Научная статья на тему 'Синергия экзистенциальных теорий в психологии'

Синергия экзистенциальных теорий в психологии Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
596
139
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
БЫТИЕ И НИЧТО / EXISTENCE AND NOTHINGNESS / ЭКЗИСТЕНЦИАЛЬНЫЙ ПОДХОД В ПСИХОЛОГИИ / EXISTENTIAL APPROACH IN PSYCHOLOGY / НЕЛИНЕЙНЫЙ МИР / NONLINEAR WORLD / ТРЕВОГА / ANXIETY / СТРАХ / FEAR / ВИНА КАК ОНТОЛОГИЧЕСКИЕ ПРОЯВЛЕНИЯ / GUILT AS ONTOLOGICAL MANIFESTATIONS / ГИПОТЕТИЧЕСКОЕ ЭМОЦИОНАЛЬНО-СМЫСЛО-ВОЛЕВОЕ ПОЛЕ / HYPOTHETICAL EMOTIONAL-SEMANTIC-VOLITIONAL FIELD / ИДЕИ И. ЯЛОМА / IDEAS OF I. D. YALOM / В. ФРАНКЛА / V. E. FRANKL / AND R. MAY / ТЕОРИЯ ТРЁХ МИРОВ / THEORY OF THREE WORLDS / Р. МЭЯ

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Белокопытов Ю.Н., Никитина Н.А., Панасенко Г.В.

В статье исследуются самоорганизующиеся феномены психики человека. Пространство феноменов состоит из центров порядка и хаоса. Подобная многослойность предопределяет вероятностное поведение личности. Онтологическое проявление тревоги, страха, вины. Эмоционально-смысло-волевое поле трактуется как метод исследования личности. Представлена концепция трёх миров: природного, социального и психического. Анализируется целостность личности в процессе самоорганизации и дезорганизации психической и духовной структуры «Я», реальное «Я» личности и ряд мнимых «Я». Особое внимание уделяется специфике взаимодействия «Я» с тремя мирами. Система их взаимосвязей и отношений раскрывает синергетическое изменение поведения личности и аспекты её патологического проявления.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

SYNERGY OF EXISTENTIAL THEORIES IN PSYCHOLOGY

The article explores the self-organizing phenomena of the human psyche. The space of phenomena consists of centers of order and chaos. This layering predetermines the probabilistic behavior of the personality. The work reveals ontological manifestation of anxiety, fear, and guilt. Emotional-sense-volitional field is treated as a method of researching the personality. The concept of three worlds is presented: natural, social and mental ones. Integrity of the personality in the process of self-organization and disorganization of the mental and spiritual structure of the “Self” is analyzed: the real “Self of the personality and a series of imaginary “Self. Particular attention is paid to the specificity of the interaction of the “Self with the three worlds. The system of their interrelations and relations reveals a synergistic change in the behavior of the personality and aspects of its pathological manifestation.

Текст научной работы на тему «Синергия экзистенциальных теорий в психологии»

Таблица 3

Средние значения показателей по методике «Индивидуальная модель психологического здоровья» в полных и неполных семьях в группе представителей русского этноса. *Р < 0,05; **Р < 0,01

Выводы

Таким образом, по результатам исследования можно сделать следующие выводы:

- для сельской молодёжи народов Севера новые, урбанизированные условия проживания, повышенный уровень конкуренции могут выступать факторами стресса, способствовать возрастанию внутриличностных конфликтов, и как следствие -приводить к нежеланию принимать социальное окружение, адаптироваться к новым условиям жизни;

Библиографический список

- при анализе средних значений показателей психологического здоровья в зависимости от пола, в группе представителей коренных малочисленных народов Севера значимых различий не было выявлено, возможно, это связано с тем чётким разделением ролевых позиций и обязанностей ещё детских лет;

- молодые люди КМНС, чьи родители имеют высшее образование, более уверенны в себе, стремятся отстаивать свою точку зрения, готовы обращать на себя внимание социального окружения;

- при анализе средних значений показателей психологического здоровья, в зависимости от трудовой занятости родителей в группе представителей коренных малочисленных народов Севера, значимых различий не было выявлено, по сравнению с представителями русского этноса, где трудоустройство родителей влияет на способность к самоорганизации; стратегический вектор молодого человека, его умение ставить цели, отстаивать свою точку зрения;

- молодые люди КМНС из полных семей стремятся проявить лидерские качества, умеют принимать общественные нормы и правила, коммуникабельны, умеют убеждать, скорее всего любят публичные выступления, ориентированы на взаимодействие и внимание окружающих, уверенны в себе;

- для молодёжи КМНС в условиях получения среднего и высшего образования необходимо создавать специально организованное пространство для успешной психологической адаптации и интеграции.

Показатели психологического здоровья Семья t

Полная Неполная

Стратегический вектор 7,88 7,87 0,014

Просоциальный вектор 8,95 7,13 2,743**

Я-вектор 5,54 4,53 2,080*

Гуманистический вектор 5,11 5,53 -1,080

1. Айварова Н.Г. Социально-психологические особенности социализации учащихся из числа коренных малочисленных народов Севера. Ханты-Мансийск: ЮГУ, 2010.

2. Миронов А.В. Особенности самоотношения подростков - представителей разностатусных этнических групп. Мир науки, культуры, образования. 2011; 2: 80 - 84.

3. Айварова Н.Г. Психологическое здоровье как условие успешной социализации личности. Вестник Югорского государственного университета. 2016; 1 (40): 113 - 115

4. Козлов А.В. Методика диагностики психологического здоровья. Перспективы науки и образования. 2014; № 6 (12): 110 - 117.

5. Шаповаленко И.В. Возрастная психология. Москва: Гардарики, 2005.

References

1. Ajvarova N.G. Social'no-psihologicheskie osobennosti socializacii uchaschihsya iz chisla korennyh malochislennyh narodov Severa. Hanty-Mansijsk: YuGU, 2010.

2. Mironov A.V. Osobennosti samootnosheniya podrostkov - predstavitelej raznostatusnyh 'etnicheskih grupp. Mirnauki, kul'tury, obrazovaniya. 2011; 2: 80 - 84.

3. Ajvarova N.G. Psihologicheskoe zdorov'e kak uslovie uspeshnoj socializacii lichnosti. Vestnik Yugorskogo gosudarstvennogo universiteta. 2016; 1 (40): 113 - 115

4. Kozlov A.V. Metodika diagnostiki psihologicheskogo zdorov'ya. Perspektivy nauki i obrazovaniya. 2014; № 6 (12): 110 - 117.

5. Shapovalenko I.V. Vozrastnaya psihologiya. Moskva: Gardariki, 2005.

Статья поступила в редакцию 17.01.18

УДК 141.32

Belokopytov Yu.N., Doctor of Sciences (Psychology), Professor, Department of Theory and Methods of Social Work, Law Institute, Siberian Federal University (Krasnoyarsk, Russia), E-mail: iura.belov@yandex.ru

Nikitina N.A., senior teacher, Head of Department of Theory and Methods of Social Work, Law Institute, Siberian Federal University (Krasnoyarsk, Russia), E-mail: Tatakinakvk86@mail.ru

Panasenko G.V., Doctor of Sciences (Philosophy), Professor, Member of Dissertation Council D 212. 099.17, Siberian Federal University (Krasnoyarsk, Russia), E-mail: galina-panasienko@mail.ru

SYNERGY OF EXISTENTIAL THEORIES IN PSYCHOLOGY. The article explores the self-organizing phenomena of the human psyche. The space of phenomena consists of centers of order and chaos. This layering predetermines the probabilistic behavior of the personality. The work reveals ontological manifestation of anxiety, fear, and guilt. Emotional-sense-volitional field is treated as a method of researching the personality. The concept of three worlds is presented: natural, social and mental ones. Integrity of the personality in the process of self-organization and disorganization of the mental and spiritual structure of the "Self' is analyzed: the real "Self' of the personality and a series of imaginary "Self. Particular attention is paid to the specificity of the interaction of the "Self' with the three worlds. The system of their interrelations and relations reveals a synergistic change in the behavior of the personality and aspects of its pathological manifestation.

Key words: existence and nothingness, existential approach in psychology, nonlinear world, anxiety, fear, guilt as ontological manifestations, hypothetical emotional-semantic-volitional field, ideas of I. D. Yalom, V. E. Frankl, and R. May, theory of three worlds.

Ю.Н. Белокопытов, д-р психол. наук, проф. каф. теории и методики социальной работы юридического института,

ФГАОУ ВО Сибирский федеральный университет, г. Красноярск, Е-mail: iura.belov@yandex.ru

Н.А. Никитина, ст. преп., зав. каф. теории и методики социальной работы юридического института,

ФГАОУ ВО Сибирский федеральный университет, г. Красноярск, Е-mail: Tatakinakvk86@mail.ru

Г.В. Панасенко, д-р филос. наук, проф., ФГАОУ ВО Сибирский федеральный университет, г. Красноярск,

Е-mail: galina-panasienko@mail.ru

СИНЕРГИЯ ЭКЗИСТЕНЦИАЛЬНЫХ ТЕОРИЙ В ПСИХОЛОГИИ

В статье исследуются самоорганизующиеся феномены психики человека. Пространство феноменов состоит из центров порядка и хаоса. Подобная многослойность предопределяет вероятностное поведение личности. Онтологическое проявление тревоги, страха, вины. Эмоционально-смысло-волевое поле трактуется как метод исследования личности. Представлена концепция трёх миров: природного, социального и психического. Анализируется целостность личности в процессе самоорганизации и дезорганизации психической и духовной структуры «Я», реальное «Я» личности и ряд мнимых «Я». Особое внимание уделяется специфике взаимодействия «Я» с тремя мирами. Система их взаимосвязей и отношений раскрывает синергетическое изменение поведения личности и аспекты её патологического проявления.

Ключевые слова: бытие и ничто, экзистенциальный подход в психологии, нелинейный мир, тревога, страх, вина как онтологические проявления, гипотетическое эмоционально-смысло-волевое поле, идеи И. Ялома, В. Франкла, Р. Мэя, теория трёх миров.

ВВЕДЕНИЕ

На нашей планете, с середины XX и до начала XXI века, в сильной мере проявились психологические феномены, противоречащие здравому смыслу. В их основе лежит теория хаоса с непредсказуемостью, нелинейностью, неадекватностью картины мира. Они обусловлены множеством различных факторов, поведение которых прогнозировать практически невозможно. Это и страшные войны, которые унесли миллионы человеческих жизней, и научно-технический прогресс, и глобальное потепление, как оказалось взаимовлияющие друг на друга прямо и косвенно. Во взаимодействии природы и человека во всё большей мере страдает не человек -царь природы, а сама природа. Всё чаще, вместо действительной реальности, социальным массам навязываются симулякры и виртуальная реальность. Человек в современном бушующем мире становится маленькой песчинкой. Он всё больше задумывается о конечности жизни - неотвратимости смерти, о смысле своего существования. Его одолевают страхи ядерной катастрофы, переживания одиночества, стрессы на работе, а также переживание о её потере.

И если наука философия обращает своё внимание на содержание смысла, не занимаясь его рассмотрением в отрыве от его содержания, то именно эта часть, на что не обращает внимания философская мысль, является предметом науки психологии. Это поле исследования экзистенциональной психологии, которая изучает смысл жизни с психологической точки зрения. В этом направлении, именно психика личности рассматривается психологией как объективная реальность. При глубоком анализе выясняется, что в ответ на каждую возникающую проблему появляется и новая школа в экзистенциальной психологии [1, с. 4 - 5]. При этом каждая из школ рекомендует свои рецепты и советы психотерапевтов.

Несмотря на такое фрактальное дробление, множество противоречащих школ всё же имеет одну общую платформу - экзистенциальную философию. В XX веке её фундаментальное развитие представлено работами нескольких выдающихся авторов: испанского философа Хосе Ортеги-и-Гассета, Карла Ясперса, немецкого философа Мартина Хайдеггера, французского мыслителя и литератора Жана Поль Сартра. При этом некоторые из перечисленных учёных расходятся по своим философским взглядам и отрицают принадлежность к этому направлению. И, тем не менее, необходимо отметить, что их общими предпосылками в рассмотрении своих концепций выступают: феноменология, философия жизни, экзистенциализм и философская психология. Уже поэтому экзистенциальные подходы имеют отношение к универсальной науке и процессам познания бытия. Понятие экзистенция (существование) непосредственно связано с возникновением и становлением. Ибо является активным процессом, который приводит в итоге к превращению во что-то значимое. Экзистенциальным психологам необходимо достигать того, чтобы их клиенты переживали своё существование как реальное. Ибо философское направление онтология, по сути, познает бытие как таковое. Противоположностью бытия выступает не-бытие или ничто (несуществование). В частности смерть является одной из форм небытия. К небытию, на психологическом уровне, можно отнести также тревогу, конформизм, недостаток самосознания. Бытию как основе, угрожает физическая болезнь, а также разрушительная враждебность. Поэтому, если у человека чрезмерно развито чувство бытия, то он способен противостоять не-бытию [2, с. 138 - 144].

В научной литературе необходимо выделить целостную, всеохватывающую модель личности, которая включает в себя более частные модели, а именно нормальную, акцентуированную и психиатрическую. У истоков экзистенциальной психологии стоят психиатры. Её формированием как особой наукой занима-

лись Людвиг Бинсвангер, Медард Босс и Ронард Лэнг. Глубокий анализ концепции Л. Бинсвангера в своих работах, дал постмодернист М. Фуко. Несколько десятков лет переписки, а также периодические семинары для психиатров, связывают М. Босса и М. Хайдеггера. Изумительная идея расколотого «Я» Р. Лэнга взята на вооружение не только психиатрами, но и психологами современности. Например, известный психолог Эрик Берн разработал аналогичную концепцию множественности «Я», реализуемую внешней ролью родителя, взрослого и ребёнка. Хотя, на наш взгляд, именно лэнговская идея глубже по структурному содержанию, чем ролевая берновская концепция.

Другая, более узкая модель личности, акцентирует внимание исследователей на акцентуированной и нормально функционирующей личности. Представителями этого направления являются Виктор Франкл, Ролло Мэй и Ирвин Ялом. С нашей точки зрения, перечисленные выше концепции не противоречивы и разноплановы, а являются различными подходами одной и той же методологической основы экзистенциальной психологии.

В исследовательском плане можно выделить три мира личности, а именно физический, социальный и психологический. В трёхмерной системе координат их можно представить в континууме от трёх не соприкасающихся сфер до трёх накладывающихся друг на друга сфер. Образно их проекции можно представить на каждой плоскости, где они образуют три расколотых «Я». Идеальным случаем, синергетическим «Я», будет единая, целостная сфера, как результат объединения всех трех сфер. В основе механизма этой модели заложен функционирующий странный аттрактор -концепт, который объединяет их в единое целое. Именно на подобных структурных образованиях базируется новая наука синергетика, которая исследует процессы самоорганизации структур и систем. Отличительной особенностью целостного человека выступает синергия трёх взаимодействующих миров. Личность осознаёт не только себя, но и других людей, а также весь окружающий мир, в их единстве.

1. СИНЕРГЕТИЧЕСКИЙ МЕТОД ОБЪЕДИНЕНИЯ ЭКЗИ-СТЕНЦИ-АЛЬНЫХ ИДЕЙ.

В своё время, итальянский учёный Роберто Ассаджиоли предложил идею синтеза разнообразных подходов в психоанализе и объединил их в единое целое в психосинтезе. Мы предлагаем аналогичное объединение осуществить и для разнообразных школ в экзистенциальной психологии. Чтобы привести все ведущие концепции к единому общему знаменателю, одному основанию. Это будет синтез разноплановых идей, а точнее синергия экзистенциальных теорий в психологии. Для этого исследования мы вводим гипотетическое эмоционально-смысло-во-левое поле. Структурно это концепт сложного аттрактора. По форме же оно объёмно по трём синергетическим координатам, а именно психологические эмоции, сознание и воля как компоненты каждого из трёх миров.

Такой подход в исследовательских психологических целях применил известный психолог Курт Левин. Он использовал подобный концепт поля, который широко применялся для интерпретации различных физических феноменов. Отметим, что дефис между понятиями поля указывает на неразрывность представленных компонентов, как, например, дефис в физическом пространстве-времени Альберта Эйнштейна. Пространство в таком случае становится неразрывно связанным со временем. В нашем случае изменение одного из компонентов психологического поля также влечёт изменение двух других компонентов.

Современная наука синергетика перебрасывает мост между естественно-научной и гуманитарной культурами [3]. В соответствии с этим, личность человека мы представляем как открытую, нелинейную, диссипативную, когнитивную систему. Становление,

функционирование и развитие подобной системы будет осуществляться по принципам физических систем. Сложность структуры человеческого «Я» будет определяться многочисленными связями между тремя компонентами поля. В этих структурах непрерывно идут сложнейшие процессы как самоорганизации, так и дезорганизации. Динамический хаос в пространственно-временном масштабе сменяется как упорядочиванием психических структур, так и их разрушением. С точки зрения физических постоянных, констант -содержит определённую заданную норму, меру их соотношения. При таком подходе выходящая за её пределы более широкая модель личности будет описывать и её патологические отклонения, более узкая модель обрисовывает нормальную психику человека. На грани двух пространственных моделей очерчивается акцентуированная модель личности.

Синергия, новое качественное состояние «Я» будет обусловлено как внутренними структурными элементами, так отношениями и связями с внешним миром. Экзистенциальная психология представлена довольно обширной системой идей, теорий и концепций как философов, психологов, так и психиатров, психотерапевтов. Целью нашей научной статьи является построение целостной модели личности в русле различных подходов экзистенциональной психологии. Сконструировать модель необходимо на едином базисе бытия, его феноменах и проявлениях. В современном мире человек всё чаще сталкивается с тревогой и беспокойством как феноменами. В научной литературе даже выделяются наиболее значимые беспокойства для человеческой жизни. Это смерть, бессмысленность, изоляция, свобода. На практике справиться с предельными проблемами существования можно с помощью механизмов защиты. Например, один из таких подходов в экзистенциальной психотерапии разработали Ролло Мэй и Ирвин Ялом. Эффективная психотерапия по их методу может осуществляться как индивидуально, так и в психотерапевтических группах. С научной точки зрения нас интересует теоретический аспект единой экзистенциальной теории.

2. ЭМОЦИОНАЛЬНЫЙ КОМПОНЕНТ ПОЛЯ.

Интерпретируем первый компонент гипотетического поля, связанный с эмоциями. Одним из самых распространённых негативных явлений современности выступает тревога. Это интегративный феномен, пронизывающий различные области нашей культуры: политику, экономику, литературу, искусство, кинематограф, а также и психику личности. Все эти факторы оказывают мощное влияние на её поведение. Ярким представителем отображения состояния тревоги в литературе является Франц Кафка. Он является одним из писателей творческого направления под названием «поток сознания». В удивительном по литературному стилю романе «Замок» главный герой стремится проникнуть в замок за жизненно необходимом разрешением. Власть бюрократии контролирует всю жизнь в деревне, где долгое время в ожидании допуска находится главный герой. Решить свои проблемы землемер длительное время не может, так как консервативные силы остаются недосягаемыми для простого человека. Подобный сюжет оторванности власти от реальной жизни деформирует поведение «маленькой» личности и, в конечном итоге, резко изменяет её ценностные ориентации.

В других зарубежных исследованиях также выявлена взаимосвязь между политикой и тревогой, неопределённостью в экономике и тревогой. Даже представители элиты, а не только простые рабочие, испытывают тревогу надвигающейся опасности, то есть, образно говоря, «богатые тоже плачут». Компасом в лабиринтах тревожной жизнедеятельности человека является современная философия. Крупнейший философ современного мира Мартин Хайдеггер разрабатывал онтологические концепции взаимодействия человека с бытием. Угроза бессмысленного существования человека и ухода в небытие заставляет человека жить под воздействием подобных феноменов и оказывать сопротивление этой угрозе соответственно в психической и духовной сферах личности.

Тревога в западном обществе обуславливает также негативные явления, такие как психические расстройства, разводы, суициды. В психологии в последнее время наметилась тенденция возрастания уровня тревожности в обучении подрастающего поколения. Таким образом, наблюдается, что явление тревоги превратилось из закрытой проблемы в открытую. С точки же зрения исследования, научная проблема стала междисциплинарной во всех областях нашей современной культуры. Мы считаем необходимым привести к общему знаменателю, упорядочить в разноуровневых областях сам концепт «тревоги» [4, с. 5 - 22].

Феномен тревоги существенно значим не только при расстройствах поведения человека, но и при лечении эмоциональных нарушений.

Поэтому представим некоторые принципы концепции американского психотерапевта экзистенциалиста Ирвина Ялома. Довольно часто научная концепция отражает личность исследователя. Он написал большое количество трудов. Одна из книг по консультированию написана вместе с психотерапевтом Ролло Мэем. Удивительно то, что его книги по психотерапевтическим практикам написаны в строгом научном стиле. Выделим некоторые черты создания эффективного социально-психологического компонента по И. Ялому:

1) Эмпатия является важным навыком не только для терапевта, но и для пациента;

2) Психотерапевту необходимо раскрывать свои чувства «здесь и сейчас»;

3) Восприимчивость к обратной связи [5, с. 50 - 60, 138 -141, 168 - 179].

Внесём в перечисленные выше черты некоторые методологические уточнения с точки зрения системного и кибернетического подходов. В психологическом словаре эмпатия определяется, как способность человека к «непроизвольному переживанию тех эмоций, которые возникают у другого человека в процессе общения с ним. При этом индивид начинает - вопреки сознательному контролю - разделять настроения другого человека. За счёт этого достигается большее взаимопонимание, что очень важно, в частности, для психотерапевтической беседы» [6, с. 422]. Для создания единой, целостной системы неоценимую помощь оказывают как прямые связи психотерапевта «здесь и сейчас», так и обратные связи пациента, которые позволяют «информировать вход о степени достижения заданного результата на выходе и необходимости перестройки системы, если результат не достигнут» [7, с. 103]. Таким образом, в формирующейся социально-психологической системе «психотерапевт-клиент» возникает синхронное единство эмоционального компонента поля.

3. СМЫСЛОВОЙ КОМПОНЕНТ ПОЛЯ.

Интерпретируем второй компонент гипотетического поля, связанный со смыслом. Основоположником другого экзистенциального подхода является австрийский психиатр и психолог Виктор Франкл. Несколько лет своей сознательной жизни он последовательно провёл в четырёх гитлеровских лагерях смерти и живым встретил окончание второй мировой войны. Все его близкие погибли. Он создал свою, известную на весь мир, психотерапевтическую концепцию - логотерапию. Логос в переводе с греческого означает «смысл», «дух». Именно она позволила ему выжить в нечеловеческих условиях фашизма. По его мнению, экзистенция (существование) подталкивает людей найти смысл жизни в любой ситуации. Поэтому основная цель психотерапии является помощь клиентам в поиске жизненного смысла. Эта мо-тивационная сила включает в себя как сознательный, так и бессознательный уровень. О логотерапии он написал книги и статьи, которые переведены на многие языки мира.

Его идеи актуальны и сейчас. Он считает, что понятие смысла существует объективно. Учёный выявил не только причины появления ощущения бессмысленности жизни в современном обществе, но и даёт свой рецепт психотерапии. Для каждой эпохи существует собственный невроз, а значит и метод психотерапии. Острие психотерапевтического метода направлено не на психогенные заболевания - невроз, а на особые невротические расстройства - «ноогенные неврозы». В их основе не внутренние конфликты и психологические комплексы, а столкновение моральных принципов, муки совести, разочарования в жизни. Необходимо отметить, что люди, относящиеся к этой категории, физически и психически здоровы, у них хорошие бытовые условия, прекрасные отношения с окружающими, деловая направленность. По мнению В. Франкла, в поисках смысла человек должен руководствоваться совестью. Смысл жизни динамично меняется в зависимости от человека и ситуации. Например, жизнь без работы, с избытком свободного времени, может оказаться вполне осмысленной. Даже страдания имеют смысл, если изменяется личность [8, с. 5 - 26]. Таким образом, наполнение содержания смысла зависит от конкретного человека и ситуации.

Человек в современных условиях всё в большей степени подвержен агрессии, депрессии, наркомании. Самое удивительное в том, что духовная личность продолжает существовать и за симптомами психического заболевания. Этому основополагающему концепту В. Франкл идейно верен. Личность - это «Я»,

а не «Оно». Она едина и целостна. Структурно состоит из трёх компонентов: телесного, душевного и духовного. Духовный компонент в человеке противопоставляется душевному и телесному. Если человек опускается на уровень душевного или телесного, то он жертвует человеческим измерением. По его мнению, в психиатрии личность не имеет «двойного сознания», а представляет «изменённое сознание». Тем самым нет расщепления личности, а идёт процесс отщепления комплекса. Бездуховная психология бездумна к самой личности и её ценностям. Именно логос составляет коррелят личностного бытия. Двадцать процентов неврозов обусловлены чувством утраты смысла, «экзистенциальным вакуумом». Даже двадцать пять процентов преуспевающих выпускников Гарварда при исследовании выявили в своей жизни кризис, который вызван проблемой смысла жизни [9, с. 26 - 27, 290 - 300, 330].

От выраженного чувства утраты смысла в США страдают до восьмидесяти процентов студентов колледжей. Эксцессы настроения, которые царят среди современной молодёжи,-это: «суицидальные наклонности - агрессивность - наркозависимость». Необходимо, по мнению В. Франкла, в каждой конкретной ситуации превратить негативную, трагическую триаду «страдание -вина - смерть» в личностный триумф [10, с. 312 - 323]. А именно, страдание можно превратить в достижение, вину соответственно в изменение, а последний компонент -мгновенность человеческого бытия в мире - в стимул смыслового деяния. Следовательно, каждый, делая свой правильный выбор, может усмотреть в этом нечто позитивное, жизнеутверждающее.

Учёный придерживался следующего кредо, что в обществе каждому времени должна соответствовать своя психотерапия. «Воле к удовольствию» Фрейда и «воле к власти» Адлера, Фран-клом противопоставляется «воля к смыслу», которую он считает главной движущейся силой личности». Личность устремлена к ценностям. При этом Франкл отрицает бессознательные психические процессы. Для того, чтобы помочь пациенту обрести утраченный им смысл жизни, необходимо активно включить его в многообразный поток жизни. Категорию смысла человеческой жизни Франкл трактует как элемент целого понятия - сверхсмысла. То есть смысла истории, бытия, Вселенной. Таким образом, неразрывное единство человека и мира опиралось не на Западную, а на Восточную философию [1, с. 104, 110, 118 - 121].

Виктор Франкл установил связи между философией, психиатрией и психологией. Он создал психотерапевтическую парадигму, суть которой заключается в поисках человеком смысла бытия и конкретных смысловых возможностей. Если для животных важна окружающая среда и её устойчивость, то для человека значима фундаментально-онтологическая характеристика человеческого бытия-в-мире. Следовательно, «наиболее глубок и совершенен тот человек, который не интересуется какими-либо внутренними состояниями, будь то удовольствие или душевное равновесие, а ориентирован на мир, на тот мир, который его окружает, и именно в этом мире он ищет смысл, реализовать который у него достало бы сил, либо человека, которого он мог бы любить» [10, с. 290, 291 - 311]. Таким образом, главной жизненной силой в гуманитарной парадигме выступает воля человека к жизни. В научной картине мира не существует концепта смысл. Реальность в естествознании описывается без него.

По мнению В. Франкла, логотерапию «интересует не только бытие, но также и смысл - не только онтос, но также логос». Кроме того, основываясь на философии жизни, она базируется на звеньях одной цепи, трех фундаментальных допущениях. Это свобода воли, воля к смыслу, смысл жизни. Во-первых, человек свободен, сделать выбор относительно условий, по отношению к миру и по отношению самого себя. Во-вторых, изначально существует воля к смыслу, а воля к удовольствию и воля к власти являются производными. Человек во многом меняется в зависимости от собственного дела. При этом существует напряжение между бытием и смыслом. В-третьих, жизнь человека представляет собой смысл дел, творчества, взаимодействия с другими людьми, а также - с истиной, добром и красотой. Человек ограничен трагической триадой человеческого бытия. Это боль, смерть, вина. Под болью учёный имеет в виду страдание. Две другие составляющие представляют собой смертность и неизбежность ошибок [11, с. 9-24]. Таким образом, гипотетически предполагается, что человек будет совершенствоваться, если будет служить делу, более великому, чем он сам.

Логотерапия использует следующие методы фокусировки на смысле:

а) постановка проблемы смысла, а также источников и предложений смыслов;

б) понимание собственного сознания;

в) извлечение смысла в ходе диалога, логодраммы, анализа сновидений;

г) принятие на себя ответственности за смысл [2, с. 165 -168]. При этом, люди должны в своих действиях осознавать личную ответственность.

Повышение осознания человеком своего духовного «Я» является целью логотерапии. Человек интегрирует свои телесные, психические и духовные аспекты вокруг экзистенционального, личного, духовного ядра. По мнению В. Франкла «поиск смысла включает в себя и сознательную деятельность, и установление контакта с бессознательными слоями «Я» [2, с. 170]. Истоки сознания берут своё начало в духовном бессознательном. Соответственно, приходим к тому, что логос глубже, чем логика.

4. ВОЛЕВОЙ КОМПОНЕНТ ПОЛЯ

Интерпретируем третий компонент гипотетического поля, связанный с волей. Известный американский психолог и психотерапевт Ролло Мэй, один из классиков экзистенциальной психологии, представляет волю одним из фундаментальных свойств человеческого существования. Она пронизывает все бытие-в-мире. Желание, воля, выбор представляют собой сущность человеческого бытия. Воля трактуется как организующий принцип [1, с. 154].

В своей психотерапевтической концепции учёный выделяет концепт «здесь и сейчас». Он отдаёт предпочтение не результатам, а самому процессу, что отличает его основные положения от других психологов. Через всю свою жизнь психолог пронёс активную жизненную позицию в свою собственную судьбу. Гнетущее психологическое одиночество, болезнь, выборочное знакомство со знаменитыми психологами и их трудами предопределили его увлечение экзистенциальной терапией. Необходимо отметить, что ее направление в традициях философии Платона: «Здоровая и полноценная личность - результат напряженной внутренней работы, направленной на выявление бессознательной основы существования и его механизмов» [12, с. 843].

При всём обилии экзистенциальных взглядов представителей науки и искусства важно выделить общие принципы этого направления:

1) Существование предшествует сущности. То есть в отличие от Западной культуры, экзистенциалисты поставили все с ног на голову. Динамика впереди статики или процесс предопределяет результат.

2) Субъект и объект существуют как единое целое. Человека необходимо воспринимать через всё разнообразие окружающей жизни.

3) Человек не только склонен размышлять о смысле жизни, но и переживать эту проблему.

4) Человек сам ответственен за попытку сделать выбор или отказаться от свободы.

5) В основе любого объяснения, теоретического знания лежит переживание [12, с. 845 - 846]. Таким образом, нельзя де-гуманизировать человека. В таком случае мы потеряем очень важные феномены существования самого человека. В этом суть синергетического мостика между естественными и гуманитарными науками.

Основным понятием экзистенциализма Ролло Мэя является небытие. Небытие является частью бытия. Человек знает о приближении смерти, но самое удивительное, что она приходит неожиданно. Пытаясь защититься от смерти, человек проявляет некоторые типы вынужденного поведения. Поэтому жизнь на грани возможного исчезновения приобретает очень большую ценность.

Противоположным, полярным понятием выступает быти-е-в-мире. Оно предполагает единство личности и мира - Dasein. Его с лёгкой руки ввёл философ Мартин Хайдеггер. Большинство людей Западной культуры страдают от отчуждения, которая проявляется в трёх ипостасях, а именно: «1) отделённость от природы, 2) недостаток значимых межличностных отношений, 3) отчуждение от своего подлинного «Я». Необходимо жить в трёх мирах одновременно и самому распоряжаться тремя вышеназванными составляющими. Адекватно понять человека можно только с его собственной точки зрения. Власть же чужого созна-

ния над личностью приводит к её духовной и физической смерти [12, с. 846 - 848].

В реальной жизни учёные преувеличивают один из трёх образов мира и принижают другие. Первый модус - мир природы. Необходимо воспринимать данный мир со всей серьёзностью. В этот мир мы заброшены и должны к его законам приспосабливаться. Второй модус - это мир взаимоотношений между людьми. Именно в процессе взаимоотношений меняются взаимодействующие между собой люди. И, наконец, малоизученный с точки зрения бессознательного мир самости. Исследователи его почти всегда игнорируют. Это три синхронно существующих модуса мира, а не три разных мира [13, с. 121 - 127].

Дисгармония трех миров ведёт к скуке, одиночеству, потере смысла существования. Это лишь небольшой спектр симптомов современных психических расстройств. Следует акцентировать внимание на малоизвестной связи между бессознательным и творчеством. Психотерапевт Р. Мэй в своей научной работе исследует творчество, которое исцеляет и созидает нашу жизнь [14, с. 58 - 80].

Остановимся на некоторых отличительных чертах экзистенциализма Ролло Мэя. Это чувство тревоги и вины, которые возрастают в связи с осознанием человеком небытия. Тревога, в отличие от страха, есть понятие онтологическое. Страх обычно рассматривается как аффект, среди других аффектов. Тревога направлена на ядро бытия. Она имеет очень сильные разрушительные последствия. Это состояние человека по поводу реализации его потенциала. Если же человек не может реализовать свои потенциальные возможности, то он испытывает чувство вины. То есть вина так же выступает основополагающей онтологической характеристикой человека. В свою очередь, интен-циональность как фундаментальная структура придаёт смысл переживаниям человека и обуславливает активное действие принимать решения. Учёный выделяет несколько разновидностей онтологической вины. Первая из них связана с миром самости. Вторая - в отношениях ближних. Третья вина касается нашего отдаления от природы [13, с. 104 - 111].

5.СИНЕРГЕТИЧЕСКИЙ МЕХАНИЗМ ПОЛЯ

Известный британский психолог Роналд Лэнг является бунтарской фигурой в современной психологии и психиатрии. По мнению специалистов, он самый популярный психиатр после З. Фрейда и К.Г. Юнга. Для нашей публикации представляет интерес его ранняя публикация «Расколотое Я». Опираясь на труды европейских философов-экзистенциалистов, учёный развил концепцию саморазорванности сознания индивида. Он исследовал условия «возникновения самопротиворечивого, всегда находящегося в разладе с самим собой и другими людьми «несчастного сознания». Подобный человек ощущает себя изолированным и одиноким. Собственное «Я» расколото, интерпретация своего поведения и отношений других людей запутаны и противоречивы. Возникновение такого «шизоидного сознания» обусловлено конфликтом между реальным бытием и нереальной природ-но-социальной действительностью. Личность только по видимости действует осознанно. На самом деле, по сути, её поведение бессознательно.

Психолог профессионально описывает расщепление внутреннего «Я», распад личности. На это место приходят архетипы Юнга. Таким образом, вместо целостности своего существования в мире, искаженное сознание делает акцент на борьбу с самим собой между внутренним, истинным «Я» и системой ложных «Я». Ложные «Я» определяются маской, принуждённой социальной ролью, внешней персональностью [1, с. 167 - 180]. Такое умение описывать психические расстройства, а также обобщённые, специфические знания были редкостью для учёного, проживающего в Великобритании. Он принёс на островное государство экзистенциально-феноменологическую психиатрию. На наш взгляд, в общей модели личности, которая вмещает в себя нормальную и акцентуированную модели, в её невидимой части спрятаны как патологические, так и творческие потенциальные ресурсы, онтологические основания человека, модус бытия. В его работе проходит красной нитью критика естественнонаучного подхода и превалирует описание проблем целостности человеческого бытия.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Шизофрения для Р. Лэнга, является душевной болезнью. Утрата основания бытия, отчаянье, неуверенность, тревога и потерянность являются основными чертами шизофренического

сознания и мира. Человек пытается отгородиться от внешней среды и всё больше затягивается в пустоту своего внутреннего мира. В «Я» больного ничего не остается, всё становится по отношению к нему внешним, даже тело, и его «Я» постепенно превращается в вакуум, пустоту. Р. Лзнг исследует этот феномен внутреннего пространства личности. Порядок бытия, экзистенциального существования больного всё больше погружается в пустоту, ничто. Оперируя синергетическими понятиями, мы наблюдаем не процесс самоорганизации личности от хаоса к упорядочиванию структуры, а обратный процесс её дезорганизации от порядка к хаосу.

По мнению Р. Лэнга, «Я» расщепляется на истинное Я и ложное Я. Точнее, ложное Я разваливается на фрагменты, каждый из которых не является развитым, зрелым и не отражает всестороннюю личность. Именно это и определяет раскол между реальным внешним миром и внутренней фантазией. Это так называемое состояние хаотичного небытия. Оно не до конца разрушено, продолжает существовать в хаотической структуре личности больного. Таким образом, Р. Лэнг разрушил границы между нормальным и патологическим сознанием [15, с. 115 - 132]. Бытие и небытие существуют рядом. Важно при этом отметить, что с момента становления человека формируется и структура бытия человека. Исток шизофрении по Р. Лэнгу можно трактовать следующей моделью личности. При шизоидном состоянии личности, фундамент её бытия становится гибким, а надстройка, в свою очередь, очень жёсткой. При нормальном состоянии личности всё происходит наоборот.

Исследователь научного творчества О. Власова пишет, что Р. Лэнг «вскрыл кризис психиатрии, он попытался вывести проблему психического заболевания в широкое поле гуманитарного осмысления, он сделал так, что о ней заговорила общественность» [15, с. 7]. На проблему механизмов психического заболевания Р. Лэнг посмотрел с точки зрения философии и социальной критики. Он опирался на философскую онтологию бытия, индивида и общества. Предлагал множество идей, концептов и теорий о путях и механизмах вхождения человека в общество, а также причинах его отторжения. Он поднял вопрос о том, что психическое заболевание имеет социальный и культурный статус существования. Эта болезнь перестаёт быть чисто клиническим концептом, а становится социально-философской проблемой [15, с. 421 - 430]. Проблема безумия, поднятая Р. Лэнгом в самом широком смысле, созвучна работам континентального французского философа М. Фуко.

Чтобы понять мироощущение Р. Лэнга, необходимо коснуться темы его путешествия на Восток. Он экзистенциально искал социальную систему, где его включённость и ответственность были бы минимальными. Выбор пал на буддизм, который допускал самостоятельный рост и работу над собой. Он воспринимал восточные учения как практику работы со своим сознанием и своим телом. Р. Лэнг стремился к очищению своего сознания. Провел несколько месяцев в монастыре на острове Цейлон. В Гималаях, в старинном индийском городке он посвятил много времени старому отшельнику Ганготри Баба. По его возвращению на Родину крупнейшие журналы в своих публикациях поставили Р. Лэнга в один ряд с такими известными учеными как З. Фрейд, К.Г. Юнг, Т. Лири [15, с. 315 - 327].

Р. Лэнг в книге «Разделенное Я» [16] определил шизоидов как людей, живущих с расколом либо внутри самих себя, либо между ними и остальным миром. Они не ощущают себя как «целое» и переживают болезненную изоляцию от других людей. Основным отличием шизоидной личности от шизофреника, по мнению Лэнга, было следующее: «если шизоид может пребывать в состоянии тревоги, но оставаться при этом в своём уме, раздвоение личности шизофреника уже переводит его за грань психического заболевания» [17, с. 387].

Р. Лэнг настолько ярко представил мир больных, что возникло мнение психиатров о том, что он должен был пересечь черту безумия, так как без этого понять переживания психически больного невозможно. В таких случаях, необходимо погружение в далёкий мир психоза пациента, а это рискованно и требуется особая осторожность. Однажды Р. Лэнг читал лекцию в клинике, где когда-то проводил свои Цолликонские семинары с психиатрами известный философ экзистенциалист М. Хайдеггер. Поведение Р. Лэнга после лекции часть аудитории оценила как психически больного человека. Подобная оценка отклоняющего поведения была дана и Жаку Лакану.

Нездоровые пациенты притягивали его словно магнит. Он часами мог слушать бред больного. Многие психиатры отмечали, что отчасти его логика представляет параноический бред. Отметим, что излишняя синхронная близость и идентификация с пациентами дали толчок к психологическому выгоранию личности известных психологов. Они близко подпускали к себе больных, и перешли предел погружения в мир безумия [15, с. 438 - 442].

По мнению Р. Лэнга, не надо подражать парадигме традиционной медицины «заболевание - симптомы - лечение», а следует стремиться к освобождению пациентов, их личностному росту. Необходимо снять табу с психических заболеваний и расширить знания об образе их мышления [17, с. 393]. Учёный О. Власова ставит на экзистенциально-феноменологической психиатрии Р. Лэнга особый акцент: «Благодаря его творчеству и деятельности оказалось возможным по-новому посмотреть на психическое заболевание, на социальную онтологию маргинальности, на проблему сознания и межличностной коммуникации, на ролевую структуру общества и механизмы его функционирования» [15, с. 450]. По мнению ряда учёных, «Экзистенциальная психология заслуживает высокой оценки за способность организовать и использовать всё, что идет на пользу личностному развитию» [12, с. 863]. Подчеркнём, особенно развитию личности в духовном направлении.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Таким образом, в нашем исследовании мы попытались самые разнообразные экзистенциальные школы и подходы привести к общему знаменателю. Методологической основой в этом выступила новая наука синергетика. Предметом её исследования является самоорганизация самых разнообразных структур в единую, целостную систему. В нашем случае ими выступили идеи, концепции и теории известных всему миру психологов, психиатров и психотерапевтов. Для проведения исследования мы создали гипотетическое эмоционально-смысло-волевое поле, как своеобразный сложный аттрактор в его трех смыслообразующих

Библиографический список

координатах. Этот механизм поля позволил впервые самоорганизовать взгляды учёных экзистенциалистов в единое целое. Эмоциональный компонент поля базируется на идеях И.Ялома. Смысловой компонент поля опирается на идеи В.Франкла. Волевой компонент поля строится на идеях Р.Мэя. Это три центра самоорганизации, сведённые воедино. Фамилии перечисленных учёных и их идеи выступают знаковыми, синергетическими фигурами среди плеяды других учёных экзистенциалистов.

Онтологические феномены -тревога, страх, вина -проявляются при взаимодействии личности человека с тремя мирами: природным, социальным и психическим. Результат их возникновения в дисгармонии связей личности человека с треугольником миров. Гармония связей описывается моделью нормальной личности. Дисгармония связей обрисовывается моделью патологической личности. Воздействуя через эмоции, смысл и волю, мы тем самым можем корректировать проявления онтологических феноменов в личности человека.

Запускающий фактор аттрактора может из хаоса активизировать процессы самоорганизации, упорядочивания психических и духовных структур личности. Данные процессы должны преобладать над процессами хаоса, дезорганизующими личность. В соответствии с этим в структуре личности возникают как реальное «Я», так и, по идее Р. Лэнга, нарождаются мнимые «Я». Точнее это будут обломки проявлений центра самоорганизации «расколотого Я», реализуемые в виде каких-либо психических и духовных феноменов. Каждое из мнимых «Я» порождает патологические особенности поведения личности.

Следовательно, оперируя концептами синергетики, мы получили новое приращение знаний в экзистенциальной психологии. Синергия, которая возникла как результат самоорганизации элементов, связей и отношений в целостной социально-психологической системе, дала возможность представить норму и патологию личности в иной плоскостной синергетической интерпретации. Это даёт возможность экзистенциальной психологии претерпеть второе рождение для разрешения ряда онтологических проблем современности.

1. Тихонравов Ю.В. Экзистенциальная психология. Москва: ЗАО «Бизнес-школа» Интел-Синтез», 1998.

2. Нельсон-Джоунс Р. Теория и практика консультирования. Санкт-Петербург: Питер, 2000.

3. Князева Е.Н., Курдюмов С.П. Синергетика: Нелинейность времени и ландшафты коэволюции. Москва: КомКнига, 2007.

4. Мэй Р. Смысл тревоги. Москва: Институт Общегуманитарных Исследований, 2016.

5. Ялом И. Дар психотерапии. Москва: Эксмо, 2015.

6. Кондаков И.М. Психология. Иллюстрированный словарь. Санкт-Петербург: «прайм-ЕВРОЗНАК», 2003.

7. Толковый словарь по управлению. Под редакцией В.В. Позднякова. Москва: Аланс, 1994; 252.

8. Франкл В. Страдания от бессмысленности жизни. Актуальная психотерапия. Новосибирск: Сибирское университетское издательство, 2015.

9. Франкл В. Доктор и душа: Логотерапия и экзистенциональный анализ. Москва: Альпина нон-фикшн, 2017.

10. Франкл В. Логотерапия и экзистенциональный анализ: Статьи и лекции. Москва: Альпина нон-фикшн, 2016.

11. Франкл В. Психотерапия и экзистенциализм: Избранные работы по логотерапии. Москва: ИОИ, 2015; 192.

12. Фрейджер Р., Фейдимен Д. Личность: теории, эксперименты, упражнения. Санкт-Петербург: Прайм-ЕВРОЗНАК, 2001.

13. Мэй Р. Открытие бытия. Москва: Институт Общегуманитарных Исследований, 2014.

14. Мэй Р. Мужество творить: очерк психологии творчества. Москва: Институт Общегуманитарных Исследований, 2015.

15. Власова О., Рональд Лэйнг. Между философией и психиатрией. Москва: Издательство Института Гайдара, 2012.

16. Лейнг Р. Разделенное Я. Экзистенциальное исследование психического здоровья и безумия. Киев: Государственная библиотека Украины для юношества, 1995.

17. Батлер-Боудон Т. 50 великих книг по психологии. Москва: Эксмо, 2012.

References

1. Tihonravov Yu.V. 'Ekzistencial'naya psihologiya. Moskva: ZAO «Biznes-shkola» Intel-Sintez», 1998.

2. Nel'son-Dzhouns R. Teoriya ipraktika konsul'tirovaniya. Sankt-Peterburg: Piter, 2000.

3. Knyazeva E.N., Kurdyumov S.P. Sinergetika: Nelinejnost' vremeni ilandshafty ko'evolyucii. Moskva: KomKniga, 2007.

4. M'ej R. Smysl trevogi. Moskva: Institut Obschegumanitarnyh Issledovanij, 2016.

5. Yalom I. Darpsihoterapii. Moskva: 'Eksmo, 2015.

6. Kondakov I.M. Psihologiya. Illyustrirovannyjslovar'. Sankt-Peterburg: «prajm-EVROZNAK», 2003.

7. Tolkovyjslovar'po upravleniyu. Pod redakciej V.V. Pozdnyakova. Moskva: Alans, 1994; 252.

8. Frankl V. Stradaniya ot bessmyslennostizhizni. Aktual'naya psihoterapiya. Novosibirsk: Sibirskoe universitetskoe izdatel'stvo, 2015.

9. Frankl V. Doktor i dusha: Logoterapiya i 'ekzistencional'nyj analiz. Moskva: Al'pina non-fikshn, 2017.

10. Frankl V. Logoterapiya i 'ekzistencional'nyj analiz: Stat'ii lekcii. Moskva: Al'pina non-fikshn, 2016.

11. Frankl V. Psihoterapiya i 'ekzistencializm: Izbrannye raboty po logoterapii. Moskva: IOI, 2015; 192.

12. Frejdzher R., Fejdimen D. Lichnost': teorii, 'eksperimenty, uprazhneniya. Sankt-Peterburg: Prajm-EVROZNAK, 2001.

13. M'ej R. Otkrytie bytiya. Moskva: Institut Obschegumanitarnyh Issledovanij, 2014.

14. M'ej R. Muzhestvo tvorit': ocherk psihologii tvorchestva. Moskva: Institut Obschegumanitarnyh Issledovanij, 2015.

15. Vlasova O., Ronal'd L'ejng. Mezhdu filosofiej ipsihiatriej. Moskva: Izdatel'stvo Instituta Gajdara, 2012.

16. Lejng R. Razdelennoe Ya. 'Ekzistencial'noe issledovanie psihicheskogo zdorov'ya i bezumiya. Kiev: Gosudarstvennaya biblioteka Ukrainy dlya yunoshestva, 1995.

17. Batler-Boudon T. 50 velikih knig po psihologii. Moskva: 'Eksmo, 2012.

Статья поступила в редакцию 30.01.18

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.