Научная статья на тему 'СМЫСЛЫ ЭКРАННОЙ КУЛЬТУРЫ КАК ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ФЕНОМЕНА'

СМЫСЛЫ ЭКРАННОЙ КУЛЬТУРЫ КАК ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ФЕНОМЕНА Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
217
49
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
«ЭКРАННАЯ КУЛЬТУРА» / ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ФЕНОМЕН / ИНТЕРПРЕТАЦИОННЫЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ / СУЩНОСТНЫЕ СТАТУСЫ-СМЫСЛЫ / КУЛЬТУРОЛОГИЧЕСКИЙ ПОДХОД / КОММУНИКАТИВНЫЙ ПОДХОД / КОМПЕТЕНТНОСТНЫЙ ПОДХОД / PEDAGOGICAL PHENOMENON / INTERPRETATIVE CHARACTERISTICS / ESSENTIAL STATUSES-MEANINGS / CULTUROLOGICAL APPROACH / COMMUNICATIVE APPROACH / COMPETENCY-BASED APPROACH / “SCREEN CULTURE”

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Коршунова Ольга Витальевна, Корсенюк Александр Игоревич

Цель исследования - теоретически (в т.ч. и с позиций смежных педагогике наук) и эмпирически (через представления студентов - будущих педагогов) выявить интерпретационные характеристики экранной культуры как личностного феномена, порожденного информационным обществом. В статье с помощью компаративного анализа различных научных подходов к экранной культуре формируются её смысловые концепты, которые затем подвергаются опытной проверке. Научная новизна исследования заключается в установлении сущностных статусов-смыслов экранной культуры в плоскости педагогики с учетом междисциплинарных позиций её понимания и фиксировании подтверждающих эмпирических фактов. В результате на основе культурологического, коммуникативного, компетентностного подходов выявлены базовые смыслы исследуемого феномена в педагогической науке: становление индивидуального образа мира у обучающихся; способ передачи и усвоения содержания образования; сформированность коммуникативно-информационных компетенций через применение экранов; интегративное качество личности в структуре её базовой культуры.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Коршунова Ольга Витальевна, Корсенюк Александр Игоревич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

MEANINGS OF SCREEN CULTURE AS PEDAGOGICAL PHENOMENON

The purpose of the study is to determine theoretically (including from the standpoints of sciences related to pedagogy) and empirically (through perceptions of pedagogical students) the interpretative characteristics of screen culture as a personal phenomenon generated by the information society. The article uses a comparative analysis of various scientific approaches to screen culture to form its semantic concepts, which are subsequently subjected to experimental verification. Scientific novelty of the study lies in determining essential statuses-meanings of screen culture through the lens of pedagogy, taking into account interdisciplinary positions of its understanding, and in documenting corroborative empirical facts. As a result, basing on culturological, communicative, competency-based approaches, the researchers have identified the primary meanings of the studied phenomenon in pedagogical science: formation of an individual image of the world in students; a way of transmitting and assimilating the content of education; development of communicative and information competencies through the use of screens; integrative quality of a personality in the structure of its basic culture.

Текст научной работы на тему «СМЫСЛЫ ЭКРАННОЙ КУЛЬТУРЫ КАК ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ФЕНОМЕНА»

i rpanhoTQ

ISSN 2686-8725 (online) ISSN 2500-0039 (print)

Педагогика. Вопросы теории и практики Pedagogy. Theory & Practice

2021. Том 6. Выпуск 1. С. 17-27 | 2021. Volume 6. Issue 1. P. 17-27

Материалы журнала доступны на сайте (articles and issues available at): pedagogy-journal.ru

RU

Смыслы экранной культуры как педагогического феномена

Коршунова О. В., Корсенюк А. И.

Аннотация. Цель исследования - теоретически (в т.ч. и с позиций смежных педагогике наук) и эмпирически (через представления студентов - будущих педагогов) выявить интерпретационные характеристики экранной культуры как личностного феномена, порожденного информационным обществом В статье с помощью компаративного анализа различных научных подходов к экранной культуре формируются её смысловые концепты, которые затем подвергаются опытной проверке. Научная новизна исследования заключается в установлении сущностных статусов-смыслов экранной культуры в плоскости педагогики с учетом междисциплинарных позиций её понимания и фиксировании подтверждающих эмпирических фактов. В результате на основе культурологического, коммуникативного, компетентностного подходов выявлены базовые смыслы исследуемого феномена в педагогической науке: становление индивидуального образа мира у обучающихся; способ передачи и усвоения содержания образования; сформированность коммуникативно-информационных компетенций через применение экранов; интегративное качество личности в структуре её базовой культуры.

EN

Meanings of Screen Culture as Pedagogical Phenomenon

Korshunova O. V., Korsenyuk A. I.

Abstract. The purpose of the study is to determine theoretically (including from the standpoints of sciences related to pedagogy) and empirically (through perceptions of pedagogical students) the interpretative characteristics of screen culture as a personal phenomenon generated by the information society. The article uses a comparative analysis of various scientific approaches to screen culture to form its semantic concepts which are subsequently subjected to experimental verification. Scientific novelty of the study lies in determining essential statuses-meanings of screen culture through the lens of pedagogy, taking into account interdisciplinary positions of its understanding, and in documenting corroborative empirical facts. As a result, basing on culturological, communicative, competency-based approaches, the researchers have identified the primary meanings of the studied phenomenon in pedagogical science: formation of an individual image of the world in students; a way of transmitting and assimilating the content of education; development of communicative and information competencies through the use of screens; integrative quality of a personality in the structure of its basic culture.

Введение

Одной из особенностей XXI века является использование во всех сферах деятельности человека различных аудиовизуальных средств, таких как персональные и планшетные компьютеры, смартфоны и иные гаджеты. Например, государственная программа Российской Федерации «Развитие образования» на 2018-2025 годы предусматривает ассигнования различных уровней бюджетной системы на обновление материально-технической базы образовательных организаций. Современные технические устройства, к которым относятся и аудиовизуальные средства, способствуют созданию новой образовательной среды и помогают обучающимся сформировать ключевые цифровые навыки. Широкое распространение экранов, являющихся основным носителем и источником передачи информации, определило возникновение экранной культуры как многогранного феномена, существующего и развивающегося наряду с иными типами культур [4; 9; 11].

В настоящее время экранные информационные технологии прочно вошли во все сферы социума и стали ведущим способом создания, хранения и передачи социального опыта, норм и ценностей. Использование экранов обусловило появление в структуре базовой культуры личности такого её компонента, как экранная культура, которая стала предметом изучения исследователей в различных областях знаний [12; 13; 21; 24]. И если для культурологии, искусствоведения, теории коммуникации, социологии смыслы экранной культуры достаточно четко определены, то для современной педагогической науки проблемное поле, связанное

Научная статья (original research article) | https://doi.org/10.30853/ped210004

© 2021 Авторы. ООО Издательство «Грамота» (© 2021 The Authors. GRAMOTA Publishers). Открытый доступ предоставляется на условиях лицензии CC BY 4.0 (open access article under the CC BY 4.0 license): https://creativecommons.orq/licenses/by/4.0/

с исследуемым феноменом, в силу его многогранности и многоаспектности требует разработки системы векторов. Так, обозначены проблемы психологического влияния экранных технологий на личность информационного общества и поиска методологических основ, принципов, правил оптимального и праксеологи-ческого применения экранов в образовательном процессе; требуют исследования вопросы наиболее полного использования экранных технологий для развития гносеологического, аксиологического, творческого, коммуникативного, художественно-эстетического потенциалов личности; неясны связи экранной культуры как единицы базовой культуры личности с другими её традиционными компонентами; четко не выполнена отдиф-ференцировка экранной культуры от близких по смыслу феноменов - аудиовизуальной, электронной, цифровой, мультимедиа-, компьютерной, киберкультур.

Особенно важно сформировать экранную культуру у будущих педагогов - студентов педагогических направлений подготовки в вузе, так как именно они будут образцом для подрастающего поколения, в т.ч. и в аспекте владения элементами экранной культуры, значимость которой, судя по всему, во всех сферах жизнедеятельности человека далее будет только возрастать. Поэтому существенно значимой проблема формирования экранной культуры представляется и для педагогики, и для процесса профессиональной подготовки педагога в вузе [6; 7; 15; 16; 18; 23].

Для достижения указанной цели исследования необходимо решить следующие задачи:

- систематизировать на основе теоретического анализа интерпретации экранной культуры с позиций культурологического, коммуникативного и компетентностного подходов;

- уточнить на основе сравнительного междисциплинарного анализа сущностные статусы-смыслы исследуемого феномена в контексте педагогической науки;

- разработать содержание Googlе-анкеты и собрать эмпирический массив данных об экранной культуре от респондентов - бывших школьников (а ныне - студентов-первокурсников педагогического направления подготовки вуза);

- интерпретировать полученные с помощью метода Googlе-анкетирования результаты с фиксированием эмпирических фактов о смыслах исследуемого феномена с позиций педагогики.

В статье применяются следующие методы исследования: аналитический (компаративный и теоретический); контент-анализ, моделирование; Google-анкетирование; интерпретационный метод (для обработки эмпирического массива данных).

Теоретическую базу исследования составляют труды ученых и исследователей: А. А. Гука, предложившего с позиций философии разграничение понятий, близких по смыслу к понятию экранной культуры, с выделением их главных системообразующих признаков (аудиовизуальная, электронная, цифровая, мультимедиа-и другие виды культур) [5]; Н. Д. Лигостаевой [11], обобщившей накопленные в теории и практике знания о функционировании экранной культуры как социально-культурного явления; А. В. Лукаша [12], показавшего воздействие экранной культуры на развитие отношений, складывающихся в социальной сфере общества; П. К. Огурчикова [13], утверждающего, что экранная культура способна ускорять процессы, направленные на формирование массового сознания, путем рождения новой мифологии; И. И. Шигаповой [21], исследовавшей взаимоотношения творцов и потребителей на основе традиций и тенденций развития аудиовизуальных произведений; И. В. Шулер [23], выделяющей как развивающий потенциал экранной культуры, так и проблемы, возникающие в процессе формирования её у студентов вуза; А. Е. Ядвиршиса [24], определяющего экранную культуру как механизм формирования социальной компетентности социальных работников. В настоящее время в педагогической науке феномен экранной культуры рассматривается на примере: организации самостоятельной работы курсантов младших курсов военного института (А. И. Саввантиди [16]); формирования данного компонента культуры как качества личности студентов университетов в целом (А. А. Ивлев [6; 7]); применения экранных технологий в средней общеобразовательной школе (на основе обучения иностранному языку, Г. В. Романова [15]); разработки программ внеурочной деятельности по формированию отдельных искусствоведческих и эстетических аспектов феномена у школьников 8-10 классов (Ю. Н. Усов [18]).

Практическая значимость исследования заключается в том, что концепты (концепт - инновационная идея, содержащая в себе созидательный смысл [10]) относительно сущностных признаков экранной культуры как новообразования личности постиндустриального общества, полученные в исследовании на основе инте-гративного анализа теоретических и эмпирических данных, могут быть использованы в качестве теоретических оснований педагогической деятельности для усовершенствования формирования данного компонента базовой культуры обучающихся (школьников, студентов и др.) в образовательном процессе. Научная дискуссия по данной проблеме будет способствовать развитию плодотворного сотрудничества между педагогами, философами, культурологами, психологами, социологами, представителями педагогической семиотики.

Теоретический анализ и систематизация известных науке подходов относительно интерпретации феномена экранной культуры

Возникновение экранной культуры датируется концом XIX века, то есть в период зарождения кинематографа, поэтому феномен экранной культуры оправданно считают продуктом индустриального общества. Однако первые упоминания об экранной культуре как о сложившемся понятии относятся лишь ко второй половине ХХ века. Именно в этот период происходят качественные изменения информационной техники и технологий, возрастает их влияние на социальную, политическую, экономическую и духовную сферы общества, что приводит к формированию нового образа жизни людей [9].

Традиционно экранная культура является предметом изучения культурологов и социологов, рассматривающих ее с учетом различающихся подходов к явлению «культура» в целом, которых насчитывается несколько десятков. Сравнительный анализ работ ученых и исследователей [6-8; 12] применительно к экранной культуре позволяет выделить три основных подхода к выявлению смыслов исследуемого феномена: культурологический (культурология), коммуникативный (социология), компетентностный (педагогика). В научных публикациях высказываются интерпретационные суждения об экранной культуре также с позиций семиотического, деятельностного и аксиологического подходов.

Ведущим подходом, по нашему мнению, является культурологический подход, в рамках которого экранная культура изучается посредством системообразующих культурологических понятий.

Так, И. И. Шигапова рассматривает экранную культуру как результат материальной и духовной деятельности человека и считает экранную культуру таким «типом культуры, основным материальным носителем которой является "экранность", гармоничное соединение цифровых и компьютерных технологий и художественности, основанной на системе экранных (плоскостных) изображений, литературе (сценарии), на экранной речи, анимационном моделировании, сконструированной в компьютере виртуальной реальности» [21, с. 55].

В свою очередь, Н. Д. Лигостаева утверждает, что экранная культура представляет собой «тип культуры, базовым материальным носителем информации которого является не письменность, а "экранность", выражаемая в системе экранных (плоскостных) изображений. Ключевым признаком экранной культуры, который отличает ее от книжной и одновременно приближает ее к дописьменному типу человеческих культур, является динамичный, постоянно трансформирующийся, диалоговый характер взаимоотношений экранного текста с партнером» [11, с. 23].

Культуролог Н. Б. Кириллова считает, что сущность экранной культуры состоит из элементов - разных аудиовизуальных культур, образующих развивающуюся систему [8]. Отметим, что в данном случае экранная культура становится системой других культур - кино-, теле- и компьютерной культур, которые, в свою очередь, называются ее элементами, а основополагающим признаком экранной культуры становится представление информации (текста) в аудиовизуальном формате.

Несколько иной будет позиция П. К. Огурчикова, К. Е. Разлогова, Ю. Н. Усова, Н. Ф. Хилько, для которых центральным аспектом культурологического подхода становится искусствоведческое направление, при этом экранная культура является индивидуальным образным видением мира. Так, согласно К. Э. Разлогову, Ю. Н. Усову, Н. Ф. Хилько, экранная культура - это феномен, позволяющий посредством различных средств и способов, опирающихся на аудиовизуальные конструкции, формировать индивидуальное восприятие мира [14; 18; 19]. П. К. Огурчиков отмечает, что «современная экранная культура представляет собой совокупность образов, которые создаются и существуют по законам построения мифа» [13, с. 135].

Следовательно, культурологический подход подразумевает, что экранная культура является продуктом осознанной деятельности человека, то есть новым видом культуры, а также совокупностью образов, которые детерминируют индивидуальное восприятие окружающей действительности человеком. Культурологический подход к определению экранной культуры является значимым для педагогики и образовательной сферы: своими идеями диалоговости взаимодействия с партнером; представлениями информации в аудиовизуальном аспекте и обеспечением тем самым «клипового» восприятия образов мира, реализацией «кван-тованности» (дискретности, кластерности) информации; широкой возможностью создания условий для персонифицированного формирования представлений о картине мира.

В рамках коммуникативного подхода экранная культура, по мнению И. В. Шулер, становится «новой коммуникативной парадигмой, дополняет традиционные формы общения между людьми, к которым относится культура непосредственного общения и культура письменная (книжная), и является механизмом формирования и трансляции норм, обычаев, традиций и ценностей последующим поколениям» [23, с. 258].

А. В. Лукаш определяет экранную культуру как «способ коммуникации и трансляции информации, социокультурного опыта, социально значимых норм и стандартов (с использованием экранов)» [12, с. 117]. Также в рамках данного подхода можно рассматривать определение А. Е. Ядвиршиса, изучающего феномен экранной культуры в качестве «новой культуры социального общения, которая объединяет интеллектуальные возможности человека с техническими возможностями информатики» [24, с. 138].

Анализ экранной культуры с позиций коммуникативного подхода позволяет заключить, что ключевой характеристикой экранной культуры с точки зрения коммуникативного аспекта является возможность передачи информации и осуществления общения (коммуникации) с помощью различных экранов, дополняющих интеллектуальные возможности человека техническими ресурсами и в силу этого создающих новый формат культуры социального общения и взаимодействия, в том числе сетевой коммуникации. Кроме того, коммуникативный подход к пониманию сущности экранной культуры дает возможность рассматривать экранную культуру как дополняющую уже имеющиеся в опыте образования инструменты интериоризации содержания образования (норм, традиций, обычаев, ценностей, социокультурного опыта).

Однако если феномен экранной культуры является изученным в культурологии и социологии, то в педагогике еще только предстоит дать ему достаточное теоретическое обоснование. Одним из ведущих подходов в педагогической науке и современных образовательных практиках выступает компетентностный. Проанализируем с позиций данного подхода результаты исследований А. И. Саввантиди [16, с. 7] и А. А. Ивлева [6, с. 8; 7].

А. И. Саввантиди, рассматривая экранную культуру военного специалиста, определяет обозначенный феномен как «сложное системное качество личности, характеризующееся готовностью военного специалиста к функционированию в военно-информационной среде в соответствии с упорядоченной совокупностью личных эстетических и ценностно-смысловых ориентаций с помощью комплекса знаний, умений и навыков

работы с экраном как средством отображения информации, позволяющим решать теоретические и практические задачи в военной сфере, регулировать военно-информационные взаимоотношения» [16, с. 8]. В структуре экранной культуры А. И. Саввантиди выделяет 4 компонента: 1) культуру отбора и поиска аудиовизуальной информации; 2) культуру восприятия её различных видов; 3) культуру её анализа; 4) культуру её преобразования и применения [16].

Из выделенной структуры можно сделать вывод о видении экранной культуры преимущественно как системы взаимодействия личности с культурой преобразования и использования аудиовизуальной информации. При этом в систему включены знания, умения, навыки личности по ориентации в современном экранно-информационном пространстве при выполнении профессиональной деятельности от репродуктивного до творческого уровня.

В работах А. А. Ивлева встречаем следующие интерпретации экранной культуры:

- «характеризующая современный уровень информационного развития будущего специалиста интегра-тивная совокупность информационных компетенций личности, основанных на опыте решения профессионально-жизненных задач посредством адекватной интерпретации медиатекстов и оптимизирующих процессы получения, использования и передачи аудиовизуальной информации с учетом эстетической специфики экранного взаимодействия» [6, с. 8];

- «интегративное личностное качество, характеризующееся комплексом знаний, необходимых для получения, использования и передачи аудиовизуальной информации посредством экрана, с учетом эстетических норм и правил, основанных на чувствах и переживаниях, вызванных особым психологическим воздействием экрана» [7].

В структуре экранной культуры А. А. Ивлев выделяет когнитивный, эмоционально-ценностный и деятель-ностный компоненты.

Основной характеристикой вышеуказанных определений А. И. Саввантиди и А. А. Ивлева является то, что экранная культура становится качеством личности, совокупностью компетенций, преимущественно информационных и реализующихся с участием «экрана», овладение которыми позволяет успешно решать профессиональные задачи. Из этого следует, что экранная культура рассматривается исследователями с точки зрения компетентностного подхода в педагогике и является составной частью медиакультуры, формируемой посредством медиаобразования.

Ценным в плане исследования экранной культуры педагогикой является ещё одно направление. Основной задачей педагогики выступает организация «встречи» человека с культурой посредством образовательных систем (под культурой в общем смысле понимается совокупность накопленных обществом идеальных и материальных ценностей). Происходит интериоризация образующимся человеком отобранных ценностей, которые становятся его «внутренним» достоянием и ресурсом. И в этом педагогическом смысле речь уже идет о базовой культуре личности (БКЛ). Термин введен в научный оборот в трудах О. С. Газмана в 90-е гг. ХХ в. и означает в интерпретации данного автора необходимый минимум общих способностей человека, его знаний, ценностных представлений, привычек и качеств, без которых невозможны успешная социализация и оптимальное развитие генетически связанных дарований личности при учете её индивидуальных параметров [1].

Выделение данного феномена из общей культуры личности произведено в трудах О. Г. Брыкаловой [3; 4], где БКЛ трактуется как «целостное личностное образование в структуре общей культуры личности, представленное познавательно-мировоззренческим, эмоционально-волевым, социально-гражданским и созидательно-творческим компонентами, в содержании которых интегрируются гуманитарный опыт и другие характеристики личности, необходимые для установления гармонии с собой и обществом и дальнейшего присвоения объективированного опыта человечества» [4, с. 119]. В данном контексте выполнены работы Е. В. Бондаревской [2], Е. Н. Шиянова, С. В. Бобрышева [22] и др. В указанных работах интегрируются культурологический, коммуникативный и компетентностный подходы к интерпретации БКЛ.

В начале XXI в. направления базовой культуры личности называют её компетенциями, рассматривая формирование БКЛ в последовательности «грамотность - компетенция - составляющая общей культуры личности» [17]. Чаще выделяют три компонента в структуре последней: когнитивный, ценностно-ориента-ционный, коммуникативно-деятельностный [Там же]. Педагогических трудов, раскрывающих взаимосвязь экранной культуры как высшего уровня развития экранной грамотности и компетенции, нами не обнаружено. И это значительно осложняет целенаправленное и специально организованное формирование экранной культуры у представителей современного общества.

Уточнение сущностных статусов-смыслов экранной культуры в контексте педагогической науки

По нашему мнению, использование в педагогической науке только компетентностного подхода к пониманию сущности экранной культуры для формирования комплексного представления об изучаемом феномене является недостаточным. Считаем необходимым обратиться также к культурологическому и коммуникативному подходам и сформулировать следующие авторские концепты относительно статусов-смыслов экранной культуры применительно к педагогической науке:

1-й статус: становление индивидуального образа окружающей действительности у обучающихся посредством экранных (в т.ч. аудиовизуальных) средств, используемых в процессе обучения, что резонирует с педагогической идеей персонификации в образовательном процессе при формировании у обучающихся целостного взгляда на мир (статус-смысл экранной культуры, обусловленный культурологическим подходом);

2-й статус: способ передачи (коммуникации) и усвоения учебной информации (содержания образования) при помощи экранных аудиовизуальных технических средств, используемых в образовательном процессе с целью максимального понимания её смыслов и интерпретаций, успешного усвоения слушателями (данный статус детерминирован коммуникативным подходом);

3-й статус: уровень сформированности коммуникативно-информационных умений, развитие способностей, навыков, коммуникативно-информационных компетенций, позволяющих целесообразно и целенаправленно использовать экраны как средство организации аудиовизуализации информации в целях обеспечения высокой степени её усвоения, адаптации к потребностям жизнедеятельности и профессии и применения для успешного выполнения теоретических и практических задач (данный статус-смысл вытекает из ком-петентностного подхода).

Таким образом, проведенный теоретический контент-анализ смыслов экранной культуры, вытекающих из культурологического, коммуникативного и компетентностного подходов, позволяет выделить важные для педагогики и сферы образования интерпретации исследуемого феномена, которые отражены в авторских уточнениях его смыслов в педагогической науке. Мы предлагаем в качестве уточненного определения экранной культуры следующее утверждение. Экранная культура личности есть сложно компонентное интегральное личностное образование, которое:

- проявляется на уровнях функциональной грамотности, компетенции либо культуры как степень образованности человека в информационном обществе;

- преломляется через все традиционные компоненты базовой культуры личности;

- базируется на применении экранов (технологических устройств отображения и вывода информации), что является системообразующим основанием экранной культуры;

- позволяет сформировать персонифицированную картину окружающей действительности, адекватную стадии информационного общества;

- способствует обеспечению максимально оптимальных педагогических условий для интериоризации содержания образования при поддержке реального процесса обучения экранными технологиями взаимодействия и коммуникации с неискаженной передачей смыслов и интерпретаций учебного материала;

- создает информационно насыщенное поле для развития коммуникативно-информационных компетенций обучающихся.

Сбор эмпирического массива данных об экранной культуре

Для подтверждения и обоснования выявленных статусов-смыслов экранной культуры как педагогического феномена авторами был разработан измерительный инструментарий для сбора эмпирических данных в виде Googlе-анкеты. Анкета включает 9 вопросов, содержание которых приведено ниже в тексте статьи. В анкету по структуре включены вопросы, предполагающие получение ответов открытого (выражение собственной точки зрения) и закрытого типа (возможность множественного выбора). Респондентами опроса явились студенты первого курса ФГБОУ ВО «Вятский государственный университет» педагогического направления подготовки уровня бакалавриата. Время проведения анкетирования - май-июнь 2020 г. Опрос имел целью выявление представлений студентов - недавних школьников и одновременно будущих педагогов - о сущностях экранной культуры и фиксирование на основе эмпирических данных интерпретационных характеристик исследуемого феномена. Одновременно с этим содержание анкеты предполагало получение информации о текущем состоянии экранной культуры субъектов в общеобразовательных организациях. При этом мы понимаем, что полученные эмпирические данные отражают позицию лишь одной группы участников образовательного процесса школы - обучающихся, в связи с чем для большей объективности картины предполагается на будущих этапах исследования изучить представления и других субъектов (учителей и родителей) для сравнения с полученными от недавних школьников данными. На текущем этапе исследования осуществляется подготовка к такому тестированию.

В опросе приняли участие 126 человек, из которых 105 девушек (83%) и 21 юноша (17%). Отметим, что большинство респондентов - студенты первого курса (недавние ученики) - обучались в общеобразовательных организациях Кировской области (108 человек), Республики Коми (10 чел.), Удмуртской Республики (2 чел.), Костромской области (2 чел.), Нижегородской области (1 чел.), Пермского края (1 чел.), Республики Казахстан (1 чел.) и Республики Молдова (1 чел.). 104 участника опроса проживают в населенных пунктах городского типа, 22 - сельского типа. Таким образом, в выборке присутствуют представители различных регионов и зарубежья, окончившие школу, расположенную в городе либо в сельской местности. Тем самым при факте текущего обучения респондентов в одном вузе считаем, что обеспечена репрезентативность выборки респондентов, представляющих «среднестатистического» студента периферийного вуза.

В соответствии с проблемой настоящего исследования первым вопросом, который предлагался студентам, был открытый вопрос: «Что такое, по Вашему мнению, "экранная культура"? (ответ постарайтесь дать в виде словосочетания или краткой фразы)». Авторами сознательно не применялись закрытые ответы, чтобы не ограничивать студентов в поиске смыслов феномена экранной культуры с целью выявить ассоциации, связанные с исследуемым объектом и возникающие у будущих педагогов.

Для удобства анализа все полученные ответы были объединены в группы, которые соответствуют выявленным в теоретическом исследовании подходам к определению сущности понятия «экранная культура» (Рис. 1).

Культурологический Коммуникативный Компетентностный Другое

Подходы, с позиций которых представлены ответы Рисунок 1. Результаты ответов респондентов на вопрос: «Что такое, по Вашему мнению, "экранная культура"?»

Большинство опрошенных (92 чел., 73%) дали ответы, характерные для культурологического подхода и характеризующие экранную культуру как тип культуры, использующий различные экранные средства; 21,4% респондентов связывают экранную культуру с получением и передачей информации (коммуникативный подход); и лишь около 2% респондентов - с совокупностью личностных качеств, что свидетельствует о недостаточной сформированности интуитивных представлений будущих педагогов об экранной культуре как педагогическом феномене.

Ценными, на наш взгляд, являются ответы на вопрос: «В каких науках, по Вашему мнению, наиболее распространен термин "экранная культура"?». Так, несмотря на то, что большинство студентов дают определения экранной культуры, опираясь на положения культурологии, с точки зрения распространенности данного термина в различных науках незначительно преобладает педагогика (36,5%), далее следует культурология (31,7%), затем - социология (28,6%) (Рис. 2).

Педагогика Культурология Социология Другое

Рисунок 2. Результаты ответов респондентов на вопрос: «В каких науках, по Вашему мнению, наиболее распространен термин "экранная культура"?»

Отдельный блок вопросов связан с исследованием представлений студентов (бывших школьников) об экранной культуре у субъектов в общеобразовательных организациях. Поскольку экранная культура невозможна без существования различных экранных средств, респондентам был задан вопрос, который позволил оценить сложившуюся экранную инфраструктуру в школах (Рис. 3). При этом респондентам предоставлялась возможность выбора нескольких ответов. Анализируя представленные на рисунке данные, можно отметить, что в процессе обучения более 90% респондентов использовались компьютеры, а мультимедийная аппаратура, аудиторные технические комплексы применялись в трети случаях. Данные подтверждают мнение Г. В. Романовой, считающей, что в современном образовательном процессе в основном используются компьютер, проекционный аппарат и сенсорные доски [15].

Широкое использование экранных технологий в процессе изучения предметов необходимо и соответствует ожиданиям обучающихся от образовательного процесса, что подтверждается ответами на вопрос: «Учебный материал запоминался Вами лучше в следующих случаях...» (Рис. 4).

Другое

Аудиторные технические комплексы

Мультимедийная аппаратура (проекторы и др.)

Компьютеры

I

120

15

20 40 60

Количество респондентов

80

100

120

140

Рисунок 3. Результаты ответов респондентов на вопрос: «Какие экранные средства использовались при обучении Вас в школе?»

(значения даны в абсолютных единицах - количество респондентов)

Так, 79,1% студентов, принявших участие в опросе, утверждают, что учебная информация запоминалась ими лучше в случае применения аудиовизуальных средств. Полученные данные соответствуют мнениям ученых и исследованиям, согласно которым визуализация информации улучшает ее восприятие, особенно у представителей Z-поколения [20].

4

49

0

9,6 .

Когда учитель использовал аудиовизуальные средства обучения

3,5 .

Когда учитель НЕ использовал аудиовизуальные средства обучения

Применение аудиовизуальных средств обучения не влияет на запоминание информации

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

.79,1

Затрудняюсь ответить

Рисунок 4. Результаты ответов на вопрос «Учебный материал запоминался Вами лучше в следующих случаях...» (значения - в %)

Как уже отмечалось выше, современный образовательный процесс невозможен без различных экранных инструментов, применение которых обусловливает необходимость владения педагогом экранной культурой. Однако не все респонденты считают необходимым наличие такого компонента профессиональной культуры у педагогов (Рис. 5). Так, более половины участников опроса (70 чел.) утверждают, что экранная культура педагогу важна в профессиональной деятельности, но и без нее можно хорошо выполнять свои профессиональные обязанности. В целом же лишь 6 из 126 (4,7%) опрошенных считают, что экранная культура не нужна педагогу в его профессиональной деятельности.

Студентам предлагалось оценить в баллах от 0 до 10 степень сформированности экранной культуры у педагогов, обучавших их в школе (где 0 - экранная культура отсутствует, а 10 - наивысший уровень сформированности). Согласно полученным данным, наибольшая «средняя» степень сформированности экранной культуры, по субъективному мнению бывших учеников, была зафиксирована у учителей гуманитарных дисциплин (6,81 из 10) и художественно-эстетического цикла (6,79 из 10) (данные представлены в Таблице 1).

4,7

.39,7

Да, без неё нельзя стать высококвалифицированным специалистом

Да, но и без неё можно хорошо выполнять свои профессиональные обязанности

55,6 _

I Нет, но если она сформирована, то это, безусловно, будет положительной стороной педагога

Рисунок 5. Результаты ответов респондентов на вопрос: «Необходима ли, на Ваш взгляд, экранная культура педагогу в профессиональной деятельности?» (значения - в %)

Таблица 1. Сформированность экранной культуры у педагогов, обучавших респондентов в школе (усредненные результаты ответов)

№ п/п Предметная область учителей Значение в баллах (max - 10)

1. Учителя гуманитарных дисциплин 6,81

2. Учителя точных наук 6,22

3. Учителя художественно-эстетического цикла 6,79

4. Учителя ОБЖ и физической культуры 4,09

Наиболее эффективным способом, позволяющим сформировать экранную культуру у будущих педагогов, является, по мнению опрошенных студентов, многократная практическая отработка навыков использования технических средств с экранами (72,2%), а также прохождение специального обучающего курса (19%) (Рис. 6). В свою очередь, дополнительный учебный курс, направленный на формирование экранной культуры в процессе обучения будущих педагогов в вузе, был бы интересен 83 опрошенным из 126, что составляет 65,9%. Лишь 8,7% респондентов не заинтересованы в повышении своей экранной культуры таким способом. Около четверти опрошенных (25,4%) в настоящее время затрудняются с ответом.

1,7 .

7,1 .

Многократная практическая отработка использования технических средств, работающих с экранами

19

Прохождение специального обучающего курса

Самостоятельное изучение тематической литературы

Другое

.72,2

Рисунок 6. Результат ответов респондентов на вопрос: «Какой способ, на Ваш взгляд, позволяет эффективнее сформировать экранную культуру?»

Студентам также предлагалось самостоятельно оценить собственный уровень сформированности экранной культуры. Результаты представлены на Рисунке 7.

123456789 10

Уровень сформированности экранной культуры студентов (по результатам самооценки)

Рисунок 7. Результаты ответов респондентов на вопрос: «Оцените в баллах от 1 до 10 собственный уровень сформированности экранной культуры»

Так, среднее значение ответов на данный вопрос составляет 7,10 и превышает аналогичную максимальную оценку для учителей школ, данную бывшими учениками. Зафиксированный эмпирический факт свидетельствует о том, что между современным поколением педагогов и поколением студентов - недавних школьников - существует противоречие, отражающее более высокий уровень владения обучающимися экранной культурой. Однако следует уточнить (подтвердить или опровергнуть) эту субъективную оценку в дальнейших исследованиях объективными методами.

В качестве завершающего вопроса респондентам вновь предлагалось определить понятие «экранная культура» с учетом того, что данный вопрос уже задавался в начале анкетирования, теперь необходимо было указать собственное понимание феномена экранной культуры (Рис. 8). По вертикальной оси на Рисунке 8 представлены варианты ответов, предложенные респондентам, где 1 - тип культуры, базовым материальным носителем информации которого является «экранность», выражаемая в системе экранных (плоскостных) изображений; 2 - совокупность образов, которые создаются и существуют по законам построения мифа; 3 - способ коммуникации и трансляции информации, социокультурного опыта, социально значимых норм и стандартов с использованием экранов; 4 - сложное системное качество личности, характеризующееся готовностью специалиста к функционированию в профессиональной среде в соответствии с упорядоченной совокупностью личных эстетических и ценностно-смысловых ориентаций с помощью комплекса знаний, умений и навыков работы с экраном как средством отображения информации, позволяющее решать теоретические и практические задачи; 5 - затрудняюсь ответить. Отметим, что все варианты ответов были верны с точки зрения того или иного смысла экранной культуры, рассмотренного выше, и возможно было выбрать не один ответ как верный.

Количество выбранных ответов

Рисунок 8. Результаты ответов респондентов на вопрос: «Что такое, по Вашему мнению, "экранная культура"?» (значения по горизонтальной оси даны в абсолютных единицах - количество респондентов, выбравших ответы от 1 до 5)

Как и в первом вопросе, преобладают ответы, связанные с культурологическим подходом. Однако заметно изменилось число ответов, характеризующих экранную культуру с точки зрения коммуникативного и компетентностного подходов, в сравнении с открытым вариантом 1-го вопроса анкеты. Увеличение количества последних вариантов ответов может быть связано с тем, что вопросы, предложенные в настоящем опросе, продемонстрировали студентам, что экранная культура - достаточно сложное, многогранное понятие, которое характерно не только для культурологии.

Заключение

В рамках исследования удалось решить поставленные научные задачи. На основе компаративного теоретического анализа выявлены основные подходы для определения сущности экранной культуры, а именно культурологический, коммуникативный и компетентностный. Определены три статуса-смысла, характеризующие феномен экранной культуры с позиций выявленных подходов соответственно как:

- становление индивидуального образа окружающей действительности у обучающихся посредством экранных (в т.ч. аудиовизуальных) средств;

- способ передачи (коммуникации) и усвоения учебной информации (содержания образования) при помощи экранных аудиовизуальных технических средств;

- уровень сформированное™ коммуникативно-информационных компетенций.

Дана авторская интерпретация экранной культуры как интегрального личностного качества, преломляющегося через все традиционные компоненты базовой культуры личности. Название данной составляющей базовой культуры личности происходит от обусловленности её возникновения широким применением экранов как технологических устройств отображения и вывода информации в современной жизни человека.

Разработка содержания авторской Googlе-анкеты и её реализация позволили накопить эмпирический массив представлений об экранной культуре у респондентов - бывших школьников (а ныне - студентов-первокурсников педагогического направления подготовки вуза). Интерпретационный анализ полученных с помощью метода Googlе-анкетирования результатов подтверждает сформулированные уточняющие концепты о смыслах экранной культуры в педагогической науке и позволяет зафиксировать факты о наличии у исследуемого феномена теоретически выявленных параметров.

Перспектива дальнейших исследований представляется в проведении подобного опроса среди бакалавров более старших курсов, магистрантов и аспирантов с целью отслеживания динамики в понимании специфики экранной культуры в процессе обучения в высшей школе, проектирования и реализации наиболее приемлемых образовательных механизмов для формирования экранной культуры у будущих педагогов. Также необходимо подключить к числу респондентов исследования учителей школ, родителей, преподавателей высшей школы, обучающих студентов - будущих педагогов. Перспективным, на наш взгляд, выступает возможность дополнения статусов-смыслов экранной культуры в педагогике семиотическими аспектами.

Список источников

1. Базовая культура личности: теоретические и исторические проблемы: сб. науч. тр. / под ред. О. С. Газма-на, Л. И. Романовой. М.: Изд-во АПН СССР, 1989. 150 с.

2. Бондаревская Е. В., Кульневич С. В. Педагогика: личность в гуманистических теориях и системах. Ростов-на-Дону: Учитель, 1999. 560 с.

3. Брыкалова О. Г. Базовая культура личности в педагогическом осмыслении // Сибирский педагогический журнал. 2010. № 10. С. 99-106.

4. Брыкалова О. Г. К вопросу развития культуры личности в педагогическом аспекте // KANT. 2014. № 2 (11). С. 118-119.

5. Гук А. А. Медийная культура как техногенный феномен [Электронный ресурс]. URL: http://mic.org.ru/vyp/ 2016/mediynaya-kultura-kak-tekhnogennyy-fenomen/ (дата обращения: 02.01.2021).

6. Ивлев А. А. Формирование экранной культуры студентов университета: автореф. дисс. ... к. пед. н. / Оренбургский государственный университет. Оренбург, 2010. 22 с.

7. Ивлев А. А. Экранная культура как социализирующий феномен современного образования [Электронный ресурс]. URL: http://elib.osu.ru/handle/123456789/1406 (дата обращения: 10.01.2021).

8. Кириллова Н. Б. Медиакультура: от модерна к постмодерну. Изд-е 2-е, перераб. и доп. М.: Академический Проект, 2006. 448 с.

9. Колоскова Н. И. Экранная культура в контексте информатизации общества: автореф. дисс. ... к. филос. н. / Ростовский государственный университет. Ростов-на-Дону, 2002. 25 с.

10. Концепт [Электронный ресурс]. URL: https://ru.wikipedia.org/wiki/Концепт (дата обращения: 10.01.2020).

11. Лигостаева Н. Д. Экранная культура как актуальная форма социального мифотворчества // Вестник Вятского государственного университета. 2017. № 2. С. 22-26.

12. Лукаш А. В. Культурологический аспект влияния экранной культуры на развитие труда // Инновационная экономика и общество. 2016. № 3 (13). С. 117-124.

13. Огурчиков П. К. Экранная культура как новая мифология // Аналитика культурологии. 2009. № 2 (14). С. 135-138.

14. Разлогов К. Э. Новые аудиовизуальные технологии. М.: Едиториал УРСС, 2004. 488 с.

15. Романова Г. В. Применение экранных технологий при обучении иностранному языку в средней общеобразовательной школе // Педагогическое образование в России. 2015. № 8. С. 41-45.

16. Саввантиди А. И. Развитие экранной культуры курсантов младших курсов военного института в процессе самостоятельной работы: автореф. дисс. ... к. пед. н. / Омский государственный педагогический университет. Омск, 2010. 24 с.

17. Троянская С. Л. Развитие общекультурной компетентности в процессе образования: монография. Ижевск: Изд-во Удмуртского гос. ун-та, 2004. 100 с.

18. Усов Ю. Н. Основы экранной культуры. М.: Новая школа, 1993. 90 с.

19. Хилько Н. Ф. Экранная культура: медиасистемы и технологии. Омск: Сиб. филиал Российского ин-та культурологии, 2003. 104 с.

20. Шевченко В. Э. Эффективность восприятия медиаинформации: визуализация контента // Информационная безопасность регионов. 2013. № 2 (13). С. 45-52.

21. Шигапова И. И. Экранная культура: традиции и современные проблемы // Вестник Казанского государственного университета культуры и искусств. 2014. № 3. С. 55-57.

22. Шиянов Е. Н., Бобрышев С. В. Социально-педагогическая концепция развития культуры личности // Психология и педагогика развития личности: колл. монография. М.: Илекса, 2002. С. 46-75.

23. Шулер И. В. Развивающие возможности современной экранной культуры в процессе обучения студентов вуза // Человеческий и профессиональный потенциал молодежи региона: мат-лы Всероссийской научно-практической конференции молодых ученых, аспирантов, студентов. Тюмень: Тюменский индустриальный университет, 2014. С. 258-259.

24. Ядвиршис А. Е. Формирование социальной компетентности социальных работников в условиях экранной культуры // Известия Тульского государственного университета. Педагогика. 2016. № 1. С. 134-139.

Информация об авторах | Author information

RU

Коршунова Ольга Витальевна1, д. пед. н., доц. Корсенюк Александр Игоревич2

1 2 Вятский государственный университет, г. Киров

EN

Korshunova Olga Vitalievna1, Dr Korsenyuk Alexander Igorevich2

1 2 Vyatka State University, Kirov

1 okorchun@mail.ru, 2 aleksandr.korsenyuk@mail.ru

Информация о статье | About this article

Дата поступления рукописи (received): 01.11.2020; опубликовано (published): 10.03.2021.

Ключевые слова (keywords): «экранная культура»; педагогический феномен; интерпретационные характеристики; сущностные статусы-смыслы; культурологический подход; коммуникативный подход; компетент-ностный подход; "screen culture"; pedagogical phenomenon; interpretative characteristics; essential statuses-meanings; culturological approach; communicative approach; competency-based approach.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.