Научная статья на тему 'Вера как психологическая основа религиозности современной православной молодежи'

Вера как психологическая основа религиозности современной православной молодежи Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
268
75
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ВЕРА / РЕЛИГИОЗНОСТЬ / ПРАВОСЛАВНАЯ МОЛОДЕЖЬ / FAITH / RELIGIOUSNESS / ORTHODOX YOUNG ADULTS

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Двойнин А. М., Данилова Г. И.

В статье дается психологическая характеристика феномену веры, который рассматривается как основа для формирования религиозности личности. Приводятся результаты эмпирического исследования религиозности современных православных юношей и девушек.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Вера как психологическая основа религиозности современной православной молодежи»

Двойнин А.М.1, Данилова Г.И.2 ©

'Кандидат психологических наук, доцент, кафедра психологии образования, Московский городской педагогический университет; 2магистр психологии, педагог-психолог, Детский сад

№2079 г. Москвы

ВЕРА КАК ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ОСНОВА РЕЛИГИОЗНОСТИ СОВРЕМЕННОЙ

ПРАВОСЛАВНОЙ МОЛОДЕЖИ*

Аннотация

В статье дается психологическая характеристика феномену веры, который рассматривается как основа для формирования религиозности личности. Приводятся результаты эмпирического исследования религиозности современных православных юношей и девушек.

Ключевые слова: вера, религиозность, православная молодежь Keywords: faith, religiousness, Orthodox young adults

Введение: вера как феномен психики

Роль религиозного фактора в общественной жизни современной России значительна. Об этом свидетельствуют факты активного сотрудничества религиозных деятелей и представителей государства, общественная деятельность Православной церкви и других религиозных организаций и др. Кроме того, весьма остро стоят социальные вопросы, связанные с религиозной и этнической толерантностью, религиозным сектантством и терроризмом.

Большое количество людей в нашей стране обращается к религии. В непростых современных российских условиях, оказывающих в целом деструктивное, нежели позитивное фасилитирующее воздействие на личность, религия остается важным социальным институтом, выражающим гуманное отношение к человеку, дающим возможность сохранить нравственные устои, найти смысл жизни и личностную «точку опоры». Среди верующих достаточно высока доля молодежи. Это неудивительно, так как в юношеском возрасте человек активно ищет смысл собственной жизни, пытается понять свое место в мире, стремится самостоятельно решить вопросы морали. Наверное, не последнюю роль в обращении молодежи к религии играет и слабая осведомленность в религиозной культуре и соответствующий интерес к данной теме.

Психологической основой религиозности человека является его личная вера. Вера как присущая человеку способность, свойство связывается современными исследователями с различными психическими явлениями: эмоциями, чувствами, переживаниями, волей, интеллектом, сознанием, мышлением, знанием, потребностями, мотивами, интересами, смыслами, отношениями, действиями и др. Например, Ю.Ф. Борунков относит веру к элементам сознания [1], К.К. Платонов определяет ее как «чувство, окрашивающее образы фантазии и создающее иллюзию реальности и познания их» [10], В.Р. Букин и Б.А. Ерунов говорят о вере как о коренной способности, связанной с его отношением к окружающим людям и природе [3]. J.W. Fowler определяет веру через понятие «личностная ориентация» [14], для Т.П. Скрипкиной вера есть феномен сознания, психологически связанный с актом принятия [12].

Определяя саму веру как психическое явление, исследователи относят ее к разным, подчас прямо противоположным сторонам психической жизни: к одному из структурных компонентов сознания или личности, к чувствам или отношениям и т.п. Таким образом, в феномене веры отражаются всевозможные стороны психической действительности.

© Двойнин А.М., Данилова Г.И., 2013 г.

Взаимосвязь веры почти со всеми сторонами психической деятельности, отмеченная многими авторами, привела к тому, что вера как бы «растворилась» в них, стала и всем и ничем. Исправить данную ошибку можно, выдвинув следующие предположения: вера является интегральной психологической характеристикой, объединяющей, сочетающей в единое целое различные явления психической действительности; вера есть системное психическое образование, не сводимое к элементам психики.

Продукцией, результатом, способом действия веры выступает не представленность определенного образа реальности в сознании, а переживание того, во что верит человек, как реальности. Как свидетельствует С.Л. Рубинштейн, в переживании на передний план выступает не само по себе предметное содержание того, что в нем отражается, познается, а его значение в ходе жизни человека [11]. Переживание, согласно Ф.Е. Василюку, понимается как особая деятельность по перестройке психического мира, направленная на установление смыслового соответствия между сознанием и бытием, общей целью которого является повышение осмысленности жизни [4]. Обретаемый, восстанавливаемый в переживании смысл деятельности обуславливает отношения человека к различным сторонам этой деятельности, которые в системе образуют определенную позицию человека в отношении деятельности [2]. Поэтому, когда мы говорим, что человек верит во что-либо и потому относится к чему-нибудь определенным образом, то мы имеем в виду, что не вера сама по себе формирует его отношения к действительности, а тот смысл, который приобретается человеком, благодаря действию веры. Связь веры со смыслом очевидна. Будущее, в которое человек не верит, не имеет для него никакого смысла. И наоборот, смысл для человека этого будущего заставляет полагать его существование необходимым и, таким образом, верить в него. Вера удерживает смысл, а смысл, в свою очередь, - веру. Обретение человеком смысла в переживании, обусловленном действием веры, мобилизует волю, склоняет человека к целеполаганию, действиям по достижению поставленной цели.

Веру обычно описывают как «принятие», «удержание», «прилепление», «признание» определенных представлений, идей в качестве истинных. Образно представить механизм действия веры можно при помощи таких понятий, как «отождествление» (М. Бубер), «сращивание» и т.п. Однако для психологического анализа этого недостаточно. Необходимо содержательно раскрыть, что есть это «принятие», «признание». На наш взгляд, наиболее адекватным «существу» веры будет понятие внутреннего отношения.

Отношение человека к действительности, как пишет В.Н. Мясищев, это «сила, потенциал, определяющий степень интереса, степень выраженности эмоции, степень напряжения желания или потребности. Отношения поэтому являются движущей силой личности» [7, 51]. По словам Д.А. Леонтьева, «отношения характеризуют как раз тот конкретный смысл, который имеют для человека отдельные объекты, явления, люди и их классы» [5, 41].

Психологические отношения человека представляют собой «целостную систему индивидуальных, избирательных, сознательных связей личности с различными сторонами объективной действительности» [8, 15]. Благодаря категории «отношение» можно охватить все многообразие проявлений веры, объединив ее когнитивную, эмоциональную, волевую и смысловую стороны, так как в отношениях выражается и сознание, и чувство, и воля, и смысл. Данное понимание позволяет эстраполировать на феномен веры свойства, характерные для любых видов внутренних отношений - целостность, предметность, интегральность, системность, личностный характер и др.

Чтобы определить специфику веры как отношения необходимо в одном родовом понятии объединить то, что в вере человек познает действительность, находит в ней смысл, переживает его и стремится утвердить его своими поступками. Мы считаем, что таким понятием может быть персональный миф. Благодаря вере, человек присваивает действительность, становится сопричастным ей. Традиционное противопоставление человека как субъекта и Мира как объекта в вере «снимается». Человек начинает жить в своем персональном мифе.

Персональный миф человека является его индивидуальным жизненным психологическим пространством. Это определенным образом индивидуально познаваемая действительность, наполненная личностными смыслами и ценностями, представляющая «точку опоры» для человека, служащая основанием всех его действий. И эта «точка опоры», как говорил М.К. Мамардашвили, является залогом и условием «не-распада личности» [6, 114]. В случае утраты веры персональный миф разрушается - человек субъективно переживает свою прежнюю ограниченность, ощущает, что действительность, в которой он жил, является не такой, какой он себе ее представлял, теряется смысл бытия, обесцениваются прежде значимые вещи, из под ног уходит «точка опоры».

Таким образом, вера предстает как внутреннее отношение личности, конструирующее ее персональный миф.

Однако построение персонального мифа человека не является самодостаточной психологической функцией веры. На основе обобщения феноменальных проявлений веры и теоретического анализа проблемы можно сделать следующее предположение: функция веры заключается в обеспечении устойчивости личности. В научно-психологической литературе под устойчивостью личности понимается «способность человека сохранять в различных условиях свои личностные позиции, обладать определенным иммунитетом по отношению к воздействиям, чуждым его личностным установкам, взглядам, убеждениям» [13, 95].

У человека верующего персональный миф наполнен особым религиозным содержанием, определяющим специфику мифа и, таким образом, - жизненное психологическое пространство человека. В персональном мифе верующего реальность расколота надвое. Первой реальностью становится мир «земной», человеческий, тварный; он конечен и изменчив. Вторая реальность по своей природе сверхъествественна; она трансцендентна по отношению к «земному» миру, Божественна, совершенна, непреходяща, обладает свойствами бесконечности, тотальности и постоянства.

Таким образом, жизнь верующего человека, протекающая в «земном» мире, включается в соотношение со сверхъестественной, трансцендентной реальностью. Степень, в которой человек живет на границе этих двух реальностей своего персонально мифа, определяет меру религиозности индивида.

На основе данного теоретического представления нами было проведено эмпирическое исследование религиозности современной православной молодежи.

Эмпирическое исследование религиозности современной православной молодежи

Цель исследования - дать содержательную психологическую характеристику религиозности современной православной молодежи.

В состав случайной выборки вошли 46 юношей и 56 девушек православного вероисповедания в возрасте от 17 до 35 лет из городов: Москва, Санкт-Петербург, Харьков, Воронеж, Пермь и Хабаровск.

Методы исследования: опросник «Шкала религиозной ориентации» (Г. Олпорт); опросник «Структура индивидуальной религиозности» (Ю.В. Щербатых); тест смысложизненных ориентаций (СЖО) (Д.А. Леонтьев).

Сравнительный анализ результатов по методике «Шкала религиозной ориентации». Соотношение типов религиозности представлено в Таблице 1.

Таблица 1

Распределение типов религиозности у девушек и юношей (в %)_

Респондент Типы религиозности личности

ы Последова Последова Непоследова Нерелигиозн Смешанная

тельная тельная тельная ость религиозность

внутренняя внешняя религиозность

религиозность религиозность

Юноши 61,54 0,00 3,85 0,00 34,61

Девушки 57,89 0,00 3,51 3,51 35,09

Всего 59,04 0,00 3,61 2,41 34,94

Большинство православных девушек и юношей демонстрируют последовательную внутреннюю религиозность и смешанную религиозность. Для верующих с внутренним типом ориентации религия является главенствующим мотивом. Остальные потребности, насколько бы сильными они ни были, имеют менее принципиальное значение и находятся в определенной гармонии с религиозными убеждениями и предписаниями. Стоит отметить, что наряду с традиционными типами религиозности, описанными Г. Олпортом, в ходе исследования выделилась особая группа испытуемых, которые по набранным баллам и соотношению выраженности внешней и внутренней религиозной ориентации не подходили под описание ни одного типа религиозности. Данный тип религиозности характеризуется средними показателями по субшкалам внешней и внутренней ориентации. Степень выраженности данных признаков примерно одинакова. В связи с этим данный тип религиозности был нами обозначен как смешанный.

Непоследовательно религиозный тип личности можно охарактеризовать как колеблющийся тип верующих: их мотивы и потребности могут вступать в расхождение с религиозными убеждениями и предписаниями.

Для нерелигиозного типа личности религия не является главенствующим мотивом. Такие люди не стремятся жить в соответствии с религиозными предписаниями и убеждениями.

Последовательного внешнего религиозного типа личности не выявлено. Данный факт свидетельствует о том, что православные молодые люди не склонны использовать религию в собственных целях.

Многофункциональный критерий Фишера показал отсутствие различий между группами юношей и девушек: последовательная внутренняя религиозность ф = 0,087, непоследовательная религиозность ф = 0,025, смешанная религиозность ф = 0,049.

Сравнительный анализ результатов по методике «Структура индивидуальной религиозности» (Рис. 1). Как видно из приводимых результатов, православные юноши и девушки считают себя глубоко религиозными людьми. В религии они ищут, в первую очередь, поддержку и утешение, что является основной предпосылкой формирования их религиозности. Для них важно наличие внешних атрибутов: нательных крестиков, икон в доме, знание молитв и др. Во-первых, принадлежность к православной церкви предполагает наличие таких атрибутов, во-вторых, это важно и для самой религиозной личности: посредством данных атрибутов человек чувствует себя в единстве с религиозной социальной группой и соблюдает православные каноны. Православная молодежь верует в Творца и высшую силу, создавшую мир. Менее интересует молодых людей магия, загадочные и таинственные явления. Это связано с тем, что христианские каноны отвергают знание астрологии, телепатии, увлечение оккультными знаниями.

10 8 6 4 2

8,8 92-1

8,82_

8,6

2,6

и

58

123456789 Аспекты индивидуальной религиозности*

4

5

5

0

□ Юноши

□ Девушки

Рис. 1. Структура индивидуальной религиозности православных юношей и девушек (в баллах)

*Условные обозначения: 1 - Отношение к религии как философской концепции; 2 - Отношение к магии; 3 - Поиски в религии поддержки и утешения; 4 - Внешние признаки религиозности; 5 -Интерес к «псевдонауке»; 6 - Вера в творца и признание существования высшей силы, создавшей мир; 7 - Наличие религиозного самосознания; 8 - Отношение к религии как образцу моральных норм

поведения; 9 - Самооценка религиозной убежденности.

В целом различий в структуре индивидуальной религиозности между юношами и девушками не выявлено. Исключение составляет шкала «Наличие религиозного самосознания» - критерий Манна-Уитни составил иэмп = 535 (при икр = 503 для 0,01 и икр = 572 для 0,05), выявив значимые различия при р < 0,05. Можно предположить, что религиозное сознание формируется у юношей и девушек несколько по-разному и зависит от гендерных особенностей в эмоционально-волевой, потребностно-мотивационной, ценностно-смысловой сферах.

Сравнительный анализ результатов по тесту смысложизненных ориентаций (Рис. 2). В целом у юношей и девушек наблюдаются высокие показатели или средние с тенденцией к высоким. Данное обстоятельство свидетельствует, что у православных молодых людей есть цели на будущее, которые придают жизни осмысленность, направленность и временную перспективу. Сам процесс жизни православными юношами и девушками воспринимается как интересный и эмоционально насыщенный. Молодые люди убеждены, что способны контролировать свою жизнь, обладают достаточной свободой выбора.

120 100 80 60 40 20 0

Шкалы смысложизненных ориентаций*

104,8 105,2

-зз:

33,4

32 31,9 29,6

ши

30,

1 2 3 4 5 6

5

□ Юноши

□ Девушки

Рис. 2. Смысложизненные ориентации православных юношей и девушек (в баллах)

*Условные обозначения: 1 - Цели в жизни; 2 - Процесс жизни; 3 - Результат жизни; 4 - Локус контроля - Я; 5 - Локус контроля - Жизнь; 6 - Общий показатель осмысленности жизни.

Для оценки различий между группами юношей и девушек использовался критерий Стьюдента, который показал отсутствие различий по всем шкалам и общему показателю смысложизненных ориентаций. Его значения при df = 100 следующие: «Цели в жизни» - t = 0,093, «Процесс жизни» - t = 0,127, «Результат жизни» - t = 0,166, «Локус контроля - Я» - t = 0,038, «Локус контроля - Жизнь» - t = 0,780, общий показатель осмысленности жизни - t = 0,098.

Корреляционный анализ структуры индивидуальной религиозности и смысложизненных ориентаций. В группе юношей выявлены следующие умеренные взаимосвязи между шкалами: «Цель в жизни» и «Религиозное самосознание» (г = 0,423 , р < 0,05), отрицательные корреляции между «Цели в жизни» и «Поиски в религии поддержки и утешения» (г = -0,394, р < 0,05), «Локус контроля - Жизнь» и «Поиски в религии поддержки и утешения» (г = -0,421 , р < 0,05).

Средние корреляции наблюдаются между шкалами: «Процесс жизни» и «Религиозное самосознание» (г = 0,523, р < 0,01). Также были выявлены средние отрицательные корреляции между следующими шкалами: «Результат жизни» и «Поиски в религии поддержки и утешения» (г = -0,507 , р < 0,01), «Локус контроля - Я» и «Поиск в религии поддержки и утешения» (г = -0,505 , р < 0,01), «Общая осмысленность жизни» и «Поиск в религии поддержки и утешения» (г = -0,507, р < 0,01).

Таким образом, можно констатировать следующее: чем более выражено религиозное самосознание у православных юношей, тем больше у них осмысленных жизненных целей, тем интереснее и осмысленнее сам процесс жизни. Это неудивительно, так как людям со сформированным религиозным самосознанием свойственно восприятие и понимание себя в религиозной ценностно-смысловой системе координат, с точки зрения той роли, которая предписана, по мнению верующих, Богом. Естественно, что люди с таким каноничным пониманием себя, должны иметь четкие представления о целях собственной жизни, вытекающие из содержания религиозного учения, а также воспринимать свое настоящее как осмысленное бытие.

В группе девушек в целом значимых корреляций не выявлено. Исключение составляет две слабые корреляции между шкалами: «Цели в жизни» и «Самооценка религиозной убежденности» (г = 0,271, р < 0,05), и отрицательная корреляция «Процесс жизни» и «Отношение к магии» (г = -0,291 , р < 0,05).

Проявившаяся слабая корреляция между «Целями в жизни» и «Самооценкой религиозной убежденности» говорит о следующем: чем больше осмысленность жизни у православных девушек, тем больше у них самооценка религиозной убежденности. Содержательная психологическая связь между этими показателями, предположительно, такова: именно наличие у девушек отчетливого представления о собственных жизненных целях служит для них индикатором их религиозности. Данная корреляция указывает также на то, что, по-видимому, у девушек-верующих цели в жизни более определены, чем у неверующих девушек.

Отрицательная корреляция между шкалами «Процесс жизни» и «Отношение к магии» предполагает, что в случае неудовлетворенности процессом жизни, у православных девушек возникает интерес к магии, который, возможно, психологически является попыткой при помощи дополнительных, «особых» мистических процедур повлиять на ход собственного бытия.

На основании полученных эмпирических данных можно сделать следующие выводы.

Интерес к религии у православной молодежи связан с поиском себя, жизненных смыслов, удовлетворением своих духовных потребностей. Несмотря на то, что православная молодежь старается придерживаться православных канонических представлений о предназначении собственной жизни, нравственности, в сознании молодых людей присутствуют и «мирские» представления и ценностно-смысловые ориентации.

Православные юноши и девушки обладают преимущественно последовательной внутренней и смешанной религиозностью. Для верующих с внутренней ориентацией религия является главенствующим мотивом в жизни. Мы также предполагаем, что для верующих со смешанным типом скорее всего характерно свое собственное видение религии, отношение к православным канонам, не совпадающее с традиционными представлениями. Данное предположение заслуживает дальнейшего изучения.

Для православной молодежи характерна высокая осмысленность жизни. Это связано с сознательной внутренней ориентацией молодых верующих на религию и на религиозные эталоны поведения.

Установлено, что утешение в религии свойственно искать людям, которые не ощущают контроль над своей жизнью, считают, что человек обладает ограниченной свободой выбора. При этом важно, что данная закономерность свойственна юношам. Получается, что для лиц мужского пола обращение к религии служит защитным механизмом в ситуациях, когда они разочарованы прошлым, не видят смысла в будущем и чувствуют, что не управляют жизнью. В таких ситуациях религия реально помогает им восстановить управляемость жизнью, обрести уверенность в будущем и преодолеть разочарования прошлого.

*Исследование выполнено при финансовой поддержке РФФИ (проект № 12-06-31109) и

РГНФ (проект № 13-16-77602).

Литература

1. Борунков Ю.Ф. Структура религиозного сознания / Борунков Ю.Ф. - М.: Мысль, 1991. - 176 с.

2. Братусь Б.С. Аномалии личности / Б.С. Братусь. - М.: Мысль, 1988. - 304 с.

3. Букин В.Р., Ерунов Б.А. На грани веры и неверия: философско-психологический очерк / В.Р. Букин, Б.А. Ерунов - Л.: Лениздат, 1974. - 164 с.

4. Василюк Ф.Е. Психология переживания / Ф.Е. Василюк. - М.: МГУ, 1984. - 200 с.

5. Леонтьев Д.А. Очерк психологии личности / Д.А. Леонтьев. - 2-е изд. - М.: Смысл, 1997. - 64 с.

6. Мамардашвили М.К. Необходимость себя. Введение в философию / М.К. Мамардашвили. - М.: Лабиринт, 1996. - 432 с.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

7. Мясищев В.Н. Понятие личности в аспектах нормы и патологии / В.Н. Мясищев // Мясищев В.Н. Психология отношений. - М.: МПСИ; Воронеж: НПО МОДЭК, 2003. - С. 40-72.

8. Мясищев В.Н. Основные проблемы и современное состояние психологии отношений человека / В.Н. Мясищев // Мясищев В.Н. Психология отношений. - М.: МПСИ; Воронеж: НПО МОДЭК, 2003. - С. 14-39.

9. Петрушенко В.Л., Щербакова Г.Н. Вера в духовном мире личности / В.Л. Петрушенко, Г.Н. Щербакова. - Львов: Выща школа, 1989. - 96 с.

10. Платонов К.К. О системе психологии / К.К. Платонов. - М.: Мысль, 1972. - 216 с.

11. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии / С.Л. Рубинштейн. - СПб.: Питер, 2007. - 713 с.

12. Скрипкина Т.П. Психология доверия: учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / Т.П. Скрипкина. - М.: Академия, 2000. - 264 с.

13. Чудновский В.Э. Становление личности и проблема смысла жизни / В.Э. Чудновский. - М.: МПСИ; Воронеж: НПО МОДЭК, 2006. - 767 с.

14. Fowler J.W. Stages of Faith: The Psychology of Human Development and the Quest for Meaning. -San Francisco: HarperCollins Publishers, 1995. - 332 p.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.