Научная статья на тему 'СМЫСЛЫ И ЦЕННОСТИ ПОЛЬЗОВАТЕЛЕЙ СОЦСЕТЕЙ'

СМЫСЛЫ И ЦЕННОСТИ ПОЛЬЗОВАТЕЛЕЙ СОЦСЕТЕЙ Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
264
47
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ценности / смысл / смысл жизни / ценностная ориентация / пользователи соцсетей / соцсети / вопросы / размышления / мировоззрение

Аннотация научной статьи по философии, этике, религиоведению, автор научной работы — Власова Тамара Александровна

Работа посвящена изучению ценностных ориентаций пользователей соцсетей. Основана на анализе методики Милтона Рокича «Ценностные ориентации». Также затрагиваются вопросы смысла жизни, деятельности. И того, как ценности влияют не только на наше мышление, но и на поведение. На то, как именно и из чего мы плетем собственное мироощущение и мировоззрение.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «СМЫСЛЫ И ЦЕННОСТИ ПОЛЬЗОВАТЕЛЕЙ СОЦСЕТЕЙ»

Попова, Н.В. Кисельникова-М.: ФГБНУ «Психологический институт РАО», 2021, С. 221-225-200

2. Попова Т.А. Научно-образовательный проект: исследование экзистенциальных данностей артлогометодами. Психологические проблемы личности и общества в условиях эпидемиологической угрозы. Сборник статей Всероссийской конференции с международным участием. Москва, Изд-во ФГБОУ ВО «Российский государственный университет им. А.Н. Косыгина (Технологии.Дизайн. Искусство»), с.203 - 213, 2021.

3. Франкл В. Воля к смыслу. М. Альпина, 2018, 228 с.

4. Франкл В. Логотерапия и экзистенциальный анализ. Статьи и лекции. Альпина, 2018, 515 с.

УДК: 159.923.2

СМЫСЛЫ И ЦЕННОСТИ ПОЛЬЗОВАТЕЛЕЙ СОЦСЕТЕЙ

Власова Тамара Александровна Психолог-консультант. Частная практика. г. Щелково, Московская область.

Аннотация

Работа посвящена изучению ценностных ориентаций пользователей соцсетей. Основана на анализе методики Милтона Рокича «Ценностные ориентации». Также затрагиваются вопросы смысла жизни, деятельности. И того, как ценности влияют не только на наше мышление, но и на поведение. На то, как именно и из чего мы плетем собственное мироощущение и мировоззрение.

Ключевые слова: ценности, смысл, смысл жизни, ценностная ориентация, пользователи соцсетей, соцсети, вопросы, размышления, мировоззрение

MEANINGS AND VALUES OF SOCIAL NETWORKS USERS

Vlasova Tamara Alexandrovna. Psychologist-consultant. Private practice. G. Shchelkovo, Moscow region. Abstract

The work is devoted to the study of the value orientations of social network users. Based on the analysis of Milton Rokeach's "Value Orientations" methodology. Questions of the meaning of life and activity are also touched upon. And how values affect not only our thinking, but also our behavior. On exactly how and from what we weave our own worldview.

Keywords: values, meaning, meaning of life, value orientation, social network users, social networks, questions, reflections, worldview

Меня всегда интересовала тема смысла жизни. Еще с подросткового возраста, когда это выглядело больше как депрессивные эпизоды... Сейчас же, познакомившись с трудами Виктора Франкла, Ирвина Ялома, Карла Роджерса - стало еще интереснее задать этот вопрос не только себе, но и окружающим людям, и узнать, в чем же они находят для себя смысл жизни и какие у них ценности.

Вопросы, которые роились и роятся в моей голове, очень созвучны с тем, о чем писал в своей книге Ирвин Ялом: «Мы сами структурируем свою вселенную; каждый из нас фундаментально одинок в равнодушном мире; какой же тогда смысл в нашем существовании? Почему мы живем? Как нам жить? Если ничто изначально не предначертано значит, каждый из нас должен сам творить свой жизненный замысел. Но

может ли это собственное творение быть достаточно прочным, чтобы выдержать нашу жизнь?» [6]

Ходить и спрашивать об этом на улице - возможно, и можно, но, видимо, требует какой-то большей социальной смелости, возможно, даже граничащей с развязностью. Чего у меня нет. Поэтому наиболее логичным показалось сделать это в виде исследования, например, в рамках выпускной квалификационной работы, что и было сделано. И часть из этого исследования мне бы хотелось представить здесь не только в виде данных, но и собственных размышлений на этот счет.

Из того, что на данный момент удалось прочитать, понятно одно, что единого понимания - в чем он, смысл жизни, нет. Большое значение имеют ценности человека, так как именно из них, как из нитей можно соткать собственный смысл, который и будет направлять человека, влиять на него, его окружение, и наоборот.

Поэтому тема моей работы связана не только с ценностями, но и с такими психологическими феноменами как самоактуализация, личностная зрелость и тревожность. Долго размышляя, в каком именно разрезе все это можно изучить, я остановилась на... пользователям соцсетей. Потому что в наше время социальные сети - это не просто место, где можно пообщаться с друзьями и знакомыми. Это целая арена новой жизни, где есть свои законы, смыслы. И люди, которые пользуются соцсетями - не абстрактные персонажи из фантастических фильмов или книг. А реальные люди, мы с вами. И у каждого человека есть свои ценности и смыслы, о чем подробнее и будет рассказано в этой работе.

Да и мне самой это понятно, потому что я провожу немало времени в соцсетях, общаясь со знакомыми, коллегами, в поиске клиентов, партнеров и т.д. И это очень заметно и видно, зачем и как человек ведет свои соцсети. Если на уме только количество подписчиков и лайки, то чаще всего здесь мы сталкиваемся с феноменом общества потребления, который красочно описал Эрих Фромм в своей книге «Искусство любить».[5].

Исследователь отмечает, что для современного общества наиболее характерны идеи неограниченного потребления и взаимовыгодного обмена, что накладывает свой весомый отпечаток и на представления об отношениях между людьми. Ценность объекта любви, а в нашем случае, объект - это тот человек, которому мы предлагаем свои товары или услуги при помощи соцсетей - определяется по его социальной привлекательности подобно тому, как упаковка указывает на значительность товара.

«Счастье современного человека заключается в трепетном разглядывании витрин и в приобретении всего, что он может себе позволить, - за наличные или в рассрочку. Он (или она) так же смотрит и на людей». [5]

То есть, с одной стороны, можно относиться к пользователям соцсетей как к объектам потребления и тем, кому можно продать свой товар и услугу. С другой стороны, ты и сам себя начинаешь оценивать как некий товар: насколько красиво у тебя «упакован» аккаунт, как часто ты пишешь посты и публикуешь сторис, красивые ли у тебя фотографии и, в целом, эстетично ли выстроен визуал? При этом истинная суть человека, в принципе, не показывается, либо показывается частично.

Есть и другие аккаунты, где людям, в целом, наплевать на количество, цифры, и они не относятся к другим как к дойной корове. А искренне делятся своими знаниями, идеями, мыслями. И себя не позиционируют как товар - привлекательный и в особой обертке, будто конфета, от сладости которой выворачивает наизнанку. Которую надо продать подороже при помощи воронки продаж или других манипулятивных инструментов.

Почему так происходит? Опять же, вопрос ценностей каждого отдельного человека.

Среднестатистический пользователь соцсетей проводит на этих платформах 2 часа 25 минут каждый день, то есть примерно один день в неделю, за вычетом времени на сон. При сохранении такого темпа к концу 2021 года все пользователи в мире проведут в соцсетях в общей сложности 3,7 триллиона часов, что эквивалентно более 420 миллионам лет совокупного человеческого существования [7].

Социальные сети давно и плотно интегрированы в среду каждодневных социальных интеракций и активно используются в качестве основного средства связи с другими. [1] Высокая популярность соцсетей и вовлеченность в них людей не только в России, но и во всем мире объясняется тем, что здесь можно найти большое разнообразие инструментов: и для общения, и для профессиональной и личностной самореализации. Форматы возможного самовыражения таковы:

- Тексты (посты, статьи, комментарии);

- Аудио (музыка, подкасты, собственные музыкальные или словесные произведени, записанные в этом формате);

- Видео (stories, клипы, прямые эфиры и т.д.).

И вот здесь возникает главный вопрос - если так много инструментов и возможностей, может ли каждый человек в соцсетях в итоге реализовать свои ключевые ценности? И если да, то как, и о каких именно ценностях идет речь? Если обратиться, например, к экзистенциальному анализу, то, за что ответствен человек, — это и есть осуществление смысла и реализация его ценностей [4].

Эти и другие вопросы я задала в рамках проведения эмпирического исследования для своей выпускной квалификационной работы - испытуемым. На данный момент несколько опросников для этой работы прошел 61 человек, и ниже я бы хотела привести некоторые результаты.

В опросе приняли участие, в основном, женщины (92%)в возрасте от 30 до 35 лет -36,1% из крупных городов. С высшим или несколькими высшими образованиями. Большинство состоит в браке - 70,5 %.

Чаще всего люди используют такие соцсети:

- Instagram (на данный момент запрещенная в РФ, но когда я проводила исследование, ей еще можно было пользоваться) - 98,4%

- Facebook (на данный момент запрещенная в РФ) - 42, 6%

- TikTok - 13,1%

- Clubhouse и Telegramm - по 4,9%

- Pinterest, YouTube, Linkedin - по 1,6%

На вопрос - для чего вы используете соцсети, ответы распределились следующим образом:

- В образовательных целях - 72,1%

- Общаюсь с людьми на личные цели - 62,3%

- Узнать новости - 60,7%

- Общаюсь с людьми на профессиональные темы - 55,7%

- Для работы (поиск клиентов) - 52,5%

- Реализация творческого потенциала - 36,1%.

Подобрать методики для такого сложного вопроса как смысл жизни или ценности -задача, конечно, неблагодарная. Как писал в одной из фонографической записи Карл Роджерс: «...Если бы была какая-то вселенская шкала, некий мировой абсолют, сравнимый лишь с безапелляционной верой в Бога, понимаете... тогда бы я нашел философские доказательства того, что один набор ценностей определенно лучше другого. Но я знаю, что, к сожалению, таких философских доказательств нет, по крайней мере я не сталкивался с ними. Мы никогда не сможем обосновать выбор ценностей, мы лишь вынуждены принимать их. Я думаю, как философ вы должны со мной согласиться» [2].

Поэтому, ни в коем случае, не претендуя на истину, но с тем, чтобы хотя бы попытаться осмыслить этот сложный материал, была выбрана одна из методик -«Ценностные ориентации» (М. Рокич) [3].

Немного о системе и методике Милтона Рокича. Природа человеческих ценностей включает в себя ограниченное число этих самых ценностей, каждая из которых является достоянием человека. Всем людям присущи одни и те же ценности, хотя их проявленность

имеет различную степень. Истоки ценностей можно увидеть в культуре, личности, обществе и его институтах. Их влияние невозможно не заметить, так как оно прослеживается во всех социальных феноменах.

Система ценностных ориентации дает возможность увидеть содержательную сторону направленности личности. И определить отношение:

• К самому себе;

• К другим;

• К окружающему миру, в целом.

То есть, с помощью методики «Ценностных ориентаций» мы можем примерно предположить, какое у человека мировоззрение, что составляет философию его жизни.

М. Рокич предложил простую методику изучения ценностных ориентаций, которая основана на прямом ранжировании списка ценностей, которых всего 36. Классы ценностей можно разделить на 2 категории.

1. Первая часть включает в себя терминальные ценности, суть которых в том, что конечная цель индивидуального существования человека состоит в том, чтобы к ней стремиться. Это ценности-цели.

2. Вторая часть состоит из инструментальных ценностей, то есть некие убеждения, что определенный образ действий или свойство личности -предпочтительнее в той или иной ситуации. Это ценности-средства.

Ценности-цели имеют следующую иерархию (на первом месте наиболее важная ценность для испытуемых, на последнем - соответственно, наименее):

1. Здоровье (физическое и психическое);

2. Счастливая семейная жизнь;

3. Познание (возможность расширения своего образования, кругозора, общейкультуры, интеллектуальное развитие);

4. Любовь (духовная ифизическая близость с любимымч еловеком);

5. Активная деятельная жизнь (полнота и эмоциональная насыщенность жизни);

6. Свобода (самостоятельность, независимость в суждениях и поступках);

7. Интереснаяр абота;

8. Наличие хороших и верных друзей;

9. Материально обеспеченная жизнь (отсутствие материальных затруднений);

10. Уверенность в себе (внутренняя гармония, свобода от внутренних противоречий, сомнений);

11. Продуктивная жизнь (максимально полное использование своих возможностей, или способностей);

12. Развитие (работа над собой, постоянное физическое и духовное совершенствование);

13. Жизненная мудрость (зрелость суждений и здравый смысл, достигаемые жизненным опытом);

14. Общественное призвание (уважение окружающих, коллектива, товарищей по работе);

15. Творчество (возможность творческой деятельности);

16. Счастье других (благосостояние, развитие и совершенствование других людей, всего народа, человечества в целом);

17. Красота природы и искусства (переживание прекрасного в природе и в искусстве);

18. Развлечения (приятное, необременительное времяпрепровождение, отсутствие обязанностей).

Ценности-средства распределились следующим образом:

1. Честность (правдивость, искренность);

2. Независимость (способность действовать самостоятельно, решительно);

3. Терпимость (к взглядам и мнениям других, умение прощать другим их ошибки и заблуждения);

4. Ответственность (чувство долга, умение держать свое слово);

5. Образованность (широта знаний, высокая общая культура);

6. Жизнерадостность (чувство юмора);

7. Широта взглядов (умение понять чужую точку зрения, уважать иные вкусы, обычаи, привычки);

8. Чуткость (заботливость);

9. Твердая воля (умение настоять на своем, не отступать перед трудностями);

10. Эффективность в делах (трудолюбие, продуктивность в работе);

11. Рационализм (умение здраво и логично мыслить, принимать обдуманные, рациональные решения);

12. Самоконтроль (сдержанность, самодисциплина);

13. Смелость в отстаиваниях своего мнения, взглядов;

14. Воспитанность (хорошие манеры);

15. Исполнительность;

16. Аккуратность (чистоплотность), умение содержать в порядке вещи, порядок в

делах;

17. Высокие запросы (высокие требования к жизни и высокие притязания);

18. Непримиримость к недостаткам в себе и других.

Таким образом, мы видим, что для людей (во всяком случае, для тех, кто прошел данную методику в рамках исследования для моей выпускной квалификационной работы), которые пользуются соцсетями, на первом месте стоит психическое и физическое здоровье, правдивость и честность. Наименее важными являются развлечения, отсутствие обязанностей и непримиримость к недостаткам в себе и других.

Большую роль также играют познание, активная жизненная позиция, свобода, интересная работа, если говорить о терминальных ценностях. А также независимость, широта взглядов, твердая воля, если мы говорим об инструментальных ценностях.

Также я хочу поделиться обратной связью от тех людей, которые прошли эту методику. Многие говорили, что это было не так уж и просто - распределить ценности. Хотя, казалось бы, просто проставить цифры от 1 до 18. Но дело в том, что определение ценностей человека, скорее всего, в разные этапы жизни, происходит иначе. И то, что было важно, например, в подростковом возрасте, в зрелом будет иметь совсем другое значение. Комментарий от одной из участниц: «Год назад я ответила бы точно по-другому!»

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Еще несколько человек высказали мнение, что, несмотря на сложности, при этом было очень интересно. Так как даже для себя можно определить, что более ценно. И ведь определение той или иной ценности важно не только с точки зрения мышления, каких-то когнитивных процессов, но ведь это напрямую влияет на поведение. А через поведение человек может самовыражаться, выстраивать собственный жизненный путь.

В случае с соцсетями это самовыражение может происходить при помощи тех инструментов, которые нам дают разработчики данных платформ. Но ведь эти же ценности реализуются и в других сферах жизни. И если для человека важнее всего, например, физическое или психическое здоровье, как это получилось в нашем исследовании, значит, если встанет вопрос, к примеру, что критичнее - поработать сегодня или переключиться на что-то, что даст тебе внутренний ресурс и силы, выбор очевиден.

И если есть это самое здоровье, тогда можно реализовывать и все остальные ценности, которые опять же, переплетаются между собой дивным образом, образуя в итоге единый организм нашего мировосприятия и мировоззрения.

Как писал об этом Виктор Франкл: «Человек решает за себя; любое решение есть решение за себя, а решение за себя — всегда формирование себя. В тот момент, когда я формирую свою судьбу, я как личность формирую характер, которым я обладаю. В

результате формируется личность, которой я становлюсь. Что же это, однако, означает, как не то, что я не только поступаю в соответствии с тем, что я есть, но и становлюсь в соответствии с тем, как я поступаю» [4].

Литература

1. Богомолова, Е.И. Личностная идентичность в условиях виртуализации бытия / Е.И.Богомолова // Человек. Сообщество. Управление. 2014. No2.

2. Роджерс К. Р. Консультирование и психотерапия. - 2006.

3. Рокич М. Методика «ценностные ориентации» //Большая энциклопедия психологических тестов. М.: ЭКСМО. - 2009. - С. 26.

4. Франкл В. Человек в поисках смысла //М.: прогресс. - 1990. - Т. 368. - С. 21.

5. Фромм Э. Искусство любить. М., 1990.

6. Ялом И. Экзистенциальная психотерапия. - 1999.

7. https://www.web-canape.ru/business/vsya-statistika-interneta-i-socsetei-na-2021-god-cifry-i-trendy-v-mire-i-v-rossii/

УДК 159.923

ОТНОШЕНИЕ К ТЕЛЕСНОСТИ СКВОЗЬ ПРИЗМУ СОЦИОКУЛЬТУРНЫХ

ЦЕННОСТЕЙ

Моченова Маргарита Юрьевна-магистрант дневного отделения Московского педагогического государственного университета, Москва, e-mailDelianny@bk.ru

Аннотация

В статье рассмотрено смысловое наполнение понятия телесность. Выделены внутриличностные и социальные предпосылки становления отношения к собственной телесности, исходя из которых был рассмотрен социокультурный и ценностный аспект, влияющий на формирование отношения к телесности.

Ключевые слова: телесность, тело, ценности, социокультурное пространство

ATTITUDES TOWARD CORPOREALITY THROUGH THE PRISM OF SOCIO-CULTURAL VALUES

Mochenova Margarita Yurevna-student MPGU, Moscow, e-mail Delianny@bk.ru

Abstract

The article considers the meaning of the concept of corporeality. There are allocated intrapersonal and social preconditions of formation of attitude to own corporeality. The author describes influence of socio-cultural factors and the valueson the formation of attitude toward corporeality.

Keywords: corporeality, body, values, socio-cultural environment

В наши дни люди большое значение придают отношению к собственному телу и телесности в целом.

Понятие «телесность» было включено в словари в начале XX века: первым, кто дал толкование термину, был русско-польский лингвист И. А. Бодуэн де Куртенэ. В дальнейшем этому понятию уделили внимание Д. Н. Ушаков и С. И. Ожегов при оставлении своих словарей. С. И. Ожеговым дается следующее толкование прилагательного «телесный» «...причинённый телу, организму, физический, земной, материальный, в противоположность духовному», а «телесность» сопоставлялась с

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.