3. GALLANTRY // Tactile Turn. [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://gallantry.com/collections/tactile-turn/ (дата обращения: 18.12.2017).
4. Hiconsumption // RELIANT WRITERS: 15 BEST EVERYDAY CARRY PENS. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://hiconsumption.com/2017/07/best-everyday-carry-edc-pens/ (дата обращения: 22.12.2017).
5. LUXURY TOUCH // L'iconique hommage de S.T. Dupont a Jacky Kennedy. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://luxury-touch.com/liconique-hommage-de-s-t-dupont-a-jacky-kennedy/ (дата обращения: 22.12.2017).
6. Mindware // Интервью с профессором Фрэнсисом МакГлоуном. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://mindware.ru/blog/?p=7025/ (дата обращения: 22.12.2017).
7. TactileTurn // Titanium Mover & Shaker. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.tactileturn.com/store/titanium-mover-shaker/ (дата обращения: 23.12.2017).
СМЫСЛОЖИЗНЕННЫЕ ОРИЕНТАЦИИ СТУДЕНТОВ РАЗНЫХ НАПРАВЛЕНИЙ БАКАЛАВРИАТА
1 2 3
Андрейченко А.А. , Васюнина Л.М. , Зуева В.С.
1Андрейченко Анна Андреевна - бакалавр, факультет психологии, Ленинградский государственный университет им. А.С. Пушкина;
2Васюнина Лилия Михайловна - бакалавр, факультет социологии;
3Зуева Вероника Сергеевна - бакалавр, факультет психологии, Санкт-Петербургский государственный университет, г. Санкт-Петербург
Аннотация: в статье рассматриваются уровни показателей смысложизненных ориентаций студентов-психологов и студентов-филологов, обучающихся на первом курсе бакалавриата. Анализируются и сравниваются смысложизненные ориентации студентов обоих направлений бакалавриата, а также исследуется взаимосвязь смысложизненных ориентаций с учебной успеваемостью. Выборка состоит из 22 студентов-психологов и 33 студентов-филологов в возрасте от 18 до 22 лет. Ключевые слова: смысложизненные ориентации, юношеский возраст, учебная деятельность, успеваемость.
Проблема смысла жизни и его составляющих — смысложизненных ориентаций — является одной из наиболее актуальных проблем современной психологии. В течение XX-XXI веков вопросом смысла жизни занимались такие ученые, как С.Л. Рубинштейн, А.Н. Леонтьев, А.И. Донцов, Г.Е. Залесский, Вайзер Г.А., Вахромов Е.Е., Карпова Н.Л. и другие.
Смысл жизни — это регулятивное понятие, которое имеется в любой развитой системе миропонимания, оправдывающее и объясняющее имеющийся у данной системы комплекс ценностных представлений и моральных устоев, а также обосновывающее деятельность, которая осуществляется согласно этим ценностям и нормам [2] [3]. В психологической науке смысл жизни исследуется в большей степени с точки зрения того, как и под воздействием каких факторов осуществляется становление смысла жизни в индивидуальном развитии, и как сформировавшийся смысл жизни или его отсутствие оказывает влияние на процесс жизни и сознание личности.
Смысложизненные ориентации - это целостная система сознательных и избирательных связей, отражающая направленность личности, наличие жизненных целей, осмысленность выборов и оценок, удовлетворенность жизнью (самореализацией) и способность брать за нее ответственность, влияя на ее ход [1].
К юношескому возрасту создаются предпосылки для формирования смысложизненных ориентаций. В этот период своей жизни человек начинает делать осознанный выбор, анализировать перспективы и приобретает самодостаточность [4].
Пора студенчества обычно приходится на юношеский период, и поэтому имеет ряд характерных особенностей. К ним относятся активное становление смысложизненных ориентаций и постепенный уход от сильной зависимости от мнения социума. Первый курс — это тот переломный момент, когда юноши и девушки вступают во взрослую, самостоятельную жизнь.
Теоретическая значимость данной работы заключается в углублении существующих знаний о смысложизненных ориентациях в юношеском возрасте.
Практическая значимость исследования состоит в том, что полученные результаты могут быть полезны преподавателям, занимающимся профессиональной подготовкой бакалавров для оптимизации образовательного процесса, в частности, для формирования и развития у студентов жизненных целей и ощущения собственной ответственности за их реализацию, что повлечет за собой формирование адекватного отношения к себе и к своим способностям.
В исследовании смысложизненных ориентаций приняли участие 55 студентов-первокурсников разных направлений бакалавриата; из них 33 студента обучались на филологическом факультете, а 22 студента обучались на психологическом факультете. Возраст испытуемых варьируется от 18 до 22 лет.
Гипотеза исследования — существуют значимые различия в самоотношении и смысложизненных ориентациях у студентов-психологов и студентов-филологов, обучающихся на 1 курсе бакалавриата.
Для проведения исследования использовался тест смысложизненных ориентаций в адаптации Д.А. Леонтьева.
В результате диагностики 22 студентов-психологов 1 курса с помощью данной методики были получены данные частотного распределения выраженности компонентов смысложизненных ориентаций.
По интегрированному показателю «Осмысленность жизни» 15 испытуемых (68,18%) набрали количество баллов, соответствующее средним значениям; результаты 4 человек (18,18%) соответствуют высоким значениям, т. е. данные испытуемые переживают свою жизнь как онтологически значимую; результаты 3 человек (13,64%) соответствуют низким значениям, т. е. эти испытуемые ощущают утрату смысла жизни и состояние экзистенциального вакуума.
По шкале «Цели в жизни» большая часть испытуемых — 13 человек (59,09%) — набрали количество баллов, соответствующее средним значениям; результаты 5 человек (22,73%) соответствуют высоким значениям, т. е. испытуемые имеют конкретные цели в будущем, и их можно охарактеризовать как целеустремленных людей; результаты 4 человек (18,18%) соответствуют низким значениям, т. е. эти испытуемые живут сегодняшним или вчерашним днём. По шкале «Процесс жизни» результаты 15 испытуемых (73,74%) соответствуют средним значениям; результаты 3 испытуемых (13,64%) соответствуют низким значениям, т. е. эти студенты испытывают неудовлетворенность своей жизнью в настоящем; результаты 3 испытуемых (13,64%) соответствуют высоким значениям, т. е. эти испытуемые воспринимают свою текущую жизнь как интересную, осмысленную и богатую эмоционально. По шкале «Результативность жизни» результаты 12 студентов (54,55%) соответствуют средним значениям; результаты 6 испытуемых (27,27%) соответствуют низким значениям, т. е. эти студенты оценивают продуктивность своей прожитой части жизни как неудовлетворительную; результаты 4 испытуемых
185
(18,18%) соответствуют высоким значениям, т. е. эти студенты расценивают свое прошлое как наполненное смыслом.
В результате диагностики с помощью методики смысложизненных ориентаций были получены результаты по шкалам локуса контроля. По шкале «Локус контроля
— Я» 15 испытуемых (68,18%) набрали количество баллов, соответствующее средним значениям; результаты 6 студентов-психологов (27,27%) соответствуют высоким значениям, т. е. эти испытуемые представляют себя как сильную личность, обладающей возможностью выбора; результаты 1 испытуемого (4,55%) соответствуют низким значениям, т. е. он полагает, что не имеет достаточно сил, чтобы контролировать свою жизнь. По шкале «Локус контроля — жизнь» 14 испытуемых (63,64%) набрали количество баллов, соответствующее средним значениям; 5 испытуемых (22,73%) набрали количество баллов, соответствующих высоким значениям, т. е. им представляется, что человек волен сам направлять и контролировать свою жизнь; результаты 3 испытуемых (13,64%) соответствуют низким значениям, т. е. данные студенты убеждены, что жизнь невозможно контролировать сознательно, и свобода выбора — это лишь иллюзия.
Таким образом, у студентов-психологов преобладают средние значения показателей смысложизненных ориентаций, что может быть обусловлено особенностями студенческого возраста и 1 курса в частности.
В результате диагностики 33 студентов-филологов 1 курса с помощью методики смысложизненных ориентаций в адаптации Д.А. Леонтьева были получены данные частотного распределения выраженности компонентов смысложизненных ориентаций.
По интегрированному показателю «Осмысленность жизни» 18 испытуемых (54,55%) набрали количество баллов, соответствующее средним значениям; результаты 8 человек (24,24%) соответствуют низким значениям, т. е. эти испытуемые ощущают утрату смысла жизни и состояние экзистенциального вакуума; результаты
7 человек (21,21%) соответствуют высоким значениям, т. е. данные испытуемые переживают свою жизнь как онтологически значимую.
По шкале «Цели в жизни» большая часть испытуемых — 19 человек (57,58%) — набрали количество баллов, соответствующее средним значениям; результаты
8 человек (24,24%) соответствуют низким значениям, т. е. эти испытуемые живут сегодняшним или вчерашним днём; результаты 6 человек (18,18%) соответствуют высоким значениям, т. е. испытуемые имеют конкретные цели в будущем, и их можно охарактеризовать как целеустремленных людей. По шкале «Процесс жизни» результаты 18 испытуемых (54,55%) соответствуют средним значениям; результаты 10 испытуемых (30,30%) соответствуют низким значениям, т. е. эти студенты испытывают неудовлетворенность своей жизнью в настоящем; результаты 5 испытуемых (15,15%) соответствуют высоким значениям, т. е. эти испытуемые воспринимают свою текущую жизнь как интересную, осмысленную и богатую эмоционально. По шкале «Результативность жизни» результаты 19 студентов (57,58%) соответствуют средним значениям; результаты 9 испытуемых (27,27%) соответствуют низким значениям, т. е. эти студенты оценивают продуктивность своей прожитой части жизни как неудовлетворительную; результаты 5 испытуемых (15,15%) соответствуют высоким значениям, т. е. эти студенты расценивают свое прошлое как наполненное смыслом.
В результате диагностики с помощью методики смысложизненных ориентаций были получены результаты по шкалам локуса контроля. По шкале «Локус контроля
— Я» 17 испытуемых (51,52%) набрали количество баллов, соответствующее средним значениям; результаты 9 студентов-филологов (27,27%) соответствуют высоким значениям, т. е. эти испытуемые представляют себя как сильную личность, обладающей возможностью выбора; результаты 7 испытуемых (21,21%) соответствуют низким значениям, т. е. они полагают, что не имеют достаточно сил, чтобы контролировать свою жизнь. По шкале «Локус контроля — жизнь»
186
24 испытуемых (72,73%) набрали количество баллов, соответствующее средним значениям; 6 испытуемых (18,18%) набрали количество баллов, соответствующих высоким значениям, т. е. им представляется, что человек волен сам направлять и контролировать свою жизнь; результаты 3 испытуемых (9,09%) соответствуют низким значениям, т. е. данные студенты убеждены, что жизнь не поддается сознательному контролю, и свобода выбора иллюзорна.
Таким образом, у студентов-филологов преобладают средние значения показателей смысложизненных ориентаций, что может быть также обусловлено особенностями студенческого возраста и 1 курса в частности.
В сфере смысложизненных ориентаций ходе математико-статистической обработки с помощью ^критерия Стьюдента для независимых выборок было выявлено статистически значимое различие между группами психологов и филологов.
Таблица 1. Сравнительный анализ показателей смысложизненных ориентаций студентов-психологов и студентов-филологов, обучающихся на первом курсе
Наименование показателя Психологи (п = 22) Филологи (п = 33) ^критерий Стьюдента Р
M ± 111 8 М ± т 8
Цели в жизни 29,73 ± 1,58 7,39 27,55 ± 1,5 8,6 5,182 < 0,001
Локус контроля -Я 20,55 ± 0,83 3,87 19,1 ± 0,84 4,78 4,310 < 0,001
Прим.: М - среднее значение по группе, т - средняя ошибка по группе, S - стандартное отклонение по группе.
Статистически более высокие показатели у студентов психологов по шкале «Цели в жизни» могут быть обусловлены тем, что после обучения в университете человеку с дипломом психолога проще найти работу, чем филологу. Из-за этого студенты-психологи, оценивая свои перспективы в будущем, видят большее количество вариантов и чувствуют себя более уверенно, чем студенты-филологи. Однако для выяснения истинных причин такой разницы необходимо дальнейшее исследование.
Статистически значимое различие выявлено и по шкале «локус контроля «я»»: баллы у студентов психологического направления также выше баллов студентов филологического направления. Возможно, это обусловлено тем, что студенты-психологи используют полученные знания о функционировании психики, и из-за этого чувствуют, что могут лучше контролировать свою жизнь, свое поведение и отношения, лучше анализируют причинно-следственные связи и предугадывают собственные реакции и реакции окружающих.
Значимых корреляционных связей между учебной успеваемостью и показателями смысложизненных ориентаций у студентов-психологов выявлено не было. У студентов-филологов были выявлены значимые корреляционные связи между учебной успеваемостью и целями в жизни, процессом жизни, результатом жизни и локусом контроля собственного Я. Это может быть связано с тем, что для филологов как для будущих педагогов оценка играет большую роль, нежели для психологов.
Таким образом, полученные данные являются основанием для дальнейшего исследования вопроса смысложизненных ориентаций и самоотношения у студентов разных направлений бакалавриата, но с включением большего количества курсов и получаемых специальностей.
Список литературы
1. Гончар С.Н. Особенности развития смысложизненных ориентаций современных студентов-первокурсников // Современная психология: материалы Междунар. науч. конф. (г. Пермь, июнь 2012 г.). Пермь: Меркурий, 2012. С. 17-19.
2. Краткая философская энциклопедия / Сост. Е.Ф. Губский. М.: Прогресс, 1994. 575 с.
3. Философия. [Электронный ресурс]: практическое руководство: учебно-методическое пособие / Гос. образовательное учреждение высш. проф. образования «Магнитогорский гос. технический ун-т им. Г.И. Носова», Каф. филос. ; сост.: А.Т. Лымарь. Магнитогорск: МГТУ им. Г.И. Носова, 2009. 1 электрон. опт. диск (CD-ROM).
4. Чулкова М.А. Смысложизненные ориентации и особенности их проявления в юношеском возрасте // Психология в современном развивающемся мире: теория и практика: материалы Международной научно-практической конференции. Челябинск: Издательский центр УрГУ. 12. 260 с.
ОСОБЕННОСТИ ОКАЗАНИЯ СОЦИАЛЬНОЙ ПОМОЩИ СЕМЬЯМ, ВОСПИТЫВАЮЩИМ ДЕТЕЙ С РАССТРОЙСТВОМ АУТИСТИЧЕСКОГО СПЕКТРА
1 2 3
Васюнина Л.М. , Андрейченко А.А. , Зуева В.С.
1Васюнина Лилия Михайловна - бакалавр, факультет социологии, Санкт-Петербургский государственный университет;
2Андрейченко Анна Андреевна - бакалавр, факультет психологии, Ленинградский государственный университет им. А.С. Пушкина;
3Зуева Вероника Сергеевна - бакалавр, факультет психологии, Санкт-Петербургский государственный университет, г. Санкт-Петербург
Аннотация: в статье анализируется роль института социальной работы в процессе воспитания ребенка с расстройством аутистического спектра. Для анализа выбран метод кейс-стади, основанный на включенном наблюдении, проведении экспертного интервью со специалистами и полуформализованного интервью с родителями, воспитывающими детей с РАС. Исследование проводилось на базе ГАООРДИ в три этапа по трем разным направлениям: выделение основных проблем семей, воспитывающих детей с РАС, анализ тенденций общества по отношению к людям с нарушениями развития и описание роли государственных и негосударственных учреждений в системе помощи таким семьям. Ключевые слова: расстройство аутистического спектра (РАС), аутизм, социальная работа, проблемы семей, имеющих детей-аутистов, помощь людям с РАС.
Проблемы семьи ребенка с расстройством аутистического спектра все чаще становятся объектом изучения и социального действия. Отчасти это обусловлено тем, что в ранних школах семейной теории и терапии не уделялось большого внимания хронически больным индивидам в контексте их семей. В настоящее время происходит стремительный рост информации о детях и взрослых с РАС, обеспечивающей новый уровень интегрированности знаний в этой сфере.
По данным ООН до 20% детей и подростков во всём мире страдают проблемами психического здоровья, приводящими их к инвалидности [1]. В структуре психической
188