Научная статья на тему 'Детерминанты формирования религиозности личности'

Детерминанты формирования религиозности личности Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
636
122
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ДЕТЕРМИНАНТЫ / РЕЛИГИОЗНОСТЬ / СОЦИОКУЛЬТУРНЫЕ УСЛОВИЯ ЖИЗНИ / СЕМЬЯ / АВТОРИТЕТЫ / АКТИВНОСТЬ / DETERMINANTS / RELIGIOUSNESS / SOCIO-CULTURAL LIVING CONDITIONS / FAMILY / AUTHORITIES / ACTIVITY

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Малявина Светлана Сергеевна

В статье представлен анализ детерминант формирования религиозности личности. Материалы статьи представляют собой результат качественного исследования (фокусгрупповая дискуссия и индивидуализированное интервью). Эмпирическая работа велась среди представителей современной молодежи (студенты вузов), постоянно проживающих в Волгоградской области (носители культуры православного христианства, ислама и сторонники атеистического мировоззрения). Изучение указанной проблемы выявило существование четырех основных детерминант религиозности личности: социокультурные условия жизни, семья (особенности межличностных отношений с близкими родственниками), авторитеты, активная личностная позиция. Исследование обнаружило существование некоторых культурно-специфических различий в понимании участниками исследования значимости данных факторов на формирование их религиозности. Все участники исследования подчеркнули, что формирование религиозности находится в зависимости от комплекса детерминант, которые, вступая во взаимодействие друг с другом, создают уникальную социокультурную систему, фон для формирования религиозности личности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Determinants of formation of religious identity

The article presents an analysis of the determinants of the formation of religious identity. Article Submissions are the results of qualitative research (focus group discussions and individualized interviews). The empirical work was conducted among university students of the Volgograd region (Orthodox Christians, Muslims, atheists). In the course of the study revealed some basic determinants that determine the formation of religious identity: socio-cultural conditions of life, the family and close relatives, authorities, as well as the activity of the individual. According to respondents, social and cultural conditions of life have a signifi cant impact on the formation of religious identity. Thus, Orthodox Christians, Muslims and atheists have different opinions importance of this factor. The study of the family as the determinants of the formation of religious identity, revealed the existence of two possible types of interpersonal relationships between close relatives and personality, based on the position taken by the relatives: the relationship of subject interaction between family members and the child or the relationship of the object relative impact on the child. In the first case, the parents, respecting the position of the child and create conditions of cooperation, partnership in the development of a child of the religious world. In the second case, the parents are the child as an object of their own religious infl uence. On the influence of authority and their own activity in the formation of religiosity reported units of study participants. In the study, we identified the relationship between these factors. Authority (enthusiastic teacher, priest) have an impact on the formation of religious identity only when formed motivational readiness of the individual to the perception and acceptance of authoritative opinion. All participants in the study indicated that the formation of their religious infl uence is complex determinants, which, entering into interaction with each other, creating a unique socio-cultural system, the background to the formation of religious identity.

Текст научной работы на тему «Детерминанты формирования религиозности личности»

Вестник ПСТГУ

IV: Педагогика. Психология

2015. Вып. 2 (37). С. 119-131

Малявина Светлана Сергеевна, канд. психол. наук, доцент, Российская Академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте РФ (Волгоградский филиал). s.malyavina@yandex.ru

Детерминанты формирования религиозности личности

С. С. Малявина

В статье представлен анализ детерминант формирования религиозности личности. Материалы статьи представляют собой результат качественного исследования (фокус-групповая дискуссия и индивидуализированное интервью). Эмпирическая работа велась среди представителей современной молодежи (студенты вузов), постоянно проживающих в Волгоградской области (носители культуры православного христианства, ислама и сторонники атеистического мировоззрения).

Изучение указанной проблемы выявило существование четырех основных детерминант религиозности личности: социокультурные условия жизни, семья (особенности межличностных отношений с близкими родственниками), авторитеты, активная личностная позиция. Исследование обнаружило существование некоторых культурно-специфических различий в понимании участниками исследования значимости данных факторов на формирование их религиозности. Все участники исследования подчеркнули, что формирование религиозности находится в зависимости от комплекса детерминант, которые, вступая во взаимодействие друг с другом, создают уникальную социокультурную систему, фон для формирования религиозности личности.

Проблема детерминации психики, личностного развития является одной из самых масштабных проблем психологии. Все психологические исследования в той или иной степени касаются вопроса факторов, которые создают, стимулируют развитие психики, отдельного психического феномена. Раскрытие детерминации как психического явления предполагает выявление его «...причинности (казуальности) совокупности обстоятельств, которые предшествуют во времени данному событию и вызывают его»1. Значимость изучения проблемы детерминации психологических явлений (в нашем случае — проблемы детерминации религиозности личности) объясняется тем, что позволяет выявить и понять особенности взаимосвязей и взаимоотношений, существующие между объективной и субъективной реальностью.

Интерес к изучению религиозности проявляют философы, социологи, психологи и представители других гуманитарных наук. Под руководством

1 Петровский А. В., Ярошевский М. Г. Основы теоретической психологии. М., 1999. С. 343.

119

М. П. Мчедлова проведено масштабное исследование религиозности российской молодежи2; Т. В. Скляровой проведен анализ проблем и направлений изучения религиозной социализации3; Р. Яворским разработана психологическая модель личностной и безличностной религиозности4; А. М. Двойниным проведено эмпирическое исследование смысложизненных ориентаций религиозной личности5, а С. С. Малявиной — изучение места религии в мировоззрении атеистов6.

Принимая во внимание, что религия представляет собой явление объективное, занимающее определенное и значительное место как в существовании современного общества, так и в жизни отдельной личности, представляется важным раскрыть процесс формирования религиозности личности (в качестве явления субъективного) и выявить детерминацию данного процесса.

В рамках нашего исследования, результаты которого будут представлены в данной статье, мы ставили перед собой задачу обнаружить и описать особенности закономерной взаимосвязи и взаимообусловленности религии как явления объективной действительности с религиозностью личности как явлением действительности субъективной. Изучение заявленной проблемы осуществлялось через выявление и содержательный анализ таких детерминант религиозности личности, как социокультурные условия жизни, семья, авторитеты, активная личностная позиция. Мы полагаем, что освещение данного вопроса позволит понять причины возникновения и становления религиозности личности, раскрыть содержание той или иной характеристики религиозности личности.

Под религиозностью личности мы понимаем сложное социально-психологическое образование, в котором отражена мировоззренческая позиция личности, закреплены значения и смыслы религии, способы их реализации в жизнедеятельности личности.

Опережая представление полученных результатов, отмечу, что при организации исследования религиозности личности мы планировали изучение детерминации религиозности в качестве одной из перспективных задач будущих исследований. Однако в процессе исследовательской работы испытуемые достаточно часто акцентировали внимание на этом аспекте проблемы, приводили факты, примеры, иллюстрирующие их путь вхождения в религиозный мир, подчеркивали значение тех или иных факторов формирования собственной религиозности. Фактический материал, полученный в ходе исследования, позволил нам говорить о системе детерминант религиозности личности, что и определило появление данной статьи.

2 Мчедлов М. П. О религиозности российской молодежи // Социологические исследования. 1998. № 6. С. 107-111.

3 Склярова Т. В. Религиозная социализация: проблемы и направления исследований // Вестник ПСТГУ. Сер. IV: Педагогика. Психология. 2009. Вып. 4 (15). С. 7-17.

4 Яворский Р. Личностная и безличная религиозность: психологическая модель и ее эмпирическая верификация. URL: http://fapsyrou.ru

5Двойнин А. М. Смысложизненые ориентации религиозной личности // Вестник ПСТГУ. Сер. IV: Педагогика. Психология. 2011. Вып. 3 (22). С. 139-151.

6 Малявина С. С. Религия в мировоззрении атеистов (по материалам качественного исследования) // Вестник ПСТГУ. Сер. 1: Богословие. Философия. 2014. Вып. 5 (55). С. 68-78.

Итак, в данной статье автор предполагает раскрыть и описать систему факторов формирования религиозности личности. Исследование проводилось среди представителей современной молодежи, относящих себя к религиям, характерным для поликультурного региона, где проводилось исследование (Волгоградская область, РФ): православные христиане и мусульмане. Кроме них в исследование была вовлечены и представители молодых людей-атеистов. Эмпирическая работа проводилась с 2009—2013 гг. и проходила с использованием качественных методов психологического исследования: фокус-группового и индивидуального интервью, которые позволяют выявить тенденции, мнения, позиции, существующие в социальной группе по изучаемому вопросу.

Ограничение рамками статьи не позволяет подробно описывать методику двух этапов отбора потенциальных участников исследования и применяемые фильтры. Отмечу только, что в целом было проведено девять фокус-групповых дискуссий (по три фокус-группы с представителями каждой из изучаемых социальных групп). Каждая из групп включала в себя по десять участников. Всего в исследовании приняло участие 57 девушек и 43 юноши в возрасте от 18 до 24 лет (средний возраст — 21 год). Все участники исследования являлись студентами очного отделения одного из вузов Волгоградской области: Волгоградского государственного университета, Волгоградского государственного социально-педагогического университета, Волгоградского государственного аграрного университета, Волгоградского государственного медицинского университета. Полученные результаты позволяют делать выводы о состоянии проблемы детерминации религиозности личности в среде современной российской молодежи.

В ходе проведенного исследования были выявлены несколько базовых детерминант, определяющих формирование религиозности личности. Это социокультурные условия жизни, семья и близкие родственники, авторитеты, а также активность личности. Далее рассмотрим их подробнее.

Как отмечают участники исследования, значительное влияние на формирование у них религиозности оказали социокультурные условия жизни, а именно место, которое занимает религия в современном мире. Молодые люди дали понять, что все общество вокруг них наполнено религиозным контекстом («Мы православная страна», «Все вокруг религиозные, и я с детства это вижу», «Везде про религию слышишь: телевидение.»). В подтверждение идеи о значимости социокультурных условий жизни для формирования религиозности личности один из респондентов провел параллели между религиозностью общества в советской и современной России: «Вот раньше религия была запрещена и все были атеистами, а теперь наоборот».

Исследование показало также существование некоторых культурно-специфических различий в понимании значимости данного фактора.

Участники исследования, позиционирующие себя как православные христиане, систематически подчеркивали особую ценность, высокую значимость социокультурных условий жизни как фактора формирования их персональной религиозности. По мнению некоторых респондентов-христиан, именно этот фактор стал определяющим, наиболее весомым в процессе становления их религиозности.

Ставшие участниками исследования мусульмане тоже упоминали о значимости социокультурного контекста формирования их религиозности. Однако при этом особую значимость влияния социокультурных условий жизни они видели в формировании у них мировоззренческой позиции по отношению к представителям других религий. В первую очередь это касается православного христианства, доминирующей, традиционной религии региона, где проводилось исследование, и страны в целом: «Мы знаем о праздниках (религиозных. — С. М.), как их отмечают, о церквях»; «мы живем в православной стране, мы должны знать о ней (религии православного христианства. — С. М.)»; «по сути, все религии говорят про одно, только по-разному». Таким образом, мусульмане, говоря о значимости влияния социокультурных особенностей на их религиозность, в первую очередь имели в виду важность формирования позитивного отношения, толерантности к чужой религии (православному христианству).

Следует отметить, что в процессе исследования мнения мусульман мы имели дело с представителями данной конфессии, которые постоянно проживают в Волгоградской области РФ. А значит, и полученные нами результаты могут быть распространены только на мусульман, постоянно проживающих в регионах, где доминирующей религией является православное христианство. Мы полагаем, что соотносительное влияние факторов в регионах с иным, чем в Волгоградской области, соотношением религий может существенно отличаться, и эта проблема, безусловно, требует отдельного изучения.

По мнению молодых людей, позиционирующих себя в качестве атеистов, социокультурные условия жизни также оказали определенное влияние на формирование их мировоззренческой позиции. Участники исследования указывают, что религия является важным аспектом и ценной составляющей общественной жизни, но их собственное отношение к религии в современном социокультурном пространстве характеризуется негативизмом: «Везде про религию слышишь. Церкви везде. Праздники церковные все отмечают; я по телевизору все время про церковь слышу, или про секты, они же тоже религия».

Позицию этой группы молодежи можно представить следующим образом: «Я соглашаюсь с тем, что в современной общественной жизни религия занимает важное место. Но я не согласен и не принимаю эту ценность в свою жизнь». Они демонстративно пытаются противостоять влиянию данного фактора на формирование их мировоззрения. Интересно, что подавляющее большинство атеистов, ставших участниками нашего исследования, имеют религиозное прошлое (раньше идентифицировали себя с православными христианами). Возможно, отказ от религии, который обнаружили атеисты, является юношеским протестом против особого статуса, который занимает православное христианство в современной России, что для некоторых молодых людей, не желающих «быть как все», становится причиной отказа от религии.

Подводя итог вопросу о значимости влияния социокультурных условий жизни на процесс формирования религиозности личности, можно утверждать, что, согласно мнению респондентов, специфика социокультурных условий жизни, безусловно, влияет на положение, которое занимает религия в социальной системе, определяет ее ценность для общества и человека, оказывает существен-

ное влияние на формирование религиозности личности. При этом система представлений о значимости этого фактора отличается у православных, мусульман, атеистов.

Вторым важным фактором в системе формирования религиозности личности является семья, а точнее, отношения между личностью и близкими родственниками. Именно в данных межличностных отношениях осуществляется целенаправленный процесс религиозной инкультурации личности. Раскрывая значимость данного фактора, респонденты говорили о родителях, других близких родственниках старшего поколения, о беседах, в которых родственники рассказывали им о сути религии, о совместных религиозных действиях (молитвах, посещении храмов, чтении религиозной литературы).

В процессе исследования были выявлены два типа межличностных отношений между близкими родственниками и личностью, исходя из позиции, которую занимали родственники: отношения субъектного взаимодействия между родственниками и ребенком или отношения объектного воздействия родственников на ребенка.

В первом случае родители, с уважением относясь к позиции ребенка, создавали условия сотрудничества, партнерства в процессе освоения ребенком религиозного мира: «Мне мама в детстве все про Бога объясняла, книги детские читала про религию»; «В детстве с бабушкой в церковь ходили. Мне нравилось, там так хорошо», «Мне дядя все рассказывал, вместе молились». Иллюстрируя свой путь вхождения в религиозный мир и роль близких родственников в этом процессе, молодые люди продемонстрировали эмоциональную теплоту, признательность, благодарность родственникам. Согласно мнению этих респондентов, совместное религиозное времяпрепровождение, которое создавали для них родственники, рождало особую эмоциональную близость, расположение между испытуемым и родственником, формировало осознание ценности религии. Подобный стиль поведения близких родственников в процессе религиозной ин-культурации ребенка способствует гармонизации межличностных отношений в семье, созданию оптимальных условий для вхождения ребенка в религиозный мир посредством осознания его ценности, понимания и эмоционального принятия религии.

Некоторые респонденты нашего исследования поделились другим, абсолютно противоположным опытом религиозной инкультурации в семье. Условно мы его назвали объектным, так как родители относились к ребенку как к объекту религиозного воздействия. Со слов участников исследования, близкие родственники очень активно пытались сформировать у них религиозность: «Меня с детства родители водили в церковь. До сих пор тошнит: придем, стоим, стоим. И вокруг все одинаковые», «Я в детстве спрашивал: зачем ставить свечки, зачем надо стоять в церкви. В ответ: так надо».

Как показало наше исследование, у молодых людей, столкнувшихся в семье с подобным объектным типом религиозной инкультурации, формируется особая мировоззренческая позиция. Они скрытно или демонстративно игнорируют или отвергают религию. В первом случае, боясь гнева авторитарных родителей, требующих от них религиозного поведения, они внешне демонстрируют со-

блюдение норм религиозного поведения, но внутренне не принимают ценность религии вообще или в своей жизни. Приведем несколько примеров подобных высказываний: «Вера, я вообще считаю, что это самовнушение. С детства. Родители выбирают: крестить тебя или нет. У меня все в семье религиозные. Все молятся, и меня с детства заставляли. А я не верю... Просто не спорю с отцом» (участник из группы православных христиан). «Я не очень сильно верю. Ну, просто воспитали так. Для меня это (религия. — С. М.) не важно» (участница из группы мусульман). Поясняя свое мнение, эти респонденты почти в унисон говорили о невозможности озвучить в семье свою позицию, проявляющуюся в отсутствии глубокой религиозной веры, и особенно отцу, так как не будут поняты родственниками. Таким образом, среди современных молодых людей есть те, кто вынужден демонстрировать внешнюю лояльность к мировоззренческой позиции, которую навязали им родители, в то время как внутренне ее отвергают. Как показало наше исследование, внешняя демонстративная религиозность, в основе которой лежит авторитарная родительская позиция, встречается и среди православных христиан, и среди мусульманской молодежи. Следует отметить, что в нашем исследовании подобные позиции обнаруживались довольно редко. Но логика проведенного исследования пока не позволяет говорить о том, насколько подобная позиция распространена в современном обществе.

Среди современных молодых людей есть и такие, кто не видит существенного влияния семьи на процесс формирования их религиозности. Религиозность этой группы молодых людей характеризуется отсутствием глубокой значимости религии в мировоззрении личности. Эти молодые люди дали понять, что их религиозность характеризуется номинативностью, которая выражается в том, что, называя себя представителями той или иной религии, они не считают необходимым реализовывать свою религиозность в жизни. Со слов этих респондентов, их семьи «обрусели», потеряли свою культурную самобытность, ассимилировались, что привело к формированию поверхностности их религиозности (о таком феномене сообщили несколько респондентов, причисляющих себя к религии ислама).

В других случаях чрезмерно активная религиозная инкультурация в семье приводит и к явному, открытому отвержению религии. В нашем исследовании о подобном отказе от религии и собственной религиозности сообщило подавляющее число молодых людей, позиционирующих себя как атеистов.

В ходе дискуссии мы обнаружили, что среди атеистов есть респонденты, которые ранее относили себя к «религиозным». Иллюстрируя свой путь религиозной инкультурации, они рассказали об активной, авторитарной позиции своих родителей или других родственников и пояснили, что, столкнувшись с подобным типом религиозной инкультурации, они по мере взросления, с приобретением личностной самостоятельности и автономности стали относиться к религии более отстраненно. В результате они отказались от религиозного мировоззрения в пользу атеистического понимания мира (поясню: участники нашего исследования полагают, что атеизм — это отказ от религии). Таким образом, негативный опыт религиозной инкультурации в семье, при которой родители относятся к ребенку как к объекту своего педагогического (а конкретно — религиозного)

воздействия, может привести к тяжелым эмоциональным переживаниям детства и полному или частичному отказу от религиозного мировоззрения.

Кроме того, изучение влияния семьи на процесс детерминации религиозности личности обнаружило существование некоторой культурно-специфической вариативности значимости данного фактора. В частности, представители культуры православного христианства редко отмечали особую ценность и значимость влияния семьи на их религиозность. Обсуждая вопрос детерминации религиозности личности, они чаще говорили о социокультурных условиях жизни страны: «У нас в стране Православие, поэтому я тоже православный».

Мусульмане подчеркивали особую значимость отношений с родственниками в процессе формирования их религиозности. В процессе обсуждения важности отношений с близкими родственниками в процессе формирования религиозности личности участники исследования обнаружили яркие позитивные переживания, раскрывающие их опыт взаимодействия с родственниками, которые вводили их в религиозный мир.

Участники исследования, позиционирующие себя в качестве атеистов, тоже отметили, что семья повлияла на формирование их религиозности. Среди респондентов этой группы были такие, чьи близкие родственники активно вовлекали ребенка в религиозный мир, выстраивая отношения с ребенком в системе объектного воздействия. Подобная стратегия родительского влияния привела к обратному результату: по мере взросления, приобретения личностной автономии, эти молодые люди отказались от мира религии, выбрали для себя атеистическое мировоззрение.

Таким образом, проведенное исследование позволяет говорить об особой роли семьи, близких родственников в процессе формирования религиозности личности. Влияние семьи на процесс формирования религиозности личности опирается на сложившуюся в семье систему межличностных отношений, особенностей отношения родителей или других взрослых родственников к ребенку (субъектных или объектных). Педагогическая позиция родителей в отношении взаимодействия с ребенком или воздействия на него оказывает значительное влияние на процесс религиозной инкультурации последнего. Влияние семьи и ближайшего окружения на формирование религиозности личности довольно неоднозначно: может ввести ребенка в мир религии или отдалить от него.

Изучение процесса детерминации религиозности личности выявило существование еще одного фактора — авторитетов. Авторитеты в жизни человека имеют особое влияние на его мировоззрение и мировосприятие. В основе этого влияния может быть вера или опыт взаимодействия, которые позволяют полагаться на мудрость и компетентность авторитета. Уважение, признание мудрости и нравственности авторитета делает мнение данного человека чрезвычайно важным для формирования любых убеждений, в том числе и касающихся религии. Мы полагаем, что мнение авторитетов становится особенно значимым на этапе активного формирования мировоззренческой позиции личности (в подростковом, юношеском возрасте). Именно в эти периоды жизни расширяются социальные контакты личности, увеличивается круг социального окружения, рядом появляются новые люди, мнение которых может влиять на формирование мировоззрения личности.

О наличии авторитета в процессе формирования религиозности сообщили единицы из участников нашего исследования. Это может быть связано с несколькими причинами. Во-первых, возможно, особенности личностного развития представителей юношества в современной России — доминирующая ориентация на учебно-профессиональную деятельность юношей и девушек — формирует особую ценность учебно-профессиональной деятельности, и если они и ищут авторитетов, то именно в сфере учебно-профессиональной деятельности. Во-вторых, отсутствие авторитетов в процессе формирования религиозности личности может быть связано с низкой значимостью религии в мировоззрении этой личности, номинативностью религиозности представителей современной молодежи (иногда религия только позиционируется как ценность личности). В-третьих, возможно, что те молодые люди, у кого религиозность занимает важное место в мировоззренческой системе, удовлетворяют потребность в авторитетном мнении среди близких родственников. Изучение причин невысокой значимости авторитета в процессе формирования религиозности личности представляется нам самостоятельной темой дальнейшего исследования. В рамках проведенного исследования данная задача не решалась, и мы ограничились констатацией факта ее существования, мы планируем обратиться к ней в будущих проектах.

Вернемся к вопросу роли авторитета в процессе формирования религиозности личности. О влиянии авторитета в процессе формирования религиозности, как уже указывалось выше, сообщили отдельные участники исследования из группы православных христиан, мусульман, но ни один из респондентов-атеистов подобного не заявил.

Один из участников исследования (мусульманин) сообщил о своем школьном учителе, который в контексте учебных и внеучебных занятий с увлечением рассказывал ученикам о культуре буддизма, ценностно-смысловой, мировоззренческой системе данной религии. Интерес к учителю, полученной от него информации стали факторами, направившими молодого человека к самостоятельному изучению буддизма. Сохраняя в собственном мировоззрении религиозность мусульманина, он отметил, что и буддизм постепенно стал оказывать влияние на его мировосприятие. Причины формирования у него подобной мировоззренческой позиции он видит в отсутствии опыта религиозной инкульту-рации в своей семье: «У меня родители хотя и мусульмане, но не очень верующие, никакие традиции у нас в доме не соблюдаются». Принадлежность к исламу он осознает как связь с предками, которая дана ему и не может быть изменена. Чувствуя интерес, испытывая симпатии к буддизму, он тем не менее принимает неизменность данной ему семьей культуры. Фактически религиозность этого юноши можно охарактеризовать как мультикультурализм: религии ислама и буддизма являются составляющими его мировоззренческой системы: ислам по традиции рода, буддизм по личному выбору. В понимании это молодого человека буддизм не может заменить ислам в его жизни, так как ислам является миром его предков, его культуры, и он не может и не хочет отказаться от него. Но буддизм вносит в его жизнь особое восприятие и принятие мира.

Другая участница исследования — православная христианка — рассказала о своем опыте влияния авторитета на формирование ее религиозности. С ее слов,

она получила опыт взаимодействия с «батюшкой в церкви», который помог ей понять смысл религии, ценность ее для человека. Общение со священником стало не частым, но регулярным, и именно этот факт оказал существенное влияние на ее религиозность. В индивидуальном интервью она более подробно рассказала, что получила этот опыт в сельской церкви (будучи в гостях у родственников), где священник тепло и близко общался со всеми прихожанами. Ее описания атмосферы в этом приходе были наполнены эмоционально положительными образами. Если до начала общения с этим представителем православного христианства она и осознавала свою религиозную принадлежность, то в процессе общения с ним «словно открылись глаза, я стала душой чувствовать Бога». Этой девушке авторитет помог сформировать необходимое эмоциональное отношение, принятие религии, что свидетельствует о значимости эмоционального отношения в формировании религиозности личности. Подробно об особенностях эмоционального отношения современных молодых людей к религии и кросс-культурном анализе данной проблемы мы писали ранее7.

Можно предположить, что появление в жизни личности авторитета как фактора формирования религиозности объясняется двумя причинами. С одной стороны, объективные обстоятельства жизни (увлеченный учитель, священник, интересный собеседник) могут способствовать формированию религиозности личности. С другой стороны, вероятно, должна быть внутренняя мотивацион-ная готовность самой личности к восприятию и принятию авторитетного мнения, т. е. должна быть сформирована активная мировоззренческая позиция личности к формированию собственной религиозности.

Именно она — активная мировоззренческая позиция личности представляет собой еще одну детерминанту в процессе формирования религиозности личности. Активная позиция позволяет личности самой участвовать в формировании собственной религиозности, своего мировоззрения. При этом личность меняет не только свой внутренний мир, но и социокультурное пространство вокруг себя. Выбирая значимые для себя социокультурные объекты и игнорируя незначимые, личность конструирует персональное социокультурное (в нашем случае — религиозное) пространство. Ресурсы собственной личности позволяют ей самой создавать среду в соответствии с собственными интересами и желаниями. Активная созидательная позиция дает личности возможность не только приспособиться к среде, но и приспособить среду к своим интересам, возможностям, своим индивидуальным особенностям.

Нельзя не отметить факт, что о собственной активности в процессе формирования своей религиозности участники нашего исследования упоминали довольно редко.

Один из респондентов (мусульманин), о котором мы писали выше, иллюстрируя фактор авторитета, отметил, что под воздействием авторитета (школьного учителя) у него начал формироваться интерес к изучению религии, а далее

7 Малявина С. С. Особенности эмоционального отношения к религиозной культуре в среде современной молодежи (кросс-культурное исследование) // Сибирский психологический журнал. 2014. Т. 52. С. 115-128.

он сам стал расширять, систематизировать информацию о религии, первоначально полученную от учителя.

Другой респондент (тоже мусульманин), отметивший важную роль в процессе формирования его религиозности близкого родственника, подчеркнул, что брат отца с такой любовью и трепетом рассказывал о Боге, что впоследствии он сам начал ощущать подобные чувства, стал стремиться к тому, чтобы испытывать глубокие переживания во время религиозных действий. Это потребовало «работы над собой», но постепенно стало удаваться. Системные религиозные действия привели к тому, что он почувствовал близость к Богу.

Некоторые из православных христиан тоже говорили о собственной активности в процессе формирования религиозности. Со слов респондентов, они самостоятельно решили прочитать Библию, при выборе времени и места посещения церкви руководствуются собственными личностными потребностями. «Я сам начал интересоваться религией еще в школе (в старших классах — уточнение получено в ходе индивидуального интервью. — С. М.). Прочитал Библию. Ну и вообще в интернете стал смотреть разную информацию». Следует отметить, что в аргументах, которые они упоминали, прослеживалось желание подчеркнуть свою самостоятельность, независимость, свойственные особенностям личностного развития в подростковом и юношеском возрасте (так называемое чувство взрослости).

О высокой значимости собственной активности в процессе формирования своей мировоззренческой позиции говорили и атеисты, но их активность все же имеет черты демонстративности: «Я — атеист, я ни во что такое не верю», «Я в себя верю, в свои силы». В основе их активности лежат категоричность и протестное отношение ко всему, что связано с религией. Они не столько конструируют собственное мировоззрение, сколько прикладывают усилия, чтобы продемонстрировать свою независимость и автономность от религии.

Одна из причин подобной позиции, на наш взгляд, заключается в опыте авторитарной религиозной инкультурации со стороны родителей или других родственников. Вероятно, именно этот опыт оказал значительное влияние на формирование у них активного протестного отношения к религии. Другой причиной отвержения религии этой группой молодых людей может быть особый статус, который занимает православное христианство в современной России, что для некоторых представителей юношеского возраста, молодежи, не желающих «быть как все», становится причиной отказа от религии.

Обобщая изучение активности как одной их детерминант формирования религиозности личности, отметим обнаруженную нами взаимосвязь этого фактора с факторами авторитета и семьи (близких родственников) в процессе формирования религиозности личности. Молодые люди, упоминавшие значимость собственной активности в процессе формирования религиозности, отмечали значимость авторитета, значимого человека из своего социального окружения или семьи (близкого родственника).

Мнение другого человека может стать авторитетным при харизматичности его личности и/или при субъективной личностной позиции, направленной на активный поиск личности в мировоззренческой сфере. Примером этому может

служить, в частности, юноша, который самостоятельно начал изучать буддизм: в силу возрастных особенностей (формирование мировоззрения в юношеском возрасте), индивидуально-психологических особенностей личностного развития, особенностей социальной среды, в частности отсутствия семейной религиозной инкультурации, юноша стал сензитивным к информации, позволяющей ему лучше понять устройство, закономерности мира. Религиозность этого молодого человека может быть охарактеризована ценностным отношением, принятием и ориентацией на мировоззренческие установки нескольких религий. Мировоззрение этого и ему подобных молодых людей выходит за рамки одной религии: они способны чувствовать свою причастность, поддерживать связь с несколькими религиями, пытаться учитывать смыслы и содержание нескольких религий в своей жизни. Они самостоятельно конструируют свою религиозность, опираясь на мировоззренческие системы нескольких религий. Подобный тип взаимоотношений с религиями рождает особый тип религиозности, который характеризуется индивидуализмом и субъективизмом.

Полученные результаты приводят нас к пониманию зависимости фактора активности личности в процессе становления собственной религиозности от специфики межличностных отношений личности со значимым человеком (авторитетом, близким родственником), осуществляющим процесс религиозной инкультурации. Позитивные межличностные отношения, таким образом, становятся основой для формирования собственной активности личности в процессе формирования религиозности личности. Негативное отношение, давление со стороны взрослого, напротив, снижают интерес к этой сфере человеческого мировоззрения или формируют активную позицию отвержения, неприятия религии. Как показало наше исследование, воинственная активность атеистов, как правило, взаимосвязана с прошлым опытом авторитарной религиозной инкуль-турации в семье.

Детерминанта собственной мировоззренческой активности личности, как показали результаты нашего исследования, имеет важное значение в процессе формирования религиозности личности. С одной стороны, она, вероятно, в высокой степени зависит от действия других факторов. С другой стороны, самостоятельная активность личности обладает потенциалом преломлять или усиливать воздействие других факторов. Следует отметить, что все участники исследования указывали, что на формирование их религиозности повлиял именно комплекс детерминант, которые, вступая во взаимодействие друг с другом, создают уникальную социокультурную систему, фон для формирования религиозности личности.

Ключевые слова: детерминанты, религиозность, социокультурные условия жизни, семья, авторитеты, активность.

Determinants of formation

of religious identity S. Malyavina

The article presents an analysis of the determinants of the formation of religious identity. Article Submissions are the results of qualitative research (focus group discussions and individualized interviews). The empirical work was conducted among university students of the Volgograd region (Orthodox Christians, Muslims, atheists).

In the course of the study revealed some basic determinants that determine the formation of religious identity: socio-cultural conditions of life, the family and close relatives, authorities, as well as the activity of the individual.

According to respondents, social and cultural conditions of life have a significant impact on the formation of religious identity. Thus, Orthodox Christians, Muslims and atheists have different opinions importance of this factor.

The study of the family as the determinants of the formation of religious identity, revealed the existence of two possible types of interpersonal relationships between close relatives and personality, based on the position taken by the relatives: the relationship of subject interaction between family members and the child or the relationship of the object relative impact on the child.

In the first case, the parents, respecting the position ofthe child and create conditions of cooperation, partnership in the development of a child of the religious world. In the second case, the parents are the child as an object of their own religious influence.

On the influence of authority and their own activity in the formation of religiosity reported units of study participants. In the study, we identified the relationship between these factors. Authority (enthusiastic teacher, priest) have an impact on the formation of religious identity only when formed motivational readiness of the individual to the perception and acceptance of authoritative opinion.

All participants in the study indicated that the formation of their religious influence is complex determinants, which, entering into interaction with each other, creating a unique socio-cultural system, the background to the formation of religious identity.

Keywords: determinants, religiousness, socio-cultural living conditions, family, authorities, activity.

Список литературы

1. Двойнин А. М. Смысложизненные ориентации религиозной личности // Вестник ПСТГУ. Сер. IV: Педагогика. Психология. 2011. Вып. 3 (22). С. 139-151.

2. Малявина С. С. Особенности эмоционального отношения к религиозной культуре в среде современной молодежи (кросс-культурное исследование) // Сибирский психологический журнал. 2014. Т. 52. С. 115-128.

3. Малявина С. С. Религия в мировоззрении атеистов (по материалам качественного исследования) // Вестник ПСТГУ. Сер. 1: Богословие. Философия. 2014. Вып. 5 (55). С. 68-78.

4. Мчедлов М. П. О религиозности российской молодежи // Социологические исследования. 1998. № 6. С. 107-111.

5. Петровский А. В., Ярошевский М. Г. Основы теоретической психологии. М., 1999. С. 343.

6. Склярова Т. В. Религиозная социализация: проблемы и направления исследований // Вестник ПСТГУ. Сер. IV: Педагогика. Психология. 2009. Вып. 4 (15). С. 7-17.

7. Яворский Р. Личностная и безличная религиозность: психологическая модель и ее эмпирическая верификация. URL: http://fapsyrou.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.