Научная статья на тему 'Новые психологические и социологические исследования православной молодежи: краткий обзор'

Новые психологические и социологические исследования православной молодежи: краткий обзор Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
190
55
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРАВОСЛАВНАЯ МОЛОДЕЖЬ / ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ / СОЦИОЛОГИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ / ORTHODOX YOUNG ADULTS / PSYCHOLOGICAL RESEARCH / SOCIOLOGICAL RESEARCH

Аннотация научной статьи по философии, этике, религиоведению, автор научной работы — Данилова Г.И.

В статье представлен обзор основных результатов психологических и социологических исследований православной молодежи в современной психологии религии.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Новые психологические и социологические исследования православной молодежи: краткий обзор»

Данилова Г.И. ©

Магистр психологии

НОВЫЕ ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ И СОЦИОЛОГИЧЕСКИЕ ИССЛЕДОВАНИЯ ПРАВОСЛАВНОЙ МОЛОДЕЖИ: КРАТКИЙ ОБЗОР

Аннотация

В статье представлен обзор основных результатов психологических и социологических исследований православной молодежи в современной психологии религии.

Ключевые слова: православная молодежь, психологическое исследование, социологическое исследование.

Keywords: Orthodox young adults, psychological research, sociological research.

Православная молодежь - это социальная общность молодых людей (в возрасте от 17 до 35 лет), исповедующих православную веру, относящих себя к таковой общности в силу определенных ценностно-смысловых ориентаций, нравственных и моральных взглядов, убеждений, жизненной позиции или иных характеристик в соответствии с православными канонами. Данный возрастной период сенситивен для развития ценностно-смысловых ориентаций, взглядов и убеждений личности. В возрастной психологии юношеский и молодой возраст рассматривается как период самоопределения личности, поиск себя и жизненных смыслов, появления нового социального статуса, расширения круга общения, формирования устойчивой системы ценностей и т.п. Противоречия, возникающие из-за стремления дать разным явлениям собственную оценку и отсутствие достаточного жизненного опыта, порождают полярность поведения: стремление к идентификации и обособлению, подражание и отрицание общепринятым нормам, стремление к общению или уход от внешнего мира, конформизм и негативизм.

В последнее время проводятся различные исследования особенностей религиозности православной молодежи в области социологии и психологии. К сожалению их не так много. Интерес к православной молодежи в социолого-психологическом направлении только развивается в нашей стране.

Так, по мнению М.П. Мчедлова в системе ценностей современной молодежи отношение к религии, восприятие ее норм и правил занимает далеко не ведущее место. Исследователь приводит следующие данные: 46,3% опрошенных молодых людей относят себя к православной молодежи, при этом около 4 % из них посещают церковь [15].

В Православном Свято-Тихоновском гуманитарном университете было проведено исследование, целью которого было выявление отношения русской молодежи к Русской Православной церкви. Было выявлено, что среди молодых людей распространены следующие варианты понимания Бога: Бог как «высший разум, который не знает ни одна религия мира», Бог как Троица и «Бог есть любовь» [13]. Данные результаты исследования показывают центрированность православной молодежи на том, что православная вера является носителем истинного знания о Боге; православные верующие, в собственном понимании, находятся ближе всех к Богу и к пониманию его природы.

В 2005 году социологическим факультетом МГУ было проведено исследование российской молодежи. По результатам было показано следующее: 56,6 % опрошенных молодых людей в возрасте от 15 до 30 лет, заявили что «Я - православный». В понятие православной веры молодые люди вкладывают следующее: «Православие не дает опуститься, оно спасает, духовно поддерживает». На вопрос «Как вы пришли к православной вере?»

© Данилова Г.И., 2015 г.

молодые верующие ответили: 17 % - «Это вера моего народа», 22,6 % - «Это вера моей семьи», 17 % - «Это мой личный выбор».

Таким образом, данное исследование показывает, что обращение к православной вере молодым человеком может быть не только связано с воспитанием в православной семье, но и с личным выбором. Личный выбор свидетельствует о том, что молодой человек имеет духовно-нравственные потребности и стремится удовлетворить их. Что же может привести молодого человека к религии, в нашем случае - к православной?

Во-первых, обращение молодежи к православной религии связано с поиском духовных ценностей, нравственных смыслов жизни. Православная религия, основанная на нравственности, терпимости, послушании, глубокой духовности, аскезе, является примером для личного самосовершенствования. Обращаясь к православной вере, молодой человек находит духовное равновесие, умиротворение, гармонию с самим собой. Являясь религиозным человеком, многие ответы на столь давно волновавшие мирские вопросы могут стать для него очевидными как простые истины.

Во-вторых, в «общении» с Богом есть то, что очень редко встречается в жизни -безусловное принятие. Бог, как утверждают верующие, всегда готов выслушать тебя, принять тебя таким, каков ты есть. Обращаясь к православной вере, молодой человек приобретает внутреннюю уверенность в том, что он не одинок и ему всегда есть к кому обратиться.

В исследованиях А.М. Двойнина ставится проблема веры как феномена внутреннего мира личности [3, 8, 9, 10, 12], а также показано, что самосознание православной молодежи одновременной наполняют две ценностно-смысловые ориентации: общечеловеческая

(мирская) и религиозная, а выраженность религиозной ориентации у верующих не связана с осмысленностью ими собственной жизни [2, 4, 5, 6]. Также в его работах обнаружена высокая степень осмысленности жизни православной молодежью [7, 11].

Т.И. Варзанова изучала религиозность православной молодежи в возрастном и гендерном аспектах. Полученные ею данные дают основание сделать следующие выводы:

1) У молодых людей проявляется больший интерес к религии, нежели у людей зрелого возраста;

2) Сознание молодых верующих является не столько православным, сколько синкретичным, дуалистическим, включающим в себя наряду с христианскими образами также и оккультно-магические элементы веры (колдовство, астрология);

3) Православная молодежь редко посещает церковь, поскольку равнодушна к ее обрядам (за исключением обряда венчания). Вместе с тем, само это отсутствие интереса к церковному богослужению свидетельствует о том, что большинство молодых верующих, хотя и признают существование Бога и свою приверженность православию, но не ориентируются на церковь, а верят в Бога и молятся «в душе», сами по себе. Такую религиозность называют «приватной» [1].

В.С. Мухина совместно с А.В. Васильченко изучали рефлексию на себя семинаристов Православной Духовной академии при помощи методики «Кто я?». Как пишут авторы, православные молодые люди отличаются единодушием в осознании своего «Я» в единстве двух полярных ипостасей: первая «Я - Бог», «Я - личность»; вторая «Я - раб», «Я - прах». Можно привести в пример следующие ответы испытуемых: «Я - высокое творение Божие», «Я - совершенное создание Бога», «Я есть человек, сотворенный по образу и подобию Божию» и др. Исследователи делают вывод о том, что избравшие путь священнослужителя, проявляют единообразие в основных постулатах видения своей сущности и весьма каноничны [14].

Таким образом, можно сделать выводы о том, что повышенный интерес к религии у православной молодежи связан с поиском себя, жизненных смыслов, удовлетворением своих духовных потребностей. Юношам и девушкам свойственно испытывать интерес к сверхъестественному, мистическому миру, полному неизведанного, а подчас и запретного. Несмотря на то, что православная молодежь старается придерживаться православных

канонических представлений о предназначении собственной жизни, нравственности, в сознании молодых людей присутствуют и «мирские» представления и ценностные ориентации.

Литература

1. Варзанова Т.И. Религиозные ориентации молодых россиян (Возрастной и гендерный аспекты проблемы) // Мужчина и женщина в современном мире; меняющиеся роли и образы. В 2-х т. -Т.1. - М.: ФондИВ, 1999. - С. 274-286.

2. Васильченко А.М., Двойнин А.М. Особенности самосознания учащихся православных духовных школ // Развитие личности. - 2006. - № 2. - С. 115-127.

3. Двойнин А.М. Идеи К.К. Платонова о вере сквозь призму современной психологии // К.К. Платонов - выдающийся отечественный психолог XX века: Материалы юбилейной научной конференции, посвященной 100-летию со дня рождения К.К. Платонова (22 июня 2006 г.) / Отв. ред.: А.Л. Журавлев, В.А. Кольцова, Т.И. Артемьева. - М.: ИП РАН, 2007. - С. 42-48.

4. Двойнин А.М. Ценностно-смысловые ориентации личности в контексте религиозной веры: Автореферат дис. ... канд. психол. наук. - М., 2007. - 23 с.

5. Двойнин А.М. Психология верующего: Ценностно-смысловые ориентации и религиозная вера личности. - СПб.: Речь, 2011. - 224 с.

6. Двойнин А.М. Специфика ценностно-смысловых ориентаций православной молодежи. // Психологический журнал. - Т.32. - 2011. - № 5. - С. 23-35.

7. Двойнин А.М. Смысложизненные ориентации религиозной личности // Вестник Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета. Серия 4: Педагогика. Психология. - 2011. -№ 3 (22). - С. 137-151.

8. Двойнин А.М. Проблема веры в зеркале философско-психологического знания Монография / А.М. Двойнин; вступ. ст. и науч. ред. М.Л. Двойнина. - Омск: ОмГПУ, 2011. - 102 с.

9. Двойнин А.М. Проблема веры в психологии: историко-теоретический обзор // Вестник Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета. Серия 4: Педагогика. Психология. - 2013. - № 3 (30). - С. 113-128.

10. Двойнин А.М., Данилова Г.И. Феномен веры в предметном поле психологии: методологические проблемы // Вестник Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета. Серия 4: Педагогика. Психология. - 2013. - № 2 (29). - С. 121-130.

11. Двойнин А.М. Смысложизненные ориентации православной и мусульманской молодежи мегаполиса (на примере г. Москвы) // Актуальные проблемы гуманитарных и естественных наук. - 2013. - №11 (58). - Часть II. - С. 263-266.

12. Двойнин А.М. Вера как феномен сознания: к постановке проблемы // Вестник Московского городского педагогического университета. Серия: Педагогика и психология. - 2014. - № 4 (30). -

С.57-64.

13. Журавлев Е.В. Христианская социология как поиск цивилизационной идентичности России / Россия: Тенденции и перспективы развития. Ежегодник. Выпуск 4. - Ч. 1. - М.: ИНИОН РАН, 2009.- С. 512-518.

14. Мухина В.С., Васильченко А.В. «Кто Я», или самоописания личностных свойств // Развитие личности. - 2006. - № 3. - С. 51-60.

15. Мчедлов М.П. О религиозности российской молодежи / Россия на рубеже веков. - М.: Российский независимый институт социальных и национальных проблем, РОССПЭН, 2000. -447 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.