Научная статья на тему 'Смысложизненные ориентации православной и мусульманской молодежи мегаполиса (на примере г. Москвы)'

Смысложизненные ориентации православной и мусульманской молодежи мегаполиса (на примере г. Москвы) Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
95
42
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ТИП РЕЛИГИОЗНОСТИ / СМЫСЛОЖИЗНЕННЫЕ ОРИЕНТАЦИИ / ПРАВОСЛАВНАЯ МОЛОДЕЖЬ / МУСУЛЬМАНСКАЯ МОЛОДЕЖЬ / TYPE OF RELIGIOSITY / MEANING-IN-LIFE ORIENTATIONS / ORTHODOX YOUNG ADULTS / MUSLIM YOUNG ADULTS

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Двойнин А. М., Данилова Г. И.

В статье приводятся результаты, и осуществляется сравнительный анализ полевого исследования типов религиозности и смысложизненных ориентаций православной и мусульманской молодежи, проживающей в этнокультурной среде г. Москвы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Смысложизненные ориентации православной и мусульманской молодежи мегаполиса (на примере г. Москвы)»

Двойнин А.М.1, Данилова Г.И.2 ©

1Кандидат психологических наук, доцент, кафедра психологии образования, Московский городской педагогический университет; 2магистр психологии, педагог-психолог, Детский сад

№2079 г. Москвы

СМЫСЛОЖИЗНЕННЫЕ ОРИЕНТАЦИИ ПРАВОСЛАВНОЙ И МУСУЛЬМАНСКОЙ МОЛОДЕЖИ МЕГАПОЛИСА (НА ПРИМЕРЕ Г. МОСКВЫ)*

Аннотация

В статье приводятся результаты, и осуществляется сравнительный анализ полевого исследования типов религиозности и смысложизненных ориентаций православной и мусульманской молодежи, проживающей в этнокультурной среде г. Москвы.

Ключевые слова: тип религиозности, смысложизненные ориентации, православная молодежь, мусульманская молодежь.

Keywords: type of religiosity, meaning-in-life orientations, Orthodox young adults, Muslim young adults.

Современный мегаполис является особой, наиболее крупной формой совместного проживания людей, образуемой путем агломерации близлежащих городов и населенных пунктов в единое городское пространство. В социокультурном аспекте мегаполис представляет собой специфическую среду обитания человека, характеризующуюся социальной и экономической дифференциацией, поликультурализмом и др. Жители мегаполиса исповедуют разные религии и придерживаются разных культурных эталонов, что делает культурную среду мегаполиса неоднородной. В этих условиях актуальным представляется вопрос: есть ли сходство в смысложизненных ориентациях верующих жителей мегаполиса, принадлежащих к разным конфессиям?

Для решения данного вопроса нами было проведено эмпирическое исследование смысложизненных ориентаций православной и мусульманской молодежи г. Москвы.

Цель исследования - выявить сходство в смысложизненных ориентациях православной и мусульманской молодежи г. Москвы. Гипотеза исследования. Мы предположили, что смысложизненные ориентации молодых людей разного вероисповедания (православного и мусульманского) будут схожи в условиях их совместного массового проживания в столичном мегаполисе. Методы исследования: «Шкала религиозной ориентации» (Г. Олпорт); «Тест смысложизненных ориентаций» (Д.А. Леонтьев). Математические методы обработки данных: критерий Фишера (ф), t-критерий Стьюдента, критерий Манна-Уитни (U). Эмпирической базой исследования явилась случайная выборка, разнородная по этническому составу: православные и мусульманские юноши и девушки, проживающие в г. Москве не менее 5 лет (118 человек в возрасте 17-35 лет: 78 респондентов православного вероисповедания и 40 респондентов-мусульман).

Логика исследования предполагала сначала выявление распределения типов религиозности по выборке, а затем сравнительный анализ смысложизненных ориентаций православной и мусульманской молодежи по выявленным типам религиозности.

Типы религиозности православной и мусульманской молодежи г. Москвы (по Г. Олпорту).

В ходе исследования нами была обнаружена особая группа респондентов, которые по соотношению выраженности внешней и внутренней религиозной ориентации не подходили под описание ни одного из типов религиозности, выделенных Г. Олпортом. Данный тип религиозности характеризуется средними показателями по субшкалам внешней и внутренней ориентации. Данный тип религиозности был обозначен нами как «смешанный».

© Двойнин А.М., Данилова Г.И., 2013 г.

Распределение типов религиозности у православной молодежи: последовательный внутренний тип религиозности - 42,31%, непоследовательный тип религиозности - 7,69%, смешанный тип - 50%. Последовательного внешнего религиозного и нерелигиозного типа не выявлено. Распределение типов религиозности у мусульманской молодежи: последовательный внутренний тип религиозности - 20%, последовательный внешний тип религиозности - 2,5 %, непоследовательный тип религиозности - 10%, смешанный тип - 62,5%, нерелигиозный тип -5%. Таким образом, большинство верующих православного и мусульманского вероисповедания демонстрируют последовательную внутреннюю и смешанную религиозность. Между православными и мусульманами выявлены достоверные различия. Смешанный (ф = 6,66 при р = 0,01) и непоследовательный (ф = 1,96 при р = 0,05) типы религиозности, наоборот, чаще встречаются среди мусульман, чем среди православных. Москва, являясь центром православной духовной культуры, способствует поддержанию и укреплению в верующих последовательной внутренней религиозности. Мусульманам же в условиях православно-ориентированного мегаполиса сложнее поддерживать свою религиозность.

Смысложизненные ориентации православной и мусульманской молодежи г. Москвы (по Д.А. Леонтьеву).

Смысложизненные ориентации православной и мусульманской молодежи г. Москвы представлены на Рис. 1 и Рис. 2.

Как видим, православные верующие, обладающие разными типами религиозности имеют схожие смысложизненные ориентации. У православных юношей и девушек наблюдаются высокие показатели и средние с тенденцией к высоким по следующим смысложизненным ориентациям: «Цели в жизни», «Процесс жизни», «Результат жизни», «Локус контроля - Я», «Локус контроля - жизнь». Полученные результаты свидетельствуют об осмысленности и продуктивности жизни православной молодежи. Православная молодежь имеет выраженные жизненные цели, считает сам процесс жизни эмоционально насыщенным и наполненным смыслом. Юноши и девушки считают, что человеку дано контролировать свою жизнь, свободно принимать решения и воплощать их в действительности. Общие показатели осмысленности жизни у православной молодежи высокие: у последовательного внутренне религиозного типа (т=104,2, о= 6,39), у смешанного типа (т = 106,2, о = 16,04), у непоследовательного типа (ш = 104, а = 11,52).

40

35

30

25

20

15

10

5

О

1 2 3 4 5

Шкалы смысложизненных ориентации"

П Последовательный внутренний тип

□ Смешанный тип

□ Непоследовательный тип

* 1 - Цели в жизни; 2 - Процесс жизни; 3 - Результат жизни; 4 - Локус контроля - Я; 5 - Локус контроля - жизнь.

Рис. 1. Смысложизненные ориентации православной молодежи с разным типом религиозности (в

баллах)

Сходство смысложизненных ориентаций обнаруживается так у мусульманской молодежи, обладающей разными типами религиозности. Высокие показатели наблюдаются у мусульман по тем же смысложизненным ориентациям, что и у православных верующих: «Цели в жизни», «Процесс жизни», «Результат жизни», «Локус контроля - Я», «Локус контроля -жизнь». Данные результаты высокую осмысленность и продуктивность жизни. Молодые люди считают, что способны контролировать свою жизнь, а сам процесс жизни воспринимают как эмоционально насыщенный и наполненный смыслом. Общие показатели осмысленности жизни у мусульманской молодежи также высокие: у последовательного внутреннего типа религиозности (т = 113,2, о = 7,01), у смешанного типа (т = 113,6, о = 18,23), у непоследовательного типа (ш = 115,5, а = 12,66).

П Последовательный внутренний тип

□ Смешанный тип

□ Непоследовательный тип

* 1 - Цели в жизни; 2 - Процесс жизни; 3 - Результат жизни; 4 - Локус контроля - Я; 5 - Локус контроля - жизнь.

Рис. 2. Смысложизненные ориентации мусульманской молодежи с разным типом религиозности

(в баллах)

В целом у православной и мусульманской молодежи последовательного внутреннего, смешанного, непоследовательного типов религиозности наблюдаются единое распределение смысложизненных ориентаций с высокими показателями или средними с тенденцией к высокими. Данное обстоятельство свидетельствует, что у молодых людей, проживающих в г. Москве, вне зависимости от вероисповедания, есть цели на будущее, которые придают жизни осмысленность, направленность и временную перспективу. Сам процесс жизни юношами и девушками воспринимается как интересный и эмоционально насыщенный. Молодые люди убеждены, что способны контролировать свою жизнь, обладают достаточной свободой выбора.

Тем не менее, нами найдены некоторые статистически значимые различия в смысложизненных ориентациях между православными и мусульманами последовательного внутреннего типа религиозности: «Цели в жизни» (иэмп = 49 при р = 0,01), «Результат жизни» ^ = 1,7 при р = ??), «Локус контроля - Я» ^ = 0,05 при р = 0,05), «Осмысленность жизни» (иэмп = 73,5 при р = 0,05). Полученные данные говорят о том, что мусульмане последовательного типа религиозности, по сравнению с православными, живут более осмысленно, в большей мере

склонны оценивать прожитую часть жизни как продуктивную. Также у мусульман более выражено целеполагание, чем у православных, и уверенность в способности контролировать свою жизнь. Между православными и мусульманами смешанного типа религиозности обнаружено одно достоверное различие по шкале «Результат жизни» (Цэмп = 374 при р = ). Это говорит о том, что юноши и девушки мусульманского вероисповедания более удовлетворены собственной самореализацией за уже прожитый период жизни, чем православные. Также были выявлены различия между православными и мусульманами непоследовательного типа религиозности по шкале «Локус контроля - Я» ^ = 3,2 при р = 0,05). Данный факт свидетельствует, что у мусульманской молодежи в большей степени, чем у православной, выражено представление о себе как о сильной личности, обладающей достаточной свободой выбора, чтобы построить свою жизнь в соответствии со своими целями, задачами и представлениями о ее смысле.

Проведенное исследование показало, что православная и мусульманская молодежь мегаполиса при различиях в типах религиозности имеет схожие смысложизненные ориентации, соответствующие возрастным особенностям лиц молодого возраста.

*Исследование выполнено при финансовой поддержке РГНФ (проект № 13-16-77602).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.