Научная статья на тему 'Моделирование личности - от ценностной ориентации к человеческому "я"'

Моделирование личности - от ценностной ориентации к человеческому "я" Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
288
45
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПСИХОАНАЛИЗ / ЭКЗИСТЕНЦИАЛЬНАЯ ПСИХОЛОГИЯ / ГУМАНИСТИЧЕСКАЯ ПСИХОЛОГИЯ / ЦЕННОСТНЫЕ ОРИЕНТАЦИИ / ЛИЧНОСТЬ / БЫТИЕ И СОЗНАНИЕ / СМЫСЛ СУЩЕСТВОВАНИЯ / PSYCHOANALYSIS / EXISTENTIAL PSYCHOLOGY / HUMANISTIC PSYCHOLOGY / VALUE ORIENTATIONS / PERSONALITY / BEING AND CONSCIOUSNESS / THE MEANING OF EXISTENCE

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Кокоева Разита Тембулатовна

В статье рассматриваются ценностные ориентации в классических психологических парадигмах 20 века, которые заложили базисную основу глубинного понимания личности человека. Современные исследования ценностей преломляется через концептуальные положения выдающихся психоаналитиков и психотерапевтов, заложивших фундаментальную идею в исследовании природы человека, человеческого существования, соотнесения бытия и сознания. Автором представлен обзор научных дискуссий указанного периода от ценностей личности до высшей самоактуализирующей позиции личности, мотивирующей ее смыслообразующее начало и экзистенциальную реализацию. Ценностные ориентации представляют собой феномены психической деятельности человека, ее структурную содержательно-смысловую особенность, проявляющуюся в поведении. Существование, проживание жизни, как постулируют экзистенциалисты, анализируется ими в особых состояниях сознания, в пограничных ситуациях, в тяжелых ситуациях, когда человек проживает свои внутренние экзистенции страх, тревогу, беспокойство, свободу, выбор, ответственность, одиночество, любовь. Эмоционально прорабатывая эти состояния, человек обретает свою аутентичность, новое ощущение жизни как целостности, цельности, концентрируясь на главном, отбрасывая несущественное. Ядро ценностных предпочтений заключается в возможности и способности человека самому сделать выбор, быть ответственным за него и в конечном итоге конструировать свой жизненный замысел, чтобы реализовать его в «здесь-и-сейчас»-ситуации. Смысл жизни обозначается личностью в определенный пространственно-временной момент бытия. Автором статьи определено, что ценностная структура личности это сложный социальный феномен культуры, детерминированный внутренней основой взаимоотношений личности с социальным окружением, характеризующий направленность человека, которая определяет соотнесенность отношения личности к самому себе, обществу, подтверждающий статус психически и социально адаптированной зрелой личности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Personality modeling -from value orientation to the human ”1”

The article discusses the value orientations in the classical psychological paradigms of the 20th century, which laid the basic foundation for a deep understanding of a person's personality. The modern reading of values is refracted through the theories of outstanding psychoanalysts and psychotherapists, who laid a solid foundation in the study of human nature, human existence, consciousness and being. The author has reviewed the scientific discussions of this period from the values of the individual to the highest self-actualizing position of the individual, motivating its meaning-forming beginning and existential realization. Value orientations are phenomena of human mental activity, its structural content-semantic feature, manifested in behavior. Values acquire a special sound when it is associated with the person himself as a person. It is man himself who represents the highest value, the undeniable wealth of the universe. Existence, living, as postulated by existentialists, in special states of consciousness, in border situations, in difficult situations, when a person lives his own inner existence fear, anxiety, anxiety, freedom, choice, responsibility, loneliness, love. Emotionally working through these states, a person acquires his authenticity, a new sensation of life as integrity, wholeness, discarding the insignificant. The core of value preferences lies in the ability and ability of a person to make a choice, to be responsible for him and ultimately design his life plan in order to realize it in the future. The meaning of life is designated by a certain person at a certain space-time moment of being. And the life of each individual person is unique, unique, has its own purpose, its meaning, requiring a complete internal and external realization.

Текст научной работы на тему «Моделирование личности - от ценностной ориентации к человеческому "я"»

Интернет-журнал «Мир науки» / World of Science. Pedagogy and psychology https://mir-nauki.com

2018, №6, Том 6 / 2018, No 6, Vol 6 https ://mir-nauki. co m/issue-6-2018.html

URL статьи: https://mir-nauki.com/PDF/09PSMN618.pdf

Статья поступила в редакцию 24.10.2018; опубликована 13.12.2018

Ссылка для цитирования этой статьи:

Кокоева Р.Т. Моделирование личности - от ценностной ориентации к человеческому «Я» // Интернет-журнал «Мир науки», 2018 №6, https://mir-nauki.com/PDF/09PSMN618.pdf (доступ свободный). Загл. с экрана. Яз. рус., англ.

For citation:

Kokoeva R.T. (2018). Personality modeling - from value orientation to the human "I". World of Science. Pedagogy and psychology, [online] 6(6). Available at: https://mir-nauki.com/PDF/09PSMN618.pdf (in Russian)

УДК_ 159.9 ГРНТИ 15.01

Кокоева Разита Тембулатовна

ФГБОУ ВО «Северо-Осетинский государственный университет имени К.Л. Хетагурова», Владикавказ, Россия

Кандидат педагогических наук, доцент E-mail: nebesa77777@mail.ru РИНЦ: http://elibrary.ru/author_profile.asp?id=772008

Моделирование личности -от ценностной ориентации к человеческому «Я»

Аннотация. В статье рассматриваются ценностные ориентации в классических психологических парадигмах 20 века, которые заложили базисную основу глубинного понимания личности человека. Современные исследования ценностей преломляется через концептуальные положения выдающихся психоаналитиков и психотерапевтов, заложивших фундаментальную идею в исследовании природы человека, человеческого существования, соотнесения бытия и сознания.

Автором представлен обзор научных дискуссий указанного периода от ценностей личности до высшей самоактуализирующей позиции личности, мотивирующей ее смыслообразующее начало и экзистенциальную реализацию. Ценностные ориентации представляют собой феномены психической деятельности человека, ее структурную содержательно-смысловую особенность, проявляющуюся в поведении. Существование, проживание жизни, как постулируют экзистенциалисты, анализируется ими в особых состояниях сознания, в пограничных ситуациях, в тяжелых ситуациях, когда человек проживает свои внутренние экзистенции - страх, тревогу, беспокойство, свободу, выбор, ответственность, одиночество, любовь. Эмоционально прорабатывая эти состояния, человек обретает свою аутентичность, новое ощущение жизни как целостности, цельности, концентрируясь на главном, отбрасывая несущественное. Ядро ценностных предпочтений заключается в возможности и способности человека самому сделать выбор, быть ответственным за него и в конечном итоге конструировать свой жизненный замысел, чтобы реализовать его в «здесь-и-сейчас»-ситуации. Смысл жизни обозначается личностью в определенный пространственно-временной момент бытия. Автором статьи определено, что ценностная структура личности - это сложный социальный феномен культуры, детерминированный внутренней основой взаимоотношений личности с социальным окружением, характеризующий направленность человека, которая определяет соотнесенность

https://mir-nauki.com

отношения личности к самому себе, обществу, подтверждающий статус психически и социально адаптированной зрелой личности.

Ключевые слова: психоанализ; экзистенциальная психология; гуманистическая психология; ценностные ориентации; личность; бытие и сознание; смысл существования

Современная «медиареальность», ее виртуальность и вхождение в жизненную плоскость, поставленное в изменяющиеся глобальные условия, особое место отводит человеку, призывающее мгновенно реагировать на различные профессиональные, социальные и личностные модусы поведения. Сама личность претерпевает определенные изменения в понимании ее как высшей ценности. Для исследования проблемы ценностных ориентаций, которая практически неоднократно нами анализировалась [1, с. 95; 2, с. 122], и для более глубинного погружения в понимание тайников человеческой природы, мы обозначили обзор научных дискуссий ценностей в психоаналитической, экзистенциальной и гуманистической парадигмах ХХ века, заложившие фундаментальную основу в решении выдвинутого вопроса.

Естественнонаучные психологические теории считают ценностные ориентации ненаучными, т. к. подтвердить, проверить их эмпирическими данными невозможно. Так, бихевиоризская психологическая теория, занимающаяся исследованием поведения человека, ценности полностью исключила из сферы научного исследования психики человека. Б. Скиннер сопоставлял умственные реакции с поведенческими действиями и пришел к умозаключению о том, что человек, действует только с позиции манипулирования и влияния на окружающих его людей, поэтому сила воли, моральные, этические ценности достаточно иллюзорны.

Фрейдистская парадигма, обозначила структуру личности как Оно, Эго и СуперЭго. Ид, отвечающая за врожденные процессы человека, это бессознательная составляющая личности, которая отвечает за желания, удовольствия и сексуальную энергию. Получается, что Оно, как пишет З. Фрейд, не знает ценностей - хорошо - плохо, морали. По Фрейду «Супер-Эго» - это тайное вместилище не только бессознательных, но и социально детерминированных нравственных установок, этических норм поведения. Именно они и выступают в качестве надзора поведения и мыслей Эго, указывая для него специальные ограничения. И все-таки СуперЭго, бессознательное, куда входят нормы, правила, запреты, ограничения форм поведения предполагает определенную социальную ценностную ориентированность поведения личности, ведь эти «табу» ничто иное как результаты влияния на других людей. Созданная З. Фрейдом теория личности, предметом исследования которой явился невротический характер, предопределяет и ценностные категории. Ученый выделял характеры в зависимости от соотнесенности к выделенным им ориентациям. Этические понятия добра и зла, добродетели и порока и соответственно добродетельный или порочный человек для глубинного его понимания должен быть соотнесен с типом характера индивида. Базируясь на способах психологической защиты, добродетельный человек, рассматриваемый отдельно от типа характера лишен настоящего внутреннего содержания, ведь он просто может вытеснять свои переживания. Благодаря открытию бессознательного, мы можем объяснить многие поступки индивида, и тогда этические умозаключения будут более глубокими, а не поверхностями суждениями о личности. З. Фрейд считал, что прегенитальная ориентация обладает такими чертами как скупость, а генитальная ориентация сложившимся характером.

Один из крупнейших последователей психоаналитической парадигмы XX века Эрих Фромм, анализируя место личности в социуме, выдвинул свою доктрину, касающуюся высших ценностей человека. Его позиция как мыслителя, психоаналитика и социолога, высказанная в середине прошлого века об американском обществе как об обществе потребления четко

соотносится с современными социальными взаимодействиями, в которых оказывается человек. У Фромма развитие личности, его истинных ценностей происходит в контексте рыночной ориентации. Как известно рыночная экономика коррелируется с рыночными отношениями. А, следовательно, современные отношения между людьми складываются также как на рынке -вещи либо продаются, либо нет, и человек продает себя - свои профессиональные умения, свой опыт, мастерство, если цена велика, то его называют успешной, состоявшейся личностью. В противном случае личность оказывается ненужной обществу, бесполезной. Способ взаимоотношений, базирующийся на рыночной ориентации, в дальнейшем приобретает такой же способ взаимодействий, а это течение разворачивает уже формат манипулирования людей друг другом. Позиция Фромма заключается в понимании природы человека, который связан с окружающим его миром через процессы ассимиляции (потребление, накопление материальных ценностей) и социализации (выстраивая социальные взаимодействия). Характер взаимосвязи этих процессов формирует не только определенный тип социальной направленности, но обуславливает личность на становление иерархии ценностных ориентаций. Чувство собственного достоинства личности также зависит от установок на рыночную ориентацию. Все на продажу - американская формула жизни, выдвинутая в свое время Э. Фроммом, по-видимому, характеризует мир в его современном глобальном масштабе. В своей доктрине, психоаналитик высшими ценностям личности назвал любовь, уважение, достоинство, отзывчивость, понимание других людей, творчество, созидание, способность создавать, строить, творить [3, с. 112]. Что касается счастья как ценности, то оно не может заключаться в постоянном накоплении, потреблении материальных благ, что обезличивает личность. Именно потому, что это высшие ценности, человек не может их менять. Более того, жизнестойкость и жизнеспособность любого этноса основывается на искренней и глубокой вере в идеи и мысли, которые он транслирует. Как реагирует тонкая уникальная ткань психики? Конфронтация личностной иерархии ценностных предпочтений с одной стороны, и жесткая рыночная ориентация с ее не менее жесткими требованиями к личности, с другой, может низвергнуть её в «неутешительный мир неудачников», поэтому человек стоит перед экзистенциальным выбором «иметь или быть?», а это уже худшая история о человеке как о высшей ценности. Поэтому находясь в таких непростых обстоятельствах, человек чувствует себя лишенным, как бы выразился Виктор Франкл, «логосов», но в дальнейшем у него может формироваться направленность на устойчивое психическое формирование тревоги, беспокойства, депрессии. Иерархия системы ценностных ориентаций личности, вступающая в конфликт с рыночной ориентацией на установки социума, может привести к «экзистенциальной шизофрении» [4, с. 186]. Об этой психической рассогласованности личности, деструктивных отношений «личность-социум», несущих депрессивную ориентацию, формирующих комплексы неполноценности отмечают многие исследователи [5, с. 67].

В логике исследуемого вопроса если мы подчеркиваем психоаналитическую социальную направленность ценностных ориентаций личности, характеризующуюся в достаточно ограниченных интерпретациях, то наиболее глубокое понимание ценностей личности мы находим в экзистенциальной гуманистической психологии. Её выдающие мыслители (С. Кьеркегор, К. Ясперс) обосновали ценность личности, его отношения к самому себе, к своему внутреннему я и одновременно отношение к иному, в таком соотнесении человек всегда делает выбор своей психической личностной позиции и своего поведения. Уместно вспомнить позицию З. Фрейда, который писал, что как человечество в целом, так и отдельному человеку трудно переносить жизнь [6, с. 474]. Это проживание жизни, как уже постулируют экзистенциалисты, в пограничных ситуациях, человек проживает свои внутренние экзистенции - страх, тревога, беспокойство, свобода, выбор, ответственность, одиночество, любовь. Эмоционально переживая и прорабатывая эти состояния, человек обретает свою аутентичность, новое ощущение жизни как целостности, цельности, отбрасывая несущественное. Ценности связаны с обращением личности к смыслу своего существования,

https://mir-nauki.com

своего бытия. Джеймс Бьюдженталь подчеркивает, что человек смотрит в будущее, он интересен «здесь-и-сейчас», т. е. в его жизни присутствует цель, ценности и смысл. Наличие ценностных ориентаций говорит о его жизнеспособности, отсутствие же ввергает личность в глубокие переживания.

Экзистенция, т. е. существование личности не поддается познанию, но постижение его заключается в способности пережить эти экзистенциальные данности. Связь экзистенциальных данностей, ценностей с смыслом бытия, с поиском смысла - одна из мощных потребностей личности. Причина поиска и реализация жизненного замысла выступает цивилизационной основой человечества, а выработанная иерархия ценностных ориентаций служит мотивацией человеческого поведения. В определенной социально-психологической ситуации такая экзистенциальная ориентация помогает личности снизить тревогу, вызванную столкновением с социальными требованиями и миром, при отсутствии структуры ценностей, обеспечивающих чувство психологической безопасности. Однако теоретико-практические положения выдающегося современного экзистенциального психотерапевта - Ирвина Ялома чаще звучит постулат о бессмысленности человеческого существования, человек, боясь остаться одиноким женится, выходит замуж, заполняет свое жизненное пространство неинтересной скучной работой, мнимыми взаимоотношениями, говорим, что чувствуем любовь, а на самом деле это лишь увлечение [7, с. 35]. Экзистенциальные ценности рассматриваются И. Яломом как социально детерминированная направленность личности в решении определенных целей, имеющих для него жизненное значение. Концепция экзистенциализма, обозначающая смысл существования как пограничное состояние, в котором сходятся сознание и бытие, реальное и идеальное, ценности и реализация жизненного замысла личности развернула теорию Виктора Франкла, также выдвинутую в плоскости экзистенциальной психологии. Создатель логотерапии сформулировал свои «смыслы-логосы», определил ценности как универсалии, присущие большинству людей, обществу. Для Франкла ценностная ориентация - это то, что значимо для кого-то, и она, ценность, существует в окружающем мире объективно и человек нуждается в ценности как смыслообразующей потребности. Но логосы, или же по Франклу смыслы выходят за пределы собственной экзистенции, человек не выбирает свой смысл существования, а находится в поисках этого самого смысла [8, с. 184]. В итоге сама жизненная ситуация ставит перед личностью вопрос смысла бытия, поэтому человеку приходится делать выбор, быть ответственным за него, а это означает совершать действие, поступки. Получается, что человеку присущи такие ценности как «ценности действия». Для реализации своего жизненного замысла человеку необходимо трудиться, именно труд, творчество демонстрирует, что привносит в свою профессиональную деятельность человек как личность. Кроме «ценностей действия» В. Франкл в своей концепции выделил еще и «ценности переживания» и «ценности отношения». И если для «ценностей переживания» значимым выступает любовь как способ постичь существование другого человека, хотя она не является главным условием в понимании смысла жизни, то «ценности отношения» являются самыми важными, ведь наша жизнь наполняется содержательным смыслом, когда мы выстраиваем межличностное и социальное взаимодействие. При этом «ценности переживания» в свою очередь расходятся как: отношение человека к боли, вине, смерти. Смерть как конечная человеческая экзистенция как и боль, вина обретает у В. Франкла в отличие от экзистенциалистов, более оптимистическое осмысление, выраженное в том, что в зависимости от соотнесенной позиции к ним, эти категории могут быть рассмотрены в качестве позитивных достижений личности. Таким образом, в логотерапевтической концепции В. Франкла смысл человеческого бытия исследуется в «ценностях отношений», в тяжелых жизненных ситуациях. Смысл жизни обозначается определенной личностью в определенный пространственно-временной момент бытия. И жизнь каждого конкретного человека уникальна, неповторима, имеет свое предназначение, свой смысл, требующий полной внутренней и внешней реализации.

Гуманистическая психология, признающая человека как личность, воспринимает ее как личность, способную сфокусироваться на реализации своего «идеального Я» [9, с. 234], своего жизненного замысла. К. Роджерс, основываясь на этих базовых личностных положениях, вывел свою, «центрированную на клиенте терапию». Экзистенциальное преломление ценностей выявилось в развитии в личности человеческого Я, когда мы уважаем не пациента, а клиента, когда психотерапевт верит клиенту и считает, что он, делая свой выбор, сам несет ответственность за ту тяжелую жизненную ситуацию, в которой он оказался. Способность самостоятельно принимать решения, пе-ре-жи-ва-ть, жить, и подниматься на новый конструктивный уровень в своем развитии и формирует личность.

Таким образом, ценностная структура личности - это сложный социальный феномен культуры, детерминированный внутренней основой взаимоотношений личности с социальным окружением, характеризующий направленность человека, которая определяет соотнесенность отношения личности к самому себе, обществу, подтверждающий статус психически и социально адаптированной зрелой личности.

ЛИТЕРАТУРА

1. Кокоева Р.Т. Характеристика ценностных ориентаций подростков как фактор социализации. Вектор наук Тольяттинского государственного университета. 2013. №4(15). С. 94-96.

2. Кокоева Р.Т. Ценностные ориентации молодежной среды как социальный процесс. Журнал научных статей Здоровье и образование в XXI веке. 2016. Т.18. №6. С. 121-123.

3. Фромм Э. Бегство от свободы [Текст] / Э. Фромм; Пер. с англ. - М.: АСТАльпина, 2017. - 288 с. - Библиогр.: с. 112. - Предм. указ.: с. 285-288. - ISBN: 978-5-17091681-8 - 5000 экз.

4. Менегетти А. Психосоматика [Текст] / А. Менегетти - М.: ННБФ «Онтопсихология», 2015, - 352 с. - Библиогр.: с. 186-187. - Предм. указ.: с. 349353. - 100 экз. - ISBN 978-5-93871-092-4.

5. Василюк Ф.Е. Психология переживания [Текст] / Ф.Е. Василюк - М.: МГУ, 1984 - 200 с. - Библиогр.: с. 65-67. - Предм. указ.: с. 196-200. - 46 000 экз.

6. Фрейд З. Основной инстинкт [Текст] / З. Фрейд - М.: Олимп, 1997. - 656 с. -Библиогр.: с. 474. - Предм. указ.: с. 653-656. - ISBN: 5-15-000024-8, 5-7390-04829-10000 экз.

7. Ялом И. Лечение от любви [Текст] / И. Ялом Психотерапевтические новеллы. М, 2008. - 288 с. - Библиогр.: с. 35. - Предм. указ.: с. 285-288. - ISBN: 978-5-86375065-0, - 3000 экз.

8. Франкл В. Воля к смыслу [Текст] / В. Франкл; Пер. с англ. - М.: Альпина нонфикшн, 2018. - 228 с. - Библиогр.: с. 184. - Предм. указ.: с. 225-228. - ISBN: 978-5-91671-848-5 - 3000 экз.

9. Роджерс К. Клиен-центрированная терапия [Текст]: учебное пособие / К. Роджерс-М.: Психотерапия, 2009. - 512 с. - Библиогр.: с. 234-235. - Предм. указ.: с. 509-512. - ISBN: 5-04-009407-8 - 4000 экз.

https://mir-nauki.com

Kokoeva Razita Tembulatovna

North-Ossetian state university named after K.L. Khetagurova, Vladikavkaz, Russia

E-mail: nebesa77777@mail.ru

Personality modeling -from value orientation to the human "I

»»

Abstract. The article discusses the value orientations in the classical psychological paradigms of the 20th century, which laid the basic foundation for a deep understanding of a person's personality. The modern reading of values is refracted through the theories of outstanding psychoanalysts and psychotherapists, who laid a solid foundation in the study of human nature, human existence, consciousness and being. The author has reviewed the scientific discussions of this period from the values of the individual to the highest self-actualizing position of the individual, motivating its meaning-forming beginning and existential realization. Value orientations are phenomena of human mental activity, its structural content-semantic feature, manifested in behavior. Values acquire a special sound when it is associated with the person himself as a person. It is man himself who represents the highest value, the undeniable wealth of the universe. Existence, living, as postulated by existentialists, in special states of consciousness, in border situations, in difficult situations, when a person lives his own inner existence - fear, anxiety, anxiety, freedom, choice, responsibility, loneliness, love. Emotionally working through these states, a person acquires his authenticity, a new sensation of life as integrity, wholeness, discarding the insignificant. The core of value preferences lies in the ability and ability of a person to make a choice, to be responsible for him and ultimately design his life plan in order to realize it in the future. The meaning of life is designated by a certain person at a certain space-time moment of being. And the life of each individual person is unique, unique, has its own purpose, its meaning, requiring a complete internal and external realization.

Keywords: psychoanalysis; existential psychology; humanistic psychology; value orientations; personality; being and consciousness; the meaning of existence

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.