Научная статья на тему 'СМЫСЛОЖИЗНЕННЫЕ ОРИЕНТАЦИИ ШОПИНГ АДДИКТИВНЫХ ПОДРОСТКОВ И МОЛОДЕЖИ'

СМЫСЛОЖИЗНЕННЫЕ ОРИЕНТАЦИИ ШОПИНГ АДДИКТИВНЫХ ПОДРОСТКОВ И МОЛОДЕЖИ Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
22
7
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Шаг в науку
Ключевые слова
СМЫСЛОЖИЗНЕННЫЕ ОРИЕНТАЦИИ / СУБЪЕКТИВНОЕ БЛАГОПОЛУЧИЕ / СТЕПЕНЬ ГОТОВНОСТИ К РИСКУ / МОЛОДЕЖЬ / МОЛОДОЕ ПОКОЛЕНИЕ / ШОПИНГ СРЕДА / ШОПИНГ-АДДИКЦИЯ / ШОПИНГ-АДДИКТИВНОЕ ПОВЕДЕНИЕ / LIFE MEANINGFUL ORIENTATIONS / SUBJECTIVE WELL-BEING / RISK PREPAREDNESS / YOUTH / YOUNG GENERATION / SHOPPING ENVIRONMENT / SHOPPING ADDICTION / SHOPPING ADDICTIVE BEHAVIOR

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Щеглова И.Г., Зубова Л.В.

В статье даны характеристики смысложизненных ориентаций шопинг аддиктивной подростков и молодежи. Усиливающиеся тенденции, диктующие современный «стиль жизни», отложатся в ментальных смысложизненных ориентациях молодежи, в массовом сознании которых сконцентрированы противоречивые процессы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

MEANING OF LIFE ORIENTATION SHOPPING OF ADDICTIVE TEENS AND YOUTH

The article describes the characteristics of life-meaning orientations of the shopping of addictive adolescents and young people. Strengthening tendencies dictating the modern “lifestyle” will be postponed in the mental life-meaning orientations of young people, in whose mass consciousness there are concentrated contradictory processes.

Текст научной работы на тему «СМЫСЛОЖИЗНЕННЫЕ ОРИЕНТАЦИИ ШОПИНГ АДДИКТИВНЫХ ПОДРОСТКОВ И МОЛОДЕЖИ»

УДК 159.99

СМЫСЛОЖИЗНЕННЫЕ ОРИЕНТАЦИИ ШОПИНГ АДДИКТИВНЫХ

ПОДРОСТКОВ И МОЛОДЕЖИ

Щеглова И.Г., студент группы 15ПсПО(м)ППССО, Оренбургский государственный университет, Оренбург e-mail: csheglova-ig@mail.ru

Зубова Л.В., д. психол. н., профессор, зав. кафедрой общей психологии и психологии личности, Оренбургский государственный университет, Оренбург

В статье даны характеристики смысложизненных ориентаций шопинг аддиктивной подростков и молодежи. Усиливающиеся тенденции, диктующие современный «стиль жизни», отложатся в ментальных смысложизненных ориентациях молодежи, в массовом сознании которых сконцентрированы противоречивые процессы.

Ключевые слова: смысложизненные ориентации, субъективное благополучие, степень готовности к риску, молодежь, молодое поколение, шопинг среда, шопинг-аддикция, шопинг-аддиктивное поведение.

Потребительское отношение к жизни вырабатывает у молодежи равнодушие ко всему, что может привести к моральному и духовному обеднению культуры, нации и мира в целом.

Молодому поколению с еще не устоявшейся системой взглядов и неустойчивой системой смысложизненных и ценностных ориентаций весьма сложно ориентироваться в сложившихся обстоятельствах «порушенных» ценностей и произошедших перемен. Потребительское отношение к жизни вырабатывает у молодых людей равнодушие ко всему, что может привести к нравственному и духовному обеднению культуры, нации и мира в целом.

Именно с этих убеждений американские функционалисты исследовали в 50-е годы субкультуру тинэйджеров. Понятие «тинэйджер» (teenager) используется в социологии не в повседневном смысле для обозначения подростка в возрасте от 12 лет до 19 лет (в номинации возраста наличествует «teen»). В социологии это понятие применяют по отношению к подростковой потребительской культуре, то есть буквально как «подросток потребляющий».

В нашей работе интерес к ониомании возник не случайно. В обществе блуждает опасное заблуждение, что «шопоголиком» быть престижно. Исходя из, этого наша работа посвящена анализу смысложизненных ориентаций шопинг-аддиктивных подростков и юношей.

Необходимо также учитывать, что подростковый возраст - это еще и «опасный» возраст для формирования различных видов аддикций. И здесь смысложизненные, ценностные ориентации и мотивационная сфера являются одними из важнейших среди таких факторов.

Личностный подход выявляет представления о социальной, деятельной и творческой сущности личности, как продукта общественно-исторического, экономического развития и носителя культуры. Этот подход дозволяет рассмотреть личность как приоритетную ценность в обществе. Он призывает к естественному процессу саморазвития личности, учета ее индивидуальных, возрастных и психологических особенностей, создание для этого соответствующих условий формирования ценности в первую очередь самого понятия «личность».

Социально-экономические и социокультурные условия развития общества имеют существенное влияние на содержание и характер социализации современного молодого

поколения. Идентичность социализации представляет собой приобретения социально и лично значимого опыта развития и трансформации окружающей реальности на основе интериоризации социальных отношений. Наиболее существенным отличительным знаком данного возраста являются фундаментальные изменения, совершающиеся в сфере самосознания подростка, которые имеют наибольшее значение для всего последующего развития и становления подростка как личности. Иными слова соответствующий возраст является периодом поиска смысла жизни, перестройки социальной активности, аккомпанирующий определенными сдвигами во всех сферах жизнедеятельности подростка. В подростковом возрасте впервые проявляется социальная мотивация, характеризующаяся изменениями в содержании и соотношении основных мотивационных тенденций. В юношеском возрасте социальная мотивация, впервые проявившая в подростковом возрасте, либо приживается в юношеском возрасте, либо характеризуется видоизменениями в содержании и соотношении основных мотивационных тенденций.

Деятельностный подход рассматривается как условие жизни личности, сущностью которой является преобразование себя в соответствии со стандартами окружающего мира. С ценностных позиций осуществление любой деятельности предполагается также ценностное отношение индивидуума к ней, смысложизненные цели, ценностные установки, ориентация в самой деятельности.

А на фоне коммерциализации и негативного влияния масс-медиа, насаждения стандартов и психологии общества потребления современное общество переживает духовно -нравственный кризис в связи с тем, что смысловые и ценностные ориентации присущие сознанию во многом деструктивны. На наш взгляд в России, все отчетливее, можно увидеть нарастающую тенденцию разрушения и разложения нравственных принципов. Жизнь современного человека подчинена достижению таких жизненных целей как карьерный рост, материальное благополучие.

В нынешней России молодое поколение - одна из наиболее ранимых в социальном отношении групп, чья система смысложизненных и ценностных ориентаций подвергается массированному противоречивому влиянию со стороны множества разнонаправленных факторов. В данное время социокультурная и социально-экономическая ситуации в нашей стране характеризуется не устойчивостью.

В самых исходных выражениях идеи персонального смысла А.Н. Леонтьева стержневой выдвигалась собственно онтологическая характеристика смысла как феномена, завязывающегося в действительных жизненных взаимоотношениях. Эта идея, в большинстве закономерностей свободно от А.Н. Леонтьева, отображается и в ряде прочих подходов к смыслу: в экзистенциальной теории Р. Мэя и соотносительной теории Ж. Нюттена, в которых смысл выдвигается как мостик, соединяющий личность и мотивацию субъекта с объектами внешнего мира.

Итак, жизненный смысл представляет собой наиболее общую, интегральную характеристику состояния смысловой сферы личности и соотносится он с жизнедеятельностью в целом.

В условиях социальной среды, как особой области становления идентичности молодого поколения назревают вопросы появления у них зависимости. Один из доминирующих факторов, влияющих на молодежь, является Шопинг среда, которая модифицирует поведение молодого поколения и приводит к шопинг-аддикции.

Таким образом, проблема безопасного формирования менталитета молодого поколения в условиях доминирования Шопинг среды приобретает особую важность. В данном случае это условие безопасности, когда нет риска, что Шопинг среда причинит вред их здоровью физическому, умственному, духовному и нравственному развитию.

Целью работы является исследования сравнительный анализ особенностей смысложизненных ориентаций шопинг аддиктивных подростков и молодежи.

В соответствии с целью были определены следующие задачи:

1) Определить у молодого поколения наличие или отсутствие шопинг аддиктивного поведения.

2) Проанализировать особенности смысложизненных ориентаций шопинг аддиктивных подростков и молодежи.

Нами были использованы следующие методики: тест на определение сформированности активной шопинг-аддикции, разработанный Котляровым; тест смысложизненных ориентаций, адаптированный Леонтьевым.

Проведенное эмпирическое исследование в данной области показывает, что осмысленность жизни «источником» которой может быть найден индивидуумом либо в будущем (цели в жизни), либо в настоящем (процесс жизни) или прошлом (результат жизни), либо во всех трех составляющих жизни, у молодого шопинг аддиктивного поколения находится на среднем уровне. Они несколько не удовлетворены прошедшим жизненным этапом и в целом процесс жизни воспринимают несколько скучным. Целевая ориентация и Локус контроля - Я у них также находится на среднем уровне, то есть они надеются в вероятность достижения своих целей в жизни, и одновременно фаталистичны.

Значительная часть живет сегодняшним и завтрашним днем. Часть индивидуумов составили представления о себе как о сильной личности, обладающей достаточной свободой выбора, чтобы построить свою жизнь в соответствии со своими целями и представлениями о смысле.

Шопинг аддиктивные подростки характеризуются превалирующей ориентацией на будущее и имеют низкий уровень рефлексивности, что говорит об активности процессов поиска смысла жизни. Они часто не в состоянии удержаться от исполнения острых желаний и получения новых ощущений. При этом они, весьма положительно чувствуют настоящий момент и характеризуются высокой осмысленностью жизненной перспективы. Собственно в точке настоящего на жизненном пути шопинг аддиктивных подростков сосредоточено наибольшее количество информации, так как именно из нее оценивается и строится прошлое и будущее. Это не есть прошлое или будущее в строгом смысле этого слова, это и есть психологическое настоящее, в котором слито смысловое богатство значимых событий прошлого и будущего. В целом шопинг аддиктивные подростки воспринимает процесс своей жизни как увлекательный, эмоционально насыщенный и наполненный смыслом. Тип индивидуума «потребитель» объединяет переживания потребностей в свободе и самостоятельности, в комфорте, в приобретении вещей и в страданиях и можно условно обозначить как «темные» переживания. Анализ обобщения полученных результатов позволил сделать вывод о сохранении в сознании современных шопинг аддиктивных подростков ориентацию на потребительской и приспособительной направленности их смысложизненных ориентаций.

Шопинг аддиктивная молодежь с неустойчивой ориентацией на будущее в целом настроена оптимистично. Отмечается незначительная неудовлетворенность своей текущей жизнью, потому что не воспринимают ее как увлекательную. При наличии уверенности в себе отмечается удовлетворенность самореализацией и нацеленность на будущее. Отмечается преобладание в сознании шопинг аддиктивной молодежи престижно-потребительской смысложизненной ориентации. На ее формирование у шопинг аддиктивной молодежи огромное влияние оказывают как внешние факторы, так и социальная микросреда личности. Поэтому влечение к «тёмным» переживаниям (в престиже, в доминировании, в достижении, в приобретении вещей) обычно связано с неудовлетворённостью индивидуума различными сторонами своей жизни.

Изучение воздействия в нашей стране современных социально-экономических условий на изменение смысложизненных ориентаций шопинг аддиктивных подростков и молодежи свидетельствует о формировании нового типа направленности личности, характеризующегося индивидуализированной ориентацией на личностные потребности. В

том числе экономические ценности, такие как материальная обеспеченность, предприимчивость, собственность и богатство.

Также было выявлено, что смысложизненные ориентации шопинг аддиктивных подростков и молодежи различаются, прежде всего, усилением направленности на себя и понижением значения качеств индивидуума, особенно существенных в контактах с другими людьми (уважение, умение выслушать и понять другого и т.п.). Вследствие чего определено, что социально-экономические трансформации неплохо согласуются с переменами в социально-психологической феноменологии, что позволяет рассматривать последние в качестве их индикаторов.

Литература

1. Зубова, Л.В. Информационно-когнитивный подход к методологии генезиса асоциальной личности: Монография. - М.: «Дом педагогики», 2010. - 348 с.

2. Зубова, Л.В. О проблеме психологии асоциальной личности в современном Российском обществе с позиции интегративного подхода / Л.В. Зубова, А.А. Харькова // Вестник Оренбургского государственного университета. - 2013. - №2 (151). - С.96-100.

3. Зубова, Л.В. Феномен асоциальной личности в современном Российском обществе (Теоретико-методологические основания, особенности проявления в школьном возрасте) / Л.В. Зубова // Диссертация на соискание ученой степени доктора психологических наук. ГОУВПО «Российский университет дружбы народов». - М., 2012. - 420 с.

4. Нюттен, Ж. Мотивация, действие и перспектива будущего / Ж. Нюттен. - М.: Смысл, 2004. - 6087 с.

5. Щеглова, И.Г. О новых возрастных границах ониомании личности как асоциальном явлении / И.Г. Щеглова, Л.В. Зубова // Психология и Психотехника. - 2016. -№ 2. - С. 146-153.

6. Щеглова, И.Г. Особенности ценностных ориентаций старших школьников, предрасположенных к ониомании / И.Г. Щеглова // Психология и психотехника. - 2015. -№ 12. - С. 1234-1240.

7. Щеглова, И.Г. Особенности шопинг-зависимости и ценностных ориентаций старшеклассников, мотивированных на успех / И.Г. Щеглова // Вестник магистратуры ОГУ. - 2014. - № 6 (33). Том 1. - С. 187-189.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.