Научная статья на тему 'Языческая толерантность: опыт анкетного опроса'

Языческая толерантность: опыт анкетного опроса Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
550
84
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Colloquium heptaplomeres
Ключевые слова
СОВРЕМЕННОЕ ЯЗЫЧЕСТВО / РОДНОВЕРИЕ / ТОЛЕРАНТНОСТЬ / АНКЕТНЫЙ ОПРОС / МИРОВОЗЗРЕНИЕ / ОБЩИНЫ / РЕЛИГИОЗНЫЕ ТЕЧЕНИЯ / CONTEMPORARY PAGANISM / RODNOVERIE / TOLERANCE / QUESTIONNAIRE / WORLDVIEW / COMMUNITY / RELIGIOUS MOVEMENTS

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Шиженский Роман Витальевич, Суровегина Екатерина Сергеевна

На основе анкетного проса рядовых участников праздника Купалы в статье рассматривается мировоззренческая самоидентификация респондентов, определяется степень толерантности современных язычников по отношению к представителям иных конфессий/религиозных движений.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по социологическим наукам , автор научной работы — Шиженский Роман Витальевич, Суровегина Екатерина Сергеевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PAGAN TOLERANCE: EXPERIENCE QUESTIONNAIRE

Based on a questionnaire survey of ordinary participants of Kupala festival in article discusses the ideological self-identification of the respondents to determine the degree of tolerance of modern pagans against members of other religions / religious movements.

Текст научной работы на тему «Языческая толерантность: опыт анкетного опроса»

УДК 299.572(470)

ЯЗЫЧЕСКАЯ ТОЛЕРАНТНОСТЬ: ОПЫТ АНКЕТНОГО ОПРОСА

© Шиженский Роман Витальевич, к. ист. н., доцент © Суровегина Екатерина Сергеевна, магистрант гуманитарного факультета

Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина (Россия)

heit@inbox.ru

Статья подготовлена при финансовой поддержке РГНФ в рамках научно-исследовательского проекта «Комплексное историко-религиоведческое изучение феномена русского неоязычества» (проект № 15-31-01247).

Летом 2016 г. сотрудники научно-исследовательской лаборатории «Новые религиозные движения в современной России и странах Европы» Нижегородского государственного педагогического университета имени Козьмы Минина провели анкетный опрос среди рядовых представителей русских языческих общин и союзов, собравшихся на праздник Купалы (деревня Лукино, Рузский район Московской области). Мероприятие было организовано двумя союзами общин: «Велесов Круг» и «Коло Яра». Следует отметить, что если «Велесов Круг» зарекомендовал себя в роли организатора наиболее массовых «родноверческих» праздников в России, то союз «Коло Яра» фигурирует как «организационная площадка» впервые (информация о данной организации практически отсутствует, даже на странице этого содружества в социальной сети «ВКонтакте» [Коло Яра]). По данным организаторов праздника, в мероприятии 2016 г. (24-26 июня) приняло участие около 800 человек.

Опросный лист 2016 г. состоял из четырёх вопросных блоков, содержащих как открытые, так и закрытые вопросы. В данной статье будут рассмотрены особенности открытого вопроса № 14, входящего во второй блок анкеты, и вопрос блока № 4 (63-й вопрос анкеты), направленного на определение уровня толерантности представителей современного языческого движения.

В открытом вопросе респондентам предлагалось охарактеризовать свои религиозные/духовные взгляды. Данный вопрос вызвал затруднения у сорока шести человек из ста шестидесяти трёх респондентов, принявших участие в опросе (28,2% соответственно). Наиболее популярным среди собравшихся на Купальский праздник стал вариант самоидентификации «родноверие» («родновер») - за него свой голос отдали тринадцать респондентов (7,9%). Стоит отметить, что данная версия религиозного самоназвания занимала первое место и в опросе 2015 г. [Шиженский 2015: 21-22]. Второе место по популярности занял вариант «язычество» («язычник», «славянское язычество») - так ответило одиннадцать участников купальского праздника (6,7% респондентов). Свои религиозные взгляды как «ведические» охарактеризовали семь человек (4,2%). Столько же опрошенных респондентов отождествляют свое мировоззрение с православием1. Четверо участников праздника назвали себя атеистами (2,4%). По два ответа набрали «агностицизм» и «буддизм» (1,2%). Шестьдесят шесть опрошенных (40,4%) указали иные варианты ответов. Среди последних наибольший интерес представляют следующие: «родная вера», «верю в добро», «широкие» (по два ответа). Среди единичных ответов выделим: «старорус» (анкета

1 Сложность определения процента православных христиан, участвующих в данном фестивале, заключается в распространённой среди последователей альтернативной религиозности подмене понятий, игре с терминами. Учитывая данную особенность, дефиниция «православный» может выступать в значении - «Правь славящий» и т. д.

№ 19), «язычник, чахнущий от христианства» (анкета № 21), «потомок богов» (анкета № 29), «верю в силу природы» (анкета № 43), «язычник на 3/5» (анкета № 50), «вера наших предков» (анкета № 80), «без религии, но верю в бога» (анкета № 99), «интересующийся славянством» (анкета № 100), «почитатель матери-природы» (анкета № 108), «атеизм с интересом к традиции» (анкета № 112), «анимизм» (анкета № 137), «всё есть живое, всё есть бог» (анкета № 142) (см. рис. 1).

нет ответа

буддизм Ш 1,20 о

агностицизм Ш 1,2<> 0

атеизм ШШ 2.4° о

право елавне ^^В 4,20 О

ведизм ^^В 4,20 О

язычество

родноверие

Рисунок 1.

В 63-ем вопросе анкетного блока № 4 респондентам предлагалось проранжировать типичных последователей религиозных/духовных учений, отмечая степень приемлемости религиозного выбора последних. Участникам опроса предлагались семь следующих ассоциативных вариантов ответов: 1. «как близкого родственника (например, партнера по браку)»; 2. «как близкого друга»; 3. «как соседа по дому»; 4. «как коллегу по работе»; 5. «как гражданина моей страны»; 6. «как гостя (туриста) в моей стране»; 7. «я не хотел бы видеть его в моей стране». В качестве религиозных/духовных учений были представлены варианты: «язычество», «родноверие», «инглиизм»2, «православное христианство», «католицизм», «ислам», «иудаизм», «буддизм», «атеизм», «Свидетели Иеговы».

Рисунок 2.

2 Инглиизм (Древнерусская инглиистическая церковь православных староверов-инглингов) - новое религиозное движение, относимоерядом «родноверческих» объединений к псевдоязыческим. К «псевдоязычеству» инглиизм относят представители «Круга Языческой Традиции» и «Союза Славянских Общин Славянской Родной Веры» [Официальное заявление 2009].

В первом варианте, где респондентам предлагалось указать степень возможности и желания принять типичного представителя того или иного религиозного мировоззрения «как близкого родственника (например, партнёра по браку)», лидером по количеству ответов стал вариант «язычество», набрав 41,7% (68 респондентов) от общего числа опрошенных. На втором месте оказались последователи «родноверия» - шестьдесят два ответа (38% соответственно). Двадцать три человека (14,1%) готовы принять как близкого родственника «буддиста». Ответ «атеизм» выбрало двадцать человек (12,3%), «инглиизм» - восемнадцать (11%), «православие» - семнадцать респондентов (10,4%). Пятнадцать человек (9,2%) выбрали вариант «иудаизм». По тринадцать ответов получили «католицизм» и «ислам» (8%) (см. рис. 2).

Второй вопрос из заданного вариативного ряда был нацелен на выявление уровня приемлемости инакомыслящихв рамках категории «как близкого друга». На первом месте по количеству ответов оказались представители от «языческого» и «родноверческого» лагерей -по двадцать девять (17,8%) респондентов соответственно. Представителя буддизма «как близкого друга» готовы принять восемнадцать человек или 11% опрошенных. За дружбу с адептами «православного христианства» высказалось семнадцать респондентов (10,4%). Такие религиозно-духовные направления, как «инглиизм», «католицизм» и «атеизм» были выбраны по десять раз соответственно (6,1%). «Ислам» выбрали восемь респондентов (4,9%), «иудаизм» - шесть (3,7%). Наименьшее число опрошенных в качестве «близкого друга» хотят видеть представителя «Свидетелей Иеговы» (см. рис. 3).

17,8% 17,8%

Рисунок 3.

«Атеиста» как своего «соседа по дому» хотят видеть двадцать шесть человек (16%). Соответственно, представители «буддизма» занимают второе место. За них отдали голоса -17 респондентов (10,4%). Последователей «православного христианства» и «католицизма» в качестве соседей готовы принять четырнадцать респондентов (8,6%). Двенадцать участников Купалы (7,4% опрошенных) считают возможным жить рядом с представителями «Древнерусской инглиистической церкви православных староверов-инглингов». Согласились бы стать соседями по дому с последователями иудаизма одиннадцать респондентов (6,7%), с последователями ислама - девять человек (5,5% опрошенных). «Язычество», согласно заданному варианту, выбрали семь респондентов (4,3%). «Родноверие» - шесть (3,7%). Лишь четыре человека (2,5%) считают возможным принять иеговиста в качестве «соседа по дому» (см. рис. 4).

Свидетели И ег овы атеизм буддизм иудаизм ислам католицизм православное христианство инглиизм родноверие язьтество

12,50»

|бо0

10,40 о

6,7%

В :

1 4,30 о

Рисунок 4.

В качестве «коллеги» девятнадцать респондентов (11,7%) видят «атеиста». На втором месте по количеству ответов оказался последователь «буддизма» - двенадцать человек (7,4%). Девять человек (5,5%) отдали своё предпочтение «православному христианству». Стать «коллегами по работе» с представителем «Свидетелей Иеговы» готовы восемь опрошенных (4,9%), семь человек с последователями «иудаизма» (4,3%). По шесть ответов (3,7%) получили «католицизм» и «ислам». Четыре респондента (2,5%) видят своими «коллегами» представителей от «язычества» и «родноверия». Лишь один человек в данной категории выбрал «инглиизм» (см. рис. 5).

11,7%

2.5"» 2.5"»

(Кб"»

& # # А #

J? ^ J

>ч v

Г jf Ж ^ <f ^

^ ¿р* ^ ^

# .О'

¿р

/

ч55

Р

J?

Cv

Рисунок 5.

В соответствии с предлагаемым «религиозным ранжированием» участники купальского праздника меньше всего хотели бы видеть «гражданином своей страны» представителей от «язычества» и «Свидетелей Иеговы» - 6,7% (по одиннадцать ответов). Тринадцать человек (8%) выбрало ответ «родноверие». Для 10,4% опрошенных (17 человек) «гражданином страны» может стать представитель «иудаизма». Последователей «ислама» выбрало девятнадцать человек. По двадцать ответов (12,3%) набрали такие религиозные направления, как «инглиизм» и «буддизм». Двадцать два человека (13,5%) рассматривают как «сограждан» представителей «католицизма». Вторым по популярности стал ответ «атеизм» - двадцать четыре человека (14,7%). На первом месте, согласно рассматриваемому

варианту, оказались люди, исповедующие «православное христианство». За православных граждан высказалось тридцать шесть человек (22,1%) (см. рис. 6).

В качестве «гостя (туриста) в своей стране» тридцать один респондент (19%) видит приверженца одного из направлений христианства - «католицизма». На втором месте стоит «иудаизм», так ответило 16% опрошенных (26 человек). Двадцать четыре человека (14,7%) готовы рассматривать как гостей своей страны представителей ислама. Двадцать три респондента (14,1%) остановились на представителях религиозно-философского учения -«буддизм». Последователей религиозной организации «Свидетели Иеговы» принимают гостем страны двадцать человек (12,3%). За направление «инглиизм» высказалось 19 респондентов (11,7%) участников опроса соответственно. «Православное христианство» выбрало пятнадцать человек (9,2%). Десять респондентов (6,1%) выбирают в качестве гостей атеистов. Туриста - «родновера» отметило четыре участника праздника (2,5%), и лишь два человека выделило «язычника» как потенциального гостя (см. рис. 7).

Рисунок 7.

Последний, седьмой вариант вопроса № 63 звучал как «я не хотел бы видеть его в моей стране». Шестьдесят респондентов (36,8%) не желают видеть в своей стране последователей группы «Свидетели Иеговы». На втором месте по «нежелательности»

оказались мусульмане. В своих анкетных листах представителей данной конфессии указало сорок человек (24,5% респондентов). Тридцать шесть человек (22,1%) считают неприемлемым присутствие в своей стране представителей иудаизма. Тридцать два участника опроса (19,6%) выступают против инглиизма, двадцать два человека (13,5%) отказались бы принять католика. «Православных христиан» отметило 8% опрошенных (13 респондентов), «атеистов» - 6,7% (11человек). Лишь трое считают неприемлемым присутствие в своей стране «родновера» и только двое - приверженца языческого мировоззрения (см. рис. 8).

Свидетели Иеговы атеизм буддизм иудаизм ислам католицизм ир а в о с л а вио е хр истиаиств о

ИНГЛ1ПГЗМ

родноверне язычество

Рисунок 8.

Отметим также, чтоиз десяти выделенных типичных религиозных/духовных учений, в блоке «язычество» вопрос о толерантности вызвал затруднение у сорока человек (24,5%). Блоки «родноверие» и «православное христианство» оставили без ответа сорок два респондента (25,8%). Наибольшее затруднение вызвал блок «инглиизм» - пятьдесят один человек (31,3%) не дал на него ответа. Сорок пять респондентов (27,6%) не ответили по блокам «католицизм» и «иудаизм». Соответственно, сорок четыре человека (27,6% опрошенных) не дали ответа по блокам «ислам», «буддизм» и «Свидетели Иеговы». Также без ответа блок «атеизм» составило сорок три респондента (26,4%).

Останавливаясь на результатах первого вопроса, посвящённого определению религиозных взглядов респондентов, отметим значительное уменьшение доли адептов язычества+родноверия (221 человек (51,5%)), при росте ответов категорий «затрудняюсь ответить» (48 респондентов (11,2%)) и «иной вариант» (128 участников (29,8%)). На наш взгляд, наблюдаемый самоидентификационный диссонанс участников языческого торжества, посвящённого летнему солнцестоянию, может быть объяснён несколькими причинами. Во-первых, как отмечалось в предыдущих статьях, последние годы Купала, организованная «Велесовым Кругом», носит фестивальный характер. Данная особенность кардинальным образом влияет, в том числе, и на процентовку «чистых» язычников, присутствующих на празднике, включающем группы интересующихся-неопределившихся, неофитов, представителей иных религиозных/мировоззренческих течений (от нейтральных атеистов до враждебных христиан), «ряженных» - одну из самых значительных страт, воспринимающую и развивающую «языческую моду» через приобретение внешней атрибутики (одежды, литературы, предметов культа, посуды и т. д.). Во-вторых, это также нами подчёркивалось, самим процессом развития сегодняшнего варианта движения. Вынужденным поиском как новыми участниками языческого мира, так и его лидерами, новой идеологии, практики, взамен уходящим (возможно) языческим вариациям конца XX в. В-третьих, особенностью

,8%

Купалы именно 2016 г., проводимой «велесовцами»в новом месте и с новым союзом общин и, как следствие, появление новых участников с новым мировоззренческим багажом.

Соответственно, проанализировав данные блока № 4 (63-й вопрос анкеты), который был направлен на определение уровня толерантности приверженцев современного языческого мировоззрения, авторы выделили тройку лидеров по каждому из критериев, рассматриваемых в вопросе. Таким образом, на первом месте по степени приемлемости из семи критериев вопроса, оказались представители религиозно-философского учения -«буддизм». Данный вариант ответа попал в тройку лидеров в пяти из указанных критериев. Вопрос о столь «экзотическом» выборе язычников требует отдельного исследования. Здесь же осмелимся предположить, что буддизм - как религиозно-философское учение, по ряду положений весьма близко конструкторам язычества сегодняшнего дня (отсутствие фигуры всемогущего бога-творца, проблемы сотворения мира, искупления грехов и т. д.).

Последователи «православного христианства» были упомянуты в четырёх из семи критериев вопроса, что соответствует второму месту. В трёх критериях лидирующее место заняли приверженцы «язычества», «родноверия» и «атеизма». Такие религиозно/духовные течения как «католицизм», «иудаизм», «ислам» и «инглиизм» были выбраны единожды, что свидетельствует о наименьшей степени приятия данных течений участниками Купальского праздника 2016 г. Вместе с тем, следует отметить тот факт, что в первом, наиболее близком варианте взаимодействия, предполагающем, в том числе, брачные отношения, пальму первенства разделили «язычники» и «родноверы». Эта же пропорция сохраняется и во второй по «уровню доверия» категории - «близкий друг». Важнейшей причиной допуска «родноверов» и язычников в семейно-дружеский круг следует считать не раз отмечаемый нами характер, шире - жизненный уклад, свойственный большинству как общинных объединений, так и язычников-одиночек. Речь идёт о стремлении к определённой изолированности, закрытости от инакомыслящих, созданию своеобразного языческого братства. Причём внутри данного микромира связи сохраняются и успешно развиваются. Позволяя, к примеру, «сословию» служителей культа, рядовым язычникам того или иного объединения посещать праздничные мероприятия, организованные другими общинами, вести «языческие дебаты» на базе социальных сетей, организовывать совместные структурные проекты3 и т. д.

Источники и материалы

1) Коло Яра - Страница содружества «Коло Яра» // Сайт «Вконтакте» (https://vk.com/kolo_yara) [29.08.2016].

2) Официальное заявление 2009 - Официальное заявление Круга Языческой Традиции и Союза Славянских Общин Славянской Родной Веры от 25 декабря 2009 года «О подменах понятий в языке и истории славян и о псевдоязычестве» // Сайт ССО СРВ (http://www.rodnovery.ru/dokumenty/o-podmenakh-ponyatij) [19.09.2016].

3) Слово 2016 - Слово о вечевом центре и содружестве языческих объединений // Сайт ССО СРВ (http://www.rodnovery.ru/novosti/838-slovo-o-vechevom-tsentre-i-sodruzhestve-yazycheskikh-ob-edinenij) [28.09.2016].

Список литературы

1) Шиженский 2015 - Шиженский Р. В. Современный языческий рейтинг исторических деятелей России (по данным полевых исследований) // Colloquium heptaplomeres. - 2015. - № 2. - С. 19-29.

3 Одним из последних коллективных проектов язычников России является создание «Вечевого Центра» и «Содружества языческих объединений» [Слово 2016].

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.