Институт педагогики и психологии образования ГАОУ ВО г. Москвы «Московский городской
Двойнин Алексей Михайлович,
канд. психол. наук, доцент,
педагогический университет» Российская Федерация, 129226,
г. Москва, 2-й Сельскохозяйственный пр-д, д. 4.
ORCID: 0000-0003-0530-740X
Психология религии в постсоветской России (с 2000-х гг. по настоящее время)*
А. М. Двойнин
Аннотация: В статье дается обзор развития психологии религии в постсоветской России в хронологических рамках с 2000-х гг. по настоящее время. Автор оценивает данный период как этап оживления исследований в области психологии религии. Выдвигается предположение, что эта тенденция связана в большей степени с действием личностного фактора и объективно существующим «белым пятном» в данной области знаний, нежели с появлением социального заказа или улучшением финансового положения российской науки по сравнению с 1990-ми гг. Отмечается положительная динамика защит диссертаций и существенное увеличение публикаций по психологии религии. Выделяются основные тематические направления исследований по психологии религии, обсуждается проблема разработки методического инструментария, анализируется выпущенная в 2000—2010-е гг. учебная литература, а также знаковые научные мероприятия и события. Утверждается, что психология религии в России в настоящий момент находится в фазе самоидентификации научного сообщества и начала консолидации исследовательских усилий психологов и религиоведов. Однако, несмотря на отчетливый, хотя и достаточно умеренный рост, психология религии до сих пор остается в тени, с одной стороны, институционализированной христианской психологии, а с другой стороны, ряда религиоведческих дисциплин.
Постсоветский период истории России оказался благоприятным для развития ряда междисциплинарных областей гуманитарного знания, к которым относится психология религии. Деидеологизация науки в 1990-е гг. освободила исследователей религиозных вопросов от необходимости пропагандировать антирелигиозные взгляды и, таким образом, открыла возможности для беспристрастного изучения религиозной психологии. Всплеск религиозности населения и пробудившийся интерес психологов к совместному обсуждению с представителями религиозных организаций вопросов, касающихся души, духовности и психологии человека, должны были способствовать развитию психологии религии
* Публикация подготовлена в рамках поддержанного грантом РФФИ (РГНФ) научного проекта № 16-03-00799 «Психология религии в России: XIX — нач. XXI века».
как научной дисциплины. Однако данные факторы в значительно большей мере поспособствовали появлению и развитию христианской психологии — практико-ориентированной области гуманитарного психологического знания, основанного на православном вероучении. Фактический рост христианской психологии «заретушировал» и отчасти интерферировал появление в 1990-е гг. психологии религии — научной области, стоящей на академических позициях, стремящейся к идеологической нейтральности и методологическому объективизму.
Медленное и постепенное оживление исследований в области психологии религии можно наблюдать лишь с начала 2000-х гг. по настоящее время. Реконструкции именно данного периода истории развития отечественной психологии религии и посвящено настоящее исследование.
Такая оценка — «оживление исследований» — применительно к психологии религии носит относительный характер: она отражает динамику роста исследований в рамках данной области знаний в 2000-е гг. по отношению к таковым в 1990-е гг. Это обстоятельство важно иметь в виду, поскольку относительно роста количества работ в области христианской психологии подобное утверждение вряд ли было бы правомерным.
Оживление исследований, как мы полагаем, связано в большей степени с действием личностного фактора и объективно существующим «белым пятном» в данной области знаний, нежели с появлением социального заказа или улучшением финансового положения отечественной науки по сравнению с 1990-и гг. Другими словами, ключевую роль, вероятно, сыграл личный энтузиазм и интерес ряда исследователей к психологическим вопросам религии, а также возможность занять «пустую поляну» на академическом ландшафте.
Вместе с тем христианская психология, весьма громко заявившая о себе в 1990-е гг., в 2000-2010-е гг. продолжила набирать обороты на пути своего развития и, по словам Ф. Е. Василюка, перешла на этап «институционализации»1. Создание обществ христианских психологов, появление учебных подразделений соответствующей тематической направленности, специальные номера и разделы в академических журналах — подобным бурным ростом христианской психологии российская психология религии похвастаться не может.
После защищенных в 1990-е гг. первых диссертаций по психологическим специальностям, посвященных исследованию проблем психологии религии, с начала 2000-х гг. процесс защит новых диссертаций приобретает определенную регулярность (по нескольку диссертаций в год). Подобная частота защит сохраняется и по настоящее время. Общее количество защищенных диссертаций (включая диссертации по философским специальностям, но с психолого-религиозной тематикой) с 1994 по 2018 г., по нашим оценкам, составляет около 502. Первопроходцами на этом пути стали Е. В. Перевозникова (2000), В. С. Топоев (2000),
1 Василюк Ф. Е. Предпосылки периодизации новейшей истории христианской психологии // Христианская психология в контексте научного мировоззрения: Коллективная монография / Б. С. Братусь, ред. М., 2017. С. 50-69.
2 В качестве источника для сбора информации использовался электронный каталог диссертаций Российской государственной библиотеки. Подсчету подвергались психологические диссертации с ясно выраженной в названии религиозной тематикой, а также философские диссертации с выраженным в названии психологическим подходом к религиозным
Д. О. Смирнов (2001), Е. А. Таран (2001), И. М. Богдановская (2002), И. А. По-доровская (2002), С. А. Данченко (2003), И. Д. Нефёдова (2003), Л. Н. Грошева (2004), Т. Н. Голованова (2004), Ю. П. Тобалов (2004), К. В. Храмова (2004) и др. Диссертации данных авторов свидетельствуют о расширяющейся «географии» исследований в области психологии религии: «очаги» интереса к данному предмету вспыхивают в разных регионах страны.
Вместе с тем в 2000-2010-е гг. существенно растет количество публикаций и спектр охватываемых ими тем. Анализ опубликованных работ позволил выявить тематическое разнообразие научных изысканий в современной психологии религии, которое можно обобщить в следующие направления:
♦ Психология религиозной идентификации и психологические особенности религиозной идентичности. В рамках данного тематического блока наиболее активно проводятся эмпирические исследования, но также обсуждаются теоретические вопросы построения моделей религиозности. Необходимо отметить, что исследования проводятся как с позиции социально-психологического подхода, так и с позиции индивидуально-личностного (Е. А. Александрова, О. М. Арте-менко, М. И. Воловикова, З. М. Гаджимурадова, В. А. Ильин, В. М. Миназова, О. С. Павлова, И. Э. Соколовская, О. Е. Хухлаев, В. А. Шорохова и др.).
♦ Психологический анализ религиозности личности и личностных свойств верующих. Этот тематический раздел объединяет как эмпирические исследования религиозности и личностных характеристик (в основном православных верующих), так и теоретические разработки конструкта «религиозность личности» как психологической категории (Т. И. Ачинович, Л. И. Ворожейкина, Н. В. Груздев, Е. С. Гусева, Л. В. Густова, Г. И. Данилова, А. М. Двойнин, В. И. Жог, С. С. Малявина, В. Н. Павленко, А. В. Романов, И. Э. Соколовская, Д. Л. Спивак, Т. А. Фо-лиева, Э. И. Хайбулина, С. А. Черняева, Д. М. Чумакова, И. С. Шемет и др.)
♦ Самосознание верующих и ценностно-смысловая организация религиозного опыта личности. Данное направление объединяет эмпирические исследования структуры и содержания самосознания верующих различных конфессий, их ценностно-смысловых ориентаций, личностных смыслов, а также изучение изменений этих структур под влиянием религиозного обращения (К. Р. Арутюнова, И. М. Богдановская, И. С. Буланова, А. А. Васильченко, З. М. Гаджимурадова,
A. М. Двойнин, А. В. Касимова, А. В. Немцев, Е. В. Перевозникова, И. Э. Соколовская, Ю. В. Тищенко, А. М. Улановский, К. В. Храмова и др.).
♦ Психологический анализ влияния религиозной группы на психику человека. Авторы публикаций по данному направлению анализируют факторы и механизмы негативного воздействия на человека некоторых новых религиозных движений, обсуждают практические способы психологической защиты и противостояния данному воздействию (Р. М. Грановская, И. В. Олейник, А. В. Романов,
B. А. Соснин, В. М. Целуйко, В. Б. Шапарь и др.). Многие работы по данной тематике достаточно спорны с точки зрения их академической объективности, поскольку нередко направлены на борьбу с новыми религиозными движениями
явлениям. Многочисленные диссертации с присутствием в названиях «духовной» или «духовно-нравственной» терминологии не учитывались.
и ангажированы со стороны определенных общественных сил и организаций, заинтересованных в этом3.
♦ Психологическое благополучие и адаптация религиозной личности, психологические защиты верующих и религиозный копинг. Содержательное единство данного блока определяется фокусом исследователей на адаптивной функции религии, а также эффектах ее нарушения и восстановления через механизмы защит и совладания. Работы по данной тематике носят преимущественно эмпирический характер. В теоретических аспектах авторы обращаются к зарубежным исследованиям и теориям религиозного копинга (Т. В. Бескова, Л. Н. Грошева, В. И. Жог, Е. Н. Медведева, М. Н. Семенова, И. Э. Соколовская, Ю. П. Тобалов, Д. В. Чумакова, И. И. Ягияев и др.).
♦ Нормативное поведение и его саморегуляция у верующих. В рамках данного тематического блока осуществляется анализ религиозных норм и особенностей реальной саморегуляции поведения верующими, анализируются психологические особенности и факторы религиозной социализации как усвоения религиозных ценностей, норм и эталонов поведения (И. С. Буланова, С. И. Масловский, Т. В. Склярова, Н. В. Усова, Т. А. Фолиева, А. В. Цветков, А. Ю. Чернов и др.).
♦ Психология семьи в контексте религии. Это направление включает в себя изучение психологических особенностей религиозного воспитания, детско-родительских отношений и социального взаимодействия в семье (В. Г. Безрогов, Н. В. Власихина, С. С. Малявина, А. В. Микляева, А. Ф. Минуллина, Э. И. Мур-тазина, А. Э. Пятинин, А. В. Романов, Е. И. Уфимцева, Д. М. Чумакова и др.)
♦ Религиозный фактор в практике психологической помощи. Отличительная особенность работ данного направления — их практическая ориентация на эффективную психологическую помощь (консультирование и психотерапию) лицам с различными религиозными убеждениями (Е. Т. Дубова, Э. М. Кострубин, Ю. П. Тобалов, М. С. Филоник, Т. А. Флоренская, С. А. Черняева и др.).
♦ Психологическое значение религиозных практик. В данном разделе объединены два направления исследовательских изысканий: первое связано с объективным подходом к анализу психологической значимости тех или иных религиозных действий (А. В. Непомнящий, Э. И. Хайбулина, А. Э. Тамбиев и др.); второе направление представляет собой феноменологию субъективных переживаний в процессе религиозных практик: индукцию изменений состояний сознания психотехническими средствами религий и внутреннее наблюдение за этими состояниями. В научном отношении второе направление сомнительно
3 Нередко в публикациях подобной направленности авторы пользуются сомнительной оценочной терминологией («секты», «деструктивное воздействие сект», «жертвы тоталитарных культов» и т.п.), прямо или косвенно противопоставляя «деструктивное» влияние на психику «сект» (понимая под «сектами» новые религиозные движения) некоему «здоровому» варианту религиозности, характерному для традиционных религий. Вместе с тем для психологии несомненны факты возможных негативных последствий социального влияния на психику человека (индоктринация, контроль сознания, манипуляция и др.), которые могут наблюдаться как в религиозных (и нетрадиционных, и традиционных), так и в светских сообществах. При этом в психологии существуют собственные критерии, позволяющие устанавливать факты такого рода, вне зависимости от политических и общественных интересов, а также вне социальных оценок тех или иных религиозных движений.
вследствие нефальсифицируемости его теоретических (или мировоззренческих) утверждений и субъективизма исследователя (сюда можно отнести «психологию буддизма» В. В. Козлова и трансперсональный подход Е. А. Торчинова).
♦ Психологические исследования религиозных представлений и отношения к религии разных социальных и возрастных групп. К этому тематическому блоку относятся, как правило, эмпирические исследования различных конфессиональных стереотипов, представлений о Боге и религии, субъективного отношения к религиозной культуре и т. п. у различных групп людей, не обязательно верующих. Также религиозные представления исследуются в связи с другими психологическими факторами (Н. В. Бакланова, А. Н. Бражникова, Д. Н. Долганов, С. С. Малявина, Е. А. Савина, Е. В. Улыбина, И. М. Шмелев и др.).
♦ Психология религии в контексте медицины. Данный раздел образуют психолого-медицинские исследования, в которых так или иначе выражен религиозный фактор. Эти исследования тематически могут быть разделены на два вида. Первый вид — это те из них, в которых религиозность изучается как фактор, влияющий на течение заболевания, не связанного с религиозным опытом больного, а также как фактор, влияющий на социальную адаптацию и реабилитацию пациентов клиник (О. А. Борисова, А. Ю. Березанцев, В. В. Гусев, А. М. Двойнин, Г. И. Копейко, Е. Л. Николаев и др.). Второй вид исследований — это те, которые сфокусированы на заболеваниях (психических, соматических), чей патогенез непосредственно связан с действием религиозного фактора (Д. А. Авдеев, В. Э. Пашковский и др.).
♦ История психологии религии и анализ зарубежной психологии религии. Этот блок объединяет работы, направленные на реконструкцию исторического развития отечественной и зарубежной психологии религии, экспликацию и анализ психолого-религиозного наследия отдельных исследователей прошлого, перевод и изложение значимых зарубежных концепций и подходов (К. М. Антонов, Д. С. Дамте, А. М. Двойнин, А. П. Забияко, П. Н. Костылев, Т. В. Малевич, О. К. Михельсон, Р. А. Сергиенко, В. А. Соснин, Д. Л. Спивак, Р. С. Титов, Т. А. Фолиева, М. В. Чумаков и др.).
Безусловно, указанные тематические направления изысканий в области психологии религии не исчерпывают многообразия работ по данной дисциплине в отечественной науке, однако являются на данный момент наиболее выделяющимися. Участие в международной коммуникации и изучение зарубежных источников способствует освоению российским психологическим и религиоведческим сообществом новых областей: когнитивной и эволюционной психологии религии и религиоведения4, нейробиологического подхода к религии и нейротеологии5.
4 Малевич Т. В., Кожевников Д. Д. Дискуссии о «врожденной» религиозности в когнитивном религиоведении // Государство, религия, Церковь в России и за рубежом. 2016. Т. 34. № 2. С. 373-398; Малевич Т. В. Эволюционное значение религии: между адаптацией и побочным продуктом // Вестник ПСТГУ. Сер. I: Богословие. Философия. Религиоведение. 2016. Вып. 4 (66). С. 84-104; Михельсон О. К. Подходы к изучению религии в современной эволюционной психологии // Государство, религия, Церковь в России и за рубежом. 2013. Т. 31. № 3. С. 63-76; Шахнович М. М. Когнитивная наука и исследования религии // Там же. С. 32-62.
5 Борисова О. А., Копейко Г. И., Малевич Т. В. Нейробиологический подход к изучению религиозно-мистических переживаний // Психиатрия. 2015. № 1 (65). С. 39-43; Малевич Т. В.
Отдельного внимания заслуживают крупные работы по психологии религии, которые вышли в 2000-2010-х гг.
В книге А. А. Белика «Культура и личность: Психологическая антропология. Этнопсихология. Психология религии» раздел, посвященный психологии религии, представляет собой образец культурно-антропологического подхода к данной области знаний. В этом разделе автор очерчивает контуры соприкосновения и влияния этнокультурных поведенческих стереотипов и религии, раскрывает эмоциональный и личностный аспект взаимодействия этноса и религии6.
Объемная книга Р. М. Грановской «Психология веры» тематически состоит из двух частей. Первая часть является фактическим изложением вероучений различных религий — заявленный в оглавлении «Психологический аспект мировых религий» явно не прослеживается. Вторая часть в основном посвящена роли представлений личности о мире — «Модели Мира» в поведении и жизни человека7.
В книге Ф. Е. Василюка «Молитва и переживание (опыт общепсихологического исследования)» проводится исследование значимой роли молитвы для психологического состояния человека, а также рассматриваются психологические аспекты молитвенного процесса8.
В работе А. М. Двойнина «Психология верующего: ценностно-смысловые ориентации и религиозная вера личности» раскрывается психологическая природа религиозной веры как реальности внутреннего мира человека, выявляется специфика ценностно-смысловых ориентаций религиозной личности, а также приводятся результаты эмпирического исследования самосознания и ценностно-смысловых ориентаций православной молодежи9.
Важными событиями на данном этапе развития отечественной психологии религии стали выпущенные не так давно в Православном Свято-Тихоновском гуманитарном университете коллективные труды религиоведов и психологов «Психология и религия: между теорией и эмпирией»10, «Отечественная и зарубежная психология: параллели и пересечения в прошлом и настоящем»11, в которых представлены свежие методологические, историко-теоретические и эмпирические статьи, а также вышедший специальный номер журнала «Религиоведческие исследования» (2012. № 7-8), посвященный психологии религии и когнитивному религиоведению.
Нейротеология: теории религии и наука о мозге // Религиоведческие исследования. 2012. № 7-8. С. 62-83.
6 Белик А. А. Культура и личность: Психологическая антропология. Этнопсихология. Психология религии: Учеб. пособие. М., 2001.
7 Грановская Р. М. Психология веры. СПб., 2004; СПб., 20102.
8 Василюк Ф. Е. Молитва и переживание (опыт общепсихологического исследования). М.,
2005.
9 Двойнин А. М. Психология верующего: ценностно-смысловые ориентации и религиозная вера личности. СПб., 2011.
10 Психология религии: между теорией и эмпирией: Сб. научных статей / К. М. Антонов, Т. В. Малевич, Т. А. Фолиева, ред. М., 2015.
11 Антонов К. М., Горевой Д. С., Дамте Д. С. и др. Отечественная и зарубежная психология: параллели и пересечения в прошлом и настоящем: Коллективная монография / К. М. Антонов, сост., А. В. Андреев, Е. В. Логинов, ред. М., 2017.
Тем не менее в целом, как отмечают Т. А. Фолиева и Т. В. Малевич, «в российской традиции... преобладает теоретико-историческое направление — как среди отечественных психологов, так и среди религиоведов. Количество эмпирических исследований растет, но интерес к ним невелик»12. Остается к этому добавить нехватку серьезных методологических разработок при достаточно высоком интересе исследователей к методологическим вопросам.
Помимо обзора тематики исследований в отечественной психологии религии 2000-2010-х гг. необходимо обрисовать их инструментально-методический аспект. К сожалению, в России в настоящее время остро чувствуется нехватка надежных и валидных диагностических методик, специфицированных под исследования религиозных субъектов, а имеющиеся в распоряжении психолога стандартные психологические инструменты могут быть не вполне адекватны той исследовательской задаче, которую ставит перед собой психолог религии. Экспериментальные методики (как и сами эксперименты) в отечественной психологии религии практически отсутствуют. Поэтому исследователи нередко вынуждены пользоваться немногими доступными на русском языке зарубежными методами: шкалой религиозной ориентации Г. Олпорта-М. Росса13, которая изрядно устарела и не стандартизирована на российской выборке, методикой «Инспирит» Дж. Касса14, методикой «Измерения религиозности» Г. Де Йонга, Д. Фолкнера и Г. Варланда и др.15, а также разрабатывать свои методические инструменты или самостоятельно переводить иностранные.
Отечественных диагностических методик по психологии религии пока очень мало: например тест «Психологическая структура индивидуальной религиозности» (Ю. В. Щербатых16), опросник «Смысло-мотивационная ориентация в религии» (СМО) (Л. Н. Грошева, Ю. П. Тобалов17), проективный метод депривации структурных звеньев самосознания (В. С. Мухина, К. А. Хвостов18), «Методика измерения религиозной активности» (МИРА) (О. Д. Смирнов19) и некоторые другие.
Последние несколько лет делаются попытки перевести и адаптировать к российским социокультурным условиям такие методы, как шкала религиозного
12 Фолиева Т. А., Малевич Т. В. Психология религии в XX веке: основные вехи развития // Государство, религия, Церковь в России и за рубежом. 2016. Т. 34. № 4. С. 83.
13 См.: Оллпорт Г. В. Личность в психологии. СПб., 1998.
14 См.: Груздев Н. В., Спивак Д. Л. Религиозно-психологические ориентации современных россиян и американцев: новые данные // РипЛа. 2004. Т. 4. № 3-4. С. 274-284; Чумакова Д. М. Психология религиозности личности. Курган, 2015.
15 См.: Чумакова Д. М. Взаимосвязь религиозности и социального взаимодействия в семье: Дис. ... канд. психол. наук. Курган, 2014.
16 См.: Мягков И. Ф., Щербатых Ю. В., Кравцова М. С. Психологический анализ уровня индивидуальной религиозности // Психологический журнал. 1996. Т. 17. № 6. С. 119-122.
17 См.: Грошева Л. Н., Тобалов Ю. П. Трудные жизненные ситуации и социальные страхи у верующих и атеистов. М., 2004.
18 См.: Двойнин А. М. Психология верующего: ценностно-смысловые ориентации и религиозная вера личности. СПб., 2011.
19 См.: Смирнов Д. О. Религиозная активность в структуре интегральной индивидуальности: Дис. ... канд. психол. наук. Пермь, 2001.
акцентирования, разработанная Р. А. Альтемейером20, шкала религиозного решения проблем К. Паргамента21, шкала «Бог как каузальный агент» Р. Рицемы и К. Янг22, экспериментальная методика исследования феномена теологической некорректности Дж. Барретта и Ф. Кейла23 и др. Также исследователи обсуждают различные аспекты методологии исследования в области психологии религии (Т. В. Малевич24, Е. Н. Медведева25, М. В. Чумаков26, Д. М. Чумакова27 и др.)
В образовательном плане с психологией религии в 2000-2010-е гг. в России тоже произошли изменения. Учебная дисциплина «Психология религии» появилась в Федеральном государственном образовательном стандарте высшего профессионального образования (ФГОС ВПО) по религиоведению «второго», а затем и «третьего» поколений и стала преподаваться в университетах, в которых открылась религиоведческая специализация. Полный перечень высших образовательных учреждений России, в которых читалась и читается психология религии, установить затруднительно. По подсчету П. Н. Костылева, на 2010 г. таких вузов было 1928.
Важно уточнить, что в данных вузах курс психологии религии читался/ читается студентам-религиоведам. С преподаванием данного курса студентам-психологам сложилась куда менее радужная ситуация. Ни в один ФГОС ВПО по психологии дисциплина «Психология религии» не входила и не входит до сих пор. Поэтому необходимость ее преподавания и вхождения в образовательную программу (чаще всего на правах элективного курса) определяется вузом.
Известно, что курс «Психология религии» спорадически преподавался на факультете педагогики и психологии Московского педагогического государ-
20 Фолиева Т. А. Адаптация методики «Religious Emphasis Scale» / Шкала Религиозного Акцентирования // Вестник Костромского государственного университета им. Н. А. Некрасова. Серия: Педагогика. Психология. Социальная работа. Ювенология. Социокинетика. 2015. № 4. С. 101-104.
21 Медведева Е. Н. Адаптация методики «Шкала религиозного решения проблем». URL: https://medconfer.com/node/8520 (дата обращения: 24. 04. 2018).
22 Малевич Т. В., Колкунова К. А., Кожевников Д. Д. «Бог как каузальный агент»: религиозная атрибуция в православном контексте // Культурно-историческая психология. 2016. Т. 13. № 3. С. 60-70.
23 Малевич Т. В., Колкунова К. А., Кожевников Д. Д. Православные репрезентации Бога и имплицитное антропоморфное мышление // Вестник ПСТГУ. Сер. I: Богословие. Философия. Религиоведение. 2017. Вып. 74. С. 67-90.
24 Малевич Т. В. Эмпирические методы исследования религиозного опыта в психологии религии: история и современные тенденции (вторая половина XX — начало XXI в.) // Вестник Волгоградского государственного университета. Сер. 7: Философия. 2015. № 1 (27). С. 83-95.
25 Медведева Е. Н. Проблема методологии исследования в отечественной психологии религии // Известия Саратовского университета. Новая серия. Серия: Философия. Психология. Педагогика. 2014. Т. 14. № 4-1. С. 78-83.
26 Чумаков М. В. Интервью как метод диагностики религиозности личности // Современная психодиагностика в изменяющейся России: Сб. тезисов Всероссийской научной конференции, 9-10 сентября 2007 г., г. Челябинск / Н. А. Батурин, ред. Челябинск, 2008. С. 105-106.
27 Чумакова Д. М. Психология религиозности личности. Курган, 2015.
28 Костылев П. Н. Психология религии в российской системе высшего профессионального образования. URL: http://hentiamenti.livejournal.com/409331.html (дата обращения: 24.04.2018)
ственного университета в начале 2010-х, сейчас преподается психологам в Волгоградском государственном университете, а также читается на факультете психологии Санкт-Петербургского государственного университета, на богословском факультете Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета, в Курганском государственном университете, эпизодически — в Московском городском педагогическом университете. Получается, что психология религии в психологических институциях находится в статусе «мерцающей» учебной дисциплины. Прав П. Н. Костылев, когда утверждает, что «в формальном отношении в России практически психология религии никак не связана с психологией, но только с религиоведением»29.
Что касается учебной литературы по психологии религии, то в 2000-2010-е гг. разработаны новые учебные программы и опубликован ряд учебных изданий по курсу. Также обзор данной области знаний приводится в качестве отдельного раздела в новых учебниках по религиоведению и социальной психологии30.
Однако в основном учебные издания (пособия, конспекты лекций) по психологии религии в плане содержания либо пересказывают старые идеи психологов-классиков относительно религии — В. Вундта, У. Джеймса, З. Фрейда, К.-Г. Юнга, Э. Фромма и др. (Е. И. Аринин с соавт.31, Л. С. Астахова с соавт.32), либо дублируют с некоторыми психологическими комментариями историю, социологию или феноменологию религии (И. Б. Ардашкин33, А. Г. Сафро-нов34, С. А. Вихорев35). В качестве исключения можно назвать учебное пособие Е. Т. Смирновой (Дубовой)36, в котором наряду с академической проблематикой присутствует христианско-психологическая, а также пособие Л. И. Плотниковой37, освещающее некоторые важные темы психологии религии и более соответствующее запросам времени. В целом можно констатировать, что в настоящее время пока еще не сложилась более или менее инвариантная структура отечественных учебных пособий по психологии религии, которая отражала бы мировые разработки в данной области. К сожалению, такие фундаментальные труды зарубежных ученых, как «Психология религии: классическая и современная» Д. М. Вульфа38, «Психология религии: эмпирический подход» Р. У. Худа,
29 Костылев. Указ. соч.
30 См., например: Гуревич П. С. Религиоведение: учебник для бакалавров. М., 20163; Крысь-ко В. Г. Социальная психология: учебник для бакалавров. М., 20164; Ольшанский Д.В. Психология масс. СПб., 2002 и др.
31 Аринин Е. И., Нефедова И. Д. Психология религии: учеб. пособие для студентов специальности «Религиоведение»: В 2 ч. Владимир, 2005. Ч. 1.
32Астахова Л. С., Политова С. П. Психология религии (Ч. 1: возникновение и становление): Конспект лекций. Казань, 2014.
33Ардашкин И. Б. Психология религий: Учеб. пособие. Томск, 2009.
34 Сафронов А. Г. Психология религии: Монография. К., 2002. Жанр книги Сафронова обозначен как «монография», но по факту, данная книга выстроена как учебное пособие.
35 Вихорев С. А. История, теория и психология религии: Учеб.-метод. пособие. Новосибирск, 2010.
36 Смирнова (Дубова) Е. Т. Введение в религиозную психологию: Учеб. пособие. Самара,
2003.
37 Плотникова Л. И. Психология религии: учеб. пособие: В 2 ч. Чита, 2009. Ч. 2.
38 WulffD. M. Psychology of Religion: Classic & Contemporary. N. Y., 19972.
П. К. Хилла, Б. Спилки39, «Руководство по психологии религии и духовности» под редакцией Р. Ф. Палутцена и К. Л. Парк40 и др., не могут в полной мере служить подспорьем на занятиях по психологии религии, так как до сих пор на русском языке отсутствуют и вряд ли в ближайшем будущем будут переведены41.
В этих условиях определенным событием можно считать выход в свет в 2017 г. уникального на настоящий момент издания — хрестоматии «Современная западная психология религии»42. В ней собраны специально переведенные многие неизвестные российскому научному сообществу значимые в мировой психологии религии работы зарубежных авторов. До появления этой хрестоматии вышли в свет всего две работы данного жанра — «История психологии религии» М. В. Чумакова43 и «Психология религиозности и мистицизма» под редакцией К. В. Сельченок44. Обе они воспроизводили хоть и отличающиеся друг от друга, но все же старые психологические и философские тексты первой половины XX в. — Ж. М. Шарко, Т. Флурнуа, П. Жанэ, Б. Рассела и др.
Говоря о развитии психологии религии в России в 2000-2010-е гг., необходимо отметить обозначившуюся тенденцию последних нескольких лет — начавшийся процесс самоидентификации российского сообщества психологов религии. Запуску данного процесса поспособствовали, как нам представляется, несколько ключевых научных мероприятий.
20 октября 2015 г. в г. Санкт-Петербург с целью первичной самоидентификации российского академического сообщества психологов религии и обсуждения насущных проблем данного научного направления был организован круглый стол «Психология религии: междисциплинарный подход», который состоялся на факультете психологии Санкт-Петербургского государственного университета в рамках традиционной конференции «Ананьевские чтения — 2015: Фундаментальные проблемы психологии» (организатор — В. Ф. Федоров)45. На круглый стол были приглашены психологи религии и христианские психологии из различных регионов страны.
39 Hood R. W., Jr., Hill P. C., Spilka B. The Psychology of Religion: An Empirical Approach. N. Y.,
20 0 92.
40 Handbook of the Psychology of Religion and Spirituality / R. F. Paloutzian, C. L. Park, eds. N. Y., 20 054.
41 Следует упомянуть несколько переводных и весьма полезных для российских исследователей работ: Азербайджани М., Мусави-Асл С. М. Введение в психологию религии. М., 2012; Альпер М. Бог и мозг: Научное объяснение Бога, религиозности и духовности / У. Сапцина, пер. М., 2014; Буайе П. Объясняя религию: природа религиозного мышления. М., 2017; Ньюберг Э., Д'Аквили Ю., Рауз В. Тайна Бога и наука о мозге. Нейробиология веры и религиозного опыта. М., 2013; Ньюберг Э., Уолдман М. Р. Как Бог влияет на ваш мозг: Революционные открытия в нейробиологии / У. Сапцина, пер. М., 2012; Спилка Б., Лэдд К. Л. Психология молитвы: научный подход. Харьков, 2015.
42 Современная западная психология религии: Хрестоматия / Т. В. Малевич, К. М. Антонова, К. А. Колкунова, ред., сост. М., 2017.
43 Чумаков М. В. История психологии религии: Тексты. Курган, 2001.
44 Психология религиозности и мистицизма: Хрестоматия / К. В. Сельченок, ред. Минск; М., 2001.
45 Информация о содержании обсуждений на круглом столе изложена в: Павлова О. С. Психология религии в исламской парадигме: состояние и перспективы развития // Ислам в современном мире. 2015. Т. 11. № 4. С. 207—222.
20-21 ноября 2015 г. в Москве прошла первая специальная научно-практическая конференция «Психология религии: от истории — к теории и практике» на базе Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета, на которой обсуждалось состояние российской психологии религии, ее проблемы и стоящие перед ней задачи. Также на конференции было принято коллективное решение о создании профессиональной организации, которая бы объединила исследователей, занимающихся изучением различных аспектов религии, — Русского религиоведческого общества.
Другими знаковыми событиями последних лет, которые способствовали самоидентификации отечественного сообщества психологов религии, обсуждению перспектив развития области и направлений исследований стали секция «Философское осмысление психологических исследований религиозного опыта» (организаторы — К. М. Антонов и А. М. Двойнин) на III Всероссийском конгрессе исследователей религии, прошедшем на базе Владимирского государственного университета религии (7-9 октября 2016 г., г. Владимир)46; II научно-практическая конференция «Психология религии: исторические, теоретические, эмпирические исследования», состоявшаяся на базе Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета (2-3 декабря 2016 г., г. Москва).
Наверное, главным итогом данных мероприятий можно считать начало первичной «сборки» российских исследователей психологии религии в единое сообщество и достигнутое согласие относительно понимания фундаментальных проблем российской психологии религии и стоящих перед ней задач.
С институциональной же точки зрения психология религии за прошедшие годы так и не оформилась. Исключение составляет организованный в 2014 г. на базе Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета «Центр психологии религии», который ведет активную деятельность: проводит семинары, научные исследования, организует конференции, выпускает научные труды. В 2016 г. с целью объединения религиоведов и специалистов из смежных областей было создано и официально зарегистрировано Русское религиоведческое общество (РРО)47, куда вступил ряд психологов религии.
Обобщая обзор развития психологии религии в постсоветской России с 2000 гг. по настоящее время, можно сказать, что данное научное направление в нашей стране переживает отчетливый, хотя и достаточно умеренный рост. Вместе с тем психология религии до сих пор остается в тени, с одной стороны, институционализированной христианской психологии, а с другой — ряда религиоведческих дисциплин (истории религии, социологии религии и др.). Несмотря на общую положительную тенденцию развития психологии религии в России, обнаруживается социальная невостребованность данной междисциплинарной области знаний. Заказ к ней со стороны общества так и не сформулирован, притом что очевидно растущее на протяжении последних лет влияние Церкви на
46 Публикации участников секции представлены в: Академическое исследование и концептуализация религии в XXI веке: традиции и новые вызовы: Сборник материалов Третьего конгресса российских исследователей религии (7-9.10.2016, Владимир, ВлГУ): В 6 т. Владимир, 2016. Т. 3.
47 Официальный сайт Русского религиоведческого общества: http://rro.org.ru/
жизнь социума и обострение проблемы религиозного экстремизма и терроризма, казалось бы, должны способствовать привлечению специалистов по психологии религии для решения социальных задач. Но надо признать, что и сами психологи религии пока не выработали убедительных аргументов, для чего они нужны обществу, и не пытаются занять определенную социальную нишу.
С учетом определенного интерферирующего влияния христианской психологии на академическую психологию религии в постсоветский период для самоопределения последней необходимым представляется последовательное различение разнонаправленных проектов: проекта построения психологии на мировоззренческих основаниях (например, христианская, атеистическая, мусульманская и др. психология) и проекта мировоззренчески нейтрального академического психологического исследования религиозной жизни человека.
Дальнейшая консолидация исследователей религиозной психики будет способствовать пониманию ими собственного места в академическом сообществе современной России и в обществе в целом. Крайне важно преодолеть возможный дисциплинарный разрыв в религиоведческом и психологическом подходах к проектированию психологии религии. Профессиональное мышление и научный дискурс религиоведов и психологов различаются, поэтому важно поддерживать начинающийся конструктивный диалог между представителями данных дисциплин. Форматом такой коммуникации может служить действенная профессиональная ассоциация исследователей религии.
Психологии религии, как и в целом отечественному религиоведению, следует самой создавать общественный запрос на себя, что предполагает осмысленную, а не декларативную ориентацию на решение социальных проблем современной России в области религиозной жизни. Кроме этого, психология религии остро нуждается в формулировке внятных исследовательских программ. При этом, создавая эти программы, важно удержаться как от попыток охвата всей предметной области и перехода в бесплодное теоретизирование, так и от чистого эмпиризма. В эмпирических исследованиях необходимо обращение ко всему многообразию религиозной жизни нашей страны, в построении теории — отказ от априоризма в выдвижении базовых постулатов.
Следует также произвести инвентаризацию продуктивных идей отечественной психологии и религиоведения прошлого и настоящего, а также освоить концептуальные наработки, которые могут быть приложимы к современным исследованиям феноменов религиозной психики.
Мы убеждены, что соблюдение этих условий позволит нам преодолеть нынешний изоляционизм, фактически местный характер отечественной психологии религии и интегрироваться в зарубежный научный дискурс, в котором, как мы надеемся, скоро отчетливо зазвучит голос российской науки.
Ключевые слова: психология религии, христианская психология, история психологии, религиоведение, постсоветская Россия, направления исследований, научное сообщество.
Список литературы
Азербайджана М., Мусави-Асл С. М. Введение в психологию религии. М., 2012.
Академическое исследование и концептуализация религии в XXI веке: традиции и новые вызовы: Сборник материалов Третьего конгресса российских исследователей религии (7-9.10.2016, Владимир, ВлГУ): В 6 т. Владимир, 2016. Т. 3.
Альпер М. Бог и мозг: Научное объяснение Бога, религиозности и духовности / У. Сапци-на, пер. М., 2014.
Антонов К. М., Горевой Д. С., Дамте Д. С. и др. Отечественная и зарубежная психология: параллели и пересечения в прошлом и настоящем: коллективная монография / К. М. Антонов, сост., А. В. Андреев, Е. В. Логинов, ред. М., 2017.
Ардашкин И. Б. Психология религий: учебное пособие. Томск, 2009.
Аринин Е. И., Нефедова И. Д. Психология религии: учеб. пособие для студентов специальности «Религиоведение»: В 2 ч. Владимир, 2005. Ч. 1.
Астахова Л. С., Политова С. П. Психология религии (Часть 1: возникновение и становление): конспект лекций. Казань, 2014.
Белик А. А. Культура и личность: Психологическая антропология. Этнопсихология. Психология религии: Учеб. пособие. М., 2001.
Борисова О. А., Копейко Г. И., Малевич Т. В. Нейробиологический подход к изучению религиозно-мистических переживаний // Психиатрия. 2015. № 1 (65). С. 39-43.
Буайе П. Объясняя религию: природа религиозного мышления. М., 2017.
Василюк Ф. Е. Молитва и переживание (опыт общепсихологического исследования). М., 2005.
Василюк Ф. Е. Предпосылки периодизации новейшей истории христианской психологии // Христианская психология в контексте научного мировоззрения: коллективная монография / Б. С. Братусь, ред. М., 2017. С. 50-69.
Вихорев С. А. История, теория и психология религии: Учеб.-метод. пособие. Новосибирск, 2010.
Грановская Р. М. Психология веры. СПб., 2004; СПб., 20102.
Грошева Л. Н., Тобалов Ю. П. Трудные жизненные ситуации и социальные страхи у верующих и атеистов. М., 2004.
Груздев Н. В., Спивак Д. Л. Религиозно-психологические ориентации современных россиян и американцев: новые данные // Puncta. 2004. Т. 4. № 3-4. С. 274-284.
Гуревич П. С. Религиоведение: учебник для бакалавров. М., 20163.
Двойнин А. М. Психология верующего: ценностно-смысловые ориентации и религиозная вера личности. СПб., 2011.
Костылев П. Н. Психология религии в российской системе высшего профессионального образования. URL: http://hentiamenti.livejournal.com/409331.html (дата обращения: 24.04.2018).
Крысько В. Г. Социальная психология: учебник для бакалавров. М., 20164.
Малевич Т. В. Нейротеология: теории религии и наука о мозге // Религиоведческие исследования. 2012. № 7-8. С. 62-83.
Малевич Т. В. Эволюционное значение религии: между адаптацией и побочным продуктом // Вестник ПСТГУ. Сер. I: Богословие. Философия. Религиоведение. 2016. Вып. 4 (66). С. 84-104.
Малевич Т. В. Эмпирические методы исследования религиозного опыта в психологии религии: история и современные тенденции (вторая половина XX — начало XXI в.) // Вестник Волгоградского государственного университета. Сер. 7: Философия. 2015. № 1 (27). С. 83-95.
Малевич Т. В., Кожевников Д. Д. Дискуссии о «врожденной» религиозности в когнитивном религиоведении // Государство, религия, Церковь в России и за рубежом. 2016. Т. 34. № 2. С. 373-398.
Малевич Т. В., Колкунова К. А., Кожевников Д. Д. «Бог как каузальный агент»: религиозная атрибуция в православном контексте // Культурно-историческая психология. 2016. Т. 13. № 3. С. 60-70.
Малевич Т. В., Колкунова К. А., Кожевников Д. Д. Православные репрезентации Бога и имплицитное антропоморфное мышление // Вестник ПСТГУ. Сер. I: Богословие. Философия. Религиоведение. 2017. Вып. 74. С. 67-90.
Медведева Е. Н. Адаптация методики «Шкала религиозного решения проблем». URL: https://medconfer.com/node/8520 (дата обращения: 24. 04. 2018).
Медведева Е. Н. Проблема методологии исследования в отечественной психологии религии // Известия Саратовского университета. Новая серия. Сер.: Философия. Психология. Педагогика. 2014. Т. 14. № 4-1. С. 78-83.
Михельсон О. К. Подходы к изучению религии в современной эволюционной психологии // Государство, религия, Церковь в России и за рубежом. 2013. Т. 31. № 3. С. 63-76.
Мягков И. Ф., Щербатых Ю. В., Кравцова М. С. Психологический анализ уровня индивидуальной религиозности // Психологический журнал. 1996. Т. 17. № 6. С. 119-122.
Ньюберг Э., Д'Аквили Ю., Рауз В. Тайна Бога и наука о мозге. Нейробиология веры и религиозного опыта. М., 2013.
Ньюберг Э., Уолдман М. Р. Как Бог влияет на ваш мозг: Революционные открытия в ней-робиологии / У. Сапцина, пер. М., 2012.
Оллпорт Г. В. Личность в психологии. СПб., 1998.
Ольшанский Д.В. Психология масс. СПб., 2002.
Павлова О. С. Психология религии в исламской парадигме: состояние и перспективы развития // Ислам в современном мире. 2015. Т. 11. № 4. С. 207-222.
Плотникова Л. И. Психология религии: учеб. пособие: В 2 ч. Чита, 2009. Ч. 2.
Психология религии: между теорией и эмпирией: Сб. научных статей / К. М. Антонов, Т. В. Малевич, Т. А. Фолиева, ред. М., 2015.
Психология религиозности и мистицизма: хрестоматия / К. В. Сельченок, ред. Минск; М., 2001.
Сафронов А. Г. Психология религии: монография. К., 2002.
Смирнов Д. О. Религиозная активность в структуре интегральной индивидуальности: Дис. ... канд. психол. наук. Пермь, 2001.
Смирнова (Дубова) Е. Т. Введение в религиозную психологию: учеб. пособие. Самара, 2003.
Современная западная психология религии: Хрестоматия / Т. В. Малевич, К. М. Антонова, К. А. Колкунова, ред., сост. М., 2017.
Спилка Б., Лэдд К. Л. Психология молитвы: научный подход. Харьков, 2015.
Фолиева Т. А. Адаптация методики «Religious Emphasis Scale» / Шкала Религиозного Акцентирования // Вестник Костромского государственного университета им. Н. А. Некрасова. Сер.: Педагогика. Психология. Социальная работа. Ювенология. Социоки-нетика. 2015. № 4. С. 101-104.
Фолиева Т. А., Малевич Т. В. Психология религии в XX веке: основные вехи развития // Государство, религия, Церковь в России и за рубежом. 2016. Т. 34. № 4. С. 83.
Чумаков М. В. Интервью как метод диагностики религиозности личности // Современная психодиагностика в изменяющейся России: Сб. тезисов Всероссийской научной конференции, 9-10 сентября 2007 г., г. Челябинск / Н. А. Батурин, ред. Челябинск, 2008. С. 105-106.
Чумаков М. В. История психологии религии: Тексты. Курган, 2001.
Чумакова Д. М. Взаимосвязь религиозности и социального взаимодействия в семье: Дис.
... канд. психол. наук. Курган, 2014. Чумакова Д. М. Психология религиозности личности. Курган, 2015. Шахнович М. М. Когнитивная наука и исследования религии // Государство, религия,
Церковь в России и за рубежом. 2013. Т. 31. № 3. С. 32—62. Handbook of the Psychology of Religion and Spirituality / R. F. Paloutzian, C. L. Park, eds. N. Y., 20 0 54.
Hood R. W., Jr., Hill P. C, Spilka B. The Psychology of Religion: An Empirical Approach. N. Y., 20092.
WulffD. M. Psychology of Religion: Classic & Contemporary. N. Y., 19972.
Vestnik Pravoslavnogo Sviato-Tikhonovskogo gumanitarnogo universiteta. Seriia I: Bogoslovie. Filosofiia. Religiovedenie.
2018. Vol. 77. P. 118-135
Dvoinin Alexei, Candidate of Sciences in Psychology, Associate Professor, Institute of Pedagogy and Psychology of Education, Moscow City University, 4, 2nd Selskokhoziastvennyi Proezd, Moscow 129226, Russian Federation [email protected]
ORCID: 0000-0003-0530-740X
Psychology of Religion in Post-Soviet Russia (From the 2000s to the Present)
A. Dvoinin
Abstract: This article gives an overview of the development of psychology of religion in post-Soviet Russia from the 2000s to the present. The author evaluates this period as a stage of reviving of research in the field in question. This trend is supposed to be associated with the influence of the personal factor and the objectively existing white spot in this field rather than with a social request or the improvement in the financial situation of Russian science compared with the 1990s. There is positive dynamics in the nuber of defended academic theses in the field of psychology of religion. The number of publications has also been increasing. The article outlines key thematic areas of research on psychology of religion, discusses the problem of developing methodological instruments, analyses the educational literature published in 2000-2010 as well as significant scientific events. The author of the article states that psychology of religion in Russia is currently going through the phase when the scientific community of psychologists and researchers of religion begins to identify itself and to consolidate its research efforts. However, despite the clear though moderate growth, psychology of religion still remains in the shadow of institutionalised Christian psychology on the one hand and a range of other religious disciplines on the other hand.
Keywords: psychology of religion, Christian psychology, history of psychology, religious studies, post-Soviet Russia, research areas, scientific community.
References
Akademicheskoe issledovanie i kontseptualizatsiia religii v 21 veke: traditsii i novye vyzovy. Sbornik materialov Tret'ego kongressa rossiiskikh issledovatelei religii [Academic Study and Conceptualisation of Religion in 21st century: Traditions and New Challenges. Collection of Papers from 3rd Congress of Russian Researchers of Religion]. Vladimir, 2016, vol. 1 (in Russian).
Alper M. (1998) The «God» Part of the Brain: A Scientific Interpretation of Human Spirituality and God (Russian Translation).
Allport G. V. (1998) The Person in Psychology (Russian Translation).
Antonov K. M., Malevich T. V., Folieva T.A. (eds.) (2015) Psihologija religii: mezhdu teoriej i jem-piriej [Psychology of Religion: Between Theory and Empirical Knowledge]. Moscow (in Russian).
Antonov K. M., Gorevoj D. S. et al. (eds.) (2017) Otechestvennaja i zarubezhnaja psihologija: paralleli iperesechenja vproshlom i nastojashhem [Russian and Foreign Psychology: Parallels and Overlappings in the Past and in the Present]. Moscow (in Russian).
Ardashkin I. B. (2009) Psikhologiia religii: uchebnoeposobie [Psychology of Religion: Textbook]. Tomsk (in Russian).
Arinin E. I., Nefedova I. D. (2005) Psikhologiia religii: uchebnoe posobie dlia studentov spetsial'nosti "Religiovedenie" [Psychology of Religion: Textbook for Students of Religious Studies]. Vladimir (in Russian).
Astakhova L. S., Politova S. P. Psikhologiia religii (Chast' 1: Vozniknovenie i stanovlenie): konspekt lektsii, available at: http://dspace.kpfu.ru/xmlui/bitstream/handle/net/21837/16_106_kl-000752.pdf (24.04.2018).
Azerbaidzhani M., Musavi-Asl S. M. (2012) Vvedenie v psikhologiiu religii [Introduction to Psychology of Religion]. Moscow (in Russian).
Belik A. A. (2011) Kul'tura i lichnost': Psikhologicheskaia antropologiia. Etnopsikhologiia. Psikhologiia religii [Culture and Personality: Psychological Anthropology. Ethnopsychology. Psychology of Religion]. Moscow (in Russian).
Borisova O. A., Kopeiko G. I., Malevich T. V. (2015) "Neirobiologicheskii podkhod k izucheniiu religiozno-misticheskikh perezhivanii" ["Neurobiological Approach to the Study of Religious nad Mystic Experiences"]. Psikhiatriia, 2015, vol. 65, pp. 39—43 (in Russian).
Boyer P. (2017) Ob»iasniaia religiiu:priroda religioznogo myshleniia [Explaining Religion: Nature of Religious Thought]. Moscow (Russian Translation).
Chumakov M. V. (2008) "Interv'ju kak metod diagnostiki religioznosti lichnosti" ["Interview as Method of Diagnosing Religiosity of Person"], in Baturin N. A. (ed.) Sovremennaja psihodiagnostika v izmenjajushhejsja Rossii [Contemporary Psychodiagnostics in Changing Russia]. Chelyabinsk, pp. 105-106 (in Russian).
Chumakov M. V. (2001) Istorija psihologii religii: Teksty [History of Psychology of Religion: Texts]. Kurgan (in Russian).
Chumakova D. M. (2015) Psihologija religioznosti lichnosti [Psychology of Personal Religiosity]. Kurgan (in Russian).
Dvoinin A. M. (2011) Psihologja verujushhego: cennostno-smyslovye orientacii i religioznaja vera lichnosti [Believer's Psychology: Values and Religious Faith of Personality]. St Petersburg (in Russian).
Folieva T. A., Malevich T. V. (2016) "Psihologij a religii v 20 veke: osnovnye vehi razvitij a" ["Psychology of Religion in 20th Century: Main Milestones"]. Gosudarstvo, religja, Cerkov' v Rossii i za rubezhom, vol. 34, pp. 68-91 (in Russian).
Folieva T. A. (2015) "Adaptatsij a metodiki "Religious Emphasis Scale" / Shkala Religioznogo Akcentirovanija" ["Adapting the Technique "Religious Emphasis Scale"]. Vestnik Kostromskogo
gosudarstvennogo universiteta. Seriia: Pedagogika. Psihologiia. Social'naia rabota. Juvenologiia. Sociokinetika, 2015, vol. 4, pp. 101—104 (in Russian).
Granovskaia R. M. (2004; 2nd revised edition 2010) Psikhologiia very [Psychology of Faith]. St. Petersburg (in Russian).
Grosheva L. N., Tobalov Iu. P. (2004) Trudnye zhiznennye situatsii i sotsial'nye strakhi u veruiushchikh iateistov [Difficult Situations in Life and Social Fears of Believers and Atheists]. Moscow (in Russian).
Gruzdev N. V., Spivak D. L. (2004) "Religiozno-psikhologicheskie orientatsii sovremennykh rossiian i amerikantsev: novye dannye" ["Religious and Psychological Orientations of Contemporary Russians and Americans: New Data"]. Tochki/Puncta, 2004, vol. 4, pp. 274— 284 (in Russian).
Gurevich P. S. (2016) Religiovedenie [Religious Studies]. Moscow (in Russian).
Hood R. W. Jr., Hill P. C., Spilka B. (2009) The Psychology of Religion: An Empirical Approach. New York.
Kostylev P. N. Psihologija religii v rossijskoj sisteme vysshego professional'nogo obrazovanija, available at: http://hentiamenti.livejournal.com/409331.html (24.04.2018).
Krys'ko V. G. (2016) Social'najapsihologija [Social Psychology]. Moscow (in Russian).
Malevich T. V., Kolkunova K. A., Kozhevnikov D. D. (2017) "Pravoslavnye reprezentacii Boga i implicitnoe antropomorfnoe myshlenie" ["Orthodox Representations of God and Implicit Antropomorphic Thinking"]. VestnikPravoslavnogo Sviato-Tikhonovskogogumanitarnogo universiteta. Seriia I: Bogoslovie. Filosofiia. Religiovedenie, 2017, vol. 74, pp. 67—90 (in Russian).
Malevich T. V., Kolkunova K. A., Kozhevnikov D. D. (2016) "Bog kak kauzal'nyj agent": religioznaia atributsija v pravoslavnom kontekste. Kul'turno-istoricheskaja psihologija" ["God as Causal Agent: Religious Attribution in Orthodox Context"]. Kul'turno-istoricheskaia psikhologiia, 2016, vol. 13, pp. 60—70 (in Russian).
Malevich T. V., Kozhevnikov D. D. (2016) "Diskussii o "vrozhdennoj" religioznosti v kognitivnom religiovedenii" ["Discussions about "Innate" Religiosity in Cognitive Religious Studies"]. Gosudarstvo, religja, Cerkov' v Rossii i za rubezhom, 2016, vol. 34, pp. 373—398 (in Russian).
Malevich T. V. (2016) "Evoljucionnoe znachenie religii: mezhdu adaptatsiej i pobochnym produktom" ["Meaning of Religion in Evolution: Between Adaptation and Side Product"]. Vestnik PSTGU. Seriia I: Bogoslovie. Filosofiia. Religiovedenie, 2016, vol. 66, pp. 84—104 (in Russian).
Malevich T. V. (2015) "Empiricheskie metody issledovanija religioznogo opyta v psihologii religii: istorija i sovremennye tendencii (vtoraja polovina 20 — nachalo 21 v.)" ["Empirical Methods in the Study of Religious Exprience in Psychology of Religion: History and Contemporary Trends (Second Half of 20th — Early 21st Centuries"]. Vestnik Volgogradskogogosudarstvennogo universiteta. Serija 7: Filosofija, 2015, vol. 27, pp. 83—95 (in Russian).
Malevich T. V. (2012) "Nejroteologija: teorii religii i nauka o mozge" ["Neurotechnology: Theories of Religion and Science of Brain"]. Religiovedcheskie issledovanija, 2012, vol. 7—8, pp. 62-83 (in Russian).
Malevich T. V., Antonov K. M., Kolkunova K. A. (eds.) ( 2017) Sovremennaja zapadnaja psihologija religii: Hrestomatija [Contemporary Western Psychology of Religion: Anthology]. Moscow (in Russian).
Medvedeva E. N. Adaptacija metodiki "Shkala religioznogo reshenijaproblem", available at: https:// medconfer.com/node/8520 (24.04.2018).
Medvedeva E. N. (2014) "Problema metodologii issledovanja v otechestvennoj psihologii religii" ["Problem of Methodology of Study in Russian Psychology of Religion"]. Izvestija Saratovskogo universiteta. Novaja serija. Serija: Filosofija. Psihologija. Pedagogika, 2014, vol. 14, pp. 78-83 (in Russian).
Mikhelson O. K. (2013) "Podhody k izucheniju religii v sovremennoi evoljucionnoj psikhologii" ["Approaches to the Study of Religion in Contemporary Evolutionary Psychology"]. Gosudarstvo, religija, Cerkov' v Rossii iza rubezhom, 2013, vol. 31, pp. 63—76 (in Russian).
Myagkov I. F., Shcherbatykh Yu. V., Kravtsova M. S. (1996) "Psihologicheskij analiz urovnja individual'noj religioznosti" ["Psychological Analysis of the Level of Individual Religiosity"]. Psihologicheskii zhurnal, 1996, vol. 17, pp. 119—122 (in Russian).
Newberg A., d'Aquili E., Rause V. (2013) Tajna Boga i nauka o mozge. Nejrobiologija very i religioznogo opyta [Mystery of God and Science of Brain. Neurobiology of Faith and Religious Experience]. Moscow (in Russian).
Newberg A., Waldman M. R. (2012) How God Changes Your Brain (Russian Translation).
Olshanskiy D. V. (2002) Psihologija mass [Psychology of Masses]. St Petersburg (in Russian).
Paloutzian R. F., Park C. L. (eds.) (2005) Handbook of the Psychology of Religion and Spirituality. New York.
Pavlova O. S. (2015) "Psihologija religii v islamskoj paradigme: sostojanie i perspektivy razvitija" ["Psychology of Religion an Islamic Paradigm: Current State and Prospects of Development"]. Islam v sovremennom mire, 2015, vol. 11, pp. 207—222 (in Russian).
Plotnikova L. I. (2009) Psihologija religii [Psychology of Religion]. Chita (in Russian).
Selchenok K. V. (ed.) (2001) Psihologija religioznosti i misticizma: hrestomatija [Psychology of Religiosity and Mysticism: Anthology]. Minsk, Moscow (in Russian).
Safronov A. G. (2002) Psihologija religii [Psychology of Religion]. Kiev (in Russian).
Shakhnovich M. M. (2013) "Kognitivnaja nauka i issledovanij a religii" ["Cognitive Science and Studies of Religion"]. Gosudarstvo, religija, Cerkov' v Rossii i za rubezhom, 2013, vol. 31, pp. 32-62 (in Russian).
Smirnova (Dubova) E. T. (2003) Vvedenie v religioznuju psihologiju [Introduction to Religious Psychology]. Samara (in Russian).
Spilka B., Ljedd K. L. (2015) Psihologija molitvy: nauchnyj podhod [Psychology of Religion: Scientific Approach]. Kharkiv (in Russian).
Vasiliuk F. E. (2017) "Predposylki periodizatsii noveishei istorii khristianskoi psikhologii" ["Prerequisites of Periodisation of Contemporary History of Christain Psychology"], in Bratus' B. (ed.) Khristianskaia psikhologiia v kontekste nauchnogo mirovozzreniia [Christian Psychology in Context of Scientific Worldview], Moscow, pp. 50-69 (in Russian).
Vasiliuk F. E. (2005) Molitva iperezhivanie (opyt obshchepsikhologicheskogo issledovaniia) [Prayer and Experience (Attempt at General Psychological Study]. Moscow (in Russian).
Vikhorev S. A. (2010) Istoriia, teoriia i psikhologiia religii [History, Theory and Psychology of Religion]. Novosibirsk (in Russian).
Wulff D. M. (1997) Psychology of Religion: Classic & Contemporary. New York.