Научная статья на тему 'СМЫСЛОЖИЗНЕННЫЕ ОРИЕНТАЦИИ ПРИ РАЗЛИЧНОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ ЛИЧНОСТИ СОТРУДНИКОВ ПРАВООХРАНИТЕЛЬНЫХ ОРГАНОВ'

СМЫСЛОЖИЗНЕННЫЕ ОРИЕНТАЦИИ ПРИ РАЗЛИЧНОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ ЛИЧНОСТИ СОТРУДНИКОВ ПРАВООХРАНИТЕЛЬНЫХ ОРГАНОВ Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
125
10
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СМЫСЛ / СМЫСЛОЖИЗНЕННЫЕ ОРИЕНТАЦИИ / ЛИЧНОСТЬ / НАПРАВЛЕННОСТЬ ЛИЧНОСТИ / СИСТЕМА ЖИЗНЕННЫХ СМЫСЛОВ

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Кожевина Анна Павловна, Зимина Екатерина Викторовна

Статья посвящена проблеме смысложизненных ориентаций сотрудников правоохранительных органов при различной направленности личности. Рассмотрены понятия «смысл», «смысложизненные ориентации», «направленность личности». В статье представлено исследование, целью которого было изучить смысложизненные ориентации при различной направленности личности сотрудников правоохранительных органов. Для достижения поставленной цели использовались методики, предназначенные для выявления направленности личности, изучения смысложизненных ориентаций. Проведено эмпирическое исследование смысложизненных ориентаций при различной направленности личности сотрудников правоохранительных органов, а также выявлены особенности смысложизненных ориентаций в зависимости от направленности личности, такой как направленность на себя, на взаимные действия, на задачу. Проведенный анализ результатов исследования показал: самую активную жизненную позицию занимают испытуемые сотрудники правоохранительных органов с направленностью личности на задачу; средний уровень жизненной активности проявляют испытуемые сотрудники правоохранительных органов с направленностью на взаимные действия; пассивная жизненная стратегия свойственна испытуемым с направленностью личности на себя.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Кожевина Анна Павловна, Зимина Екатерина Викторовна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

LIFE-MEANING ORIENTATIONS WITH DIFFERENT PERSONALITY ORIENTATION OF LAW ENFORCEMENT OFFICERS

The article is devoted to the problem of life-meaning orientations of law enforcement officers with different personality orientations. The concepts of "meaning", "life-meaning orientations", "personality orientation" are considered. The results of the research, the purpose of which was to study the life-meaning orientations with different orientations of the personality of law enforcement officers, are given in the article. Methods designed to identify the personality orientation and to study the life-meaning orientations were used to achieve the goal. An empirical study of life-meaning orientations with different personality orientations of law enforcement officers was conducted. The features of life-meaning orientations are also revealed, depending on the orientation of the individual, such as the focus on oneself, on mutual actions, and on the task. The analysis of the results of the study allowed to draw the following conclusions. The most active life position is occupied by the tested law enforcement officers with the personality orientation to the task. The average level of life activity is shown by the tested law enforcement officers with a focus on mutual actions. Passive life strategy is characteristic of subjects with a self-directed personality.

Текст научной работы на тему «СМЫСЛОЖИЗНЕННЫЕ ОРИЕНТАЦИИ ПРИ РАЗЛИЧНОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ ЛИЧНОСТИ СОТРУДНИКОВ ПРАВООХРАНИТЕЛЬНЫХ ОРГАНОВ»

Лидерство и менеджмент

ЛИДЕРСТВО И МЕНЕДЖМЕНТ

Том 8 • Номер 2 • Апрель-июнь 2021 ISSN 2410-1664

>

Leadership and Management

Первое

экономическое издательство

Омысложизненные ориентации при различной направленности личности сотрудников правоохранительных органов

Статья посвящена проблеме смысложизненных ориентаций сотрудников правоохранительных органов при различной направленности личности. Рассмотрены понятия «смысл», «смысложизненные ориентации», «направленность личности». В статье представлено исследование, целью которого было изучить смысложизненные ориентации при различной направленности личности сотрудников правоохранительных органов. Для достижения поставленной цели использовались методики, предназначенные для выявления направленности личности, изучения смысложизненных ориентаций. Проведено эмпирическое исследование смысложизненных ориентаций при различной направленности личности сотрудников правоохранительных органов, а также выявлены особенности смысложизненных ориентаций в зависимости от направленности личности, такой как направленность на себя, на взаимные действия, на задачу. Проведенный анализ результатов исследования показал: самую активную жизненную позицию занимают испытуемые сотрудники правоохранительных органов с направленностью личности на задачу; средний уровень жизненной активности проявляют испытуемые сотрудники правоохранительных органов с направленностью на взаимные действия; пассивная жизненная стратегия свойственна испытуемым с направленностью личности на себя.

КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА: смысл, смысложизненные ориентации, личность, направленность личности, система жизненных смыслов.

Life-meaning orientations with different personality orientation of law enforcement officers

Kozhevina A.P. 1, Zimina E.V. 1

1 Baikal State University, Russia

Введение

В психологии такое качество, как направленность личности, является одним из важнейших компонентов структуры личности. Именно это качество является системой, в которую вписана совокупность доминирующих интересов, склонностей, идеалов, потребностей, убеждений и мировоззрений. Все это определяет то, как будет вести себя человек в условиях изменчивой внешней среды. Направленность личности влияет и на черты темперамента, и на

Кожевина А.П. 1, Зимина Е.В. 1

1 Байкальский государственный университет, Иркутск, Россия

АННОТАЦИЯ:

мотивацию деятельности, и на психические состояния, и на волевые, эмоциональные, познавательные, психические процессы.

В отечественной и зарубежной психологии понятию направленности личности, его содержанию и структуре посвящено множество научных исследований. Теорией направленности личности занимались известные отечественные психологи [1-7] (Bozhovich, 2014; Dodonov, 1978; Lomov, 2000; Rubinshteyn, 2012; Myasishchev, 1995; Leontev, 2014; Uznadze, 2011), однако несмотря на большое количество научных трудов, посвященных направленности личности, однозначного толкования данного понятия не существует, что можно объяснить разносторонностью подходов к пониманию сущности личности в целом (как субъекта жизни, деятельности или отношений и т. д.).

Впервые понятие «направленность» в психологию было введено зарубежными психологами, которые рассматривали ее как склонность к какой-либо деятельности в целом.

Проблема направленности личности представляет широкий научный интерес и представлена во множестве подходов и различных концепциях трактовки личности. Вместе с тем, несмотря на различие трактовок структуры личности, направленность всегда выделяется исследователями в качестве ее системообразующей, ведущей характеристики. Именно в направленности выражаются ее субъективные отношения к раз-

ABSTRACT:_

The article is devoted to the problem of life-meaning orientations of law enforcement officers with different personality orientations. The concepts of "meaning", "life-meaning orientations", "personality orientation" are considered. The results of the research, the purpose of which was to study the life-meaning orientations with different orientations of the personality of law enforcement officers, are given in the article. Methods designed to identify the personality orientation and to study the life-meaning orientations were used to achieve the goal. An empirical study of life-meaning orientations with different personality orientations of law enforcement officers was conducted. The features of life-meaning orientations are also revealed, depending on the orientation of the individual, such as the focus on oneself, on mutual actions, and on the task. The analysis of the results of the study allowed to draw the following conclusions. The most active life position is occupied by the tested law enforcement officers with the personality orientation to the task. The average level of life activity is shown by the tested law enforcement officers with a focus on mutual actions. Passive life strategy is characteristic of subjects with a self-directed personality.

KEYWORDS: meaning, life-meaning orientations, personality personality orientation, system of life meanings

JEL Classification: M59, O15, J24 Received: 20.05.2021 / published: 30.06.2021

© Author(s) / Publication: PRIMEC Publishers

For correspondence: Kozhevina A.P. (kozhevinaap0bgu.ru)

CITATION:_

Kozhevina A.P., Zimina E.V. (2021) Smyslozhiznennye orientatsii pri razlichnoy napravlennosti lichnosti sotrudnikov pravookhranitelnyh organov [Life-meaning orientations with different personality orientation of law enforcement officers]. Liderstvo i menedzhment. 8. (2). - 253-264. doi: 10.18334/lim.8.2.112168

личным сторонам действительности, а также цели, мотивы, во имя которых действует личность.

Таким образом, направленностью личности считается устойчивая устремленность, ориентированность мыслей, поступков, желаний и чувств человека, являющаяся следствием доминирования определенных ведущих мотивов.

Направленность проявляется во всех сферах жизнедеятельности человека. В различных формах направленности личности проявляются социальные воззрения индивида, его ведущие мотивы, моральные качества, уровень нравственного развития и различные виды потребностей. Таким образом, направленность личности на какие-либо ценности определяет ее ценностные ориентации, оказывая влияние на формирование потребностей индивида.

Выделяют три вида направленности: деловая (на задание), личная (на себя) и коллективистическая (на других). При этом необходимо отметить, что в чистом виде все три типа направленности личности не встречаются, поэтому говорить можно не о единственной, а о доминирующей направленности личности. Поскольку основная роль направленности личности приходится на создание и реализацию мотивов, предопределяющих деятельность человека в будущем, мотивы и потребности индивида становятся основой для формирования жизненных целей личности. Таким образом, направленность личности задает своеобразный вектор в формировании жизненной стратегии.

«Смысл есть, следовательно, не категория самой действительности, взятой абстрактно, отвлеченно от субъекта, но и не категория чисто субъективная. Это есть субъективно-объективная категория» [6, c. 511] (Leontev, 2014, р. 511).

Жизненные стратегии изначально формируются в сознании индивида и отражают направленность его личности [17, с. 70] (Drobot, Makarov, Ryazantseva, Filonenko, Krylova, 2019, р. 70). Направленность личности выступает как определенным образом выстроенная система ценностей, интересов, потребностей, мотивов и установок, которая объясняет последовательность его поведения.

В этом прослеживается взаимосвязь жизненных стратегий с направленностью личности. Мотивация побуждает индивида к деятельности, но не дает направление

ОБ АВТОРАХ:_

Кожевина Анна Павловна, кандидат психологических наук, доцент, кафедра социологии и психологии (kozhevinaap0bgu.ru)

Зимина Екатерина Викторовна, кандидат социологических наук, заведующий кафедрой социологии и психологии (ziminaev@bgu.ru)

ЦИТИРОВАТЬ СТАТЬЮ:_

Кожевина А.П., Зимина Е.В. Смысложизненные ориентации при различной направленности личности сотрудников правоохранительных органов // Лидерство и менеджмент. - 2021. - Том 8. - № 2. - С. 253264. doi: 10.18334/1im.8.2.112168

ее развития, а отражается в жизненных стратегиях в виде конкретного направления жизнедеятельности [19, с. 3] (Usov, Silantev, 2020, р. 3).

В основе всего этого процесса лежит стремление индивида удовлетворить какие-то определенные потребности [21, с. 550] (Stepanenko, Arzumanov, 2019, р. 550).

Таким образом, в смысловом ядре жизненных стратегий лежат определенные ценности индивида, которые отражают значение тех или иных значимых объектов и предметов [20] (Atanov, 2017).

Цель нашего исследования состояла в выявлении особенностей смысложизнен-ных ориентаций при различной направленности личности сотрудников правоохранительных органов. Объектом исследования явились смысложизненные ориентации личности. Предмет исследования - смысложизненные ориентации при различной направленности личности сотрудников правоохранительных органов. При проведении исследования мы выдвинули предположение о том, что существуют различия в смысложизненных ориентациях сотрудников правоохранительных органов с различной направленностью личности. [18, с. 210] (Lukovtseva, 2017, р. 210). В исследовании приняли участие 30 сотрудников МВД г. Иркутска в возрасте от 23 до 30 лет (женщин - 12 , мужчин - 18).

Исследование проводилось с помощью следующих методик: «Направленность личности» В. Смекайла, М. Кучеры [13] (Fetiskin, Kozlov, Manuylov, 2009); тест «Смысложизненные ориентации» Д.А. Леонтьева [13] (Fetiskin, Kozlov, Manuylov, 2009).

Для разделения испытуемых на группы была проведена диагностика направленности личности по методике В. Смекала и М. Кучера [13] (Fetiskin, Kozlov, Manuylov, 2009).

В результате проведения диагностики были получены следующие результаты. Направленность на себя доминирует у 14 испытуемых (24,1%). Направленность на взаимные действия доминирует у 17 испытуемых (29,3%). Направленность на задание доминирует у 27 испытуемых (46,6%) от всего количества респондентов. Таким образом, по результатам диагностики наибольший процент доминирующей направленности личности - деловая (на задание).

Далее с учетом разделения испытуемых по типу направленности личности, был проведен и внесен в таблицы для каждой из выделенных групп расчет средних значений по методике «Смысложизненные ориентации». Для наглядности средние данные по группе представлены на рисунке 1.

Как видно из результатов анализа, испытуемые группы по типу направленности личности на себя показали средние (в пределах нормы) показатели по субшкалам теста «Смысложизненные ориентации».

Показатель по субшкале «Цели в жизни» отражает наличие у испытуемых целей в жизни. Среднее значение субшкалы «Процесс жизни» определяет достаточную эмоциональную насыщенность жизни и наполненность ее смыслом. Субшкала

«Результативность жизни» характеризует самореализацию и оценку пройденного отрезка жизни как удовлетворительные.

Жизнь

Рисунок 1. Средние значения по тес^ «Смысложизненны1е ориентации» по типу направленностина себя Источник: составлено авторами.

- т-.......

Рисунок 2. Средние значения по тесту «Смысложизненные ориентации» по типу направленности на взаимные действия Источник: состаёвлено авторами.

На рисунке 2 представлены результаты анализа испытуемых по типу направленности личности на взаим ные действия.

Анали з средних значений группы по типу направленности личности на взаимные действия показывает, что данная группа испытуемых имеет высокие показатели осмысленности жизни по всем субшкалам (выше среднего).

Высокие баллы по субшкалам свидетельствуют о том, что испытуемые этой группы

имеют жизн е нные цели, направленные в будущее [15, с. 52] (Dzhumabekov, 2016, р. 52). Жизнь воспринимают как интерлсный, наполненный смыслом процесс. Отрезок пройденного жианеиного пути испытуемые этай группы оценивают как продуктивный. Себя представляют сильной личностью. Испытуемые этой группы убеждены, что они могут не толька контролировать свою жизнь, но и воплощать в жизнь свои решения.

На рисунке 3 представлены средние значения группы по типу направленности личности на задачу.

Жизнн

Рисунок 3. Средние значения по тесту «Смысложинненные ориентации» по типу направленности на задачу Источник: составлено авторами.

• на себя на взаимные действия на задачу

Рисунок 4. Сравнительный анализ средних показателей по тесту «Смыслажизненные ориентации» по типам еаправленносте Источник: составлено авторами.

Как видно по результатам анализа, испытуемые по типу направленности на задачу имеют высокие показатели по субшкалам, что говорит не только о достаточной эмоциональной насыщенности и наполненности смыслом жизни в настоящем, но и о наличии целей в будущем. Высокие показатели испытуемых по субшкале «Цели в жизни» говорят о способности ставить перед собой цели и добиваться результатов [16, с. 450] (Shklyar, 2019, р. 450). Высокие значения по субшкалам характеризуют способность испытуемых данной группы строить свою жизнь самостоятельно и контролировать ее и получать удовлетворение от жизни в целом [14, с. 33] (Vorontsova, 2019, р. 33).

Сравнительный анализ средних показателей по тесту «Смысложизненные ориентации» для различных типов направленности личности для наглядности представлен на рисунке 4.

Сравнительный анализ средних значений по тесту «Смысложизненные ориентации» позволяет сделать вывод, что самые высокие показатели осмысленности жизни по всем субшкалам (выше среднего) имеет тип направленности личности на взаимные действия и на задачу. Расхождения по субшкалам двух групп испытуемых по направленности личности на взаимные действия и на задания являются незначительными. Высокие показатели по субшкалам для двух групп испытуемых показывают, что данные типы имеют цель в жизни, любят жизнь и воспринимают ее с интересом, верят в свои силы, имеют свободу выбора, считают себя сильными личностью, которая может воплотить в жизнь свои решения, удовлетворены в целом жизнью, а пройденный отрезок времени считают продуктивным.

Тип направленности на себя (рис. 4) имеет средние значения по субшкалам и общей осмысленности жизни в пределах нормы, но все же по сравнению с другими группами характеризуется более низкими показателями. Можно сделать вывод, что данный тип обладает меньшей целеустремленностью, чаще не удовлетворен своей самореализацией и жизнью в настоящем, меньше верит в свои силы, свободу выбора и возможность контролировать свою собственную жизнь.

Для подтверждения нашего предположения о том, что существуют различия в смысложизненных ориентациях сотрудников правоохранительных органов с различной направленностью личности, нами был применен Н-критерий Крускалла-Уоллиса. Полученные результаты представлены в таблице 1.

Как видно из таблицы 1, достоверные различия выявлены в показателях процесса жизни (Н = 128,8, р=0,011). Так, показатели процесса жизни у респондентов с направленностью на взаимные действия выше, что указывает на отношение к жизни как к интересному, наполненному смыслом процессу.

«Локус контроля Я» выражен в большей степени у испытуемых группы с направленностью на задачу (Н = 116,1, р = 0,007), что характеризует их представление о себе как о сильной личности, которая обладает свободой выбора, чтобы выстроить свою жизнь в соответствии со своими целями и собственными представлениями о ее смысле. В группе с направленностью на себя и взаимные действия показатели варьируются в пределах средних значений.

Таблица 1

Значения Н-критерия Крускалла-Уоллиса для испытуемых с различной направленностью личности

Показатели средние значения н р

№ 1 группа 2 группа 3 группа

Смысложизненные ориентации

1 Процесс 28.71 32l31 31l63 128l8 0l011

2 «Локус-Я» 19.5 22l69 22l89 116l1 0l007

3 «Локус-жизнь» 33l79 37l06 37 12l02 0l001

Примечание: 1 группа - направленность на себя, 2 группа - направленность на взаимные действия, 3 группа - направленность на задачу.

Источник: составлено авторами.

Также выявлены статистически значимые различия в показателях «Локус контроля - Жизнь» (Н = 12,02, р = 0,001). Так, в группах испытуемых с направленностью на взаимные действия и на задачу показатели представлены на уровне выше среднего. Это говорит, что данные испытуемые убеждены в том, что они способны принимать решения и воплощать их в жизнь. У группы с направленностью на себя показатели варьируются в пределах средних значений, однако они ниже, чем показатели двух других групп.

заключение

Анализ научной литературы по проблеме показал, что проблема направленности личности представляет широкий научный интерес и представлена во множестве подходов и различных концепциях трактовки личности. В нашем исследовании мы эмпирическим путем подтвердили, что существуют различия в смысложизненных ориентациях сотрудников правоохранительных органов при различной направленности личности.

В практической работе со смысложизненными ориентациями, жизненными сценариями человека психолог преследует две цели - исследование и коррекцию индивидуального стиля жизни и сценария [22] (УузвсЫпа, 8ы1ута, 2021). Для успешной реализации сценарного жизненного плана потребуется большое напряжение, риск и умение отказаться от недостатков прежнего жизненного сценария. Для реализации успешного жизненного сценария требуется целый набор положительных психологических качеств, как тех, которые есть у индивида, так и тех, которые у него отсутствуют. В этом случае их придется формировать в новых жизненных условиях.

Стоит отметить, что дальнейшей перспективой в разработке данной проблемы мы рассматриваем изучение смысложизненных ориентаций при различной направленности личности сотрудников правоохранительных органов с различным сроком службы, а также коррекцию жизненного сценария сотрудников правоохранительных органов, имеющих негативный сценарий жизни.

ИСТОЧНИКИ:

1. Божович Л. Личность и ее формирование в детском возрасте. - Санкт-Петербург: Питер, 2014. - 234 с.

2. Додонов Б.И. Эмоция как ценность. - Москва: Политиздат, 1978. - 252 с.

3. Ломов Б.Ф. Направленность личности. Субъективные отношения личности. / Психология личности в трудах отечественных психологов. - Санкт-Петербург : Питер, 2000. - 60-66 с.

4. Рубинштейн С.Л. Самосознание личности и ее жизненный путь. / Психология личности. - Москва: ИС РАН, 2012. - 45 с.

5. Мясищев В.Н. Психология отношений. - Москва: Изд-во Института практической психологии, 1995. - 356 с.

6. Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность // Психология личности. - 2014. -№ 4. - с. 15-23.

7. Узнадзе Д.Н. Психология установки. - СПб.: Питер, 2011. - 234 с.

8. Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. / Монография. - М.: Смысл, 2005. - 431 с.

9. Выготский Л.С. Мышление и речь. / Т. 2, Собр. соч. В 6 т. - М., 1984.

10. Вилюнас В.К. Психология развития мотивации. - СПб.: Речь, 2016.

11. Асмолов А.Г. Психология личности: культурно-историческое понимание развития человека. - М.: Смысл, 2007. - 528 с.

12. Насиновская Е.Е. Методы изучения мотивации личности. - М.: Изд-во Моск. ун-та, 1998.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

13. Фетискин Н.П., Козлов В.В., Мануйлов Г.М. Социально-психологическая диагностика развития личности и малых групп. - М.: Психотерапия, 2009. - 544 с.

14. Воронцова Е.Г. Взаимосвязь представлений о самоэффективности с мотивацией достижения успеха у юношей и девушек, обучающихся на психологическом и юридическом направлениях обучения в вузе // Baikal Research Journal. - 2019. - № 1. -с. 3. - doi: 10.17150/2411-6262.2019.10(1).3.

15. Джумабеков К.У. Инновационные технологии обучения в формировании креативных личностей // Вопросы инновационной экономики. - 2016. - № 1. - с. 49-72. -doi: 10.18334Ыпес.6.1.35352.

16. Шкляр Т.Л. Мотивация: ракурс из психоанализа // Лидерство и менеджмент. -2019. - № 3. - с. 335-344. - doi: 10.18334/lim.6.3.41020.

17. Дробот Е.В., Макаров И.Н., Рязанцева Е.А., Филоненко Н.Ю., Крылова А.Д. Человеческий капитал и ресурс доверия в контексте групп и индивидов // Лидерство и менеджмент. - 2019. - № 2. - с. 61-72. - doi: 10.18334/eo.9.3.40845.

18. Луковцева Е.Н. Формирование эффективной системы мотивации для государственных гражданских служащих // Лидерство и менеджмент. - 2017. - № 4. - с. 207219. - doi: 10.18334/lim.4.4.38333.

19. Усов А.П., Силантьев А.В. Теоретический анализ понятий «мотивация» и «стимулирование» с позиции их взаимодействия // Baikal Research Journal. - 2020. - № 3. -c. 3. - doi: 10.17150/2411-6262.2020.11(3).3.

20. Атанов А.А. Детерминанты смысла концепта «современная экономика» // Известия Байкальского государственного университета. - 2017. - № 3. - с. 341-349. - doi: 10.17150/2500-2759.2017.27(3).341-349.

21. Степаненко Д.А., Арзуманов И.А. Эстетико-этический элемент образовательной среды как фактор формирования внутренней мотивации студентов юридического вуза: к постановке вопроса // Известия Байкальского государственного университета. - 2019. - № 4. - с. 545-551. - doi: 10.17150/2500-2759.2019.29(4).545-551.

22. Высочина М.В., Сулыма А.И. Оценка качества ресурсов в управленческом процессе // Известия Байкальского государственного университета. - 2021. - № 1. - с. 2533. - doi: 10.17150/2500-2759.2021.31(1).25-33.

REFERENCES:

Asmolov A.G. (2007). Psikhologiya lichnosti: kulturno-istoricheskoeponimanie razvitiya cheloveka [Personality psychology: Cultural and historical understanding of human development] M.: Smysl. (in Russian). Atanov A.A. (2017). Determinanty smysla kontsepta «sovremennaya ekonomika» [Determinants of sense of the «modern economy» concept]. Bulletin of Baikal State University. 27 (3). 341-349. (in Russian). doi: 10.17150/2500-2759.2017.27(3).341-349. Bozhovich L. (2014). Lichnost i ee formirovanie v detskom vozraste [Personality and its

formation in childhood] Saint Petersburg: Piter. (in Russian). Dodonov B.I. (1978). Emotsiya kak tsennost [Emotion as a value] Moscow: Politizdat. (in Russian).

Drobot E.V., Makarov I.N., Ryazantseva E.A., Filonenko N.Yu., Krylova A.D. (2019). Chelovecheskiy kapital i resurs doveriya v kontekste grupp i individov [Human capital and trust resource in the context of groups and individuals]. Leadership and management. 6 (2). 61-72. (in Russian). doi: 10.18334/eo.9.3.40845. Dzhumabekov K.U. (2016). Innovatsionnye tekhnologii obucheniya v formirovanii kreativnyh lichnostey [Innovative educational technologies for formation of creative individuals]. Russian Journal of Innovation Economics. 6 (1). 49-72. (in Russian). doi: 10.18334/vinec.6.1.35352. Fetiskin N.P., Kozlov V.V., Manuylov G.M. (2009). Sotsialno-psikhologicheskaya diagnostika razvitiya lichnosti i malyh grupp [Socio-psychological diagnostics of the development of the individual and small groups] M.: Psikhoterapiya. (in Russian). Leontev A.N. (2005). Deyatelnost. Soznanie. Lichnost [Activity. Conscience. Personality] M.: Smysl. (in Russian).

Leontev A.N. (2014). Deyatelnost. Soznanie. Lichnost [Activity. Conscience. Personality]. Psikhologiya lichnosti. (4). 15-23. (in Russian).

Lomov B.F. (2000). Napravlennost lichnosti. Subektivnye otnosheniya lichnosti [Personality orientation. Subjective relationships of the individual] Saint Petersburg: Piter. (in Russian).

Lukovtseva E.N. (2017). Formirovanie effektivnoy sistemy motivatsii dlya gosudarstvennyh grazhdanskikh sluzhashchikh [Formation of effective motivation system for state civil servants]. Leadership and management. 4 (4). 207-219. (in Russian). doi: 10.18334/lim.4.4.38333.

Myasischev V.N. (1995). Psikhologiya otnosheniy [Relationship psychology] Moscow: Izd-vo Instituta prakticheskoy psikhologii. (in Russian).

Nasinovskaya E.E. (1998). Metody izucheniya motivatsii lichnosti [Methods of studying personal motivation] M.: Izd-vo Mosk. un-ta. (in Russian).

Rubinshteyn S.L. (2012). Samosoznanie lichnosti i ee zhiznennyy put [Self-awareness of the individual and his life path] Moscow: IS RAN. (in Russian).

Shklyar T.L. (2019). Motivatsiya: rakurs izpsikhoanaliza [Motivation: the view from psychoanalysis]. Leadership and management. 6 (3). 335-344. (in Russian). doi: 10.18334/lim.6.3.41020.

Stepanenko D.A., Arzumanov I.A. (2019). Estetiko-eticheskiy element obrazovatelnoy sredy kak faktor formirovaniya vnutrenney motivatsii studentov yuridicheskogo vuza: k postanovke voprosa [Aesthetic and ethical element of the educational environment as a factor in the formation of the internal motivation of a law school student: on the issue]. Bulletin of Baikal State University. 29 (4). 545-551. (in Russian). doi: 10.17150/2500-2759.2019.29(4).545-551.

Usov A.P., Silantev A.V. (2020). Teoreticheskiy analiz ponyatiy «motivatsiya» i «stimulirovanie» s pozitsii ikh vzaimodeystviya [Theoretical analysis of the concepts of «motivation» and «stimulation» from the point of view of their interaction]. Baikal Research Journal. 11 (3). 3. (in Russian). doi: 10.17150/2411-6262.2020.11(3).3.

Uznadze D.N. (2011). Psikhologiya ustanovki [Attitude psychology] SPb.: Piter. (in Russian).

Vilyunas V.K. (2016). Psikhologiya razvitiya motivatsii [Psychology of motivation development] SPb.: Rech. (in Russian).

Vorontsova E.G. (2019). Vzaimosvyaz predstavleniy o samoeffektivnosti s motivatsiey dostizheniya uspekha u yunoshey i devushek, obuchayushchikhsya na psikhologicheskom i yuridicheskom napravleniyakh obucheniya v vuze [Interrelation of ideas about self-efficacy with motivation to succeed in young people taking university psychological and legal courses]. Baikal Research Journal. 10 (1). 3. (in Russian). doi: 10.17150/2411-6262.2019.10(1).3.

Vygotskiy L.S. (1984). Myshlenie i rech [Thinking and speech] M.. (in Russian).

Vysochina M.V., Sulyma A.I. (2021). Otsenka kachestva resursov v upravlencheskom protsesse [Evaluating the quality of resources in the management process]. Bulletin of Baikal State University. 31 (1). 25-33. (in Russian). doi: 10.17150/2500-2759.2021.31(1).25-33.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.