Научная статья на тему 'Смысложизненные ценности в культурном пространстве российской молодежи'

Смысложизненные ценности в культурном пространстве российской молодежи Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
1233
258
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МОЛОДЕЖЬ / ЦЕННОСТИ / СМЫСЛЫ ЖИЗНИ / КУЛЬТУРНОЕ ПРОСТРАНСТВО / САМОРЕГУЛЯЦИЯ / YOUTH / VALUES / MEANINGS OF LIFE / CULTURAL SPACE / SELF-REGULATION

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Зубок Ю. А., Чупров В. И.

В статье рассматривается структура и социорегуляционный потенциал ценностей, определяющих смысловое содержание жизни современной российской молодежи. Исходя из того, что в культурном пространстве молодежи конструирование ценностей происходит, как на основе доминирующих образцов культуры, так и субкультуры, для концептуализации смысложизненных ценностей использована типология культур П. Сорокина. На ее основе выявляется иерархия смыслов жизни молодежи и проводится анализ их групповой дифференциации. Показано, что наиболее значимые изменения в представлениях молодежи о смысле жизни отмечаются в связи с возрастными характеристиками, уровнем образования, вероисповеданием, родом занятий и типом поселения по месту жительства. Показана связь представлений молодежи о смысле жизни с различными типами культуры, господствующими в современном российском обществе, продемонстрирована степень их сближения. Рассмотрена связь молодежных представлений о смысле жизни с типичными установками как преобладающими характеристики образа жизни, формирующимися в молодежных субкультурах. Для анализа взяты поведенческие установки, наиболее характерные для процесса взросления молодежи. Выявлена наибольшая связь всех смысложизненных ценностей с противоречивым стремлением к объединению со сверстниками и одновременно к самовыражению личностных качеств и ощущению своей исключительности. Анализ основан на результатах репрезентативного социологического исследования, проведенного Центром социологии молодежи ИСПИ РАН в 2017 году (рук. Ю. А.Зубок).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Life values in the cultural space of the Russian youth

The article deals with the structure and socio-regulatory potential of values that determine the semantic content of the life of young people in modern Russia. Based on the fact that in the cultural space of young people the construction of values takes place, both on the basis of the dominant patterns of culture and subculture, the typology of P. Sorokin cultures is used to conceptualize the meaning of life values. On its basis the hierarchy of meanings of life of youth is revealed and the analysis of their group differentiation is carried out. It is shown that the most significant changes in the views of young people about the meaning of life are noted in connection with age characteristics, level of education, religion, occupation, and type of settlement at the place of residence. The relationship of young people's ideas about the meaning of life with various types of culture prevailing in modern Russian society is shown, the degree of their rapprochement is demonstrated. The connection of youth ideas about the meaning of life with typical attitudes as the predominant characteristics of the way of life formed in youth subcultures is considered. For the analysis, the behavioral attitudes, the most characteristic for the process of youth growing, are taken. The greatest connection of all life values with the contradictory desire to unite with peers and at the same time to self-expression of personal qualities and a sense of exclusivity is revealed. The analysis is based on the results of a representative sociological study conducted by the Center for Youth Sociology of ISPI RAS in 2017 (director -Yu. A. Zubok).

Текст научной работы на тему «Смысложизненные ценности в культурном пространстве российской молодежи»

RESEARCH RESULT!

научный

результат

Зубок Ю. А., Чупров В. И. Смысложизненные ценности в культурном пространстве российской молодежи // Научный результат.

Социология и управление. Т.4, № 3,2018.

СОЦИОЛОГИЯ КУЛЬТУРЫ И ДУХОВНОЙ ЖИЗНИ SOCIOLOGY OF CULTURE AND SPIRITUAL LIFE

УДК 316.752; 316.35

Зубок Ю. А.1 Чупров В. И.2_

Смысложизненные ценности

в культурном пространстве российской молодежи

DOI: 10.18413/2408-9338-2018-4-3-0-1

1) Институт социально-политических исследований РАН

ул. Фотиевой, д. 6, к. 1, Москва, 119333, Россия [email protected]

ОЯСГО iD: https://orcid.org/0000-0002-3108-2614

2) Институт социально-политических исследований РАН

ул. Фотиевой, д. 6, к. 1, Москва, 119333, Россия [email protected]

Статья поступила 3 августа 2018 г.; Принята 3 сентября 2018 г.;

Опубликована 30 сентября 2018 г.

Аннотация. В статье рассматривается структура и социорегуляционный потенциал ценностей, определяющих смысловое содержание жизни современной российской молодежи. Исходя из того, что в культурном пространстве молодежи конструирование ценностей происходит, как на основе доминирующих образцов культуры, так и субкультуры, для концептуализации смысложизненных ценностей использована типология культур П. Сорокина. На ее основе выявляется иерархия смыслов жизни молодежи и проводится анализ их групповой дифференциации. Показано, что наиболее значимые изменения в представлениях молодежи о смысле жизни отмечаются в связи с возрастными характеристиками, уровнем образования, вероисповеданием, родом занятий и типом поселения по месту жительства. Показана связь представлений молодежи о смысле жизни с различными типами культуры, господствующими в современном российском обществе, продемонстрирована степень их сближения. Рассмотрена связь молодежных представлений о смысле жизни с типичными установками как преобладающими характеристики образа жизни, формирующимися в молодежных субкультурах. Для анализа взяты поведенческие установки, наиболее характерные для процесса взросления молодежи. Выявлена наибольшая связь всех смысложизненных ценностей с противоречивым стремлением к объединению со сверстниками и одновременно к самовыражению личностных качеств и ощущению своей исключительности. Анализ основан на результатах репрезентативного социологического исследования, проведенного Центром социологии молодежи ИСПИ РАН в 2017 году (рук. Ю. А.Зубок).

Ключевые слова: молодежь; ценности; смыслы жизни; культурное пространство; саморегуляция.

Информация для цитирования: Зубок Ю. А., Чупров В. И. Смысложизненные ценности в культурном пространстве российской молодежи // Научный результат. Социология и управление. 2018. Т. 4, N 3. С.3-13. Б01: 10.18413/2408-93382018-4-3-0-1

RESEARCH

R Е S U L Т I

Зубок Ю. А., Чупров В. И. Смысложизненные ценности в культурном пространстве российской молодежи // Научный результат.

Социология и управление. Т.4, № 3,2018.

Yuliya A. Zubok1 Vladimir I. Chuprov2

Life values in the cultural space of the Russian youth

1) Institute of Social and Political Studies of the Russian Academy of Sciences

6, bld. 1 Fotieva St., Moscow, 119333, Russia [email protected] ORCID iD: https://orcid.org/0000-0002-3108-2614

2) Institute of Social and Political Studies of the Russian Academy of Sciences

6, bld. 1 Fotieva St., Moscow, 119333, Russia [email protected]

Received on August 3, 2018; Accepted on September 3, 2018; Published September 30, 2018

Abstract. The article deals with the structure and socio-regulatory potential of values that determine the semantic content of the life of young people in modern Russia. Based on the fact that in the cultural space of young people the construction of values takes place, both on the basis of the dominant patterns of culture and subculture, the typology of P. Sorokin cultures is used to conceptualize the meaning of life values. On its basis the hierarchy of meanings of life of youth is revealed and the analysis of their group differentiation is carried out. It is shown that the most significant changes in the views of young people about the meaning of life are noted in connection with age characteristics, level of education, religion, occupation, and type of settlement at the place of residence. The relationship of young people's ideas about the meaning of life with various types of culture prevailing in modern Russian society is shown, the degree of their rapprochement is demonstrated. The connection of youth ideas about the meaning of life with typical attitudes as the predominant characteristics of the way of life formed in youth subcultures is considered. For the analysis, the behavioral attitudes, the most characteristic for the process of youth growing, are taken. The greatest connection of all life values with the contradictory desire to unite with peers and at the same time to self-expression of personal qualities and a sense of exclusivity is revealed. The analysis is based on the results of a representative sociological study conducted by the Center for Youth Sociology of ISPI RAS in 2017 (director -Yu. A. Zubok).

Keywords: youth; values; meanings of life; cultural space; self-regulation. Information for citation: Zubok, Yu. A. and Chuprov, V. I. (2018), "Life values in the cultural space of the Russian youth", Research Results. Sociology and management, 4 (3), 3-13, DOI: 10.18413/2408-9338-2018-4-3-0-1

Введение (Introduction). Ценности представляют собой совокупность установок на высшие жизненные принципы, идеалы, отраженные в целях жизнедеятельности и средствах их достижения, содержащиеся в коллективных представлениях о должном, важном, значимом. В индивидуально-групповом смысле они отвечает за мировоззренческое, смысловое наполнение

жизнедеятельности молодёжи. Многообразие связей молодежи с культурой, в которой конструируются и передаются смыслы, образует культурное пространство, в котором осуществляется саморегуляция ее жизнедеятельности.

Наиболее фундаментальным основанием для их типологии является различение

Зубок Ю. А., Чупров В. И. Смысложизненные ценности в культурном пространстве российской молодежи // Научный результат.

Социология и управление. Т.4, № 3,2018.

терминальных и инструментальных ценностей, где терминальные (целевые) ценности обобщенно выражают цели жизни и идеалы, а инструментальные ценности репрезентируют одобряемые в данном обществе средства достижения этих целей. Терминальные или смысловые ценности говорят о том, во имя чего живет и действует человек, достижение каких целей имеет для него абсолютное, самоценное значение. В этом главное отличие терминальных или смысложизненных ценностей-целей от инструментальных ценностей-средств, определяющих способы действия во имя достижения поставленных целей.

Методология и методы (Methodology and methods). Ценности играют ключевую роль в осмыслении социальной действительности и формировании образов реальности. Особый содержательный смысл ценностному восприятию действительности придает тот факт, что социальные свойства объектов - вещей, явлений, событий и т.д. становятся предметом смысловой обработки и преобразования. Именно здесь просматривается главная ось взаимодействия между ценностями и интересами, в ходе которого определенным образом преобразуются и демонстрируются социальные свойства вещей. Это ценностное восприятие действительности, порождающее нравственные этические регуляторы мотивацию действий и поступков, дополняет и обогащает мотивацию, основанную на потребностях и интересах молодого поколения (Здравомыслов, 1986: 164-166).

Замечено, что основные ценности, составляющие базу ценностного сознания и подспудно влияющие на поступки людей в различных областях жизни, располагаются в относительном небольшом интервале, но вполне достаточном для того, чтобы отразить их вариативность (Формирование мировоззренческой культуры молодёжи, 1990). В различных типах культуры и в разные исторические эпохи доминирующими могут быть одни, или другие ценности. Таковыми могут выступать ценности свободы, справедливости, истины, красоты, ге-

донизма, политической борьбы, самореализации, умственного, духовного, физического совершенства, продолжение себя в будущих поколениях. Взаимодействуя с потребностями и интересами, смысложизнен-ные ценности играют важную роль в саморегуляции жизнедеятельности молодежи. Формируясь в период первичной социализации и сохраняя достаточную стабильность, они испытывают значительные изменения лишь в критические для индивида или общества периоды. Изменение же их смысла заключается в их ценностной агрегации (иерархизации) в индивидуальном, групповом или общественном сознании. По своему характеру они могут соотноситься с разными образцами культуры, например, с идеациональной и чувственной культурами, выделяемыми П. Сорокиным (Сорокин, 2000), культурой традиционной и современной в их понимании, идущем от М. Вебера (Вебер, 1990: 629), культурой развития и выживания, обнаруженными и описанными Р. Инглхартом (Инглхарт) и т.д. Соответствующие им субъективное понимание смысла жизни становится регулятором жизнедеятельности. Благодаря связи с культурой, смыслы жизни приобретают ценностную форму, а устойчивость ценностно-смысловых факторов в регуляции определяет интерпретации реальности, представления о значимых событиях, жизненные выборы и в целом направленность социального поведения отдельных групп, отражая тем самым исторически сложившиеся образцы культуры (Зарубина, 1998; Омельченко, 2013: 53; Зубок, 2015; Patterns of Modernity, 1987).

Представления молодых людей о смысле жизни, лежащие в основе их жизнедеятельности и наполняющие их культурное пространство, связаны не только с доминирующей культурой, но и с различными формами молодежных субкультур. Как важнейшая форма самоорганизация современных молодых людей, как многослойное и дифференцированное пространство освоения и конструирования социальной реальности, субкультура продуцирует и перера-

Зубок Ю. А., Чупров В. И. Смысложизненные ценности в культурном пространстве российской молодежи // Научный результат.

Социология и управление. Т.4, № 3,2018.

батывает смыслы реальности, ее достраивание и переконструирование (Ковалева, Луков, 1999; Левикова, 2004). Воспроизводимые в них ценности выполняют функцию смыслообразования, придавая мотивации жизнедеятельности избирательность и направленность.

По тематике статьи было проведено исследование «Саморегуляция молодежи в культурном пространстве в изменяющейся социальной реальности» проведено в 2017 г. по репрезентативной выборке среди молодежи в возрасте 15-29 лет включительно, в 28 населенных пунктах 7 субъектах РФ

методом личного интервью по месту жительства. Всего было опрошено 803 человека.

Научные результаты и обсуждения (Research results and discussion).

Проанализируем, как проявляется саморегуляционный потенциал смысложиз-ненных ценностей молодежи на основе результатов проведенного исследования.

На вопрос: «Какие из нижеперечисленных ценностей в большей степени соответствуют Вашему пониманию смысла жизни?», ответы распределись следующим образом (табл. 1).

Таблица 1

Понимание молодежью смысла жизни

Table 1

Understanding of the meaning of life by young people

№ п/п Ценности Ответы в %*

1 Любовь 58,G

2 Спокойная безбедная жизнь 42,2

3 Проявление своей индивидуальности (самореализация) 31,1

4 Продолжение себя в будущих поколениях 31,5

5 Стремление к истине 21,6

6 Борьба за справедливость 21,G

l Политическая борьба (за власть) 4,G

*Больше 100%, так как допускалось несколько

Как следует из данных исследования, содержащихся в таблице 1, свое представление о смысле жизни большинство молодежи связывает с любовью (58%), понимаемой и как ценность преданности другим людям, предметам и явлениям окружающего мира, и как ценность возвышенных отношений с близким человеком, и как любовь к Богу, и как сексуальная близость. Почти каждый второй респондент (42,2%) связывает экзистенциальный смысл со спокойной безбедной жизнью, без чего трудно представить реализацию гедонистических установок. Чуть ниже доля молодежи (37,1%), для которой высшей ценностью, определяющей смысл жизни, является са-

вариантов ответа

мореализация - проявление своей индивидуальности. В продолжении себя в будущих поколениях видит смысл своей жизни каждый третий молодой человек (31,5%). А для 26,7% - смыслом жизни является стремление к истине, познание истинных ценностей добра и красоты. Каждый пятый (21%) видит смысл своей жизни в борьбе за справедливость, как представление о должном положении в обществе. И лишь незначительная доля молодежи (4%) признает высшей ценностью обладание властью, политической борьбе за которую готова посвятить свою жизнь.

Рассмотрим, как изменяются представления о смысле жизни в различных группах молодежи (табл. 2).

RESEARCH

R Е S U L Т I

Зубок Ю. А., Чупров В. И. Смысложизненные ценности в культурном пространстве российской молодежи // Научный результат.

Социология и управление. Т.4, № 3,2018.

Представления о смысле жизни в различных группах молодежи Perceptions of the meaning of life in different groups of young people

Таблица 2 Table 2

Социально-групповые характеристики Связь со смыслами жизни, в % /ранг

Любовь Спокойная безбедная жизнь Проявление своей индивидуальности (самореализация) Продолжение себя в будущих поколениях Стремление к истине Борьба за справедливость Политическая борьба (за власть)

Возраст 15-17 лет 72,0/1 44,0/3 16,0/6 48,0/2 28,0/5 28,3/4 0,0/7

18-24 года 47,1/1 37,3/3 41,2/2 35,3/4 30,1/5 26,8/6 2,6/7

25-29 лет 59,6/1 42,9/2 33,3/3 28,2/5 28,5/4 19,8/6 4,0/7

Пол Мужчины 46,0/1 43,7/2 34,8/3 33,8/4 29,3/5 23,7/6 3,5/7

Женщины 69,5/1 40,5/2 39,3/3 29,2/4 26,0/5 18,4/6 4,4/7

Образование Неполное среднее 58,6/1 43,2/2 40,5/3 32,6/4 26,0/5 18,9/6 5,7/7

Среднее общее 69,2/1 48,7/2 46,2/3 30,8/4 23,1/5 17,9/6 0,0/7

Бакалавриат 54,7/1 35,9/3 39,3/2 19,7/5 35,0/4 23,9/6 3,4/7

Магистратура 58,2/1 41,4/3 42,6/2 31,9/4 31,0/5 22,3/6 6,0/7

Вера Православие 61,7/1 40,9/2 33,8/3 31,6/4 24,6/5 18,9/6 3,7/7

Ислам 59,0/1 47,8/2 29,9/5 35,8/3 34,4/4 29,1/6 3,0/7

Род занятий Работающие 59,1/1 43,6/2 31,8/4 33,7/3 25,4/5 20,4/6 3,6/7

Учащиеся в школе 53,1/1 33,3/3 39,6/2 19,8/6 30,9/4 25,9/5 3,7/7

В лицее, в СПУЗ 54,2/1 35,9/3 40,5/2 28,2/5 34,4/4 27,5/6 6,1/7

В ВУЗе 58,6/1 42,9/3 49,3/2 35,7/4 31,4/5 21,4/6 5,0/7

Тип поселения Областной центр 67,6/1 54,3/2 39,1/3 39,0/4 10,5/6 16,2/5 0,0/7

Районный город 56,2/1 30,8/5 46,2/2 33,1/4 40,8/3 23,1/6 4,6/7

Село, деревня 59,2/1 35,8/3 30,8/4 26,7/5 45,0/2 26,1/6 5,8/7

в

Данные, представленные в таблице 2, показывают, что наиболее значимые изменения представлений молодежи о смысле жизни, по сравнению с общим распределением, отмечаются в связи с возрастными характеристиками, уровнем образования, вероисповеданием, родом занятий и типом поселения по месту жительства. Эти изменения не могут не проявляться в мотивации

жизнедеятельности молодежи в перечисленных группах. Так, если в старшей возрастной группе молодежи (25-29 лет) распределение значений анализируемых смыслов жизни сохранило устойчивость и лишь стремление к истине переместилось с пятой на четвертую позицию, то в младшей группе (15-17 лет) повысились значения таких смыслов, как продолжение себя в буду-

Зубок Ю. А., Чупров В. И. Смысложизненные ценности в культурном пространстве российской молодежи // Научный результат.

Социология и управление. Т.4, № 3,2018.

щих поколениях (с четвертой на вторую позицию), борьба за справедливость (с шестой на четвертую позицию), а в группе 18-24 года на вторую позицию переместилось значение самореализации, проявления своей индивидуальности, как высшей жизненной ценности. Не случайно данная тенденция отмечена также и среди учащихся в школе, в лицее, в СПУЗ, студентов вузов, в группе молодежи с высшим образованием первого и второго уровней.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Заметно различаются представления о смысле жизни в связи с вероисповеданием и типом поселения. Если смысложизненные ценности православной молодежи не отличаются от общего распределения, то среди молодых людей, разделяющих ислам, ценность самореализации, проявления своей индивидуальности перемещается с третьей на пятую позицию, но повышаются значения таких смыслов, как продолжение себя в будущих поколениях (с четвертой на третью позицию), стремление к истине (с пятой на четвертую позицию). Среди молодежи, проживающей в крупных городах и областных центрах, переместилась с шестой позиции на пятую ценность борьбы за справедливость. Но наиболее заметно отличаются смысложизненные ценности среди молодежи, проживающей в районных (малых) городах, в селах и деревнях. Ценность спокойной, безбедной жизни перемещается со второй на пятую позицию среди жителей малых городов и на третью позицию, среди сельских жителей, уступая вторую позицию ценности самореализации (в малых городах) и стремления к истине (в селах и деревнях).

Таким образом, во всех анализируемых группах молодежи наиболее значимым смыслом жизни остается любовь, ценность которой в мотивации жизнедеятельности является приоритетной, по сравнению с остальными смысложизненными ценностями. Их распределение по степени значимости характеризуется наибольшей устойчивостью в гендерных группах, не изменяя своих значений среди мужчин и женщин. В зависимости от возрастных характеристик, уровня образования, вероисповедания,

рода занятий и типа поселения наиболее заметно повышают свои значения ценности самореализации, продолжения себя в будущих поколениях и стремления к истине, а ценность спокойной безбедной жизни переходит на более низкие позиции. Наименее значимой смысложизненной ценностью во всех анализируемых группах молодежи является политическая борьба (за власть).

Проанализируем, в какой степени представления молодежи о смысле жизни связаны с различными типами культуры, господствующими в современном российском обществе. Для этого была использована типология, описанная Питиримом Сорокиным в работе «Социальная и культурная динамика» (Сорокин, 2000: 50-59). Ее смысловые признаки послужили эмпирическими референтами поколенческих черт, отмечаемых респондентами в самих себе как в представителе своего поколения. На основании ответов респондентов на вопрос «В какой степени нижеперечисленные черты характеризуют Вас как представителя своего поколения?» были получены данные о распределении и иерархии типов культуры в молодежной среде.

Согласно распределению ответов, в молодежной среде доминирует инновационная культура. Она отражает стремление к новизне, высокую активность, предприимчивость соответствующая, по типологии П. Сорокина (Чупров, 2018: 18-19), «активной чувственной культурной ментально-сти, характеризующейся преобразованием внешней среды».

Вторую позицию занимает культура физического развития как потребность в преобразовании «себя» и достижении определенных параметров телесности, соответствующая «идеалистической ментальности, отражающей сосуществование двух систем ценностей, присущих идеациональной и чувственной типам культур».

Гедонистическая культура, стремление получить от жизни как можно больше удовольствий в режиме «здесь и сейчас» занимает третье место и отражает «пассив-

RESEARCH

R Е S U L Т I

Зубок Ю. А., Чупров В. И. Смысложизненные ценности в культурном пространстве российской молодежи // Научный результат.

Социология и управление. Т.4, № 3,2018.

цели молодых людей. В типологии культуры П. Сорокина такой тип относится к «идеациональному, характеризующемуся духовным преобразованием себя».

Культура моральной аномии, занимающая шестую позицию, символизирует отрицание обще разделяемых безусловных норм и вытеснение так ситуативными нормами, применяемыми утилитарно в конкретных жизненных ситуациях. Культурной матрицей этих смыслов является также «циничная чувственная ментальность, характеризующаяся изменчивостью жизненных принципов».

Проанализируем связь смысложиз-ненных ценностей молодежи с каждым из типов культуры (табл. 3).

Таблица 3

Связь смысложизненных ценностей молодежи с различными типами культуры

Table 3

Connection of life meaningful values of young people with different types of culture

ную чувственную ментальность - эксплуатацию и утилизацию внешней реальности, рассматриваемой всего лишь как средство для получения удовольствий».

Адаптационная культура - воплощение приспособления к изменяющимся условиям внешней среды, экономии во всем соотносится с «псевдоидеациональной мен-тальностью, которая характеризуется пассивным приспособлением к внешним условиям». Этот смысловой тип занимает четвертое место.

Пятое место отводится смысловым референтам духовной культуры, отражающим такие ценности, как любовь, истина, справедливость, олицетворяющим высшие

Смыслы жизни Связь с типами культуры, в %*

Духовная культура Инновационная культура Культура физического развития Гедонистическая культура Адаптационная культура Культура моральной аномии

Любовь 24,0 41,4 41,4 36,5 19,5 19,1

Спокойная безбедная жизнь 16.5 32,2 32,7 36,6 21,5 19,5

Проявление своей индивидуальности (самореализация) 30,5 46,3 40,6 41,9 16,8 24,2

Продолжение себя в будущих поколениях 25,7 41,5 39,5 41,1 24,1 21,7

Стремление к истине 27,9 44,1 43,2 39,2 18,5 26,1

Борьба за справедливость 26,0 43.8 43,8 42,6 23,1 27,8

Политическая борьба (за власть) 21,9 40,6 53,1 53,1 16,6 31,2

*Больше 100%, так как допускалось несколько вариантов ответа

Данные, представленные в таблице 3, свидетельствуют о наличии связи смысло-жизненных ценностей молодежи с основными типами господствующей культуры. В наибольшей степени связь анализируемых

смыслов прослеживается со следующими типами культуры, разделяемыми респондентами в полной мере: любовь - с инновационной культурой и с культурой физиче-

RESEARCH

R Е S U L Т I

Зубок Ю. А., Чупров В. И. Смысложизненные ценности в культурном пространстве российской молодежи // Научный результат.

Социология и управление. Т.4, № 3,2018.

ского развития (41,4%); спокойная безбедная жизнь - с гедонистической культурой (36,6%); проявление своей индивидуальности (самореализация) - с инновационной культурой (46,3%); продолжение себя в будущих поколениях - с инновационной (41,5%) и гедонистической культурами (41,1%)), а также с культурой физического развития (39,5%); стремление к истине - с инновационной культурой (44,1%), с культурой физического развития (43,2%) и с гедонистической культурой (39,2%); борьба за справедливость и политическая борьба -с инновационной культурой (соответственно 43,8% и 40,6%), с культурой физического развития (43,8% и 53,1%) и с гедонистической культурой (42,6% и 53,1%).

Для более полного анализа культурного пространства молодежи, рассмотрим, какова связь представлений о смысле жизни с теми установками, которые конструируются в молодежных субкультурах как определенные характеристики образа жизни. В известной мере они являются уни-

версальными для разных субкультур, поскольку в их характере запечатлены основные проявления, сопутствующие процессу взросления молодежи, становлению ее социальной субъектности. Противоречивый клубок стремлений молодежи поддерживать свою социальность, объединяясь со сверстниками, быть на связи с ними и одновременно быть непохожим на других, самовыразиться, ощущать свою избранность, исключительность; быть в центре внимания, чувствовать неограниченную свободу, эпатировать окружающих и уходить от действительности в свой собственный мир; совместно протестовать против официоза и навязываемых молодежи норм и участвовать в противостояние «свои-чужие» - все это эмпирические референты смысловых и поведенческих установок, пронизывающих субкультурное пространство молодежи. Для анализа выделим подгруппу респондентов, в полной мере разделяющих их сущность и проанализируем их связь со смысложизненными ценностями (табл. 4).

Таблица 4

Связь смысложизненных ценностей молодежи и смысловых установок в рамках субкультур

Table 4

Association of life meaningful values of young people and semantic attitudes within subcultures

Смыслы жизни Установки, в %*

Стремление самовыразиться, быть непохожим на других Стремление к объединению со сверстниками Противостояние «свои-чужие» Самоощущение избранности, исключительности Быть в центре внимания, эпатировать окружающих Протест против официоза, бунтарство Бегство от действительности. Уход в себя Свобода без ограничений, в т.ч. сексуальная свобода

Любовь 37,3 39,7 13,9 19,2 16,5 8,8 8,2 11,4

Спокойная безбедная жизнь 32,2 36,6 14,7 15,0 17,7 10,3 9,6 11,8

Проявление своей индивидуальности (самореализация) 46,0 40,6 17,1 22,9 23,2 11,4 7,4 13,4

RESEARCH

R Е S U L Т I

Зубок Ю. А., Чупров В. И. Смысложизненные ценности в культурном пространстве российской молодежи // Научный результат.

Социология и управление. Т.4, № 3,2018.

Продолжение себя в будущих поколе- 34,8 41,9 16,6 17,8 16,6 9,5 7,5 11,1

ниях

Стремление к истине 39,2 41,4 20,3 19,4 19,8 11,7 14,0 12,6

Борьба за справедливость 42,6 47,3 21,3 19,5 19,5 13,0 10,1 12,4

Политическая 43,8 53,1 28,1 21,9 25,0 15,6 6,2 21,9

борьба (за власть)

*Больше 100%, так как допускалось несколько вариантов ответа

В таблице 4 видно, что смысложизнен-ные ценности молодежи в разной степени связаны со стилевыми установками в рамках субкультур. В наибольшей степени прослеживается связь всех анализируемых смыслов жизни со стремлением молодых людей к объединению со сверстниками (быть на связи), а также со стремлением самовыразиться, быть непохожим на других. Причем, наиболее высокий ее уровень отмечается в связи со стремлением к объединению в неформальные группы среди признающих смыслом своей жизни политическую борьбу (53,1%) и борьбу за справедливость (47,3%), а в связи со стремлением к самовыражению - среди признающих высшей жизненной ценностью проявление своей индивидуальности (самореализацию) (46%).

Достаточно высокие значения уровня связи анализируемых смыслов отмечены также со следующими установками: любовь - с самоощущением избранности, исключительности (19,2%); спокойная, безбедная жизнь - с эгоцентризмом, быть в центре внимания, эпатировать окружающих (17,7%); продолжение себя в будущих поколениях - с самоощущением избранности, исключительности (17,8%); стремление к истине - с противостоянием «свои-чу-жие» (20,3%).

Заключение (Conclusions). Проделанный анализ позволяет говорить о наличии связи смысложизненных ценностей молодежи с особенностями ее культурного пространства. Доминирующие смыслы жизнедеятельности современного поколения молодежи базируются на типах культуры, преобладающих в обществе, среди

которых выделяются инновационная, гедонистическая культуры, и культура физического развития, а также на молодежных смысловых установках, существующих в субкультурах молодежи и отражающих преимущественно два вида стремлений - к объединению со сверстниками и самовыражению своих личностных качеств. Выявленные зависимости могут найти отражение в государственной молодежной политике, выделив такие направления как расширение возможностей для творчества молодежи, реализации ее социальной активности; расширение институциональных возможностей для реализации гедонистических установок в социально значимых и безопасных для самой молодежи формах; создание условий для ее физического развития, поддержания здоровья и здорового образа жизни; расширение форм объединения молодежи по интересам, создание площадок для совместной инновационной деятельности.

Список литературы

Вебер М. Избранные произведения. М.,

1990.

Зарубина Н. Н. Социокультурные факторы хозяйственного развития: Макс Вебер и современные теории модернизации. СПб.: РХГИ, 1998.

Здравомыслов А. Г. Потребности. Интересы. Ценности. М.: Политиздат, 1986. 223 с.

Зубок Ю. А. Молодежь в изменяющейся социальной реальности: проблема саморегуляции выбора // Человек перед выбором в современном мире: проблемы, возможности, решения. Материалы Всероссийской научной конференции. М.: Ин-т философии РАН, 2015. С. 173-189.

научный результат

RESEARCH RESULT

Инглхарт Р. Постмодерн: меняющиеся ценности и изменяющиеся общества. URL: https://sociol-

ogy.mephi.ru/docs/polit/html/ingl.htm. (дата обращения: 17.09.2018).

Ковалева А. И., Луков Вал. А. Социология молодежи: Теоретические вопросы. М.: Социум, 1999.

Левикова С. И. Молодежная субкультура. М.: ФАИР-ПРЕСС, 2004.

Омельченко Е. Л. Солидарности и культурные практики российской молодежи начала XXI века: теоретический контекст // Социс. 2013. № 10. С. 52-61.

Сорокин П. А. Социальная и культурная динамика: Исследование изменений в больших системах искусства, истины, этики, права и общественных отношений. СПб.: РХГИ, 2000.

Формирование мировоззренческой культуры молодёжи / Под ред. В. Г. Табачковского. Киев: Наукова думка, 1990.

Чупров В. И. Саморегуляция жизнедеятельности молодежи в культурном пространстве: концепция социокультурного механизма // Гуманитарий Юга России. 2018. Т. 7. № 4. С. 13-25.

Patterns of Modernity. V. II: Beyond the West. N.Y., 1987.

References

Veber, M. (1990), Izbrannye proizvedeniya [Selected works], Moscow, Russia. (In Russian).

Zarubina, N. N. (1998), Sotsiokul'turnye faktory khozyaistvennogo razvitiya: Maks Veber i sovremennye teorii modernizatsii [Socio-cultural factors of economic development: Max Weber and modern theories of modernization], Russian Christian Academy for the humanities, Saint Petersburg, Russia. (In Russian).

Zdravomyslov, A. G. (1986), Potrebnosti. Interesy. Tsennosti [Needs. Interests. Values], Politizdat, Moscow, Russia. (In Russian).

Zubok, Yu. A. (2015), "Youth in the changing social reality: the problem of self-regulation of choice", Chelovekpered vyborom v sovremennom mire: problemy, vozmozhnosti, resheniya. Materi-aly Vserossiyskoy nauchnoy konferentsii [A person is faced with a choice in the modern world: problems, opportunities, solutions. Materials of the all-Russian scientific conference], Moscow, Russia, 173-189. (In Russian).

Inglkhart, R. Postmodern: menyayushhiesya tsennosti i izmenyayushhiesya obshhestva [Online], available at: https://sociol-ogy.mephi.ru/docs/polit/html/ingl.htm. (Accessed 17 September 2018). (In Russian).

Kovaleva, A. I. and Lukov, Val. A. (1999), Sotsiologiya molodezhi: Teoreticheskie voprosy' [Sociology of youth: Theoretical issues], Sotsium, Moscow, Russia. (In Russian).

Levikova, S. I. (2004), Molodezhnaya subkul'tura [Youth subculture], FAIR-PRESS, Moscow, Russia. (In Russian).

Omelchenko, E. L. (2013), "Solidarity and cultural practices of the Russian youth in the beginning of the XXI century: theoretical context", Sotsiologicheskie issledovaniya, (10), 52-61. (In Russian).

Sorokin, P. A. (2000), SotsiaFnaya i kul'turnaya dinamika: Issledovanie izmeneniy v bol'shikh sistemakh iskusstva, istiny, e'tiki, prava i obshhestvennykh otnosheniy [Social and cultural dynamics: Research of changes in large systems of art, truth, ethics, law and social relations], Russian Christian Academy for the humanities, Saint Petersburg, Russia. (In Russian).

"The formation of the world Outlook culture of the youth" (1990), in Tabachkovsky, V. G. (ed.), Naukova dumka, Kiev, Ukraine. (In Russian).

Chuprov, V. I. (2018), "Self-regulation of the youth life in cultural space: the concept of socio-cultural mechanism", Gumanitariy Yuga Ros-sii, 7 (4), 13-25. (In Russian).

Patterns of Modernity (1987), V. II: Beyond the West, N.Y., USA.

Конфликты интересов: у авторов нет конфликта интересов для декларации.

Conflicts of Interest: The authors have no conflict of interest to declare.

Зубок Юлия Альбертовна, доктор социологических наук, профессор, заведующая отделом социологии молодежи Института социально-политических исследований РАН.

Чупров Владимир Ильич, доктор социологических наук, профессор, главный научный сотрудник отдела социологии молодежи Института социально-политических исследований РАН.

Yuliya A. Zubok, Doctor of Social Sciences, Professor, Head of the Department of Sociology of Youth, Institute of Social and Political Studies, Russian Academy of Sciences.

Vladimir I. Chuprov, Doctor of Social Sciences, Professor, Chief Researcher of the Department of Sociology of Youth, Institute of Social and Political Studies, Russian Academy of Sciences.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Зубок Ю. А., Чупров В. И. Смысложизненные ценности в культурном пространстве российской молодежи // Научный результат.

Социология и управление. Т.4, № 3,2018.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.