Научная статья на тему 'Смысложизненные ориентации, коммуникативные и мотивационные характеристики обучающихся центров по работе с одаренными детьми'

Смысложизненные ориентации, коммуникативные и мотивационные характеристики обучающихся центров по работе с одаренными детьми Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
0
0
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
смысложизненные ориентации / коммуникативные характеристики / учебная мотивация / регрессионный анализ / одаренные обучающиеся / образовательные центры / общеобразовательные школы

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Дикая Людмила Александровна, Рыжова Виктория Сергеевна

Введение. В статье впервые исследованы психологические особенности обучающихся центров по работе с одаренными детьми различных типов: основного и дополнительного образования. Целью статьи выступил анализ взаимосвязи смысложизненных ориентаций с учебными мотивами и коммуникативными характеристиками обучающихся центров и общеобразовательных школ. Методы. Исследование проводилось среди 280 обучающихся Специализированного учебно-научного центра Южного федерального округа (СУНЦ ЮФО) (54 человека), Образовательного центра «Сириус» (75 человек) и общеобразовательных школ г. Ростова-на-Дону (150 человек) в возрасте от 12 до 18 лет (средний возраст – 15,3 года); из них 157 женского и 123 мужского пола. Применен метод психологического тестирования. Методический инструментарий включал: Тест смысложизненных ориентаций (СЖО) Д. А. Леонтьева (Леонтьев, 2003), тест структуры учебной мотивации школьника М. В. Матюхиной (Матюхина, 1984), методику «Саморегуляция и успешность межличностного общения» В. Н. Куницыной (Куницына, Казаринова, Погольша, 2001). Данные обработаны методами математической статистики с помощью языка программирования R 4.1.3. Результаты. У обучающихся центров по работе с одаренными детьми, среди которых 40% обладают высокой осмысленностью жизни, показатели учебных мотивов выше по сравнению с учащимися школ, среди которых у 21% высокий уровень осмысленности жизни. Достоверные различия выявлены в познавательных мотивах, мотивах саморазвития и достижения, позиции школьника между обучающимися с низкими и высокими показателями осмысленности жизни. Обнаружены положительные взаимосвязи смысложизненных ориентаций с характеристиками, способствующими общению, и отрицательные – с характеристиками, затрудняющими общение. Факт обучения в Сириусе достоверно повышает вероятность достижения обучающимся высокого уровня результативности жизни. Обсуждение результатов. Обучающиеся центров по работе с одаренными детьми обладают более высоким уровнем осмысленности жизни по сравнению с обучающимися общеобразовательных школ. Коммуникативные характеристики зависят в большей степени от уровня осмысленности жизни, чем от типа образовательного учреждения. По результатам исследования представлены разработанные методические рекомендации для педагогов и психологов, работающих в центрах по работе с одаренными детьми по моделям СУНЦ и «Сириус».

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Дикая Людмила Александровна, Рыжова Виктория Сергеевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Смысложизненные ориентации, коммуникативные и мотивационные характеристики обучающихся центров по работе с одаренными детьми»

СМЬООЖИЗНЕННЫЕ ОРИЕНТАЦИИ, КОММУНИКАТИВНЫЕ И МОТИВАЦИОННЫЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ ОБУЧАЮЩИХСЯ ЦЕНТРОВ ПО РАБОТЕ С ОДАРЕННЫМИ ДЕТЬМИ

Людмила А. Дикая, Виктория С. Рыжова Российский психологический журнал, 21(1), 2024

ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПСИХОЛОГИЯ, ПСИХОДИАГНОСТИКА ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ СРЕД

Научная статья УДК 159.9.07 https://doi.org/10.21702/rpj.2024.1.7

Смысложизненные ориентации, коммуникативные и мотивационные характеристики обучающихся центров по работе с одаренными детьми

Людмила А. Дикая* , Виктория С. Рыжова

Южный федеральный университет, Ростов-на-Дону, Российская Федерация 'Почта ответственного автора: dikaya@sfedu.ru

Аннотация

Введение. В статье впервые исследованы психологические особенности обучающихся центров по работе с одаренными детьми различных типов: основного и дополнительного образования. Целью статьи выступил анализ взаимосвязи смысложизненных ориентаций с учебными мотивами и коммуникативными характеристиками обучающихся центров и общеобразовательных школ. Методы. Исследование проводилось среди 280 обучающихся Специализированного учебно-научного центра Южного федерального округа (СУНЦ ЮФО) (54 человека), Образовательного центра «Сириус» (75 человек) и общеобразовательных школ г. Ростова-на-Дону (150 человек) в возрасте от 12 до 18 лет (средний возраст -15,3 года); из них 157 женского и 123 мужского пола. Применен метод психологического тестирования. Методический инструментарий включал: Тест смысложизненных ориентаций (СЖО) Д. А. Леонтьева (Леонтьев, 2003), тест структуры учебной мотивации школьника М. В. Матюхиной (Матюхина, 1984), методику «Саморегуляция и успешность межличностного общения» В. Н. Куницыной (Куницына, Казаринова, Погольша, 2001). Данные обработаны методами математической статистики с помощью языка программирования R 4.1.3. Результаты. У обучающихся центров по работе с одаренными детьми, среди которых 40% обладают высокой осмысленностью жизни, показатели учебных мотивов выше по сравнению с

СМЫСЛОЖИЗНЕННЫЕ ОРИЕНТАЦИИ, КОММУНИКАТИВНЫЕ И МОТИВАЦИОННЫЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ ОБУЧАЮЩИХСЯ ЦЕНТРОВ

ПО РАБОТЕ С ОДАРЕННЫМИ ДЕТЬМИ

Людмила А. Дикая, Виктория С. Рыжова Российский психологический журнал, 21(1), 2024 ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПСИХОЛОГИЯ, ПСИХОДИАГНОСТИКА ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ СРЕД

учащимися школ, среди которых у 21% высокий уровень осмысленности жизни. Достоверные различия выявлены в познавательных мотивах, мотивах саморазвития и достижения, позиции школьника между обучающимися с низкими и высокими показателями осмысленности жизни. Обнаружены положительные взаимосвязи смысложизненных ориентаций с характеристиками, способствующими общению, и отрицательные - с характеристиками, затрудняющими общение. Факт обучения в Сириусе достоверно повышает вероятность достижения обучающимся высокого уровня результативности жизни. Обсуждение результатов. Обучающиеся центров по работе с одаренными детьми обладают более высоким уровнем осмысленности жизни по сравнению с обучающимися общеобразовательных школ. Коммуникативные характеристики зависят в большей степени от уровня осмысленности жизни, чем от типа образовательного учреждения. По результатам исследования представлены разработанные методические рекомендации для педагогов и психологов, работающих в центрах по работе с одаренными детьми по моделям СУНЦ и «Сириус».

Ключевые слова

смысложизненные ориентации, коммуникативные характеристики, учебная мотивация, регрессионный анализ, одаренные обучающиеся, образовательные центры, общеобразовательные школы

Финансирование

Работа выполнена при финансовой поддержке госзадания Минобрнауки России в сфере научной деятельности (FENW-2023-0062).

Для цитирования

Дикая, Л. А., Рыжова, В. С. (2024). Смысложизненные ориентации, коммуникативные и мотивационные характеристики обучающихся центров по работе с одаренными детьми. Российский психологический журнал, 21(1), 127-150. https://doi.Org/10.21702/rpj.2024.1.7

Введение

Талантливые, одаренные люди являются мощным ресурсом общественного развития. Современному обществу нужны творческие, активные, интеллектуально развитые граждане, которые знают свои сильные стороны и точки роста, знают, чему хотят научиться и чем будут заниматься в будущем. При существующей системе построения образовательного процесса в школах преподавателям становится непросто удовлетворить повышенный образовательный запрос таких учеников.

Смысложизненные ориентации, коммуникативные и мотивационные характеристики обучающихся центров по работе с одаренными детьми Людмила А. Дикая, Виктория С. Рыжова Российский психологический журнал, 21(1), 2024

ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПСИХОЛОГИЯ, ПСИХОДИАГНОСТИКА ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХСРЕД

На сегодняшний день существуют разные подходы к обучению детей с высокими способностями: ускорение, углубление, обогащение и проблематизация образования (Яковлев, Гафарова, Климович, 2015; Baccassino & Pinnelli, 2022; Smith, 2021). При этом наиболее перспективными считаются именно обогащение и проблематизация образования. Они ориентированы на изменение содержания учебной программы в сторону расширения взглядов, на выход за рамки стандартных изучаемых тем и на использование оригинальных объяснений проблем. Подходы к обучению детей с высокими способностями реализуются в различных формах организации обучения, среди которых выделяется совместное обучение. Совместное обучение - система общеобразовательных школ, в рамках которых создаются специальные условия для дифференцированного обучения детей и отдельные профильные классы. Более того, возможно длительное обучение, которое предполагает полное погружение в образовательную среду на этапе подготовки к сдаче государственных экзаменов в учреждениях, прикрепленных к университетам, или специализированных центрах, чтобы обучающиеся могли более точно выбрать свою образовательную траекторию. Применяется и форма с кратковременными программами с высоким уровнем подготовки и углубленным изучением предметов, которую предлагают учреждения дополнительно образования (Шумакова, 2020; Lewis, Boswell, 2020; VanTassel-Baska, 2021).

Все большую популярность среди педагогов и родителей набирают специализированные центры общего и дополнительного образования по работе с одаренными детьми, которые функционируют самостоятельно и при университетах (Шмелева, 2018). По состоянию на февраль 2024 года в России созданы и функционируют 17009 центров образования «Точка роста» для обучающихся общеобразовательных организаций в сельской местности и малых городах, 280 детских технопарка «Кванториум» (в том числе 145 технопарков на базе общеобразовательных организаций), 261 центр цифрового образования «IT-куб», 30 ключевых центров дополнительного образования детей, 85 мобильных технопарков «Кванториум», в 76 субъектах Российской Федерации функционируют региональные центры выявления, поддержки и развития способностей и талантов у детей и молодежи («Мини-Сириусы») (Национальный проект «Образование», 2024). Среди таких центров наиболее высокой репутацией пользуется образовательный центр «Сириус» фонда «Талант и успех» г. Сочи (далее - Сириус), а также Специализированные учебно-научные центры (далее - СУНЦ). В 2020 году в Южном федеральном округе (ЮФО) при Южном Федеральном университете открыт СУНЦ ЮФО. Хотя в школах активно внедряется проектная и исследовательская деятельность, которая направлена на развитие у обучающихся исследовательских, презентационных и оценочных умений, этого все еще недостаточно для удовлетворения интересов замотивированных обучающихся. Помимо развития у них когнитивных способностей также необходимо сопровождение и поддержание смысложизненных стратегий, мотивации, укрепление чувства ответственности,

Смысложизненные ориентации, коммуникативные И МОТИВАЦИОННЫЕ характеристики обучающихся центров

по работе с одаренными детьми Людмила А. Дикая, Виктория С. Рыжова Российский психологический журнал, 21(1), 2024

ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПСИХОЛОГИЯ, ПСИХОДИАГНОСТИКА ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХСРЕД

а также формирование навыков коммуникации, сотрудничества, критического мышления и анализа ошибок.

Отбор в специализированные центры общего и дополнительного образования по работе с одаренными детьми проводится на основе оценки портфолио обучающихся и как предметного, так и психологического тестирования. Особое внимание уделяется такому критерию отбора обучающихся, как «...результативное участие во всероссийских олимпиадах и конкурсах, различного рода региональных и международных соревнованиях» (Шмелева, 2018, с. 34). Олимпиады и конкурсы позволяют обучающимся наполнить свою жизнь не только учебной, но и активной внеурочной деятельностью, а также получить сертификаты, наполняющие портфолио. С другой стороны, когда школьные конференции и конкурсы становятся обыденностью, ученику сложно четко определить цель своего участия. Как правило, учителя могут просить детей посоревноваться с учениками из других школ или регионов для поднятия статуса школы, но самому ученику подобные мероприятия в таком случае будут малоинтересны. Мотивация в высоких достижениях может исчезнуть, за рутиной потеряется смысл демонстрировать свои неординарные знания и умения, проявится отчуждение в обучении (Абакумова, Мироненкова, Пеньков, 2019).

Современным одаренным детям и подросткам для поддержания и повышения учебной мотивации уже недостаточно стандартных предупреждений от преподавателей об отсутствии успеха в будущем или низкооплачиваемой работе без образования. Они и так уже много добились для своего возраста, и теперь учителям нужно не только стимулировать интерес к обучению, но и обращаться к смысложизненным ориентациям учеников.

Смысложизненные ориентации - организованная структура осмысленных взглядов, жизненных целей, оценок и осмысленных выборов, отражающих направленность личности и обеспечивающих удовлетворенность и целостную жизнедеятельность (Леонтьев, 2003). Смысложизненные ориентации выступают важным индикатором ценностей и направленности личности. Это уникальный критерий для учащихся с высокими образовательными потребностями, который может помочь им сплотиться на пути обучения и получения знаний.

Авторы не претендуют на идентификацию респондентов в рамках исследования как одаренных. Под термином «одаренные» в данной работе будут подразумеваться обучающиеся Специализированного учебно-научного центра Южного федерального округа и образовательного центра «Сириус». Данные учреждения ставят своей целью раннее выявление, воспитание и поддержку одарённых детей и талантливой молодежи, которые проявили выдающиеся способности. Данные центры созданы не только для опережающей профессиональной подготовки и углубленного обучения детей, но и для формирования универсальной системы отбора и продвижения лучших психолого-педагогических решений, технологий

СМЫСЛОЖИЗНЕННЫЕ ОРИЕНТАЦИИ, КОММУНИКАТИВНЫЕ И МОТИВАЦИОННЫЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ ОБУЧАЮЩИХСЯ ЦЕНТРОВ ПО РАБОТЕ С ОДАРЕННЫМИ ДЕТЬМИ

Людмила А. Дикая, Виктория С. Рыжова Российский психологический журнал, 21(1), 2024

ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПСИХОЛОГИЯ, ПСИХОДИАГНОСТИКА ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХСРЕД

и практик, способствующих достижению поставленной цели, что отражается в уставных документах и программах развития образовательных центров (Устав Образовательного Фонда «Талант и успех», 2021).

Изучение психологических, социальных и эмоциональных характеристик обучающихся средних и старших классов общеобразовательных школ является мировой тенденцией в контексте поддержания и развития одаренности (Дикая, Дикий, Покуль, 2019). Психологи и педагоги исследуют взаимосвязь высоких интеллектуальных способностей, креативности с психологическими особенностями подростков.

Учебная мотивация, коммуникативные способности и смысложизненные ориентации выступают в роли предикторов академической успешности и будущего профессионального становления. Смысложизненные ориентации интеллектуально одаренных учащихся рассматриваются как составляющая ценностно-смысловой сферы личности (Федосеева, Минеева, 2020; Спешилова, 2011); изучаются особенности одаренных обучающихся в коммуникативной сфере (Грушецкая & Щербинина, 2018) и учебная мотивации как предиктор академических достижений (Абраамян, 2019; Акованцева, 2016; Махина, 2018).Зарубежные исследователи изучали мотивационные составляющие учебной деятельности (Johnson, Irizarry, Nguyen & Maloney, 2018), рассматривали связь учебной мотивации с настойчивостью и таким понятием, как «твердость характера» («grit»), которое изучалось как старательность или упорство человека в достижении целей либо отстаивании взглядов (Duckworth, Peterson, Matthews & Kelly, 2007; Steenbergen-Hu, Olszewski-Kubilius, & Calvert, 2020), с эмоциональным интеллектом (Casino-Garcia, Llopis-Bueno & Llinares-Insa, 2021); выгорание среди школьников (Usân Supervia, Salavera Bordas & Murillo Lorente, 2020).

Период старшего школьного возраста считается сензитивным для формирования смысловой сферы личности и ее смысложизненных ориентаций. Многие ученые рассматривают этот вопрос как во взаимосвязи мотивационных структур студентов и значимых жизненных ориентаций личности (Каргин, Альканова, 2017; Мартюшев, 2020; Паскарь, 2021), так и в качестве отдельных факторов учебной мотивации и ценностно-смысловых аспектов жизни подростков (Клепач, Рубцова, 2019; Бадмаева, Матюхина, 2004).

Исследования обучающихся с повышенным образовательным запросом отмечают необходимость работы по повышению коммуникативных навыков обучающихся (Зинченко, 2018). В результате исследования, посвященного адаптации обучающихся, проведенного в СУНЦ ЮФО, было обнаружено, что 20,6% из них отмечают трудности в коммуникации с учителями (Зинченко, Семина, 2020). Личностные качества, влияющие на коммуникацию, становятся важными не только в связи с коллективным форматом реализации исследовательской деятельности, но и в связи с высокими рисками проблематизации данной сферы.

Сотрудники фонда «Талант и Успех» при изучении социально-эмоциональных характеристик обучающихся образовательного центра Сириус пользовались

Смысложизненные ориентации, коммуникативные и мотивационные характеристики обучающихся центров

по работе с одаренными детьми Людмила А. Дикая, Виктория С. Рыжова Российский психологический журнал, 21(1), 2024

ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПСИХОЛОГИЯ, ПСИХОДИАГНОСТИКА ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХСРЕД

психологическими методиками «Большая пятерка» и «Темная триада» (Ы^апоу et а1., 2020). Авторы говорят, что учащийся с более слабыми знаниями, но высокой учебной мотивацией и усилиями может быть вознагражден более высокой оценкой, чем учащийся с более сильными знаниями, но низкой мотивацией. В своей работе ученые отмечают достоверные различия между обучающимися Сириуса и общеобразовательных школ в таких шкалах, как «добросовестность», «экстраверсия», «открытость», «нарциссизм», «общее поведение», что также говорит о влиянии психологических характеристик на академические достижения, относительно которых происходит отбор в образовательные центры.

Сегодня высокая учебная мотивация совместно с новой формой организации образовательной деятельности побуждает к активной исследовательской деятельности не только состоявшихся или начинающих ученых, не только выпускников и студентов вузов, но и учащихся среднего и старшего школьного возраста. В рамках обучения в старшей школе обучающиеся определяются со своими жизненными планами на ближайшее время, как в целом, так и в плане профессиональной карьеры.

Таким образом, цель данного исследования - изучение смысложизненных ориентаций во взаимосвязи с учебными мотивами и коммуникативными характеристиками обучающихся образовательных центров по работе с одаренными детьми.

Методы Выборка

Выборка исследования составила 280 человек, среди которых обучающиеся общеобразовательных школ г. Ростова-на-Дону (150 человек), Специализированного учебно-научного центра ЮФО (54 человек) и образовательного центра «Сириус» (75 человек) в возрасте от 12 до 18 лет (средний возраст - 15,3 года); из них 44% мужского пола, 56% - женского.

Методики

В эмпирическом исследовании применялся метод психологического тестирования. Мы использовали следующие методики:

• Тест смысложизненных ориентаций (СЖО) Д. А. Леонтьева (Леонтьев, 2003);

• «Диагностика структуры учебной мотивации школьника» М. В. Матюхиной

(Матюхина, 1984);

• «Саморегуляция и успешность межличностного общения» (СУМО) В. Н.

Куницыной (Куницына, Казаринова, Погольша, 2001).

Смысложизненные ориентации, коммуникативные и мотивационные характеристики обучающихся центров по работе с одаренными детьми Людмила А. Дикая, Виктория С. Рыжова Российский психологический журнал, 21(1), 2024

ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПСИХОЛОГИЯ, ПСИХОДИАГНОСТИКА ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХСРЕД

Обработка результатов

Обработка данных проводилась методами математической статистики с помощью языка программирования R 4.1.3 и интегрированной среды RStudio.

Для проверки выборки на нормальность был проведен тест Шапиро-Уилка, результаты которого показали, что выборка данного исследования не является нормальной W = 0,97, р-уа1ие <0,05, и, следовательно, для дальнейшего анализа использовались непараметрические методы. Для выявления особенностей исследуемых характеристик одаренных обучающихся был проведен сравнительный анализ по критерию Краскела-Уоллиса. Для выявления достоверных взаимосвязей в мотивационных, коммуникативных характеристиках и смысложизненных ориентациях школьников использованы корреляционный анализ по критерию Спирмена и логистический регрессионный анализ.

Результаты

В таблице 1 представлены результаты описательного анализа не стандартизованных шкал методики СЖО для трех подгрупп респондентов, разделенных по образовательным учреждениям. Результаты других методик отображены в Приложении 1.

Таблица 1

Описательные статистики смысложизненных ориентаций респондентов и сравнительный анализ по критерию Краскела-Уоллиса

Общее кол-во респондентов: 280 чел

Мужской пол: 123 чел. Женский пол: 157 чел.

Школа 150 чел.

СУНЦ 55 чел.

Сириус 75 чел.

Шкалы методики СЖО Учреж- _ , MeN Mean Sd ,. Min Max дение dian Н

Школа 150 92,32 21,69 97 8 136

Осмысленность СУНЦ 55 104,07 21,04 104 54 152 17,22**

Сириус 75 102,84 18,66 103 48 134

Школа 150 27,79 7,62 28,5 8 45

Цели жизни СУНЦ 55 33,34 9,61 35 14 66 19,29**

Сириус 75 31,01 6,66 31 15 42

Смысложизненные ориентации, коммуникативные и мотивационные характеристики обучающихся центров

по работе с одаренными детьми Людмила А. Дикая, Виктория С. Рыжова Российский психологический журнал, 21(1), 2024

ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПСИХОЛОГИЯ, ПСИХОДИАГНОСТИКА ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХСРЕД

Общее кол-во респондентов: 280 чел

Мужской пол: 123 чел. Женский пол: 157 чел.

Школа 150 чел.

СУНЦ 55 чел.

Сириус 75 чел.

Шкалы методики СЖО Учреж- _ Me- м N Mean Sd ,. Mln Max дение dlan Н

Процесс жизни

Результативность

Локус

контроля - Я

Локус контроля -Жизнь

Школа 150 27,57 7,57 29 7 42

СУНЦ 55 31,47 10,60 32 8 80 11,89**

Сириус 75 30,43 7,39 32 8 42

Школа 150 22,8 6,38 23 7 35

СУНЦ 55 27,84 10,65 28 13 80 1712**

Сириус 75 25,77 5,98 25 9 35

Школа 150 19,03 5,13 20 7 32

СУНЦ 55 23,05 11,65 22 12 100 12,13**

Сириус 75 20,88 4,19 22 10 28

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Школа 150 28,08 7,27 29 7 42

СУНЦ 55 32,8 8,97 33 16 75 19,04**

Сириус 75 31,65 6,42 32 14 41

Примечание: р^аШе < 0.001 ***; 0.01 **; 0.05 *; коэффициент Н сравнительного анализа по критерию Краскела-Уоллиса.

коэффициент

Так как психологические методики оценивались в разных численных интервалах, для приведения шкал к единому виду была применена стандартизация данных.

В результате сравнительного анализа было выявлено, что значение общего показателя «Осмысленность жизни» теста СЖО обучающихся СУНЦ ЮФО достоверно выше, чем у обучающихся других образовательных учреждений (р <0,01) (табл. 1).

Сравнение учебных мотивов выявило достоверно более высокие результаты в шкалах «Познавательные мотивы», «Саморазвитие», «Позиция школьника» и «Мотивация достижения» у одаренных обучающихся по сравнению с остальными школьниками. При этом у обучающихся ОЦ «Сириус» достоверно ниже коммуникативные характеристики (р <0,01) (см. Приложение 1, табл. 1).

Среди коммуникативных характеристик не было обнаружено значимых различий между группами обучающихся в экспрессии, влиянии, открытости, эмпатии, агрессивности, сензитивности, манипулятивном и авторитарном стилях общения (р <0,05) (см. Приложение 1, табл. 2). Поэтому данные шкалы были исключены из дальнейшего анализа.

Смысложизненные ориентации, коммуникативные и мотивационные характеристики обучающихся центров по работе с одаренными детьми Людмила А. Дикая, Виктория С. Рыжова Российский психологический журнал, 21(1), 2024

ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПСИХОЛОГИЯ, ПСИХОДИАГНОСТИКА ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХСРЕД

Обучающиеся специализированного учебно-научного центра показали, с одной стороны, достоверно более высокие результаты в легкости и навыках общения, а, с другой, - наиболее низкие результаты по шкалам «Застенчивость» и «Некоммуникативность» (р <0,01).

Обучающиеся ОЦ «Сириус» обладают низкими показателями самоуважения и легкости в общении и высокими показателями по шкалам «Чувство одиночества» и «Отчужденность» (р <0,01). Ученики общеобразовательных школ г. Ростова-на-Дону обладают высокими результатами по шкалам «Навыки в общении» и «Застенчивость» (р <0,01). Кроме того, у представителей данной группы наиболее низкий показатель доверия на уровне статистической тенденции.

Так как обучающиеся общеобразовательных школ продемонстрировали достоверно низкие значения шкал смысложизненных ориентаций, а обучающиеся СУНЦ - высокие (табл. 1), для дальнейшего анализа участники исследования были разделены по уровню осмысленности жизни, что позволило выявить влияние личностных характеристик на смысловые конструкты респондентов. Общая шкала «Осмысленность жизни» была переведена в бинарный вид по правилу: все значения выше среднего на половину стандартного отклонения равны 1, в противном случае равны 0, что позволяет противопоставить примерно 70% респондентов с низким уровнем осмысленности против 30% с высоким уровнем (табл. 2).

Таблица 2

Распределение респондентов в зависимости от уровня смысложизненных ориентаций и образовательного учреждения

Школа

СУНЦ

Сириус

Общая выборка

Низкий уровень СЖО

Высокий уровень СЖО

79%

21%

56%

44%

63%

37%

70%

30%

В таблице 2 описано распределение респондентов различных образовательных учреждений по уровням смысложизненных ориентаций в описанном выше соотношении. Однако при рассмотрении внутри каждого учреждения отдельно можно выявить, что среди обучающихся образовательных центров обладателей высокого уровня смысложизненных ориентаций больше 30%. Более того, в специализированном учебно-научном центре при Южном федеральном университете группы респондентов распределились практически поровну. Из этого можно сделать вывод, что одаренные обучающиеся обладают большей мотивационной силой к жизненному поиску своего Я, сильным самоконтролем и стремятся большему проявлению социальной желательности по отношению к себе.

СМЫСЛОЖИЗНЕННЫЕ ОРИЕНТАЦИИ, КОММУНИКАТИВНЫЕ И МОТИВАЦИОННЫЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ ОБУЧАЮЩИХСЯ ЦЕНТРОВ

ПО РАБОТЕ С ОДАРЕННЫМИ ДЕТЬМИ

Людмила А. Дикая, Виктория С. Рыжова Российский психологический журнал, 21(1), 2024

ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПСИХОЛОГИЯ, ПСИХОДИАГНОСТИКА ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХСРЕД

Как показано на рисунке 1, у представителей группы с высоким уровнем смысложизненных ориентаций выше показатели учебных мотивов, способствующих саморазвитию, получению знаний и новых путей решения задач. Сравнительный анализ показал статистические различия в познавательных мотивах, мотивах саморазвития и достижения, позиции школьника, которые достоверно выше у обучающихся с высоким уровнем смысложизненных ориентаций (р <0,05).

Рисунок 1

Средние значения шкалучебныхмотивов респондентов с высоким и низким интегральным показателем методики СЖО «Осмысленность жизни»

Учебные мотивы 7,0 5,9 6,0 С. А -- С Э - - 6,2

^ Г) Ъ,1 5,0 Ь,2

А П 4,1 4,1 4,0 ■

ч^и 3,0 2,0 1,0 п

Познавательные* Коммуникативные Саморазвитие* Позиция школьника ■ Низкий уровень ■ Высокий уровень Достижение*

Примечание: * - отмечена статистическая значимость различий (р <0,05).

Иная картина получилась при сравнении коммуникативных особенностей респондентов. Доказано, что у обучающихся с высоким уровнем СЖО выражены более высокие показали по характеристикам, облегчающицм общение, в то время как у группы с низкими СЖО более высокие результаты по характеристикам, препятствующим построению социальных контактов (табл. 3).

Таблица 3

Средние значения шкал СУМО обучающихся с различным уровнем СЖО

Шкалы СУМО Низкий уровень СЖО Высокий уровень СЖО

Легкость* 7,0 8,1

Навыки* 7,2 8,1

Самоуважение* 5,8 6,5

Смысложизненные ориентации, коммуникативные и мотивационные характеристики обучающихся центров по работе с одаренными детьми Людмила А. Дикая, Виктория С. Рыжова Российский психологический журнал, 21(1), 2024

ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПСИХОЛОГИЯ, ПСИХОДИАГНОСТИКА ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХСРЕД

Шкалы СУМО Низкий уровень СЖО Высокий уровень СЖО

Некоммуникативность* 5,9 5,0

Отчужденность* 5,7 4,8

Застенчивость* 5,7 4,5

Одиночество* 5,5 4,4

Доверие* 6,8 7,8

Примечание: * - отмечена статистическая значимость различий (р <0,05).

Далее для выявления взаимосвязей смысложизненных ориентаций с учебными мотивами и коммуникативных характеристиками обучающихся был проведен корреляционный анализ по критерию Спирмена между группами обучающихся из специализированных центров и общеобразовательных школ, а также с высоким и низким уровнем смысложизненных ориентаций (табл. 4).

Таблица 4

Результаты корреляционного анализа Спирмена интегрального показателя методики СЖО «Осмысленность жизни» с учебными мотивами для разных групп

Общеобра- Высокий щиеся Низкий

Учебные мотивы зовательная уровень

спец, уровень СЖО

школа СЖО

центров

Познавательные 0,17*

Коммуникативные 0,16

Эмоциональные -0,04

Саморазвитие 0,12

Позиция школьника 0,3*

Достижение 0,26*

Внешние мотивы 0,02

0,2 -0,05

-0,02

0,19*

0,1

0,23* -0,08

0,08* 0,11

0,01

0

0,08 0

-0,16

0,15 0,01

0,05

0,18*

0,13

0,26* 0,05

Примечание: *р^а!ые < 0,05

Смысложизненные ориентации, коммуникативные и мотивационные характеристики обучающихся центров

по работе с одаренными детьми Людмила А. Дикая, Виктория С. Рыжова Российский психологический журнал, 21(1), 2024

ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПСИХОЛОГИЯ, ПСИХОДИАГНОСТИКА ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХСРЕД

Результаты анализа (табл. 4) показали статистически достоверные корреляции познавательных мотивов и осмысленности жизни (г = 0,17; р <0,05), также осмысленности жизни с позицией школьника (г = 0,3; р <0,05) и мотивом достижений (г = 0,26; р <0,05) у группы обучающихся специализированных центров. При этом корреляция со шкалой «Саморазвитие» обнаружена у группы обучающихся с низким показателем «Осмысленность жизни» (г = 0,26; р <0,05) и из общеобразовательных школ (г = 0,23; р <0,05).

Следовательно, для обучающихся образовательных центров, большая часть из которых обладают высоким уровнем СЖО, при обучении приоритетными являются стремление овладеть новыми знаниями, стремление понять ключевые принципы и идеи интересующей сферы. Они способны самостоятельно регулировать свою учебную деятельность и формулировать результат, который хотят получить. С другой стороны, обучающиеся с низким уровнем СЖО больше получают удовольствие от процесса обучения, обладают поставленной целью развития креативности, поиска нетривиальных решений задачи.

Среди всех групп сохраняется тенденция отрицательных взаимосвязей смысложизненных ориентаций с характеристиками, затрудняющими общение, и положительных взаимосвязей со способствующими характеристиками вне зависимости от уровня смысложизненных ориентаций и образовательного учреждения (табл. 5), что подтверждают данные сравнительного анализа. Более того, группа обучающихся специализированных центров показала самые сильные корреляции среди всех групп респондентов, в то же время у обучающихся, обладающих низким уровнем СЖО, были отмечены более слабые взаимосвязи осмысленности жизни с коммуникативными характеристиками.

Таблица 5

Результаты корреляционного анализа Спирмена интегрального показателя методики СЖО «осмысленность жизни» и со шкалами методики СУМО

Осмысленность Обучающиеся спец. центров Общеобразовательная школа Высокий уровень СЖО Низкий уровень СЖО

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Легкость 0,35* 0,16* 0,26* 0,19*

Навыки общения 0,36* 0,2* 0,31* 0,22*

Самоуважение 0,31* 0,17* 0,23* 0,17*

Некоммуни- -0,26* -0,26* -0,36* -0,17*

кативность

Отчужденность -0,36* -0,17* -0,24* -0,18*

Застенчивость -0,33* -0,18* -0,26* -0,13

Доверие 0,29* 0,19* 0,18 0,17*

Одиночество -0,39* -0,29* -0,29* -0,28*

Примечание: * - р^а1ие < 0,05.

Смысложизненные ориентации, коммуникативные И МОТИВАЦИОННЫЕ характеристики обучающихся центров по работе с одаренными детьми Людмила А. Дикая, Виктория С. Рыжова Российский психологический журнал, 21(1), 2024

ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПСИХОЛОГИЯ, ПСИХОДИАГНОСТИКА ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХСРЕД

На следующем этапе был проведен расчет вероятности изменения смысложизненных ориентаций обучающихся в зависимости от выраженности у них учебных мотивов и коммуникативных характеристик с помощью множественного регрессионного анализа. Так как корреляционный анализ показал достоверно положительную взаимосвязь СЖО с мотивами достижения, которые отвечают за достижение поставленной цели или получение результата, в первой модели логистической регрессии зависимой переменной выступил бинарный показатель результативности жизни. Результаты респондентов, которые были выше 0,5 стандартного отклонения, интерпретировались как 1 (высокий уровень), иначе -0 (низкий уровень). В качестве независимых переменных взяты коммуникативные характеристики и тип образовательного учреждения. Контролирующими переменными были взяты пол и возраст респондентов. Результаты построения модели показаны в таблице 6, предельные эффекты проиллюстрированы на рисунке 2.

Таблица 6

Результаты логистической регрессии влияния коммуникативных характеристик на результативность жизни обучающихся различных образовательных учреждений

Шкалы Результативность Предельный эффект

Навыки общения 0,65 (0,18) *** 0,12

Доверие 0,29 (0,16) • 0,05

Застенчивость 0,16 (0,18) 0,03

Некоммуникативность -0,34 (0,17) * -0,06

ОУ: Сириус 0,98 (0,33) ** 0,19

ОУ: СУНЦ 0,54 (0,38) 0,1

Возраст -0,02 (0,1) 0

Пол: Мужской 0,02 (0,3) 0

Intercept -1,05 (1,62) -

Pseudo R2 0,13

N 280

Примечание: p-value < 0,0001 ***; 0,001 **; 0,01 *; образовательного учреждения - общеобразовательная пола - женский. 0,05 • Референтная группа для школа, референтная группа для

СМЫСЛОЖИЗНЕННЫЕ ОРИЕНТАЦИИ, КОММУНИКАТИВНЫЕ И МОТИВАЦИОННЫЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ ОБУЧАЮЩИХСЯ ЦЕНТРОВ

ПО РАБОТЕ С ОДАРЕННЫМИ ДЕТЬМИ

Людмила А. Дикая, Виктория С. Рыжова Российский психологический журнал, 21(1), 2024

ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПСИХОЛОГИЯ, ПСИХОДИАГНОСТИКА ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХСРЕД

Рисунок 2

Предельные эффекты предикторов, влияющих на обладание высоким уровнем результативность жизни

Навыки общения -

Доверие -

Застенчивость -

-0.06

Некоьшуникативность - 9—

□У: Сириус -

□У: СУНЦ-

Воэрасг-

0 05

0.03

0.12

0.19

0.1

Поп: Мужской -

0.0 0.1 02 Предельные эффекты

Результаты модели показали, что у обучающихся, обладающих выраженными навыками общения, до 12% выше вероятность оказаться в группе с высокой результативностью жизни. «Доверие» до 5% повышает вероятность обладания высокой результативностью жизни, в то время как «Некоммуникативность» до 6% снижает эту вероятность. «Застенчивость» не показала необходимой статистической достоверности. У обучающиеся образовательного центра «Сириус» до 19% достоверно, у обучающихся СУНЦ до 10% на уровне статистической тенденции выше вероятность оказаться в группе с высоким показателем по шкале «Результативность жизни», чем у обучающихся общеобразовательных школ. Факторы пола и возраста показали незначительно маленький предельный эффект.

Во второй модели логистической регрессии в качестве Y была использована переменная «Осмысленность жизни». В качестве независимых Х взяты «Позиция школьника», «Познавательные учебные мотивы», «Самоуважение», «Чувство одиночества» и образовательное учреждение. Контролирующими переменными также были взяты пол и возраст респондентов. Результаты построения модели показаны в таблице 7, предельные эффекты проиллюстрированы на рисунке 3.

СМЬООЖИЗНЕННЫЕ ОРИЕНТАЦИИ, КОММУНИКАТИВНЫЕ И МОТИВАЦИОННЫЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ ОБУЧАЮЩИХСЯ ЦЕНТРОВ ПО РАБОТЕ С ОДАРЕННЫМИ ДЕТЬМИ

Людмила А. Дикая, Виктория С. Рыжова Российский психологический журнал, 21(1), 2024

ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПСИХОЛОГИЯ, ПСИХОДИАГНОСТИКА ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХСРЕД

Таблица 7

Результат логистической регрессии влияния учебных мотивов и коммуникативных характеристик на осмысленность жизни обучающихся различных образовательных учреждений

Шкалы Осмысленность жизни Предельный эффект

Позиция школьника 0,36 (0,15) * 0,06

Познавательные мотивы 0,33 (0,15) * 0,06

Одиночество -0,39 (0,15) * -0,07

Самоуважение 0,31 (0,15) * 0,06

ОУ: Сириус 0,79 (0,34) * 0,15

ОУ: СУНЦ 0,77 (0,38) * 0,14

Возраст 0,08 (0,1) 0,01

Пол: Мужской -0,37 (0,3) -0,07

Intercept -2,47 (1,58) -

Pseudo R2 0,12

_N_280_

Примечание: p-value < 0,0001 ***; 0,001 **; 0,01 *; 0,05 • Референтная группа для образовательного учреждения - общеобразовательная школа, референтная группа для пола - женский.

Рисунок 3

Предельные эффекты предикторов, влияющих на обладание высоким уровнем интегрального показателя методики СЖО «осмысленность жизни»

Позиция школьника-

0.06

Познавательные" -

-0.07

Одиночество" -

Самоуважение -ОЦ: Сириус -ОЦ: СУНЦ-Возраст-Пол: Мужской -

-0.07

-0.05 0.00 0.05 0.10 0.15

Предельные эффекты

Смысложизненные ориентации, коммуникативные И МОТИВАЦИОННЫЕ характеристики обучающихся центров

по работе с одаренными детьми Людмила А. Дикая, Виктория С. Рыжова Российский психологический журнал, 21(1), 2024

ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПСИХОЛОГИЯ, ПСИХОДИАГНОСТИКА ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХСРЕД

Регрессионный анализ показал, что «Позиция школьника» и «Познавательные учебные мотивы» могут до 6% повысить вероятность обладания высоким уровнем осмысленности жизни. При этом «Самоуважение» при увеличении на одно стандартное отклонение статистически достоверно до 6% может повысить интегральный показатель «Осмысленность жизни». Чувство одиночества может достоверно до 7% снизить интегральный показатель «Осмысленность жизни».

Интересным результатом является статистически достоверное влияние обучения в специализированном центре на обладание высокими показателями смысложизненных ориентаций. У обучающихся образовательного СУНЦ - до 14% выше «Осмысленность жизни» в сравнении с учениками общеобразовательной школы, у учеников образовательного центра «Сириус» - до 15%.

Обсуждение результатов

У респондентов, обучающихся в образовательном центре «Сириус» и общеобразовательных школах, достоверно ниже показатель осмысленности жизни, чем у обучающихся из СУНЦ. Это может быть связано с тем, что СУНЦ проводит многоступенчатый отбор обучающихся, и обучающиеся осознанно выбирают образовательные учреждение со строгими критериями поступления, более плотной образовательной программой. Соответственно, они лучше понимают и умеют распределять имеющиеся ресурсы и возможности, демонстрируют более осознанное поведение, что подтверждается результатами исследования А. А. Родины и Н. Г. Абрамяна, посвященного связи смысложизненных ориентаций с академической успеваемостью (Родина & Абрамян, 2019). Это предположение также согласуется с полученными нами данными по шкалам «Цели жизни» и «Результативность» методики СЖО Д. А. Леонтьева. В своем исследовании Федосеева Т. Е. и Минеева Е. Д. также выявили, что одаренным обучающимся более важен результат деятельности (89%), а не ее процесс (77%). Одаренные ученики ограничивают круг общения, фокусируясь на внутренних ощущениях, рассчитывают только на собственные возможности, детерминируя успехи или огорчения строго внутренними факторами (Федосеева, Минеева, 2020).

При сравнении групп с низким и высоким интегральным показателем осмысленности жизни выявлены достоверные различия в познавательных учебных мотивах, мотивах саморазвития и достижения, позиции школьника (р < ,005), что также подтверждается корреляционным анализом. Результаты показали, что обучающиеся специализированных центров, среди которых 40% обладают высокой осмысленностью жизни, также имеют и более высокие показатели учебных мотивов, чем школьники, среди которых всего 21% обучающихся с высокими смысложизненными ориентациями. При этом среди обучающихся центров обнаружена взаимосвязь мотива достижения и позиции школьника с

Смысложизненные ориентации, коммуникативные и мотивационные характеристики обучающихся центров по работе с одаренными детьми Людмила А. Дикая, Виктория С. Рыжова Российский психологический журнал, 21(1), 2024

ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПСИХОЛОГИЯ, ПСИХОДИАГНОСТИКА ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХСРЕД

осмысленностью жизни. Похожие результаты получили Дворецкая Т. А. и Ахмадиева Л. Р. - «внутренний мотив успеха как результата собственной деятельности связан со шкалой процесса жизни и результативностью жизни» (Дворецкая, Ахмадиева, 2018, с. 173).

С другой стороны, у школьников и у обучающихся с низким уровнем СЖО выявлена взаимосвязь показателей саморазвития и достижения. Возможно, эти обучающиеся стремятся к обучению и саморазвитию, но фокус их усилий направлен на решение конкретных задач «здесь и сейчас», что не оказывает влияния на смысложизненные ориентации.

Корреляционный анализ показал достоверные положительные взаимосвязи СЖО с характеристиками, способствующими общению, например, с самоуважением, и отрицательные - с характеристиками, затрудняющими общение, такими как «Некоммуникативность», «Застенчивость» и «Чувство одиночества» (р <0,05). Следует отметить, что у обучающихся специализированных учреждений по работе с одаренными детьми и у обучающихся с высоким уровнем СЖО взаимосвязи выражены более сильно, чем у представителей других групп. Сравнительный анализ также показал, что у респондентов с высоким уровнем СЖО статистически достоверно (р <0,05) выше коммуникативные характеристики, способствующие общению, а у группы с низким уровнем СЖО, наоборот - затрудняющие общение. Таким образом, коммуникативные характеристики зависят от уровня осмысленности жизни, но не зависят от характера образовательного учреждения.

Для проверки гипотезы о влиянии образовательного учреждения на уровень осмысленности жизни был проведен множественный регрессионный анализ.

Первая модель показала, что факт обучения в образовательном центре «Сириус» достоверно повышает вероятность того, что обучающийся будет обладать высоким уровнем результативности жизни. В Сириусе обучение построено в плотном графике ускоренного обучения, включающем ежедневные мастер-классы, занятия повышенной сложности и эксперименты. Ученики открывают для себя новые возможности в развитии талантов благодаря встречам с учеными и специалистами узких направлений, консультациям с высококвалифицированными педагогами, а также работе над собственными проектами, интеллектуальными продуктами и творческими работами. Н. Б. Шумакова в своих исследованиях отмечает, что подобная акселерация и обогащение образовательной программы подтверждает положительный эффект в отношении учебной мотивации и академических успехов, развитии социального интеллекта обучающихся (Шумакова, 2020). Юниоры-исследователи в течение короткой образовательной смены охватывают новые, ранее недоступные области личностного развития, чтобы продолжить работать в новом ключе в своих школах и далее продвигать свои начинания на конкурсах и конференциях. Строгий отбор обучающихся позволяет сформировать классы/команды с оптимальной психологической средой, в которой одарённые

СмЫСЛОжИЗНЕННЫЕ ОРИЕНТАЦИИ, КОММУНИКАТИВНЫЕ И МОТИВАЦИОННЫЕ хАРАКТЕРИСТИКИ ОБУЧАЮЩИхСя ЦЕНТРОВ

по работе с одаренными детьми Людмила А. Дикая, Виктория С. Рыжова Российский психологический журнал, 21(1), 2024

ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПСИХОЛОГИЯ, ПСИХОДИАГНОСТИКА ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХСРЕД

обучающиеся развивают свои таланты среди таких же сильных учеников, имеющих исследовательский интерес в схожей научной области. Таким образом, происходит поддержка учебной мотивации в процессе обучения, что подтверждается полученными данными второй регрессионной модели: мотивы достижения и позиция школьника статистически выше у учеников центра «Сириус» и СУНЦ, чем у обучающихся общеобразовательных школ.

Заключение

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

В данной статье проанализированы различные аспекты обучения детей с повышенным образовательным запросом, учитывая их смысложизненные ориентации, учебные мотивы и коммуникативные характеристики.

Обучающиеся специализированных учреждений по работе с одаренными детьми достоверно обладают более высоким уровнем осмысленности жизни, чем обучающиеся общеобразовательных школ. В свою очередь, учебные мотивы выражены достоверно выше у обучающихся с высоким интегральным показателем методики СЖО «Осмысленность жизни». Обучающиеся обладают более сформированными представлениями о своих достоинствах и возможных точках роста, поэтому они готовы проходить многоступенчатые отборы. Подобные центры предлагают «обогащенное обучение», включающее в образовательную программу дополнительные «внешкольные» дисциплины, стимулирующие исследовательский интерес детей, способствующие развитию мотивации, интеллектуальных способностей и креативности, в отличие от общеобразовательных учреждений.

Коммуникативные характеристики зависят в большей степени от уровня СЖО, чем от образовательного учреждения, в котором обучается респондент. Следовательно, при реализации образовательной программы в центрах по работе с одаренными детьми использование технологий проектного и асинхронного обучения, массовые открытые онлайн курсы, методики ускоренного обучения (интенсивы), форсайт-сессии и метод мозгового штурма, а также эффективного сочетания летних программ позволяют наилучшим образом стимулировать социально-эмоциональное, творческое и интеллектуальное развитие обучающихся.

Методические рекомендации для педагогов и педагогов-психологов

Результаты исследования легли в основу методических рекомендаций для педагогов и педагогов-психологов, работающих в специализированных центрах по работе с одаренными детьми по образцу СУНЦ и Сириуса. Ниже представлены основные идеи разработанных нами рекомендаций.

• Прежде всего необходимо ознакомить обучающихся с программой их психолого-педагогического сопровождения, с психологом и сотрудниками программы. Это способствует быстрой психологической адаптации, поможет

СМЫСЛОЖИЗНЕННЫЕ ОРИЕНТАЦИИ, КОММУНИКАТИВНЫЕ И МОТИВАЦИОННЫЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ ОБУЧАЮЩИХСЯ ЦЕНТРОВ ПО РАБОТЕ С ОДАРЕННЫМИ ДЕТЬМИ

Людмила А. Дикая, Виктория С. Рыжова Российский психологический журнал, 21(1), 2024

ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПСИХОЛОГИЯ, ПСИХОДИАГНОСТИКА ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХСРЕД

сознать доверительные отношения позволит понять, что детям могут оказать поддержку при выборе индивидуальной траектории обучения, помощь в социализации и профориентации, а также в аспектах взаимодействия с педагогическим составом и администрацией учреждения;

• Для профилактики конфликтности и чувства одиночества необходимо включать в обучение групповые проекты, мастер-классы, форсайт-сессии и семинары, где спикерами также являются обучающиеся;

• Нельзя забывать и о стимуле, мотивации к саморазвитию. Важно предлагать обучающимся самостоятельный поиск решения. Направлять его стремление на поиск ответов на вопросы о неизвестных и открываемых явлениях, раскрывать его креативные способы познания мира;

• Для развития мотивов познания и укрепления уверенности в себе необходимо использовать методы перевернутого и проблемного обучения, проектные и интерактивные технологии, которые наилучшим образом позволяют проявить детям свои неординарные способности.

Литература

Абакумова, И. В., Мироненкова, Н. Н., Пеньков, Д. В. (2019). Смыслотехники, обращенные к субъектному опыту обучающегося как основе его ценностно-смыслового выбора на примере математики. Российский психологический журнал, 16(2), 63-80. https:// doi.org/10.21702/rpj.2019.2.4

Абраамян, Т. А. (2019, октябрь). Учебная мотивация одаренных детей в рамках современного обучения. Инновации в развитии одаренности: от книги до IT-решений: Сборник научных статей Международной научно-практической конференции. Саратовский национальный исследовательский государственный университет имени Н. Г. Чернышевского.

Акованцева, Л. И. (2016). Одаренность, мотивация, успеваемость: трудности и конфликты. Вестник Удмуртского университета. Серия «Философия. Психология. Педагогика», 2016, 2.

Бадмаева, Н. Ц., Матюхина, М. В. (2004). Изучение мотивационной сферы учащихся. Влияние мотивационного фактора на развитие умственных способностей: Монография. Улан-Удэ.

Грушецкая, И. Н., Щербинина, О. С. (2018). Взаимодействие одаренных школьников с микросоциумом как условие их социального развития. Перспективы Науки и Образования, 5(35), 136-144. https://doi.Org/10.32744/pse.2018.5.15

Дворецкая, Т. А., Ахмадиева, Л. Р. (2018). Смысложизненные ориентации и мотивы учебной деятельности студентов вузов. Вестник Московского государственного лингвистического университета. Образование и педагогические науки, 5(802), 166-177.

Дикая, Л. А., Дикий, И. С., Покуль, Е. Б. (2019). Одаренность, ее виды и формы проявления: психологический и психофизиологический подходы. Южный федеральный университет.

Зинченко, Е. В. (2018). Профессиональная карьера талантливой молодежи: перспективы и возможные риски. В: Личность в культуре и образовании: психологическое сопровождение, развитие, социализация: материалы всероссийской научно-практической конференции. Ростов-на-Дону.

СМЫСЛОЖИЗНЕННЫЕ ОРИЕНТАЦИИ, КОММУНИКАТИВНЫЕ И МОТИВАЦИОННЫЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ ОБУЧАЮЩИХСЯ ЦЕНТРОВ

ПО РАБОТЕ С ОДАРЕННЫМИ ДЕТЬМИ

Людмила А. Дикая, Виктория С. Рыжова Российский психологический журнал, 21(1), 2024

ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПСИХОЛОГИЯ, ПСИХОДИАГНОСТИКА ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХСРЕД

Зинченко, Е. В., Семина, О. П. (2020). Социально-психологическая адаптация одаренных старших школьников. Личность в культуре и образовании: психологическое сопровождение, развитие, социализация: материалы международной научно-практической конференции. Ростов-на-Дону.

Каргин, М. И., Альканова, А. С. (2017). Особенности ценностных ориентаций и мотивации учения у учащихся старших классов общеобразовательных школ. Современные проблемы науки и образования, 3.

Клепач, Ю. В. Рубцова, Т. В. (2019). Особенности мотивации учебной деятельности подростков. Научно-педагогическое обозрение. Pedagogical Review, 6(28), 63-72. https://doi.org/10.23951/2307-6127-2019-6-63-72

Куницына, В. Н., Казаринова, Н. В., Погольша, В. М. (2001). Межличностное общение. Питер.

Леонтьев, Д. А. (2003). Психология смысла: природа, структура, динамика смысловой реальности. Смысл.

Мартюшев, С. В. (2020). Смысложизненные ориентации и мотивация достижения успеха в учебе у студентов очной формы обучения. Международный студенческий научный вестник, 1.

Матюхина, М. В. (1984). Мотивация учения младших школьников. Образование. Пед. науки. Педагогика.

Махина, В. В. (2018, октябрь). Способности и мотивация одаренных детей. Психолого-педагогическое сопровождение образовательного процесса: Сборник материалов I-й научно-практической конференции. Общество с ограниченной ответственностью «Издательство Типография «Ариал».

Национальный проект «Образование». Ключевые результаты национального проекта «Образование» по итогам 2019-2023 годов (Последнее обновление: 08 февраля 2024, 16:02). URL: https://edu.gov.ru/national-proiect/results/

Паскарь, М. А. (2021). Соотношение мотивации учебной деятельности и смысложизненных ориентаций в студенческом возрасте. Научный форум: Педагогика и психология, 1(46).

Приказ Южного Федерального университета №83-ОД о создании в структуре университета «Специализированного учебно-научного центра Южного федерального округа» и об утверждении положения о центре от 28.04.2020 г.

Родина, А. А., Абрамян, Н. Г. (2019). Теоретическое обоснование связи смысложизненных ориентаций с академической успеваемостью в юношеском возрасте в отечественной и зарубежной психологии. В: Е. В. Пронина (ред.). Молодежь и будущее: профессиональная и личностная самореализация материалы VIII Всероссийской научно-практической конференции по психологии с международным участием. Издательство ТранзитИКС.

Спешилова, Т. С. (2011). Особенности и развитие ценностно-смысловой сферы личности интеллектуально одаренных учащихся. Вестник Костромского государственного университета. Серия: Педагогика. Психология. Социокинетика, 2, 164-166.

Устав Образовательного Фонда «Талант и успех» от 30.08.2021. Краснодарский край, г. Сочи. 2021. URL: https://sochisirius.ru/uploads/2022/08/%D0%A3%D1%81%D1%82%D0% B0%D0%B2.%2031_08_2021.pdf

Федосеева, Т. Е., Минеева, Е. Д. (2020). Личностные факторы перфекционизма воспитанников центра одаренных детей. Проблемы современного педагогического образования, 69(4), 332-335.

Шмелева, Е. В. (2018). Одаренная молодежь и развитие новых образовательных технологий как политическая проблема. Полис. Политические исследования, 2, 29-36. https:// doi.org/10.17976/ipps/2018.02.03

Смысложизненные ориентации, коммуникативные И МОТИВАЦИОННЫЕ характеристики обучающихся центров по работе с одаренными детьми Людмила А. Дикая, Виктория С. Рыжова Российский психологический журнал, 21(1), 2024

ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПСИХОЛОГИЯ, ПСИХОДИАГНОСТИКА ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХСРЕД

Шумакова, Н. Б. (2020). Обучение одаренных и талантливых детей в контексте доказательной практики. Социальные науки и детство, 1(1), 34-46. https://doi. org/10.17759/ssc.2020010103 Яковлев, Б. П., Гафарова, Г. И., Климович, Л. А. (2015). Инновационный подход к обучению одаренных детей в современной общеобразовательной школе. Современные исследования социальных проблем, 11(55), 587-593. https://doi.org/10.12731/2218-7405-2015-11-48

Casino-Garcia, A. M., Llopis-Bueno, M. J., & Llinares-Insa, L. I. (2021). Emotional Intelligence Profiles and Self-Esteem/Self-Concept: An Analysis of Relationships in Gifted Students. International Journal of Environmental Research and Public Health, 18(3), 1006. https:// doi.org/10.3390/ijerph18031006 Baccassino, F., & Pinnelli, S. (2022). Giftedness and gifted education: A systematic literature

review. Frontiers in Education, 7, 1073007. https://doi.org/10.3389/feduc.2022.1073007 Duckworth, A. L., Peterson, C., Matthews, M. D., & Kelly, D. R. (2007). Grit: perseverance and passion for long-term goals. Journal of Personality and Social Psychology, 92(6), 10871101. https://doi.org/10.1037/0022-3514.92.61087 Johnson, J., Irizarry, M., Nguyen, N., & Maloney, P. (2018). Part 1: Foundational Theories of Human Motivation. Motivation 101: A Guide for Public Servants. University of Central Florida.

Lewis, K. D., & Boswell, C. (2020). Perceived challenges for rural gifted education. Gifted Child

Today, 43(3), 184-198. https://doi.org/10.1177/1076217520915742 Likhanov, M. V. Tsigeman, E. S., Papageorgiou, K. A., Akmalov, A. F., Sabitov, I. A., & Kovas, Y. V. (2020). Ordinary extraordinary: Elusive group differences in personality and psychological difficulties between STEM-gifted adolescents and their peers. British Journal of Educational Psychology, 91, 78-100. https://doi.org/10.1111/bjep.12349 Smith, K. J. (2021). Challenging units for gifted learners: Teaching the way gifted students think. Routledge.

Steenbergen-Hu, S., Olszewski-Kubilius, P., & Calvert, E. (2020). The effectiveness of current interventions to reverse the underachievement of gifted students: Findings of a metaanalysis and systematic review. Gifted Child Quarterly, 64(2), 132-165. https://doi. org/10.1177/00169862209086 Usan Supervia, P., Salavera Bordas, C., & Murillo Lorente, V. (2020). Psychological analysis among goal orientation, emotional intelligence and academic burnout in middle school students. International Journal of Environmental Research and Public Health, 17(21), 8160. https://doi.org/10.3390/ijerph17218160 VanTassel-Baska, J. (ed.) (2021). Talent development in gifted education: Theory, research, and practice. Routledge.

Смысложизненные ориентации, коммуникативные и мотивационные характеристики обучающихся центров

по работе с одаренными детьми Людмила А. Дикая, Виктория С. Рыжова Российский психологический журнал, 21(1), 2024

ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПСИХОЛОГИЯ, ПСИХОДИАГНОСТИКА ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХСРЕД

Приложение 1

Описательные статистики шкал методик «Диагностика структуры учебной мотивации школьника» и «Саморегуляция и успешность межличностного общения»

Таблица 1

Результаты описательной статистики по методике «Диагностика структуры учебной мотивации школьника»

Шкалы Учреждение

учебных N Mean Sd Median М1п Мах Н

мотивов

Школа 149 5,03 1,69 5 1 9

СУНЦ 55 5,8 1,61 6 2 9 14,13**

Сириус 75 5,84 1,58 6 3 9

Школа 150 4,27 1,81 4 0 9

СУНЦ 55 4,58 1,90 5 1 9 14,78**

Сириус 75 3,37 1,79 3 0 7

Школа 150 4,33 1,99 4,5 0 9

СУНЦ 55 4,89 2,14 5 0 9 3,38

Сириус 75 4,28 1,75 5 1 9

Школа 150 5,11 1,81 5 0 9

СУНЦ 55 6,04 1,71 6 1 9 15,40**

Сириус 75 5,89 1,93 6 1 9

Школа 150 3,94 2,15 4 0 9

СУНЦ 55 5,16 2,5 6 0 9 10,79**

Сириус 75 4,36 2,51 4 0 9

Школа 150 4,9 2,24 5 0 9

СУНЦ 55 6,4 1,94 7 2 9 21,79**

Сириус 75 5,95 2,31 6 0 9

Школа 150 4,39 1,98 5 0 9

СУНЦ 55 4,71 2,08 4 1 9 3,74

Сириус 75 3,92 2,02 4 0 9

Познавательные

Коммуникативные

Эмоциональные

Саморазвитие

Позиция школьника

Достижение

Внешние мотивы

Примечание: р^аЫе < 0.001 ***; 0.01 **; 0.05 *;

Коэффициент Н- коэффициент сравнительного анализа по критерию Краскела-Уоллиса.

СМЬООЖИЗНЕННЫЕ ОРИЕНТАЦИИ, КОММУНИКАТИВНЫЕ И МОТИВАЦИОННЫЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ ОБУЧАЮЩИХСЯ ЦЕНТРОВ ПО РАБОТЕ С ОДАРЕННЫМИ ДЕТЬМИ

Людмила А. Дикая, Виктория С. Рыжова Российский психологический журнал, 21(1), 2024

ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПСИХОЛОГИЯ, ПСИХОДИАГНОСТИКА ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХСРЕД

Таблица 2

Результаты описательной статистики по методике «Саморегуляция и успешность межличностного общения»

Шкалы

коммуникативных характе- Учреждение N Меап БС Ме-С1ап М1п Мах Н

ристик

Школа 150 7,19 2,79 7 1 14

Легкость СУНЦ 55 8,80 3,08 10 0 12 19,76**

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Сириус 75 6,45 3,12 6 0 12

Навыки общения Школа 150 7,29 2,18 7,5 2 14

СУНЦ 55 8,35 2,20 8 3 12 9 27**

Сириус 75 7,32 2,40 7 2 12

Самоуважение Школа СУНЦ 150 55 6,03 6,58 1,88 1,84 6 8 2 2 12 11 6,24**

Сириус 75 5,67 2,44 6 1 11

Школа 150 5,75 2,04 6 1 13

Некоммуникативность СУНЦ Сириус 55 75 4,85 5,95 2,24 2,16 5 6 1 1 10 10 8,39**

Отчужденность Школа СУНЦ 150 55 5,40 4,44 2,42 2,42 5 7 1 0 12 11 14,11**

Сириус 75 6,13 2,46 6 1 11

Застенчивость Школа СУНЦ Сириус 150 55 75 5,53 4,40 5,57 2,47 2,64 2,86 6 5 5 0 0 0 12 11 12 8,89**

Школа 150 5,25 2,50 5 0 12

Одиночество СУНЦ 55 4,35 2,60 4 0 10 8,03**

Сириус 75 5,67 2,86 6 0 10

Школа 150 6,93 2,32 7 2 12

Доверие СУНЦ 55 7,56 2,46 7 2 12 2,06

Сириус 75 7,19 2,45 7 2 12

Примечание: р^а1ие < 0.001 ***; 0.01 **; 0.05 *;

Коэффициент Н- коэффициент сравнительного анализа по критерию Краскела-Уоллиса.

СМЫСЛОЖИЗНЕННЫЕ ОРИЕНТАЦИИ, КОММУНИКАТИВНЫЕ И МОТИВАЦИОННЫЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ ОБУЧАЮЩИХСЯ ЦЕНТРОВ

ПО РАБОТЕ С ОДАРЕННЫМИ ДЕТЬМИ

Людмила А. Дикая, Виктория С. Рыжова Российский психологический журнал, 21(1), 2024

ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПСИХОЛОГИЯ, ПСИХОДИАГНОСТИКА ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХСРЕД

Поступила в редакцию: 30.08.2023 Поступила после рецензирования: 19.10.2023 Принята к публикации: 23.01.2024

Заявленный вклад авторов

Людмила Александровна Дикая - формулирование основной концепции исследования; разработка методологии исследования и подбор диагностического инструментария; подготовка плана и научное редактирование текста статьи; работа с иностранными литературными источниками; написание аннотации и ключевых слов.

Виктория Сергеевна Рыжова - обзор отечественных исследований по проблеме статьи, статистическая обработка эмпирических данных в программе RStudio, интерпретация результатов исследования, формулировка выводов и разработка методических рекомендаций.

Информация об авторах

Дикая Людмила Александровна - кандидат психологических наук, главный научный сотрудник, доцент, Академия психологии и педагогики, Южный Федеральный Университет, Ростов-на-Дону, Российская Федерация; SPIN-код РИНЦ: 4639-6976, Scopus Author ID: 56964985700; Web of Science ResearcherID: S-8373-2016; ORCID ID: https://orcid.org/0000-0002-1000-772X; e-mail: dikaya@sfedu.ru

Рыжова Виктория Сергеевна - младший научный сотрудник, Академия психологии и педагогики, Южный Федеральный Университет, Ростов-на-Дону, Российская Федерация; SPIN-код РИНЦ: 2110-0899; Scopus Author ID: 57658657600; Web of Science ResearcherID: H-6024-2016; ORCID ID: https://orcid.org/0000-0002-6095-0599; e-mail: vryzhova@sfedu.ru

Информация о конфликте интересов

Авторы заявляют об отсутствии конфликта интересов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.