ценностный опыт
УДК 291.5 ББК 86.29
А.м. Богачев, А.м. межерицкая
понимание религиозных феноменов и толерантное отношение к представителям иных культурных парадигм в подростково-молодежной среде (описание и интерпретация результатов первой части пилотажного исследования)
Целью настоящей работы является представление научных результатов сбора предварительной информации для проведения пилотажного исследования связи понимания религиозных феноменов и толерантного отношения к представителям иных культурных парадигм в подростково-молодежной среде. В рамках относящейся к данной статье части исследования использовались такие методы, как анализ литературных источников, структурированное интервью, социально-психологическое интервью в формате фокус-группы, интерпретация, анализ и синтез. Делаются выводы о противоречивом и во многом «диффузном», бессознательном «экзистенциальном поиске» современной молодежи; серьезном «конфликтом потенциале», возникающем «на стыке» декларируемой толерантности и реальном отношении носителей отечественной культуры к представителям некоторых религиозных культур. На основе данных выводов даются некоторые рекомендации.
Ключевые слова:
буддизм, идентичность, ислам, иудаизм, католицизм, конфессиональная принадлежность, культура, православие, религиозность, толерантность, христианство.
Богачев А.М., Межерицкая А.М. Понимание религиозных феноменов и толерантное отношение к представителям иных культурных парадигм в подростково-молодежной среде (Описание и интерпретация результатов первой части пилотажного исследования) // Общество. Среда. Развитие. - 2019, № 2. - С. 39-45.
© Богачев Алексей Михайлович - заведующий лабораторией религиоведческих исследований факультета истории и социальных
наук, Российский государственный педагогический университет им. А.И. Герцена, Санкт-Петербург; e-mail: [email protected] © Межерицкая Алена Михайловна - психолог-консультант, Санкт-Петербург; e-mail: [email protected]
В современной России проблема понимания религиозных феноменов молодёжью чрезвычайно актуальна, и особенно она актуальна в связке с толерантностью - явлением сколь важным, учитывая конфликты на религиозной, конфессиональной, социальной (и т.д.) почве1, столь и неоднозначным, в том числе по интерпретации. Впрочем, неоднозначность - это также характеристика отношения молодежи ко всему, что относится к «полю» религии.
В рамках представленной работы сделана попытка обобщить опыт исследований связи уровня толерантности и понимания религиозных феноменов (включая опыт определения понятия «толерантность»), а также представить результаты и интерпретацию этапа сбора предварительной информации для соответствующего пило-
тажного исследования, проведенного коллективом лаборатории религиоведческих исследований факультета истории и социальных наук РГПУ им. А.И. Герцена.
Обзор источников: «Проблемное поле исследования»
Рассматривая связь уровня толерантности и понимания религиозных феноменов у современных молодежи нам необходимо, прежде всего, определить понятия. В своей кандидатской диссертации А.М. Двойнин пишет о том, что «отечественные психологи относят веру к различным психическим явлениям», описывая понимание веры как чувства, убеждения, элемента сознания, особых отношений, ориентаций личности, ¡5 установок и т.д. Через понятие веры А.М. ц. Двойнин приходит к рассмотрению рели- \о
гиозных феноменов: «В современной психологии общепринято деление веры на религиозную и нерелигиозную. Особенности религиозной веры исследователи склонны видеть в специфике ее предмета. Предметом религиозной веры является существование сверхъестественного Сверхъестественное представляется верующему как нечто, не подчиняющееся законам материального мира» [4, с. 41]. При этом, как отмечает Двой-нин, «для одних религиозная вера - это вера в само существование сверхъестественного, то есть вера в существование особой действительности <...> Для других - религиозная вера есть признание или принятие в качестве истинного положения о существовании сверхъестественного <...> для третьих вера - явление эмоциональной сферы личности, переживание «истин» веры [4, с. 43]. «Сверхестественное» во многом может быть уподоблено понятию бессознательного. Как отмечает еще К.Г. Юнг, ««трансцендентная функция» есть результат объединения сознательных и бессознательных содержаний» [17, с. 92], что необходимо предполагает выход за пределы привычного человеку «Я»-сознания. Об этом же другими словами пишут такие зарубежные исследователи, как К. Леви-Стросс, М. Элиаде, Э. Нойманн, Д. Хендерсон и др. [7; 9; 13; 16].
Как бы то ни было, «религиозные феномены» можно определить как явления, относящиеся как упорядоченной тем или иным социальным институтом (церковью)2 вере в сверхъестественное, и (или) как явления, связанные с переживанием «слияния» сознательного и бессознательного.
Как же определить понятие толерантности? В.А. Артемьева, М.В. Данилова напоминают, что «А.Г. Асмолов, Г.У Солдатова, Л.А. Шайгерова определяют толерантность как принятие другого человека, проявление сочувствия и сострадания к другому, признание "ценности многообразия человеческой культуры"» [1]. Такой же позиции придерживаются и ряд других авторов. Нам же представляется наиболее корректным определение С.Ю. Солдатовой, согласно которой «толерантность - это интегральная характеристика индивида, определяющая его способность в проблемных и кризисных ситуациях активно взаимодействовать с внешней средой с целью восстановления своего нервно-психического равновесия, успешной адаптации, недопущения конфронтации и развития позитивных взаимоотношений с собой и с окружающим миром» [12]. Похожее понимание толерантности мы находим и у Г.Д. Дмитриева [5].
Рассматривая результаты эмпирических исследований в области связи понимания
религиозных феноменов и толерантности, отметим данные, приведенные в работе процитированного выше А.М. Двойнина, который отмечает, что «учащиеся православных учебных заведений демонстрируют наибольшую выраженность толерантного типа поведения. Такая тенденция в реагировании объясняется устойчивостью христианской ценностно-смысловой ориентации, в которой толерантность рядо-положена проявлению смирения и послушания» [4]. Также А.М. Двойнин отмечает: «Сопоставление полученных нами данных с результатами изучения самосознания студентов светских вузов (Е.В. Афонасенко, А.А. Иванова, О.В. Калиниченко) позволяет констатировать следующее. Учащиеся православных учебных заведений более то-лерантны в реакциях на депривацию, чем их сверстники с секулярным сознанием, и менее склонны к агрессивному поведению» [4]. Данный вывод представляется нам достаточно спорным ввиду того, что выражает, на наш взгляд, главным образом ожидаемые социальные установки участников исследования и, кроме того, не дает ответа на способность их сосуществовать с представителями иных культур, что и понимается нами как основная черта толерантности.
Как отмечают И.А. Савченко и С.В. Ус-тинкин, интерпретировавшие данные проведенного ими социологического опроса, исследование отношения «современной молодежи к вере, религии, церкви, христианству, исламу и другим религия» показывает, с одной стороны, «сомнения, долю нетерпимости и резкость суждений, с другой - искренность, стремление понять какие-то «сложные вещи», интерес и неравнодушие к поднимаемым проблемам» и о того, «от того, какую форму указанные тенденции, в конце концов, обретут (под воздействием институтов власти, СМИ, образования, семьи и, собственно, религии) во многом зависит социокультурная безопасность российского общества в ближайшие десятилетия» [11]. А.Н. Бражникова, описывая понимание религии как феномен среди православной (относящей себя в православной конфессии) молодежи сообщает: «большинство молодых людей исследуемой выборки3 72,4% религию связывают с верой в Бога и существование божественных сил, другими словами признают факт существования Бога. Не смогли ответить на данный вопрос 12,43% респондентов исследуемой выборки <...> 11,08% выборки характеризуют религию как «исторически возникшую часть культуры, общества, форму общественного сознания, мировоззренческую позицию, степень связи с разумной энергией (Бог не упомина-
ется)» <...> 4,09% выборки религия выступает как «средство манипуляции» сознания, мировоззренческую позицию, степень связи с разумной энергией (Бог не упоминается)» и для 4,09% выборки религия выступает как «средство манипуляции» [3]. При этом, согласно данным Е.В. Щербаковой, в среде студенческой молодежи верующими себя читают 56% студентов, промежуточную позицию занимают 17%, а явными атеистами себя позиционируют 10% респондентов [14]. Представляет интерес требующее тщательной проверки следующее сообщение исследователей Д.В. Погонцевой и Ю.В. Наседкиной, которые полагают, что возможно утверждение: «в представлениях современной молодежи каждая религиозная конфессия несет определенную оценку, а, соответственно, представители той или иной конфессии оцениваются либо "дружелюбно" и "с уважением", либо "враждебно"« [10]. Исследование Н.А. Балашовой показывает, что порядка 15% респондентов (студентов) негативно относится к исламу, причем «из 90 респондентов, считающих, что существуют религии, отрицательно влияющие на эмоциональное и психологическое здоровье человека 57 (16,3% от общего числа выборки) в качестве таковой называют ислам» [2]. Также Н.А. Балашова отмечает, что «высокий показатель религиозной толерантности респондентов продиктован тем, что фактически респонденты никогда не сталкивались с иноверцами, открыто выражающими свою религиозную позицию» [2]. В этом контексте уместно вспомнить теоретическую работу И.П. Шкуратовой, которая, опираясь на методологию Г. Оллпорта, утверждает, что уровень толерантности зависит от уровня зрелости личности [13]. Следует отметить, что полноценных исследований в изучаемой нами области не так уж и много, тогда как целый ряд авторов ограничивается абстрактными рассуждениями по соответствующей проблематике.
Кроме того, мы констатируем достаточно большую разбросанность в сфере изучения связи уровня толерантности и понимания религиозных феноменов в среде российской молодежи при одновременном наличии в нем достаточно интересных, хотя и разноплановых исследований, не объединенных той или иной системой.
Так или иначе, анализ «проблемного поля» исследования приводит, в частности, к постановке следующих вопросов:
1) Действительно ли в среде принадлежащей к русской (российской) культуре молодежи существует, в целом, принятие идеи «существования некого Высшего начала» и общей, «абстрактной», «гуманис-
тической толерантности» и, одновременно с этим, негативное отношение к тем или иным религиозным конфессиям?
2) С какой именно из конфессий в среде молодежи ассоциируются гуманистические принципы, такие как принципы «любви», «единства», «сопричастности»?
3) Какое именно положение в данном контексте занимают такие видовые и родовые понятия, как «христианство», «православие», «католицизм»?
4) Насколько принадлежность к той или иной конфессии, равно как и осведомленность о той или иной конфессии, соотносятся с толерантным отношением к представителям других конфессий?
5) Существует ли корреляция между повышением понимания некоторых религиозных феноменов и понижением толерантности к той или иной религиозной культуре?
Эти и другие вопросы, с нашей точки зрения приводят к выводу о необходимости создания исследовательского инструмента, сочетающего в себе психологический и социологический подходы и позволяющего измерять связи между уровней толерантности к представителям иных культур и пониманием религиозным феноменов.
Такого, тем более адаптированного к среде русской культуры (включающей в себя и глубинные основные «веры нестяжательства», и область народных сказок, и наследие великой русской литературы), инструмента, который, подчеркнем это, был бы создан на основе междисциплинарного психологического и социологического подходов, а также был бы валиди-зирован в российском социуме и позволял бы проводить измерения в подростково-молодежной среде, до сих пор существует.
Между тем потребность в нем весьма высока, так как понятие «толерантность», будучи изрядно дискредитированным следствие смешения его с западным «муль-тикультурализмом» и насаждением «выученной беспомощности» в коренном населении России, тем не менее, не теряет своего смысла как показатель способности сосуществовать с Другим.
Кроме того, среди всего массива исследований мы не нашли описания и объяснения много-многозначности отношения современной молодежи к религиозным феноменам, принятию ими ценности «толерантность» и связи между этими явлениями.
Подготовке к разработке и апробации соответствующего измерительного инструмента в рамках пилотажного исследования, а также предварительной интерпретации полученных данных (имеющей самостоятельное значение) посвящена
о
эмпирическая часть первого этапа нашего исследования.
Описание и интерпретация первого этапа пилотажного исследования (Структурированные интервью и фокус-группа)
В первой фазе первого этапа исследования проводились структурированные интервью с целью определить вопросы для второй части планируемого к апробации опросника (в качестве первой его части было решено взять экспресс-опросник Г. У Сол-датовой «Индекс толерантности») и как составить общее впечатление об исследуемых тенденциях, так и сделать некоторые «точечные выводы», имеющие самостоятельное значение. Кроме того, результаты обработки этих интервью, на наш взгляд, обладают самостоятельным научным значением.
Ниже представлены результаты структурированных интервью, которые прошли 13 респондентов от 18 до 23 лет, являющиеся носителями русской культуры4, а также даны комментарии к этим результатам.
1) Известность мировых религий
Христианство 1
Буддизм 2
Ислам 3
Иудаизм 4
Индуизм 5
Синтоизм 6
Пастфарианство 7
Шаманизм
Даосизм Зороастризм Конфуцианство Сайентология 8
Свидетели Иеговы
Храм народов
Примечание: здесь и далее 1 - высший ранг, 8 - низший.
Количественные данные (из 13 респондентов)
Христианство 11
Буддизм 10
Ислам 9
Иудаизм 8
Индуизм 4
Синтоизм 3
Пастфарианство 3
Шаманизм Даосизм Зороастризм Конфуцианство Сайентология Свидетели Иеговы Храм народов 1
Очевидно, что респонденты достаточно хорошо осведомлены о существовании основных религий. Следует отметить достаточно высокий уровень информированности о существовании буддизма, а также сравнительно высокий уровень информированности о существовании такой псевдорелигии, как «религия макаронного монстра» («пастафарианство»). Отметим также, что квазирелигия «пастафаприанс-тва» описывается респондентами с существенной долей эмоций, за которыми, вероятно, стоит отторжение либо традиционных религий, либо сферы религиозности, как таковой.
2) Известность религиозных конфессий (ранжирование)
Католицизм 1
Православие 2
Протестантизм 3
Сунниты Ш ииты 4
Лютеранство Квакеры П ятидесятники 5
Сайентология Свидетели Иеговы Храм народов 6
Количественные данные
Католицизм 11
Православие (старообрядцы - 1) 10
Протестантизм 5
Сунниты 2
Ш ииты 2
Лютеранство Квакеры П ятидесятники 1
Сайентология Свидетели Иеговы Храм народов 1
Отметим, что, если информированность о существовании христианства является наиболее высокой из всех религий, то в области конфессий католицизм на 1 пункт опережает православие.
3) Рейтинг религий и конфессий Упоминания положительного плана
Православие 1
Буддизм 2
Иудаизм 3
Шаманизм 4
Количественные данные
Православие 5
Буддизм 3
Христианство (отдельно от конфессий) 2
Иудаизм 2
Шаманизм 1
Явным лидером рейтинга является православное христианство. Также в «позитиве» - буддизм и иудаизм.
4) Антирейтинг религий и конфессий
Ислам 1
Православие 2
Секты (в целом) 3
Католицизм Свидетели Иеговы Сайентологи 4
Количественные данные
Ислам 6
Православие 3
Секты (в целом) 3
Католицизм 1
Свидетели Иеговы 1
Сайентологи 1
Явным лидером антирейнга является ислам5, причем как в плане идеологии, так и в плане отношения к его конкретным представителям. При этом негативное отношение к исламу в равной мере проявляется как у считающих себя верующими (христианами) респондентов, так и у респондентов с атеистическим мировоззрением.
Примерно одинаково по настороженности отношение к официальному православному христианству и сектам, и это, безусловно, должно вызывать тревогу у представителей как государственной власти, так и педагогической общественности.
Отметим полное отсутствие антирейтинга у буддизма и иудаизма.
5) Нейтральные упоминания религий и конфессий
Буддизм 1
Ислам 2
Пастафарианство 3
Количественные данные
Буддизм 5
Ислам 1
Пастафарианство 1
Отметим, что в плане нейтрального отношения очевидным лидером является буддизм. В то же время за «нейтральным» отношением к исламу, вероятно, скрывается негативное отношение.
6) Число респондентов, которые, так или иначе, подчеркивали свою нерелигиозность: 6 человек;
7) Число респондентов смешивающих религию и конфессии: 5 человек;
8) Число респондентов, у которых не вызывает отторжения ни одно религиозное течение: 5 человек;
9) Число подчеркнуто не религиозных и, так или иначе, склонных к приобщению к религиозной сфере респондентов:
Соотношение: 6 к 7.
10) Число склонных к приобщению к той или иной религии:
Фиксируется склонность исключительно к православному христианству у 4 респондентов и к буддизму - у 2 респондентов.
11) Декларируемое отношение к ценности «толерантность»:
9 респондентов подчеркнули, что они являются «толерантными», и озвучили толерантность в качестве ценности высокого порядка.
Анализ стенограммы проведенной вслед за структурируемыми интервью фокус-группы, в целом, соответствует представленным выше данным и, в совокупности с последними, позволяет сделать ряд предварительных выводов, являющихся результатом интерпретации (качественного анализа) полученного материала.
некоторые общие выводы и рекомендации
Несмотря на определенную избитость термина «толерантность», в молодежной среде она является ценностью достаточно высокого порядка, по крайней мере, на уровне сознания и «социальных деклараций» (социальной желательности ответов). На наш взгляд, это следствие не только пропаганды «толерантности по западному образцу», но и выражение глубинных установок русской (советской) культуры, передающихся на «горизонтальном» уровне через семейные системы. Вместе с тем, различение «глубинной» и «ситуативной» толерантности может потребовать дополнительного исследования.
В целом, на данном этапе исследования можно предположить, что среди молодежи присутствует достаточно положительное отношение к ценностям православного христианства при сочетании с трендом (несколько менее выраженным) на отвержение официальной церковной организации и ее
43
представителей, причем она основывается на негативных когнитивных конструктах (возможно, полученных через пропаганду в соцсетях), связанных с деятельностью РПЦ.
Можно выдвинуть предварительное предположение о том, что повышение уровня осведомлённости о сути христианского учения коррелирует с высоким уровнем толерантности к носителям иных культур у представителей молодежи, тогда как повышение уровня «дистанционной» осведомлённости о деятельности официальной церковной организации (РПЦ) коррелирует с низкой толерантностью аналогичного плана. В то же время зафиксирован и определенный тренд на отвержение православной конфессии как таковой. Так или иначе, по отношению к возможной экспансии официальных религиозных организаций у респондентов существует достаточно низкая толерантность.
Любопытно, что, если информированность о существовании христианства является наиболее высокой из всех религий, то в области конфессий католицизм на 1 балл опережает православие. Другими словами, среди респондентов христианство совсем не обязательно отождествляется именно с православием.
При этом в молодежной среде фиксируется достаточно выраженное «ядро» отвержения ислама и на уровне ценностей, и на личностном уровне, что в сочетании с экспансионистскими установками части носителей мусульманской культуры через определенное время может вылиться в учащение и усиление и без того частных и серьезных этнорелигиозных конфликтов. При этом установка на принятие ценности толерантности вступает в явный конфликт с отвержением представителей исламской культуры, который вызывает у респондентов явное чувство неловкости, но не выходит на уровень сознания.
Вообще «потенциал неосознаваемой агрессии» у идентифицирующих себя в качестве «толерантных личностей» молодых людей может быть весьма высоким. Практически «нулевой» уровень толерантности респондентов отмечен по отношению к различным «сектам» при достаточно толерантном отношении к квазирелигиям типа «пастафарианства» (особенно у респондентов - атеистов). Большим потенциалом привлекательности для молодежи в качестве «третьей силы» является буддизм.
В оценках респондентов не фиксируется отрицательного отношения к иудаизму и даже фиксируется определенный тренд на положительное отношение к нему.
В целом можно констатировать, что современную молодежь в существенной степени характеризует «диффузный экзистенциальный поиск», который в значительной степени осуществляется вне зоны влияния Русской православной церкви, и который может быть охарактеризован тяготением к ценностям «христианства вообще», а также некой «общей религии» (вероятно, ассоциируемой с буддизмом) и отвержением религиозных течений «патриархального» плана.
В завершении предложим еще несколько констатаций и рекомендаций в адрес как психолого-педагогического сообщества, так и представителей уполномоченных органов государственной власти:
а) В подростково-молодежной среде существует острая потребность в различении понятия «толерантности», пропагандируемой в западной парадигме муль-тикультурализма, и соответствующего отечественной культуре принципа мирного сосуществования с представителями иных культур при сохранении собственной идентичности. Особенно это важно в «конфликтогенном» поле взаимодействия носителей русской (православной в своих истоках) культуры с представителями исламской культуры. Здесь крайне важным является усиление направленной на молодежь просветительской деятельности, а также проведение соответствующих психологических тренингов;
2) В рамках духовно-воспитательной деятельности важно переводить на «психолого-педагогический уровень» (гуманистический) уровень ценности, отстаиваемые традиционными для России конфессиями (важным здесь является и использование наследия русской, советской классической литературы) и, прежде всего, Русской православной церковью;
3) Такой «перевод» имеет особое значение в плане совершенствования как курсов «Основ религиозных культур и светской этики» в рамках школьной образовательной программы, так и для протяженных во времени программ духовно-нравственного развития учащихся различного возраста (от младших школьников до студентов).
Эаключение
Все сказанное, на наш взгляд, свидетельствует о необходимости дальнейшего углубленного инструментального изучения различных аспектов связи понимания подростками и молодыми людьми религиозных феноменов и толерантного отношения к представителям иных культурных парадигм в подростково-молодежной сре-
де современной России (на многие постав- Дальнейшие апробация и применение
ленные нами ранее вопросы ответ может данного опросника (его возможных вари-
быть дан только в этом случае). Для этого в антов) планируются на выборке, включаю-
ходе пилотажного исследования нами ап- щей в себя представителей не только рус-
робируется соответствующий инструмент ской, но и ряда других традиционных для
(социально-психологический опросник). России культур.
Список литературы:
[1] Артемьева В. А., Данилова М. В. Анализ понятия «толерантность» в современной научной литературе // Молодой ученый. - 2015, № 2. - С. 471-474. - Интернет-ресурс. Режим доступа: https://moluch. ru/archive/82/14888/ (12.05.2019)
[2] Балашова Н.А. Религиозная толерантность в молодежной среде // Дубенско-Талдомское благочиние. - Интернет-ресурс. Режим доступа: http://dubna-blago.ru/media/files/doklad-molodezh-i-religiya. pdf (12.05.2019)
[3] Бражникова А.Н. Отношение современной молодежи к религии // Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта. - 2011, № 7. - Интернет-ресурс. Режим доступа: http://lesgaft-notes.spb.ru/ru/ node/4789 (12.05.2019)
[4] Двойнин А.М. Ценностно-смысловые ориентации личности в контексте религиозной веры / Дисс. ... канд. псих. Наук. - М., 2007. - 215 с. - Интернет-ресурс. Режим доступа: https://www.dissercat.com/ content/tsennostno-smyslovye-orientatsii-lichnosti-v-kontekste-religioznoi-very (12.05.2019)
[5] Дмитриев Г.Д. Многокультурное образование. - М.: Народное образование, 2008. - 208 с.
[6] Дюркгейм Э. Элементарные формы религиозной жизни. - М.: Дело, 2018. - 726 с.
[7] Леви-Стросс К. Первобытное мышление. - М.: Республика, 1994. - 384 с.
[8] Лучистая А. Эксперты: межэтническая напряжённость в России будет расти, а география конфликтов - расширяться // Новый день. - Интернет-ресурс. Режим доступа: https://newdaynews.ru/ moskow/493245.html (07.02.2019)
[9] Нойманн Э. Происхождение и развитие сознания. - М.: Refl-book; К: Ваклер, 1998. - 462 с.
[10] Погонцева Д.В., Наседкина Ю.В. Влияние религиозных убеждений молодежи на формирование отношения к представителям различных религиозных конфессий // Гуманитарные научные исследования. - 2013, № 5 Гуманитарные научные исследования. - Интернет-ресурс. Режим доступа: http://human.snauka.ru/2013/05/3055 (07.02.2019)
[11] Савченко И.А., Устинкин С.В. Религия в восприятии современной молодежи: цифры и комментарии // Современные исследования социальных проблем. - Интернет-ресурс. Режим доступа: s.org/index. php/sisp/article/view/9369 (07.02.2019)
[12] Солдатова С.Ю. Формирование толерантности среди подростков и молодёжи // Психология, социология и педагогика. - 2017, № 8. - Интернет-ресурс. Режим доступа: http://psychology.snauka. ru/2017/08/8359 (08.02.2019)
[13] Хендерсон Д. Древние мифы и современный человек // Человек и его символы. - М., Медков, 2016. -352 с.
[14] Шкуратова И.П. Толерантность как проявление зрелости личности // Труды международной конференции «Толерантность в межличностном общении Ростов-на-Дону». - Ростов-на-Дону: РГУ, 2002. -Интернет-ресурс. Режим доступа: https://irshkuratova.ru/files/pl010.pdf (08.02.2019)
[15] Щербакова Е.В. Отношение к религии в среде студенческой молодежи // Дискуссия». - 2015, № 5(57). - Интернет-ресурс. Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/otnoshenie-k-religii-v-srede-studencheskoy-molodezhi (08.02.2019)
[16] Элиаде М. Мифы, сновидения, мистерии. - M.: REFL-book; К.: Ваклер, 1996. - 288 с.
[17] Юнг К.Г. Трансцендентная функция. - М.: Университетская книга; АСТ, 1997. - 302 с.
1 Еще в 2014 году эксперты отмечали, что «межэтническая напряжённость в России будет расти, а география конфликтов - расширяться» [8] В настоящий момент по данным прессы случае межэтнических и межрелигиозных конфликтов достаточно часты, не говоря уже о случаях реализованных и потенциальных терактов.
2 «Религия есть унифицированная система верований и практик, связанных со священными предметами, то есть предметами обособленными и запрещёнными, - верований и практик, которые объединяют в одном-единственном нравственном сообществе, называемом церковью, всех тех, кто придерживается их» [6].
3 732 человека - представителя православной христианской религии.
4 Под носителями русской культуры мы понимаем индивидуумов, чьим родным языком является русский; которые были воспитаны в семьях, воспроизводящих традиционные для русского народа (русского ядра советского народа) уклад и образ жизни, и которые получили базовое (традиционное) для отечественной школы среднее образование (соответствующие данные получены в ходе интервьюирования участников исследования).
5 Мы предполагаем, что базовой причиной этого является восприятие участниками исследования публикуемых в СМИ материалов.