УДК 316.3/.4+316.7
ВЛИЯНИЕ ФУНКЦИЙ МОЛОДЕЖНОЙ СУБКУЛЬТУРЫ НА
КУЛЬТУРУ ОБЩЕСТВА
Тетерина Анастасия Игоревна.
г. Новосибирск, Федеральное государственной образовательное учреждение высшего образования «Новосибирский государственный педагогический университет», старший преподаватель кафедры теории и методики воспитательных систем, [email protected].
Аннотация. В статье описаны современные представления о культуре. Ведутся рассуждения о молодежной субкультуре. Рассматриваются функции субкультуры. Проводится анализ влияния молодежной субкультуры на культуру общества.
Ключевые слова: культура, субкультура, молодежная субкультура, функции молодежной субкультуры.
THE INFLUENCE FUNCTIONS OF THE YOUTH SUBCULTURE ON THE CULTURE OF THE SOCIETY
Teterina Anastasiya.
Novosibirsk, Federal state educational institution of higher education «Novosibirsk State Pedagogical University», senior lecturer of Theory and methodology of educational systems Department, [email protected].
Abstract. The article describes modern views on culture. The arguments about youth subculture and functions of subcultures are discussed in the article. The influence of youth subcultures on the culture of the society is analyzed.
Key words: culture, subculture, youth subculture, functions of the youth subculture.
Важной проблемой современной социологии является изучение социальных изменений, их механизмов и направлений, динамики развития общества и его культурных частей. Термин «культура» имеет множество значений и толкований. В то же время культура - это большой общественный пласт, созданный человеком, его руками, его интеллектом, его возможностями. Современное научное определение культуры включает убеждения, ценности и выразительные средства, которые являются общими для какой-то группы людей и служат для упорядочения опыта и регулирования поведения членов этой группы.
Культура как исторически определённый уровень развития общества и человека, выраженная в типах и формах организации жизни и деятельности людей, а также в создаваемых ими материальных и духовных
ценностях. Понятие культуры употребляется также для характеристики материального и духовного уровня развития определённых исторических эпох, общественно-экономических формаций, конкретных обществ, народностей и наций, а также специфических сфер деятельности или жизни. Материальная культура, в конечном счете, лишь определяет образ жизни человека, окружающую его действительность, уровень ведения хозяйства (натуральное, товарное), развития прогресса. В более узком смысле термин культура относят только к сфере духовной жизни людей. Вместе с тем духовная культура вносит относительно независимую от материальных условий логику внутреннего развития [3, с. 122].
С развитием общества, его прогрессом мы, к сожалению, меньше задумываемся о духовной составляющей личности, а всё больше думаем о материальном благе. В условиях глобализации возрастает влияние других народов на человека, на его личность. Иная культура, поскольку она новая для нас, представляется более свободной и, забывая о собственной принадлежности, мы стремимся больше быть похожими на жителей других стран. В связи с тотальным внедрением во все сферы жизни принципов рыночной экономики, происходит распространение «рыночного фундаментализма» на все сферы жизни. Мы без особой необходимости применяем иностранные слова в своей речи, мы примеряем их взгляды. Так, например, одной из тенденций последнего времени для нашей культуры и нашего общества становится актуальной проблема развития молодежной субкультуры.
В широком смысле под субкультурой понимается частичная культурная подсистема «официальной» культуры, определяющая стиль жизни, ценностную иерархию и менталитет её носителей. В более узком смысле субкультура - система ценностей, установок, способов поведения и жизненных стилей определенной социальной группы, отличающаяся от господствующей в обществе культуры, хотя и связанная с ней.
Под молодежной субкультурой понимается культура определенного молодого поколения, обладающего общностью стиля жизни, поведения, групповых норм, ценностей и стереотипов [2, с. 34].
Субкультура является специфическим способом организации жизнедеятельности молодых людей, объединенных в автономное целостное образование. Не случайно субкультура рассматривается как одна из основных сущностных характеристик молодежи и выступает в качестве обоснования её выделения в особую социальную группу. В связи с тем, что молодежь как социально-демографическая группа достаточно неоднородна, в её среде формируются разнообразные субкультуры, следовательно, с социологической точки зрения стоит отметить существование множества видов субкультур.
Стоит отметить, что по специфике поведения членов группы субкультуры можно разделить на три большие группы: просоциальные -это группы, которые не несут угрозу обществу, несут позитив и помогают
его развитию; асоциальные группы, которые несут критику каким-либо устоям общества, но это противостояние не носит крайнего характера; и крайнее проявление - это антисоциальные группы, которые не только подвергают критике общественные порядки и устои, но и стремятся их сокрушить.
Так какое же значение имеет молодежная субкультура для современного общества, является ли она тормозом в его развитии, способствует ли его деградации, или же наоборот развивает его, вносит вклад в его культуру. Основываясь на приведенной нами типологии, мы можем констатировать тот факт, что влияние субкультуры не всегда будет негативным, оно может быть и нейтральным, и даже позитивным. В этой связи стоит остановиться на некоторых функциях, которые выполняет молодежная субкультура относительно общества.
Прежде всего, это функция адаптации молодежи к социальной реальности. В ходе освоения молодежью социальной реальности субкультуры способствуют преодолению возникающих трудностей путем более мягкого приспособления к новым реалиям [3, с. 111].
Из функции адаптации вытекает функция компенсации невыгодного социального положения. Субкультура превращается в способ самореализации отдельных групп молодежи, если их доступ к общественно одобряемым каналам ограничивается вследствие бедности, проживания в отдаленных районах со слабой инфраструктурой, в результате дискриминации по гендерному, возрастному, национальному признакам или вследствие идеологических, мировоззренческих, религиозных отличий тех или иных групп молодежи [3, с. 113].
В субкультуре реализуется инновационная функция молодежи. В субкультурной среде осуществляются конструирование собственного жизненного пространства молодежью и первая проба себя как самостоятельного субъекта социальных отношений [3, с. 114].
Важной является экспрессивная функция субкультуры. Это функция самовыражения. Склонность к экстремальным формам самовыражения, риску, а также стихийный нонконформизм молодежи часто реализуются в форме эпатажа.
Субкультура выполняет функцию компенсации морального террора со стороны взрослых и других сверстников. Субкультурная среда оказывается комфортной и потому духовно близкой, удачно компенсирующей недостаток внимания и понимания со стороны значимых других [3, с. 114].
В определенных условиях отличительные социокультурные установки молодых людей могут обрести форму неприятия и даже отрицания господствующей культуры, приобретая тем самым контркультурную направленность.
Отрицательное значение для развития культуры могут нести частично асоциальные и в большей мере асоциальные группы. Так,
например, некоторым видам субкультур свойственны такие проявления, как употребление легких наркотиков, асоциальный образ жизни, искажение ценностных ориентаций, присущих обществу, проявление не позитивных стереотипов поведения, пропаганда суицидального поведения. Данные проявления не способствуют развитию личности, а наоборот, они приводят её к деградации. Отождествляя себя с миром взрослых, несовершеннолетние молодые люди стремятся продемонстрировать свою готовность к взрослым поступкам доступными им способами, но никак не своими зрелыми поступками, направленными на их развитие, на их будущее.
В этой связи стоит заострить внимание на тех возрастных группах, которые попадают в социально-демографическую группу «молодежь». Это будут молодые люди от 14 до 30 лет. Мы можем отметить, что это неоднородная группа, которая охватывает три возрастных периода: подростничество, юность и молодость.
В подростковом возрасте ведущей деятельностью выступает общение со сверстниками, в этой связи именно этот период является наиболее сенситивным для вхождения молодого человека в субкультуру. Ведь у него появляется возможность сформировать свою систему ценностей, примерить на себя новую роль, выражать себя и в то же время даёт возможность отождествлять себя с группой интересных в этот период людей. И то, какое субкультура будет иметь место в его жизни, какую смысловую нагрузку или идеологию несет та субкультура, с которой будет отождествлять себя молодой человек, будет определять полярность влияния субкультуры на личность.
Здесь возможны два сценария развития: позитивный и негативный. В позитивном плане он сможет приобрести опыт, способствующий его социализации, его вхождению в общество с определенным багажом ценностей, с определенным мировоззрением, способствующим развитию его личности, его духовной культуры, определенной устойчивой жизненной позицией. В негативном плане последует деградация личности, способствующая проявлению аддиктивного поведения с возможным переходом в антисоциальное поведение.
Библиографический список:
1. Левичева В.Ф. Движения молодежные // Социология молодежи. Энциклопедический словарь / Отв. ред. Ю.А. Зубок, В.И. Чупров. М.: Academia, 2012. - 94 с.
2. Лисовский В.Т. Социология молодёжи. Учеб. Пособие для вузов // Изд: «НЕМО-Пресс». - М., 2012. - 54 с.
3. Социология молодежи. / В.И. Чупров, Ю.А. Зубок. Учеб. Пособие для вузов. - Изд: «Норма», 2011 г. - 411 с.