских в Якутии, то и они в 90-е годы переживали проявления обострения национального самосознания. Так, представители русской национальности стали активнее выражать недовольство формированием руководящего состава министерств, фондов, ведомств без должного учёта национального представительства населения. Они считают, что русскоязычные почти не направляются на учёбу за счёт республиканского бюджета в вузы России, СНГ, дальнего Зарубежья [2, с. 63]. Русское население республики также создаёт национально-культурные объединения. В 1994 г. была создана общественная организация «Русская община Республики Саха (Якутия)», уровень деятельности - региональный. Отделения общины созданы были в городах Нерюнгри и Алдан. Основные направления деятельности сводились к защите и реализации социальных, политических и культурных прав, сохранению самобытной русской культуры и русской духовности, возрождению и сохранению традиций, обычаев, обрядов, пропаганде историко-культурных традиций русского народа. Активное участие члены русской общины принимают в традиционных межнациональных проектах, таких как: «Этно-краса», «Созвездие национальных культур», «Русь величавая», «Мать - хранительница традиций», «Народы поют о маме» и др. При общине создан ансамбль

народной песни «Дружба». | _

В 2012 г. было создано национально-культурное объединение г. Якутска «Русское раздолье» на базе ансамбля русской песни «Раздолье». Члены общественной организации принимают активное участие в организации и проведении традиционных календарных праздников, в межнациональных проектах: «Большая семья», «Женщина. Мать. Хранительница традиций», «Любовь моя - песня якутская»; в межэтнических фестивалях «Калейдоскоп культур», «Родник дружбы», «Родные просторы» и других. С концертными программами пропагандируют русское народное творчество, любовь к своей родине, дружбу между народами. В 2007 году была создана республиканская общественная организация «Потомки государевых ямщиков» с отделениями в ряде районов. Члены этой организации большое внимание уделяют возрождению и сохранению исторического и духовного наследия государевых ямщиков средней Лены. В 2016 г., делая ставку на молодых потомков государевых ямщиков, был создан Молодежный совет этой организации.

Такая этнографическая группа русского населения как русскоу-стьинцы, сформировавшаяся на севере Якутии создали в 2020 году общественную организацию «Русскоустьинцы Республики Саха (Якутия)». Их деятельность направлена на сохранение самобытной культуры, обычаев, верований, языка (диалекта); создание необходимых условий для сохранения культурно-этнографической общности русскоустьинцев и др.

О высокой степени аккультурации русских в Якутии свидетельствует, в частности, возрождение казачества в начале 90-х годов ХХ в. В Якутии казачество можно определить, как социально - этническую группу русского народа. По нашим наблюдениям, через восстановление казачества как социально-этнической группы русского населения, многие из которых имеют вековые кровные связи с якутами, происходит восстановление позитивной этнической идентичности, как русских старожилов, так и лиц национально-смешанного происхождения, а через неё и этнической толерантности. Процесс возрождения якутского казачества можно охарактеризовать как осознание русскими необходимости консолидации по этническому признаку, так и форму их этнической мобилизации. Об этих тенденциях свидетельствует и организация центров русской общины, их стремление восстановить позитивную этническую идентичность. В 2004 -2010 годах Якутским окружным казачьим обществом был создан «Якутский казачий полк», основные направления деятельности которого сводились к становлению и развитию казачества,

■ защите гражданских прав и свобод, чести и достоинства казаков,

участию в разработке единой государственной политики становления и развития российского казачества и др. В течение многих лет общество «Якутский казачий полк» проводит различные социально-значимые мероприятия, фестивали казачьей и ямщицкой песни, научно-познавательные экспедиции по пути казаков-первопроходцев, учебно-полевые сборы для казаков, общественный проект военно-патриотического воспитания «Юнармеец» и т.д.

Интересы представителей малочисленных народов Севера представляют такие объединения, как Ассоциация коренных малочисленных народов Севера РС(Я) (1989), Ассоциация эвенков Республики Саха (Якутия) (1999), Национально-культурная автономия эвенков г. Якутска «Дулин Буга» (Средний мир) (2009), Союз эвенов Республики Саха (Якутия) (1991), Ассоциация долган Республики Саха (Якутия)(1993), Ассоциация чукчей Республики Саха (Якутия) (2004), Ассоциация юкагиров Республики Саха (Якутия) (1989), Благотворительный общественный фонд «фонд возрождения юкагиров «Ярхадана» (2009), Национально-культурная женская организация Республики Саха (Якутия) «Аборигенка»(2006), Молодежный совет Ассоциации коренных малочисленных народов Севера Республики Саха (Якутия) (2016). Национально-культурные объединения малочисленных народов Севера свою основную деятельность видят в представлении интересов коренных малочисленных народов Севера и их представителей в органах государственной власти и местного самоуправления, в промышленных и иных компаниях, научных учреждениях, международных и общественных организациях; участии в разработке нормативно-правовых актов по защите прав, в выработке решений органов государственной власти и органов местного самоуправления, участии в разработке и реализации государственных целевых программ по социально-экономическому развитию коренных малочисленных народов Севера. Активность Ассоциации подтверждается тем, что сегодня ни один правовой акт, затрагивающий интересы малочисленных народов, не принимается без согласования с ними и непосредственного участия. При активном участии Ассоциации были также разработаны и приняты законы РС(Я) «Об оленеводстве», «Об охоте и охотничьем хозяйстве», «О рыболовстве, рыбном хозяйстве и охране биоресурсов», «О кочевом жилье», «О кочевых образовательных учреждениях РС(Я)», «О

национальных административно-территориальных образованиях | _

коренных малочисленных народов Севера», нормы которых каса- ■

ются и защиты прав представителей северных народов.

Якутия в прошлом была местом пребывания ссыльных из числа лиц еврейской национальности, поэтому здесь довольно активна еврейская диаспора. С 1991 года существует Якутское общество еврейской культуры, уделяющая большое внимание возрождению и изучению еврейской культуры, традиций, социальным проблемам и другим.

На промышленных территориях, где проживают украинцы, бе-лоруссы, татары и представители других национальностей также создаются национальные общины, пропагандирующие национальные традиции и культуры, духовность народов республики, ратующие за восстановление исторической памяти народов, населяющих республику. Одной из крупных и активных национально-культурных объединений республики является бурятская община, созданная в 1991 году, а в 2011 году зарегистрированная как общественная организация «Бурятская местная национально-культурная автономия в г. Якутске». Деятельность этого национально-культурного объединения также направлено на содействие сохранению бурятской национальной культуры и языка, реализации и защите конституционных прав и свобод, национального достоинства и т.д. В городе Нерюнгри в 1993 году была также создана местная бурятская национально-культурная автономия. По инициативе бурятской молодежи в 2014 году была создана бурятская молодежная общественная организация «Наран» («Солнце»).

Одним из факторов, имеющих значение для создания общественных организаций, имеет значимость и масштаб личности лидера. Создание объединения граждан, относящих себя к езидам, представляющих представителей кавказской национальности на территории Якутии удалось благодаря активному представителю этого народа. И в 2003 году была создана Езидская община Республики Саха (Якутия), для возрождения, сохранения и развития исторических, культурных и духовных обычаев и традиций ези-дов. Также в 2010 году было создано Культурное общество цыган Республики Саха (Якутия). Это общество, несмотря на свою малочисленность, принимает активное участие в общественно-политической жизни города Якутска и республики. Председатель общества цыган мастер художник Б.С. Гумер-оглы является членом Общественной Палаты г. Якутска, экспертом по малым архитектурным формам Общественной Палаты Республики Саха _

■ (Якутия). Мастер-художник по заказам городской администрации

и Правительства республики оформил множество значимых для Якутии объектов. Культурное общество цыган РС(Я) имеет культурные контакты с обществами цыган других регионов РФ. Деятельность Культурного общества цыган направлена на сохранение и развитие родного языка и культуры, повышение образовательного уровня молодёжи, помощь цыганам в решении социальных вопросов и другое.

С начала 90-х годов XX века по 2016 год в городе Якутске был создан татаро-башкирский культурный центр «Якташ». Продолжая традиции «Якташ», созданный в 2017 году татарский национально-культурный центр «Туган як» (Родной край) вносит свою лепту в укреплении межнационального согласия, устанавливает дружеские связи с обществами татар и башкир других субъектов Российской Федерации. За возрождение и сохранение национальной культуры тувинского народа, выступает и общественная организация Национальная община «Тыва» г. Якутска, созданная в апреле 1993 года, зарегистрированная в 1997 году.

С советских времен в Якутии проживают и укореняются представители народов стран ближнего зарубежья. Зарубежные диаспоры представляют такие общественные национально-культурные объединения: азербайджанская община «Баку» (2008), «Союз армян Республики Саха (Якутия)» (2002), белорусская община «Суродич» (1998), казахская «Алатау» (1994), казахи Мирнинского района «Ата-макен» (Родина)(1995), Ассоциация корейцев г. Якутска создана в ноябре 1989 года, кыргызская диаспора «Манас»(1997), таджикская община «Сомониён» (2000), узбекский центр «Узбекская диаспора» (2008), молдовская диаспора «Кодру» (2014), узбекская община «Ва-тандош» (Соотечественник) (2015), якутское региональное отделение Всероссийской общественной организации «Кыргызский конгресс», украинское землячество «Крыныця» (1990).

Украинское землячество с советских времен укоренилось на якутской земле. Оно уделяет внимание сохранению и популяризации культуры, традиций, языка украинского народа, воспитание подрастающего поколения в духе уважительного отношения к культуре всех народов, проживающих в республике, приобщение молодежи к здоровому образу жизни и оказание помощи землякам и согражданам, оказавшимся в трудных ситуациях. С 2014 года землячеством проводится общественная работа с украинскими беженцами.

| _

Особое место среди национальных объединений занимает литовская община «Гинтарас» (Янтарь) созданная в 1996 году. Членами общины «Гинтарас» являлись 50 человек, в том числе заслуженные артисты РС(Я), заслуженные геологи и геодезисты республики, ветераны труда, врачи и учителя. Это в основном потомки репрессированных литовцев, родиной для которых стала Якутия. Община поддерживает связь с Литовской Республикой. В Литве в местности Румшишкес на территории Республиканского музея истории и этнографии возведена якутская юрта - прообраз юрты. В таких жилищах проживали ссыльные литовцы на берегу Северного Ледовитого океана и ежегодно 14 июня, в День скорби и памяти, у юрты собираются все, чья судьба связала с якутской землей.

Таким же по направлению деятельности является Финское культурное общество г. Якутска (1993). Общество в основном проводит такие мероприятия как увековечивание памяти жертв политических репрессий, участие в проведении митингов, мероприятий, посвященных Всероссийскому Дню памяти жертв политических репрессий, Дню Победы в Великой Отечественной войне, Дню снятия блокады Ленинграда и другие.

Работе по увековечению памяти ссыльных поляков, созданию условий для активного участия граждан польского происхождения в общественной, социально-экономической и культурной жизни республики, возрождению польского языка и культуры, традиций и обычаев, укреплению различных связей поляков, проживающих в Якутии с польскими центрами и обществами РФ, странах СНГ и Польши и другим занимается Польское общественное объединение «Полония» (1995). В 2014 году реализован проект «Установка памятной панели в честь В.Л. Серошевского в Намеком улусе и в честь Э.К. Пекарского в Таттинском улусе РС(Я). Результаты деятельности общества позволяют говорить о формировании представления об истории пребывания и вкладе ссыльных поляков в развитие науки, культуры Якутии.

Национально-культурные объединения и общины являются членами общественного движения «Ассамблеи народов Республики Саха (Якутия)», принявшего на себя функции диалога между властью и обществом, согласование их интересов в целях осуществления стратегии социально-экономического и политического развития республики и ее народов, консолидации многонационального народа Якутии.

■ Заключение

В постсоветский период, за годы своего существования национально-культурные объединения расширили и укрепили связи между народами, проживающими на территории Якутии, приняв участие в построении диалога между национальными объединениями в целях поиска взаимоприемлемых решений в области национально-культурных проблем, проводят большую работу по укреплению национальных культур. Большинство членов общин и объединений являются постоянными жителями Якутии, приехав для работы по профессии, многие здесь создали свои семьи.

Несмотря на различный уровень деятельности региональный или муниципальный основные направления деятельности сводятся к возрождению и сохранению национальных традиций, обычаев, истории и культуры своего народа, изучению родного языка, налаживание связей с исторической родиной и что немаловажно знакомство с культурой других народов, проживающих в Якутии, развитие межнационального общения и согласия. Традиционными культурными мероприятиями становятся организация праздников с участием художественной самодеятельности, конкурсами национальной культуры, организацией делового сотрудничества, круглых столов, конференций и т.д. Отметим также, что лидеры национальных общин все чаще приглашаются в качестве участников и гостей на различные правительственные и общественные мероприятия.

Национально-культурные объединения, как самоорганизующиеся организации населения, создавая условия для реализации творческого и интеллектуального потенциала людей являются важными элементами формирования и развития системы гражданского общества.

Выводы

Созданные в постсоветский период национально-культурные объединения, организации, общины сделали многое для налаживания межнационального диалога и согласия в многонациональной республике. Основные направления работы сводились к восстановлению, сохранению национальных языков, национальной и традиционной культур представителей народов, проживающих в Республике Саха (Якутия), их связей с исторической родиной. Внимание уделяется пропаганде национальной культуры, обычаев

и традиций, сохранению и развитию культурных и духовных цен-| _

ностей. Важным моментом для представителей различных этносов является проведение мероприятий по случаю их религиозных праздников, а также других праздников, сопровождаемые театрализованными представлениями, играми, показом традиционных обрядов. Особое внимание объединениями уделяется семейным праздникам, свадебным, родильным, поминальным обрядам и т.д. Отметим большую работа среди молодежи по ознакомлению с традициями и обычаями народа.

Диаспоры активно принимаюет участие в республиканских и городских культурных мероприятиях, в том числе в фестивалях, конкурсах, акциях, флешмобах и т.д. в содействие укреплению межгосударственных связей в экономической, политической, информационной и культурной сферах, а также укрепления дружбы между народами, действенно оказывается материальная помощь в организации чествования ветеранов войны и тыла в рамках празднования Дня Победы в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг. и других памятных событий, социальная поддержка соотечественникам. Очень важным является, например, в узбекской диаспоре проведение разъяснительной работы в целях предупреждения и пресечения возможных экстремистских акций, массовых беспорядков с участием иностранных граждан.

Среди представителей объединений, общин много талантливых людей, успешно работающих на якутской земле в разных сферах жизни. Каждая община гордится выдающимися представителями своих общин, внесших огромный вклад в развитие Якутии. Это - ветераны войны, тыла, труда, первостроители территориально-промышленных комплексов, руководители предприятий, организаций, предприниматели, ученые и другие.

Таким образом, с 90-х годов ХХ в. рост национального самосознания населения республики выражается не только в этнокультурном взаимодействии созданных ими национально-культурных объединений и ассоциаций, но и в их деятельности в формировании и развитии гражданского общества.

Библиографический список:

1. Белолюбская Г.С. Некоммерческий сектор как основа развития гражданского общества в Российской Федерации в контексте международного опыта: Автореф. дис. на соискание уч. степ.канд. полит. наук.- Якутск, 2010.

2. Брагина Д.Г. Этнические и этнокультурные процессы в Республике Саха (Якутия). - Новосибирск: Наука, 2005. 208 с.

3. Гаждиев К.С. Гражданское общество и правовое государство // Мировая экономика и международные отношения. 1991. № 9 .

4. Дробижева Л.М., Аклаев А.Р., Коротеева В.В., Солдатова Г.У. Демократизация и образы национализма в Российской Федерации 90-х годов. М.: Мысль, 1996. 382 с.

5. Коротеева В.В. Теории национализма в зарубежных социальных науках. М.: 1999. 140 с.

6. Петрушечкин П.В. Социальное государство и гражданское государство в России: практика социально-политического взаимодействия (на материалах Республики Саха (Якутия) Автореф. дис. на соискание уч. степ.канд. полит. наук. -Якутск, 2011.

7. Подойницина И.И. Современное состояние общественных движений в некоторых административных центрах Канады и Республики Саха. - Якутск, 1996. 40 с.

8. Резник Ю.М. Гражданское общество как понятие // Социально-гуманитарные знания. 2002. №2.

9. Социальное неравенство этнических групп: представления и реальность: монография [Авт. проекта и отв. ред. Л.М. Дробижева]. М.: Academia, 2002. 480 с.

10. Якутия - наш общий дом: очерки истории народов Республики Саха (Якутия). -Якутск, 2012. 232 с.

References

1. Belolyubskaya G.S. The non-profit sector as the basis for the development of civil society in the Russian Federation in the context of international experience: Abstract of the thesis. dis. for an apprenticeship degree cand. polit. Sciences. - Yakutsk, 2010.

2. Bragina D.G. Ethnic and ethno-cultural processes in the Republic of Sakha (Yakutia). -Novosibirsk: Nauka, 2005. 208 p.

3. Gazhdiev K.S. Civil society and the rule of law // Mirovaya ekonomika i mezhdunarod-nye otnosheniya. 1991. № 9.

4. Drobizheva L.M., Aklaev A.R., Koroteeva V.V., Soldatova G.U. Democratization and images of nationalism in the Russian Federation in the 1990s. M.: Thought, 1996. 382 p.

5. Koroteeva V.V. Theories of nationalism in foreign social sciences. M.: 1999. 140 p.

6. Petrushechkin P.V. Welfare state and civil state in Russia: the practice of socio-political interaction (based on the materials of the Republic of Sakha (Yakutia) Abstract of the thesis for the academic degree of candidate of political sciences. -Yakutsk, 2011.

7. Podoinitsina I.I. The current state of social movements in some administrative centers of Canada and the Republic of Sakha. - Yakutsk, 1996. 40 p.

8. Reznik Yu.M. Civil society as a concept // Social and humanitarian knowledge. 2002.

№ 2.

9. Social inequality of ethnic groups: ideas and reality: monograph [Aut. project and resp. ed. L.M. Drobizhev]. M.: Academia, 2002. 480 p.

10. Yakutia is our common home: essays on the history of the peoples of the Republic of Sakha (Yakutia). - Yakutsk, 2012. 232 p.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.